Обязаны ли индивидуальные предприниматели осуществлять природоохранные мероприятия

Обновлено: 17.05.2024

Правила не распространяются на взаимодействие, реализуемое при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями.

Предусмотрено, что взаимодействие федеральных органов государственного земельного надзора и их территориальных органов с органами муниципального земельного контроля может осуществляться в электронной форме в автоматическом или автоматизированном режиме, в том числе посредством доступа к информационным системам указанных контрольных органов, на основании заключенных соглашений. Аналогичное постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1515 и изменяющий его акт признаны утратившими силу.

2. Актуализирован порядок осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации

Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 N 2050 "Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

В целях реализации Федерального закона от 11.06.2021 N 176-ФЗ утверждены: Правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации; Правила проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица; Правила внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"; Правила рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации. Скорректированы Правила формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.07.2014 N 604. Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок их вступления в силу. Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 05.06.2014 N 519.

3. С 1 марта 2022 г. устанавливаются ключевые показатели оценки результативности и эффективности государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц

Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 N 2060 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц"

Такими показателями являются: доля продукции, подлежащей обязательной сертификации, в отношении которой при проведении процедур подтверждения соответствия лицами, аккредитованными в национальной системе аккредитации, не соблюдены требования к правилам и процедурам обязательного подтверждения соответствия продукции, осуществляемого в форме сертификации, в общем объеме продукции, подлежащей обязательной сертификации;

доля продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в отношении которой при проведении процедур подтверждения соответствия лицами, аккредитованными в национальной системе аккредитации, не соблюдены обязательные требования к исследованиям (испытаниям) и измерениям, в общем объеме продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия; доля средств измерений, в отношении которых при проведении поверки лицами, аккредитованными в национальной системе аккредитации, не соблюдены требования к операциям, выполняемым в целях подтверждения соответствия метрологическим требованиям, в общем объеме средств измерений, в отношении которых проводится обязательная поверка. Приведены формулы расчета указанных показателей, а также их целевые значения.

4. С 1 марта 2022 года вводится показатель для оценки результативности и эффективности осуществления федерального госконтроля (надзора)

Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 N 2084 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением лотерей"

Ключевым показателем госконтроля (надзора) является доля объектов контроля, в отношении которых принято решение об изменении категории риска на более высокую категорию по причинам, не связанным с изменением группы тяжести, в общем количестве объектов контроля. Указанный ключевой показатель (КП) рассчитывается по утвержденной формуле.

5. Расширен перечень полномочий, осуществляемых Россельхознадзором

Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 N 2091 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 971"

Установлено, что Служба, в числе прочего: осуществляет обмен необходимой информацией в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с национальными организациями или уполномоченными организациями, обеспечивающими государственный контроль в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;

6. С 1 марта 2022 г. устанавливаются ключевые показатели федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта

Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2112 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1047"

Приведены ключевые показатели и их целевые значения.

7. С 1 марта 2022 г. устанавливается ключевой показатель государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2121 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов"

Ключевым показателем является отношение объема водных биологических ресурсов для внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, установленного за отчетный год к изъятию из среды обитания, к сумме фактического объема изъятых водных биологических ресурсов при осуществлении рыболовства и объема водных биологических ресурсов, которым нанесен ущерб, причиненный в результате нарушения обязательных требований при осуществлении рыболовства, хозяйственной и иной деятельности за отчетный год. Приведена формула расчета ключевого показателя и его целевое значение.

8. С 1 марта 2021 г. устанавливается ключевой показатель государственного лесного контроля (надзора)

Постановление Правительства РФ от 01.12.2021 N 2164 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре)"

Ключевым показателем государственного контроля (надзора) является отношение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушений лесного законодательства, совершенных контролируемыми лицами, к общему объему охраняемых законом ценностей (процентов). Приведена формула расчета ключевого показателя, а также его целевое значение.

9. Минприроды России установлен перечень актов, содержащих обязательные требования, в сфере федерального государственного геологического контроля (надзора) и федерального государственного горного надзора

"Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации" (утв. Минприроды России 10.11.2021)

Перечень содержит, в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц НПА, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать установленные НПА обязательные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные НПА обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.

10. Расширен перечень контрольных функций, осуществляемых Росгидрометом

Постановление Правительства РФ от 15.11.2021 N 1943 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"

Установлено, в частности, что Росгидромет, в числе прочего, осуществляет федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). Данное положение вступает в силу с 1 марта 2022 года.

11. Даны разъяснения по особенностям заполнения формы федерального статистического наблюдения N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды"

Письмо Росстата от 03.11.2021 N 5095/ОГ О форме федерального статистического наблюдения N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды"

Сообщается, что в соответствии с приказом Росстата от 26 августа 2021 г. N 516 данные по форме федерального статистического наблюдения N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды" представляются в тысячах рублей, в целых числах, без десятичных знаков. Округление показателя до целых чисел осуществляется по методу математического округления к ближайшему целому. Если показатель содержит десятичное значение (N + 1), то цифра округляется до N по следующим правилам:

Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.

Обращение с отходами, экология на предприятии


Рис. Виды обращения с отходами на предприятии

Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  1. Оформление разрешительной документации.
  2. Постановка эксплуатируемого объекта на государственный учет.
  3. Организация экологической службы и производственного контроля.
  4. Обучение в области охраны окружающей среды.
  5. Ведение учета объемов оказываемого на ОС воздействия.
  6. Представление экологической отчетности.
  7. Внесение экологических платежей.
  8. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

Разрешительная документация: оформление

Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.

Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:

Разрешительная документация по выбросам и сбросам, экологические проекты

Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам

Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].

При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.

Разрешительная документация: последствия неполучения

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Постановка объекта на государственный учет

В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эколог на предприятии

Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

  • в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
  • в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.
  • а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
  • б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.

Организация экологической службы и производственного контроля

Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).

Действия ответственных за экологию сотрудников, экологическая документация

В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.

Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников

При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.

Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

  • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности – в указанном случае служба охраны труда часто принимает название службы (отдела, управления, департамента) охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
  • найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.

Обучение в области охраны окружающей среды

Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Повышение квалификации по программе Охрана окружающей среды и экологическая безопасность, эколог на предприятии

Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).

Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.

Читайте также: