Положение при котором не угрожает опасность кому чему нибудь

Обновлено: 01.06.2024

Многие памятные даты и праздники связаны с вопросами безопасности жизнедеятельности человека, например: 7 апреля – Всемирный день здоровья, 31 мая – день без табака, 1 декабря – день борьбы со СПИДом.

Самоучитель по ОБЖ

Рекомендую приобрести недорогую книгу “Праздники и знаменательные даты” (составитель М.Витвицкая, Москва, ООО “Дрим-Инвест”, 1999 г.), и вы всегда будете в курсе праздничных и знаменательных дат. Для самостоятельного изучения возьмите тему “безопасность праздника” и составьте правила безопасного поведения для всех его участников (20).

Пути выхода из конфликтных ситуаций:

  • приспособление (при этом человек идет на односторонние уступки);
  • компромисс (достижение согласия с кем-либо путем взаимных уступок) (14);
  • сотрудничество;
  • игнорирование (игнорировать – умышленно не замечать, не принимать во внимание, пренебрегать) (14);
  • соперничество (если вы уверены в собственных силах и профессионализме).

Мероприятия по защите населения (в том числе от оружия массового поражения):

Перечень опасных веществ:

- радиоактивные вещества (РВ);

  • отравляющие вещества (ОВ);
  • биологически опасные вещества (БОВ);
  • взрывчатые вещества (ВВ);
  • аварийно химически опасные вещества (АХОВ) (до недавнего времени применялось сокращение СДЯВ – сильнодействующие ядовитые вещества);
  • наркотические вещества (в том числе никотин, содержащийся в табаке, попадающий в организм при курении или вдыхании табачного дыма);
  • спирты и другие химические вещества (40% раствор этилового спирта – водка).

Химически опасные вещества в зависимости от их использования классифицируются:

  • промышленные яды (органические растворители красители, топливо, и другие) (23);
  • ядохимикаты (для борьбы с сорняками и вредителями сельскохозяйственных растений);
  • бытовые химикаты (средства гигиены и косметики, стиральные порошки и чистящие средства, пищевые добавки и другие. Среди пищевых добавок, обозначаемых латинской буквой Е, особенно опасны: Е131, Е141, Е215-218, Е230-232, Е239 – это аллергены; Е121, Е123 – яды; Е211, Е240, Е330, Е442 – канцерогены.);
  • биологические (растительные и животные) яды;
  • лекарственные средства;
  • отравляющие вещества (ОВ).

Дополните этот список (перечень) опасных веществ самостоятельно, записав опасные вещества в конце самоучителя (например, ртуть – опасное вещество; место разлива необходимо обработать хлорным железом, то есть провести демеркуризацию). (23)

· Здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Здоровье – это не только отсутствие заболеваний и повреждений, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (6).

Факторы, влияющие на здоровье человека:

  • наследственность;
  • уровень развития системы здравоохранения в стране;
  • состояние окружающей природной среды;
  • образ жизни (более 50% всего совокупного влияния перечисленных факторов).

Виды здоровья:

I. Я могу:

  • соматическое здоровье (состояние органов и систем организма человека);
  • физическое здоровье (уровень роста и развития организма человека; лежит в основе адаптационных реакций организма. Адаптация – способность приспособляться к изменяющимся условиям жизни).

II. Я хочу:

  • психическое здоровье (состояние психической сферы человека, состояние общего уровня комфорта, удовлетворённости, биологически и социально) (6).

Самоучитель по ОБЖ

III. Я должен:

  • нравственное здоровье (комплекс мотивационной потребностно-информационной сферы жизнедеятельности человека).

Признаки здоровья:

  • устойчивость к воздействию повреждающих факторов (6);
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние организма человека и его резервные возможности;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок (6).

Знать, что хочешь – половина успеха, знать, что можешь – полная победа, а знать, чего не хочешь – гарантия безопасности.

Образ жизни – биосоциальная категория, объединяющая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения (6). Целью ЗОЖ является активное долголетие.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)- это все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для жизни условиях.

Биологические принципы здорового образа жизни (ЗОЖ). Образ жизни должен:

  • соответствовать возрасту, быть возрастным;
  • быть обеспечен энергетически (в том числе - достаточным питанием);

- быть ритмичным (в том числе – соблюдение распорядка дня).

Социальные принципы ЗОЖ. Образ жизни должен быть:

  • эстетичным (эстетика – наука о прекрасном, об искусстве, об общих законах художественного творчества (14));
  • нравственным (нравственность – правила, определенные нормы поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил (17));
  • волевым;
  • самоограничительным (человек должен сам себя сдерживать).

Реализация биологических и социальных принципов здорового образа жизни весьма сложна, часто носит противоречивый характер и требует достаточной степени мотивации человека на сохранение здоровья

в условиях социального уровня жизни в стране его проживания (пребывания). Для объяснения ряда непонятных слов можно воспользоваться словарем русского языка С.Н. Ожегова (17). Например:

Самосохранение – стремление сохранить свою жизнь, обезопасить себя от чего-нибудь (17). Самообразование – приобретение знаний (в том числе по безопасности жизнедеятельности) путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя, вне школы (17). Самовоспитание – воспитательная работа над самим собой (17). Самоучитель – учебник для обучения чему-либо без помощи руководителя (17). Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь (17). Особого внимания заслуживает понятие “самобезопасность”.

Самобезопасность – это безопасность для самого себя.

ЗОЖ включает в себя:

  • отказ от вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков, наркотических и других веществ, азартных игр (игромания – болезненное увлечение азартными играми, в том числе, карты, бега, лотереи и так далее; привычка – поведение, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными (17));
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • закаливание организма (под контролем врача);
  • личная гигиена (водные процедуры, содержание в чистоте одежды, обуви, постельного белья, жилища);
  • положительные эмоции (эмоция – чувство, волнение, душевное переживание (14));
  • соблюдение режима дня;
  • профилактика стрессов (в том числе, стихотерапия, музыкотерапия, зоотерапия, ароматерапия, бальнеотерапия; стресс – состояние напряжения организма человека, возникающее как защитная реакция на воздействие неблагоприятных факторов: голод, холод, физические и психические травмы и так далее (14)).

Организация ЗОЖ – это комплекс жизненно важных вопросов, которые должен ежедневно решать сам человек на основе самосознания.

В последнее время введено понятие “честный образ жизни (ЧОЗ)”.

Информационная безопасность – составная часть безопасной жизнедеятельности человека. Многие вопросы информационной безопасности требуют специальной подготовки. Для самостоятельного изучения способов защиты информации воспользуйтесь книгами из серии “Шпионские штучки” (10).

Самоучитель по ОБЖ

Практическое задание:посмотрите по телевизору или послушайте по радио программу новостей (можно сделать запись на магнитофон или видеомагнитофон). Дайте оценку выбранной Вами информации по следующему плану:

1. Вид чрезвычайной ситуации.

2. Какие правила безопасного поведения были нарушены?

3. Встречались ли Вы ранее с подобной информацией?

Если выбранная Вами информация заинтересовала Вас, то кратко запишите её содержание, указав источник информации и дату в конце самоучителя. Контроль знаний по безопасности жизнедеятельности можно осуществить с помощью тестов по ОБЖ (18).

Для самостоятельного изучения предлагаю темы:

1. “Приметы и безопасность”.

2. “Амулеты, талисманы, безопасность”.

3. “Юмор и безопасность”.

4. “Безопасность пикника”.

5. “Спортивная безопасность”.

6. “Гороскопы и безопасность” или “Астрология и безопасность”.

7. “Как прожить без денег честно и с пользой для окружающих?”

Список литературы по безопасности жизнедеятельности:

1. “Дорожные знаки. Справочник-памятка”. Ташкент, 1990.

2. “Женщина за рулем”.А.Иванов, В.Иванов, “Рипол классик”, Москва, 1997.

3. “Энциклопедия безопасности”. В.Пономарев, НКФ “Сталкер”, Донецк, Украина, 1997.

4. “Защити себя и близких”. (Энциклопедия экстремальных ситуаций). А.Гостюшкин, “Рипол классик”, Москва, 1997.

5. “Безопасность вашего ребенка”. Пол Статмэн, “Дельта”, Санкт-Петербург, 1996.

6. “Валеология в школе и дома”. (О физическом благосостоянии школьников). С.В.Попов, “Союз”, Санкт-Петербург, 1998.

7. “Помор-99”. (Ежегодный телефонный справочник). ООО “Директория”, Санкт-Петербург, 1998.

8. “Защити себя сам”. Ю.Форостенко, “Лань”, Санкт-Петербург, 1999.

9. “Основы безопасности жизнедеятельности”. Учебное пособие. Смоленский областной институт усовершенствования учителей, “Вентана-Граф”, Смоленск, 1995.

10. “Шпионские штучки”. (Как сберечь свои секреты). В.Андриянов,

А.Соколов, Санкт- Петербург – Москва, “Полигон-АСТ”, 2000.

11. “Школа выживания”. Ю.Дубявин, О.Бочачева, “Пихта” совместно с АОЗТ “Дубль-8”, 1997.

12. “Биология”. (Словарь-справочник школьника). Г.Локшин, “Лист-Нью”, Москва, 1998.

13. “Справочник по химии для школьников”. С.К.Алиева, “Лист”, Москва, 1998.

14. “Словарь иностранных слов для школьников”. С.К. Алиева, “Лист”, Москва, 1998.

15. “Словарь-справочник пользователя IBM PC для школьников”. В.Гусев, “Славянский дом книги”, Москва, 1997.

16. “Оздоровительные советы на каждый день 2000 года”. Т.И.Назаровская, “Тимошка”, Санкт-Петербург, 1999.

17. “Словарь русского языка”. С.И.Ожегов, государственное издательство иностранных и национальных словарей, Москва, 1953.

18. “Основы безопасности жизнедеятельности” (5-9 классы). (Тесты, контрольные и проверочные работы, справочные материалы). В.Н.Латчук, В.В.Марков, М.П.Фролов, “Дрофа”, “ДНК”, Москва, 2000.

19. “Безопасность жизнедеятельности”. Под редакцией С.В.Белова, “Высшая школа”, Москва, 2000.

20. “Семья принимает гостей”. Л.В.Альберте и другие. Москва, “Профиздат”, 1991.

21. “Амулеты и талисманы”. И.В.Жарков, “Тимошка”, Санкт-Петербург, 1999.

22. “365 уроков безопасности”. Л.Н.Логинова, “Рольф”, Москва, 2000.

23. “Безопасность жизнедеятельности”. Словарь-справочник под редакцией С.Ф.Гребенникова, “Лань”, Санкт-Петербург, 2001.

Часть II. “Правила безопасного поведения”.

Во второй части самоучителя по основам безопасности жизнедеятельности приводятся правила безопасного поведения, которые после адаптации (приспособления) к условиям жизни конкретного человека станут его индивидуальными (личными) правилами безопасного поведения. Соблюдая правила безопасного поведения, используя средства безопасности и приборы контроля безопасности, Вы сможете предвидеть опасные ситуации, по возможности их избегать, а при необходимости действовать.

Самоучитель по ОБЖ

· Типовые правила безопасного поведения в различных ситуациях.

Цель: Проверка знаний, умений и навыков поведения в опасных ситуациях для человека, требующих принятия правильного решения.

а) пребывание; б) наслаждение; в) обретение; г) существование.

2. Что такое безопасность? Выберите ответ:

а) состояние, при котором ничего не случается;

б) положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь;

в) ситуация, в которой пребывает человек и природа, находясь в некотором состоянии равновесия;

г) формы и методы счастливой жизни на земле с учетом сил всемирного тяготения.

а) форма существования белковых тел, при которой они не распадаются, а живут дружно, не нанося ущерба друг другу;

б) ситуация полной гармонии человека и природы, при которой антропогенные и абиотические факторы среды не служат причиной дисгармонии;

в) состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.

4.Промышленные аварии с выбросом опасных веществ, пожары, взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном –это.
А) ЧС техногенного характера;
Б) происшествие;
В) авиакатастрофа;
Г) бедствие;
Д) отключение электричества.
Назовите порядок включения электроприборов в сеть в соответствии с правилами безопасного обращения с электроэнергией:

а) следует сначала шнур подключить к прибору, а затем к сети;

б) следует сначала шнур подключить к сети, а затем к прибору;

в) следует подключать в любом порядке в зависимости от электроприбора;

г) следует подключать в любом порядке в зависимости от электросети.

Какие службы входят в систему обеспечения безопасности человека?

г) служба спасения; д) городская справочная служба; е) служба связи;

ж) служба газа; з) полиция; и) служба погоды.

Что необходимо делать, если произошел ожог кожи?

а) сразу же смазать зеленкой;

б) сразу же подставить обожженное место под струю холодной воды на 15-20 минут, затем подсушить место ожога бинтом и обратится в лечебное учреждение;

в) смазать растительным маслом и обратится в лечебное учреждение;

г) смазать медицинским спиртом.

Что необходимо предпринять при пищевом отравлении?

а) следует прополоскать рот марганцовкой и плотно поесть;

б) следует прополоскать рот пищевой содой и выпить крепкий сладкий чай с сухарями;

в) следует быстро удалить пищу из желудка: выпить несколько стаканов воды и вызвать рвоту (эффект двух пальцев).

а) улицы, площадки, переулки, скверы;

б) перекрестки, вокзалы, аэропорты и речные порты;

в) пешеходы, пассажиры и водители, соблюдающие распорядок дня;

г) нормы, устанавливающие порядок движения по дорогам нашей страны.

9. Найдите верное словосочетание известной истины о пожаре:
А) Пожар легче потушить, чем предотвратить.
Б) Пожар не так страшен, как о нем говорят.
В) Пожар легче предотвратить, чем потушить.

Как правильно перейти проезжую часть при отсутствии, а зоне видимости пешеходного перехода?

а) следует быстро перебежать проезжую часть, а там, что будет;

б) следует осмотреться и медленно перейти проезжую часть;

в) разрешается переходить проезжую часть на участках, где она хорошо просматривается в обе стороны;

г) не разрешается переходить проезжую часть пока не будет хорошей видимости в обе стороны.

Какая скрытая опасность может ожидать вас при входе в подъезд своего жилища?

б) встречи с преступником;

Какие природные явления относят к стихийным бедствиям?

а) дождь, ветер, снег, пожар;

б) землетрясение, наводнение, ураганы, сели;

в) оползни, снежные заносы, лесные пожары;

г) затрудняюсь ответить.

13. Как осуществляется оповещение населения об угрозе возникновения стихийных бедствий?

а) оповещение не осуществляется;

б) при помощи сирен;

в) по радио, телевидению;

г) через средства печати;

Какие должны быть правила личной безопасности, если ураган застал вас на улице?

б) не следует укрываться в ближайшем от вас зданий;

в) следует выйти на открытое место и спрятаться в канаве;

г) следует укрыться в ближайшем прочном здании или естественном укрытии.

15. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС экологического характера;

б) ЧС природного характера;

в) ЧС техногенного характера;

г) стихийным бедствиям.

16. Процесс горения протекает при следующих условиях:

а) наличие горючего вещества;

б) наличие окислителя;

в) наличие условий для теплообмена;

г) наличие источника воспламенения.

17. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:

а) открытый огонь;

б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;

в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

г) токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;

д) образование облака зараженного воздуха.

18. РСЧС состоит из:

а) территориальных подсистем;

б) функциональных подсистем;

в) ведомственных подсистем.

19. К зоне чрезвычайной ситуации относятся:

а) территория, на которой прогнозируется ЧС;

б) территория, на которой расположены потенциально опасные объекты;

в) территория, на которой сложилась ЧС.

20. Врачи выделяют следующие признаки клинической смерти, которые очень просто определяется и для этого не обязательно иметь каких-либо специальных знаний:

а) отсутствие сознания;

б) отсутствие реакции зрачков на свет;

в) отсутствие слуха;

г) отсутствие дыхания;

д) отсутствие пульса на сонной артерии.

21. Выберите базовые положения национальной безопасности РФ:

а) защита государственного суверенитета РФ,

б) выполнение военных операций в стране и за рубежом,

в) целостность территории РФ;

г) экономический рост РФ;

д) защита социальных гарантий инвалидов и пенсионеров;

е) защита конституционного строя в РФ.

22. Выберите виды Вооруженных Сил РФ:

а) Ракетные Войска Стратегического Назначени;,

б) Воздушно-Космические Силы;

в) Танковые войска и артиллерия;

г ) Сухопутные войска;

д) Воздушно-Десантные войска;

е) Военно – Морской Флот.

23. Выполнение гражданами воинской обязанности возникает при наличии условий, к числу которых относятся:

а) достижение установленного возраста;

б) достижение установленного возраста и физическая годность;

в) достижение установленного возраста, физическая годность и уровень образования;

г) физическая годность, нравственное достоинство и достижение установленного возраста;

д) нравственное достоинство, физическая годность, желание гражданина.

24. Уважительными причинами неявки по повестке военного комиссариата являются:

а) заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

б) тяжелое состояние здоровья, при документальном подтверждении;

в) стихийные бедствия;

г) участие в похоронах усыновителя гражданина;

д) техногенная катастрофа.

1 г 9 в 17 а г
2 б 10 в 18 а, б
3 в 11 б 19 в
4 а 12 б в 20 а б г д
5 авгжз 13 б в 21 а в е
6 б 14 г 22 б г е
7 в 15 в 23 г
8 г 16 а б г 24 б

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

XXI век принес людям не только достижения в области технического прогресса, облегчившие жизнь, но и массу проблем, затрудняющих ее, а иногда делающих просто невыносимой. Болезни, изменение климата, нарушение экологического равновесия, войны и т.д. Все это таким или иным образом отражается на нас.

Многие считают, что эти беды обойдут их стороной, никакие глобальные проблемы не коснутся. Но дело в том, что большие катаклизмы порождают малые, которые, возможно заденут вас или ваших близких.

Сегодня бедой нашей страны стал разгул вседозволенности и бесконтрольности, породивший рост преступности. Причем преступления становятся жестокими и изощренными. Самыми распространенными уголовными преступлениями в наше время считаются убийства, наркоторговля, угон автомобилей, рэкет, грабежи и кражи. От них не застрахованы ни простые граждане, ни известные люди.

Как же защититься от всех напастей и крушений, которые могут коснуться нас в повседневной жизни? Вот здесь появляется понятие безопасности, обеспечение которой и позволяет в какой-то мере застраховаться от всевозможных проблем и включает в себя комплекс мер, направленных на сохранение вашей жизни и членов вашей семьи, личного имущества.

Соблюдение элементарных правил личной безопасности помогает человеку, как доказывает жизнь, избежать различных физических и моральных травм.

Данный материал представляет Вашему вниманию аспекты проблемы обеспечения безопасности человека в современном обществе. Однако предугадать все ситуации, которые может при готовить жизнь, вряд ли под силу кому-либо. Поэтому советы, которые представлены далее, не являются панацеей от всех бед. Возможно вы столкнетесь с явлением не затронутыми в нашем разделе. В этом случае, мы надеемся, вы сможете найти правильное решение, используя наши советы как базу. Искушенному читателю что-то может показаться смешным и обыденным, но тем не мнение не стоит перелистывать страницу или бросать чтение на середине журнала, ведь добрый совет сможет однажды спасти вам жизнь.

Поэтому, как ради себя, так и ради других, следует знать основы безопасности жизнедеятельности. Это то же самое, что использование ремня безопасности во время управления автомобилем. Это выражение уважения к человеку. Это жизнеутверждающая позиция.

Этимология слова: БЕЗ + ОПАСНЫЙ = БЕЗОПАСНЫЙ.

Безопасность жизнедеятельности - это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.

Уже у древних римлян понятие безопасность (лат. seciaitas) олицетворяло общественную и личную безопасность, гарантированную властями. Ее культовое значение отразилось даже в монетных знаках.

Безопасность и жизнедеятельность взаимосвязаны.

Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В широком смысле это слово означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития. Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра. Другие виды деятельности – общественно-политическая, педагогическая, военная и т.д. возникли благодаря труду, который всегда носил общественный характер.

В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой. Под этим понятием понимают все то, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу повседневную жизнь и деятельность.

Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических и биологических. Безусловно, что на человека, как социальное существо, непосредственное влияние оказывают и психогенные факторы.

Повреждение организма может, произойти в результате как непосредственных контактных внешних воздействий (механических, электрических, химических и т.п.), так и дистанционных (теплового, светового и пр.). Повреждения могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него (например, после радиационного облучения).

Опасные и вредные факторы обычно имеют внешне определенные пространственные области их проявления, так называемые опасные зоны.

Нахождение человека в опасной зоне является одним из условий возникновения повреждения организма. При этом опасный фактор (опасность) должен обладать достаточной энергией, чтобы вызвать повреждение организма.

Но в большинстве случаев люди сами не придают должного значения скрытой опасности и поступают себе во вред. Характерный пример пренебрежительного отношения к опасности - нарушение правил уличного движения. Вряд ли найдется пешеход, не знающий, для чего установлены светофоры. И, тем не менее, многие идут на красный свет. Итог этому - примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов.

С развитием человеческого общества к природным опасностям непрерывной чередой прибавлялись техногенные опасности, то есть рожденные техникой. Научно-технический прогресс, наряду с благами, принес и неисчислимые бедствия, как человеку, так и окружающей среде.

Техногенные опасности могут проявляться в виде аварий технических систем, пожаров, взрывов и других трудно предсказуемых событий. Попадая в зону действия подобных экстремальных ситуаций, люди рискуют получить травмы различной степени тяжести.

Следует заметить, что человек и сам является часто источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. Опасности, создаваемые человеком, очень разнообразны. Войны, социально-политические конфликты, преступления, проституция, наркомания, СПИД, голод, нищета, бескультурье – эти и другие пороки человеческого общества – социальные опасности.

Таким образом, опасности окружающего мира условно разделены на три четко выделенные группы: природные, техногенные и социальные.

Постоянное наличие вокруг нас потенциальных опасностей вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия. Эти условия называют причинами.

Причиной несчастного случая очень часто служит наша собственная беспечность или неосторожность окружающих. Для сохранения своего здоровья и жизни необходимо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых происходит превращение потенциальных опасностей в действительные.

Уберечься от несчастья удается не всегда, поскольку некоторые опасности не зависят от наших действий, проявляются внезапно, не оставляя времени на размышление, на спасение. Например, взрыв, землетрясение, ураган.

Давайте предположим, что черная пантера в плохом настроении сидит в доме человека по имени Гарик. Гарику надо идти спать на второй этаж. Но на ступеньках – черная пантера. Проблема заключается в том, как подняться по лестнице. Существует всего пять действий, которые Гарик может предпринять:

  1. может атаковать пантеру;
  2. может убежать из дома и от пантеры;
  3. может использовать другую лестницу и избежать встречи с черной пантерой;
  4. может игнорировать животное (представить, что ее нет и попытаться пройти мимо нее) и
  5. может сдаться пантере.

Вот пять механизмов:

  • атаковать;
  • отступить;
  • избежать;
  • проигнорировать;
  • сдаться.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗОНЫ РИСКА И СТРАХА

В таблице приведена вероятность риска стать жертвой некоторых видов опасностей в течение года.

Вид опасности Вероятность случаев в году

Общий риск 1 из 700

Автомобильные катастрофы 1 из 4,000

Преступления 1 из 4,000

Отравление 1 из 5,000

Умышленное убийство 1 из 7,000

Утопление 1 из 10,000

Падение 1 из 25,000

Пожар и ожог 1 из 28,000

Авиакатастрофа 1 из 50,000

Электрический ток 1 из 65,000

Железная дорога 1 из 150,000

Промышленная авария, катастрофа 1 из 170,000

Стихийное бедствие 1 из 1,600,000

Авария на ядерном реакторе 1 из 300,000,000

Чтобы противостоять эпидемии насилия, опасности и страха, необходимо знать два ограничивающих момента:

  • до какого предела дойти, где грань между страхом губительным и страхом, данным человеку во спасение;
  • необходимо твердое знание заповедей безопасного поведения, ибо оно переходит в новое качество – имидж силы, уверенности, безопасности.

ПРИСУТСТВИЕ ДУХА

Природное это качество или его можно воспитать? Вот несколько примеров.

Настоящим кошмаром во время боевых действий на Тихом океане для американских летчиков и моряков стали акулы. Пережить воздушный бой или торпедную атаку было, по словам ветеранов, гораздо легче, чем качаться в шлюпке или на плотике под палящим тропическим солнцем и гадать, кто появится раньше – спасательное судно или черный плавник. Педантичные янки собрали громадный объем данных по случаям нападения акул на одиночных людей и группы моряков, уцелевших после потопления их судов, потратили значительные средства на поиск всевозможных средств борьбы с морскими разбойницами. Испытывались химические вещества предположительно годные для отпугивания акул, различные виды оружия, но самое главное - вырабатывались рекомендации по поведению людей, подвергающихся опасности. После того как выяснилась практически полная неэффективность всех химикалий, а также способность, например, большой белой акулы без видимого неудовольствия переносить попадания в голову пуль полной обоймы армейского кольта калибра 11.43, основное внимание сосредоточили на выяснении ключевого вопроса: что же привлекает акулу к потенциальной жертве?

Бытующие сейчас представления об энерго-информационном обмене позволяют связать этот пример со случаем, вошедшим в число легенд о мастерах японских будо. Холодной осенней ночью хромоногий воин пытался одолеть один из поросших густым лесом перевалов горной области Кай – домена князя Такэда. Это был будущий главный советник князя и его лучший полководец Ямамото Канноцукэ. В чащобе самурая ожидала встреча со стаей голодных волков. Первым побуждением мастера клинка было намерение перерубить подбиравшихся поближе серых хищников. Однако воспитанное с детских лет глубокое уважение к мечу – святыне для средневекового члена японской воинской касты – заставило Канноцукэ выпустить рукоять. Оскорбить клинок кровью животного самурай не захотел, однако выбираться из смертельно опасного положения было необходимо.

Считалось, что мастера Киай-до способны пересылать свое ки без помощи физического тела, и рассказы о подвигах прославленных воинов это подтверждают: убить врага насыщенным ки, особо модулированным криком, или вернуть к жизни впавшего в кому соратника было для них достаточно обычным делом. Развитое ки было залогом неуязвимости в бою, выносливости в походе, стойкости организма во время эпидемий.

Похожие школы существовали и существуют не только в Японии. И единственным, пожалуй, отличием Киай-до и схожего по идеологии, но гораздо более популярного современного воинского искусства Айки-до от других эзотерических систем Востока и Запада состоит в том, что японцы говорят не о накоплении внутренней энергии, а о постоянном изливании своего ки вовне.

Современному человеку стоит обратить внимание на следующие аксиомы Киай-до: страх спутывает ваше ки, а проникновение внешнего потока подчиняет вас чужой воле. Используя этот традиционный восточный понятийный аппарат, легко объяснить, что же происходит с человеком, попавшим в экстремальную ситуацию.

Второй аспект проблемы – влияние присутствия духа на излучение вовне своего или втягивание в себя внешнего потока. Утратив самообладание, человек неизбежно подчиняется чужой воле, открывается внешнему ки. В образовавшуюся потенциальную яму, пустоту рано или поздно внедряется чужая сила.

Именно эту пустоту безошибочно чувствуют хищники - волки и акулы, а также хищники мира людей – преступники. Состояние пустоты, дефицит жизненной силы и воли, по которому бандиты выделяют жертву среди уличной толпы, на языке современных специалистов по выживанию в условиях каменных джунглей называется виктимностью.

Виктимология – это учение о поведении жертвы, которое объясняет, чем руководствуется уличный грабитель или насильник во время выбора жертвы.

Выдающийся американский специалист в данной области профессор Бетти Грейсон путем серии исследований показала, что преступнику требуется в среднем семь секунд для визуальной оценки потенциального объекта для нападения – его физической подготовки, темперамента и тому подобного. Точно, хотя и бессознательно, преступник отмечает все: неуверенность взгляда, вялую осанку, несмелость движений, психическую подавленность, физические недостатки, утомление – словом все, что сыграет ему на руку.

Чтобы выделить и классифицировать основные личностные особенности потенциальной жертвы, Грейсон засняла на видеопленку пешеходов, принадлежащих к разным возрастным и социальным группам. Запись была продемонстрирована заключенным, отбывающим срок в различных тюрьмах США. Предположения исследователя подтвердились: подавляющее большинство осужденных, которые были опрошены по отдельности, выбрали из массовки одних и тех же людей, которые, по их мнению, могли бы стать легкой добычей.

В результате математического анализа выяснилось, что потенциальную жертву преступники часто выделяют по некоторым отличительным особенностям, движений. Это может быть их общая несогласованность, неуклюжесть походки – слишком размашистая или семенящая, которая привлекает внимание на фоне единого людского потока.

Человеку, который чувствует себя относящимся к группе риска, для начала следует изучить себя: походку, жесты, мимику и заняться их коррекцией. Практически каждый человек в той или иной степени наделен артистическими способностями. Внушить себе уверенный стиль поведения и следовать ему среди уличной толпы может любой.

Внутренняя сила и органично связанное с ней ощущение неуязвимости, безопасности есть то, что имитировать невозможно. Поэтому человеку, не желающему попасть из трудного положения в труднейшее, следует прежде всего четко представить - до какого предела он сможет дойти, отстаивая принятый образ.

Понять, чем вы на самом деле располагаете, – значит сделать первый шаг к новой силе и новым возможностям. Аура безопасности станет реальной защитой.

Введение
Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Следовательно, понятие общества применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории групп.
В самом широком смысле слова общество - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой совокупность отношений между людьми, то есть совокупность способов их взаимодействия и формы их объединения.

- возможностями свободного развития ассоциативной жизни, сферы массовых движений, партий, группировок по убеждениям и любым другим признаком;

- осуществлением бесконфликтного взаимодействия большинства и меньшинства;

- достижением и поддержанием гражданского мира и общественного согласия;

- способностями ограничивать и преодолевать политическое отчуждение;

- устойчивым развитием и сохранением материальных и культурных ценностей, культуры, прогрессивных традиций; невмешательством в сферу личной жизни человека.

Безопасность общества возможна лишь при наличии общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества.

Таким образом, безопасность общества - это такое качественное состояние общественных отношений, которое обеспечивает прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях.

Структурно система безопасности общества включает в себя :

а) наличие разработанной доктрины безопасности, которая выступает как определенная идеология, способная объединить общество, и одновременно как программа действий;

б) правовую основу, т.е. систему законов и иных правовых норм, позволяющих защищать интересы общества и составляющих его элементов (людей, социальных групп, политических и общественных объединений, общественного сознания и т.д.);

в) систему государственных органов, обеспечивающих безопасность общества;

г) общественную систему безопасности - совокупность неправительственных, общественных, самодеятельных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять угрозам и опасностям для него;

д) корректную, основанную на демократических принципах, систему средств и методов обеспечения безопасности.

Общественная безопасность - это такое состояние общества, при котором гарантируется его устойчивое функционирование и прогрессивное развитие во всех сферах жизнедеятельности в условиях внутренних и внешних по отношению к обществу деструктивных факторов.

Исходя из системности предлагаемого определения, в качестве объекта безопасности может рассматриваться как общество в целом, так и отдельные сферы его жизнедеятельности: политическая, военная, демографическая, экономическая, культурная, научно-техническая, информационная и т. д. При этом признак содержания конкретной деятельности может быть использован для выделения отдельных видов общественной безопасности.

Очевидно, что различные виды общественной безопасности взаимосвязаны и не могут обеспечиваться друг без друга. Для обеспечения, к примеру, военной безопасности необходимо наличие соответствующего научно-технического и экономического потенциала. Демографическая безопасность в определенной степени зависит от реальных доходов населения и, соответственно, от уровня развития экономики. В свою очередь, для обеспечения экономической безопасности необходимо наличие в достаточном количестве квалифицированных трудовых ресурсов, которые являются производными от предшествующих демографических ситуаций. Аналогичные связи существуют между другими видами безопасности.

Общественная безопасность представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества.

В названном смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и государство, и общество, и граждане. Обеспечение общественной безопасности - гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества и конкретного гражданина от общественно опасных посягательств, неприкосновенности основных социальных благ. Чем больше реальные усилия общества и государства по обеспечению системы общественной безопасности, тем более уверенно чувствуют себя граждане в процессе вступления в различные социальные связи.

Угрозы социальной безопасности общества в наиболее общем виде создают возможность нарушения его целостности, утраты устойчивости функционирования и развития. В наибольшей степени эти угрозы носят внутренний характер, определяются переживаемым страной переходным периодом с его кризисами в экономической, политической, социальной и духовно-культурной сферах.

Причинами кризисов выступают не просто результаты проводимых реформ, но и их последствия, превратившиеся в шквал дезорганизационных процессов, многочисленных "побочных" явлений процесса общественного переустройства. В итоге стихийные и непреднамеренные угрозы переплетаются и усложняют проведение реформ, поиск путей наиболее эффективного функционирования и развития процесса реформирования.

Прогнозировать внутренние угрозы социальной безопасности общества можно с помощью проведения мониторингов ВЦИОМ. Согласно их данным, в настоящее время наибольшее негативное влияние на социальную нестабильность общества оказывают факторы экономического характера. Инфляция и рост цен. Угрозы потери работы, здоровья, необеспеченная старость, беспокойство за будущее семьи и детей.

Социальная напряженность усугубляется резким расслоением общества, появившимся в результате его перехода к рынку, непростыми отношениями между различными слоями населения.

Таким образом, угрозу социальной безопасности общества со стороны экономической сферы могут нести такие субъекты, как государство, образовавшийся слой капиталистов, криминальные группировки, отдельные люди.

Угрозы социальной безопасности общества проистекают также из политической сферы. Их причины лежат в процессе формирования гражданского общества, сопровождающемся коренными изменениями его социальной структуры, "парадигмы идеологии и ее роли в жизни общества". Особенность самой политической сферы состоит в том, что она обращена как во внешний мир, так и вовнутрь общества.

С одной стороны, безопасность общества обеспечивается внешней политической деятельностью, а с другой - именно при проведении внутренней политики раскрываются ее основные, сущностные качества. Во внутренней политике решаются вопросы безопасности для разного рода организаций и объединений, для каждого человека - они нуждаются в защите от внешних угроз и в политико-правовом обеспечении.

Средства массовой информации сегодня технически оснащены и обладают мощным воздействием на сознание человека. Но результаты этого воздействия далеко "небезобидны", поскольку СМИ часто ориентируются на дезинформацию и подрывную деятельность, пропаганду насилия и преступности, навязывают "чуждый" стиль жизни и поведения. Идет пропаганда низменных инстинктов, эрзац культуры, коммерциализация духовной сферы. Все это приводит к разрушению системы норм и ценностей, к утрате нацией своего нравственного здоровья.

Определенную угрозу для российского социума таит и распространение различных верований. В сегодняшних сложных условиях некоторые люди стремятся найти убежище в разного рода религиозных сектах, религиозных организациях, которые нередко носят экстремистский характер, что создает дополнительные угрозы развития конфликтов на религиозной почве.

Было бы несправедливо считать все эти проблемы присущими только России, они носят всеобщий характер.

Обеспечение духовной безопасности не может сводиться только к запрету негативных факторов. Оно с необходимостью должно включать и позитивные моменты, в частности, способствовать реализации творческого потенциала населения. "Утечка умов" может рассматриваться как недооценка государством и обществом деятелей науки, образования и культуры.

Таким образом, безопасность общества определяется состоянием общественного сознания, на формирование которого оказывают воздействие достижения в духовно-культурной сфере, деятельность интеллигенции. Через общественное сознание можно выработать "социальный иммунитет" граждан, а значит предотвратить любые деструктивные воздействия на основу социума.

Несмотря на то, что Россию постоянно лихорадит от огромного количества неотложных проблем, вопросы социальной защиты интересов личности и общества следует решать сегодня, обеспечивая согласованность, взаимосвязанность препятствий внешним и внутренним угрозам в каждой из сфер общественной жизни. И особого внимания потребует решение вопроса об управлении системой безопасности.

При построении модели безопасности для большинства социальных систем можно предложить следующие универсальные рекомендации:

ориентироваться на процессы самоуправления, при которых социальная система самостоятельно осуществляет поиск путей для установления и поддержания динамического равновесия со средой;

проводить сбор и обработку информации о повышении ее адаптивных свойств в условиях меняющейся среды;

на основе полученной информации осуществлять социальное управление.

Следует подчеркнуть, что не только общество осуществляет защиту жизненно важных интересов личности, но и государство, обеспечивая ее основные права и свободы, установленные и регулируемые в законодательном порядке. Обязанность правового государства состоит в обеспечении гарантий этих прав и свобод с использованием принципа "разумной достаточности".

Сущность этого принципа сводится к предотвращению возможных угроз безопасности для общества и государства, к недопущению диктата по отношению к отдельной личности. И тем самым решается вопрос об уровне свободы личности и его ограничении общественной необходимостью.

В рамках гражданского общества, как "оборотной стороны" правового государства, может существовать и множество других субъектов социальной безопасности. Это многочисленные общественные организации и объединения, создаваемые на принципах самоорганизации и обеспечивающие защиту от разного вида угроз отдельного гражданина (личности), государства, общества в целом, каких-либо иных социальных объектов, включая "свое" жизненное пространство.

В их функции может входить и контроль над обеспечением безопасности во взаимоотношениях различных субъектов общества (общественная экспертиза всех проектов на предмет соответствия их жизненно важным интересам всех субъектов и отсутствия ущемления кого-либо).

Создание такой "общественной" системы безопасности актуализируется еще и тем, что государство сегодня не способно остановить нарастание внешних и внутренних угроз во всех сферах общественной жизни, хотя бы в том объеме, который осуществлялся в прежние времена. Стабилизировать общественное развитие способна только консолидация усилий государства, общества и каждого гражданина при условии сохранения их автономии и согласованности уровня их безопасности.

Это накладывает на субъектах управления той или иной системой безопасности дополнительные требования профессионализма и компетенции, так как принятие решений без учета тесной взаимосвязи процессов и явлений, без построения объективных прогнозов относительно возможности развития противоречия может нанести невосполнимый урон объектам защиты.

Заключение
Общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Читайте также: