Что означает правовая формула решение жителями местных вопросов под свою ответственность

Обновлено: 02.07.2024

2. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Принципы организации и деятельности органов государственной власти.

3. Виды органов государственной власти. Федеральные органы государственной власти с особым статусом.

2. Самостоятельная работа по базовым терминам темы.

3. Выполнение теста по теме.

Тестпредназначен для оценки уровня понимания и применения базовых терминов и положений темы.

Занятие 17

Тема: Конституционно-правовое регулирование института президентства в Российской Федерации

Форма занятия: семинарское занятие - 1 час, практическое занятие – 1 час.

Цель занятия: закрепить знания о содержании института президентства в российском конституционном праве.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие института президентства. Место Президента РФ в системе органов государственной власти.

2. Порядок занятия должности Президента.

3. Компетенция Президента РФ. Правовые акты Президента РФ.

4. Институт импичмента в конституционном праве Российской Федерации.

5. Порядок прекращения полномочий Президента РФ.

6. Обеспечение деятельности Президента РФ.

2. Самостоятельная работа по базовым терминам темы.

3. Выполнение индивидуального задания.

2.Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на практическом занятии. В качестве индивидуального задания необходимо раскрыть полномочия Президента РФ в соответствии с основными направлениями его государственной деятельности.

Методические рекомендации: Выполняя задание, следует провести различия между понятиями "полномочия", "компетенция", "функции" Президента РФ. Затем необходимо назвать основные направления деятельности главы государства в Российской Федерации, опираясь на нормы Конституции РФ 1993 года. Сравнить их с положениями Конституции РФ 1978 года (с изменениями и дополнениями на конец 1992 года). После этого следует рассмотреть конституционные полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с другими органами государства (особенно с Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, судебными органами), а также субъектами РФ. В конце выполненного задания надо раскрыть специфику российской модели разделения властей по Конституции РФ 1993 года.

3. Дополнительные вопросы и задания:

3.1 Составить схему полномочий Президента РФ по основным направлениям деятельности.

3.3 Составить таблицу правовых актов Президента РФ нормативного и ненормативного характера с указанием конкретного полномочия, для реализации которого они принимаются.

Занятие 18

Тема: Конституционно-правовые основы парламентаризма в Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации

Форма занятия – семинарское занятие - 1 час, практическое занятие – 1 час.

Цель занятия: закрепить знания о конституционно-правовом регулировании законодательной (представительной) власти.

Вопросы для обсуждения

1. Становление и развитие парламентаризма в России.

2. Статус Федерального собрания. Основы его организации и состав.

3. Статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

4. Внутренняя организация палат Федерального Собрания.

5. Правовое регулирование роспуска Государственной Думы.




2. Самостоятельная работа по базовым терминам темы.

3. Выполнение индивидуального задания.

1. Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на практическом занятии. В качестве индивидуального задания необходимо провести сравнительный анализ правового статуса депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации и депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации.

2. Дополнительные вопросы и задания:

1. Провести сравнительный анализ проведенных выборов в Государственную Думу последних двух созывов и определить партийный состав депутатских объединений.

2. Составить сравнительную таблицу комитетов и комиссий палат Федерального Собрания.

Занятие 19

Тема: Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации

Форма занятия: семинарское занятие - 1 час, практическое занятие - 1 час.

Цель занятия: выработка целостного представления о конституционно-правовом регулировании исполнительной власти в Российской Федерации.

Вопросы для обсуждения

1. Положение Правительства РФ в системе органов исполнительной власти. Правовые основы организации деятельности Правительства РФ.

2. Порядок формирования и состав Правительства РФ.

3. Сложение полномочий и отставка Правительства РФ.

4. Компетенция Правительства РФ.

2. Самостоятельная работа по ключевым понятиям темы.

3. Выполнение индивидуальных заданий.

1. Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на практическом занятии. В качестве индивидуального задания необходимо определить структуру государственных должностей в Правительстве РФ с учетом соединения правовых положений и практики. Одновременно определить требования к кандидатам в члены Правительства РФ. Результаты задания оформить в виде таблицы или схемы.

2. Дополнительные вопросы и задания:

2.1 Определить систему и структуру федеральных органов исполнительной власти и составить сравнительную таблицу.

2.2 Составить схему основных полномочий Правительства РФ по важнейшим направлениям деятельности.

2.4 Подготовить краткий анализ законопроектной деятельности Правительства РФ.

Занятие 20

Тема: Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в Российской Федерации

Форма занятия – семинарское занятие - 1 час, практическое занятие – 1 час.

Цель занятия: выработка целостного представления о конституционно-правовом регулировании судебной власти и прокурорского надзора в Российской Федерации.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие судебной власти и правосудия. Конституционные принципы правосудия.

2. Судебная система Российской Федерации.

3. Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля.

4. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

5. Верховный Суд РФ и система судов общей юрисдикции. Мировые судьи.

6. Высший Арбитражный Суд РФ и система арбитражных судов.

7. Конституционные основы прокурорского надзора.

2. Самостоятельная работа по ключевым понятиям темы.

3. Подготовка и представление эссе по теме.

2. Дополнительные вопросы и задания:

2.1 Составить таблицу решений, принятых Конституционным Судом в 2012 году на жалобам граждан на нарушение их конституционных прав свобод, классифицируя их по видам конституционных прав и свобод, с указанием результата по делу в виде пометки (удовлетворена жалоба / не удовлетворена жалоба / отказано в принятии к рассмотрении жалобы).

2.2 Отдельные члены Правительства РФ заявили о своем решении обратиться в Конституционный Суд РФ с просьбой об изменении п. 2 ст. 117 Конституции РФ, позволяющего Президенту России отправлять Правительство РФ в отставку без предъявления оснований и без согласования с Федеральным Собранием РФ. Обосновано ли обращение? Каков механизм внесения изменений в Конституцию РФ?

2.3 Раскройте содержание п. 2 ст. 118 Конституции РФ, гласящего, что "судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства".

Занятие 21

Тема:Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Форма занятия – семинарское занятие - 1 час.

Цель занятия: выработка целостного представления о системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы для обсуждения

1. Конституционно-правовое регулирование организации государственной власти в субъектах Российской Федерации: соотношение полномочий федерации и ее субъектов.

2. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

3.1 Глава субъекта Федерации.

3.2 Высший исполнительный орган субъекта Федерации.

2. Самостоятельная работа по ключевым понятиям темы.

3. Выполнение индивидуального задания.

4. Работа с нормативными правовыми актами субъекта Федерации (практическое занятие).

1. Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на практическом занятии. В качестве индивидуального задания необходимо охарактеризовать законодательный процесс в субъекте Федерации (на примере Хабаровского края или иного субъекта Федерации). Результаты задания рекомендуется оформить в виде схемы.

2. Работа с нормативными правовыми актами субъекта Федерации - практическое занятие проводится с применением компьютерных технологий и справочных правовых систем:

3. Дополнительные вопросы и задания:

3.1 Провести сравнительный анализ системы органов государственной власти в субъектах федерации, расположенных на территории ДВФО (на примере 2-3 субъектов РФ).

3.3 Установить перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, представить в виде схемы; установить кем утверждается данный перечень; установить перечень государственных должностей на примере 1-2 субъектов ДВФОи сопоставить его с перечнем типовых государственных должностей субъектов Федерации.

3.5 Провести различия между правовым статусом депутатов Государственной Думы и депутатов Законодательной Думы Хабаровского края.

Занятие 22

Тема:Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации

Форма занятия – семинарское занятие - 1 час.

Цель занятия: закрепить знания о конституционно-правовом регулировании местного самоуправления.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, основные признаки и принципы местного самоуправления.

2. Система и правовая основа местного самоуправления.

3. Компетенция муниципальных образований. Экономическая основа местного самоуправления.

4. Конституционные гарантии местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

2. Самостоятельная работа по ключевым понятиям темы.

3. Подготовка и представление эссе по теме.

4. Работа с нормативными правовыми актами (практическое занятие).

5. Контрольная работа по основным правовым понятиям конституционного права (тематика модулей IV-V).

2. Работа с нормативными правовыми актами, закрепляющими основы местного самоуправления в Российской Федерации - практическое занятие проводится с применением компьютерных технологий и справочных правовых систем:

Задание 1) заключается в проведении сравнительно-правового анализа основных положений регулирования местного самоуправления.

Методические рекомендации: За основу для проведения анализа необходимо взять следующие источники: Конституцию РФ, международный правовой акт (Европейская хартия местного самоуправления), федеральные законы (Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации), законодательство субъекта Федерации о местном самоуправлении, в т.ч. Конституцию (Устав). На основании указанных источников необходимо сопоставить и определить общее и особенное в категориях относительно местного самоуправления, динамику их детализации в анализируемых актах с учетом их юридической силы. В качестве категорий выступают следующие: понятие местного самоуправления, правовые основы местного самоуправления, полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления, сфера компетенции местного самоуправления, территориальная организация местного самоуправления, виды муниципальных образований, организационные модели местного самоуправления, обеспечение местного самоуправления (экономическая основа местного самоуправления, нормотворчество), межмуниципальное сотрудничество, гарантии местного самоуправления, контроль за деятельностью органов местного самоуправления, их ответственность.

3. Дополнительные вопросы и задания:

3.3 Какие модели организации местного самоуправления предусматривает действующее законодательство Российской Федерации?

3.4 Раскрыть порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; привести конкретные примеры нормативных правовых актов по данному вопросу (на примере Хабаровского края или иного субъекта Федерации), проанализировать сущность передаваемого полномочия, сделать вывод о целесообразности наделения органов местного самоуправления данным полномочием.

3.5 Отобразить в виде схемы законодательно закрепленные формы непосредственной демократии и сопоставить с закреплением аналогичных форм в уставах 1-3 муниципальных образований.

Занятие 23

Тема: Конституционно-правовые основы общественного строя в зарубежных странах.

Форма занятия – семинарское занятие - 1час, практическое занятие – 1 час.

Цель занятия: выработка целостного представления о конституционно-правовом регулировании основ общественного строя.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, структура и правовое регулирование общественного строя. Политическая система общества.

2. Конституционные принципы экономической структуры общества в условиях различного общественного строя государства.

3. Конституционные положения о социальной структуре общества в различных странах.

4. Конституционное закрепление духовно-культурных отношений.

2. Самостоятельная работа по ключевым понятиям темы

3. Выполнение индивидуальных заданий.

Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических занятий: При подготовке к семинару необходимо понимать, что назначение данной темы состоит в правовом анализе конституционного регулирования основ общественного устройства страны (основ конституционного строя). Необходимо выделить и детализировать содержание основ конституционного строя, определить место норм, закрепляющих основы общественного строя в структуре конституций зарубежных стран.

1. Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на семинарском занятии. В качестве индивидуального задания необходимо определить место норм, закрепляющих основы общественного (конституционного) строя в структуре конституций 1-2 зарубежных государств Результаты задания рекомендуется оформить в виде следующей таблицы:

Группа общественных отношений № статей конституции
Экономические
Политические
Социальные
Культурные

2. Дополнительные вопросы и задания:

2.1 Определите функции и задачи гражданского общества и правового государства.

2.2 Обратившись к текстам конституций Италии, Китая и России, покажите особенности регулирования отношений между трудом и капиталом.

2.3 Найдите в конституциях положения, закрепляющие формы собственности, раскройте их содержание.

2.4 Найдите в конституциях положения, закрепляющие правовой статус церкви в: светском государстве, атеистическом государстве, клерикальном государстве, теократическом государстве.

Читайте также: