Очное присутствие граждан что это

Обновлено: 04.07.2024

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Фролова О.В., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "ВИРТУС-КЛИНИК", на вступившие в законную силу постановление судьи Никулинского районного суда города Москвы от 03 ноября 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 26 января 2021 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВИРТУС-КЛИНИК" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением судьи Никулинского районного суда города Москвы от 03 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 26 января 2021 года и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2021 года, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник общества Фролов О.В. выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и ставит вопрос об их отмене.

Изучение материалов дела и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.

Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса.

Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила N 417).

Правила N 417 предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил N 417).

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ, дано указание обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, в первую очередь установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ (с изменениями и дополнениями) на территории города Москвы введен режим повышенной готовности.

В соответствии с пунктом 5 данного Указа утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 года, согласно приложению 6 к настоящему указу.

Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2 Приложения N 6 к Указу Мэра Москвы от 05 марта 2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 года работодатели обязаны соблюдать и обеспечить соблюдение следующего режима использования средств индивидуальной защиты:

- использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц;

- использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами.

Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (пункт 12.2 указанного Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ).

Требования об использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук) на рабочих местах и (или) территории работодателя, а также о социальном дистанцировании, в том числе путем нанесения специальной разметки, действуют по настоящее время.

Из материалов дела усматривается, что 17 сентября 2020 года в ходе проведения рейдового обследования на предмет соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями в городе Москве режима повышенной готовности в помещении клиники врачебной косметологии, расположенной по адресу: город Москва, Мичуринский проспект, дом 38, выявлены факты нарушения обществом требований приложения N 6 к Указу Мэра Москвы от 05 марта 2020 N 12-УМ, а именно: нахождения работников общества на рабочем месте без средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук, и отсутствия при входе и внутри помещений разметки социального дистанцирования.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, общество не обеспечило соблюдение перечисленных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, установленных Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими, вопреки доводам жалобы, оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы в части нарушения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении в отношении общества внеплановой проверки признаются несостоятельными, поскольку, как обоснованно отмечено судами, обследование объекта недвижимости, по результатам которого было выявлено противоправное деяние, проведено во исполнение Указа Мэра Москвы от 04 апреля 2020 года N 40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве" на основании планового рейдового задания и является самостоятельным мероприятием по государственному контролю, которое не относится ни к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренным главой 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни к проверкам, порядок проведения которых регулируется указанным Федеральным законом.

Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в соответствии с абзацем 1.5 данного Указа Мэра Москвы от 04 апреля 2020 года N 40-УМ уполномочена на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями требований в части следующих запретов: на работу салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности; на посещение образовательных организаций, предоставляющих общее, дополнительное образование, осуществляющих спортивную подготовку, профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в сфере физической культуры и спорта, а также культуры и искусства, за исключением созданных дежурных групп; в части обеспечения соблюдения требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых не осуществляется торговая деятельность; на проведение в городе Москве досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, оказание соответствующих услуг в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых не осуществляется торговая деятельность.

Таким образом, рейдовое обследование в отношении общества проведено уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости по ЗАО города Москвы.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе, виновность лица, совершившего противоправное деяние.

Действия общества квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами указанного Кодекса, а доводы настоящей жалобы установленные обстоятельства и выводы о его виновности в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.

Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено обществу в соответствии и в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены вышестоящими судами в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление судьи Никулинского районного суда города Москвы от 03 ноября 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 26 января 2021 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВИРТУС-КЛИНИК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Фролова О.В., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "ВИРТУС-КЛИНИК", - без удовлетворения.

Пандемия коронавируса повлияла на правоприменительную практику по ст. 451 ГК РФ, которая позволяет изменять или расторгать договоры ввиду существенного изменения обстоятельств. Согласно закону, обстоятельства признаются существенными, если стороны никак не могли их предугадать на момент заключения договора и если бы могли, то заключили бы договор на других условиях или не заключили вообще.

За 10 лет с 2010 по 2020 г. в Москве и Московской области было рассмотрено 238 судебных дел, где исследовался вопрос, что считать существенным изменением. Относительно небольшое количество дел для региона свидетельствует, что суды с осторожностью подходят к применению нормы ГК об исключительных случаях, позволяющих изменить или расторгнуть договор.

Самой распространенной категорий дел были споры, проистекающие из договоров подряда и аренды, тогда как практика по кредитным договорам в разы меньше. Иски по таким делам чаще всего были результатом резкого изменения курса рубля в тех случаях, когда договоры были номинированы в валюте. Отказывая в удовлетворении требований, суды говорили, что такие предпринимательские риски, как экономический кризис, изменение валютного курса, если условиями договора прямо не предусмотрено иное, не могут быть признаны исключительными.

В ряде споров суды вставали на сторону истцов. Удовлетворяя исковые требования, суды признавали существенными изменение градостроительного законодательства, изменение классификации имущества, изменение целевой программы, т. е. издание нормативных правовых и ненормативных правовых актов.

Принципиально доковидная практика использования ст. 451 ГК РФ отличается изучением обстоятельств локального характера. Судам не приходилось сталкиваться с исключительными обстоятельствами чрезвычайного характера, возникшими на всей территории страны и напрямую исключающими возможность осуществления основного вида деятельности для нескольких отраслей экономики. Резкое изменение курса рубля в период 2014–2015 гг. носило общероссийский характер, но его последствия для разных секторов экономики были разными.

Если сравнивать процессы 2014–2015 гг., возникшие из споров о расторжении договоров с кредитной ставкой или ценой договора, выраженной в валюте, и споры 2020–2021 гг. о расторжении аналогичных договоров в силу эпидемиологических ограничений, то надо отметить, что суды не признавали резкий рост курса исключительным обстоятельством. Такая позиция базировалась на том, что понятие волатильности курса известно экономической науке и вероятность резкой коррекции прогнозируема.

В ситуации с коронавирусом суды стали признавать пандемию и, в частности, ограничения, введенные из-за нее, исключительным обстоятельством.

Главным доводом истца было существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, а именно начавшаяся в марте 2020 г. пандемия коронавируса и введенные ограничения.

В марте 2020 г. была приостановлена работа большинства заведений, предполагающих очное присутствие граждан, в том числе кинотеатров, почти во всех регионах страны.

Таким образом, временная невозможность погашения текущих обязательств киносети стала следствием прямого запрета деятельности со стороны госорганов с целью предотвращения распространения заболевания.

При этом киносеть заявляет, что продолжала нести расходы по выплате заработной платы и иных платежей работникам, а также налогов. Суд счел, что требование изменить договор в сложившейся ситуации носит разумный характер, а запрет деятельности является исключительным условием по ст. 451 ГК РФ.

Уже сегодня можно предположить, что судьи, рассматривая похожие дела, будут учитывать правовую позицию, изложенную в решениях Арбитражного суда г. Москвы по данному спору. Несмотря на то что российская судебная система не строится на правиле прецедента, суды в той или иной степени руководствуются общей сложившейся правоприменительной практикой.

При этом очевидно, что не каждый спор об изменении условий договора в связи с введенными в 2020 г. ограничительными мерами будет автоматически решаться в пользу заявителя. Суды в каждом конкретном случае должны будут вникать не только во все аспекты заключения и исполнения договоров, но и в суть экономической деятельности как истца, так и ответчика.


Постановка на миграционный учет иностранных граждан претерпела определенные корректировки в 2021 году. В чем заключается новый регламент? Какой нормативный акт его устанавливает? Рассмотрим алгоритм учета иностранцев в нашем обзоре.

Какие граждане подлежат миграционному учету в РФ

Правовое регулирование учета граждан зарубежных стран основывается на нескольких нормативных актах. В них же установлены правила осуществления миграционного учета иностранных граждан.



ВАЖНО! Временно пребывающий — прибыл по визе и получил миграционную карту. Временно проживающий — иностранец, получивший разрешение на временное проживание в РФ. Постоянно проживающий — иностранец, получивший вид на жительство в РФ.

О пенсионных взносах временно пребывающих в России мы писали здесь. А о ДМС временно пребывающих в России читайте в статье.

Как видим, различают два вида миграционного учета иностранных граждан в РФ в 2021 году:


Причины для постановки на миграционный учет:

  • въезд жителя иного государства в РФ;
  • оформление рождения в России иностранца, если гражданство не предоставлено автоматически;
  • утрата гражданства РФ человеком, находящимся в Российской Федерации.

Далее рассмотрим оба вида постановки на миграционный учет иностранных граждан в 2021 году подробнее.

Оформление по месту проживания

Постоянно или временно проживающие в России лица иных государств, которые обладают правом на пользование жилым помещением, обязаны оформиться по месту жительства. Сделать это можно:

На схеме ниже представлено, какие документы нужны для миграционного учета по месту жительства:


За подачу заявления необходимо уплатить пошлину (до его подачи либо после, если заявление подано в электронном виде).


Сроки постановки на миграционный учет по месту жительства — 7 рабочих дней.


Как оформиться по месту пребывания

Временно пребывающие иностранцы или временно проживающие иностранцы, которые находятся в месте пребывания, отличном от места жительства, должны оформиться по месту пребывания.


Для регистрации необходимо подать уведомление в территориальный орган МВД в течение 7 дней с момента приезда (или истечения допустимого срока пребывания без регистрации).

Уведомление заполняют на определенном бланке по форме, которую можно скачать в начале статьи.

Обязанность по подаче уведомления лежит на принимающей стороне. В исключительных случаях подать его может сам иностранный гражданин.

Принимающая сторона — это гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ иностранец, юридическое лицо, государственный орган либо международная организация, предоставившие иностранцу для фактического проживания жилое или иное помещение.

Как оформить иностранца на работу? Ответ — здесь.

Когда сам иностранец может подать уведомление:


Посмотрите, какие бумаги следует предоставить для регистрации по месту пребывания помимо уведомления:


Регистрационные сведения вносят в базу миграционного учета в течение трех дней.

Итоги

Граждане иных стран, приехавшие в Россию, подлежат миграционному учету. Есть два вида учета: по месту пребывания или по месту жительства. Закон дает на регистрацию 7 дней. Заявление подает или сам иностранец (при оформлении по месту жительства), или тот, кто принимает иностранца на своей территории (при оформлении по месту пребывания).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Формы проведения ОСС: плюсы и минусы

Есть три формы проведения общего собрания: очная, заочная и очно-заочная. Независимо от того, какую форму проведения ОСС вы выбираете, подавляющее большинство правил и требований к его проведения и оформлению документации едино.

Сегодня мы кратко расскажем о плюсах и минусах очной и заочной форм проведения ОСС и подробно остановимся на особенностях организации ОСС в очно-заочной форме.

Очная и заочная формы проведения ОСС

При очной форме собрания собственники собираются в одно время, в одном месте, принимают решения по повестке дня, составляется реестр (или, как ещё говорят, список) собственников, принявших участие в собрании.

Заочная форма проводится в том случае, если для очной формы не набралось кворума, это определено в п. 1 ст. 47 Жилищного кодекса РФ. При этом ЖК РФ не запрещает продлить первоначально установленный срок заочного голосования.

Конечно, не раз случалось, что управляющая организация сразу проводила заочное собрание, а после суд признавал его решения недействительными.

Технически заочное голосование можно провести двумя способами: с помощью опроса или с использованием ГИС ЖКХ. Традиционным считается вариант с опросом (заполнение бюллетеней), он утверждён в пп.1 и 2 ст.47 ЖК РФ. Собственники передают бюллетени для голосования в место, указанное в уведомлении о проведении ОСС, причём обязательно до даты, также отмеченной в этом уведомлении.

Очно-заочная форма проведения ОСС

Очно-заочная форма сочетает преимущества очной и заочной форм. Она введена п.105 Постановления пленума Верховного суда РФ N 25 от 23 июня 2015 г.

Кворум при очно-заочной форме проведения ОСС определяется по итогам собрания (по окончании срока, в течение которого собственники помещений вправе представить письменные решения). Фактически данная смешанная форма учитывает реалии сегодняшнего дня.

  • очное обсуждение вопросов повестки дня и принятие решений по вопросам, поставленным на голосование;
  • передача решений собственников в установленный срок и в оговорённое место – заочный этап.

При организации очной части не забудьте сообщить собственникам: где и когда пройдёт собрание, какие вопросы будут вынесены на обсуждение. Для заочной части голосования укажите сроки и форму проведения – будут ли собственники заполнять бюллетени или голосовать в системе.

Собственник считается принявшим участие в голосовании, если заполненный им бюллетень получен до даты окончании голосования.

Иногда у управляющих организаций возникает вопрос: принимать ли бюллетени после голосования? Этого делать не нужно, если срок приёма бюллетеней не был продлён. Однако право принять запоздавшие бюллетени у УО всё же есть, для этого можно продлить срок голосования и уведомить собственников о продлении голосования.

Плюсы очно-заочной формы проведения ОСС

  • отсутствие кворума на очной форме не является препятствием для проведения заочного этапа;
  • проголосовавшим на очной части собрания не нужно голосовать заочно (голоса очного и заочного собраний суммируются);
  • проводятся не два разных собрания, с целью набрать необходимый кворум, а одно;
  • в итоге составляется один протокол ОСС, а не два;
  • окончательный ответ, набрался ли кворум, даётся после проведения обеих частей собрания.

Поможет вам очно-заочная форма и в случае, когда на ОСС вы рассматриваете вопросы, для принятия решений по которым необходимо ⅔ голосов (чч.1–3.1, 3.2–3.5 ст.44 ЖК РФ).

Дело в том, что когда такие вопросы выносятся сперва на очное голосование, затем на заочное, вероятность, что на заочном этапе решение примется ⅔ голосов, мала.

При очно-заочной форме голоса собственников суммируются и окончательно о кворуме можно говорить только после обеих частей голосования.

Отличия очно-заочной формы от очной и заочной форм

Очная форма проведения ОСС всегда проходит до заочной. И заочное голосование возможно только в случае, если на очной форме не набрался кворум. При очно-заочной форме части собрания проводятся независимо друг от друга.

При очно-заочной форме ОСС не обязательно, чтобы очная часть шла перед заочной, главное, чтобы они обе состоялись.

В случае с очно-заочной формой протокол должен быть составлен в течение 10 дней с момента окончания той части, которая состоялась позднее предыдущей. Ещё раз отметим, что голоса обеих частей суммируются.

Очная форма и заочная форма проведения ОСС требуют составления двух отдельных протоколов, и голоса, полученные при проведении очного этапа, не суммируются с голосами с заочного этапа. Напротив, это серьёзное нарушение, когда учитываются голоса с очной формы. Ведь если состоялась заочная форма, то кворум в предыдущий раз не был собран.

Читайте также: