Обязаны ли индивидуальные предприниматели осуществлять природоохранные мероприятия
Обновлено: 17.05.2024
Правила не распространяются на взаимодействие, реализуемое при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями.
Предусмотрено, что взаимодействие федеральных органов государственного земельного надзора и их территориальных органов с органами муниципального земельного контроля может осуществляться в электронной форме в автоматическом или автоматизированном режиме, в том числе посредством доступа к информационным системам указанных контрольных органов, на основании заключенных соглашений. Аналогичное постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1515 и изменяющий его акт признаны утратившими силу.
2. Актуализирован порядок осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации
Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 N 2050 "Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
В целях реализации Федерального закона от 11.06.2021 N 176-ФЗ утверждены: Правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации; Правила проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица; Правила внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"; Правила рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации. Скорректированы Правила формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.07.2014 N 604. Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок их вступления в силу. Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 05.06.2014 N 519.
3. С 1 марта 2022 г. устанавливаются ключевые показатели оценки результативности и эффективности государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц
Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 N 2060 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц"
Такими показателями являются: доля продукции, подлежащей обязательной сертификации, в отношении которой при проведении процедур подтверждения соответствия лицами, аккредитованными в национальной системе аккредитации, не соблюдены требования к правилам и процедурам обязательного подтверждения соответствия продукции, осуществляемого в форме сертификации, в общем объеме продукции, подлежащей обязательной сертификации;
доля продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в отношении которой при проведении процедур подтверждения соответствия лицами, аккредитованными в национальной системе аккредитации, не соблюдены обязательные требования к исследованиям (испытаниям) и измерениям, в общем объеме продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия; доля средств измерений, в отношении которых при проведении поверки лицами, аккредитованными в национальной системе аккредитации, не соблюдены требования к операциям, выполняемым в целях подтверждения соответствия метрологическим требованиям, в общем объеме средств измерений, в отношении которых проводится обязательная поверка. Приведены формулы расчета указанных показателей, а также их целевые значения.
4. С 1 марта 2022 года вводится показатель для оценки результативности и эффективности осуществления федерального госконтроля (надзора)
Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 N 2084 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением лотерей"
Ключевым показателем госконтроля (надзора) является доля объектов контроля, в отношении которых принято решение об изменении категории риска на более высокую категорию по причинам, не связанным с изменением группы тяжести, в общем количестве объектов контроля. Указанный ключевой показатель (КП) рассчитывается по утвержденной формуле.
5. Расширен перечень полномочий, осуществляемых Россельхознадзором
Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 N 2091 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 971"
Установлено, что Служба, в числе прочего: осуществляет обмен необходимой информацией в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с национальными организациями или уполномоченными организациями, обеспечивающими государственный контроль в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
6. С 1 марта 2022 г. устанавливаются ключевые показатели федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта
Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2112 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1047"
Приведены ключевые показатели и их целевые значения.
7. С 1 марта 2022 г. устанавливается ключевой показатель государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2121 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов"
Ключевым показателем является отношение объема водных биологических ресурсов для внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, установленного за отчетный год к изъятию из среды обитания, к сумме фактического объема изъятых водных биологических ресурсов при осуществлении рыболовства и объема водных биологических ресурсов, которым нанесен ущерб, причиненный в результате нарушения обязательных требований при осуществлении рыболовства, хозяйственной и иной деятельности за отчетный год. Приведена формула расчета ключевого показателя и его целевое значение.
8. С 1 марта 2021 г. устанавливается ключевой показатель государственного лесного контроля (надзора)
Постановление Правительства РФ от 01.12.2021 N 2164 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре)"
Ключевым показателем государственного контроля (надзора) является отношение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушений лесного законодательства, совершенных контролируемыми лицами, к общему объему охраняемых законом ценностей (процентов). Приведена формула расчета ключевого показателя, а также его целевое значение.
9. Минприроды России установлен перечень актов, содержащих обязательные требования, в сфере федерального государственного геологического контроля (надзора) и федерального государственного горного надзора
"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации" (утв. Минприроды России 10.11.2021)
Перечень содержит, в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц НПА, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать установленные НПА обязательные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные НПА обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
10. Расширен перечень контрольных функций, осуществляемых Росгидрометом
Постановление Правительства РФ от 15.11.2021 N 1943 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Установлено, в частности, что Росгидромет, в числе прочего, осуществляет федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). Данное положение вступает в силу с 1 марта 2022 года.
11. Даны разъяснения по особенностям заполнения формы федерального статистического наблюдения N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды"
Письмо Росстата от 03.11.2021 N 5095/ОГ О форме федерального статистического наблюдения N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды"
Сообщается, что в соответствии с приказом Росстата от 26 августа 2021 г. N 516 данные по форме федерального статистического наблюдения N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды" представляются в тысячах рублей, в целых числах, без десятичных знаков. Округление показателя до целых чисел осуществляется по методу математического округления к ближайшему целому. Если показатель содержит десятичное значение (N + 1), то цифра округляется до N по следующим правилам:
Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.
Рис. Виды обращения с отходами на предприятии
Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:
- Оформление разрешительной документации.
- Постановка эксплуатируемого объекта на государственный учет.
- Организация экологической службы и производственного контроля.
- Обучение в области охраны окружающей среды.
- Ведение учета объемов оказываемого на ОС воздействия.
- Представление экологической отчетности.
- Внесение экологических платежей.
- Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Разрешительная документация: оформление
Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.
Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:
Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам
Соответствующие разрешительные документы называются:
- разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
- разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].
При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.
Разрешительная документация: последствия неполучения
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:
- ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
- ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
- ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Постановка объекта на государственный учет
В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.
Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.
Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:
- в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
- в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.
- а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
- б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.
Организация экологической службы и производственного контроля
Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.
Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников
При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.
Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:
- назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности – в указанном случае служба охраны труда часто принимает название службы (отдела, управления, департамента) охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
- найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.
Обучение в области охраны окружающей среды
Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).
Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.
Читайте также: