Обязан ли врач убедиться что лекарство не содержит запрещенных субстанций

Обновлено: 28.04.2024

РУСАДА, как сторона, подписавшая Всемирный антидопинговый кодекс, выполняющая обязательство содействовать, развивать и внедрять антидопинговые образовательные программы, реализует курс обучения антидопингу в формате он-лайн, разработанный компанией Triagonal.

Аналогичную образовательную платформу используют национальные олимпийские комитеты и антидопинговые агентства в Австрии, Андорры, Германии, Испании, Лихтенштейна, Люксембурга, Словакии, Турции, Франции, а также международные федерации FIA (Международная федерация автоспорта), IIHF (Международная федерация хоккея).

Целью этого инструмента является повышение осведомленности спортсменов о важнейших антидопинговых темах согласно Статье 18 Всемирного антидопингового кодекса.

Целевая аудитория образовательной программы – спортсмены и тренеры, врачи и фармацевты, родители и другие заинтересованные лица.

По окончании курса успешно прошедшим обучение спортсмену/персоналу спортсмена выдается электронный сертификат (копия сертификата направляется в национальную федерацию и в РУСАДА).

Ответы РУСАДА 2021 антидопинг на тест

Нарушение порядка предоставления информации о местонахождении это?

К вопросу даны четыре варианта ответа: a. Сочетание двух пропущенных тестов и (или) непредоставления информации в течение 12 месяцев b. Сочетание четырех пропущенных тестов и (или) непредоставления информации в течение 12 месяцев с. Сочетание пяти пропущенных тестов и (или) непредоставления информации в течение 12 месяцев d. Сочетание трех пропущенных тестов и (или) непредоставления информации в течение 12 месяцев

Каким критериям должен соответствовать запрос на терапевтическое использование?

К вопросу даны четыре варианта ответа: a. Отсутствие разумной терапевтической альтернативы b. Не способствует улучшению спортивного результата с. Неприменение субстанции, входящей в запрещенный список, приведет к значительному ухудшению состояния здоровья d. Все вышеперечисленное

Дайте определение допингу согласно Всемирному антидопинговому кодексу.

К вопросу даны четыре варианта ответа: а. Допинг — это наличие запрещенной субстанции в пробе спортсмена b. Допинг — это совершение одного или нескольких нарушений антидопинговых правил с. Допинг — это использование запрещенных субстанций и методов в спорте d. Допинг — это использование оборудования, которое не прошло утверждение

Кто подает запрос на терапевтическое использование?

К вопросу даны четыре варианта ответа: а. Врач b. Тренер с. Менеджер d. Спортсмен

Укажите критерии по каким субстанция попадает в запрещенный список:

Внимание, в этом вопросе возможно несколько вариантов ответа: a. Противоречит этике спорта b. Риск для здоровья спортсмена c. Противоречит духу спорта d. Улучшение спортивныхрезультатов

Согласно статье № 2 Всемирного антидопингового кодекса — 2021, сколько существует видов нарушений антидопинговых правил?

К вопросу даны четыре варианта ответа: a. 12 b. 11 c. 13 d. 10

Если я уважаю свой спорт и хочу быть достойным спортсменом, то мне необходимо:

Что делать, если Вы должны принимать то или иное лекарство по медицинским показаниям согласно инструкции врача?

К вопросу даны четыре варианта ответа: a. По медицинским показаниям можно принимать что угодно b. Врач обязан убедиться, что лекарство не содержит запрещенных субстанций с. Если результаты тестирования окажутся положительными из-за препарата, который был получен от врача, то это его вина d. Все препараты, которые дает врач, безопасны

Согласно Российскому законодательству какую ответственность может понести персонал спортсмена (тренер, врач) за склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте?

К вопросу даны два варианта ответа: a. Административную b. Уголовную

В каком объёме запрещены внутривенные инфузии и/или инъекции?

К вопросу даны четыре варианта ответа: a. 200 мл в течение 12 — часового периода b. 100 мл в течение 12 — часового периода с. 400 мл в течение 24 -часового периода d. 300 мл в течение 12 — часового периода

Действия спортсмена в случае болезни при посещении врача:

Внимание, в этом вопросе возможно несколько вариантов ответа: a. Про необходимости подать запрос на терапевтическое использование b. Проверить лекарства, которые назначил врач, через сервисы по проверке препаратов РУСАДА с. Предупредить врача о том, что перед ним спортсмен d. Предупредить свою Антидопинговую организацию е. Предупредить свою национальную спортивную федерацию.

Выберите верное утверждение:

Укажите действия спортсмена в случае наличии информации о нарушении антидопинговых правил или склонении персоналом спортсмена:

Какие данные спортсмена известны антидопинговой лаборатории, проводящей обработку проб?

К вопросу даны четыре варианта ответа: а. Пол и вид спорта b. Фамилия и имя спортсмена с. Контактная информация d. Все вышеперечисленные ответы

Какое максимальное количество раз прохождение процедуры допинг-контроля за год?

К вопросу даны четыре варианта ответа: a. 3 b. 25 с. Неограниченное d. 7

Могут ли подвергнуть прохождению процедуры допинг-контроля несовершеннолетнего спортсмена?

К вопросу даны четыре варианта ответа: a. Не могут b. Только с его собственного согласия с. Могут d. Только с разрешения его законных представителей

На каких этапах допинг-контроля имеет право присутствовать представитель несовершеннолетнего спортсмена?

К вопросу даны четыре варианта ответа: a. На этапе уведомления b. На этапе посещения пункта допинг-контроля с. На этапе упаковки пробы и заполнении документов d. На всех этапах допинг-контроля

Какой вид нарушения антидопинговых правил отсутствует в Кодексе?

К вопросу даны четыре варианта ответа: a. Назначение или попытка назначения b. Разрешенное сотрудничество c. Соучастие d. Наличие запрещенной субстанции в пробе

С момента получения уведомления о прохождении допинг-контроля, как скоро я должен прибыть на пункт допинг-контроля?

К вопросу даны четыре варианта ответа: a. В течение 30 минут b. В течение 2-х часов с. Немедленно d. В течение 10-ти минут

Минимальное значение удельной плотности мочи при объеме менее 150 мл должно составлять:

К вопросу даны четыре варианта ответа: a. 1.009 грамм на литр b. 1.003 грамм на литр с. 1.005 грамм на литр d. 1.007 грамм на литр

По итогам скольких попыток инспектор по сбору крови должен прекратить процедуру, если не будет отобрана проба крови достаточного объема?

К вопросу даны четыре варианта ответа: a. 4 b. 3 c. 1 d. 2

Выберите верное утверждение:

К вопросу даны четыре варианта ответа: а. Антидопинговая лаборатория принадлежит РУСАДА b. Антидопинговая лаборатория принадлежит Всемирной ассоциации здравоохранения с. Антидопинговая лаборатория принадлежит ВАДА d. Антидопинговая лаборатория автономная, независимая организация

Как часто должен спортсмен, состоящий в национальном пуле тестирования, предоставлять информацию о своем местонахождении в систему АДАМС?

К вопросу даны четыре варианта ответа: а. Раз в 4 месяца b. Раз в месяц с. Раз в 2 месяца d. Раз в 3 месяца

Где найти достоверную информацию об антидопинговых правилах и процедурах?

К вопросу даны пять вариантов ответа: а. На официальных сайтах международных федераций, национальных антидопинговых организациях или во Всемирном антидопинговом агентстве b. В сети интернет c. В журналах про спорт d. У друзей e. В социальных сетях у популярных блогеров

Оформление решения врачебной комиссии на получение бесплатного лекарства фото

Нельзя отказывать в выделении лекарства, даже если документы, дающие право на бесплатное получение лекарства, составлены неправильно.

Публикация актуальная для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

Право на бесплатное лекарство

Пациент обратился к областным властям за предоставлением ему дорогого препарата нового поколения иммуномодуляторов. Свою просьбу пациент подкрепил рекомендациями врачей, в частности, консультативным заключением гематолога Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова.

Также было представлено решение врачебной комиссии о назначении препарата.

Подтверждая своё право на бесплатные лекарства, пациент сослался на статус инвалида второй группы (с бессрочно установленной инвалидностью).

Отказ в предоставлении бесплатного лекарства

Департамент здравоохранения, не предоставив документального отказа, в устной форме не приняли просьбу пациента. Тогда гражданин обратился в районный суд с требованием: признать бездействие Департамента здравоохранения незаконным, обеспечить его препаратом и выплатить почти треть одного млн руб. в счет компенсации морального вреда.

Суд обязал региональные власти предоставить лекарственный препарат немедленно.

anti-age едицина семинар.jpg

Право на бесплатное лекарство по жизненным показаниям

В своём решении суд сослался на несколько нормативно-правовых актов:

  • Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, по которому неработающие инвалиды второй группы имеют правло получать – при амбулаторном лечении – по рецептам врачей бесплатно (за счет регионального бюджета) любые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон № 323-ФЗ), а также Стандарт медпомощи позволяют врачебным комиссиям назначать и применять лекарства, не входящие в Стандарт медпомощи, в случае наличия медицинских показаний, в том числе по жизненным показаниям;

Сам препарат был назначен именно по жизненным показаниям – в связи с исчерпанностью стандартных методик лечения и прогрессированием заболевания. Решение врачебной комиссии в деле имеется. Поэтому пациент должен быть обеспечен спорным препаратом за счет регионального бюджета.

Врачебная комиссия неправильно составила документ

Департамент здравоохранения обратился в областной суд с обжалованием. Как заявили чиновники, согласно требованиям Федерального закона, а именно в ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ, врачебная комиссия может обходить Стандарт медицинской помощи. Но само решение врачебной комиссии должно быть правильно составлено, где также необходимо оформлять протокол решения. Поэтому пациенту и было отказано, так как документы были оформлены не должным образом.

Все документы, которые предоставил гражданин, не были оформлены протоколом, подписаны только лечащим врачом и заведующим отделением. Другой документ был выдан заочно, и в ней отсутствовали сведения о том, внесена ли эта бумага в медицинскую документацию пациента.

Баллы НМО для неврологов кардиологов терапевтов курс.jpg

Медицинских документов нет, значит нет права на получение лекарства

Суд апелляционной инстанции удовлетворил жалобу Департамента здравоохранения, отменив решение районного суда.

В своем решении суд отметил:

в стандарте медпомощи указанного лекарства нет;

пациент не предоставил в суд медицинских документов, составленных надлежащим образом, которые подтверждали бы назначение этого препарата врачебной комиссией;

соответсвенно, оснований для покупки инвалиду лекарства за счет региона нет.

Гражданин обратился в Верховный Суд РФ. Коллегия, рассматривавшая кассационную жалобу пациента, указала, что решение районного суда является правильным. Суд апелляционной инстанции ошибся и не обратил внимание на следующие обстоятельства.

Пациент не отвечает за надлежащее оформление медицинских документов

Суд апелляционной инстанции не принял эти документы в качестве решений врачебных комиссий, потому что они были оформлены с нарушением требований ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ и Порядка создания и деятельности врачебной комиссии.

Суд должен учитывать, что за деятельность врачебной комиссии пациент не несет ответсвенности. За это отвечает председатель врачебной комиссии.

При этом Департамент здравоохранения является органом управления здравоохранения и в его компетенции находятся организация мероприятий в целях лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья жителей области, в том числе обеспечивать граждан лекарственными препаратами. Департамент здравоохранения после того, как выявил неправильно оформленные документы, должен был принять меры по устранению этих недостатков.

Но вопреки всему чиновники самоустранились от решения данного вопроса, тем самым фактически возложив на пациента обязанность представить надлежаще оформленные документы. Такое требование от пациента в тяжелом состоянии нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объёме и противоречит правовому регулированию.

Поэтому решение районного суда о предоставлении пациенту лекарств оставлено в силе, апелляционное определение отменено.

Чтобы получить бесплатные медикаменты, необходимо: прикрепиться к поликлинике по месту жительства; обратиться к лечащему врачу (терапевту, педиатру или профильному специалисту); получить у врача рецепт на выдачу бесплатных лекарств (документ заверяется подписью врача, а также печатью поликлиники, к которой прикреплен пациент); предоставить рецепт в аптеку, которая выдает бесплатные лекарства (точные адреса таких аптек стоит уточнить у врача, выписавшего медикаменты).

Довольно часто даже при наличии выданного врачом рецепта получение лекарств становится проблемой. Необходимые медикаменты в аптеках, являющихся частью системы обеспечения населения льготными лекарствами, отсутствуют. Срок действия рецепта может истечь раньше, чем появятся выписанные врачом препараты. Такая ситуация нарушает права пациентов, предоставленные им федеральным законодательством.

Е сли выписанных врачом лекарств нет в наличии, но при этом имеются препараты с аналогичным фармакологическим действием, фармацевт может предложить их клиенту. При получении согласия на замену лекарства выдаются пациенту, а рецепт считается погашенным.

В случае отсутствия выписанного лекарственного средства в аптеках в целях продолжения курса лечения пациенты вынуждены приобретать выписные лекарства самостоятельно за счет собственных средств.

При том, необеспечение пациента назначенным ему лекарственным препаратом свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему федеральным законом право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу его жизнь и здоровье, что является основанием для возложения исполнения обязанности принять меры по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение выписанными лекарственными препаратами.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах граждан по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь предусмотрено статьей 45 ГПК РФ.

Основанием для подготовки прокуратурой искового заявления в интересах данной категории лиц является обращение в органы прокуратуры и результаты проведенной проверки, в ходе которой устанавливаются : назначение лекарственного препарата, выписка соответствующего рецепта, приобретение лекарственных препаратов за счет собственных средств.

Гражданин вправе обратиться в Собинскую межрайонную прокуратуру с заявлением об обращении в его интересах в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с требованием о взыскании денежных средств, затраченных на приобретении лекарственных препаратов, которыми пациент должен быть обеспечен бесплатно.

За 2020 год межрайонной прокуратурой в суды направлено 6 заявлений в интересах граждан, имеющих право на обеспечение необходимыми медикаментами по рецептам врача бесплатно. Гражданам возвращены денежные средства в размере более 12 тысяч руб.

Собинская межрайонная прокуратура

Прокуратура
Владимирской области

Прокуратура Владимирской области

25 декабря 2020, 16:58

Право на возмещение денежных средств, затраченных на приобретение лекарств, отпускаемых по рецептам врача бесплатно

Чтобы получить бесплатные медикаменты, необходимо: прикрепиться к поликлинике по месту жительства; обратиться к лечащему врачу (терапевту, педиатру или профильному специалисту); получить у врача рецепт на выдачу бесплатных лекарств (документ заверяется подписью врача, а также печатью поликлиники, к которой прикреплен пациент); предоставить рецепт в аптеку, которая выдает бесплатные лекарства (точные адреса таких аптек стоит уточнить у врача, выписавшего медикаменты).

Довольно часто даже при наличии выданного врачом рецепта получение лекарств становится проблемой. Необходимые медикаменты в аптеках, являющихся частью системы обеспечения населения льготными лекарствами, отсутствуют. Срок действия рецепта может истечь раньше, чем появятся выписанные врачом препараты. Такая ситуация нарушает права пациентов, предоставленные им федеральным законодательством.

Е сли выписанных врачом лекарств нет в наличии, но при этом имеются препараты с аналогичным фармакологическим действием, фармацевт может предложить их клиенту. При получении согласия на замену лекарства выдаются пациенту, а рецепт считается погашенным.

В случае отсутствия выписанного лекарственного средства в аптеках в целях продолжения курса лечения пациенты вынуждены приобретать выписные лекарства самостоятельно за счет собственных средств.

При том, необеспечение пациента назначенным ему лекарственным препаратом свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему федеральным законом право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу его жизнь и здоровье, что является основанием для возложения исполнения обязанности принять меры по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение выписанными лекарственными препаратами.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах граждан по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь предусмотрено статьей 45 ГПК РФ.

Основанием для подготовки прокуратурой искового заявления в интересах данной категории лиц является обращение в органы прокуратуры и результаты проведенной проверки, в ходе которой устанавливаются : назначение лекарственного препарата, выписка соответствующего рецепта, приобретение лекарственных препаратов за счет собственных средств.

Гражданин вправе обратиться в Собинскую межрайонную прокуратуру с заявлением об обращении в его интересах в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с требованием о взыскании денежных средств, затраченных на приобретении лекарственных препаратов, которыми пациент должен быть обеспечен бесплатно.

За 2020 год межрайонной прокуратурой в суды направлено 6 заявлений в интересах граждан, имеющих право на обеспечение необходимыми медикаментами по рецептам врача бесплатно. Гражданам возвращены денежные средства в размере более 12 тысяч руб.

Право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение другие права и свободы, подчеркивает ВС.

Однако врио министра здравоохранения уведомил истца, что диагноз дочери отсутствует в перечне жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Он направил в российское министерство просьбу разъяснить возможный вариант обеспечения ребенка препаратом "Церлипоназа альфа". Но поскольку вышестоящее ведомство на письмо не ответило, заявитель обратился в суд, отметив, что из-за отсутствия необходимого препарата у девочки наблюдаются усугубление симптоматики заболевания и отрицательная динамика, которые могут привести к непредсказуемым последствиям.

Ленинский суд Пензы исковые требования удовлетворил, признав право ребенка на бесплатное обеспечение лекарством. Однако областной суд отменил это решение, отказав ребенку в получении лекарственных средств за счет местного бюджета.

Доводы судебных инстанций

Государством гарантировано обеспечение детей-инвалидов всеми необходимыми лекарственными препаратами бесплатно, такое обеспечение является расходным обязательством субъекта РФ, посчитал районный суд.

Поскольку необеспечение ребенка препаратом нарушает его фундаментальное право на жизнь и здоровье, суд первой инстанции сделал вывод о том, что отсутствие лекарства в перечне жизненно необходимых и важных препаратов для медицинского применения не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с установленными Программои государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. При этом районный суд обязал выдать девочке лекарства незамедлительно.

Суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для обеспечения девочки лекарствами за счет бюджет, поскольку, по его мнению, заболевание, которым страдает ребенок, хотя и включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических, приводящих к сокращению продолжительности жизни или инвалидности.

Право на жизнь и здоровье

Верховный суд с позицией апелляционной инстанции не согласился и подробнейшим образом проанализировал российское и международное законодательство, касающееся охраны здоровья детей и обеспечения их лекарствами.

Дети имеют право на особую заботу и помощь, что закреплено во Всеобщеи декларации прав человека, напоминает ВС РФ.

Согласно Конвенции о правах ребенка государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6).

Также власти признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, стремятся к тому, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции).

Чиновники обязаны добиваться полного осуществления данного права и, в частности, принимать необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты а и Ь пункта 2 статьи 24 Конвенции).

Кроме того, Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной Конвенции).

Гарантии на обеспечение достойной жизни и охрану здоровья закреплены и в Конституции РФ: обеспечивается государственная поддержка семьи, детства, инвалидов (статья ), каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (статья 18 Конституции).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ").

"Из приведенных норм международного права, Конституции РФ, Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика России ской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка, и особенно ребенка-инвалида, на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья", - отмечает ВС.

Источниками финансового обеспечения охраны здоровья в том числе являются бюджетные средства (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 этого же закона).

Политика России ской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка, и особенно ребенка-инвалида, на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья, указывает ВС.

Обеспечение лекарствами

Статьеи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Пункт 1 части 3 статьи 80 этого же закона гарантирует бесплатное получение препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств.

Кроме того, законом от 25 декабря 2018 года №489-ФЗ установлено, что не подлежат оплате за счет личных средств граждан лекарства, которые хоть и не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов, но назначены врачебными комиссиями по жизненным показаниям из-за индивидуальной непереносимости "разрешенных" средств.

ВС также напоминает, что дети-инвалиды до 18 лет имеют право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно (приложение 1 постановления правительства от 30 июля 1994 года №890).

В связи с этим районный суд и возложил на Министерство здравоохранения Пензенскои области обязанность принять меры по организации обеспечения дочери истца необходимыми лекарствами.

При этом ведомство не опровергло установленные судом обстоятельства и выводы судьи. Тем не менее, не установив каких-либо новых фактов, апелляционная инстанция отменила решение и отказала ребенку в обеспечении препаратами.

При этом суд апелляционной инстанции не учел, что несмотря на невключение имеющегося у девочки редкого (орфанного) наследственного заболевания в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, именно в связи с этим заболеванием ей с 9 июня 2017 года установлена инвалидность.

Вследствие этого она имеет право на обеспечение всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших, подчеркивает ВС.

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов указано Минздравом РФ в письме от 8 июля 2013 года №21/6/10/2-4878. В нем же разъяснено, что закон не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Но областной суд это указание проигнорировал.

"То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребенка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям", - подчеркивает ВС.

Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что "Церлипоназа альфа" не предусмотрен стандартом медицинской помощи, ошибочна, поскольку в решении консилиума врачей указано, что назначение этого препарата при наличии быстро прогрессирующего характера течения заболевания с вовлечением в процесс центральной нервной системы является единственно возможным вариантом лечения девочки.

В решении областной суд процитировал положения статьи 41 Конституции Россииской Федерации о том, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, но не применил ее во взаимосвязи с нормами законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права.

"Право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага", - вновь подчеркивает ВС РФ.

Он указывает, что раз медики пришли к выводу о необходимости лечить девочку именно этим лекарством, то отказ в бесплатном обеспечении препаратом нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

Таким образом, у суда апелляционной инстанции не имелось законных оснований для отмены решения, которым чиновников обязали обеспечить ребенка лекарством, считает ВС.

В связи с чем высшая инстанция отменила определение областного суда и признала законным решение районного суда о немедленном обеспечении девочки лекарствами за счет бюджета.

Заболевшие онкологией не обязаны доказывать чиновникам право на получение бесплатных лекарств, департаменты здравоохранения стоят на защите здоровья и жизни граждан и его сотрудники сами должны помогать в обеспечении нуждающихся необходимыми препаратами, а не чинить им препятствия, подчеркивает Верховный суд РФ.

Высшая инстанция рассмотрела дело инвалида у которого развивалась патологическая секреция, но положения закона касаются не только онкологии и позиция ВС РФ будет полезна всем, кто не может добиться от чиновников обеспечения медпрепаратами за счёт бюджета.

Лекарства для онкобольного

С чиновниками, которые отказались бесплатно выдать лекарства из-за ошибок в оформлении бумаг, судился 63-летний инвалид II группы, страдающий онкологическим заболеванием. Врачебная комиссия пришла к выводу, что для облегчения состояния пациента ему необходимо применять лекарство, которое не входит в стандарт медицинской помощи при раке, но только оно способно поддерживать жизнь пациента.

При такой ситуации существует определенная процедура получения бесплатных лекарств: в департамент должен поступить полный пакет документов, подтверждающий, что иные методы лечения исчерпаны и заявитель нуждается именно в этом препарате.

По мнению онкобольного, отказ создал угрозу его жизни и здоровью. Тем более, что согласно российскому законодательству люди с такими заболеваниями бесплатно обеспечиваются всеми лекарственными средствами по рецептам врачей.

Однако Белгородский областной суд это решение отменил и уже полностью отказал в иске, тем самым лишив больного онкологией возможности получить нужный ему препарат.

Верховный суд РФ указал, что апелляция в своих выводах ошиблась.

Позиция ВС

Одним из принципов охраны здоровья граждан является соблюдение их прав в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями — это следует из федерального и белгородского законодательства в их системной взаимосвязи, подчеркивает ВС РФ.

Он напоминает, что к числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим онкологическими заболеваниями, государственной социальной помощи, в том числе обеспечение за счёт средств местного бюджета лекарственными препаратами.

Если лекарство, прописанное больному раком инвалиду, не входит в стандарт медицинской помощи, то оно все равно выдаётся пациенту бесплатно, просто о необходимости применения этого препарата должна принять решение врачебная комиссия, которая выдает подтверждающий это документ.

Суд первой инстанции установил совокупность юридически значимых обстоятельств, дающих основание для удовлетворения исковых требований, а именно:

— наличие социально значимого заболевания (онкологического заболевания) и инвалидности вследствие этого заболевания;

Эти обстоятельства чиновники не опровергли ни в первой, ни в апелляционной инстанции. Но апелляционная инстанция почему-то решила поддержать департамент, удивилась высшая инстанция.

Неправильно себя повели в этой ситуации и сотрудники департамента, указывает высшая инстанция.

На региональные департаменты здравоохранения возложены задачи обеспечения здоровья и жизни местных жителей, в том числе путём предоставления им бесплатных лекарств, напоминает суд.

Чиновники, при выявлении недостатков в направленных медицинским учреждением документах, должны были принять меры по устранению этих недостатков, в том числе указать лечебному учреждению на исправление бумаг, считает ВС. Однако департамент устранился от решения данного вопроса и решил переложить проблему с документами на инвалида, пришёл к выводу суд.

Он отменил незаконное определение апелляционной инстанции и оставил в силе решение районного суда, которое обязует чиновников немедленно выдать инвалиду необходимый препарат за счёт бюджета.

На какие законы ссылаться

При вынесении решения ВС РФ тщательно проанализировал законодательство, дающее пациентам гарантии получать лекарства бесплатно. Отсылки высшей инстанции к нормам закона будут полезны не только больным онкологией, но и другими заболеваниями, признанными социально значимыми.

Конституция

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Федеральное законодательство

Статья 4 этого ФЗ гарантирует соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам (статья 19).

Статьёй 29 определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан, к которым, в частности, относится предоставление определённой категорий граждан лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания.

Часть 5 статьи 37 закона допускает назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно части 1 статьи 43 закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищённости граждан в случае утраты здоровья (статья 4). Этот принцип обеспечивается путём реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, определения потребности гражданина в социальной защите, в реабилитации и уходе, установления временной нетрудоспособности, инвалидности.

Статьёй 6.1 определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 закона в состав набора социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В разделе V программы предусмотрено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний осуществляется за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов страны.

Новообразования отнесены к заболеваниям, по которым медпомощь оказывается бесплатно, постановлением правительства от 19 декабря 2016 года №1403. Также 1 декабря 2004 года кабинет министров утвердил перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, в который включил в том числе злокачественные новообразования.

Кроме того, порядок предоставления бесплатных лекарств регулируется региональными правовыми актами, но только во взаимосвязи с федеральным законодательством.

Ведомственные акты

ВС ссылается также на приказ министра здравоохранения от 24 декабря 2012 года №1458н, которым утверждён стандарт специализированной медицинской помощи при резистентном и рецидивирующем течении множественной миеломы и других злокачественных плазмоклеточных новообразований.

Значение может иметь и распоряжение главы министерства от 5 мая 2012 года №502н, которым утверждён порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации. Он подробно расписывает функции и порядок действий комиссии, а также процедуру оформления ее заключений, но для пациентов главное значение имеет, что в нем не предусмотрена их ответственность за ошибки врачей при заполнении бумаг.

В рассматриваемом определении ВС ссылается на подпункт 4.12, а также пункты 11, 16, 17 и 18 установленного порядка.

Мнение экспертов

Он согласен, что онкобольной не должен доказывать право на получение необходимых лекарственных препаратов: после того как в поликлинике или стационаре было установлено заболевание у гражданина, его оформляют в стационар по необходимости, лечение осуществляется бесплатно по полису ОМС.

Маментьев также рекомендовал при возникновении спорных ситуаций обращаться к приказу Минздрава от 12 февраля 2007 года N 110, в пункте 1.3 которого указано, что при оказании стационарной медицинской помощи назначение лекарственных препаратов осуществляется согласно стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым правительством.

Коллегу поддержал член АЮР Александр Самарин, указав, что то определение ВС не только логичное, но и по-человечески верное.

Юрист напоминает, что пациент в силу отсутствия у него специальных знаний не может правильно самостоятельно определить полноту и верность документов необходимых для назначения лекарства. Поэтому и чиновники должны не возлагать на него ответственность, а проявлять милосердие и самостоятельно запрашивать необходимые документы — все законные возможности у департамента на это есть.

«Печально, когда формальное несоответствие документов пациента местному закону ставит под угрозу жизнь человека.

Читайте также: