Обязанности государства как социального института

Обновлено: 30.06.2024

Социальный институт является одной из древнейших форм организации деятельности людей, которая направлена на удовлетворение человеческих потребностей.

Политические социальные институты – это совокупность принципов, норм и правил, которая регулирует процессы в сфере политики, выступает регулятором политического поведения людей, ссылаясь на установленные законы, правила и порядки в конкретном государстве. Каждый из политических институтов выполняет свою определенную функцию по управлению обществом.

Признаки политических институтов:

В каждом государстве присутствует политическая деятельность, которую регулируют и стабилизируют политические институты. Главная функция политических институтов – сохранение власти и управление обществом. Политика – это взаимоотношения людей по поводу власти, из этого можно сделать вывод, что политические институты взаимодействуют друг с другом и с народом, чтобы поддерживать власть в государстве.

Структура властных органов в государстве:

  1. Законодательная власть: парламент (В РФ это верхняя и нижняя палата Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная Дума), съезд, сенат и другое.
  2. Исполнительная власть: Правительство, государственные комитеты, федеральные министерства, надзоры, службы.
  3. Судебная власть: конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Суд

Функций у политических институтов довольно много. Например, политическая социализация граждан, адаптация народа к политической культуре конкретного государства, усвоение политических норм и ценностей. Выработка политических программ, интеграция социальных слоев в политические отношения, регулирование политической деятельности граждан, закрепление и воспроизводство политических отношений, поддержание равновесия и стабильности в общественно-политических процессах.

Государство по всем признакам является политическим социальным институтом, но так как в каждом государстве существуют иные социальные институты, то его можно в контексте называть так, как в заголовке.

Государство – это форма политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его цельности, стабильности, организованности и сохранения порядка в нем.

Признаки государства как социального института:

  1. Установленные образцы поведения, нормы и ценности.
  2. Государственная символика: герб, флаг, национальный гимн и язык.
  3. Законодательство: нормативные правовые акты, конституция и иные документы.
  4. Идеология.

Однако, необходимо подметить, что государство – это не просто социальный институт, оно обладает рядом других уникальных признаков. То есть, если сравнить политическую партию и государство Российская Федерация, то нельзя сказать, что это одно и тоже. Несмотря на то, что как партия, так и РФ – это политические институты.

Для государства характерно:

  1. Суверенитет (независимость от других государств).
  2. Учреждения и органы, которые осуществляют верховную власть.
  3. Исключительное право сбор налоговых средств (никакая другая организация не имеет права взимать налоги с физических и юридических лиц, кроме государства).
  4. Система общих правил поведения, установленная государством.
  5. Единая территория, на которую распространяется власть.

Признаки государства

Как появилось государство? Теории возникновения

Теологическая: государство было создано по воле Божьей. Сторонником данной теории был средневековый философ Фома Аквинский.

Патриархальная: автором является Аристотель. Государство происходит из семьи, а власть царя – это продолжение власти отца.

Теория общественного договора (Жан Жак Руссо): люди заключают договор и объединяются в государство для организации общих целей и задач.

Классовая теория (Карл Маркс и Фридрих Энгельс): государство создают богатые для эксплуатации бедных. Государство защищает интересы исключительно богатых и состоятельных людей.

Технико-экономическая: государство возникает для организации масштабных общественных работ.

Форма государства

Государство выполняет внешние и внутренние функции.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его социальное значение и сущность:

  • правовая функция – обеспечение правопорядка, упорядочение властной деятельности, установление правовых норм и наблюдение за их исполнением, охрана прав и свобод граждан;
  • политическая функция – осуществление властных полномочий, обеспечение политической стабильности, укрепление основ власти;
  • экономическая функция – охрана форм собственности, обеспечение макроэкономической стабильности, организация регулирования экономических отношений с помощью налоговой и кредитной политики;
  • культурная функция – развитие системы образования и научно-технического прогресса, создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей;
  • социальная функция – удовлетворение потребностей граждан в работе, жилье, образовании, поддержка незащищенных групп населения.

Внешние функции государства – это задачи, которые решает государство за границами своей территории:

  • дипломатическая функция – поддержание отношений с другими странами, заключение международных договоров, участие в международных собраниях, событиях, отстаивание интересов государства на международной арене, поддержание мира;
  • обеспечение безопасности и обороноспособности страны, защита территориальной целостности;
  • участие в мировой экономике, поддержание выгодного экономического сотрудничества с другими странами и странами-соседями.

Внешние функции

По мере того, как государство организовывает выполнение своих функций, можно судить о позитивной и негативной стороне государства как организации жизни людей. В основном оно играет позитивную роль – управляет общественными массами, создает возможности для развития народа.

Политологи упоминают, что государства могут выходить за рамки своих полномочий – это и является негативной стороной (склонность к бюрократизации, происходящие войны).

Из этого появились две тенденции развития государств в современном мире:

  1. Этатитстская – усиление позиций государства во всех сферах общественной жизни.
  2. Деэтатистская – ослабление государственных функций и полномочий.

Мир

Таким образом, можно сделать вывод о том, что однозначного мнения по этому поводу нет, и все зависит от состояния общества, экономики и других процессов стране.

Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо­го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность – системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общности. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).

Государство – мощный институт власти. А. Смит определяет функции государства следующим образом. С одной стороны, оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т. п.), с другой стороны, поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества по мнению А. Смита служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.

Определение понятия и характера власти в обществе имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства. В.И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил разграничение между властью и государством. Петр Струве утверждал, что государство сохранится и после уничтожения классов.

Государство представляет собой устойчивый тип и форму социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

Совокупная сущностная характеристика государства включает в себя: социальное назначение государства; его организационную структуру; специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами; характер отношений с обществом, классом, нацией. Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни.

Некоторые исследователи 80-х годов прошлого столетия (А.С. Юнг, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин и др.) указывали на следующие признаки государства: 1) право государства употреблять силу; 2) оно охватывает все сферы жизнедеятельности; 3) право обязательного привлечения к его членству всех граждан; 4) наличие своей территории; 5) независимость и суверенность.

Ф. Энгельс главным признаком государства считал наличие публичной власти, отделенной от массы народа. Современные ученые выделяют следующие основные признаки государства, которыми являются: а) наличие определенного механизма (особой системы органов и учреждений), реализующего функции государственной власти; б) закрепление определенной системы норм, санкционированных государством (право); в) распространение юрисдикции государства на конкретную территорию.

Обобщая, можно выделить следующие признаки государства: 1) наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением всем обществом и охраной его экономической и социальной структуры; 2) наличие монополии на принудительную власть в отношении всего населения; 3) право и возможность осуществления внутренней и внешней политики – экономической, социальной, военной – от имени всего общества внутри и вне страны; 4) суверенное право издания законов и правил, обязательных для всего населения; 5) организация власти по определенному территориальному делению; 6) монопольное право на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета и др.[11]. Если же государство все отмеченные права и возможности направляет на создание экономических и иных условий для повышения благосостояния своих граждан, развития человеческого потенциала членов общества, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным.

Под государством в более узком смысле слова обычно понимается организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, национальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории. Государство – универсальная общественно-политическая организация (целостность), обладающая публичной властью, специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет.

К числу важнейших атрибутов современного государства относятся:

· государство является единственным официальным представителем всего общества;

· выполняет общесоциальные функции;

· имеет право – систему норм, санкционированных государством;

· обладает, как правило, монополией на правотворчество;

· находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающим на его территории (институт гражданства);

· имеет специальный аппарат власти и управления;

· использует право принуждения и использует его;

· обладает вооруженными и другими специализированными силами, обеспечивающими его целостность и безопасность;

· имеет систему правосудия (конституционный, арбитражный, уголовный, гражданский суды);

· обладает материальными средствами для проведения государственной политики (собственность, бюджет, валютные запасы и др.) и применяет систему налогов и займов;

· имеет административно-территориальное деление;

· имеет свои символы (герб, гимн, флаг) и памятные даты[12].

В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. «Оно декларировало общенациональные ценности и качество и сообразно этому определяло меру и формы реального участия населения в политической жизни, что всегда осуществлялось под жестким контролем государственного аппарата. Характерной особенностью политической социализации государства было то, что оно целенаправленно подавляло политическую субъективность человека – нормативное политическое поведение предполагало подготовку человека для официальных структур, а не структуры создавались для человека, его свободного и самостоятельного волеизъявления. Для современной России задача построения социального государства равносильна задаче по сохранению и последующему укреплению самой государственности.

В современном мире демократическое государство в наилучшей степени обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком государстве в многообразии функций на одно из первых мест выдвигается его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого-либо произвола, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, способствует улучшению социального положения граждан и социальных групп.

«К важнейшим социальным функциям государства относятся:

1) обеспечение целостности общества и создание основных условий для его безопасного развития;

2) обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

3) создание условий для быстрого экономического роста;

Социальный институт при таком рассмотрении определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующий социальные отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества. Государство, как главный социальный институт общества, направляет свои усилия на реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и др. сфер; на обеспечение материальной жизнедеятельности, развития социальной рыночной экономики, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание и сохранение духовных ценностей и многое другое.

Таким образом, деятельность государства, при рассмотрении его в качестве социального института определяется разработкой и применением специфического набора социальных и организационно-правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей; интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества; созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества; созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общества, опираясь на конституционные основы. Кроме того, поскольку наша страна провозглашена социальным государством, согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции подчеркивает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст. 37, согласно которой каждый гражданин России имеет права свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры. Также закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Права в сфере защиты детей, материнства, детства, семьи, а также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет установлены в ст. 38. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст. 39. Права на жилище определены в ст. 40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст. 41, охрану окружающей среды – в ст. 42, на образование – в ст. 43. Права в области культуры раскрыты в ст. 44. Этими правами граждане России согласно ст. 19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4), соответственно права распространяются на всех граждан, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации они проживают… Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – равноправных субъектов Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство (ст. 5).

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (с. 5). Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть в РФ Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление. Согласно ст. 7 Конституции, Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Российская Федерация – светское государство. Как отмечает ст. 14 Конституции, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Государство - социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо­го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Как социальный институт государство характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

История возникновения.Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования.

Важнейшие функции любого типа государства:

· защита государственного строя;

· предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;

· регулирования экономических и других общественных отношений;

· осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений – социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики;

· внешнеполитические функции защиты интересов страны;

· функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и т.д.

Важнейшие социальные функции государства:

· обеспечение целостности общества и создание основных условий для его безопасного развития;

· обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

· создание условий для быстрого экономического роста;

· обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе.

Государство как социальный институт выполняет следующие функции:

· социального контроля и другие.

Особенности функционирования государства на современном этапе развитияусловно можно разделить на внутреннее функционирование и внешнее.

К числу внутренних относятся функции:

1. Экономическая - функция реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу, объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном;

2. Финансовая - осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

3. Социальная - в социальной функции государства речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи;

4. Политическая - функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5. Экологическая - функция государства – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов;

6. Культурная - направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7. Охраны правопорядка, прав и свобод граждан - Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства;

8. Обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности;

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

Государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1. Последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2. Создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ;

Можно выделить две основные внешние функции современного государства:

1. Военная функция;

2. Функция сотрудничества с другими государствами.

Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

2. в поддержании мира и мирового правопорядка;

3. в природоохранительной деятельности;

4. в борьбе с международной преступностью;

5. в сфере науки, культуры, образования;

6. в решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

Государство осуществляет свои функции, используя определенные, свойственные ему методы. В целом различают правовые и не правовые методы осуществления государственных функций.

Социальная функция многообразна по содержанию и объемна по охвату деятельности. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.

К социальной функции тесно примыкает экологическая функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность населения. Эта функция приобретает особую значимость в условиях ухудшения во всем мире экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д.

К числу приоритетных функций государства относятся защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности конкретного государства. Реализация рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов - судом, органами внутренних дел, а также прокуратурой, которая осуществляет надзор за соблюдением законности.

Из внешних функций, функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами глобализации мировой экономики, переплетением экономических интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга.

Функция обороны относится к постоянным сферам деятельности любого государства, поскольку направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства. В настоящее время меняются ориентиры в реализации данной функции: в современном мире усиливаются процессы взаимного сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны и в укреплении международной безопасности.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, урегулированию межнациональных конфликтов, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами.

В содержание данной функции входит также сотрудничество государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, международным терроризмом. Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности приобретает актуальное значение на нынешнем этапе развития. Она направлена на поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования.

Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства- правотворческою, правоисполнительную и правоохранительную.

К правовым формам осуществления государственных функций относятся: Правотворческая деятельность - подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация функций государства практически невозможна;

Эту функцию исполняют органы исполнительной власти, возглавляемые правительством страны. Сущность данной деятельности заключается в повседневном разрешении разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты; Правоохранительная деятельность властная правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов- прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др. [2]

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную. Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др. Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства.

Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Государственное управление как социальный институт

Социальный институт в процессе своего функционирования вводит многообразные поступки и действия людей в определенные, жизненно необходимые для существующей социальной системы типы деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями, ценностями, потребностями данного общества. В силу этого он предстает в качестве ведущего компонента социальной структуры общества, интегрирующего и координирующего множество индивидуальных и групповых действий людей, упорядочивающего социальные отношения в тех или иных сферах общественной жизни. Социальный институт выступает субъектом социальных изменений.

Развитие общества ведет к возникновению и развитию социальных институтов. Например, с переходом от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, приведшим к возникновению ремесел, торговли, развитию городов, возникновению властных полномочий, выходящих за пределы одной семьи или нескольких, тесно связанных между собой семей (роды, племена), возникают политические социальные институты, воплощенные в государстве, вооруженных силах, в судебной организации общества и т.д. Затем возникают религиозные и образовательные социальные институты, деятельность которых немыслима без профессионально подготовленных священников и учителей, соответствующих учреждений – церкви, школы и т.д.

Однако возникновение и развитие социальных институтов также обуславливает дальнейшее социальное развитие. Поэтому важно рассмотреть процесс развития социальных институтов.

Развитие социальных институтов осуществляется посредством развертывания двух социальных процессов:

Первый из них представляет возникновение новых социальных институтов, как было рассмотрено выше на примере возникновения государства, институциализации религии и образования;

Второйпроцесс развития социальных институтов – это совершенствование деятельности, структуры и функций уже существующих институциональных структур. Так, например, в связи с Чернобыльской катастрофой и участившимися другими катастрофическими событиями (как природного, так и особенно технологического характера) создается Министерство по чрезвычайным ситуациям и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы.

Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющие определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами социальных институтов определенных социальных ролей (государство, суд, семья, религия, образование, политические партии).

Социальные институты отличаются друг от друга функциональными качествами:

Экономико-социалъные институты – собственность, обмен деньги, банки, хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономичес­кую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Политические институты – государство, партии, профсоюзы и др. организации, преследующие по­литические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность со­ставляет политическую систему данного общества.

Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов, защиту определенных цен­ностей и норм.

Основной содержательной функцией каждого социального института является удовлетворе­ние тех социальных потребностей, ради которых он существует. Каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие социальные связи и отношения людей, стремящихся к удовлетворению потребностей.

Урок в классе

Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам. И сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, как устроены, какими бывают и какие функции выполняют.

Что такое социальный институт?

Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.

Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:

  • согласование интересов членов общества;
  • реализация базовых потребностей каждого человека;
  • стабильность и развитие;
  • формирование общепринятых правил и норм.

Примеры социальных институтов

Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:

  • Семья. Это важнейший институт, с которым в своей жизни сталкивается каждый из нас. У семьи есть несколько функций: репродуктивная (рождение детей), воспитательная (совместное воспитание детей, формирование у них основных ценностей, норм и принципов поведения), экономическая (совместное использование ресурсов, ведение общего хозяйства).
  • Государство. Данный институт решает большое количество задач, направленных на обеспечение безопасности, стабильности и развития, а также на реализацию базовых потребностей каждого члена общества. Государство регулирует экономику, обеспечивает медицинское обслуживание и образование, строит и поддерживает инфраструктуру, защищает население от преступности, обороняет страну от внешних опасностей.
  • Право. Это система обязательных норм поведения, направленная на обеспечение стабильности и общего благополучия. В отличие от норм морали, правовые нормы являются общеобязательными и регулируются государством. Основные функции права – это определение правил поведения, полезных для общества, и обеспечение их выполнения.
  • Образование. Задача этого института заключается в том, чтобы передавать подрастающим поколениям накопленный опыт, знания и навыки, необходимые для продуктивной работы. К функциям образования относятся адаптация молодых людей к будущей самостоятельной жизни информирование у них профессиональных навыков, социализация.
  • Наука. Задача этого института заключается в том, чтобы добывать объективные знания, накапливать и интерпретировать их. К функциям науки относятся познание мира, определение взглядов на мир, интерпретация знаний, интеллектуальное и техническое развитие.
  • Церковь. Этот институт формируется на основе веры. К функциям церкви относятся формирование мировоззрения, объединение верующих, выработка моральных и нравственных норм.
  • СМИ. Это институт, обеспечивающий публичную передачу информации с помощью доступных технических средств. Функции СМИ включают сбор, анализ, упорядочивание и распространение информации.

Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь. Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право).

Структура социального института

Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:

  • нормы поведения;
  • специфические символы (герб государства, обручальное кольцо, иконы и прочее);
  • кодексы поведения (правила, предписания, запреты, законы);
  • материальные атрибуты (жилье семьи, территория государства, здание школы);
  • ценности и моральные нормы (любовь в семье, поклонение в религии, уважение и подчинение в государстве).

Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:

Функции социальных институтов

С точки зрения современной социологии, социальный институт – это система, основная цель которой заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности социума. Для этого каждый институт осуществляет специфические функции в рамках сферы жизни общества, которую он регулирует. Таких функций довольно много (мы рассматривали их выше, перечисляя примеры институтов), но четыре из них являются основополагающими:

  1. Воспроизводство. Эту функцию выполняет в первую очередь семья, но задействованы также государство, медицина и прочие институты.
  2. Социализация. За данную функцию отвечают преимущественно семья, образование и религия.
  3. Обеспечение материальными благами. Данную функцию выполняют в первую очередь государство и экономические институты (рынок, частная собственность).
  4. Управление и контроль. Данная функция осуществляется государством, правом и, реже, религией.
  5. Воспроизводственная функция. Подразумевает обеспечение устойчивости и соблюдения правил, продиктованных институтом (к примеру, семья должны быть устойчивой, а возможность её распада – ограниченной).
  6. Регулятивная функция. Связана с регулированием отношений между людьми в рамках определенной сферы взаимодействия. Это обеспечивает предсказуемость требований и поведения людей.
  7. Интегративная функция. Обеспечивает сплоченность и взаимную ответственность людей, связанных между собой определенными отношениями.
  8. Транслирующая функция. Обеспечивает сохранение правил при смене поколений людей, представляющих определенный институт. Для её выполнения каждый институт предусматривает механизмы приобщения к его нормам.
  9. Коммуникативная функция. Обеспечивает распространение информации. Данная функция имеет особую важность для СМИ и науки.

Социальные институты могут выполнять свои функции только тогда, когда большинство населения признаёт их целесообразность и легитимность.

Классификация социальных институтов

Лучше понять, что такое социальный институт, позволяет изучение существующих подходов к классификации. Существует много способов делить институты на разные виды. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:

Классификация по масштабности:

  • главные (удовлетворяющие базовые потребности);
  • второстепенные (обеспечивающие деятельность главных институтов).

Классификация по сложности:

  • простые (самостоятельные институты без сложной внутренней структуры);
  • сложные (составные системы, в структуру которых входят другие институты).

Классификация по сфере деятельности:

  • семейные (семья, брак);
  • политические (государство, президентство, парламентаризм);
  • экономические (рынок, банки, торговля);
  • нормативные (право, суд);
  • религиозные (церковь, религия, секта);
  • социально-культурные (искусство, наука, образование).

Классификация по наличию нормативной базы:

  • Формальные. Это институты, действующие в соответствии с четко прописанными правилами и подразумевающие санкции за несоблюдение правил (часто также поощрение за их соблюдение). Формальные институты защищены законом и контролируются государством.
  • Неформальные. В качестве распространенных примеров можно привести культуру, дружбу и гражданский брак. В рамках неформальных институтов также существуют определенные правила, но никакие официальные органы не следят за их соблюдением. Обязанности контроля за соблюдением данных правил возложены на общество.

Институционализация

Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.

Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.

Читайте также: