Обязан ли воспитатель самостоятельно заниматься развитием речи дошкольников

Обновлено: 25.06.2024

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Содержимое публикации

Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей .

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка . От качества речи , умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка , при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка , его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе .

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная , богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей , о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, коллектив выделил следующие задачи речевого развития .

1. Обогащать познавательно-речевую сферу детей информацией через занятия , наблюдения, экспериментальную деятельность , речь.

2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности .

4. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности .

В практике работы педагогов используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности .

— совместная деятельность педагога с детьми

— самостоятельная деятельность детей

— совместная деятельность с семьей .

Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка .

Особенности интеграции образовательных областей в речевом развитии дошкольников .

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности : в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность . Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности . Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность , детей дошкольного возраста — игровая деятельность .

Для развития речи используются разнообразные средства :

• общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях ;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр) .

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Важнейшим средством развития речи является общение . Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения . Она не возникает из самой природы ребенка , а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка . Противоречия , возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка , к овладению им все новыми средствами общения, формами речи . Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым , которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Анализ поведения детей показал, что присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи , они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах .

Полезно общение детей разного возраста . Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации : они активно подражают действиям и речи , усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является ведущим средством развития речи . Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей .

В этом нам помогают игры, направленные на развитие навыков общения

Развитие речи и игровая деятельность

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра . Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности .

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи . В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи . Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи .

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности , вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи , художественно-речевой деятельности .

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития . Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь .

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей .

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его , придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций , поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты- особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь .

Развивать речь ребенка , не включая ее в какую-либо деятельность , невозможно!

Развитие речи и познавательно-исследовательская деятельность

Развивая речь ребенка , не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно , так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей .

В процессе познавательно-исследовательской деятельностирешаются следующие задачи :

— способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

— обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

— создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

— поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности , способствующей возникновению речевой активности

Развитие речи и продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи , учит выполнять инструкции. После занятия например по рисованию, можно обсудить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Развитие речи и музыкальная деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи :

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника ;

— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи ;

— развитие ладового чувства , музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь : разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.

Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.

Развитие речи и трудовая деятельность

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи , стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи , пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов.

Основные средства речевого развития

Непосредственно-образовательная деятельность

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей .

Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей . Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы ни существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения , которые трудно сформировать в других видах деятельности .

Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве , самом благоприятном периоде для овладения языком.

На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга .

Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития .

Положительную оценку в нашей практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития . Как правило, при этом используют разные виды искусства , самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например : 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

Развитие речи осуществляется также в организованных образовательных видах деятельности по другим разделам программы детского сада . Это объясняется самой природой речевой деятельности . Родной язык выступает средством обучения других образовательных областей.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи .

Автор: Ракитянская Елена Павловна

Организация: МКДОУ ЦРР - д/с №21

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

Автор: Лысоконь Ольга Вячеславовна

Организация: МКДОУ ЦРР - д/с №21

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

Слайд 3 Е. Щукина

Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка. Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Слайд 4

Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

Вводная часть:

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Данное утверждение актуально по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых.

Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в и речи.

Речь педагога должна быть не быстрая и не замедленная, чтобы воспитанники успевали вникнуть в суть сказанного. Речь воспитателя должна соответствовать возрастным особенностям детей, на которых она направлена. Педагог должен учитывать развитие детей, запасу и представлений об окружающем мире. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с воспитанниками основные нормы и правила русского языка. Нельзя использовать в своей работе ненормативную лексику, слова-паразиты, жаргонные слова. Но самое главное – педагог должен уметь слушать и слышать ребенка, с которым он говорит. Знания этих требований, их соблюдение и совершенствование своей речи – это успех в работе педагога по воспитанию и развитию речи свои воспитанников.

Слайд №5

Требования, предъявляемые к речи педагога.

Слайд №6

Компоненты речи педагога.

Профессиональная деятельность педагога во многом зависит от его культуры речи, которая предполагает ряд необходимых, значимых и обязательных составляющих.

Голос – важнейший элемент техники речи. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с детьми, говорить не для себя, а для слушателей. Голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Орфоэпия – правильное литературное произношение все слов родного языка. Если возникают сомнения в правильности. Пользуйтесь словарями-справочниками.

Выразительность – это четкая модулированная особенность речи, без которой слушать педагога неинтересно. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, в которой особое значение приобретают интонация, жесты и мимика.

Дыхание – это важный физиологический процесс, который осуществляется рефлекторно. Но процессом дыхания человек способен управлять, делая его длинным, плавным, ритмичным. Речевое дыхание важней шее условие полноценной речевой деятельности.

Практическая часть.

А теперь мы предлагаем немного порассуждать, потренироваться и вспомнить некоторые правила русского языка.

Слайд 7

И хотелось бы начать со слов французского философа Вольтера

Слайд 8

Вам надо закончить предложение, употребив существительное в правильной форме.

1.Окна занавешены (тюль) тюлем – м.р.

2. Лицо скрыто (вуаль) вуалью – ж.р.

3. Вымою голову (шампунь) шампунем – м.р.

4. Я встала, сняв ребенка с (колени) коленей.

5. В саду много (яблони, вишни) яблонь, вишен.

6. Карантин по гриппу продолжался (22 сутки) двадцать двое суток.

Задание 2

Образуйте родительный падеж множественного числа от слов:

Слайд 9

Простыни – простынь или простыней

Задание 3

Эстафета-физминутка

Передаем мяч и говорим: «Чтобы у детей в группе была хороша развита речь, я должна… (много разговаривать, читать , объяснять, лепить, раскрашивать и т.д.)

Задание 4

Слайд 10-17

Предлагается задание: из четырех предлагаемых вариантов ответа нужно найти слово, выпадающее из логического ряда:

(Э.М. Ремарк – немецкий писатель)

(гопак – народный танец, остальные - бальные)

(разгильдяй – имеет купеческие корни, остальные – из политического лексикона)

(волк, остальные – большие кошки)

(у дельфина – легкие, у остальных – жабры)

б) очень большой

в) очень прекрасный

г) очень гениальный

(портрет может быть выражен в живописи и скульптуре)

(племянник, остальные составляют одну семью).

Эффективная деятельности педагога – это искусство, которому нужно учиться. Культура выступления – один из путей к профессиональному самосовершенствованию. Предлагаем воспитателям преодолеть этот путь, представив творческий портрет идеального педагога.

И сейчас мы предлагаю всем участникам круглого стола выразить свое отношение к своей профессии через синквейн.

Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то мы вам сейчас объясним.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Слайд 20

  • 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
  • 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
  • 5-я строка – одно слово-резюме, характеризующее суть объекта или предмета.

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Слайд 21

1. Синквейн развивает речь, обогащает словарный запас.

2. Он учит анализировать материал, отбирать наиболее важное, существенное, делать выводы и кратко их формулировать.

4. Даёт возможность автору почувствовать себя успешным, талантливым.

Слайд 22

Пример: Воспитатель - синквейн

Воспитатель

Талантливый, умный,

Помогает, вдохновляет, наставляет

Быть собой и стать великим, всем, кто этого желает…

Гений…

  • Лёд.
    Твёрдый, холодный.
    Замерзает, скользит, тает.
    Замораживает руки.
    Зима.

Задание 5

Слайд 19 - 29

Это задание – на скорость. Зашифрованы 10 слов. На каждом слайде – несколько картинок- подсказок. Отгадкой является слово, которое оканчивается на –ЦИЯ.

Ответы:

1.Коллекция

2.Демонстрация

3.Станция

4.Дистанция

5.Делегация

6.Операция

7.Акция

8.Публикация

9.Комбинация

10.Аттестация

Заключение:

Не бойтесь учиться, совершенствоваться, в том числе и в речевом развитии, искать что-то новое в работе с детьми, познавать неизвестное. Все в ваших руках. Всего доброго! Спасибо за участие!

Слайд 30

Литература:

1. Культура речи и эффективность общения /Под ред. Л. К. Прудкиной, Е. Н. Ширяева. - М.: Просвещение, 1996.


Представлен опыт работы по речевому развитию детей дошкольного возраста. Предлагаются материалы по организации предметно-развивающей среды в ДОУ, формы работы с детьми. Пособие предназначено для воспитателей и методистов ДОУ.

Содержимое разработки

Управление образования Администрации

Угличского муниципального района

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13

Воспитатель М. Ю. Гусак

«Речь – это удивительно сильное средство,

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В предлагаемом пособии раскрываются основные формы речевой работы с детьми дошкольного возраста, приводятся конспекты образовательных мероприятий.

Теоретические основы развития речи дошкольников

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой).

К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимым условий полноценного развития личности ребенка.

По определению выдающегося психолога и философа С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного содержания. В овладении речью, считает психолог Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям, т.е. проходит этапы речевого развития. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

В методике О. С. Ушаковой структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарных языковых явлений. При этом главной задачей является развитие связной монологической речи.

Существуют два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

Монологическая речь - требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Описание опыта работы по речевому развитию дошкольников

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Лишь немногие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальную работу, направленную на овладение родным языком.

Исходя из важности и актуальности темы, цель моего опыта работы была определена: описать содержание и формы работы направленной на развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

В связи с этим перед нами встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Это предусматривает:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.

2.1. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.

Поэтому целью моей деятельности послужило создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.

Насыщая групповое пространство, заботимся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении с взрослыми и сверстниками.

Наша группа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный и раздаточный материал.

С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформили познавательно-речевой центр, где присутствуют разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература.

Так же в уголке содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр; приспособления для развития правильного речевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, и важны в работе над произношением.

Для того чтобы дети могли брать на себя роли персонажей сказок, организовали центр театрализации; приобрели и изготовили различные виды театров (пальчиковый, платочный, перчаточный и др.). Создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр.

В нашей группе создан центр сенсорики, где представлены различные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

В центре искусств во время продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.

В экспериментальном центре в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся:

- составлять предложения по демонстрируемым действиям;

- размышлять, рассуждать и доказывать;

- объяснять явления природы;

- составлять небольшие рассказы.

Используя музыкальные инструменты (музыкальный центр) в своих играх:

- дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;

- у воспитанников происходит развитие не только музыкального слуха, но и фонематического.

2.2. Формы работы направленные на развитие речи детей

В работе с детьми, поставила для себя следующие задачи:

- формировать у детей умения пользоваться краткой и развернутой формой высказывания;

- формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности;

- развивать умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, загадки и т.п.;

- развивать звуковую культуру речи.

В своей работе используем следующие методы:

Работу по речевому развитию детей организую следующим образом:

Составление описательных рассказов.

Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. В обучении детей рассказыванию использую специфические приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог. Это - образец рассказа, план рассказа, схемы, коллективное составление рассказа, подсказ словом и предложением, оценка рассказа.

Составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

В процессе обучения рассказыванию, у детей формируется умение связно описывать изображенное, расширяется словарь, формируется грамматический строй речи.

Развитие речи посредством художественной литературы.

Развитие речи детей средствами дидактической игры.

Для выбора дидактических игр учитываю возрастные особенности детей, уровень их индивидуальной подготовленности.

Экскурсии – одна из форм воспитательно-образовательной работы с детьми.

Целью экскурсии является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, расширение представлений об окружающем мире.

Первые экскурсии начинаю организовывать с трехлетнего возраста детей в соседние группы, на соседний участок, на кухню, в медицинский кабинет. Дети растут и экскурсии становятся более познавательными: магазин, почта, библиотека, школа. Наши дети – постоянные гости в историко-художественном музее нашего города, на станции юннатов, в пожарной части г. Углича.

Дети с большим удовольствием ходят на экскурсии, делятся с родителями своими новыми знаниями и яркими впечатлениями. Развивается связная речь детей.

Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Поэтому большое внимание уделяется созданию игровых центров. Изготовлено оборудование для сюжетно-ролевых игр, декораций, сшиты костюмы. Большую часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику, что позволяет детям выбрать игру по своим интересам.

Сюжетно-ролевую игру осуществляю в два этапа:

1 этап – подготовительная работа (экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и другое);

2 этап – непосредственно сама игра.

Результат работы – пополняется словарный запас детей, речь носит активный и ролевой характер.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересней, содержательней, наполненной яркими впечатлениями. Речь детей становится образной, выразительной. В нашей группе имеется богатый материал для театрализованных игр: это различные виды театров (платочный, пальчиковый, настольный, театр на прищепках, перчаточный, театр ложек, фланелеграф и другие); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма для кукольного театра, костюмы и маски для детей. Для родителей постоянно разыгрываем целые представления, где артисты – наши дети. Театрализованные игры способствуют усвоение речевого общения детей.

Все знают, что развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук.

Существуют несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

1. Игры с мелкими предметами.

От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В группе создали уголок сенсорики. В нем подобраны игры, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая с мелкими деталями конструктора, шнуровками, мозаиками дети развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, а значит, развивают речь, воображение, творческую активность.

2. Пальчиковые игры.

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа, поглаживания и упражнений для пальцев. Сопровождаем чтением стихов, потешек. Ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет задания.

3. Художественное творчество.

Уникальное средство для развития мелкой моторики. В распоряжении детей находятся средства изобразительной деятельности (мелки, карандаши, фломастеры,

цветная бумага и другие). Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используем альбомы для раскрашивания и заготовки.

Лепка необходима для развития мелкой моторики. В своей работе для лепки с детьми использую пластилин, соленое тесто, глину, составление узоров из семян, ракушек.

Ребенок успешнее овладеет речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье.

Поэтому очень важным является взаимодействие педагогов с родителями.

2.3. Самооценка результатов

Следующим этапом было проверить эффективность моей работы. Для обследования развития связной речи детей дошкольного возраста использую диагностику О. С. Ушаковой.

Уровень речевого развития дошкольников выявляю как в начале учебного года, так и в конце. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком и не превышает 15 мин.

Задание даю в интересной, интонационно выразительной форме. Во время диагностики важно поддерживать ребенка, одобрять. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко использую наглядность (предметы, картинки, игрушки). Для старших дошкольников очень важна точная формулировка вопросов.

Диагностика показала, что речь детей начала развиваться успешнее. У детей накопился значительный запас слов. Речь обогатилась синонимами и антонимами. Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение, овладели умением сочетать слова и предложения по законам грамматики. Возросла речевая активность детей.

В ходе наблюдения за детьми в свободной деятельности и в играх отметила, что дети активно и свободно общаются с взрослыми и сверстниками, проявляют инициативу в общении, вступают в беседу; свободно и выразительно излагают свои мысли, чувства, впечатления, речь детей обогащена выразительными средствами.

Результатом своей работы считаю повышение результативности образовательного процесса. Большинство выпускников последних лет успешно прошли адаптацию к новым социальным условиям, к школе. Учителя отмечают у детей навыки свободного общения, умения высказывать свою точку зрения.

Я считаю, что опыт моей работы является актуальным и значимым, так как на современном этапе российского образования, речевое развитие в процессе социально-коммуникативного развития занимает важное место.


-75%


Дошкольный возраст – это важнейшее время в комплексном развитии личности, когда происходит формирование речевых навыков. Ребенок начинает понимать общечеловеческие ценности, приобщается к миру культуры. Первостепенной задачей взрослых в этот период является обучение речевым навыкам, которое возможно с помощью использования разных методик. Методы развития речи дошкольников применяются в соответствии с возрастной группой и индивидуальными особенностями малыша.

Основные цели и задачи

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произносить свои первые слова. В то же время со стороны взрослых должно быть приложено немало усилий, чтобы речь развивалась своевременно и правильно.

Обучение дошкольников речи – это важная часть интеллектуального воспитания и мышления. Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе.

Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников:

Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собой.

Обогащение активного словарного запаса.

Приобщение к чтению литературы.

Развитие творческой речи у ребенка: сочинение стихотворений, сказок, рассказов.

Приучение детей к правильной постановки ударений и интонации.

Методика обучения позволяет научить детей общаться со своими сверстниками и взрослыми, свободно выражать свои мысли и проявлять свои творческие навыки.

Основные этапы развития речи

Примерно во второй половине второго года жизни малыша слова начинают обозначать какой-то предмет. К концу 2 года жизни слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни ребенок учится произносить простые предложения, его словарный запас становится больше, поэтому он может вести диалог, описывать какую-то ситуацию. Формирование первых навыков диалога приводит к налаживанию коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.

К пяти годам дети уже обладают достаточно большим словарным запасом. Они могут своими словами пересказывать сказки, петь песни и т.д


Развитие речи ребенка до школы: основные методики

Существуют различные методы развития речи у детей дошкольного возраста. Каждая из них может использоваться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Есть методика развития речи дошкольников по Яшиной и Алексеевой, которая проходит в несколько этапов.

Она включает в себя:

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического построения предложений.

Обучение ведению монолога, диалогов и связанного повествования.

Методика включает в себя следующие приемы:

Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками и фотографиями.

Словесные – чтение, описание, рассказ, проведение беседы.

Практические – рисование, ролевые игры и т.д.

В этой методики широко используются различные словесные приемы: речевой образец, проговаривание и повторение, объяснение, указание и оценка детской речи.

Правильная речь педагога, по сути, является средством подражания для детей, т.е. это речевой образец. В младших группах используются игровые занятия, а в старших – методика используется для сравнения и коррекции дефектов речи.

Другой словесный прием – это проговаривание и повторение, которые позволяют детям запоминать звуки и правильно произносить их. Важно, чтобы это вызывало интерес у ребенка, иначе занятия будут ассоциироваться с негативными эмоциями.

Объяснение – это раскрытие педагогом сущности какого-либо образа или явления действиями. Используется для объяснения правил в дидактических играх, раскрытия смысла слов.

Указание – разъяснение, как надо действовать ребенку, чтобы достичь необходимого результата. Указания бывают обучающие, дисциплинирующие и организационные.

Оценка – это суждение воспитателя об ответе ребенка, которое раскрывает уровень усвоения им знаний и речевых навыков. Оценка необходима для того, чтобы дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

Грамматическое развитие речи дошкольников из младших групп

Развитие речи в два года предполагает освоение слов, понимание их значений, а также формирование ассоциативного ряда. Активно используются рисунки, различные игрушки и предметы, благодаря которым ребенок запоминает слова, обозначающие их.

Слуховые занятия комбинируются с артикуляционными упражнениями. Педагог просит детей вытащить язык, надуть щеки, улыбнуться, т.е. чтобы мышцы артикуляционного аппарата были задействованы.

Согласно методике Ушаковой, большое уделяется интонации в разговоре с ребенком. Взрослый меняет тембр голоса, в результате чего у малыша формируется понимание ритма, силы голоса, что в дальнейшем влияет на формирование музыкального слуха. Использование интонации крайне важно, ведь так можно придавать окраску своему повествованию, выражать чувства и т.д.

Развитие речи и познавательных способностей дошкольников в 3 года направлено на обучение правильному произношению звуков. Дети учатся слышать и распознавать согласные и гласные звуки.

Вы сможете грамотно подбирать игры и добиваться высоких результатов от коррекционно-логопедических и развивающих занятий с детьми. Подробнее.

Особенности обучения в средних и старших группах ДОУ

Развитие связной речи старших дошкольников основывается на закреплении освоенных навыков и формировании разговорного языка. Дети учатся диалогической речи, вести и поддерживать беседу.

Важную роль в этом процессе играет чтение сказок и других произведений детской литературы, изучение стихов и различные театральные представления. Основные задачи развития речи на этом этапе – это воспитание творческих качеств, усидчивости и т.д.

Дети средних и старших дошкольных групп уже активно общаются со своими сверстниками, используя свои речевые навыки. Участие более взрослых детей позволяет младшим малышам быстрее развивать свою речь, но здесь важно участие педагога, иначе может возникнуть ситуация, когда старшие дети начинают передразнивать младших из-за их возможных ошибок в произношении.

В старших группах активно проводятся дидактические игры, в ходе которых детям предлагается объединять предметы, обладающие общими характеристиками. К примеру, дается задание разобрать овощи или фрукты по отдельным столам.

Приемы работы по формированию связной речи

Развитие связной речи старших дошкольников проводится в несколько этапов. Ниже приведены основные приемы, которые используются на практике.

Беседа. При разговоре с ребенком используются выразительные интонации, красочные картинки, жестикуляция и мимика.

Чтение сказок или рассказов. После прочтения рассказа, могут задаваться вопросы для выяснения, понимает ли ребенок причинно-следственные связи (Правильно ли поступил герой? Почему он так сделал и т.д.). О том, что ребенок понимает смысл рассказа, говорит умение им пересказать своими словами услышанное.

Диалог. Беседа в форме диалога с ребенком может проводиться на самые разные темы: мультфильмы, сказки и т.д. Важно приучить ребенка внимательно слушать другого человека, не перебивать его. В процессе беседы задаются вопросы ребенку, которые постепенно усложняются. Для начала – конкретный вопрос, на который можно дать однозначный ответ. Затем – вопрос, ответ на который предполагает более развернутое предложение.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Число картинок нужно постепенно увеличивать, как и развернутость их описания. С каждым разом описание одной картинки должно становиться более подробным. Смысл занятий в том, что ребенок должен научиться последовательному описанию событий, т.е. он описывает все картинки по порядку, в результате чего и получается цельный рассказ.

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

При составлении рассказа по картинке важно, чтобы сама картинка отвечала следующим требованиям:

она не должна быть скучной, иначе она не заинтересует ребенка;

сюжет не должен быть слишком сложным, т.е. соответствовать интеллектуальному развитию малыша определенного возраста;

на картинке не должно быть много действующих лиц;

на ней не должно быть избыточных деталей, которые не имеют особого отношения к смыслу рассказа.

Сначала ребенок должен придумать название картинки. Он должен понимать смысл того, что изображено на ней. Сам педагог должен заранее спланировать беседу по поводу этой картинки, какие вопросы он будет задавать и т.д.

7. Пересказ. Сначала педагог должен с выражением прочитать ребенку какой-нибудь текст, сложность которого должна соответствовать его возрасту. Нужно спросить, понравился ли этот рассказ малышу. Если какие-то слова ему незнакомы, то нужно объяснить их значение.

Перед повторным чтением текста, нужно сказать ребенку, чтобы он слушал внимательнее и запоминал, потому что ему предстоит пересказать услышанное.

Пересказ может быть разным:

Краткий. Передается только общий смысл текста без каких-либо деталей.

Творческое рассказывание. Ребенок должен дополнить услышанное чем-то новым, но в рамках смысла самого рассказа.

Пересказ без опоры на наглядность.

8. Самостоятельное составление рассказа. Переход к этому этапу предполагает проведение большой подготовительной работы. Для упрощения задачи малыша можно предложить ему определенную тему. К примеру, он должен рассказать об одном дне в детском саду или впечатлениях о посещении цирка (кинотеатра и т.д.).

Читайте также: