Обязательное согласование времени встречи характеризует стиль переговоров в какой стране

Обновлено: 04.07.2024

От того, насколько грамотно, психологически верно они выстроены, зависит и успех предприятия, и его репутация в целом.

Трудности на переговорах зачастую возникают в связи с различиями в ожиданиях, которые нередко обусловлены различиями национальных культур. Знание национальной специфики ведения переговоров поможет избежать ошибок восприятия и произвести более благоприятное впечатление на партнера, установить с ним долгосрочные партнерские отношения.

Культуры и уровни контекста

В этнопсихологии принято различать культуры с низким уровнем контекста, в которых произнесенные слова воспринимаются собеседником практически буквально, без учета возможного скрытого смысла. К ним относятся, к примеру, американская и немецкая. И культуры с высоким уровнем контекста (в частности, французская и японская), где значение контекста очень велико и порой скрытый в словах смысл способен менять сказанное на прямо противоположное. Рассмотрим представителей каждой культуры подробно.

Американский стиль

Американский стиль ведения переговоров отличается достаточно высоким профессионализмом. При этом по сравнению с представителями других стран, члены американской делегации относительно самостоятельны при принятии решений и стремятся обсудить не только общие подходы, но и детали, связанные с реализацией договоренностей. Поэтому в процессе переговоров с ними необходимо выдвигать реальные и конкретные предложения.

Ценят в людях открытость и честность, быстро переходят к сути разговора, не тратя время на формальности.

Часто при заключении коммерческих соглашений американские партнеры проявляют слишком большую напористость и даже агрессивность.

Французский стиль

Французские партнеры не любят сталкиваться в ходе переговоров с неожиданными изменениями в позициях партнеров, поэтому большое значение придают достижению предварительных договоренностей.
Предпочитают досконально изучать все аспекты и последствия поступающих предложений, поэтому переговоры с ними проходят в значительно более медленном темпе, чем, к примеру, с американцами.

при этом, однако, учитывая, что они крайне чувствительны к слабому владению французским иностранцами.
Искусно, даже с изяществом отстаивая свою позицию, французы не склонны к торгу.

На переговорах очень следят за тем, чтобы сохранить свою независимость.

Чаще всего выбирают конфронтационный тип взаимодействия, хотя и стремятся при этом сохранить традиционные для французской нации черты поведения: учтивость, вежливость, любезность, склонность к шутке и непринужденность в общении.

Немецкий стиль

Немцы предпочитают начинать переговоры, только если достаточно уверены в том, что придут к какому-то соглашению с партнером. Очень ценят пунктуальность, и если видят ее в партнере, это немедленно и благотворно сказывается на атмосфере переговоров.

Немцы известны своим педантизмом, поэтому, ведя с ними переговоры, необходимо придерживаться международного протокола.

Свою позицию они прорабатывают весьма тщательно, предпочитая обсуждать вопросы последовательно: не закончив с одним, едва ли согласятся перейти к следующему.

Ценят в партнере честность и прямоту, очень любят приводить факты и примеры, а соответственно и выслушивать их.

Неравнодушны к цифрам, схемам с диаграммами. Беседуя с немецкими партнерами, надо быть логичным в аргументации и точным в изложении фактов. В конце разговора полезно повторить свои мысли и выводы в кратком резюме.

Английский стиль

В отличие от немцев, англичане в меньшей степени уделяют внимание подготовке к переговорам. Они подходят к проблеме с изрядной долей прагматизма, полагая, что в зависимости от позиции партнера непосредственно в ходе переговоров и можно будет найти оптимальное решение. При этом они достаточно благосклонно встречают инициативу противоположной стороны.

Традиционно англичане абсолютно непоколебимы во всем, что касается соблюдения каких-то принятых правил, а тем более законов.

У них высоко развито чувство справедливости, поэтому при ведении дел они предпочитают вести честную игру.

По традиции англичанин сдержан в суждениях, избегает категоричных утверждений.

Исследователи британского национального характера считают, что этим он неизменно выражает уважение к собеседнику. Впрочем, британцы старательно избегают в беседе любых личных моментов, то есть всего того, что может быть расценено как вторжение в чужую частную жизнь.

Иностранец, привыкший считать, что молчание — знак согласия, рискует жестоко ошибиться, полагая, что убедил англичанина в своей правоте.

Итальянский стиль

Итальянцы, по своей природе, экспансивны и отличаются большой общительностью. Их практика ведения деловых переговоров в основном отвечает нормам развитых европейских стран. Однако определенные различия все же проявляются в поведении представителей крупных и мелких фирм. Последние, как правило, более энергичны и активны при установлении контактов, стремятся не затягивать решение организационных вопросов, охотно идут на альтернативные варианты соглашения.

Итальянские бизнесмены предпочитают завязывать деловые отношения с людьми, занимающими равное им положение в деловом мире.

Немаловажное значение для них имеют неформальные контакты с партнерами, в том числе и в неслужебное время.

Они полагают, что неофициальная обстановка обязательно будет способствовать сглаживанию возможных противоречий, что в ней можно будет более свободно высказывать критические замечания по поводу деловых предложений партнера, не рискуя его обидеть. Итальянцы высоко ценят проявление искреннего интереса к своей стране и, если видят его в партнере, отреагируют надлежащим образом.

Испанский стиль

Переговоры с испанскими предпринимателями обычно протекают менее динамично. Испанцы большие любители вести многословные дискуссии, поэтому регламент переговоров у них очень часто не соблюдается.
Испанские партнеры независимы и обладают большим чувством собственного достоинства. Внешнему виду на переговорах уделяют большое внимание.

Там, действительно, встречают по одежке.

Каждая из семнадцати провинций Испании придает характеру жителей свой неповторимый колорит. Однако чем ближе к югу, тем более открытыми становятся проявления чувств, менее формальным и условным общение.

Китайский стиль

Склонны четко разграничивать отдельные этапы деловых встреч:

первоначальное уточнение позиций, их обсуждение и заключительная стадия переговоров. На начальном этапе немаловажное значение придают тому, как ведут себя партнеры, как они выглядят, каковы у них отношения между собой. Таким образом китайцы с самого начала пытаются определить статус каждого из участников противоположной стороны. В дальнейшем они достаточно явно ориентируются на людей с наиболее высоким статусом — как официальным, так и неформальным. Однако воздействовать на позицию партнеров по переговорам стремятся, прежде всего, через людей, которые, по их мнению, так или иначе, демонстрируют симпатии китайской стороне.

Обыкновенно они делают уступки лишь под конец переговоров. Причем происходит это в момент, когда кажется, что переговоры зашли в тупик. Однако тем самым переговоры только возобновляются.

Ошибки, допущенные партнерами в ходе переговоров, китайцы используют весьма умело.

И окончательно приходят к соглашению с партнером не за столом переговоров, а у себя дома. При этом гость не должен исключать, что они в самый последний момент постараются внести в уже парафированные договоренности выгодные для себя поправки и оговорки.

Японский стиль

Японская мораль считает узы взаимной зависимости основой отношений между людьми.

Поэтому японские предприниматели привыкли судить о партнере прежде всего по его принадлежности к той или иной группе. Японские бизнесмены чрезвычайно щепетильны и очень ответственно относятся к принимаемым на себя обязательствам. Не удивительно, что даже проведение предварительных переговоров они рассматривают как обязывающий шаг и не склонны делать его, не получив о партнере и его предложениях по возможности исчерпывающей информации.

Иностранец, впервые встретившийся с японскими бизнесменами, порой бывает крайне удивлен неспешным темпом деловых переговоров.

Японцы не любят рисковать, и стремление не проиграть может оказаться у них сильнее, чем желание выиграть.

В Японии существует особая система принятия решений, суть которой состоит в том, что в обсуждение проблемы, ее рассмотрение и согласование, вовлекается большой круг лиц — от руководителя фирмы до рядового сотрудника, на что уходит немало времени. На этой же стадии определяются конкретные пути выполнения решений.

+Когда японцы встречаются с очевидной уступкой со стороны партнера, они чаще всего отвечают тем же. Другое дело, что их мораль разделяет поступки не на хорошие и дурные, а на подобающие моменту и неподобающие ему, поэтому они полагают само собой разумеющимся, что соглашение с партнером имеет силу лишь до тех пор, пока сохраняются условия, в которых оно было достигнуто.

Восточные народы

"Восток дело тонкое . "

Для арабов очень важным представляется установить на переговорах атмосферу взаимного доверия.

Если европеец старается при решении проблемы предугадать развитие событий, то арабы скорее привыкли обращать взгляд в прошлое, ориентируясь на свои традиции и обычаи. В целом арабский мир далеко не однороден и существуют значительные различия в стилях делового общения у представителей разных арабских государств. Наиболее типичный арабский стиль ведения переговоров представляют египтяне, поэтому стоит сказать о них особо.

Египтяне крайне чувствительны к вопросам, так или иначе связанным с национальной независимостью,

Последующая беседа может проходить гораздо менее гладко. Египтяне любят оставлять за собой возможность продолжить контакты, если становится очевидным, что на сей раз соглашения достичь не удастся. При этом отказ от сделки сопровождается расточением похвал в адрес партнера и отвергнутого предложения.

Восприятие друг друга

Интересно, что предприниматели различных стран не только ведут переговоры и деловые встречи по-разному, но и по-разному воспринимают друг друга.

В ходе деловых переговоров с представителями зарубежных фирм и организаций необходимо помнить, что участниками этих контактов являются граждане разных государств. От правильной организации и проведения деловых переговоров во многом зависит будущее принятых решений. На секретаря ложится большая организационная работа. Выполняя профессиональные обязанности, секретарю-референту необходимо учитывать некоторые национальные особенности делового общения и ознакомить с ними руководителя.
В каждой стране и у каждого народа существуют свои традиции и обычаи делового общения и деловой этики.
Национальный стиль — это наиболее распространенные особенности мышления, восприятия, поведения. Они не будут обязательными чертами, характерными для всех представителей страны, а только типичными для них.
Знание национальных особенностей может служить ориентиром поведения партнера по бизнесу.
Готовясь к деловым переговорам с французскими коллегами, надо помнить, что Франция — одна из старейших наций на европейском континенте. Долгое время французский язык был языком дипломатического общения. Это не могло не сказаться на чертах национального характера, французского стиля современного делового общения. Французская система образования ориентирована на воспитание независимых и критически настроенных граждан. Французы скорее галантны, чем вежливы, скептичны и расчетливы, хитроумны и находчивы. Они никогда не желают рисковать. Деловые переговоры ведут жестко, давят своей конфронтацией.
Если предстоит встреча с французской делегацией, то деловые переговоры нужно провести исключительно корректно, сдержанно и помнить об этих особенностях.
Во время деловых переговоров с представителями Китая надо иметь в виду, что китайские участники очень внимательны к сбору информации относительно предмета обсуждения, и к партнерам по переговорам.
В китайской делегации, как правило, много экспертов, например, эксперт по финансовым вопросам, техническим и т.д.
Надо помнить, что специфика деловых переговоров с китайской делегацией заключается в следующем: гостеприимство, стремление склонить партнера к принципам, благоприятным для китайской стороны, терпение, отсутствие всяких эмоций, подчеркнутое внимание ко всем участникам переговоров, а не только к руководителям. Китайцы ведут деловые переговоры, четко разграничивая отдельные этапы: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение и заключительный этап переговоров. Большое внимание они уделяют внешнему виду партнеров, манере их поведения, отношениям внутри делегации. Важное значение китайцы придают налаживанию неформальных, личных отношений с партнерами. Подарки лучше делать не определенному лицу, а всей организации, т.к. местные правила могут запрещать принимать личные подарки.
При общении с японскими коллегами можно отметить особенности их национального характера: трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, приверженность традициям, дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга, вежливость, аккуратность, самообладание, бережливость, любознательность, стремление к согласованным действиям в группе.
При деловых переговорах с японцами неприемлемо никакое давление. Необходимо избегать физического контакта — рукопожатие нежелательно.
Важнейшим элементом правил хорошего тона являются поклоны. При представлении вручаются визитные карточки. Получать их надо обеими руками, в знак уважения их необходимо прочитать.
Во время первой деловой встречи с представителями японских фирм, принято обмениваться письменными материалами о своих фирмах: профиль фирмы, основные данные о ней (точное название, адрес, фамилии и должности главных должностных лиц), биография главы фирмы, ассортимент выпускаемой продукции, текстовые и графические материалы, которые давали бы представление о предлагаемых вашей фирмой на японский рынок продукции, технологиях и услугах.
Кроме того, желательно представить дополнительную информацию об отличительных особенностях вашей продукции по сравнению с продукцией конкурентов. С самого начала переговоров, после представления и обмена визитными карточками, надо подать чай. Во время деловых переговоров с японцами нельзя произносить твердое “нет”. Надо отвечать более уклончиво: ”Мы подумаем над вашим предложением”.
Японцы не допускают к бизнесу женщин и никогда не допускают их к деловым переговорам. Они также относятся с недоверием к присутствию на переговорах женщин с нашей стороны. Старайтесь не дарить цветов, т.к. для японцев они символичны. Подобрать правильно цветы для японской делегации без знания специфики страны и вкуса очень сложно.
Не распаковывайте сувениры, которые они вам дарят, а если, в свою очередь, вы дарите японцам сувениры, то они не должны быть дорогими.
Американская культура сравнительно молода, если ее сравнивать со многими европейскими, азиатскими или ближневосточными культурами. Американцы внесли значительный элемент демократизма и прагматизма в практику делового общения.
С раннего детства американцы надеются только на себя. Они самостоятельны и независимы. Американцы прямые люди, ценят в людях честность и откровенность, быстро переходят к сути разговора и не тратят время на формальности.
В США разработана целая теория ведения деловых переговоров. У них существует специально созданная должность “конфликтолог”, который всегда присутствует на переговорах. Конфликтологи присутствуют не только во время официальных переговоров, они приезжают на фирму заблаговременно знакомиться, ставить свой “диагноз” и только после этого назначаются официальные переговоры. Американцы берегут время и ценят пунктуальность. Они пользуются ежедневниками и живут по расписанию.
В деловом общении американцы энергичны, настроены на интенсивную работу. Этому способствует вся система образования и воспитания, существующая в США. Со школьной скамьи в детях поощряется напористость, умение ставить и добиваться цели, жестко отстаивать интересы представляемых ими коллективов. Американский прагматизм во многом обеспечивается объективными факторами. Как правило, представители США обладают сильной позицией на деловых переговорах и это сказывается на технологии их ведения. Американская делегация всегда отличается жестким прессингом, настойчиво пытается реализовать свои цели. В США отмечаются три подхода к переговорам: мягкий, жесткий, принципиальный.
Американцы отличаются прекрасным знанием конъюнктуры рынка, его фирменной структуры и положения на нем контрагента. Что же касается общения партнеров в неформальной обстановке, то деловой прием в США — обычная вещь. Но деловые приемы у них гораздо короче. По его окончании участники могут вернуться на рабочее место и продолжить деловые переговоры.
При общении с партнерами из Германии следует обратить внимание на то, что немцы отличаются трудолюбием, прилежанием, пунктуальностью, бережливостью, рациональностью, организованностью, педантичностью, стремлением к упорядоченности.
Деловые связи с немецкими фирмами можно установить путем обмена письмами с предложениями о сотрудничестве. Можно использовать принятую в Германии практику организации сотрудничества через агентские и посреднические фирмы. Высокий профессионализм и безусловное выполнение принятых на себя обязательств способствуют налаживанию долгосрочных деловых связей с немецкими фирмами. При встрече с делегацией из Германии нужно всегда помнить: первое — точность, пунктуальность, опрятность. Эти качества нужны не только для деловых переговоров с зарубежными партнерами, но вообще на любых переговорах. Но, если вы встречаетесь с делегацией из Германии, то это должно быть обязательно учтено. Второе, во всем должны быть ясность и порядок. На столе переговоров все должно быть аккуратно разложено. Вопросы должны быть тщательно подготовлены, заранее написаны на специальной бумаге. Третье, не вступать в деловые переговоры, если вы еще не уверены и сами для себя не решили, как правильно сформулировать или, как правильно поставить данный вопрос. Четвертое, немцы пристально следят за четкой последовательностью и логикой в обсуждении всех вопросов.
В ходе деловых переговоров немцы профессиональны и официальны. Они обычно ожидают от вас того же. Обращаться к ним следует по фамилии, например, “господин Бауэр”, а не по имени, как принято у американцев. В Германии очень редко приглашают деловых партнеров домой. Если же Вам поступает такое приглашение, то не забудьте букет цветов для хозяйки дома.
Английские традиции предписывают сдержанность в суждениях как знак уважения к собеседнику. Британская натура склонна к выжиданию и неторопливым поискам компромисса. При всей своей приветливости и доброжелательности, англичане остаются абсолютно непоколебимы во всем, что касается соблюдения каких-то правил, а тем более законов.
Не следует начинать переговоры с английскими фирмами без тщательной подготовки и согласования. Не обязательно и сообщать своим английским партнерам о своем прибытии и адресе, если согласованы сроки и программа пребывания. Пунктуальность в Великобритании — жесткое правило.
Англичане принимают решения медленнее, чем, например, французы. На честное слово англичан можно положиться. Они достаточно гибки и охотно откликаются на инициативу противоположной стороны. Традиционным для британцев было и есть умение избегать острых углов во время переговоров.
Приглашение в дом следует рассматривать как знак особого расположения. Если такое приглашение последует, то в день визита надо послать с посыльным хозяевам дома цветы, шоколад и вино. В гостях в английском доме не принят обмен визитными карточками.
Итальянцы экспансивны, порывисты, отличаются большой общительностью. Существующая в стране практика деловых переговоров отвечает нормам большинства европейских стран. Для налаживания деловых отношений достаточно обмена официальными письмами с предложениями.
Большое значение итальянские бизнесмены придают тому, чтобы переговоры велись между людьми, занимающими примерно равное положение в деловом мире или обществе.
Итальянские бизнесмены чувствительны к соблюдению основных правил деловой этики и это следует учитывать при организации и ведении переговоров.
Испанские партнеры по своему характеру серьезны, открыты, галантны, обладают большим чувством юмора и способностью работать в команде.
Не следует назначать встречу в полдень. Это — час фиесты. Церемония знакомства не отличается от общепринятой: рукопожатие и обмен визитными карточками.
Стиль ведения деловых переговоров с представителями испанских фирм менее динамичен, чем с американскими и японскими. Поскольку испанцы любят много говорить, то регламент встреч часто не соблюдается. Необходимость классического костюма — белой рубашки и начищенной обуви — обязательна.
В Испании не принято приглашать деловых партнеров домой. Однако, если такое предложение поступило, то принесите с собой в качестве подарка цветы и вино. Избегайте дорогих подарков, которые могут быть восприняты как взятка и обидят партнера.
Шведы известны в мире своей деловой этикой, которая близка к немецкой, но не столь суха. К ее характерным чертам относятся прилежность, пунктуальность, аккуратность, серьезность, порядочность и надежность в отношениях.
Уровень квалификации шведских бизнесменов очень высок, поэтому в своих партнерах они особенно ценят профессионализм. Шведы, как правило, владеют несколькими иностранными языками, в первую очередь, английским и немецким.
Шведские бизнесмены предпочитают знать заранее состав участников и программу пребывания (включая рабочую часть, приемы, посещение театров и т.п.). Шведы сдержанны, не выражают ярко своих эмоций. Они предварительно и всесторонне изучают полученные предложения и любят рассматривать все вопросы в мельчайших деталях, поэтому, если вы хотите достичь успеха, на переговоры нужно приходить тщательно подготовленным. Дружеские связи и отношения играют особую роль в развитии бизнеса. Работа не ограничивается стенами офиса и часто имеет продолжение за дружеским ужином в ресторане или в гостях. Домой приглашают только самых близких или важных партнеров. Шведы придерживаются традиционных взглядов на одежду делового человека, предпочитая классический стиль.
Корейские бизнесмены к установлению деловых отношений подходят иначе, чем в странах Запада. Трудно наладить контакт путем прямого обращения к фирме в письменном виде. Желательна личная встреча, договориться о которой лучше всего через посредника. Ваш посредник представит вашу организацию, расскажет о ваших предложениях, о вашем личном статусе на фирме и т.д. Традиционная мораль высоко ставит личное общение, личный контакт, без которых в Корее невозможно решить ни одной проблемы. Именно поэтому корейцы всегда настаивают на личной встрече, даже в тех случаях, когда с нашей точки зрения достаточно телефонного разговора. Корейские бизнесмены считаются весьма напористыми и агрессивными при ведении переговоров. Они не склонны долго обсуждать второстепенные моменты. Для корейских бизнесменов характерна ясность и четкость выражения проблем и путей их решения. Корейцы щепетильны в вопросах одежды: для мужчин — это всегда строгий деловой костюм, для женщин в служебной обстановке исключаются брюки. Не принято курить в присутствии старших по возрасту и должности. В целом, протокол в отношениях с корейскими бизнесменами соблюдается менее строго, чем с японскими.
Для представителей арабских стран одним из важнейших элементов на деловых переговорах является установление доверия между партнерами. Они предпочитают предварительную проработку деталей обсуждаемых на переговорах вопросов. Большое значение в арабском мире имеют исламские традиции. В мусульманском мире иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине, это считается неприличным. Все контакты и обсуждения ведутся с мужчинами.
Арабское понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным, арабы во время беседы избегают суетливости и поспешности. Арабские предприниматели выражают отказ в максимально смягченном, завуалированном виде.
На формирование российского стиля делового общения оказали влияние два фактора: советские нормы, правила, ценностные ориентации и черты русского национального характера.
Советские участники переговоров оценивались многими зарубежными партнерами как высокопрофессиональные специалисты. Отмечалось хорошее знание предмета переговоров. Большое внимание уделялось выполнению принятых обязательств.
Стиль деловых переговоров многих российских предпринимателей говорит о недостатке опыта делового общения. Обсуждая вопросы, отечественные участники переговоров обращают большее внимание на общие цели и мало уделяют внимания — как это можно сделать. Еще одно, в чем мы уступаем иностранным партнерам — это в умении “торговаться”. Русские всегда переплачивают, т.к. не знают реальных цен. Иностранцы это отлично знают и используют.
К недостаткам российских бизнесменов можно отнести: слабое знание иностранных языков, общая скованность во время деловых переговоров, недостаток знания собственной истории и ее взаимосвязи с мировой историей, недостаток знания географии, низкий общий уровень культуры, отсутствие культуры дискуссий, незнание риторики, неумение воспринимать проблему глазами партнера, на переговорах объективная информация подменяется субъективными взглядами и др.
Ознакомившись с национальными особенностями ведения переговоров с представителями зарубежных фирм, можно избежать оплошностей и провести переговоры на достойном уровне. Переговоры считаются успешными, если обе стороны высоко оценивают их результаты.

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В чем одно из основных преимуществ обладания вторым паспортом для крупного бизнесмена? В возможности посещать практически все страны мира без виз, то есть без каких-либо задержек. Оформите гражданство Мальты, Кипра или Карибов и сможете проводить деловые встречи в любое удобное время. А мы сегодня расскажем, как избежать неприятных казусов при деловых переговорах в различных странах.


  • Переговоры в Великобритании
  • Переговоры в Германии
  • Переговоры в Австрии
  • Переговоры в Испании
  • Переговоры в Италии
  • Переговоры в Греции
  • Переговоры в Китае
  • Переговоры в Японии

Переговоры в Великобритании


Британцы достаточно открытые люди, с чувством юмора, любят пошутить на переговорах. Однако упаси вас Бог опоздать на встречу! Это автоматически ставит вам огромный минус в репутации.

В переговорах британцы предпочитают импровизировать, нежели приходить до зубов вооруженным информацией и с уже заранее готовым решением. Они могут пойти на уступки, откликнуться на вашу инициативу, проявить гибкость.

Переговоры в Германии


Это тот случай, когда наши представления о немцах как о педантичных и сухих людях полностью подтверждаются. Именно такой стиль они исповедуют в деловых переговорах.

Обязательно вооружитесь фактами, цифрами, инфографиками, потому вам будут приводить точно такие же аргументы. Ведите переговоры кратко и по существу. И никакого юмора! Вас в лучшем случае не поймут. В худшем – одна неуместная шутка может напрочь убить вашу встречу.

Переговоры в Австрии


Как и немцы, австрийцы чрезвычайно пунктуальны. Это может раздражать, но если вы хотите установить бизнес-отношения в Австрии, будьте готовы планировать встречи за 2-3 месяца. И не вздумайте опаздывать!

Назначая дату переговоров, учитывайте также месяц. Не стоит тревожить австрийцев в отпускные июль-август и в национальные праздники (например, 26 октября – в День Австрийской республики).

Сама встреча имеет жесткую повестку. Импровизация, поиск компромиссов вызовут недоумение. Не удивляйтесь, если у вас появится ощущение, что австрийцы уже всё заранее решили, причем даже за вас.

Переговоры в Испании


В Испании, как и у нас, встречают по одежке. Поэтому ваш классический костюм должен быть безупречен. Дорогие аксессуары приветствуются. Переговоры часто ведут только при секретарях. Участвовать в них лучше фигурам, равным по статусу. С вашим заместителем испанский директор будет говорить уже совсем . Лучше посетите его лично. В разговоре считается нормальным дружеское похлопывание по плечу, спине.

Только не вздумайте назначать переговоры на время сиесты! Такого юмора испанцы не поймут.

Переговоры в Италии


Многие итальянские принципы перекликаются с испанскими. В частности, это относится к безупречному внешнему виду и равному статусу участников переговоров.

Итальянцы очень любят налаживать партнерские отношения в неформальной обстановке. Будьте готовы к посещению загородного ресторана, экскурсии по историческим местам – здесь гордятся своей кухней и историей. Просто восхищайтесь и всё будет в порядке! Тем более что восхищаться есть чем.

В Италии на переговорах, особенно в неформальной обстановке, можно высказать критику контракта, договора, проекта. Они заранее соберут о вашем предприятии максимум информации и будут готовы обсуждать любые аспекты проекта. В ходе встречи соблюдайте вежливость и общие правила этикета – итальянцы это ценят.

Переговоры в Греции


Греки вообще не придают деловой встрече особого значения, поэтому можно говорить о чем угодно. Хорошо, если вы убедили грека в выгодах контракта для него – он с удовольствием подпишет его прямо за столом. Но скорее всего попросит время на обдумывание. Поэтому будьте готовы к тому, что ваша встреча закончится ничем. О своем решении вам сообщат позже по телефону или почте.

В договорах вы зачастую не найдете нюансов, вариантов развития событий – только общие места. И самое интересное… Даже если греки подписали договор, это еще не означает, что они… будут его соблюдать. Могут и передумать через пару дней.

Переговоры в Китае


В бизнесе Китая принято обмениваться визитками. Распечатайте их побольше и обязательно на русском и китайском языках. При знакомстве или приветствии здесь принято слегка кланяться друг другу. Визитку подают обеими руками.

В одежде следует быть сдержанным. Мужчинам лучше избегать дорогостоящих аксессуаров, женщинам – открытых декольте, слишком коротких юбок. Кстати, если вы женщина, то не ждите, что при входе или выходе из помещения вам откроют двери – это не принято.

Однако из китайских традиций ведения деловых переговоров – совмещение их с трапезой. Совместный ужин – это часть этикета. Отказаться от приготовленного угощения – означает свести на нет результат встречи. Поэтому будьте готовы – заранее научитесь обращаться с палочками для еды.

Китайцы привыкли сдерживать эмоции, хотя ведут себя чрезвычайно приветливо и открыто. Ни в коем случае не похлопывайте их по плечу, не касайтесь спины – любые прикосновения здесь будут восприняты отрицательно.

Переговоры в Японии


Здесь еще больше внимание, чем в Китае, уделяют культуре визиток. Имейте при себе большое их количество. Если вы не обменялись с японцем визитами в начале встречи, продолжать ее уже не имеет смысла – вы нарушили едва ли не главную часть этикета.

Японцы при встрече и приветствии всегда кланяются, и правила хорошего тона требуют отвечать им тем же. Обычно европейцам достаточно склонить голову, но если вы сделаете поклон, то он будет означать вашу особую симпатию. За приветствием с обменом визитками следует представление – назовите полностью свое имя и фамилию, должность.

В Японии исповедуют групповые переговоры. Разговаривать с глазу на глаз не принято. Поэтому приходите на встречу также с группой коллег, сотрудников, партнеров. Их следует представить в порядке убывания статуса.

По умолчанию вы уже должны заранее знать нюансы переговоров и бизнеса, поэтому презентации здесь мало кто проводит. На встречу приходят уже для конкретных решений, получения результатов.

Удачи в проведении деловых переговоров! Чтобы получить возможность посещать любые страны мира без виз, обратитесь к нашим специалистам. Мы предложим вам оптимальное решение для оформления ВНЖ или второго гражданства.

Особенности делового этикета в разных странах

Американцы (независимо от пола) обычно при встрече ограничиваются рукопожатием. Не принято целовать женщине руку, т. к. это может закончиться в лучшем случае обидой, а в худшем — судебным иском. Иногда допускается легкое похлопывание по спине при встрече давно знакомых людей. Вообще, американцы — весьма жизнерадостный и оптимистичный народ, поэтому при знакомстве или встрече на их лице всегда будет широкая улыбка и открытое выражение.

В деловом общении американцы не придерживаются строгих правил, свободно могут обратиться к вам по имени, начать разговор с отвлеченных тем, шутить и смеяться. При всем этом, они весьма пунктуальны и не любят опоздания. Не удивляйтесь, если после переговоров вас пригласят в ресторан, отдохнуть на природе или на курорте — это вполне нормально в Америке. Вы можете расслабиться и смело принимать приглашение, ведь все расходы возьмет на себя фирма вашего партнера. В деловых отношениях американцев не приняты подарки, даже символические. Это может быть расценено как взятка или попытка подкупа. Тем не менее, если партнер пригласил вас к себе домой на ужин, вы можете преподнести ему символический подарок (сувенир из вашей страны), или просто купить бутылку вина и цветы для его супруги.

В общении с деловым партнером женского пола необходимо вести себя предельно аккуратно. Эмансипированные американки не упустят момента оскорбиться, услышав какой-либо личный вопрос или комплимент. К деловой женщине нужно относиться как к партнеру.

Независимо от пола ваши партнеры во время переговоров будут вести себя одинаково. Все американцы настроены на успех, они практичны, порой даже настойчивы. Им характерны прямые высказывания относительно дела, они иногда могут торопить вас в вынесении решения.

Американцы привыкли чувствовать себя комфортно в любой ситуации, поэтому не стоит удивляться, если во время переговоров солидный человек в дорогом костюме закинет ногу на ногу, высоко задрав обувь, или вообще положит свой ботинок себе на колено.
Считается абсолютно приемлемым положить ногу на стул (конечно же, пустой, стоящий рядом) или на стол. В такой ситуации следует сдержать свои эмоции и попытаться не выражать на лице возмущения или удивления.

Англия

Если вы приехали для переговоров в Великобританию, то непременно столкнетесь со строгими правилами общения и поведения. У англичан не приняты теплые и открытые приветствия и знакомства — сдержанная улыбка, рукопожатие, стандартные короткие фразы — этого вполне достаточно при первом знакомстве.

Не стоит преподносить подарков и сувениров вашим партнерам, это не оценят по достоинству, т. к. в Англии нет такой традиции. Если вы хотите сделать приятное партнеру, то пригласите его в театр. Англичане в исключительно редких случаях приглашают коллег домой, все неофициальные встречи принято проводить в кафе, ресторанах, пабах. Если вас пригласили на обед или ужин, вы просто обязаны прийти вовремя, чтобы не обидеть партнера, но будьте внимательны, если вы придете раньше указанного часа, это также расценивается как неуважение к человеку.

На переговорах англичане ведут себя очень сдержанно, но никогда не пытаются давить на оппонента. Вообще в этой стране не принято тщательно готовить предстоящие переговоры, т. к. считается, что истина быстрее найдется во время беседы двух сторон. Англичане внимательно и уважительно выслушивают партнеров и всегда проявляют гибкость в вынесении решений. Приветствуется также и проявление инициативы во время переговоров.

Германия

Что касается опозданий, то они абсолютно недопустимы. Если вы по каким либо причинам не можете прибыть на место встречи в обозначенное время, вы должны как можно раньше предупредить об этом партнера. Причем начать разговор необходимо непременно с извинений, затем сообщить о том, что опаздываете, попросить перенести встречу на удобное для него время и еще раз извиниться в конце разговора. На переговоры или любую другую официальную встречу приходить нужно только в костюме и галстуке, другая форма одежды полностью исключена. Не допускается также расстегнутый ворот сорочки, даже если на вас надет костюм.

В Германии принято очень тщательно готовиться к предстоящим деловым встречам. Немцы долго готовятся, изучают все документы, просчитывают все возможные предложения, и, если они находят неточности и нестыковки, то, скорее всего, переговоры не состоятся. Во время переговоров немцы любят рассматривать вопросы в заранее запланированной последовательности. До тех пор пока один из аспектов не будет обсужден до конца, к другому они не перейдут.

В Германии принято строгое и безоговорочное выполнение всех пунктов договора, как с их стороны, так и со стороны партнеров. Будьте готовы к тому, что при заключении контрактов вас попросят подписать бумаги, в которых четко указаны штрафы за невыполнение той или иной части договора. Штрафом в Германии карается также несоблюдение сроков, поставка некачественных изделий и многое другое. Положительный момент во всем этом — сами немцы будут так же четко и безоговорочно следовать контракту.

Если ваш немецкий партнер пригласил вас к себе домой, значит он вас безгранично уважает. Собираясь в гости, купите букет для его супруги и приятные мелочи для его детей — это немецкая традиция. Также с собой можно прихватить небольшой сувенир от вашей фирмы.

Франция

Этикет во время деловых встреч и переговоров во Франции полностью подчинен формальностям и строгим правилам. Стандартное приветствие во время встречи или знакомства сводится к легкому рукопожатию.

К пунктуальности французы относятся более спокойно, чем немцы или англичане, тем не менее, время встречи принято обговаривать заранее, а если неизбежно опоздание, то о нем предупреждают как можно раньше. Вообще, у французов принято обращать внимание на официальный статус партнера и его должность. Чем выше статус, тем больше может быть время опоздания, при этом никаких обид и непониманий не возникает. Прийти назначенному часу во Франции — это знак вежливости.

Сувениры и подарки при первом знакомстве приняты, но широко не распространены. Французы — высокообразованный и интеллектуально развитый народ, они гордятся своим интеллектом и культурным развитием. Поэтому, если вы хотите преподнести подарок партнеру, то лучше остановить свой выбор на книгах, альбомах по искусству вашей страны и прочим подобным вещам.

Во время переговоров французы никогда не переходят на другие языки, они всегда пользуются только французским, поэтому без переводчика не обойтись. Огромное внимание уделяется мелким деталям, которые разбираются досконально. Французы ценят умение вести беседу, строить предложения, красиво оформлять и излагать суть вопроса.

Приглашение в гости коллег и партнеров во Франции не принято, но если вы получили приглашение на ужин, знайте — это знак высочайшего расположения к вам. В таком случае не принято приходить с пустыми руками. Стоит купить букет цветов для супруги партнера, не будет лишней и коробка конфет. За ужином не принято молчать. Во Франции ценится интересная, занимательна беседа.

Италия

Итальянцы весьма темпераментны, открыты, склонны к внезапным проявлениям эмоций. Не удивляйтесь, если во время знакомства ваш партнер будет крепко сжимать вашу руку и долгое время трясти ее — в Италии это нормально. Допускается активная жестикуляция, довольно громкая и эмоциональная речь и прочее.

Особого внимания пунктуальности в Италии не уделяют, но все же не стоит опаздывать на встречи. Не стоит назначать встречи в обеденное время. Обед для итальянца — нечто святое. Во время переговоров итальянцы не сдерживают себя, они громко говорят, активно жестикулируют, порой даже выходят из себя, если их что-то не устраивает. От вас они не будут ждать чего-то другого, вы смело можете повторять их манеру общения (конечно, если это вы считаете это допустимым для себя).

Подарки во время знакомств довольно распространены, их выбор полностью зависит от вашего вкуса и желания. Итальянцы довольно часто приглашают партнеров и коллег к себе в гости. За ужином приняты разговоры о семье, увлечениях, пристрастиях. Особое внимание уделяется костюму. В Италии принято красиво и элегантно одеваться, причем не только во время деловых встреч, но и в домашней обстановке. Собираясь в гости, купите букет цветов и конфеты. Можно купить бутылку хорошего, непременно итальянского вина, которое является постоянным спутником любого застолья.

Испания

Испанцы очень открытые и доброжелательные люди. Первая встреча и знакомство сопровождается рукопожатием. Но встреча давно знакомых людей может сопровождаться и теплыми объятиями, теплыми словами и комплиментами. Уже знакомые женщины не редко целуют друг друга в щеку при встрече (даже в деловой обстановке).

Испанцев нельзя назвать очень пунктуальными. Опоздание на встречу (деловую или светскую) не считается дурным тоном. Не стоит назначать встречи в период с 13:30 по 16:30, так как это время в Испании отводится для отдыха, обеда, встреч с семьей и прочему. Во время деловых переговоров испанцы много говорят, порой теряя суть проблемы, поэтому будьте готовы к длительным беседам.

В Испании довольно часты приглашения на ужин (нужно заметить, что время ужина начинается с девяти часов вечера). Собираясь в гости, обязательно купите букет цветов, конфеты или торт. Допускается преподнесение небольшого подарка хозяину, который в свою очередь может ответить тем же. Подарки следует открывать сразу (не забудьте тут же поблагодарить хозяина и не скупитесь на слова).

Китай

Китайцы очень четко соблюдают все правила протокола. Поэтому никаких опозданий и задержек быть не должно. При встрече принято приветствовать партнера небольшим поклоном, но в последнее время получило распространение и легкое рукопожатие.

Будьте готовы к тому, что переговоры могут затянуться. Китайские делегации, как правило, весьма многочисленны, т. к. в них входят всевозможные эксперты, коих хотя бы косвенно касается суть вопроса. Китайцы в деловых отношениях предпочитают сначала выслушать все предложения противоположной стороны и лишь в самом конце выносить свои предложения. Пока их сторона не разберется полностью в сути вопроса, она не будет ничего предлагать. При всем этом китайцы высоко ценят теплые, и даже дружеские отношения во время переговоров.

В Китае принято дарить подарки при встрече. Единственно условие в выборе презента — он не должен быть дорогим, иначе вас просто неправильно поймут. Если вам преподносят подарок, то брать его нужно обязательно двумя руками. Существует ритуал приема подарков, который в последнее время выполняется не так часто, тем не менее, раньше он был обязательным. Когда китаец преподносит вам подарок, вы должны отказаться от него в первый раз. Затем китаец будет настаивать на приеме презента, и тогда вы берете его. То же самое касается и добавки во время обеда в доме партнера.

Вообще китайцы довольно часто приглашают в гости своих коллег и партнеров. Учтите, что хорошим тоном считается прийти в гости немного раньше назначенного времени. А вот уходить стоит после окончания ужина. Конечно, не сразу, а выждав 10-15 минут. Во время ужина следует поблагодарить хозяев за теплый прием, щедрые угощения и выразить свою признательность.

Япония

Традиционно приветствие в Японии — низкий поклон. Чем ниже вы кланяетесь, тем большее уважение вы выказываете своему партнеру. В последнее время допускаются и рукопожатия, но они не так сильно распространены. Запомните, что в японской культуре не принято прикасаться к оппоненту (хлопать по плечу, придерживать за локоть или рукав пиджака, когда хотите сказать что-то адресованное только ему). Так же при первом знакомстве можно обменяться визитными карточками.

Индия

Традиционно приветствие в Индии (это в большей степени относится к деловому общению) — рукопожатие при приветствии мужчин. Женщин приветствуют легким поклоном, при этом руки нужно сложить перед грудью так, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. Вообще, любое прикосновение к женщине запрещается. Первым заговаривать с женщиной не следует, особенно если она одна.

Индийцы не отличаются пунктуальностью, но в деловом общении все же придерживаются протокола. Поэтому на встречи лучше приходить вовремя, а назначать встречи нужно всегда заранее. Во время переговоров индусы ведут себя открыто и доброжелательно. Очень многие из них прекрасно владеют английским языком, риторикой, психологией и философией.

Довольно часто индусы приглашают партнеров в гости. Хорошим тоном считается, если гость принесет сбой конфеты или торт. Не удивляетесь, если хозяева дома наденут на вас ожерелье из бутонов живых цветов — это знак особого расположения в Индии.

Турция

Турция — страна исповедующая ислам, поэтому необходимо соблюдать осторожность при общении с ее жителями. Приветствовать мужчину можно легким рукопожатием, а вот к женщине прикасаться ни в каком случае нельзя. При знакомстве турки улыбчивы, доброжелательны и открыты.

Нередко турки приглашают в дом своих партнеров. В неформальной обстановке вам придется соблюдать еще больше правил. Например, входя в дом к турку, нужно снять обувь перед входной дверью; войдя в комнату, не следует выказывать свой восторг относительно ковров, картин, посуды, мебели и прочего, иначе хозяин просто подарит эту вещь вам, в ожидании ответного подарка; нельзя приносить с собой спиртные напитки, т. к. они запрещены Кораном, не дарят в Турции и изделий из свиной кожи. Собираясь в гости, можно купить сладости или цветы.

Страны Ближнего Востока

В странах Ближнего Востока в деловой официальной обстановке при встрече принято легкое рукопожатие, но в мусульманских странах допустимо класть руку на плечо и придерживать собеседника за локоть. Прикасаться к женщине строго запрещено. Гости этих стран обязательно должны соблюдать пунктуальность, чего нельзя заметить за хозяевами. Опоздания с их стороны — обычное дело, но если опоздает гость — это знак неуважения.

Когда вы будете назначать время встречи, учтите, что во время месяца Рамадана (священный месяц у мусульман) рабочий день сокращается ровно в половину, то есть, после часу дня на рабочих местах нет никого. Кроме того, во время Рамадана мусульмане не смеются, не улыбаются, не едят днем, не пьют спиртного, не курят, поэтому не пытайтесь шутить и острить, не приглашайте мусульман в ресторан.

В восточных странах принято дарить подарки гостю, считается хорошим тоном, если и гость ответит тем же. Лучшими подарками для мусульман будут небольшие серебряные изделия, посуда из фарфора, красивые ручки и прочее. Преподнося подарок нужно сказать несколько слов уважения партнеру.

В странах Ближнего Востока во время деловых встреч принято выяснять несколько вопросов одновременно. Не удивляйтесь, если ваш партнер будет отвлекаться от основной проблемы и попутно обсуждать свои собственные дела с коллегами. Нельзя торопить партнеров, проявлять нетерпение, надавливать на них — это обидит их. Садясь в кресло или на стул, не закидывайте ногу на ногу — это признак дурного воспитания на востоке. Хозяин вообще не должен видеть подошву вашей обуви.

Страны Латинской Америки

При первом знакомстве в Латинской Америке принято лишь рукопожатие, зато в последующие встречи нередко можно наблюдать объятия между мужчинами и поцелуи в щеку у женщин. Латиноамериканцы не очень пунктуальны сами, но не любят когда гости опаздывают на встречи, поэтому постарайтесь предупреждать об опозданиях заранее.

Назначая встречу, не забывайте, что во многих странах Латинской Америки обеденный перерыв длится от двух до трех часов, поэтому лучше всего выбирать время до двенадцати дня или же после четырех часов дня. Являться на встречу можно исключительно в строгом костюме и галстуке.

В странах Латинской Америки очень любят принимать подарки, особенно красиво упакованные. Если вас пригласили на ужин в дом партнера, то обязательно нужно купить цветы, сладости или вино.

Правила поведения, которые формирует этикет деловых переговоров , призваны облегчить диалог между потенциальными партнерами. Соблюдение принятых стандартов может сказать о собеседнике больше, чем он сам. С людьми, которые соблюдают этикет проведения деловых переговоров, обычно проще прийти к взаимопониманию. Следовательно , партнер может рассчитывать на то, что условия контракта удовлетворят все стороны.

Этикет ведения деловых переговоров: общие правила

пунктуальность. Для деловых людей это одно из наиболее важных качеств. Большую роль оно играет, если вам предстоит встреча с потенциальным партнером. Опоздание может быть расценено, как проявление неуважения;

Существуют несколько общих правил, которые помогут вам наладить контакт с собеседником. Во время встречи необходимо запомнить несколько простых пунктов, которые предписывает соблюдать этикет деловых переговоров:

  • пунктуальность. Для деловых людей это одно из наиболее важных качеств. Большую роль оно играет, если вам предстоит встреча с потенциальным партнером. Опоздание может быть расценено, как проявление неуважения;
  • соблюдение корпоративной этики. Не следует говорить лишнего. Сотрудники любого уровня во время диалога должны помнить о том, что некоторые сведения о деятельности компании не подлежат разглашению;
  • прислушивайтесь к собеседнику. Во время беседы говорить должны обе стороны. Этикет проведения деловых переговоров предполагает, что вы дадите высказать партнеру его мнение, и прислушаетесь к его доводам;
  • оденьтесь на встречу в строгий костюм. Представители сферы бизнеса ценят деловой стиль одежды. Поэтому соблюдайте негласное требование к дресс-коду, когда собираетесь на встречу;
  • излагайте мысли четко и грамотно. Не используйте лишние слова или фразы, не несущие никакой смысловой нагрузки. Говорите правильно и старайтесь донести до собеседника только важную информацию.

Деловые переговоры: правила делового этикета

Отдельно рассмотрим, как должна быть организована встреча, и какой стиль поведения следует использовать в разных ситуациях.

Главное требование к организации встречи – предшествующая договоренность сторон о ее проведении. Все участники переговоров заранее должны быть оповещены о месте и времени совещания. На встречу недопустимо опаздывать. Исключение можно сделать лишь для форс-мажорных обстоятельств, о которых следует оповестить партнера по телефону.

В качестве места для проведения собрания чаще всего выбирают офис принимающей стороны. Иногда стороны предпочитают встретиться на нейтральной территории и арендуют помещение в бизнес-центре. Крайне редко серьезные договоренности обсуждают в неформальной обстановке.

После того, как все участники собрались на месте, необходимо представить их друг другу. Полномочия по знакомству лежат на руководителе принимающей стороны. Он первым здоровается и представляет людей, если они не были знакомы. В первую очередь необходимо представить лиц, которые выше по званию либо старше по возрасту, затем остальных.

После обмена приветствиями стороны усаживаются за стол переговоров. Первым присаживается руководитель встречающей делегации. На нем же лежат обязанности по началу диалога. Этикет ведения деловых переговоров рекомендует обменяться несколькими общими фразами, после чего можно переходить к основной теме собрания.

Самое важное во время встречи – способность сторон прийти к взаимопониманию и умение слушать собеседника. На стадии обсуждения необходимо следовать установленным нормам общения:

  • доносить до партнера всю важную информацию;
  • не давать обещаний, которые будет сложно или невозможно исполнить;
  • отказывать в тех случаях, когда партнер предлагает крайне невыгодные условия;
  • записывать внесенные предложения и удовлетворительные условия;
  • стремиться наладить диалог, даже если собеседник не предложил ничего стоящего;
  • спорные вопросы следует отложить к концу мероприятия.

Во время беседы старайтесь формулировать четкие вопросы и выводите партнера на то, чтобы он дал исчерпывающий ответ. Не стесняйтесь задавать как можно больше уточняющих вопросов. От того, насколько полными окажутся полученные сведения, зависит успех сделки.

Начинайте беседу с обсуждения наименее важных условий, постепенно переходя к более существенным. Слушайте, что говорит собеседник и учитывайте его мнение. Если вас не устраивает выдвинутое предложение, обоснуйте свой отказ и постарайтесь прийти к компромиссу.

После того, как по всем пунктам повестки были достигнуты договоренности, следует тут же составить письменный документ, фиксирующий все рассмотренные условия. Это позволит в дальнейшем избежать недоразумений. Во время завершения встречи необходимо поблагодарить партнера и выразить надежду на дальнейшее успешное сотрудничество.

Этикет деловых переговоров: методы ведения диалога

принципиальный подход предполагает совмещение предыдущих стилей поведения. Это оптимальный вариант, который одобряет этикет деловых переговоров. В некоторых ситуациях требуется проявить силу воли, в других – мягкость. Это позволяет достигнуть более выгодных условий и улучшить отношения с собеседником.

Во время встречи с потенциальными партнерами следует не только помнить о принятых правилах поведения. Необходимо также заранее определиться со стратегией, которой следует придерживаться в ходе переговоров. Специалисты выделяют несколько методов достижения цели:

  • мягкий способ общения. При этом способе человек стремится избегать конфликтных ситуаций и пытается угодить собеседнику. Метод хорошо действует в тех случаях, когда требуется остудить пыл партнера. Однако мягкий стиль общения крайне редко гарантирует, что руководитель сможет договориться об условиях, которые ему необходимы;
  • жесткий разговор. Данный способ предусматривает сознательное участие в конфликтах. Метод используют люди, привыкшие к агрессивному стилю ведения переговоров. Но подобный способ общения может привести к тому, что партнер откажется заключать контракт и вести дальнейшее сотрудничество;
  • принципиальный подход предполагает совмещение предыдущих стилей поведения. Это оптимальный вариант, который одобряет этикет деловых переговоров. В некоторых ситуациях требуется проявить силу воли, в других – мягкость. Это позволяет достигнуть более выгодных условий и улучшить отношения с собеседником.

Правила поведения необходимо соблюдать не только при личном общении, но и при переписке и ведении диалога по телефону. Чтобы беседа развивалась по правильному сценарию, следует помнить о правилах, которые предусматривает деловой этикет телефонных переговоров:

  • верно выбранная интонация. Специалисты считают, что 80% успеха – это правильно подобранный тембр голоса. Он способен передать информацию и создать у собеседника нужный настрой;
  • форма приветствия. Этикет деловых переговоров устанавливает несколько допустимых форм приветствия человека. Если звоните вы, в начале беседы обязательно следует представиться. Назовите имя, должность, организацию, которую вы представляете, а затем переходите к сути вопроса. Если звонят вам, также будет вежливо ответить на приветствие и представиться;
  • переход к теме. Во время телефонного разговора не следует произносить общих фраз. Поинтересуйтесь, удобно ли собеседнику говорить, и поясните цель звонка.

Деловые переговоры строятся по установленной этикетом схеме. Не пытайтесь удивить потенциального партнера, он может этого не оценить. Лучше соблюдайте предписанные правила, чтобы продемонстрировать уважительное отношение и знание делового этикета. Если же вас не удовлетворили результаты встречи, не показывайте этого. Не исключено, что на следующем собрании собеседник предложит более выгодные условия или прислушается к вашим доводам.

Читайте также: