Обязан ли в школе быть логопед

Обновлено: 30.06.2024

В последние годы заметно снизилось качество обучения в школе, особенно по русскому языку и литературе. Шестиклассник, читающий по слогам – нередкое явление. Дети читать не любят и не хотят. К окончанию школы только треть из них могут вдумчиво читать текст и извлекать из него полезную информацию, грамотно говорить и писать, владеть нормами языка. Больше половины выпускников не могут последовательно и грамотно изложить свои мысли.

Как показало многолетнее изучение одной из причин неуспеваемости детей и по русскому языку и по математике и по другим предметам является недостаточная сформированность устной речи, которая препятствует овладению правильным чтением и грамотным письмом. К пяти годам ребенок в норме должен овладеть всей структурой языка, то есть звуковой и смысловой стороной. Это значит, что ребенок говорит чисто, грамотно, различает звуки речи, обладает достаточным словарным запасом. Грамотная речь – показатель умственного развития ребенка. В шести-семилетнем возрасте речь развивается очень бурно.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ИДЕТ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ:

  1. интенсивно развивается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие;
  2. речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, грамматического строя речи, а также мышления).

При этом расширение словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Поэтому в этом возрасте очень важно организовать занятия по развитию речи, особенно для детей, у которых обнаруживается речевая недостаточность. Такие занятия в школе проводит учитель-логопед.

В школе учитель-логопед является экспертом успеваемости по родному языку. Он выявляет детей с недостатками устной и письменной речи и организует занятия по подготовке предпосылок к полноценному обучению ребенка учителем. Учитель-логопед на своих занятиях решает не только собственно речевые задачи, но и формирует учебную деятельность детей. Если в дошкольном возрасте основной деятельностью ребенка является игра, то в школе он должен заниматься учебной деятельностью. По данным М.Безруких 78% 6-летних детей к школе не готовы, а для 7-летних – 20-30%. По результатам наблюдений первоклассников нашей школы все 7 детей, которым было меньше 6,5 лет на 1 сентября, имели психологические проблемы: 5-расторможены, 1-часто плачет, 1-замкнут и обидчив, 1-не может запомнить буквы, у 1- приступы рвоты.

Современные психологические и педагогические исследования свидетельствуют о том, что одной из самых важных сторон психологической готовности к школе является определенный, достаточный уровень произвольного или волевого развития ребенка. Известно так же, что трансформация непроизвольных функций и процессов в произвольные оказывается главной линией в психологическом механизме развития личности ребенка.

Даже у одаренных детей довольно высокий уровень развития познавательных процессов, речи воображения сочетается с недостаточной сформированностью произвольности. Это фиксируется как у детей, поступающих в школу, так и у учащихся 2-3 классов. Недостаточный уровень произвольности проявляется в особенностях оформления письменных работ (грязь в тетради, неумение надавливать на ручку, очень медленный темп письма) и в наличии особых ошибок, не относящихся ни к орфографическим, ни к дисграфическим, типичным для детей с дефектами речи:

1) заменой букв (к-п);
2) списывание с ошибками с доски;
3) не может удержать и воспроизвести элементы речи (звуки, слова, предложения);
4) тремор рук при письме;
5) появление или возрастание ошибок к концу работы;
6) трудности в освоении алфавита;
7) отсутствие орфографической зоркости.

1) повторное считывание строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки;
2) потеря строчки при чтении;
3) прочитывание с ошибками;
4) низкая скорость чтения;
5) плохое запоминание;
6) не умеет выделить главное в прочитанном.

В раннем и младшем школьном возрасте слово идет за действием и фиксирует результат. На следующей ступени развития речь сопровождает действие. Затем речь сдвигается на первый план. Ребенок в словесной форме определяет для себя задачу и таким образом регулирует и планирует свое поведение. Ребенок 5-6 лет уже практически может управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения поставленной цели, преодолевать трудности, нов то же время легко отвлекается от своих намерений на любое привлекательное для него обстоятельство.

Первоклассник должен уметь отделять главное от второстепенного и организовывать свое поведение сознательно так, чтобы не отвлекаться от главного.

Таким образом, для того чтобы подготовить ребенка к полноценной учебной деятельности и сформировать творческую личность, необходимо развивать у ребенка произвольную деятельность и произвольное поведение, общение, которые помогают детям быстрее адаптироваться в ученической среде и приобрести навык умения учиться. Это можно делать на основе развития речи на логопедических занятиях. Наполняемость логопедических групп (3-6 человек) позволяет осуществлять индивидуальный подход при решении учебных проблем каждого ребенка.

Учитель-логопед может провести детальное обследование ребенка и выявить причины его неуспешности в учебе.Он владеет необходимым арсеналом средств для оказания помощи ребенку, сможет дать конкретный совет по обучению каждого ребенка его учителям и родителям. Обследование первоклассников проводится в начале сентября. По результатам обследования детей учителем-логопедом и с учетом рекомендаций врача-невропатолога и логопеда поликлиники дети зачисляются на занятия в логопедические группы. Дети, посещавшие логопедические детские сады, продолжают обучение на школьном логопункте, так как известно, что общее недоразвитие речи компенсируется только к 10 годам.

И так, ваш ребенок зачислен на логопедический пункт в детском саду. Что это такое?

Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в логопункте являются:

· формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

· К оррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

· своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

· привитие детям навыков коммуникативного общения;

· решение задач социального и речевого развития.

Каких детей берут на ЛОГОПУНКТ?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5-7 лет с речевыми нарушениями. Список детей составляется н6а основе логопедического обследования. Зачисление на логопункт возможно только с письменного заявления родителей (законных представителей).

На логопедический пункт берут не сразу всех детей детского сада, а сначала самых нуждающихся в помощи логопеда. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной группы, а также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

Сколько детей зачисляется на ЛОГОПУНКТ? Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 24 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду - это открытая и крайне подвижная система. Занятия на логопункте: индивидуально-подгрупповые занятия - 2 или по возможности 3 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия, в основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут.

Роль родителей в коррекции речевых нарушений

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего несколько раз в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

Родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью своего ребенка.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад.

Почему логопеду нужна помощь родителей?

Взаимодействие логопеда и родителей делает коррекционный процесс более эффективным, поскольку у меньшается срок коррекции речевых нарушений, б олее прочно закрепляются полученные навыки, в есь процесс коррекции проходит для ребенка легко. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.

Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

· выполнять все рекомендации логопеда;

· выполнять лечение, назначенное неврологом;

· обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;

· выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);

· осуществлять контроль за речью ребенка.

· ошибки на письме и при чтении; ошибки на письме и при чтении;

· конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребёнка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Положение о логопедическом пункте МАДОУ "Детский сад № 1 "Номина" г. Улан-Удэ.pdf (скачать) (посмотреть)

Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Войти через социальные сети

Войти с помощью логина и пароля

Нужны ли в школе логопеды

Ольга Васильева, министр образования, заявила в представленной в начале апреля публичной декларации о том, что назрела необходимость возвращения в школы специалистов-логопедов. Признав при этом, что их практически повсеместное недавнее сокращение оказалось ошибочным. Нехватка специалистов приводит к тому, что у более половины первоклассников отмечаются фонематические проблемы. Если не начать их коррекцию на самом первом этапе обучения, у этих детей с первого же класса появятся трудности в обучении. Министр образования отметила, что решаться это вопрос будет в регионах. Директора сами будут решать, нужна ли в учебном заведении ставка логопеда.

Сегодня один логопед приходится почти на тысячу младшеклассников и на 400 детей детсадовского возраста. Этого катастрофически не хватает. Ставки логопедов постепенно сокращались в течение нескольких лет из соображений экономии с тем, чтобы из высвобождающихся средств можно было добавить зарплату учителям. До сих пор многие люди думают, что логопед — это тот, кто учит чисто выговаривать звуки и помощь его нужна картавящим или шепелявящим. Это, конечно, так, но логопед решает ещё и множество других задач. Логопед – это специалист с педагогическим образованием. В школе именно этот специалист определяет, всё ли в порядке у младшеклассника будет с успеваемостью по русскому языку, да и по другим предметам тоже. В обязанности логопеда входит выявление детей с проблемами как в устной, так и письменной речи. После этого он по специальным методикам проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых решаются речевые задачи и организовывается общая учебная деятельность учеников начальной школы. В обязанности специалиста входит исправление:

  • дисграфии. Так называется весь комплекс нарушений письменной речи;
  • дислексии, то есть нарушение процессов чтения;
  • дизорфоргафии. Нарушений, при которых школьник знает правила, но не может определить, где и как их можно применить. Это наименее изученная категория нарушений, проявляющаяся ближе к окончанию начальной школы.

5.jpg

  • Фонематическое восприятие речи ребёнка;
  • Звукопроизношение;
  • Связность речи;
  • Её лексический строй.

Одновременно развивается мелкая моторика, находящаяся в тесной взаимосвязи с логопедической сферой. Всё это нужно, чтобы младший школьник мог успевать в учёбе.

Если мелкая моторика развита недостаточно, ребёнку трудно будет учиться писать. Если есть проблемы с различением звуков на слух, в процессе обучения появятся трудности с письмом и чтением. Если младшеклассник не умеет обобщать, не избежать сложностей с математикой и другими естественными дисциплинами. Ну, а если ученик не сможет чисто выговаривать буквы, у него возникнут проблемы с общением.

С тем, что логопеды в детских садах и школах необходимы, согласны практически все родители и учителя. Те же, кто придерживается той точки зрения, что их ставки следует и далее сокращать, а не возвращать вновь, аргументируют свою позицию сомнениями в компетенции специалистов, считая, что среди них много непрофессионалов, особенно, учитывая зарплаты.

Действительно, ещё совсем недавно профессию логопеда можно было получить, окончив полугодовые курсы. Вряд ли после такого кратковременного обучения сложной и ответственной профессии можно было стать классным специалистом в своём деле.

В России примерно 50 тысяч школ. Если мы говорим о том, что в каждой из них желателен логопед, то для этого необходимо огромное число квалифицированных специалистов, которым необходимо платить достойные зарплаты. Логично предположить, что пользы от логопеда, находящегося в штате, но приходящего два раза в неделю, будет не так много. Такая помощь, действительно, не только не принесёт пользы, но может оказаться вредной. Как планируется решать этот вопрос?

Ольга Васильева, глава министерства, говорила, что в школу планируется возвратить не только логопедов, но и детских психологов, ставки которых были сокращены в то же самое время. Сегодня министерство образования отмечает, что их также катастрофически не хватает: один детский психолог приходится на 800 школьников.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

МБОУ СОШ № 2

Консультация для родителей

В настоящее время в школе работает логопедический пункт, в котором учитель-логопед проводит коррекцию выявленных речевых нарушений.

Что делает логопед?

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

развитие связной речи,

накопление и совершенствование словаря,

развитие физического и речевого слуха

развитие грамматической стороны речи

развитие артикуляционной моторики

обучение навыкам словообразования и словоизменения

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

• развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

• формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

• профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Логопедическая работа в школе – это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая помогает детям с теми или иными особенностями более доступно и успешно овладеть образовательным процессом, тем самым адаптируя ребёнка к школьным условиям. В настоящее время это очень актуально, так как по данным статистики около 30% школьников страдают от недостатков письма и чтения – дисграфии и дислексии, растёт число детей, имеющих дизорфографию – неспособность применить орфографические правила в письменных работах. Коррекцией данных нарушений занимается логопед в школе.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.

Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.

Логопедическое обследование первоклассника направлено на то, чтобы провести диагностику состояния устной речи, а также готовности ребёнка к овладению процессами письма и чтения и самостоятельной письменной речью. Соответственно логопед оценивает звукопроизношение, состояние фонематического восприятия и фонематического анализа, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь, а также зрительно-пространственные и двигательные функции.

По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.

Логопед ведёт групповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю.

Групповые занятия длятся 25-35 минут, индивидуальные - 20 минут. В каждой группе по 2-3 человека. Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.

Читайте также: