Обязаны ли учреждения проводить внутренний финансовый контроль

Обновлено: 13.05.2024

ст. 265 и ч. 3 ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"

Отдел муниципального контроля администрации Пионерского городского округа

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ)

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 345-ФЗ)

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ)

3. Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 345-ФЗ)

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 406-ФЗ)

Стандарты осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля утверждаются соответственно Министерством финансов Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с порядком осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, определенным соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 345-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

1. Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ)

2. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Адрес университета

125993, Москва, Ленинградский проспект, 49

Справочная по университету

Официальные аккаунты в соцсетях:

По вопросам, касающимся проведения съемок на территории Финансового университета, присылайте свой запрос в письменном виде по электронной почте

Кунц Николай Зыгмунтович

Программой предусматривается изучение и закрепление знаний слушателей в рамках произошедших в последние годы организационных, структурных, методических изменений, с ориентацией на усиление контроля за целевым и эффективным использованием средств на национальные проекты, ориентацией на применение риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля.

Способность поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности.

Способность сбора и обобщения информации, необходимой для проведения внутреннего аудита и внутреннего контроля.

Готовность выбирать и использовать оптимальные методы и формы для проведения внутреннего аудита и внутреннего контроля; способность оценивать эффективность использования бюджетных средств, осуществления внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля, умение реализации результатов контрольных мероприятий.

  • Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, осуществляемый в органах государственной власти. Принципы и задачи внутреннего финансового аудита.
  • Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита.
  • Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита.
  • Организация и методика проведения аудиторских проверок.
  • Реализация результатов внутренних аудиторских проверок и внутреннего контроля, отчетность по результатам аудита и контроля.




Финансовый университет входит в мировые рейтинги лучших университетов. Современная научная база дает возможность проводить обучение с помощью самых современных и передовых технологий. Документы о квалификации Финансового университета являются гарантией качества образования и несомненным преимуществом при устройстве на работу.




Финансовый университет сотрудничает с министерствами, банками, передовыми российскими и зарубежными компаниями, что дает возможность получить знания от ведущих экспертов-практиков.




В процессе обучения Вы не просто обзаведетесь новыми знакомствами, Вы сформируете деловые связи, установите деловые контакты и партнерские отношения, которые в дальнейшем сможете использовать для работы и реализации своих бизнес-идей, что поможет Вам максимально быстро и эффективно достичь поставленных целей.




Благодаря развитой инфраструктуре Финансовый университет на время учебы станет вашим вторым домом! Комфортабельные современные учебные корпуса Финансового университета удобно расположены рядом со станциями метро Москвы. В каждом корпусе работают уютные столовые, кафе и кофейни. Вы сможете посещать и спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, гимнастическим и тренажерным залами.




Место имеет значение: корпуса Финансового университета расположены в шаговой доступности от станций метро, что поможет значительно сэкономить время на дорогу и является весомым преимуществом при выборе образовательной организации.

Возможность выбора удобного времени дня занятий, учитывая повседневную занятость государственных (муниципальных) служащих: послеобеденное время, после окончания рабочего дня.

Ведение занятий высококвалифицированными специалистами-педагогами, успешно сочетающими теоретическое обучение во взаимосвязи с практической деятельностью.

Возможность получить удостоверение о повышении квалификации одного из ведущих учебных заведений страны – Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, входящего в мировые рейтинги лучших университетов.

Удостоверение о повышении квалификации Финуниверситета является гарантией качества обучения и несомненным преимуществом при устройстве на работу.

Получение и совершенствование профессиональных знаний по осуществлении внутреннего аудита и внутреннего контроля в бюджетной сфере, закрепление и совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для осуществления внутреннего аудита и внутреннего контроля в сфере контроля формирования и использования фондов бюджетных средств.


Выбор тех, кто хочет совмещать учебу и работу; Дает возможность личного знакомства и общения с преподавателями, изучения на месте инновационных практик; Овладение знаниями и компетенциями происходит в комфортных условиях одной из лучших университетских баз города Москвы; Закрепление знаний с опорой на применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (при наличии), педагогическое сопровождение самостоятельной работы слушателя

Получение качественного образования без отрыва от работы, в удаленном доступе; возможность совмещать учебу и работу; практическое участие в занятиях с применение передовых информационно-коммуникационных технологий, электронного и онлайн-обучения; высокий уровень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы слушателя.

Федченко Елена Алексеевна

Кунц Николай Зыгмунтович

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)

Возможно ли осуществить зачет ранее пройденного обучения по дополнительным профессиональным программам?

Финансовый университет осуществляет зачет пройденного обучения по программам высшего и дополнительного профессионального образования, предоставляет возможность обучения по индивидуальному учебному плану. Выгоден такой вариант:

Вы обучаетесь по программам повышения квалификации, которые являются одновременно модулями программы профессиональной переподготовки, затем оформляетесь слушателем программы профессиональной переподготовки.

При этом Вам перезачитывается уже пройденное обучение, соответственно снижается оплата за обучение по программе.

Осуществление клиентской поддержки Получения Пользователем информации о маркетинговых событиях Проведения аудита и прочих внутренних исследований с целью повышения качества предоставляемых услуг. Под персональными данными подразумевается любая информация личного характера, позволяющая установить личность Пользователя/Покупателя такая как:

Фамилия, Имя, Отчество

Адрес электронной почты

Персональные данные Пользователей хранятся исключительно на электронных носителях и обрабатываются с использованием автоматизированных систем, за исключением случаев, когда неавтоматизированная обработка персональных данных необходима в связи с исполнением требований законодательства.

Компания обязуется не передавать полученные персональные данные третьим лицам, за исключением следующих случаев:

По запросам уполномоченных органов государственной власти РФ только по основаниям и в порядке, установленным законодательством РФ Стратегическим партнерам, которые работают с Компанией для предоставления продуктов и услуг, или тем из них, которые помогают Компании реализовывать продукты и услуги потребителям. Мы предоставляем третьим лицам минимальный объем персональных данных, необходимый только для оказания требуемой услуги или проведения необходимой транзакции. Компания оставляет за собой право вносить изменения в одностороннем порядке в настоящие правила, при условии, что изменения не противоречат действующему законодательству РФ. Изменения условий настоящих правил вступают в силу после их публикации на Сайте.

Приведем пример положения о внутреннем контроле в учреждении, в котором отсутствует отдел внутреннего контроля.

______________________ /И.И. Иванов/

Положение о внутреннем финансовом контроле

1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:

— точность и полноту документации бухгалтерского учета;

— своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

— предотвращение ошибок и искажений;

— исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;

— выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждения;

— сохранность имущества учреждения.

1.3. Задачами внутреннего контроля являются:

— установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;

— установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;

— соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;

— анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:

— комиссия по внутреннему контролю;

— сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

  1. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.

2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:

— контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.). Данные действия осуществляются руководителем, главным бухгалтером;

— их визирование, согласование и урегулирование разногласий;

— проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

— руководитель учреждения и его заместители;

— комиссия по внутреннему контролю;

— руководители и работники учреждения на всех уровнях;

— сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:

— на доступ к документам, базам данных и регистрам, непосредственно связанным с вопросами проведения контрольного мероприятия;

— на получение информации по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;

— на получение от должностных лиц учреждения письменных объяснений по вопросам, входящим в программу контрольного мероприятия;

— на беспрепятственный допуск (с соблюдением установленного порядка) во все служебные помещения субъекта внутреннего контроля;

— на расширение круга направлений (вопросов) проверки в случае необходимости такого расширения при выполнении основного задания.

4.2. Субъекты контроля обязаны:

— обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;

— исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и положением о структурном подразделении;

— соблюдать при осуществлении своей деятельности требования законодательства РФ;

— обеспечивать сохранность и возврат полученных в объекте внутреннего контроля оригиналов документов;

— соблюдать конфиденциальность полученной информации в связи с исполнением должностных обязанностей;

— оформлять материалы проверки в соответствии с установленными требованиями.

5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.

  1. Оценка состояния системы финансового контроля

6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Финансовый аудит бюджетных учреждений — проверка соблюдения внутренних стандартов, составления и исполнения бюджета.

Аудит бывает внутренним и внешним. Внутренний проводят сами сотрудники компании, а внешний — специализированная компания. В статье мы рассмотрим особенности проведения внутреннего контроля.

Когда и зачем проводится ВФА

Внутренний контроль документально оформляет факты хозяйственной жизни бюджетной организации. Проведение аудита необходимо для:

  • подтверждения соответствия между сделками и операциями;
  • сверки данных;
  • подготовки предложений о повышении результативности использования средств;
  • сверки остатков по счетам бухучета налички с остатками денег по данным кассовой книги.

Процедура не дублирует полномочия контрольно-счетных органов — это подтверждение отчетности на этапе ее формирования. Не путайте внутреннего аудитора с контролером-ревизором внутри организации.

Внутренний финансовый аудит в 2021 году проводится по инициативе руководителя, когда он хочет узнать, как разумнее расходовать средства и повысить качество финменеджмента.

В ходе оценки необходимости ВФА учитывают:

  • риски в прошлые периоды, как они влияли на бюджет;
  • результаты мониторинга качества финменеджмента;
  • наличие самостоятельно выполняемых бюджетных полномочий;
  • наличие подведомственных бюджетных автономных учреждений;
  • владеете ли вы имуществом бюджетных унитарных предприятий;
  • возможность проведения аудита сторонними экспертами.

Какими правилами нужно руководствоваться

Требования к проведению финансового аудита бюджетных учреждений изложены в:

  • БК РФ (ст. 157, ст. 160.2-1, ст. 165);
  • постановлением правительства № 193;
  • приказах Минфина № 143н от 21.09.2015, № 356 от 07.09.2016, № 822 от 30.12.2016;
  • приказе Минфина № 237н от 18.12.2019.

В этих документах изложены принципы и задачи ВФА, порядок его проведения. В разработке находятся стандарты внутреннего финансового аудита 2021 года для каждого этапа контроля.

Как проходит финаудит

В ходе аудиторского контроля должностные лица изучают законность хозяйственных операций и достоверность бюджетной отчетности. Они могут:

  • получать информацию об организации и результатах финаудита;
  • посещать занимаемые объектом помещения и территории;
  • задействовать независимых экспертов.

На 2021 год внутренний финансовый аудит чаще всего проводит комиссия, состоящая из глав структурных подразделений учреждения, выполняющих бюджетные процедуры. У такого подхода есть недостатки.

При проведении ВФА стараются максимально устранить условия, угрожающие беспристрастности аудитора. Проверяющий:

  • не должен быть связан с бухгалтерией;
  • не должен вступать в конфликт интересов;
  • иметь родство с субъектами контроля.

Желательно привлекать внешних экспертов и не допускать вмешательства в финансовый аудит бюджетных учреждений третьих лиц.

Аудитор и эксперты соблюдают требования законодательства, проводят контроль четко по утвержденному плану. В конце они оглашают результаты руководителю объекта.

Как составить план ВФА

Перед проверкой составляют план внутреннего финансового аудита. В нем указывают:

  • тему;
  • перечень изучаемых вопросов;
  • сроки проведения;
  • список ответственных.

При составлении плана внутреннего финансового аудита нужно учесть важность проводимых операций, их объем. Рассматривают риски после проведения контроля, сроки проверки. Анализируют законность хозяйственных операций и бюджетную отчетность.

В структуру плана входят пункты:

  • тема проверки;
  • что проверяют;
  • вид проверки;
  • проверяемый период;
  • срок проведения.

Документ нужно утвердить до начала календарного года.

Рекомендуем

Курс рассматривает практические вопросы организации и осуществления внутреннего финансового аудита в бюджетных, автономных и казенных учреждениях.

Нужна помощь с подбором обучающей программы?

Оставьте заявку на обратный звонок, и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Читайте также: