Какое право самое сложное

Обновлено: 07.07.2024

В России в течение последних нескольких лет правила сдачи экзамена на водительское удостоверение меняются — в них добавляют вопросы, усложняют обязательную практическую часть и большинству россиян кажется, что сейчас получить права непросто. Но мы решили узнать, как сдают на права в других странах, легко ли другие государства допускают своих граждан за руль? Результаты нас удивили…

Англия

Давайте начнем с чопорных англичан — кому как не им знать все о правилах и регламентах.Напомним, что в этой стране левостороннее движение, огромное количество кольцевых развязок и очень узкие дороги.

В Англии, для начала, вам нужно будет получить так называемые временные права — сперва вы заполняете специальную форму, платите чуть больше 40 фунтов и вам отправляют документ по почте. Только после получения таких прав вы можете ездить в сопровождении любого опытного водителя, инструктора и практиковать свои водительские навыки дальше. И, конечно, на вашей машине должен быть знак L (learner).

Форт Боярд для кандидатов в водители: в какой стране сложнее всего сдать на права?

Теория

Параллельно вы можете приступить к подготовке сдачи теоретического блока экзамена. Отметим, что школ, которые будут готовить вас к этой части в Англии нет, вы учитесь самостоятельно по книгам и ресурсам в интернете, а затем записываетесь на сдачу в один из официальных центров.

Теоретический экзамен состоит из двух этапов:

  1. первый тест состоит из 50 вопросов, для удачной сдачи нужно ответить верно, минимум на 43.
  2. вторая часть — это hazard perception. На экране вы с позиции водителя видите сложную ситуацию на дороге и должны щелкнуть мышкой, если видите опасность. Например, с придворовой территории начинает выезжать грузовичок и из-за припаркованных авто вы видите только его антенну, но уже должны успеть среагировать.

Форт Боярд для кандидатов в водители: в какой стране сложнее всего сдать на права?

Практика

Практическая часть состоит из следующих этапов:

  1. проверка зрения (вас попросят назвать номер машины, стоящей в 15 метрах от вас)
  2. show me, tell me — нужно показать, как проверить масло или где включаются поворотники
  3. вождение по городу
  4. маневры (парковка, разворот)
  5. вождение по заранее заданному экзаменатором маршруту, с поворотами и съездами в строго определенных местах

Сразу отметим, что ошибки на практической части англичане делят на 2 вида: major (те, что опасны на дороге для других автолюбителей), minor (мелкие промахи, которых вы можете допустить до 15). Вообще же британских экзаменаторов считают терпеливыми и вежливыми, они могут даже немного подсказывать, понимая, что вы просто нервничаете. При успешной сдаче практики, через 2 недели вы получаете свои заветные права, а самостоятельно водить вам разрешается сразу после экзамена. Важный момент, что в первый год после сдачи экзамена вам нельзя будет получить машину в аренду, британцы очень строги в этом плане и считают, что лучше подстраховаться.

Форт Боярд для кандидатов в водители: в какой стране сложнее всего сдать на права?

Испания

Теперь обратимся к южанам, ведь есть мнение, что они относятся к правилам легче и не так консервативно. И в отличие от англичан, например, машину в аренду в Испании вы сможете получить даже по своим национальным правам или в первый год сдачи экзамена на испанские. Если говорить про экзамен, то на первый взгляд у испанцев всё, как у всех: теория и практика. При этом если вы не владеете испанским, то есть возможность сдачи экзамена на английском.

Форт Боярд для кандидатов в водители: в какой стране сложнее всего сдать на права?

Теория

Подготовиться к теории в Испании можно самостоятельно или воспользоваться помощью автошкол. Перед сдачей вам нужно будет также пройти тест по психофизической пригодности. А затем вас ждут 30 вопросов за 30 минут, где вы можете сделать не больше 3 ошибок.

Практика

Если вы успешно сдали теорию, то пора приступить и к практике. По испанским регламентам для допуска к практической части у вас должно быть пройдено не меньше 5 обязательных занятий с профессиональным инструктором — отделаться поездками с родней как у британцев не выйдет.

  1. демонстрация знаний по технической части автомобиля
  2. самостоятельная поездка с принятием собственных решений по ходу маршрута
  3. поездка с выполнением указаний экзаменатора

Америка

США по праву считаются самой автомобильной страной — американцы рано садятся за руль и получают права. И тут начинается самое интересное: дело в том, что вам сразу надо будет определиться, где вы планируете сдачу экзамена и дальнейшее вождение, так как правила дорожного движения отличаются в разных штатах. Стоит отметить, что при подаче формы на получение прав, помимо данных о росте и весе, цвете глаз, вас обязательно спросят, согласны ли вы быть донором, ведь для американцев — это очень важный пункт и многие отвечают положительно.

Форт Боярд для кандидатов в водители: в какой стране сложнее всего сдать на права?

Теория

Обычно тест в зависимости от штата состоит из 15-40 вопросов: вам нужно ответить правильно на 80%, чтобы успешно его сдать. Вас будут спрашивать про принципы безопасного вождения, проверят знание законов и дорожных знаков. Готовиться к сдаче теории вы можете самостоятельно. Что касается правил, то отмечают, что в целом система такая же, как и везде, но при этом дорожных знаков всё же меньше и часто информация доносится очень просто и доступно для водителя. Например, с данного участка штрафы за превышение скорости удваиваются. Из примечательного также, на перекрестке разрешено поворачивать направо на красный, если это отдельно не запрещено.

Практика

После успешной сдачи теории, вам могут выдать так называемое Learner’s permit (ученическое разрешение) с которым вы можете садиться за руль при нахождении в машине более опытного водителя и практиковаться, или сразу сдать экзамен, если уверены в своих силах. Но снова в зависимости от штата вас ждут свои сложности, и в некоторых регионах вы просто обязаны будете взять уроки с инструктором. В Америке также доступна такая услуга автошкол, как сопровождение на экзамен. Вы получите машину, вам заранее расскажут про маршрут и его сложности, и отвезут на место экзамена.

Форт Боярд для кандидатов в водители: в какой стране сложнее всего сдать на права?

Еще одна интересная особенность сдачи практики в США: в некоторых центрах вы можете пройти процедуру на специальных закрытых треках, согласитесь, это намного удобнее, чем поездка по городу в потоке, особенно если вы новичок.

Основные моменты практической части экзамена:

  1. соблюдение знаков дорожного движения
  2. параллельная парковка (в некоторых штатах перпендикулярная между конусами)
  3. выполнение разворота
  4. корректное сигнализирование о поворотах
  5. навык езды задним ходом (смотря при движении в заднее стекло)
  6. плавное торможение по команде инструктора

После удачной сдачи вы получаете права либо сразу на месте, либо по почте. Как вы помните, водительское удостоверение в США является одним из главных документов, удостоверяющих личность — американцы предъявляют его везде, как мы — паспорт.

Норвегия

Но для того, чтобы вы, наконец, поняли, что получение прав в России всё же в сравнении с другими странами процедура простая, мы расскажем про Норвегию. Во-первых, это очень дорого – более трех тысяч евро нужно будет выложить, чтобы стать счастливым обладателем ВУ в этой стране. Во-вторых, это сложно. Но есть и плюсы, например, права выдаются до 75 лет, а раньше вообще до 100, это также значит, что вам не нужно менять их каждые 10 лет как в России.

Теория

С теорией всё как у всех — выучил по специальному пособию или сайтам, записался на тест, сдал. Можно сдавать на английском или норвежском, 45 вопросов и вы можете ошибиться не больше 7 раз. Но отметим, что подростки начинают учиться на права здесь в 16 лет, хоть за руль их и пустят не раньше 18. Подросткам и тем, кто не имел водительского удостоверения другой страны, придётся перед тестом пройти специальный курс обучения, за который нужно будет выложить немалую сумму.

Форт Боярд для кандидатов в водители: в какой стране сложнее всего сдать на права?

Практика

А вот здесь начинается самое интригующее. Дело в том, что в Норвегии особый принцип подготовки водителей. И данный этап состоит из 4 блоков: курс первой помощи, ночная езда, курс безопасной езды, итоговая часть. При этом вас просто не допустят к следующему этапу, пока вы качественно не сдадите предыдущий. И, чтобы вы понимали всю серьезность ситуации — в Норвегии каждый инструктор окончил двухлетний университетский курс по подготовке и является специалистом высокого класса с лицензией. Поэтому договориться или надеяться на мягкость, норвежским водителям не приходится.

Курс первой помощи

Норвежцы очень серьезно относятся к авариям, и если ты проехал мимо и не помог, то тебе грозит тюрьма и лишение прав. Поэтому на занятиях по первой помощи жители этой северной страны изучают алгоритмы действий во время опасных ситуаций. Если норвежец увидел аварию, он должен надеть жилет, выставить аварийный треугольник, осмотреть пострадавших и набрать специальный номер. Оказывать первую помощь не рекомендуют, считая, что новичок может сделать хуже и лучше дождаться скорую, которая в Норвегии действительно быстро приезжает на место.

Ночная езда

Данный этап вы сможете сдать только с осени по весну из-за полярного дня — в другие времена года этого сделать не получится. Таким образом, процедура получения ВУ в Норвегии еще может быть и очень долгой. На тренировке навыков ночной езды используются специальные манекены, одетые в светоотражающую или тёмную одежду. Причем инструктор может специально отвлекать кандидата в водители разговорами, а затем резко для ученика показать фигуру лося на дороге (через пульт управления). Как вы понимаете, реакция должна быть мгновенной, иначе курс провален.

Форт Боярд для кандидатов в водители: в какой стране сложнее всего сдать на права?

Курс безопасной езды

На этом этапе идет отработка вождения на скользкой дороге. В Норвегии есть специальные площадки, смазанные маслом или покрытые металлическими пластинами, изображающими ледовые участки. Во время такой тренировки вас может занести, но в финале вы должны выйти из аварийной ситуации правильно.

Вдобавок в Норвегии серьезно заботятся об окружающей среде и стараются минимизировать выбросы выхлопных газов. Поэтому как будущий автолюбитель вы должны ездить с нормальной скоростью, не выжимая сцепление лишний раз и не газовать.

Форт Боярд для кандидатов в водители: в какой стране сложнее всего сдать на права?

Итоговый блок


Мой опыт показывает, что некоторые темы из курса обществознания вызывают сложности даже у очень умных и способных учеников. Расскажу об этих темах, поскольку им нужно уделить максимум внимания.

1. Познание

В этой теме школьники постоянно путают разные формы чувственного и рационального познания. Формы чувственного познания — это ощущение, восприятие и представление; рационального — понятие, суждение, умозаключение. Их можно запомнить с помощью мнемонического приёма:

— О, Вы Прекрасны! — чувственно говорит один человек (О, В, П — ощущение, восприятие, представление). — ПСУ понятно! — рационально отвечает другой (П, С, У — понятие, суждение, умозаключение).

Рекомендую также короткую лекцию психолога Марии Фаликман о том, что такое ощущение и восприятие.

2. Наука

Тема обширная и непростая, и здесь выпускники часто не понимают особенности научного познания, суть разных научных методов и разницу между эмпирическими и теоретическими методами.

Если совсем упростить, то эмпирические методы похожи на чувственное познание, а теоретические — на рациональное. То есть при использовании эмпирических методов мы получаем информацию с помощью органов чувств: проводим опросы, наблюдаем и описываем, измеряем и делаем опыты. А при использовании теоретических — с помощью мозга или мышления, то есть обрабатываем информацию, полученную при помощи эмпирических методов: анализируем её, систематизируем, сравниваем и так далее.

3. Ценные бумаги

Многие путают акции и облигации, а также обыкновенные и привилегированные акции. Если упростить, то, покупая акцию, вы становитесь одним из множества владельцев компании, поэтому можете принимать участие в её управлении и получать часть прибыли — дивиденды. А покупая облигацию, вы становитесь одним из множества кредиторов компании, поэтому имеете право получить через какое-то время основную сумму долга, так называемую номинальную стоимость облигации, плюс проценты.

Привилегированная акция не позволяет управлять фирмой, но даёт право на фиксированные дивиденды, обыкновенная — наоборот (позволяет управлять фирмой, но даёт право на нефиксированные дивиденды).

Рекомендую ролик от видеоблогера из Казахстана про акции и облигации на примере бизнеса по продаже тюбетеек.

4. Экономическая политика государства

Вроде бы простая тема, но у многих она вылетает из головы, в том числе из-за сложной терминологии. Считается, что государство в экономике проводит два основных вида политики: либо монетарную политику (она же денежно-кредитная), либо фискальную (она же бюджетно-налоговая).

Монетарная — это когда государство регулирует количество денег в экономике (при этом не изымает и не перераспределяет их). Основная цель здесь — борьба с инфляцией. Занимается этим Центральный банк, так что если вы помните функции ЦБ, то без труда назовёте основные направления монетарной политики (денежная эмиссия, установление ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов).


Кто принимает Конституцию РФ? Проверяем, насколько вы готовы к ЕГЭ по обществознанию

Фискальная — это изъятие и перераспределение денег в экономике без изменения их количества. Этим занимается правительство, в частности налоговая служба (которая собирает деньги у граждан) и различные министерства (которые тратят полученные деньги на здравоохранение, образование, оборону и т. д.).

5. Налоги

6. Виды республик

7. Политическая система

Тема, которую сложно понять из-за её абстрактности. Если упростить, то политическая система — это всё, что связано с политикой, в том числе субъекты или организации, действующие в политике (политические институты, входящие в институциональную подсистему), правила, по которым они действуют (в том числе законы, традиции и т. д., входящие в нормативную подсистему), идеи и ценности, которые они отстаивают (культурно-идеологическая подсистема) и связи между этими организациями (коммуникативная подсистема).

Выглядит страшновато, но если применить эту логику, возможно, получится всё запомнить. Да, и обратите внимание: хотя СМИ и помогают налаживать связи между разными политическими организациями, сами по себе они тоже считаются организациями, поэтому входят в институциональную, а не коммуникативную подсистему.

8. Виды избирательных систем

Тут главное — запомнить простую логическую связку: мажоритарная система — это голосование за кандидатов в депутаты, а пропорциональная — голосование за списки партий. У меня на канале есть отдельный ролик на эту тему, где я объясняю всё на примере выборов в школьный парламент.

9. Полномочия органов власти РФ

Пожалуй, самая сложная тема во всём курсе обществознания: здесь нужно знать полномочия президента, Госдумы, Совета Федерации, правительства и высших судов. Это всё перечислено в четырёх главах Конституции РФ — с четвёртой по седьмую.

К сожалению, многие из этих полномочий сложно запомнить логически, их надо просто выучить. Я на эту тему делал отдельный ролик, где попытался найти хоть какую-то логику во всех этих полномочиях.

10. Виды правонарушений и юридической ответственности

Тема полезная и интересная, но из-за своего объёма она многих пугает. Выпускники часто смешивают разные виды правонарушений и путают разные виды юридической ответственности. Про то, какие виды правонарушений существуют и чем они отличаются, смотрите мой ролик.

11. Юридические лица

12. Гражданский и уголовный процесс

Какие источники использовать при подготовке


  • Рекомендованные Министерством просвещения. Ищите на сайте пособия, рекомендованные при получении среднего общего образования по соответствующему предмету. Пожалуй, самые известные и регулярно переиздаваемые — это учебники под общей редакцией Боголюбова Л. Н.
  • Учебники Кравченко А. И. — они написаны достаточно просто и легко читаются.

Забегая вперёд, скажу, что, если вы будете подавать апелляцию и у вас возникнет спор о значении тех или иных терминов, лучше всего ссылаться на учебник, рекомендованный Министерством просвещения.

Ещё будут полезны каналы:

31 мая адвокатское сообщество отмечает свой профессиональный праздник – День российской адвокатуры (резолюция № 4 Второго Всероссийского съезда адвокатов от 8 апреля 2005 г.). Именно в этот день 15 лет назад был принят Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее – закон об адвокатуре).

Накануне своего праздника опытные адвокаты рассказали порталу ГАРАНТ.РУ, с чего начинался их профессиональный путь, какие ошибки могут допустить начинающие юристы-практики, как минимизировать их последствия, как искать первых клиентов, а также на что нужно ориентироваться, определяя размер вознаграждения за свой труд в начале карьеры. Советы могут пригодиться как начинающим специалистам, так и опытным юристам, которые решили сменить сферу деятельности.

Начало карьеры и квалификационный экзамен

Елена Бойцова: "Помешать адвокату может чрезмерная самоуверенность"

Если исходить из положений закона, приобрести статус адвоката может выпускник юридического факультета, проработавший по специальности два года. Образование необходимо получить по имеющей государственную аккредитацию программе, а в качестве альтернативы допускается наличие у кандидата ученой степени по юриспруденции (п. 1 ст. 9 закона об адвокатуре). Получить адвокатское удостоверение можно и в более короткие сроки. Для этого можно устроиться в адвокатское образование стажером. Срок стажировки при этом составляет от одного года до двух лет (п. 1 ст. 28 закона об адвокатуре).

Однако на практике в адвокатуру приходят и иными путями. Более того, по словам адвоката Коллегии адвокатов "Комиссаров и партнеры" Юлии Комиссаровой, очень малое количество юристов, не имея никакого опыта, начинают работать сразу помощником либо стажером адвоката – порядка 90% специалистов пришли в профессию из иной сферы юриспруденции. Нередко статус адвоката получают бывшие следователи и должностные лица правоохранительных органов, причем они хорошо разбираются в специфике уголовных дел. Не реже в профессию приходят из государственных органов, адвокатами становятся в том числе бывшие судьи. Разумеется, в адвокатуру можно попасть и из юридического консалтинга, однако некоторые из практиков оценивают получение статуса адвоката как PR-ход и возможность привлечь больше клиентов, считает Юлия Комиссарова.

Иногда наличие опыта в иной сфере помогает найти свою нишу в юриспруденции. Председатель Коллегии адвокатов "Центр Правовых Экспертиз" Елена Бойцова рассказала, что ее коллега-адвокат, получив первое высшее образование в медицинском вузе, теперь с легкостью ведет дела медицинских организаций, так как знает данную отрасль изнутри. А другой ее коллега, имеющий опыт военной службы, специализируется в вопросах военного права. В отдельных случаях выбор профессии предопределен заранее – адвокат Юлия Вербицкая знает много потомственных адвокатов, которых подготовили и привели в адвокатуру их родители или близкие родственники.

Юлия Вербицкая: "Ваши требования в суде должны быть ясны, понятны и обоснованы"

Чтобы приобрести статус адвоката при наличии образования и необходимого опыта, кандидату нужно сдать квалификационный экзамен. Он состоит из компьютерного тестирования и устного собеседования (абз. 1 п. 2.2 Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката; далее – Положение). Перечень вопросов утвержден Советом ФПА РФ и включает такие разделы, как история российской адвокатуры, основы статуса адвоката, профессиональной этики, а также вопросы из сферы гражданского, уголовного, трудового, семейного, процессуального, налогового и международного права и ряда других отраслей. В экзаменационном билете могут попасться любые вопросы из утвержденного перечня (абз. 3 п. 2.2 Положения). Нетрудно догадаться, что соискатель должен обладать знаниями по всем перечисленным направлениям, вне зависимости от того, в какой области он собирается специализироваться.

Как раз поэтому при подготовке к экзамену большинство профессионалов, уже прошедших испытание, советуют уделить больше внимания вопросам, с которыми соискатель реже всего сталкивался на практике. Наряду с этим адвокат МГКА "Мистюков, Погуляев, Ванатский" Денис Погуляев рекомендует изучить не только теоретические основы (доктрину), но и судебную практику – особенно важно это понимать тем кандидатам, которые пока не получили практику в суде. Но и о законодательстве не стоит забывать – к примеру, по опыту Юлии Вербицкой, в тестовой части экзамена могут попасться "заковыристые" вопросы на знание закона об адвокатуре. "Внимательно читайте закон и обращайте внимание на редакцию и употребление терминов, а также их буквальное толкование", – советует адвокат. Кроме того, по мнению Юлии Комиссаровой, нелишним будет ознакомиться с лекциями светил юриспруденции.

Определенным преимуществом при подготовке могут обладать стажеры и помощники адвокатов. Партнер Коллегии адвокатов города Москвы "Барщевский и Партнеры" Анастасия Расторгуева рассказала, что в ее коллегии с группой претендентов на статус адвоката занимаются старшие коллеги, причем вопросы по уголовному праву разбирают одни специалисты, по гражданскому – другие и так далее.

Первые клиенты, первые ошибки

Если квалификационный экзамен успешно сдан, соискателю со дня принятия присяги присваивается статус адвоката (ст. 13 закона об адвокатуре). С точки зрения закона, новоиспеченный специалист после этого может приступать к работе, но на практике у начинающего адвоката неизбежно возникнет целый ряд вопросов. Где искать первых клиентов – один из них.

Какие пять условий непременно должны быть внесены в соглашение между доверителем и адвокатом? Ответ – в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Мнения экспертов относительно того, стоит ли привлекать в качестве первых клиентов знакомых и друзей или лучше искать доверителей вне близкого круга общения, разделились. Одни полагают, что работа и приятельские отношения несовместимы. "Если есть желание остаться друзьями, то лучше искать доверителей на стороне. Точно так же, как нельзя делать медицинские операции своим близким – правильный расчет смешивается со страхом и неловкостью", – привела пример Анастасия Расторгуева. С друзьями, по мнению Юлии Вербицкой, могут возникнуть сложности и при определении суммы гонорара.

Как считают другие адвокаты, друзья в качестве первых клиентов – это, напротив, вполне приемлемо. Денис Погуляев подчеркнул, что начинающему адвокату значительно легче найти первых клиентов среди знакомых. По его оценке, потенциальный доверитель "со стороны" скорее всего поймет, что перед ним не очень опытный адвокат, а это может вызвать настороженность и отказ от сотрудничества. Друзья же, наоборот, изначально положительно настроены и скорее доверят решение своих юридических проблем знакомому адвокату. Кроме того, как предполагает Елена Бойцова, друзья могут начать рекомендовать такого адвоката как хорошего специалиста.

В то же время эксперты рекомендуют даже с близкими людьми выстраивать отношения по схеме "адвокат-клиент". Партнер Berkshire Advisory Group Сергей Копейкин считает необходимым в каждом случае заключать официально оформленное соглашение, согласно которому стороны берут на себя определенные функции и обязательства. Причем в данном случае неважно, первый это процесс у адвоката, или у него уже есть наработанная практика.

Денис Погуляев: "Адвокатский труд требует высокой квалификации, больших затрат времени и нервов"

Елена Бойцова и Сергей Копейкин сошлись во мнении, что начинающему специалисту может помешать излишняя самоуверенность, ведь юристы, которым она присуща, склонны переоценивать свои силы и в связи с этим недостаточно детально прорабатывать дело. Из этой ситуации есть несколько выходов – Бойцова рекомендует для начала "снять корону" и сосредоточиться на изучении судебной практики. Нелишним будет прислушаться к советам более опытных коллег, можно посещать судебные заседания с их участием, нужно подмечать особенности их поведения, и таким образом набираться знаний и уверенности. А Сергей Копейкин советует наряду с этим избрать специализацию – ту отрасль права, которая нравится, и окунуться в эту сферу с головой.

Ошибки часто возникают и в отношениях с доверителем. Юлия Комиссарова призывает максимально конкретизировать и прописывать в соглашении объем действий, которые предстоит осуществить адвокату, чтобы не ввести клиента в заблуждение. Наряду с этим Денис Погуляев рекомендует заключать договоры с доверителями только будучи однозначно уверенным, что перегрузки адвоката не произойдет, и новое дело не помешает ведению других.

Сергей Копейкин: "Опытный адвокат заинтересован в том, чтобы воспитать последователей и передать им знания"

Серьезными недочетами специалисты считают и недобросовестный подход к процессуальным нормам и документам. Нужно следить за течением сроков исковой давности и в целом предельно внимательно относиться к процессуальным срокам, ведь их пропуск влечет отказ в удовлетворении требований. Следует ответственно подходить и к процессуальным документам, они должны быть краткими, четкими и простыми. "Судьи третейских (и, думаю, всех иных судов) очень не любят процессуальные документы на нескольких десятках страниц. Ваши требования должны быть ясны, понятны и обоснованы. В этом случае у вас есть все шансы на успех", – поделилась секретом Юлия Вербицкая. В числе ошибок профессионалы-практики также называют назначение экспертизы и постановку вопросов экспертам без предварительных консультаций со специалистом.

Можно предположить, что значительное число перечисленных ошибок молодой адвокат сможет избежать, если он будет действовать под руководством опытного наставника. Большинство экспертов, ответивших на вопросы портала ГАРАНТ.РУ, отмечают, что наставничество в адвокатской среде распространено, некоторые даже называют это достойной традицией. Подобный подход взаимовыгоден – начинающие специалисты растут и развиваются в выбранной профессии, а состоявшиеся адвокаты воспитывают своих последователей. В то же время в отдельных адвокатских образованиях в наставничестве могут отказать, если есть опасения, что адвокат, на которого потратили время и силы, перейдет в другое профессиональное образование и станет конкурентом для своих учителей. То есть в конечном итоге наличие или отсутствие практики наставничества зависит от конкретной адвокатской коллегии или бюро.

Трудности профессии

Выбирая путь адвоката, начинающему специалисту нужно отдавать себе отчет в том, что практически сразу ему придется столкнуться с тяжелой интеллектуальной работой. Самыми сложными направлениями практической юриспруденции Сергей Копейкин считает хозяйственно-финансовое, строительное и земельное право. Эти области, по его оценке, постоянно развиваются, поскольку любые трансформации в экономике влекут за собой изменения в праве. По тому же принципу Анастасия Расторгуева отнесла к самым трудоемким направлениям налоговое право, отметив, что оно "меняется со скоростью света". А Елена Бойцова лучше посоветует хорошего специалиста по международному праву, чем самостоятельно начнет вникать во все нюансы данной отрасли. В то же время, по мнению специалистов, и в сложных делах можно при желании найти положительные стороны – они заставляют думать и профессионально развиваться.

Юлия Комиссарова: "Юридически сложные дела интересные, так как они заставляют думать и развиваться"

Для адвоката неизбежны и тяжелые эмоциональные переживания. Как отмечают практики, в уголовных делах, в которых есть риск, что подзащитного приговорят к реальному лишению свободы, в делах о лишении родительских прав и определении порядка общения с детьми происходит погружение в судьбы людей. "Мне было бы морально тяжело защищать водителя, сбившего насмерть или причинившего тяжкий вред здоровью пешехода, особенно ребенка, женщины или пожилого человека. В этом случае лично я бы попробовала договориться о компенсации, если это будет возможно в рамках данного дела, то есть максимально уменьшить вред, причиненный моим подзащитным", – поделилась Юлия Вербицкая.

Однако несмотря на трудности, молодые адвокаты редко разочаровываются в профессии до такой степени, чтобы из нее уйти – так считают многие представители сообщества. Как правило, еще до получения статуса будущие специалисты знают, чего ждать на выбранном пути. Но уйти из адвокатуры отдельные юристы могут не из-за разочарования, а по другим причинам. Например, если специалист так и не научился находить доверителей и не смог выбрать адвокатское образование, которое обеспечивало бы загрузку и, следовательно, поступление денег, считает Денис Погуляев. Но, как отметили практики, тот, кто решил покинуть адвокатуру, свободен в выборе дальнейшего пути, ведь все зависит от его желания и настойчивости. Уже состоявшиеся профессионалы могут занять должности чиновников или руководителей компаний, и кроме того, юристам всегда открыто направление консалтинга.

Вознаграждение за труд и собственная практика

Поскольку адвокатский труд требует высокой квалификации, а также больших временных и эмоциональных затрат, неизбежно встает вопрос об его оплате. Кстати, размер вознаграждения и условия его выплаты относятся к существенным условиям соглашения об оказании юридической помощи (подп. 3 п. 4 ст. 25 закона об адвокатуре).

Анастасия Расторгуева: "Существующий закон об адвокатуре не отражает реального положения дел"

Представляется, что причитающуюся адвокату сумму ему нужно определять, исходя из адекватной оценки своего профессионализма. И необязательно при этом, чтобы молодой адвокат получал мало. Напротив, обратила внимание Елена Бойцова, "дешевый" специалист вызывает обоснованное сомнение – почему он так мало берет? Если профессионал уверен в своих знаниях и силах – он может называть высокий гонорар, полагает Сергей Копейкин. Однако и здесь следует проявлять известную сдержанность. Практикующие юристы советуют учитывать средние цены по рынку, а также исходить из общих расценок адвокатского образования, в котором работает специалист.

Впрочем, последний фактор не нужно учитывать адвокату, который открыл собственную практику и уже не зависит от коллегии или бюро. Вероятно, он может считать себя профессионалом и просить соответствующий гонорар, поскольку в настоящее время учредить адвокатский кабинет, чтобы вести самостоятельную деятельность, вправе только гражданин, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет (п. 1 ст. 21 закона об адвокатуре). Это положение появилось в законодательстве сравнительно недавно, менее года назад – изменения вступили в силу с 13 июня 2016 года (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 2 июня 2016 г.. № 160-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

К слову, данную норму не все адвокаты считают удачной. Денис Погуляев отметил, что она несправедлива для состоявшихся юристов с большим опытом, которые решили получить статус адвоката. Они не смогут сразу после этого стать учредителями кабинета или коллегии, так как им придется ждать пять лет, зарабатывая необходимый стаж. Более справедливым, по мнению эксперта, был бы дифференцированный подход, учитывающий продолжительность профессионального опыта. А Юлия Вербицкая, напротив, полагает, что наличие обязательного пятилетнего стажа – это правильная мера в отношении молодых адвокатов. Данный период она назвала оптимальным для получения опыта и создания собственной клиентской базы.

Что интересно, не все профессионалы считают необходимым открывать собственную практику. Так, Анастасия Расторгуева рассказала, что большинство ее успешных коллег-адвокатов являются членами коллегий или бюро. Данные формы адвокатских образований, по ее оценке, дают большее преимущество, поскольку всегда можно посоветоваться с коллегами или вести дело сообща. К тому же, самостоятельность влечет за собой и риски – не исключено, что первоначальная клиентская база не обеспечит достаточный доход. В этом случае эксперты рекомендуют заранее предвидеть такую ситуацию и создать финансовый резерв на первое время.

Реформирование адвокатуры

По мнению некоторых адвокатов, действующее законодательство, которое касается адвокатуры, необходимо скорректировать. В качестве одного из направлений предлагаемых ими изменений можно выделить регулирование рынка юридических услуг. Отдельные эксперты считают, что все юристы должны получать некий "допуск к профессии". Сегодня большинство специалистов не обязаны сдавать никаких квалификационных экзаменов, но в то же время могут выступать в качестве представителя в суде. Но чтобы стать адвокатом, нужно пройти испытание, а в дальнейшем еще и следовать закону об адвокатуре и Кодексу профессиональной этики. По оценке Дениса Погуляева, такое положение вещей создает дисбаланс в сфере юридических услуг.

Некоторые профессионалы предлагают повысить требования еще и к адвокатам. Так, Сергей Копейкин считает, что отбор в адвокатское сообщество должен стать более жестким и в профессиональном плане, и с точки зрения личных качеств будущего специалиста.

Определенные претензии есть у практиков к форме адвокатских образований. Сегодня адвокатские бюро, коллегии и юридические консультации считаются некоммерческими организациями (п. 1-2 ст. 123.16-2 Гражданского кодекса). Анастасия Расторгуева отмечает, что в связи с этим у партнеров нет желания вкладываться, например, в офис или иное имущество фирмы, так как оно останется в самой организации. Адвокат рассказала, что по этой причине некоторым крупным адвокатским фирмам приходится открывать коммерческую структуру с тем же названием. По оценке других экспертов, для решения подобных проблем нужно создать форму адвокатской деятельности, схожую с коммерческими организациями. В том числе это позволило бы совершать сделки с ее долями.

Начинающему адвокату придется столкнуться со множеством трудностей. Но если он уверен в выбранном пути, готов упорно работать и добросовестно выполнять свои обязательства, чтить закон и Кодекс профессиональной этики, он несомненно станет достойным членом адвокатского сообщества.



В Англии стать водителем можно в 17 лет. Кандидату предстоит сдать теоретический экзамен, который состоит из двух частей. Первая часть – это 50 вопросов, для прохождения необходимо ответить правильно хотя бы на 43 из них. Вторая часть теоретического экзамена – это 14 видеовопросов, в которых смоделированы различные дорожные ситуации, от экзаменуемого требуется своевременная и адекватная реакция на происходящее. Из 75 баллов достаточно набрать 44. Теоритический экзамен сдают 65% экзаменуемых, за возможность попытаться сдать экзамен придётся выложить около $50. Практический экзамен длится 40 минут, где маршрут может давать экзаменатор, либо кандидат в водители сам выбирает, куда ему ехать. Этот экзамен сдают лишь 43% кандидатов. Попытка обходится примерно в $100.


Достаточно серьёзные требования к будущему водителю в Германии. С теорией всё достаточно стандартно, а вот к вождению уровень требований очень высокий. Начнём с того, что фактическое обучение будет проводиться столько времени, сколько потребуется для наработки необходимых навыков. Практические занятия проводятся не только на городских улицах, отдельные занятия посвящены езде по автобану, по просёлочным дорогам, а также езде в темноте. 28% претендентов обычно не сдают экзамен с первого раза, после чего вынуждены проходить дополнительное обучение.


Во Франции законодательно установлено минимальное количество часов за рулём для ученика – 20. Инструкторы – госслужащие, стоимость 20 занятий около 1200 €, однако зачастую инструктор назначает дополнительные часы, вплоть до 40, поэтому финальный ценник подготовки может значительно превышать минимум. Сумма может оказаться немалой даже для благополучной Франции, на этот случай существует даже государственная программа кредитования для малоимущих. Экзаменаторов в стране не хватает, оттого своей очереди на практический тест порой приходится ждать около 5 месяцев. 7 минут на подготовку и проверку автомобиля экзаменуемым и 25 минут отводится на вождение. Экзаменатор оценивает навыки кандидата, основное правило – он не должен представлять опасность на дороге.


В силу непростых дорожных условий, вызванных продолжительной зимой, достаточно строгие условия получения водительского удостоверения в Швеции. Очень большое внимание здесь уделяется подготовке водительских навыков. В частности, в автошколе каждый обязан пройти 4-часовой курс вождения по скользкой поверхности на скорости около 100 км/ч. Но не подумайте, что от шведского водителя требуются лишь незаурядные водительские навыки. Сначала ему придётся сдать восемь (!) теоретических тестов.


В соответствии с законодательством Финляндии, чтобы получить допуск к экзаменам, требуется 20-часовое обучение теории и 30-часовое обучение вождению, в том числе и приёмы контраварийного вождения. Частично в столь серьёзной подготовке даже рядовых водителей и кроется секрет столь большого процента успешных финских гонщиков в самых разных гоночных сериях. Свои навыки по избеганию аварийных ситуаций придётся доказывать и на экзамене, практическая часть сдаётся в два этапа: зимой и летом. Причём сначала выдаются временные права, в зависимости от того, как водит их владелец, основные права он может получить лишь через 2 года. Экзамены финнам обходятся в €1000-2000.


Серьёзные требования к водителю предъявляют итальянские власти. На теоретическом экзамене предстоит ответить на 40 вопросов, допускается лишь 4 ошибки. Причём вариантов этих вопросов около 7 тысяч, и входят туда не только вопросы о ПДД, довольно много вопросов об оказании первой помощи. В Италии водителю грозит тюремный срок за неоказание помощи пострадавшему. При этом итальянских водителей едва ли можно назвать дисциплинированными.



Читайте также: