Обязан ли православный ходить в церковь

Обновлено: 25.06.2024

В наше сложное время люди все больше тянутся к Богу. С каждым днем в храмах и церквях все больше людей, все меньше свободного места. И многие из вновь приходящих в церковь людей задаются такими вопросами, которые воцерковленным людям кажутся нелепыми и даже смешными. Тем не менее, ответы на них дать порой довольно сложно, несмотря на всю очевидность ситуации.

Самые острые вопросы

Часто новоначальные православные христиане спрашивают – достаточно ли только посещения воскресной службы или нужно приходить в храм чаще? Или другая постановка этого вопроса — церковь посещают тогда, когда возникает душевная необходимость, а без этого визит в храм будет пустой формальностью, никому не нужной?

Но ответ на такие вопросы будет настолько жестким, что дает основания задуматься не только неопытным людям, но и тем, кто уже обладает определенным багажом церковной жизни.

Что происходит с человеком во время посещения храма?

Подумать стоит о том, что наша Церковь, по своему содержанию это Богочеловеческий организм, живущий постоянной глубоко духовной жизнью. Приходя к православию, все люди становятся клетками этого организма, его составными частями. И жить духовной жизнью вне этой системы уже невозможно, как одной клетке человеческого организма не выжить, отделившись от тела.

Смысл всего существования Церкви настолько велик и глобален, что дух захватывает после понимания его миссии – освобождение всего человечества от порабощения дьяволом и возвращение к жизни по Божьим Заповедям.

Если человек окрещен, то он постоянно пребывает с Богом, отрекшись от дьявола во время Святого Крещения. И не нужно ожидать какого-то особого случая, вдохновения или духовного зуда, чтобы пойти в храм. Стремиться прийти туда нужно каждую минуту, отвлекаясь от общения с Господом лишь на земные дела – учебу, работу, семью и зарабатывание на хлеб насущный. То есть ответ находится в противоположной плоскости к вопросу – не на храм христиане должны отвлекаться от земных дел. А совсем наоборот – на земные дела отвлекаться от Бога по необходимости, но в душе всегда, во всех делах обращаться к Нему за помощью и поддержкой.

Ведь никому не платят зарплату просто так, только за то, что человек числится в организации сотрудником. Нет, он выполняет свои обязанности. Точно так же и духовные дары не даются без труда, просто за принадлежность к Святой Церкви. Их нужно заработать, заслужить своей душе богатство: добрые дела, жизнь по Божьим Заповедям, молитва, пост. Эти вещи необходимы, ведь именно их делал Иисус Христос, основатель нашей Церкви, во время своей жизни на Земле. А мы должны по мере своих сил подражать ему, как величайшему и единственному образцу.

И этот путь спасения нашей бессмертной души, не должен быть прерывистым, а только — путем непрерывного восхождения по лестнице совершенства и веры.

Молитва в храме

И не стоит забывать, что молитвы там приносятся не только за себя и своих близких, но и за Отечество, за всех православных и усопших, за благополучие нашей Родины, за единство и процветание Церкви Иисусовой. Священники, которые рукоположены по всем существующим канонам, обладают способностью, возложенной на них Святым Духом, посылать более сильные молитвы. И соединяясь с их словами, направленными к Господу, слова прихожан обретают особую силу.

Исповедь и причастие – только в храме

Бог всегда с нами, он живет в верующих людях и дома, и на работе, и в церкви. Но входит он в тела людей через Святое Причастие, которое дается только в храмах после литургии. Исцеление телесных недугов и душевных болезней приходит через это священнодействие. Но его можно получить только после исповеди, покаяния, которое примет только священник. Где же покаяться, как не в храме? И это одна из главных причин прийти туда как можно чаще и очистить душу, избавиться от скопившейся в ней грязи.

Почему не хочется идти в храм?

Есть и такие люди, которых в церковь как будто что-то или кто-то не пускает, а во время службы им душно, плохо, некомфортно. Разумеется, это не говорит о духовном здоровье. В литературе описана масса подобных случаев, которые говорят о том, что дьявол, который поселился в грешной душе, не желает покидать место, где его каждый день подкармливают страстями, греховными привычками, потакают его похотям и отвратительным делам. Он всеми силами борется за такую кормушку, не давая и в церкви душе своего хозяина очиститься и обратиться к Господу.

Заключение

Посещать храм нужно обязательно в воскресенье, в субботу вечером. Также нужно приходить на службы по праздникам, когда особая благодать снисходит на молящихся. Во время поста заходить туда можно каждый день, хотя бы кратко принести свои молитвы и соединить их с теми, что читаются в Церкви.

Каждый сам в ответе за свою душу, поэтому обращать внимание на мнение тех, кто еще не начал путь к спасению, не стоит. Им еще предстоит пройти тот путь, на котором воцерковленные люди прошли уже изрядное расстояние. Рано или поздно, и они поймут, где правда. Лишь бы не было поздно…

Вопрос интересный и важный. Начнем мы с того, что разберемся, что такое церковь и кто ее установил?

В Библии слово Церковь не обозначает здание, как сегодня считают некоторые верующие. В Библии слово церковь представлено греческим словом экклесия. Оно обозначает народный сход, сбор, собрание вызванных, приглашенных людей. Другими словами это люди, которые из общего населения выделились и объединились для какой-то общей цели. Понятие церковь близко по смыслу с еврейским понятием синагога. На иврите синагога обозначает место собрания. А церковь на греческом, на котором писался Новый завет, обозначает собрание людей. То есть смысл близкий. Стоит отметить, что древний перевод Ветхого Завета Библии с иврита на греческий, называемый Септуаги́нта, тоже использует слово церковь - эклессия. Церковью в Библии в переводе Септуагинте называется собрание израильтян – народа Божьего.

В Новом Завете Библии четко написано, что Иисус установил Свою церковь – то есть Свое собрание, общество людей, которые поверив в Него, как в Сына Божьего - Господа и Спасителя выйдут из мира и других религий и войдут в Его собрание. Иисус заявил:

Так и произошло – Иисус создал Свое общество, собрание. Последователи Иисуса, которых сначала насчитывалось всего несколько десятков человек, создали церковь – собрание верующих в Иисуса Христа. Ни сатана ни власть имущие люди не смогли уничтожить христианскую церковь. Сейчас христианство самая многочисленная религия в мире.

Как Вы думаете, зачем Иисус организовал церковь? Он мог этого не делать – пусть все верующие в Него жили бы отдельно не объединяясь ни в какие общества и организации. Но нет, Иисус Христос церковь создал и сказал, что врата ада не одолеют ее. То есть Его церковь не разрушит сатана как бы он не старался. Конечно, Иисус создал церковь не случайно, а преследовал важнейшую цель. И эту цель хорошо объяснили Его апостолы.

Апостол Павел сравнивал церковь с телом, где Иисус – это голова, а все христиане – это члены тела, где каждый выполняет свою роль для полноценного функционирования тела - организма.

Павел объяснял, что точно также, как и у человеческого тела, у каждого члена Христова тела, то есть Христовой церкви, есть свои цели и задачи. И даже самые незначительные вроде бы люди, как и неблаговидные члены тела, играют в жизни тела свою важную и нужную роль.

Поэтому и встает разумный вопрос: если Сам Иисус установил церковь, то почему же сегодня верующие в Христа люди – христиане зачастую не ходят в церковь?

На это есть много причин. И вопрос этот очень широкий. Раньше, до возникновения теории Дарвина, когда мир был религиозен, верующие люди не представляли жизни без посещения церкви. Общество даже осуждало тех, кто не ходит в церковь. Теперь же когда в мире господствует материалистическое атеистическое представление о создании мира, то есть Дарвиновское мышление, посещение церкви стало сугубо добровольным. Теперь в церковь в основном ходят только горячо верующие люди и те, кто сильно хочет что-то получить от Бога.

Остальные верующие зачатую не ходят в церковь. И причины здесь разные. Кто-то разочарован тем, что он видит в церкви, которая неподалеку, то, что ему там не нравится. А в другие церкви он идти боится, так как в нашем обществе сегодня распространен стереотип, что вокруг много сект. Люди бояться искать другую церковь. Опасные секты на самом деле имеются, но их мало. А остальные церкви – это не секты - в основном это всемирные христианские церкви с десятками миллионов членов. Сегодня не трудно в Интернете прочитать о таких распространенных христианских церквях как христиане адвентисты, баптисты, пятидесятники, лютеране, методисты и т.д. Эти христианские церкви есть практически во всех странах и практически в каждом населенном пункте мира, где не запрещено христианство… И конечно это настоящие церкви, и они ничего общего не имеют с сектами. Подробнее об этому можно прочитать в материале, специально посвященном религиозным сектам, тоталитарным сектам, и где разобрано все ли они так опасны

Не нужно бояться искать другую церковь, а нужно искать истину. Апостол Павел на страницах Библии учит:

Придуманный ими бог все им прощает. Конечно, это удобно.

И наоборот неудобно, когда тебе показывают, что ты не прав, что так не правильно, что нужно жить по-другому. Эти верующие понимают, что в церкви их ждут какие–либо обязательства, поэтому даже и не пытаются ходить в церковь. Ведь если человек приходит в какую-либо церковь, то сталкиваются с определенными правилами. В основном в христианских церквях, как например в нашей, – это правила основаны на учении Библии. А в некоторых христианских церквях к ним еще добавляются и другие правила.

Естественно, зачастую люди не хотят менять свою жизнь. И даже если она им не совсем нравится, то она все равно для них привычна. Поэтому им комфортнее жить в гармонии с придуманным ими богом. Я надеюсь, Вы понимаете, что если человек укрылся от того, чтобы не знать Божьи критерии нравственности и правила жизни, изложенные в Библии, то это не значит, что они исчезнут. Здесь подходит иллюстрация со страусом. Когда он видит опасность, то прячет голову в песок. Но ведь хоть страус теперь не видит опасность, то от этого сама опасность-то не пропала.

Так и истинный Бог не изменился, оттого, если кто-то Его по другому себе представляет. И Божьи критерии нравственности и правила жизни по отношению к человеку тоже не изменились, если даже человек закрывает на них глаза. Бог согласно Библии всегда одинаков, и Его нравственный закон не изменен, и Его воля по отношения к человеку тоже одна.

Есть также люди, которые ходили в церковь, но перестали ее посещать по каким либо причинам. Часто это связано с тем, о чем мы говорили ранее. Человек начал изучать Библию и увидел, что в его церкви поступают, как ему кажется, не так как написано в Священном Писании. Тогда кто-то совсем бросает ходить в церковь, а кто-то ищет другую церковь.

Также бывают случаи, когда человек перестает ходить в церковь из-за того, что он обиделся на служителя или на братьев и сестер в общине.

Это не правильно. Нужно разделять церковь и Бога. Да, Бог установил церковь, но дальше люди идут своим путем. Поэтому мы и видим много церквей. Мы все грешные люди… Поэтому ошибки допускают как члены церкви, так и их служители. Бог дал свободу людям, это мы видим сразу в Эдеме. Бог не хотел, чтоб мы были рабами, или роботами… Но от того, что кто-то в церкви ведет себя не так, как мы хотим, это не значит, что мы должны перестать ходить в церковь. Ведь в церковь мы ходим, не для людей, ни для галочки, а чтобы ВОЗРАСТАТЬ в Боге.

Вот так мы подошли к важному вопросу. Зачем ходить в церковь?

Посещение церкви нужно в первую очередь самому человеку. Поэтому сразу хочется отметить, что формально ходить в церковь нет смысла. Если приходить в церковь, чтоб там просто постоять или посидеть, ничего не слушая, не вникая в учение Библии, в закон Божий, то это формальная вера. Тогда хоть посещай хоть не посещай церковь – разницы особой не будет. Такая формальная вера близка к суеверию. Мол, я посещаю церковь, ведь, говорят, что помогает, авось и мне поможет, или на всякий случай. В этом случае человек и не хочет меняться, осознавать свою греховность и раскаиваться в содеянных дурных делах… При формальном подходе душа человека фактически не подключается. Он желает получить награду за то, что просто выполнил какие-то действия - обряды. Вот я пришел к тебе в церковь – давай Бог награду! Но Богу нужно наше сердце, а не формальные посещения богослужений. Псалмопевец Давид со страниц Библии говорит:

Поэтому, говоря о посещении церкви, нужно сразу понять, что речь идет о полноценном участии в собрании. Вспомним что такое церковь – это собрание верующих. В библии перечислено то, что проводилось на первых христианских собраниях, то есть в христианских церквях в апостольское время:

1. Это изучение Слова Божьего – Священного Писания. Апостол Павел писал:

Такое изучение Библии может быть в виде библейских уроков, а также в форме проповеди.

2. Прославление Бога пением псалмов, гимнов, декламированием стихов.

3. Общение с братьями и сестрами, а также помощь им при необходимости. Также и Вы получаете помощь моральную и даже материальную от братьев и сестер в церкви.

4. И четвертое – причастие символов плоти и крови, умершего за нас Иисуса Христа.

Господь хотел, чтобы верующие ВСПОМИНАЛИ ту жертву, которую за нас принес Иисус Христос. И поэтому пригубляя виноградный напиток – символ крови Иисуса, мы как бы соприкасаемся с этой жертвой, мысленно переносимся в то время, когда за нас на кресте страдал Спаситель. И преломляя и вкушая хлеб, мы как бы приобщаемся к телу Иисуса, переживая, как страдало Его тело, когда над Ним целый день издевались конвоиры – так что Иисус Сам уже не мог идти на казнь, а все время падал под ношей креста. Как Христос провисел 6 часов прибитый гвоздями ко кресту!

Вспоминая страдания за нас Иисуса, мы лучше понимаем любовь Божью. И эти обряды нам помогают не забыть этой любви. Не секрет, что наша жизнь, которая наполнена разными мирскими переживания, связанными с семьей, работой, учебой, жильем и т.д., захватывает весь наш разум и мы порой забываем Бога. То, как Он любит нас, заботится о нас. И подтверждение этому – смерть Иисуса Христа на кресте. Небожитель – Сын Божий сошел с небес на землю, стал смертным человеком, чтобы принять за наши грехи мученическую смерть… Об этом регулярно напоминается в церкви.

5. И пятое – это групповая молитва. Иисус прямо говорил, что групповая молитва обладает особой силой.

Конечно это не значит, что молитва наедине с Богом не нужна. Иисус учил, что молиться, нужно закрывшись в комнате наедине с Богом. Но Бог показал также и ценность собрания – то есть ценность церкви. Если люди будут собираться и просить о чем-то одном общем, для всех важном, то такая общая молитва собрания будет иметь особое благословение.

Я по себе знаю, как важно общаться в церкви с близкими по духу людьми. Мне было бы сложно жить без такого общения. Когда человек регулярно ходит в церковь, то он встречается там с другими такими же верующими как он. Только в церкви можно поделиться опытом помощи и вразумлений, наказаний Божьих. Только в церкви можно сообща помолится о какой-то общей проблеме. Только в церкви сообща можно эффективно нести Евангелие миру, чтоб спаслись другие люди. Только регулярное еженедельное посещение церкви, где изучают Библию, будет поддерживать в человеке знание Слова Божьего. Если же человек перестает ходить в церковь, то он незаметно для себя постепенно охладевает к Богу и Его Слову. У такого верующего постепенно меняется морально-нравственные принципы. То, что раньше он считал грехом, со временем для него становится уже нормой. Так потихоньку из недели в неделю из месяца в месяц из года в год верующий удаляется от Бога и начинает делать те ошибки, которых бы он не сделал ранее или впадает в какой-то грех. То есть непосещение церкви в первую очередь скажется на качестве жизни самого этого человека и его близких.

Я не зря отметил, что только в церкви сообща можно эффективно нести Евангелие миру, хотя некоторые верующие заявляют, что не умеют красиво говорить, и соответственно, они считают, что мало чем могут помочь церкви.

Это в корне не верно! Каждый человек может послужить Богу. И у истинного верующего должно быть такое желание. Посмотрите, как писал псалмопевец:

Каждый христианин может поучаствовать в общей главной миссии церкви. А какая главная миссия христиан? Рассказывать о Христе, приводить людей к Богу, тем спасать других людей. В этом служении каждый человек может сыграть свою роль. Вспомним, что церковь – это тело Христа. У каждого члена тела свои задачи и функции. Путь кто-то не умеет красиво говорить, зато он умеет хорошо готовить и может служить в церковной столовой или на миссионерской кухне, своей работой рассказывая людям как добр Господь. А если он кажется, ничего не умеет, то может послужить помогая в приборке церкви, чтобы люди видели чистоту и опрятность в молитвенном доме, понимая что Бог - это Бог порядка и у Него такие же дети. Согласитесь, прихожан бы стало меньше, если бы в церкви на территории нас встречала куча мусора или в здании был невымытый грязный пол. Неверующие первый раз пришедшие в такую церковь подумали бы: что это за Бог такой, что у Него такие неряшливые последователи… И больше бы не пришли в церковь. Как видите всякое служение важно в деятельности церкви. Каждый член тела Христа важен на своем месте. И каждый может найти это место, где принесет пользу Христу и Его церкви.

Кроме того, необязательно красиво говорить. Иногда мы в церкви слышим какие чудеса Бог сделал в жизни верующих. И в нашей жизни Бог тоже творит чудеса и мы делимся ими в церкви. А затем своим неверующим родным или знакомым мы можем рассказать о своем чуде или о чуде, услышанном в церкви. И это будет рассказом о любви Бога. Кто-то из неверующих или слабо верующих может заинтересоваться и тоже начать искать Господа. Так что, уметь говорить красивые проповеди не нужно для несения вести о нашем любящем Боге.

Итак, действительно ходить в церковь важно как для самого человека, так и для других людей, и конечно, посещать богослужения нужно регулярно.


Знаешь ли ты, дорогой друг, что каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в жизни решение? Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной жизни твоей души. А она всем нам предстоит. И может начаться очень скоро — может быть, даже сегодня.
Ты — крещеный человек. Слава Богу. Но если человек крещеный, это не значит, что место в раю ему обеспечено. Такой взгляд — не православный, еретический. Ведь важно еще, как человек живет.
Почему же ты не ходишь? Какие мысли тебя отводят от храма? А ведь отводят именно мысли. Кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Как узнать, какая мысль от Бога, какая от дьявола?
Смотри, к каким действиям эта мысль тебя ведет, куда направляет: к церкви — или от церкви? К молитве, к посту, к покаянию, к исповеди, к причащению, к венчанию (если вы в браке), к терпению, к прощению, к добрым делам — или от всего этого, под любым предлогом. Даже самым благовидным.
Смотри, какие чувства, какое состояние души в тебе рождают мысли. Если мир, любовь, смирение, тишину, покой — скорее всего, это мысли от Бога. Если злобу, гордость, страх, уныние, отчаяние — от лукавого.
Любые мысли против веры Православной, против Бога, против Церкви Христовой, против молитвы и поста — от дьявола.
Существует набор распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу.

Так иногда говорят и люди, которые заходят в храм освятить куличи, запастись крещенской водой, постоять на крестинах, проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И — довольно. Они считают, что в церковь ходят.
Но сама Церковь так не считает. Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу (см.: Исх. 20, 8—11).
День седьмой — это воскресенье. Воскресение Христово — это основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение.
Знаешь ли ты, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает.
Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в миру с его целями и ценностями, чуждыми делу нашего спасения.
Все живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святого Духа, которая нам подается прежде всего в православном храме. Тогда мы живем духовно, растем.
На работу мы идем, не задумываясь: идти — не идти? Как рабочий день — так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это все — в основном для тела. Но человек — это прежде всего его душа. Если бы школьники между почти постоянными каникулами иногда заходили в школу, чему бы они научились?
Церковь — это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк.

Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело и мы увидим совершенно точно, что все, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мир, мир Ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще все изменить и спасти свою душу. В будущей будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно.
Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа — и получил от Него прощение и вечное спасение.
Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться к Господу.

Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела… У христианина, который надеется на Бога, дел — невпроворот. И прежде всего — с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями — болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием… Только поворачивайся! И, конечно, занимайся своими обычными делами — перекрестившись, помолившись.
Если Господь благословит твои труды, все будет спориться, все успеешь, и все пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно. А если год? А если жизнь?
Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия — не задумываться. Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его.

О чем мы говорим с Богом?

Сны об умерших


Оглавление

  • Предисловие
  • О Боге, Богородице, Ангелах и святых
  • О церковном обиходе и поведении в церкви
  • О священных предметах и священнодействиях

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что посоветуете, батюшка? Ответы на затруднения повседневного христианского быта и церковного благочестия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

О церковном обиходе и поведении в церкви

Почему же не должно есть перед богослужением?

Если незнакомый человек в храме предлагает просфору, надо ли брать или лучше отказаться?

Можно ласково и учтиво отказаться от просфоры или кутьи, так как некоторые подают за самоубийц, умерших в неверии или от пьянства (опившихся), за которых и молиться-то грешно.

Можно ли после ночного осквернения (во сне) ходить с утра в храм, прикладываться к иконам, принимать св. воду, просфоры?

Надобно вычитать молитвы от осквернения, а иначе грешно ходить в храм, прикладываться к иконам, принимать крещенскую воду и просфору. Приступая же к Святым Тайнам, покаяться в этом духовнику на исповеди. Здесь различают: от чего произошло осквернение? По твоей ли вине (объелся, долго спал и на мягком, в тепле, осуждал кого и т. п.) или по вине диавола, который навел на тебя сон, чтобы не допустить тебя к причащению или вообще осквернить. Вообще же это дело духовника, как лучше поступить с осквернившимся.

Надо ли одеваться, когда идешь в храм, в лучшую одежду или ходить неряшливо одетым?

Из жизни подвижников мы узнаем, что они одевали приличную, но не роскошную одежду при посещениях храма.

Можно ли во время службы входить в храм через боковой вход, если это удобно, или только через центральный (основной)?

Можно, смотря по обстоятельствам.

Разрешается ли прикладываться к росписям храма, снаружи или внутри, и когда это лучше делать?

Для целования много икон имеется, а росписям (фрескам) поклониться и помолиться на них хорошо.

Накануне причастного дня некоторые говорят, что после восьми часов вечера кушать не надо. Существует ли какое-то на этот счет правило?

Те, которые воздерживаются от еды перед причастием с вечера — хорошо делают. Но по правилам с 12 часов ночи уже нельзя ничего ни кушать, ни пить.

Могут ли некрещеные находиться в храме во время Литургии или за Всенощной?

Как лучше поступить, если из-за тесноты в храме приходится во время службы стоять спиной к ближайшей иконе?

По нужде не грешно во время службы стоять спиной к иконе.

Обязательно ли после причастия употреблять запивку?

После причастия обязательно надо употреблять запивку.

Надо ли сделать замечание, если в храме кто-то болтовней мешает слушать службу или поет громко и очень неправильно?

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что можно это сделать даже маленькому мальчику.

Эти бабульки часто очень мало понимают в делах церковных; посему надо спрашивать у священника и самому учиться: читать Священное Писание, книги св. отцов.

Можно ли правило ко Причастию дочитывать во время Литургии или лучше оставить, что не успел дочитать, и слушать службу, а дочитать после Причастия?

Читать правило в церкви — злая привычка. Дочитывать правило после причащения допускается только при нужде, а так — нужно начинать его читать с утра перед причастным днем.

В какие моменты за Литургией лучше всего читать помянник?

Во время совершения проскомидии.

Является ли грехом, когда женщина приходит в храм без платка, в брюках, с накрашенными губами? Некоторые священники женщин в брюках не допускают до причастия. Правильно ли это?

Все верующие знают о том, что грешно приходить в храм в брюках, с накрашенными губами и без платка. А что батюшки вразумляют в этом — это их обязанность, хотя это должно делать кротко и ласково.

Можно ли во время Литургии стоять в притворе храма или лучше собственно в храме? Имеет ли значение место, где стоишь?

Отчасти значение имеет, где стоять. Так, например, стоять в конце храма — там отвлекают приходящие и уходящие, разговоры у свечного ящика, там рассеивается молитва, а впереди этого нет. Однако важно, с каким чувством ты стоишь: с чувством ли своего недостоинства и греховности или с чувством фарисейским и с любопытством.

Как поступить, если после окончания Литургии священник не дает крест для целования, потому что служит молебен или еще по какой причине, а мне нужно срочно уйти по уважительной причине?

Должно поцеловать Распятие в храме и идти, благодаря Бога и сокрушаясь, что раньше ушел.

Можно ли входить в храм с магнитофоном или с продуктами из магазина (мясом, яйцами и пр.)?

Это надо избегать делать. В Евангелии читаем, что Иисус Христос не позволял, чтобы кто-то пронес сосуд через храм. А мясо вообще в церковь запрещено приносить [5] .

Если детскую коляску оставлять на улице опасно, можно ли взять ее в храм?

Можно, по нужде, с разрешения церковных работников.

Можно ли прикладываться к иконам и ставить свечи во время службы, если не успел сделать это своевременно, до службы?

Во время службы это не нужно делать, потому что так вы отвлекаете верующих от молитвы, а надо или вначале, до службы, или по окончании ее.

Разрешается ли в постные дни приносить на канун скоромные продукты?

Можно ли прихожанам во время богослужения или после него пользоваться проходом между аналоем, на котором лежит праздничная икона, и Царскими Вратами?

Только не вставая на амвон (с которого диакон говорит ектении, а священник — проповеди), так как соборным правилом запрещается вставать на амвон мирянам. [6]

Обязательно ли, чтобы поминальная свечка сгорела во время службы, на которой было поминовение, или ее могут поставить потом?

Это не имеет большого значения, надо больше смотреть за собою и сокрушаться о своих грехах.

Земные поклоны отменяются в субботы, воскресные и праздничные дни [7] , а в Воздвижение и в воскресенье Крестопоклонное совершаются только, когда поются песнопения на поклонение Кресту. В воскресные и праздничные дни разрешаются земные припадания только великим святыням: Св. Дарам, мощам, чудотворной иконе.

Если кто-то хулиганит в храме и мешает службе, можно ли вывести его силой?

Не только можно, но и должно.

Можно ли в церкви заходить на амвон и солею прихожанам?

Без нужды не должно заходить туда. Надо помнить евангельских смиренного мытаря и гордого фарисея.

Если ребенок (младенец) ведет себя неспокойно в храме и это мешает службе или молящимся, надо ли уходить из храма?

Выйти на это время, когда кричит, мешает, можно и должно, а потом опять встать невдалеке от дверей, чтобы на подобный случай выйти.

Если младенец не принимает Св. Даров и стискивает рот, надо ли причастить насильно?

Маленькому можно маленькую каплю дать Св. Причастия, а большого не насиловать.

Какие моменты во время Литургии самые важные?

Правильно ли говорят, что в храме держать руки за спиной нехорошо?

Об этом говорит святитель Феофан Затворник, что должно стоять в струнку, лицом к алтарю или в землю или на икону смотреть. [8]

Прилично ли женщинам во время Богослужения, находясь в передней части храма, делать земные поклоны или стоять на коленях так, что задняя часть туловища находится выше головы?

Вообще советуется не выделяться среди молящихся, а то это будет показность.

Если открыты Царские врата, а священник находится в задней части храма (например, на литии), надо ли поворачиваться лицом к нему или стоять лицом к алтарю?

Вообще стоять задом к алтарю без нужды грешно. Об этом говорил в свое время святитель Григорий Богослов. [9]

Замечал, что некоторые приходят в храм в платках, на которых изображены игральные карты или сигаретная реклама или еще что подобное. Не грех ли это? Также вижу очень часто в храмах людей с полиэтиленовыми пакетами, на которых богомерзкие изображения. Надо ли обращать на это внимание или это неважно?

В нашем храме каждую субботу во время Литургии ходят с чашками и подносами мимо каждого молящегося, собирая деньги на строительство храма. Позволительно ли это? Что сказать о настоятеле?

Такова традиция многих храмов, и вас это не должно беспокоить, так как за это отвечает настоятель храма. Подобные вопросы нужно задавать ему, не стесняясь.

Что надо делать и чего не делать в воскресенье?

Святой Косма учил христиан: по воскресным дням не торговать, не ходить на базар, не заниматься работами, а также не ходить за ягодами, грибами, охотиться, заниматься рыбной ловлей, но ходить в церковь и слушать там святую службу и Божие слово. [10]

Это решает настоятель, который за это и отвечает. Традиционно всегда было так.

Как православному правильно передать свечу к иконам, если он опоздал на службу и в храме много людей? И как правильно принять такую свечу от другого, или передавать уже нельзя?

Подавать свечи нужно до начала службы, стараясь при этом не произносить лишних слов и не суетиться. Воздержаться от передачи свечей нужно во время евхаристического канона, чтения Евангелия.

Обязательно ли ходить в церковь по воскресеньям? В заповеди не сказано, что надо обязательно ходить в церковь. Понимаете, у меня муж хоть и крещеный, но против того, чтобы я ходила каждое воскресенье. Время от времени он позволяет. Я хотела узнать, должна ли я, несмотря ни на что, все равно ходить в церковь или нет? Мне самой очень хочется бывать в храме почаще.

Прихожу в церковь, стою; до службы и во время службы вижу красивое, золотое свечение икон, врат и т. д. Что это?

Что способствует вниманию при богослужении?

Можно ли в храме, на клиросе находясь, делать вслух замечания, если кому-то случается ошибиться в чтении или пении?

Делать вслух замечание, останавливать начатое, а особенно смеяться отнюдь не следует, дабы не навести и на других смущения. Что из того, если случилось, например, сказать не тот прокимен или прочитать не столько стихов в каноне, сколько положено. Об этом, конечно, легонько напомнить следует, а разъяснить после окончания службы хорошо; не в этом преступление, что не то по ошибке прочитано, а в том, что хотя и прочитано положенное, да без внимания и расположения.

Можно ли в храме разговаривать?

В храме меня часто одолевают хульные помыслы. Что делать?

Кто начинает жить по заповедям Божиим, тому враг делает препятствие, например, хульные помыслы в храме. Вы не отчаивайтесь в то время, но прибегайте к крестному знамению и Самому Господу и Ангелу хранителю — и получите за сие награду как борющийся и побеждающий. Если же враг сразу не выйдет из сердца вашего, то не обращайте на него внимания, как на лай пса на улице, который не приносит нам вреда.

Можно ли в воскресенье отстоять только Литургию?

В воскресенье в храме нужно достаивать до окончания панихиду и молебен, если нет особенно уважительных причин спешить из храма, потому что Господь сказал: шесть дней делай и сотвори в них дела свои, а седьмой день отдай Господу Богу своему. Нам же не хочется и полчаса побыть, чтобы помолиться за своих родных и знакомых. Если бы у вас были собраны гости на обед и некоторые из них, нарушая беседу, не стали бы сидеть до конца обеда, то разве не обидело бы это хозяина? Так и мы прогневим Бога, если уйдем, не достояв службы Господней.

Читайте также: