Говоря об образовании следует отметить что в россии было положено начало

Обновлено: 02.07.2024

Образование является важнейшей составной частью жизнедеятельности любого общества. Из современных норм международного права следует, что право на образование принадлежит каждому человеку. И тем не менее его границы, способы реализации имеют свои особенности в каждой стране или регионе в зависимости от условий, в которых оно формировалось. По этой причине полное представление о праве на образование в России можно получить с учетом истории его формирования.

Изучение документов из истории образования в России показывает, что формирование права на образование в современном его понимании зависело от четырех факторов: 1) позиции государственной власти по отношению к развитию грамотности и более высокого уровня образованности среди своих подданных; 2) отношения отдельных слоев и групп населения к получению систематических знаний; 3) материальных возможностей государства в развитии системы обучения; 4) возможностей населения по использованию шансов на получение образования.

Отношение власти к развитию грамотности среди населения вызвано прежде всего потребностями развития управляемых территорий. Так, в Х-ХI вв. княжеская власть Древней Руси стремилась к налаживанию регулярной системы государственного управления и к развитию дипломатических отношений с другими государствами. Это требовало распространения не только элементарной грамотности (чтение, письмо, счет), но и знаний более высокого уровня - философских и религиозных сочинений; научных трактатов греческих, римских, византийских, арабских, западноевропейских и других авторов а также изучения иностранных языков для выполнения дипломатических функций.

Центрами образования в феодальной Руси были монастыри. Первые училища и школы появились именно при монастырях.

Однако колоссальный урон образованию на Руси нанесло опустошительное татаро-монгольское нашествие. Были уничтожены библиотеки, разграблены монастыри, прекратили образовательную деятельность училища и школы.

Оживление образования начинается с середины ХV века. По сведениям В.О. Ключевского [2], в это время на Руси существовало до двухсот монастырей. Которые и были центрами возрождения грамотности. Стали создаваться в это период городские и сельские училища.

К середине XVI столетия общественный уклад России приобрел все черты развитого церковно-государственного устройства. Православие и образование в России были слиты в единое целое. Священник отвечал не только за нравственное состояние прихожан - он обучал их и грамоте. От православия пошло и русское образование, и воспитание.

С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В это время произошли и важные изменения в методике обучения.

Первые попытки создать систему образования, сделанные в 80-е годы XVIII в., вызваны были ростом социально экономического развития страны, возвышением производства и торговли, заметным увеличением числа городов. В этот период начинают открываться новые учебные заведения: общеобразовательные школы трёх типов – малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, русская грамматика. Обучение объявлялось совместным для мальчиков и девочек и бесплатным .

За 1782–1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек. К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Но среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. [5]

На рубеже XIX-XX столетий общее количество школ в России увеличилось примерно в 17,5 раз, а число учащихся в них - в 2,5 раза (в 1915 г. оно превысило 9,5 млн.). Еще быстрее заполнялись с конца XIX в. аудитории высших учебных заведений. В особенности это касается периодов промышленного подъема, когда общая численность контингента студентов увеличивалась примерно на 15% в год, общая же численность учащихся высших учебных заведений в России в этот период возросла в 3,5-4 раза.[6]

Необходимо, однако, отметить, что накануне октябрьских событий 1917 г. Россия значительно отставала по уровню грамотности от развитых западно-европейских стран. По данным на 1913 г. четыре пятых детей школьного возраста не имели возможности получить образование. В стране большие массы людей были безграмотны. В сравнении с 1926 г. процент грамотных в возрасте 9-49 лет составлял лишь 57%. [7]

Таким образом, в Российской Империи не было всеобщего права на образование и причиной тому были не только его сословная ориентация, но и ограничения на образование по признакам пола, национальности, вероисповедания. Так, например, плата за подготовительные курсы для поступления в высшие учебные заведения для лиц еврейской национальности взималась в двойном размере.

Приход к власти большевиков в октябре 1917 г стал началом коренной перестройки всей государственной и общественной жизни России, в которой особенно важное значение приобрело народное образование, которое подверглось значительным преобразованиям. В качестве основных принципов новой образовательной политики провозглашались введение в короткий срок всеобщего обязательного бесплатного обучения, организация единой светской школы, обеспечение народного образования бюджетными средствами, введение в стране всеобщей грамотности. Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования, распространение обучения на национальных языках. Декретом СНК от 21 января 1918 г. церковь отделяется от государства и школа от церкви, объявляется свобода совести, отменяются всякие привилегии и ограничения, связанные с религиозным вероисповеданием. Была упразднена существовавшая система управления образованием. Постановлением Наркомпроса в мае 1918 г. стало осуществляться совместное обучение мальчиков и девочек, было покончено с неравенством мужского и женского образования. Таким образом был сделан первый шаг на пути к осуществлению всеобщего обязательного обучения.

В последующие годы, в учебных заведениях произошел частичный возврат к прежнему положению: вводились всестороннее централизованное управление и централизованный контроль, образование было подвергнуто унификации и жесткой регламентации. Вводились единые обязательные программы и учебные планы, единые стабильные учебники, запрещены любые эксперименты и творческий поиск. Школьники получили традиционный учебный план, напоминавший старую дореволюционную гимназию. Цель высшего образования больше не состояла в том, чтобы дать просто техническое, профессиональное и политическое образование. Оно должно было передавать широкий багаж культуры, так как страна нуждалась в культурных, всесторонне образованных кадрах. Ограничения на прием студентов по социальному происхождению фактически были сняты.

Так, например, при поступлении в вузы отдавалось предпочтение абитуриентам, имевшим двухлетний стаж работы на производстве или отслужившим в рядах Вооруженных сил.

Кроме того, по мнению Е.Д. Волоховой [11], в СССР фактически отсутствовала возможность обучающегося (либо его законных представителей) выбрать то или иное учебное заведение: все дети должны были поступать в один и тот же тип школы по месту жительства и начинать свое образование одинаково. Что касается вузов и техникумов, то выбор здесь был в том смысле, что под воздействием тех или иных факторов абитуриент сам решал, кем быть (если имелось желание и возможность продолжать обучение). Если же принять во внимание, что обучение каждой специальности проходило во всех заведениях по единым программам (за редким исключением), то этим выбор и заканчивался.

Нельзя не указать еще на одно ограничение права на образование в советское время. Дело в том, что в СССР действовало неукоснительное правило: выпускники вузов и техникумов должны отработать в местах, указанных при распределении.

Безусловно, общество заинтересовано в том, чтобы обученные кадры трудились по специальности. Но делать это надо таким образом, чтобы молодые специалисты принимали решения добровольно, а не под угрозой применения наказания. С точки зрения естественных прав и свобод человека такие действия государства автору данной работы представляются неправомерными.

Таким образом, рассматривая особенности развития права на образование в нашей стране в годы существования советского строя, следует признать, что в СССР существовала достаточно жесткая система государственного управления образованием. Строгие требования предъявлялись и к содержанию учебных планов, программ самих преподаваемых курсов. Для советского образования был характерен авторитарный характер отношений между преподавателем и обучаемыми и вообще – всего учебного процесса, преследовалось всякое инакомыслие.

Что касается развития права на образование в постсоветский период, то можно отметить, что отношение российского государства к естественным правам человека радикально изменилось после распада СССР.

Статья 43 Конституции РФ, следуя международному праву, отдельно выделяет право на образование как элемент конституционного статуса человека. Указанной статьёй гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональную подготовку, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование, на дополнительное образование [17].

Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что наша страна имеет давнюю традицию правового регулирования права на образование, в том числе конституционное закрепление данного важнейшего права личности.

Необходимо также отметить, что в разные времена понятие и содержание права на образование в нашей стране трактовалось неоднозначно. На протяжении всей истории России для различных групп населения со стороны государства существовали ограничения права на образование часто затрудняющие, либо приводящие к полной невозможности реализации этого права.

Человек обладает всеми основными правами, в том числе и правом на образование изначально, просто потому, что он — человек. Образование и самосовершенствование являются естественным состоянием человека, условием его полноценного существования в обществе.

Таким образом, право на образование как свобода существует помимо государственной воли. Оно может быть (и должно быть) признано государством и обеспечено государственными гарантиями, но государство не может предоставить или даровать это право своим гражданам, потому что они изначально данным правом обладают. По этой же причине государство не может иметь монополию на образование.

Рабочая тетрадь по истории России 8 класс Кочегаров. К учебнику Захарова, Пчелова Русское Слово

В этот период культурная жизнь России кардинально изменилась. Пётр І активно внедрял на родине многие достижения и особенности европейской культуры. Прежде всего это коснулось просвещения и науки (открытие большого количества учебных заведений, Академии наук, музеев, библиотек), искусства (светская живопись, архитектура в стиле барокко), а также быта дворян (отказ от традиционной одежды, бритье бород).

Как воспринимали современники новшества царя-реформатора?

Большинство современников Петра I поддержало нововведения в области культуры и быта. Тем более немало дворян и так тянулись к европейской культуре. Тем не менее, далеко не всем был по душе отказ от русских обычаев и традиций. Многим не нравилось обязательное бритье бород (ношение бороды на Руси раньше было обязательно для взрослых мужчин) и ношения одежды иностранного образца. Но все же они были вынуждены подчиниться непреклонной воле государя.

Стр. 46. Вопросы в середине параграфа

Вспомните по материалу всеобщей истории, какие стили господствовали в европейской архитектуре в XVIII в.

В европейской архитектуре XVIII в. господствовали два стиля: барокко и классицизм. Но уже к концу столетия появились стили, которые были своеобразными продолжениями уже существующих – рококо и неоклассицизм

Каковы основные черты стиля барокко?

Сооружения выполненные в стиле барокко характеризовались излишней пышностью, богатством убранства, торжественностью и сложностью форм. Этот архитектурный стиль отображал такие идеи и ценности как изящество, этикет, вежливость и аристократичность.

Стр. 48. Вопросы к иллюстрации

Объясните, кто окружает Петра I на картине.

Пётр І изображен на картине в окружение придворных (мужчин и женщин). Одна из женщин, по всей видимости, вторая супруга государя, будущая императрица Екатерина І.

Какую атмосферу стремился передать художник?

Скорее всего, художник стремился передать атмосферу придворной жизни первой четверти XVIII в. Сделан акцент на том, что верхушка российского дворянства полностью приняла петровские реформы в области культуры и быта. Одежда практически у всех присутствующих европейского покроя, а обстановка очень напоминает светские балы, которые проводились в странах Западной Европы.

Стр. 50. Документ №1

1. Определите круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в цитируемом сочинении. Какие заголовки вы бы включили в этот текст?

2. Какими качествами должен был обладать благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи?

Благовоспитанный молодой человек в указанное время должен был почитать своих родителей, прилично вести себя за столом, учтиво говорить с людьми, не хвалить себя, и наряду с этим не позорить себя и свою семью.

3*. Можно ли заметить в тексте элементы сословного подхода? Если да, то какие? На какую группу юношества ориентированы приводимые правила?

4. Выскажите суждение, в какой мере содержащиеся в данном сочинении советы полезны для современных молодых людей. Объясните, почему вы так считаете.

В целом, практически все указанные в данном сочинении советы могут использоваться и в наши дни. С небольшими оговорками, конечно. Это объясняется тем, что советы молодежи являются универсальными, независимо от исторической эпохи. И сегодня молодым людям нужно уважать своих отца и мать, учтиво вести себя за столом, культурно общаться с другими людьми, не позорить себя и своих близких.

Стр. 50. Вопросы в конце параграфа

1. Продолжите заполнение таблицы о преобразованиях Петра I (см. задание 1, параграф 4).

Введение летоисчисления от Рождества Христова.

Основание учебных заведений и Академии наук.

Начало выпуска в России газет.

Разработка гражданского шрифта.

Внедрение светской живописи и архитектуры в стиле барокко.

Запрет для российской элиты на ношение бород и традиционной русской одежды.

2. Охарактеризуйте достижения в образовании и общественном просвещении в Петровскую эпоху.

По инициативе Петра І было основано много учебных заведений, в основном военного профиля: Артиллерийская и Инженерная школа, а также Медицинское училище. Ранее созданную в Москве, Навигацкую школу перевели в Санкт-Петербург и переименовали в Морскую академию. Они готовили офицеров для российской армии и флота, которых так не хватало. Кроме того, для получения начального образования создавались цифирные школы (для детей провинциальных чиновников и дворян), гарнизонные школы (для детей солдат), а также школы для детей матросов, которые подчинялись Адмиралтейству. Также Петр І часто отправлял молодых дворян на учёбу за границу. Более того, был даже введен запрет на женитьбу дворянским юношам, если они не получат хотя бы начальное образование. Все эти меры привели к повышению уровня грамотности среди российской элиты.

Развитию просвещения способствовало издательское дело. В первую очередь на него повлияло введение Петром І гражданской азбуки в 1708 – 1710 гг. Именно этот шрифт стал использоваться для печати нецерковных книг. Поэтому очень быстро начали издаваться различные справочники, учебники, пособия на русском языке. Также на уровень грамотности положительно влияло открытие первой публичной библиотеки (1714 г.) и начало печати первой газеты в России (1703 г.).

3. Как создавался первый российский музей? Разъясните, чем отличается музей от коллекции.

Создание в России музеев было частью политики Петра I касательно заимствования достижений европейской культуры (во многих странах Европы того времени уже существовали музеи). Также целью основания музея стало повышение уровня просвещенности населения. Начало этой работы положил сам Петр І, собрав коллекцию различных диковинок. Однако первым полноценным российским музеем является основанная в 1714 г. в Санкт-Петербурге Кунсткамера. Своим специальным указом царь предписал все найденные на территории России интересные и необычные находки отправлять в этот музей.

Коллекция отличается от музея тем, что является инициативой конкретного человека и принадлежит только ему. Владелец коллекции может показывать её другим людям по собственному желанию. Музей – это исключительно государственное учреждение, которое существует именно для того, чтобы демонстрировать людям различные предметы и экспонаты.

4. Приведите исторические свидетельства о способах, которыми царь-реформатор внедрял европейскую культуру в России. Чем вы объясните такую культурную политику? Какую оценку ей дадите?

Пётр І, проводя свои преобразования, использовал крайне жесткие способы. Даже насильственные. Способы, которые ломали традиционные устои русского общества, существовавшие не одну сотню лет. Взять хотя бы запрет на ношение бороды. Дело в том, что испокон веков ношение бороды взрослыми мужчинами практически обязательной нормой, даже независимо от их сословия (например, все цари до Петра І носили бороды). Теперь, боярам, дворянам и горожанам нужно было или платить крупный штраф или подчиниться воли государя. Естественно, что у многих людей того времени этот подход вызывал шок или даже психологическую ломку.

Такая жесткая культурная политика объясняется как личными качествами Петра І (решительностью, настойчивостью, нежеланием идти на любые уступки и компромиссы), так и стремлением достичь своих целей в кратчайшие сроки. Царь хотел, чтобы европейская культура укоренилась в России ещё при его жизни. С моей точки зрения, такой подход был не совсем правильным. Проводя такие реформы, нужно было хотя бы немного учитывать интересы населения страны. Если не крестьян и горожан, то хотя бы высших сословий (бояр, дворян, духовенства). Наилучшим был бы вариант постепенного внедрения подобных новшеств, чтобы люди могли понемногу к ним адаптироваться.

Во время петровских преобразований произошли важнейшие изменения и в российской живописи. Во-первых, она стала более светской (нецерковной). Вместо рисования икон и изображения святых, на первое место выходят портреты исторических деятелей (царя, членов его семьи, представителей российской элиты). Во-вторых, усилилось влияние европейской культуры и её приоритетов. Этому способствовала учёба многих русских художников за рубежом (например, И. Никитин, А. Матвеев), а также приглашение многих иностранных мастеров на работу в Россию (Л. Каравак, И. Г. Таннауэр). Постепенно из Западной Европы в Россию проникли такие стили как барокко, рококо, классицизм, сентиментализм.

Позже, в середине XVIII в. художественные подходы И. Никитина и А. Матвеева были продолжены такими мастерами, как Иваном Вишняковым, Алексеем Антроповым, Иваном Аргуновым.

6. Привлекая иллюстрации учебника, расскажите об архитектуре Петербурга времён Петра I. Какие памятники той эпохи сохранились до настоящего времени? Чем они интересны для нас?

Поскольку новая столица России специально создавалась Петром І по европейскому образцу, то и его здания должны были быть построены, с учетом архитектурных стилей, популярных на тот момент в Европе. Доминирующим в Санкт-Петербурге стал стиль барокко. Из сохранившихся памятников той эпохи можно назвать: Петропавловская крепость и Петропавловский собор (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (архитектор Д. Трезини), Летний дворец Петра І (архитектор Д. Трезини), а также дворец князя Меншикова (архитекторы Д. Фонтана и Г. Шедель). Эти сооружения интересны нам потому, что являются особенно ярким примером раннего (петровского) барокко, а также дают возможность понять нам как выглядела Северная столица России в первые десятилетия своего существования.

Дорогой отец! Прошло не так много времени, с тех пор как мы с вами виделись. Сколько всего произошло. Если говорить о главном, то я наконец-то побывал в Санкт-Петербурге, о котором столько всего слышал от однополчан. Целых две недели жил в нашей новой столице. А все началось так. Меня, простого поручика кавалерийского полка, отправили с секретными документами в Военную коллегию. Полковник сказал, что эта честь и великая миссия выпала именно мне. В сопровождение мне дали четырех драгунов. И так, из тёмных смоленских лесов я попал на побережье Балтики.

По приезду в столицу, первое что бросилось в глаза – это огромное количество воды. Вот она, истинная стихия Санкт-Петербурга. Земли здесь почти нет. Вода здесь везде: в каналах, речках, речушках и ручейках. И главное – в море. Я никогда ранее не видел моря. Да и вы, человек редко покидающий пределы своего поместья, потеряли бы от него голову. Я прекрасно понимаю нашего государя Петра, который здесь построил этот город. Недаром, у нас в полку все говорили, что он больше всего на свете любит море. Эти бархатистые волны и солёный воздух невозможно с чем-либо сравнить. А корабли… В жизни никогда не видел такого величественного зрелища, как флотилия из десятка военных суден.

Также меня удивило огромное количество иностранцев. Кого только не встретишь здесь. Англичан, голландцев, датчан, немцев, французов и даже испанцев. Они прибыли на больших кораблях с далеких стран. Какую только не услышишь речь. Прям как в библейском рассказе о Вавилонской башне. Такое впечатление, что полмира съехалось специально для того, чтобы построить этот необычный город. А стройка идет везде. Строятся новые дома, церкви, улицы. И самое главное – всё делается из камня. Деревянных построек почти нет. Такого я не видел нигде. Помнится, в годы моего отрочества, мы с вами и страшим братом ездили в Москву. Так там всё, кроме Кремля, построено по-старинке, из дерева. А здесь – всё наоборот. Вместо кривых и узких улочек – прямые и широкие проспекты. Храмы – тоже на иноземный манер, не так, как обычно. Куполов на них не увидишь. Вместо куполов – высокие и острые шпили. Третьего дня после прибытия меня отправили в крепость Петра и Павла, и там я даже поднимался на самый верх собора. Его все называют Петропавловским. Он ещё строится, но подниматься уже можно. Ну и высота! Такое ощущение, что земля прямо уходит из-под ног.

Да и вообще всё здесь иноземное. Почти нет ничего русского, разве что речь. Одежда, порядки и даже манера разговора – тут всё иностранное. Чувство, как будто попал в центр Европы. Я за пределами России не бывал. Но вот сосед наш Дмитрий, боярский сынок, прошлой зимой вернулся с Амстердама. Учился там стрелять из пушек. Артиллерийским офицером заделался. Так он много чего рассказывал. Потому и знаю, как там, в Европе устроено. Так что, новая столица уж точно самая, что ни на есть, европейская.

Видел я также жилице нашего государя, Петра Великого. В Летнем саду. Маленькое и неказистое жилище. Какое-то не по-царски простое. Не ожидал видеть такую простоту и суровость. У его любимца, князя Меншикова, уже настоящий большой дворец, а государь до сих пор ютится в таких скромных условиях. Странно как-то…

В общем-то две недели пронеслись как один день. Я не успел даже оглянуться, как пришло время возвращаться в полк. Меня снабдили различными письмами и инструкциями. Именно их я ждал всё это время. Но ни капельки об этом не жалею. Если бы мог – остался бы в Петербурге навсегда…

І раздел

Эпоха реформ Петра I

Рис. 1. ГДЗ история России 8 класс Захаров, Пчелов Русское Слово 2020 Задание: §6 Преобразования в области культуры и быта


Реформы Александра II в сфере образования затронули все его ступени от начального до высшего, особо следует отметить развитие женского образования. Рассмотрим, что же конкретно было сделано в каждом направлении.

Его традиционно рассматривают как один из первых государственных документов, послуживших стартом для всеобщего начального образования. Относят его к либеральным реформам, запустившим демократизацию образования [1]. Цель народных училищ состояла в том, чтобы утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания. [2]. При этом в училища могли быть приняты дети всех сословий без различия вероисповедания. В тоже время в документе значительное место было отведено надзору за учреждениями. Например, в статье 10 говорилось, что для учреждения начальных народных училищ городскими и сельскими обществами и частными лицами требуется разрешение уездного Училищного

Рассмотрим его более подробно.

В соответствии с новым уставом прежние гимназии разделялись на классические и реальные. В классических гимназиях преобладало гуманитарное образование (прежде всего преподавание латинского и греческого языков. В реальных гимназиях наоборот упор делался на естественные науки (математику, естествознание). Таким образом была решен вопрос о том, чему в первую очередь должны обучаться дети в средней школе, кроме того, Уставом 1864 г. учреждались прогимназии — четырёхклассные учебные заведения. Их программы соответствовали программам обучения младших классов классической гимназии, поэтому выпускники прогимназии могли поступить сразу в 5-й класс классической гимназии. В свою очередь выпускники классических гимназий могли поступить в университет без экзаменов. А вот закончившие реальные гимназии прежде всего продолжали образование в высших технических учебных заведениях, поступить в университет они могли только показав великолепные знания древних языков, которым при получении среднего образовании они уделяли меньше времени.

Реформы затронули и высшую школу.

Стремления студентов к самоуправлению и набиравшие силу волнения привели к тому, что в конце 1861 года временно пришлось закрыть Императорский Санкт-Петербургский Университет и срочно заняться пересмотром университетского устава 1835 года.

Новый университетский Устав был принят 18 июня 1863 года.

Сравним его с уставом Николая I.

В то же время Университетский Устав 1863 года отличался от предыдущего в следующих пунктах:

  1. Он предоставил университетам больше самостоятельности в сфере их внутреннего управления, дал возможность для развития, при этом ограничив общими для всех правилами внутренней организации, учебного процесса, предметов в содержании учебных программ.

Руководство женскими образовательными учреждениями осуществлял известный педагог того времени Н. А. Вышнеградский. Программа женских гимназий соответствовала несколько сокращенному курсу реальных училищ.

Все этим меры безусловно способствовали развитию образования в Российской империи.

Было положено начало всеобщему образованию (в том числе были устранены сословные границы и увеличилось число учебных заведений). Выросло количество обучающихся в начальной и средней школах, так, например, число учеников мужских гимназий с 1854 года по 1885 год выросло почти на 400 % Далее темпы роста замедлились и следующий скачок на 200 % мы увидим только в период с 1894 по 1913 год. [8]. Была провозглашена автономия университетов, дан толчок развитию науки.

Но развитие образования процесс долгосрочный и первые значимые результаты появляются с течением лет и даже десятилетий. К сожалению, еще при жизни Александра II, ряд мер в области образования был свернут, Александр III запустил контрреформы и только Николай II вновь обратил пристальное внимание на образование в империи.

Основные термины (генерируются автоматически): гимназия, университет, Устав, III, время, женское образование, начальное образование, развитие образования, Университетский совет, Университетский Устав.

Зачем надо было менять Законодательство в сфере образования? Чем не устраивал старый Закон?

Но главное — за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отвечать требованиям времени.

Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что практика внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.

В чем принципиальные отличия нового Закона от старого?

  1. Законопроект учитывает российский опыт развития образования, закрепляет все последние изменения, произошедшие в отечественной системе образования, и закладывает основы для ее развития в будущем.
  2. Новый закон направлен на выстраивание отношений между гражданином и институтами образования. Во главу угла поставлены человек и создание условий для его самореализации.
  3. Новый закон написан гражданами России. Фактически это первый законодательный акт в нашей истории, который прошел от начала до конца процедуру общественного обсуждения и в котором предложения граждан нашли реальное воплощение в положениях документа.

Сегодня задача нового закона — не только описать систему образования, определить правила для всех участников образовательного процесса, но главное — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования и профессионального роста.

Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного образования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уровнях — от дошкольного до высшего — остается бесплатным.

Цель нового закона — предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового Закона?

Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.

Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.

Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетноефинансирование получат граждане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях.

Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами.

Среднее профессиональное образование станет общедоступным.

Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.

Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов.

Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руководством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподавательской деятельности специалистами предприятий-работодателей.

Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства и т. п.

Какие права обеспечивает новый Закон?

  • Право каждого на образование.
  • Поддержку различных форм получения образования, включая самообразование и семейное образование.
  • Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.
  • Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.

Будет ли система образования, как и прежде, не только учить, но и воспитывать?

Вторая статья документа гласит, что образование является единым процессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регулирующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.

Останется ли общее образование бесплатным?

Да. Государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках ФГОС, и эта норма четко прописана в проекте закона. Более того, документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

Сохранятся ли льготы при поступлении в вузы?

Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).

  • прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
  • обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении;
  • преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Такая система позволит обеспечить не только реализацию права на доступ к образованию, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных образовательных программ.

  1. Дети-­инвалиды и инвалиды I и II групп (они будут иметь право на все перечисленные выше формы поддержки).
  2. Дети­-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (они получат право на обучение на подготовительных отделениях государственных вузов или преимущественное право зачисления).
  3. Другие категории граждан, которым в настоящее время федеральными законами предоставлены льготы (преимущества) при приеме в вузы.

Будет ли способствовать новый Закон повышению статуса педагога?

Да. В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной поддержки.

Права и меры поддержки педагогических работников образовательных организаций впервые распространены и на педагогических работников других организаций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образовательную деятельность.

Какие гарантии по оплате труда получат педагоги?

Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на оплату труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по экономике региона).

Какие уровни образования включает новый Закон?

  • Общее образование:
    • дошкольное образование;
    • начальное общее образование;
    • основное общее образование;
    • среднее общее образование;
    • среднее профессиональное образование;
    • высшее образование — бакалавриат;
    • высшее образование — специалитет, магистратура;
    • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

    Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

    В новом Законе говорится о создании системы непрерывного образования, которая будет включать в себя дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее образование. Разве эти элементы не связаны уже сейчас?

    Действительно, непрерывное образование упоминается и в существующем законе, но новый законопроект упорядочивает эту систему. Более того, он включает дошкольное образование в систему общего образования в качестве отдельного уровня, чего раньше никогда не было.

    Что касается уровней профессионального образования, то они только сейчас приводятся в соответствие с Конституцией РФ: законопроект обеспечивает общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования и гарантирует безвозмездное получение на конкурсной основе третьего уровня высшего образования (сейчас это послевузовское профессиональное образование). Определяет новый закон и уровни образования, наличие которых дает право на занятие профессиональной деятельностью (образовательные цензы).

    Все это в совокупности дает возможность каждому человеку повышать свой образовательный уровень на протяжении всей жизни.

    Появятся ли новые образовательные программы?

    Согласно законопроекту образовательные программы делятся на основные и дополнительные.

    1. Основные общеобразовательные программы:
      • образовательные программы дошкольного образования;
      • образовательные программы начального общего образования;
      • образовательные программы основного общего образования;
      • образовательные программы среднего общего образования.
    2. Основные профессиональные образовательные программы:
      • образовательные программы среднего профессионального образования
        • программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих),
        • программы подготовки специалистов среднего звена;
      • образовательные программы высшего образования
        • программы бакалавриата,
        • программы специалитета,
        • программы магистратуры,
        • программы подготовки научно­педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры­стажировки.
    3. Программы профессионального обучения:
      • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
      • программы переподготовки рабочих и служащих;
      • программы повышения квалификации рабочих и служащих.
    1. Дополнительные общеобразовательные программы: дополнительные общеразвивающие программы; дополнительные предпрофессиональные программы.
    2. Дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки.

    Экзамены теперь будут и после детского сада?

    Нет. Новым законом не предусматривается проведение экзаменов или каких­-либо других форм оценивания детей по результатам дошкольного образования.

    Почему исчез уровень начального профессионального образования?

    Он никуда не исчез, а его статус повысился. Теперь он включен в систему среднего профессионального образования в качестве первого уровня — подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Сделано это для того, чтобы обеспечить необходимый уровень подготовки рабочих. Получаемых сейчас на этом уровне знаний уже не хватает для профессиональной деятельности, так как повсеместно внедряются наукоемкие технологии, требуется умение учиться и профессионально совершенствоваться.

    • программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
    • программы подготовки специалистов среднего звена.

    При поступлении на образовательные программы среднего профессионального образования после 9­го класса обучающиеся будут в обязательном порядке получать среднее общее образование одновременно с получением избранной профессии (специальности).

    Следует также отметить, что в новом законе отдельно прописывается положение об общедоступности среднего профобразования. Это позволит повысить его привлекательность для молодежи.

    Образовательные учреждения начального профобразования будут переименованы в профессиональные образовательные организации.

    Какие новые возможности появятся для профессиональной подготовки?

    Возможности для профессиональной подготовки, которая про­водится и сейчас, после вступления в силу нового закона значительно расширятся. Существующие в настоящее время программы профессиональной подготовки становятся вариативными. Они позволят не только пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки рабочих, но и повысить квалификацию по имеющейся профессии или пройти переподготовку и получить смежную профессию (например, вождение в сложных условиях).

    Учиться можно будет не только в образовательных организациях, но и в специализированных учебных центрах, на производстве, а также у индивидуальных предпринимателей. При этом организации, которые проводят профессиональное обучение, смогут сами устанавливать и утверждать программы на основе действующих профессиональных стандартов или квалификационных требований, учитывая, что профобучение предполагает большую вариативность, прикладную направленность и приобретение компетенций, необходимых для выполнения конкретных функций или работы на конкретном оборудовании.

    Вернется ли распределение выпускников?

    Обязательное распределение выпускников нарушает право на свободу выбора профессии и рода занятий, гарантированное Конституцией РФ.

    В качестве альтернативы и гарантии трудоустройства законопроектом вводится институт целевого приема, предусматривающий заключение договора о целевом приеме между вузом и организацией­работодателем и договора о целевом обучении между гражданином, направленным на обучение в рамках целевого приема, и организацией-работодателем.

    В новом законе будет отдельная статья, регулирующая правоотношения всех заинтересованных сторон. В частности, закрепляются существенные условия договора о целевом обучении, которые включают меры социальной поддержки учащегося. Среди них могут быть материальное стимулирование, оплата дополнительных образовательных услуг, предоставление в пользование или оплата жилья в период обучения, обязательства по организации производственной практики и, конечно, по трудоустройству.

    Наряду с правами и гарантиями предусмотрена и ответственность сторон за неисполнение взятых на себя обязательств. Так, выпускник, который откажется работать в организации, с которой был заключен договор, будет обязан возместить расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки в полном объеме, а также выплатить штраф в двукратном размере этих затрат.

    Почему в новом Законе уменьшено количество типов образовательных органиЗаций, а их разделение на виды исчезло совсем?

    Это связано с необходимостью убрать избыточное дробление образовательных организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а также трудности при лицензировании и государственной аккредитации образовательных организаций.

    При этом существующая градация при всем своем многообразии не давала развиваться новым формам обучения, так как оставляла за рамками закона использование дистанционных технологий, выстраивание индивидуальных образовательных программ, возможности совместной образовательной деятельности организаций различных типов или обучения с участием научных организаций и промышленных предприятий.

    1. Дошкольные образовательные организации.
    2. Общеобразовательные организации.
    3. Профессиональные образовательные организации.
    4. Образовательные организации высшего образования.
    1. Организации дополнительного образования.
    2. Организации дополнительного профессионального образования.

    Образовательные организации в рамках одного типа получат возможность использовать в наименовании специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности.

    Лицеи, гимназии, консерватории и пр. продолжат свою работу.

    Кто получит право учить детей и взрослых?

    • Образовательные организации.
    • Научные организации (по программам магистратуры и подготовки научно­-педагогических кадров, а также по программам профессионального обучения).
    • Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, организации,осуществляющие социальное обслуживание детей (по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения).
    • Индивидуальные предприниматели (по основным и дополнительным обще-образовательным программам, программам профессионального обучения).
    • Иные организации любой организационно-­правовой формы (по программам профессионального обучения и дополнительного образования).

    Будет ли новый Закон способствовать интеграции российского и зарубежного образования?

    Законопроект направлен на интеграцию российского и европейского об­ разовательных пространств.

    Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава, которая, в том числе, предполагает создание условий для развития мобильности студентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании.

    Читайте также: