Деятельность юридическая деятельность правовая система юриспруденция как взаимосвязанные понятия

Обновлено: 19.05.2024

Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:

  1. Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
  2. Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
  3. Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.

Правовые науки, юридические науки - общественные науки, изучающие право, правовую систему как систему социальных норм, правотворческую и правоприменительную деятельность.

Содержание

Отрасли

  • Теоретические и философские правовые науки - юриспруденция, история государства и права (история права), теория государства и права, история правовых учений.
  • Правовые (юридические) науки по отраслям права: наука гражданского права, наука уголовного права и др.
  • Прикладные правовые науки - криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология и др.

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Секст Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев. В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана [1] .

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей.

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Франция

К концу XV века во Франции началась серьёзная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts, среди деятелей которой особенно выделялись Луэ (Louet), составивший около 1602 года сборник решений, и Денизар (Denisart). Затем следовал ряд юристов, направивших своё внимание, кроме изучения римского права, на обработку уже выработанного обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие воссоединения французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделялись Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель, Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

После Великой французской революции издание новых кодексов (уголовный кодекс, гражданский кодекс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создало научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития французского права.

Испания

Германия

По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является Ульрих Цазий. Практическое изучение права сосредоточивается в школе юристов, действовавших в области подсудности рейхскаммергерихта Священной Римской империи и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер фон Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик).

В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Самуэля Кокцеи и Готтлиба Суареца.

Россия

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания Второй мировой войны, однако с середины 1950-х годов оно вновь значительно увеличилось.

Как правило, во всех странах существуют юридические факультеты в университетах, а также отдельные юридические школы, где готовят кадры для различных звеньев государственного управления, адвокатов. Однако юридическое образование до сих пор не унифицировано и в каждой стране построено по своему. Например, во Франции после событий 1968 года разделение университетов на факультеты отменено, вместо этого создан ряд специализированных учебных центров (на базе Парижского университета — 13 учебных центров, в том числе 6 — юридических специальностей) [1] .

В США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (т. н. квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.

Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень бакалавра права, 2-й цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку после которой присваивается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим дополнительный цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Выпускники американских юридических факультетов (наиболее престижных в мире) 2009 года, по данным прессы [4] , имеют серьёзные проблемы с наймом на работу в связи с мировым финансовым кризисом.

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими, гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

  • общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;
  • применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право; национальнойсистемы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.
  • а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.

В России существуют также ведомственные юридические учебные заведения: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, готовящая специалистов для органов юстиции; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институты прокуратуры, готовящие специалистов для органов прокуратуры; Вузы МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Вузы ФСИН, готовящие специалистов для пенитенциарной системы; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присвоением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.

Анализ общего понятия юридической деятельности показал, что оно, несомненно, имеет свою специфику, которую характеризуют объекты и субъекты данной деятельности, обладающие, как правило, нормативно закрепленными определенными целями и задачами, что и способствует образованию стройной действующей системы.

Для полноценного определения природы юридической деятельности важное значение имеет рассмотрение ее элементного состава, иными словами структуры юридической деятельности. В этой связи юридическую деятельность часто называют "полиструктурным образованием" (В.Н. Карташов, Б.В. Шагиев и др.).

Таким образом, можно говорить о структуре юридической деятельности, как о единстве ее составляющих элементов и функций способных оказать серьезные правовые воздействия на общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования*(318).

Основными элементами юридической деятельности являются объекты, субъекты, юридические действия и операции, средства и результаты действий. В данном случае, когда речь идет о структуре юридической деятельности мы говорим фактически о ее содержании, а не о форме, поскольку форма является определенным организующим началом для содержания и имеет свою структуру в виде различных типов юридической деятельности (правотворчества, реализации права и т.п.). Что касается мотивов, целей и иных элементов сознания, то они выступают в роли идеальных факторов, которые оказывают, в большей степени, психологическое воздействие на юридическую деятельность.

Объекты юридической деятельности - это то, на что воздействуют различные типы юридической деятельности. К ним следует отнести различные виды общественных отношений, материальные блага (вещи, предметы, ценности), нематериальные блага (честь, достоинство, неприкосновенность личности и т.п.), результаты интеллектуального труда, то есть творчества (монографии, научные статьи, проекты нормативных актов), ценные бумаги и документы (акции, облигации, судебные решения и т.п.), поведение людей в форме действия и бездействия.

В общем виде объекты юридической деятельности подразделяют на отношения между людьми и отношения человека с предметами внешнего мира как средствами удовлетворения его потребностей (охрана животного мира, недр и т.п.).

Субъекты юридической деятельности - это те, кто ее непосредственно осуществляет, иными словами носители этой деятельности, реализующие установленные, в большинстве случаев законодательными актами, свои субъективные права и юридические обязанности, которые кстати выступают также и основным содержанием в структуре правовых отношений. Правда, в большинстве случаев, когда речь идет о субъектах юридической деятельности (прокурорах, следователях и т.п.) субъективное право на осуществление какой-либо деятельности одновременно является и их юридической обязанностью.

Долгое время в теории права считалось, что субъектами юридической деятельности могут быть только органы власти, то есть само государство, его органы и должностные лица. На сегодняшний день в связи с существенными изменениями в экономической, политической и правовой сферах данный список несколько расширился и в него следует добить органы местного самоуправления, различные юридические лица, граждан, которые осуществляют юридические функции (например, частные предприниматели, риелторы, частные нотариусы, оценщики и т.п.). Характерной особенностью данных субъектов является то, что они действуют, или по крайней мере должны действовать, на основании закона и подзаконных нормативных правовых актов (указов Президента, постановлений Правительства, нормативных актов федеральных министерств).

Однако не всех граждан можно назвать субъектами юридической деятельности. В этой связи уместно будет использовать термин "участники юридической деятельности". К ним относятся - граждане и иные физические лица, которые в силу определенных обстоятельств, способствуют субъектам юридической деятельности в выполнении ими юридических действий. Это люди пострадавшие от правонарушений, свидетели преступлений, лица, подавшие гражданский иск о защите своих прав и свобод. Данные лица, осуществляя те или иные действия оказывают определенное содействие государственным органам (следственным, судебным и т.п.) и должностным лицам (прокурору, федеральному судье и т.п.). При этом, в осуществлении какого-либо вида юридической деятельности ее субъект является непосредственным носителем прав и одновременно обязанным лицом. В этой связи субъекты юридической деятельности выступают основными, главными носителями указанных правоотношений. Это напрямую вытекает из нормативно закрепленного статуса субъектов юридической деятельности.

Под средствами юридической деятельности следует понимать предметы (явления, процессы и т.п.), с помощью которых обеспечивается получение необходимого результата юридической деятельности. Они используются для исследования юридических фактов, анализа юридических документов, изучения материалов уголовного дела. Они могут быть нормативно закреплены, либо выработаны юридической практикой, с помощью научных исследований. Таким образом, можно констатировать, что их перечень огромен, поскольку выделяют технические средства (видеокамера, микроскоп, полиграф и т.п.), социальные (опросы населения), устные (приказ, распоряжение) и письменные (договор, протокол и т.п.), а также императивные и диспозитивные средства, которые закреплены в нормах права.

Нормы права являются важнейшим, мощным правовым средством, так как при наличии определенных фактов, способны оказать серьезное регулирующее воздействие на отношения в социуме. Указания на эти факты в абстрактном виде содержатся в гипотезах норм права. Если имеются, указанные в нормативных правовых актах обстоятельства, то тогда и начинают действовать правила поведения, которые закреплены в диспозициях норм права. Таким образом, элементы, составляющие нормы права выступают в роли вспомогательных правовых средств для упорядочения социума, его отношений. Нормы права, в свою очередь, объединяясь в институты права и отрасли права выступают также особыми комплексными средствами воздействия на общественные отношения.

Закрепленные в нормах права правила поведения следует отнести к инструментальным юридических средствам. При этом их можно охарактеризовать следующими чертами:

- формализм, они закреплены в определенных формах нормативных правовых актов (законах, указах, приказах, инструкциях и т.п.);

- информационный характер, в них содержатся определенные сведения о запретах, юридических обязанностях, дозволениях, государственных рекомендациях;

- статический характер, поскольку без средств-действий они работать не смогут, механизм правового регулирования тех или иных общественных отношений не начнет результативную деятельность;

- они выступают определенными моделями должного регулирования конкретных групп общественных отношений.

В свою очередь характерные особенности есть и у средств-действий. К ним относятся, следующие:

- придают динамический характер определенным инструментальным средствам действиям;

- находятся в сфере сущего, а не должного, то есть в сфере реальной работы;

- являются актами реализации субъективных прав и юридических обязанностей;

- носят волевой и сознательный характер, поскольку без осознанной активности того или иного лица невозможно решить юридические проблемы.

Способы юридической деятельности - это определенные методы, законные, или не противоречащие закону пути осуществления юридических действий и операций. В совокупности своей эти способы и юридические средства составляют технологии юридической деятельности. Например, технологии по расследованию преступлений, подготовки и принятию нормативных правовых актов и т.п.

В юридической литературе понятия "юридические технологии" иной раз отождествляли с понятием юридические инструменты. К которым, по праву, следует относить различные юридические документы: нормативные правовые акты и договоры; официальные акты толкования норм права; акты применения норм права. Однако, такое совмещение понятий не вполне приемлемо, поскольку инструменты - это определенные орудия для совершения каких либо действий (деяний).

Технологии - это те способы, приемы, с помощью которых правовые инструменты начинают работать в ходе осуществлениях каких-либо юридических действий.

Юридические действия - это юридические деяния, влекущие определенные правовые последствия (задержание преступника, подписание договора и т.д.), которые одновременно являются видами юридической деятельности, а также различные технологии по созданию правовых документов (нормативных, интерпретационных, индивидуальных). Например, в нормотворческой деятельности это - разработка проекта нормативного правового акта, согласование проекта, проведение различных видов экспертиз, принятие проекта нормативного правового акта и т.п. Примерами юридических технологий являются также такие действия, как: составление завещания; заключение договора купли-продажи недвижимого имущества; заключение международного межведомственного соглашения между правоохранительными органами стран СНГ и т.д.

Таким образом, из сказанного следует, что совокупность юридических действий следует называть юридическими технологиями, либо юридическими операциями (например, поиск преступника, осмотр места совершения правонарушения).

Проиллюстрируем сказанное следующим примером. В ч. 1 ст. 395 ГК РФ содержится норма права, предписывающая должнику возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Фактически данная норма выступает в роли инструментального средства юридической деятельности. Законных способов юридической деятельности у кредитора возместить свои убытки два. Первый, потребовать от должника возместить убытки, причиненные неисполнением закрепленных в договоре обязательств. Если должник отказывается выполнять законные требования, кредитор может использовать второй способ, то есть обратиться с иском в суд о возмещении убытков, причиненных неисполнением обязательства. Таким образом, норма, содержащаяся в ст. 395 ГК РФ и нормы на основании которых истец подает исковой заявление в суд, представляют собой определенную технологию, направленную на применение мер гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств возмещения кредитору причиненных убытков.

В ходе разбирательства такого дела в суде кредитор имеет законное право прибегать к следующим инструментам. Он может предъявить в качестве доказательства своей правоты договор. Однако, без определенных сознательных и волевых средств-действий таких как: предоставление в суде доказательств, нахождения свидетелей, участие в прениях, он не выиграет свое дело в суде.

Функции юридической деятельности характеризуют отдельные ее черты, иными словами направления юридического воздействия не определенный вид общественных отношений.

Одни авторы (В.Н. Карташов и др.) в зависимости от способа действий, характера деятельности и осуществляемых юридических преобразований выделяют правотворческую, правоприменительную и праворазъяснительную функции. Другие (С.С. Алексеев и др.) говорят о правонаправляющей, правоконкретизирующей и сигнально-информационной функциях. Отдельные ученые (В.И. Леушин и др.) выделяют функции формирования права, совершенствование правоприменительной деятельности, а также воспитательную и правоконкретизирующую функции.

По времени действия функции подразделяют также на постоянные и временные.

Выделяют также основные, главные и неосновные функции. Так, например, у правоприменителей основной функцией является применение права, а вот осуществление определенных правотворческих функций (подготовка проектов нормативных правовых актов) в силу дополнительной работы является для них неосновной функцией. Помимо этого, такая классификация позволяет выделить определенные подфункции. К примеру, у такой основной функции, как правоприменительная можно выделить такие неосновные функции, которые смело можно отнести к разряду подфункций: карательная подфункция, правообеспечительная и др.

Из сказанного следует, что выделение функций юридической деятельности способствует конкретизации отдельных ее направлений и позволяет более ярко представить различные стороны и возможности юридической деятельности.

Читайте также: