Обязан ли ребенок готовить кушать

Обновлено: 30.06.2024

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32. В эти СанПиН включены требования 17 актов в сфере общественного питания, причем особое внимание уделено организации питания детей (гл. VIII). Требования направлены на снижение риска здоровью детей, обусловленного пищевым фактором, и повышение роли здоровьесберегающей функции питания. Как организуется питание детей в образовательных учреждениях с учетом новых требований, рассмотрим далее.

В след за СанПиН 2 марта 2021 года Роспотребнадзор утвердил Методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21) (вместе с Рекомендациями по правилам обработки установок для дозированного розлива питьевой воды, Рекомендациями по отбору суточных проб, Рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований в организациях питания образовательных учреждений).

Горячее питание обязательно

К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.

Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.

Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):

горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;

готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.

Разрешенная пищевая продукция

Перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей, приведен в приложении 6 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В нем содержатся 45 наименований продукции.

Стоит отметить, что в целом перечень недопускаемой пищевой продукции остался прежним. Если его сравнивать со старым перечнем для дошкольных образовательных учреждений, то можно выделить новые позиции, которые не допускаются для питания детей, к примеру:

окрошки и холодные супы;

паштеты, блинчики с мясом и с творогом;

макароны по-флотски (с фаршем), макароны с рубленым яйцом.

Также в новом перечне установлены требования к минимальной (максимальной) жирности молочных и кисломочных продуктов, творога.

Допускается замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на иные виды пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий в соответствии с таблицей замены пищевой продукции с учетом ее пищевой ценности. Такая таблица приведена в приложении 11 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Нормы питания

В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:

среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);

требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);

суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);

количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).

Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:

а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;

в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;

г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.

Особенности установления норм питания для детей-сирот.

Для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя:

больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20;

нуждающихся в лечебном и диетическом питании, – по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.

Кроме того, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть организовано пяти-, шестиразовое питание в сутки по месту фактического пребывания ребенка (п. 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Требования к меню

Согласно п. 8.1.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в организации, в которой осуществляется питание детей, должно разрабатываться меню. Меню должно утверждаться руководителем организации.

Меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей (рекомендуемый образец приведен в приложении 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). В палаточных лагерях для детей допускается разработка меню на период до 7 дней.

К сведению: рекомендуемый образец меню – в приложении 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню.

Меню допускается корректировать с учетом климатогеографических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания детей основных пищевых веществ.

Для дополнительного обогащения рациона питания детей микронутриентами в эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню должна использоваться специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенная витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска. Витаминные напитки должны готовиться в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей. Замена витаминизации блюд выдачей детям поливитаминных препаратов не допускается. В целях профилактики йододефицитных состояний у детей должна использоваться соль поваренная пищевая йодированная при приготовлении блюд и кулинарных изделий (п. 8.1.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Ежедневное меню основного (организованного) питания на сутки для всех возрастных групп детей с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции должно размещаться в доступных для родителей и детей местах (в обеденном зале, холле, групповой ячейке). Аналогичные требования предъявляются к размещению меню дополнительного питания (для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования) (п. 8.1.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Дети, нуждающиеся в лечебном и диетическом питании

Среди новшеств в организации детского питания следует выделить особенности, установленные для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Согласно п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для таких детей в организованных детских коллективах должны соблюдаться следующие требования:

1) должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. При этом индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача);

2) выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации;

3) допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Данная возможность предусмотрена в любых организациях, осуществляющих питание детей. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.

Использование продуктовых автоматов

В качестве дополнительного питания детей в организованных детских коллективах допускается реализация пищевой продукции через аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции. Такие нововведения предусмотрены в п. 8.3.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Через автоматы может быть реализована следующая пищевая продукция промышленного изготовления:

а) в потребительской (мелкоштучной) упаковке (соки, нектары, стерилизованное молоко, молочная продукция, питьевая негазированная вода, орехи (кроме арахиса), сухофрукты);

б) в потребительской упаковке не более 100 грамм (мучные кондитерские изделия, в том числе обогащенные микронутриентами (витаминизированные) со сниженным содержанием глютена, лактозы, сахара).

При этом должны быть соблюдены требования к условиям хранения и срокам годности указанной пищевой продукции, а также к наличию документов, подтверждающих ее качество и безопасность.

Аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции допускается устанавливать в обеденном зале при условии соблюдения нормы площади посадочного места.

Такие аппараты должны обрабатываться в соответствии с инструкцией изготовителя с применением моющих и дезинфицирующих средств не реже двух раз в месяц, а также по мере загрязнения.

Питьевой режим

В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:

1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);

2) питьевой режим должен быть организован посредством:

а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;

б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);

в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;

г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:

кипятить воду нужно не менее 5 минут;

до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;

смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.

При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

К сведению: более подробные рекомендации к мойке и санитарной обработке ручных помп и кулеров приведены в приложении 2 к МР 2.3.6.0233-21.

При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Организация питания в детских палаточных лагерях

В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:

1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;

2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;

3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;

4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;

5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);

6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).

При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.

Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.

Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.

В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).

Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:

Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);

Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).

Умение готовить еду – очень важный навык для детей. В процессе обучения можно также учить ребенка чтению, счету и другим навыкам.

Исследования психологов показали, что существует связь между обучением кулинарии в дошкольном возрасте и здоровым питанием в старшем возрасте. Дети, которых учили готовить с раннего возраста, впоследствии меньше употребляли жареную пищу и фастфуд, употребляли больше фруктов и больше интересовались здоровым питанием. Привычки здорового питания сохранялись у таких детей и во взрослом возрасте. Кроме того, обучение приготовлению пищи развивает у детей моторику и координацию.

Однако родители часто беспокоятся о безопасности детей на кухне. Чтобы дети развивали навыки и оставались в безопасности, психологи разработали рекомендации о том, какие навыки можно развивать у ребенка в разном возрасте.

Безопасность ребенка – главный фактор, который нужно принимать во внимание, когда вы учите его готовить. Однако для его физического развития и развития познавательных навыков также важно идти на умеренный риск. Для благополучия ребенка нужно научить его контролировать риски, а не избегать их. Если занятия соответствуют возрасту ребенка и связаны с умеренным риском, это учит его преодолевать трудности и развивает эмоциональную устойчивость.

Если говорить об обучении ребенка приготовлению пищи, это означает, что вы можете научить его выполнять различные задачи, которые изначально вызывают у вас опасения. Например, вы можете научить ребенка нарезать продукты ножом или пользоваться духовкой.

Разработанные руководства по обучению детей приготовлению пищи основаны на развитии навыков, необходимых в том или ином возрасте (например, моторики) и были проверены международными экспертами. И, хотя все дети разные, рекомендации, поданные в руководстве, универсальны. Все родители могут использовать их, чтобы научить своих детей готовить.

В двухлетнем возрасте ребенок может делать различные формы из теста. Например, он может делать печенье в форме шариков. Поначалу печенье будет не идеальной формы – это связано с тем, что у ребенка еще недостаточно тактильного опыта. Также ребенок может помогать вам мыть фрукты и овощи. Дайте ему возможность трогать овощи, ощущать их форму. Также объясните ребенку, насколько важно удалять всю грязь с продуктов питания перед их приготовлением.

С трех лет – если ребенок готов к этому – его можно научить использовать нож для выполнения простых задач под вашим присмотром. Начните с пластмассового ножа или ножа для масла и научите ребенка нарезать что-то мягкое (например, банан). Главное – развить навык и укрепить уверенность (и вашу, и ребенка).

Когда вы даете ребенку подобные задания, это поможет детям развить моторные навыки. Мелкая моторика включает в себя координацию и движение мелких мышц пальцев, а крупная моторика – движение крупных мышц конечностей.

Перемешивание нарезанных продуктов требует навыков мелкой моторики (например, умения удерживать предметы ладонью и большим пальцем). Также для этого требуются и навыки крупной моторики (например, сила рук и движение всей руки при перемешивании). Чтобы очистить апельсин или нанизать на деревянную шпажку нарезанные овощи, требуются мелкие моторные движения. Ребенок держит шпажку подобно тому, как он держит карандаш.

Ученые доказали, что развитие моторики в раннем возрасте способствует высокой успеваемости в чтении и математике. Однако исследование, проведенное в Ирландии в 2015 году, показало, что современные дети часто не развивают мелкую моторику на необходимом уровне. Это может быть связанно с тем, что современные дети используют электронные устройства вместо таких занятий, как настольные игры с кубиками, собирание конструктора и т. д. Поэтому приготовление пищи может помочь ребенку в развитии моторных навыков.

Попытки научить ребенка готовить в раннем возрасте поначалу могут приводить к беспорядку. Но это также дает ребенку возможность играть и учиться, экспериментировать с продуктами и развивать привычки здорового питания. Если вы научите ребенка готовить, это даст ему важные жизненные навыки, которые позволят выбирать здоровую пищу во взрослом возрасте.

Приготовление пищи вместе с ребёнком способствует его когнитивному развитию. Помогая маме на кухне, малыш получает важные для жизни навыки, учится ответственности и самостоятельности. Мы расскажем, как превратить совместное кулинарное творчество в минуты радости.

Ребёнок на кухне — страшный сон многих мам.

Одни боятся: вдруг что-нибудь перевернёт или разобьёт. Кухня детям не игрушка!

Но предрассудки рассеиваются, когда мамы узнают о том, какую пользу может принести совместное с ребёнком приготовление пищи.

Восприятие, мышление, моторика

Апельсин круглый, тесто упругое, изюм сладкий. Для маленького человечка крайне важно чувственное познание мира. И чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше. На кухне ребёнок видит множество предметов разных цветов и форм, слышит их названия и запоминает, какие они на ощупь и вкус. Это обогащает внутренний мир не хуже специальных развивающих игр.

В процессе готовки дети учатся держать и передавать различные предметы: ложку, сито и так далее. С каждым разом они всё увереннее обращаются с кухонной утварью и выполняют задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Что можно доверить юному повару? Очень многое!

  • 2–4 года: ребёнок с удовольствием будет лепить из песочного теста, формочками вырезать из него фигурки, ведь он уже отлично отточил этот навык в песочнице возле дома, и, конечно же, посыпать всё золотым сахаром или нежными сахарными сердечками.
  • 5–8 лет: ребёнок становится настоящим помощником, справляется с нарезкой и взвешиванием ингредиентов на кухонных весах, может подготовить формочки для кексов к выпеканию.
  • 9–12 лет: к этому времени ребёнок уже обычно осваивает такую кухонную технику, как электрочайник и микроволновка, и готов познакомиться с миксером и духовкой.

Я сам!

Впервые эти слова родители слышат, когда ребёнку исполняется 2–3 года. В этом возрасте малыш всячески старается продемонстрировать самостоятельность, проявляя порой поразительное упрямство. Два часа надевал сандалии: не на ту ногу, зато сам!

Кулинария отлично подходит для тренировки самостоятельности. Когда ребёнку доверяют такое ответственное дело, как приготовление десерта для всей семьи, он чувствует, насколько важен. :)

Также малыш вскоре понимает: быть самостоятельным — значит быть ответственным. Решил сам затеять тесто для блинов? Сам и вытирай, если оно вдруг нечаянно пролилось.

Почемучки

Так, можно без труда выучить цвета и вкусы продуктов, просто называя их: малина красная и сладкая, лимон жёлтый и кислый, молоко белое и сливочное. По надписям на этикетках можно повторять буквы и оттачивать технику чтения. А кухонные меры веса и объёма — прекрасное подспорье в математике. Где больше глазури: в чайной или столовой ложке? Можно даже сочинять целые гастрономические задачки: сначала мы добавили три ложки миндальной пудры, а потом ещё две, сколько всего?

Кулинария не имеет границ, с её помощью можно изучать географию и языки. Вы сами не заметите, как ребёнок запомнит, что печенье макарун родом из Франции, а капкейками в Америке называют маленькие кексы.

Магия? Конечно, нет! Яйцо втягивается в бутылку из-за перепада давления, которое снаружи значительно больше, чем внутри. Чем старше будет ваш ребёнок, тем больше таких фактов ему захочется знать.

Радость творчества

Магия начинается, когда бесформенный кусок теста превращается в красивый пирог, а по кухне витает божественный аромат. Дети видят результат, понимают свою причастность и вдохновляются на новые кулинарные свершения.

Украшая десерты, делая оригинальные нарезки, сервируя стол, мама способствует развитию художественного вкуса ребёнка. Сначала малыш пытается повторить, а потом начинает фантазировать сам.

Семейное творчество сплачивает. У детей повышается уровень доверия к взрослым: раз они доверили мне готовить еду, значит, и я могу на них положиться. Родители же радуются, когда их кроха ведёт себя совсем как большой. Разве не счастье, когда у ребёнка горят глаза, когда он смеётся оттого, что у него всё получается?

Но самое приятное — собирать всю семью за столом и поедать приготовленное. Этот ритуал позволяет накормить даже нехочух. Вряд ли малыш откажется от блюда, которое сам сделал.

Безопасность

На кухне действительно много предметов, которыми ребёнок должен пользоваться с осторожностью. Но это не значит, что нужно с воплями отбирать у малыша вилку, едва он дотронулся до неё. Мама должна научить ребёнка осторожности.

Если вы решили готовить вместе с детьми, продумайте всё заранее. Подберите инструменты и утварь, соответствующие возрасту ребёнка. Так, трёхлетке лучше пока орудовать лишь пластиковыми приборами, а первоклашке, к примеру, уже можно доверить небольшой закруглённый нож.

Объясняйте детям, как обращаться с теми или иными кухонными принадлежностями, не уставайте повторять технику безопасности при работе с плитой, напоминайте, чем опасен горячий чайник.

Но самое главное, не оставляйте их без присмотра. Ребёнок может проявлять творчество и самостоятельность в кулинарии, но ему всё ещё нужен наставник. Это вы.

Советы

И напоследок несколько рекомендаций для тех, кто раньше никогда не готовил с детьми, но теперь твёрдо решил попробовать.

  • На первых порах выбирайте простые блюда, которые не потребуют от ребёнка много усилий, а от вас — подготовки. Например, приготовьте какое-нибудь простое печенье с добавлением миндальной или фундучной пудры. Компания Kamis позаботилась о том, чтобы мамам было легко реализовать задуманное, и не только предлагает высококачественные ингредиенты, но и создала галерею идей, вдохновляющих на совместное кулинарное творчество с детьми.
  • Не подгоняйте ребёнка. Не злитесь, если он слишком долго и ужасно коряво режет клубнику. Он ведь только учится! Для готовки с детьми лучше выбирать свободное время, а не заниматься этим, когда через полчаса придёт голодный муж.
  • Не заставляйте детей. Не удивляйтесь, если через 20 минут им всё надоест. Они вернутся, если поручить им что-то действительно интересное. Мазать противень маслом для ребёнка довольно скучно, а вот лепить из марципана или мастики — другое дело. Немного времени и вдохновения, и маленькое произведение искусства, созданное пальчиками ребёнка, вызовет восторженный возглас мамы.
  • Хвалите своего маленького шеф-повара! Детям крайне важно одобрение взрослых. Пусть он знает, что мама гордится им и все старания не напрасны.

Кулинарное искусство сродни волшебству. Когда человек готовит, задействованы все пять чувств и добавляется шестое — любовь. Дарите детям любовь — готовьте вместе. Ведь счастье на десерт — это так просто!


Елена Барковская


Елена Мотова

Может ли ребенок быть голодным, но при этом не есть?

Первый год ребенок активно растет, а потом процессы роста замедляются, малыш ест меньше и может отказываться от еды. Это пугает родителей, но бояться не стоит: и взрослому человеку иногда не хочется есть. Ребенок может уплетать обед за обе щеки, а может за весь день съесть две ложки на завтрак и четыре на ужин (правда, в этом случае чаще всего случаются перекусы, которые мама просто не фиксирует). По пищевому дневнику обычно видно, что за неделю ребенок съедает все, что ему положено.

Можно ли заставлять есть?

Нельзя. Здоровый ребенок может сам определить, хочет ли он есть, следуя внутренним сигналам голода и насыщения, — правильнее к ним прислушиваться. Тогда нормальное пищевое поведение сохраняется во взрослом возрасте. Вовремя останавливаться, когда уже наелся, — это супернавык, который сейчас встречается очень редко. Многих в детстве кормили насильно, заставляли доедать, использовали еду как награду, пытались влиять едой на эмоциональное состояние — и с этим очень сложно работать. Те же уговоры — это все равно мягкая форма насилия.

Можно показать мультик или как-то иначе отвлекать во время еды?

Чтобы ребенок больше съел? Нет, этого делать не нужно. Оптимальный вариант — семейная трапеза, на которой ребенок видит, что и как едят родители, за которой идет общий разговор. По данным крупного систематического обзора исследований, дети и подростки, чаще питающиеся с семьей, с большей вероятностью имели нормальный вес, здоровые пищевые привычки и реже питались беспорядочно.

Одна из задач родителей — обеспечить ребенку комфортную среду: у него должно быть свое место за столом. Во время еды не нужен телевизор, не стоит читать книжку. Иначе вам придется это делать снова и снова. Какая уж тут саморегуляция пищевого поведения и следование биологическим сигналам?

Что еще влияет на пищевое поведение ребенка?

Если родители хотят, чтобы ребенок нормально питался, он должен видеть пример нормально питающихся родителей. Когда говорят, что ребенок что-то не ест, пусть он видит взрослых, которые едят овощи или фрукты, хвалят их и накладывают себе добавки. Пример работает лучше миллиона слов. Пусть он (или она) помогает готовить, накрывать на стол, знает, откуда берется еда.

Когда ребенок видит, что мама сидит на диете или отказывается от каких-то продуктов, это тоже влияет на то, как он будет относиться к еде.

Можно ли съесть мороженое перед обедом?

Если это происходит не каждый день, то ничего страшного в этом нет. Просто мороженое — это тоже еда. Ребенок может съесть его, и ему не захочется обед по объективным причинам: не потому что аппетит перебили, а просто он уже получил пищу. Если у ребенка проблемы с весом, аппетитом или пищевым поведением, то родителям стоит попробовать исключать перекусы или давать что-то менее энергетически ценное, но большее по объему — овощи и фрукты, йогурты.

Обязательно ли детям есть суп?

Когда ребенку можно давать сахар и сколько?

Текущие рекомендации Американской академии педиатрии при поддержке Американской кардиологической ассоциации такие: детям до двух лет сахар не рекомендуется, после двух лет — не более 25 граммов в день (это примерно шесть чайных ложек). При этом считается не только сахар, который мы кладем в чай или в йогурт, но и добавленные сахара в выпечке и других готовых продуктах. Мед, сироп агавы, фруктоза в свежевыжатом соке — тоже сахар.

На самом деле шесть чайных ложек — это более чем достаточно, чтобы получить удовольствие от еды и ни в чем не ущемлять детей. Правда, согласно исследованию питания Росстата, средний ребенок в России съедает не девять килограммов сахара в год, а 30. Перепотребление происходит из-за продуктов, в которых очень много сахара, но при этом они не дают адекватного чувства насыщения. Масса еды, которая, казалось бы, относится к здоровому питанию, на самом деле — десерт. А сладкие газировки врачи не рекомендуют пить чаще одного стакана в неделю.

Сколько воды должен выпивать ребенок?

Необходимость питья, если речь идет о здоровом ребенке, определяется появлением чувства жажды. Если жарко, можете чаще предлагать воду, но потребление воды в автоматическом режиме регулирует центр жажды в гипоталамусе мозга. При этом родители должны понимать, что чай, компот, морс, кефир тоже считаются. Сюда входит и жидкость в продуктах. Возможно, ребенок ест много фруктов, а в них 98 % воды.

Если же вы беспокоитесь, то посмотрите на цвет мочи ребенка: она должна быть светлой. Если темноватая (не утром) — предлагайте воду чаще.

Можно ли давать ребенку продукты с глютеном?

Целиакией, то есть непереносимостью глютена, страдает в среднем от 0,5 до 1 % людей. В некоторых странах распространенность болезни выше, что обусловлено генетически. Таким людям действительно нужна безглютеновая диета, так как у них глютен повреждает клетки кишечника. Продукты без глютена предназначены именно для них, это не альтернатива цельным злакам. Для здоровых людей злаки — это нужная пищевая группа, благодаря которой человек получает достаточно клетчатки, некоторых витаминов и минералов, это часть сбалансированного рациона.

Когда ребенок может впервые попробовать фастфуд?

Как быть с другими продуктами глубокой переработки?

Еда глубокой переработки — это продукты и блюда, сделанные в основном из отдельных пищевых веществ (жиров, сахара, крахмала и белков) или полученные из других пищевых компонентов (гидрогенизированные жиры). В ходе производства такая еда проходит многоступенчатую обработку. Эти продукты также содержат много сахара, соли, насыщенных жиров и трансжиров. Абсолютно все рекомендации говорят о том, что по-максимуму еда, которую вы потребляете, должна быть не переработанной либо переработанной минимально. Например, кукуруза в початке — это не переработанная пища, кукуруза в банке переработана минимально, а кукурузные глазированные хлопья для завтрака — это еда глубокой переработки: в них практически ничего полезного не осталось от исходного продукта, но зато есть масса добавленного сахара.

Читайте также: