Ходатайство о коллегиальном рассмотрении дела в связи с его особой сложностью на какой стадии

Обновлено: 28.06.2024

Может ли истец заявить ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей о взыскании долга по договору строительного подряда? АПК.

Ответы на вопрос:

Истец может заявить подобное ходатайство. Оно должно быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу, то есть при подготовке дела к судебному разбирательству.

Так статьей 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено:

"Арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

2. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний и может быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства, в том числе при каждом новом рассмотрении дела".

Пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ №70 от 10.11.2011 года "О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия" предусмотрено: "Процессуальное право стороны на заявление ходатайства о привлечении к рассмотрению дела арбитражных заседателей реализуется на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (часть 2 статьи 137 АПК РФ). Арбитражный суд отказывает в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела о участием арбитражных заседателей, заявленного стороной после объявления судом в предварительном судебном заседании об окончании подготовки дела к судебному разбирательству и о назначении дела к судебному разбирательству.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей может быть заявлено на стадии судебного разбирательства в случаях:

если после завершения подготовки дела к судебному разбирательству в дело вступает соистец, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, соответчик, второй ответчик, ответчик, привлеченный вследствие замены ненадлежащего ответчика, - соответствующим лицом;

если сторона не была извещена согласно части 1 статьи 121 Кодекса о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, вследствие чего не могла заявить такого ходатайства в установленный законом срок, - соответствующей стороной.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей может быть заявлено указанными лицами до первого судебного заседания с их участием".

Вместе с тем заявляя подобное ходатайство надо иметь ввиду, что суд может отклонить ходатайство. Определение суда обжалованию не подлежит.

Так "Согласно частям 1 и 2 статьи 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с АПК РФ и другими федеральными законами по ходатайству стороны ввиду особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний.

При применении указанных норм арбитражным судам следует исходить из того, что такое ходатайство рассматривается по правилам статьи 159 Кодекса и суд вправе отказать в его удовлетворении, если придет к выводу в том числе об отсутствии особой сложности дела, необходимости использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления, а также по причине отсутствия в числе лиц, утвержденных арбитражными заседателями соответствующего арбитражного суда, специалистов в той сфере, в которой при рассмотрении дела требуются специальные знания.

По результатам рассмотрения ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей арбитражный суд выносит определение, которое не подлежит обжалованию" (п.1 Постановления Пленума ВАС РФ №70 от 10.11.2011 года "О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия").

Право заявлять ходатайство о рассмотрении в коллегиальном составе есть только у обвиняемого. Сторона обвинения таким правом не наделена. Таким образом, возникает определенное неравенство прав участников в уголовном судопроизводстве. В связи с этим представляется оптимальным внести соответствующие изменения в пункт третий, части второй, ст.30 УПК РФ, предоставив потерпевшему право заявлять ходатайство о рассмотрении уголовного дела по тяжким или особо тяжким преступлениям в коллегиальном составе. Благодаря указанному дополнению, должны быть реализованы в полной мере принцип состязательности в уголовном судопроизводстве и право потерпевшего на судебную защиту.

порядок рассмотрения дел

Состав суда при рассмотрении уголовного дела - это судьи, присяжные заседатели, которые осуществляют судебное разбирательство. Если уголовное дело рассматривает судебная коллегия, состоящая из трех профессиональных судей суда общей юрисдикции, один из них - председательствующий в этом судебном заседании. Решение о том, в каком судебном составе будет рассмотрено уголовное дело, зависит от тяжести совершенного преступления, от судебной инстанции, а также от волеизъявления обвиняемого в случаях и в порядке, указанных в уголовно-процессуальном законе.

В соответствии с ч.1 ст. 30 УПК РФ рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Согласно ч.2 ст.30 УПК РФ суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

  • судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 – 4 части 2, статьи 30 УПК РФ;
  • судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 УПК РФ;
  • коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 УПК РФ;
  • мировой судья - уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 УПК РФ.

Также в части четвертой и части пятой ст.15 УК РФ указано, что тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, не превышает десяти лет лишения свободы, а особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

В настоящее время, как показывает практика, рассмотрение уголовных дел по первой инстанции в подавляющем большинстве случаев осуществляется единолично. Единолично судьи рассматривают также ходатайства о разрешении производства отдельных следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, и жалобы на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора.

Анализ судебной практики по г. Тюмени за 2007 показывает, что судьей единолично в среднем рассматриваются 94% уголовных дел; коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции – 1% уголовных дел, коллегией с участием присяжных заседателей – 5%. По данным судебной статистики 2004, 2005 гг., судьей единолично было рассмотрено 99% уголовных дел, 0,9% - коллегией с участием присяжных заседателей, и лишь 0,1 % было рассмотрено коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

По замечанию Т.Ю. Ничипоренко возрождение института единоличного рассмотрения уголовных дел после длительного периода безраздельного господства принципа коллегиальности было обусловлено стремлением уменьшить материальные затраты на судопроизводство и обеспечить оперативность рассмотрения несложных дел. По его мнению, предпосылкой введения единоличного рассмотрения уголовных дел послужил кризис института народных заседателей, который в связи с социально-экономическими изменениями в последние годы во многом утратил прежнее значение[2].

Следует добавить, что уголовные дела, которые были подсудны коллегиальному составу суда, состоящему из народных заседателей, после ликвидации данного института были переданы на единоличное рассмотрение судом. Логично, что данные категории уголовных дел после ликвидации института народных заседателей должны были быть отнесены к подсудности коллегиального состава суда, состоящего из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

Единоличное рассмотрение уголовных дел, не только сохранено, но и приумножено. Если по Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР судья единолично рассматривал дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышало пяти лет лишения свободы, то после принятия УПК РФ он наделен правом по рассмотрению уголовных дел, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное законом, не превышает десяти лет лишения свободы. Федеральным законом от 29 мая 2002 года были внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, благодаря которым федеральному судье суда общей юрисдикции предоставлено право единолично рассматривать все уголовные дела независимо от категории общественной опасности совершенного преступления[3].

Необходимо заметить, что единоличное рассмотрение уголовных дел является достоянием не только первого звена федеральных судов общей юрисдикции (включая военные суды), но и судов второго звена этой судебной системы, поскольку к их подсудности отнесены дела о 44 составах преступлений, указанных в п.1 ч.3 ст.31 УПК РФ, а также уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

По данным судебной практики Калининского районного суда г. Тюмени в 2007 году федеральным судьей суда общей юрисдикции единолично было рассмотрено 63% уголовных дел по преступлениям небольшой и средней тяжести и 37% уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям. В 2004 году федеральным судьей единолично было рассмотрено 66% уголовных дел по преступлениям небольшой и средней тяжести и 34% уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Анализ судебной практики дает основание говорить о снижении количества уголовных дел по преступлениям небольшой и средней тяжести, рассмотренные федеральным судьей единолично.

Количество оправдательных приговоров при рассмотрении уголовных дел федеральным судьей единолично снизилось с 11% в 2004 году до 6% в 2007 году от общего количества рассмотренных уголовных дел.

По данным судебной практики Тюменского областного суда в 2007 федеральным судьей суда общей юрисдикции единолично было рассмотрено 17,3 % уголовных дел по преступлениям небольшой и средней тяжести и 82,2 % уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям. В 2004 году федеральным судьей суда общей юрисдикции единолично было рассмотрено 4,65% уголовных дел по преступлениям небольшой и средней тяжести и 95,35% уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Анализ судебной практики Тюменскому областному суду, в отличие от Калининского районного суда г. Тюмени, дает основание говорить о росте количества уголовных дел по преступлениям небольшой и средней тяжести, рассмотренные федеральным судьей единолично.

В составе из трех профессиональных судей уголовное дело может рассматриваться только в том случае, когда заявлено соответствующее ходатайство обвиняемого (п.3, ч.2, ст.30 УПК РФ). Однако на практике ходатайства о рассмотрении уголовного дела коллегией в составе трех профессиональных судей заявляются обвиняемыми крайне редко. Анализ судебной практики по г. Тюмени за 2007 год показал, что лишь в двух случаях подсудимыми были заявлены ходатайства о рассмотрении уголовного дела в коллегиальном составе, и только по одному уголовному делу оно было рассмотрено в соответствии с п.3 ч.2 ст.30 УПК РФ.

Это было дело по обвинению Н. по ч.4. ст.111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). В ходе ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемым было заявлено ходатайство о рассмотрении данного уголовного дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. На стадии подготовки к судебному разбирательству судом данное ходатайство было удовлетворено, о чем было указано в постановлении о назначении судебного заседания по итогам предварительного слушания. Судебное разбирательство проводилось в коллегиальном составе, но в протоколе судебного заседания, к сожалению, не нашло отражения, кто именно из судей задавал вопросы участникам судебного разбирательства[6].

Следует добавить, что в протоколе судебного разбирательства, тем не менее, необходимо отражать, кто именно из судей задает вопросы участникам судопроизводства при рассмотрении уголовных дел коллегиальным составом суда.

Право заявлять ходатайство о рассмотрении в коллегиальном составе есть только у обвиняемого. Сторона обвинения таким правом не наделена. Таким образом, возникает определенное неравенство прав участников в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, благодаря указанному дополнению, должны быть реализованы в полной мере принцип состязательности в уголовном судопроизводстве и право потерпевшего на судебную защиту.

Сложность заключается в том, что в судебной системе России существует недостаточное кадровое и ресурсное обеспечение верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Ввиду сильной загруженности федеральных судей в данных судах сложно будет сформировать коллегию из трех профессиональных судей для рассмотрения соответствующего уголовного дела. Именно в свое время действие ч.2 ст. 15 УПК РСФСР, регламентирующий рассмотрение уголовных дел в коллегиальном составе суда, состоящего из трех профессиональных судей, было приостановлено[8].

Одним из способов разрешения этого вопроса могло бы быть доведение штата судей до уровня, удовлетворяющего объективным потребностям судебной практики. Такой позиции придерживаются З.Д. Еникеев и Р.К. Шамсутдинов[10]. Но следует заметить, что для увеличения численности судей потребуются дополнительные помещения для работы аппарата суда. На это может уйти значительное количество времени и финансовых средств.

Следует заметить, что упразднение института коллегиальности состава районного суда все же не является выходом из сложившейся ситуации.

Ю.М. Органов приводит следующий пример на основе вновь созданных Пермского края и Красноярского края. Укрупнение судов, пишет он, необходимо для обеспечения исполнения требований п. 3 ч. 2 ст. 30 и ст. 231 УПК РФ, кроме этого, нагрузка судей этих судов значительно ниже, чем в других районных судах края, а перспектива роста населения районов, где расположены данные суды, отсутствует. В связи с упразднением судов вопросы осуществления правосудия, относящиеся к их ведению, передаются в близлежащие районные суды[12].

З.Д. Еникеев разъясняет данную позицию следующим образом: «отказ законодателя в судебном процессе народных заседателей, думается, по идеологическим соображениям, снижает возможность доступа граждан к участию в правосудии, а отсюда и эффективность участия общественности в уголовном судопроизводстве[15].

Это дополнение уголовно-процессуальной нормы позволит в полной мере реализовать право подсудимого (и хотелось бы потерпевшего) на рассмотрение уголовного дела в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции. Причем уголовное дело должно быть передано в пределах этого же субъекта РФ (края, области, автономного округа и т.п.).

Литература

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных ФЗ случаях - коллегиально. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают только - коллегиально.

Принцип сочетания единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел означает, что дела в суде первой инстанции рассматриваются коллегиально или единолично, в суде кассационной инстанции — всегда коллегиально в составе трех членов суда, а в суде надзорной инстанции — всегда коллегиально в составе не менее трех членов суда.

Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.

Суды как субъекты гражданского процессуального права подразделяются на две большие группы.

Суды, рассматривающие гражданские дела по существу, — суды первой инстанции. В этом качестве чаще всего выступают районные суды, а в некоторых случаях и вышестоящие суды, когда они по первой инстанции рассматривают дела в силу правил родовой подсудности.

Суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. К их компетенции относится проверка законности и обоснованности актов, вынесенных нижестоящими судами: их решений, определений и постановлений.

Суды первой инстанции — мировые судьи и федеральные районные суды (в предусмотренных случаях — также судебные коллегии по гражданским делам судов субъектов РФ и Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ).

Суды второй инстанции — судебные коллегии по гражданским делам судов, вышестоящих по отношению к судам первой инстанции и суды, рассматривающие дела в порядке надзора (президиумы судов субъектов РФ, президиум и судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ), которые проверяют законность и обоснованность решений по жалобам и представлениям прокурора только коллегиально в составе не менее трех профессиональных судей — членов соответствующего суда (исключение — рассмотрение дела в апелляционном порядке единолично судьей районного суда по жалобе на решение мирового судьи).

Арбитражный процессуальный кодекс (Глава 2 АПК Состав арбитражного суда):

Статья 17. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

- дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- дела об оспаривании нормативных правовых актов;

- дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом;

- дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

- дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи.

Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.

В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, судья действует от имени арбитражного суда.

Статья 14 АПК Состав суда

6. Независимость судей и подчинение их только закону.

В ст. 120 Конституции Российской Федерации записано, что "судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону".

В силу данного принципа судьи рассматривают и разрешают уголовные дела, руководствуясь уголовно-процессуальным и уголовным законом.

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Никто не вправе оказывать давление на судей и присяжных заседателей и указывать, как должно быть разрешено конкретное уголовное дело.

Любое воздействие на судей, народных или присяжных заседателей с целью воспрепятствовать объективному рассмотрению дела либо добиться вынесения незаконного решения преследуется в уголовном порядке (ст. 176 УК).

В Законе о статусе судей в Российской Федерации определены гарантии

1. Дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.

независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения (ст. 9) 1.Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя определены в ст. 87 УПК.

Недопустимо незаконное воздействие на присяжного заседателя (ст. 445 УПК). "Любой присяжный заседатель может быть отстранен председательствующим от дальнейшего участия в деле в случае, когда у него возникнут основания полагать, что этот присяжный заседатель утратил объективность, необходимую для разрешения дела в соответствии с законом, в результате оказанного на него незаконного действия".

Подзаконность и независимость судей - две стороны одной и той же медали. Независимость судей возможна при условии подчинения их только закону, а подзаконность возможна при условии ограждения судей от влияний внешних и внутренних факторов. Независимость без подчинения закону может породить произвол.

Во всех судебных стадиях процесса судья решает все вопросы на основании закона, по своей совести, по своему внутреннему убеждению, в результате исследования всех обстоятельств дела в их совокупности и собственной оценки доказательств (ст. 71 УПК). В судебном разбирательстве суд, по общему правилу, не связан выводами, изложенными в обвинительном заключении, как не связан мнением сторон при решении всех вопросов, возникающих в ходе рассмотрения дела, и кругом представленных ими доказательств. Поэтому суд может по ходатайству одной из сторон или по собственной инициативе вызвать в суд свидетеля, эксперта, т. е. восполнить недостающие в деле доказательства. Суд (судья) может не признать доказанным все обвинение лица или его часть и в соответствии со своим убеждением изменить обвинение или оправдать подсудимого (ст. 254, 309 УПК).

В суде присяжных в случаях, когда обвиняемый полностью признает себя виновным, при наличии определенных в законе условий, судья может ограничить судебное следствие или объявить судебное следствие оконченным. Однако такое решение судьи не зависит только от мнения и поведения сторон, а возможно только тогда, когда сделанное признание "не вызывает у судьи сомнений" (ст. 446 УПК).

Принцип независимости судей и подчинения их только закону определяет также взаимоотношения судов различных звеньев. Кассационная и надзорная инстанции, отменяя приговор и направляя дело на новое судебное рассмотрение, не вправе предрешать выводы судей и связывать своим решением их независимость и самостоятельность (ч. 2 ст. 352, ч. 7 ст. 380 УПК). При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции независим в выводах от вышестоящего суда и самостоятелен не только в части оценки доказательств и установления фактов, но и в отношении применения уголовного закона и назначения наказания. Интерпретация закона является исключительной прерогативой суда, разрешающего дело, и эта область деятельности закрыта для постороннего влияния. Иное придало бы решению вышестоящего суда, отражающему толкование уголовного закона, силу нормативного акта.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции).

Независимость судей и подчинение их только закону проявляет себя не только вовне, но и внутри самой судебной коллегии, усиливая в ней коллегиальное начало. Каждый судья свободно выражает свое мнение по всем обсуждаемым вопросам и при несогласии с вынесенным решением может изложить свое особое мнение, которое приобщается к делу.

Кроме того, данный принцип оберегает судей от собственных впечатлений, ранее выраженных убеждений по рассматриваемому делу. Так, судья, принимавший участие в рассмотрении дела в одной судебной инстанции, не вправе участвовать в рассмотрении того же дела в другой судебной инстанции, а равно участвовать в новом рассмотрении дела в суде первой инстанции после отмены приговора или определения о прекращении дела, постановленного с его участием (ч. 1 ст. 60 УПК).

Осуществление правосудия судьями с предубежденным отношением к тому или иному участнику процесса парализует права последнего на защиту и ведет к постановлению неправосудного приговора.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону - проводник законности и справедливости в правосудии. Его содержание глубоко демократично, нравственно, гуманно. Осознание судьями необходимости свято блюсти закон при отправлении правосудия в силу своего долга, принимать по делу справедливые решения по своей совести и внутреннему убеждению независимо от политических взглядов и симпатий (в личностном качестве), решительно пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел и в предусмотренном законом порядке ставить вопрос о привлечении виновных в этом к ответственности - это и юридический, и нравственно-этический аспект судебной деятельности.

Независимость судей обеспечивается также порядком замещения должности судьи (п. "е" ст. 83 Конституции), неограниченностью срока их полномочий (ст. 11 Закона о статусе судей), несменяемостью судей (ст. 121 Конституции, ст. 14 Закона о статусе судей), неприкосновенностью (ст. 122 Конституции, ст. 163 Закона о статусе судей).

Статья 17 АПК РФ . Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел


Статья 17. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

1. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

2. В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

1) утратил силу. - Федеральный закон от 28.06.2014 N 186-ФЗ;

2) дела об оспаривании нормативных правовых актов;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 12.07.2011 N 210-ФЗ;

4) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

5) дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

6) дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.

3. Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

4. Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.

5. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, судья действует от имени арбитражного суда.

Комментарий к статье 17 АПК РФ

1. В комментируемой статье нашел отражение принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел в арбитражных судах, суть которого проявляется в том, что приоритет при рассмотрении дел в арбитражных судах первой инстанции отдается единоличному рассмотрению, а при проверке и пересмотре судебных актов вышестоящими арбитражными судами в основном применяется коллегиальное рассмотрение.

При этом в арбитражных судах первой инстанции различаются две разновидности коллегиального состава арбитражного суда, рассматривающего дело в первой инстанции: 1) из трех профессиональных судей; 2) из одного профессионального судьи и двух арбитражных заседателей. Что касается судов, осуществляющих проверку или пересмотр судебных актов, то в них также выделяются два вида коллегиального состава: 1) из трех профессиональных судей; 2) из иного нечетного количества судей.

Применительно к судам первой инстанции закон выделяет четыре основания коллегиального рассмотрения, а именно: 1) прямое указание закона (когда закон прямо говорит о необходимости исключительно коллегиального рассмотрения дел определенных категорий); 2) волеизъявление стороны (когда по ходатайству хотя бы одной из сторон дело рассматривается коллегиальным составом из судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей); 3) правоприменительный акт уполномоченного законом субъекта - председателя судебного состава (когда судьей, рассматривающим дело, на имя председателя судебного состава подано мотивированное заявление о передаче дела на коллегиальное рассмотрение в связи с его особой сложностью); 4) указание суда кассационной или надзорной инстанции о необходимости повторного рассмотрения дела именно коллегиальным составом суда после отмены судебного акта по этому делу с направлением его на новое рассмотрение.

2. Только коллегиальному рассмотрению тремя профессиональными судьями подлежат в силу прямого указания ч. 2 комментируемой статьи следующие категории дел:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов;

2) дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.

Поскольку компетенцией по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов в системе арбитражных судов обладает только Суд по интеллектуальным правам, можно констатировать, что прямое указание ст. 17 АПК в действующей редакции относительно круга дел, подлежащих исключительно коллегиальному рассмотрению тремя профессиональными судьями, касается только Суда по интеллектуальным правам.

О возможности обязательного коллегиального рассмотрения по иным категориям дел, помимо прямо указанных в ч. 1 ст. 17 АПК, комментируемая статья не говорит. Однако, согласно ч. 2 ст. 223 АПК, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено ст. 17 настоящего Кодекса. В то же время ни в АПК, ни в ФЗ о несостоятельности коллегиальное рассмотрение дел о банкротстве по существу в настоящее время не предусматривается.

Тем не менее коллегиальное рассмотрение тремя профессиональными судьями применяется в соответствии со специальными нормами еще по двум категориям дел, первая из которых относится к подсудности арбитражных судов округов, вторая - арбитражных судов субъектов РФ:

1) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 1 ст. 222.8 АПК);

2) об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по заявлению органа по контролю (надзору) (п. 12 ст. 23.1 ФЗ о несостоятельности) .

Согласно разъяснению Президиума ВАС РФ правило ч. 2 ст. 223 АПК о единоличном рассмотрении дел о банкротстве к такому заявлению не применяется, так как данное заявление не связано с рассмотрением какого-либо конкретного дела о банкротстве (см.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.02.2013 N 154).

Кроме коллегиального рассмотрения, применяемого по конкретным категориям дел в силу прямого указания закона, АПК предусматривает также коллегиальное рассмотрение дела судьями-профессионалами по решению председателя судебного состава и на основании обязательного указания вышестоящего суда.

Возможность коллегиального рассмотрения дела на основании решения председателя судебного состава фактически означает не что иное, как передачу дела, на которое обязательная коллегиальность не распространяется, на рассмотрение тремя профессиональными судьями. При этом законодатель ограничивается указанием лишь на одно основание решения вопроса о такой передаче - сложность дела, не раскрывая его содержания. По смыслу комментируемой нормы инициатором рассмотрения вопроса является судья, в производстве которого находится дело. Он должен в специальном заявлении на имя председателя судебного состава, подаваемом в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, привести мотивы передачи дела на коллегиальное рассмотрение, т.е. обосновать сложность дела в качестве мотива для такой передачи. При этом оба уполномоченных субъекта (судья, подающий заявление, и председатель судебного состава) в отсутствие законодательно закрепленных критериев сложности обладают полномочием решать вопрос о сложности дела по своему усмотрению .

Представляется, что в качестве ориентира могут быть использованы Рекомендации по применению критериев сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах РФ, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 01.07.2014 N 167 (см.: Вестник экономического правосудия РФ. 2014. N 9).

Коллегиальное рассмотрение дела на основании указания вышестоящего суда в системе действующего процессуального регулирования возможно в ситуации, когда суд кассационной (как первой, так и второй) инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы отменяет судебный акт арбитражного суда субъекта РФ и направляет дело на новое рассмотрение в тот же суд и при этом в итоговом постановлении делает обязательное для этого суда указание на необходимость нового рассмотрения дела именно коллегиальным составом судей (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 287, ч. 2.1 ст. 289, п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 291.14 АПК). Аналогичные правила действуют при отмене судебного акта Президиумом ВС РФ по результатам рассмотрения надзорной жалобы, представления с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий суд (п. 2 ч. 1, ч. 5 ст. 308.11 АПК).

3. Коллегиальное рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей возможно только в судах субъектов РФ и только по делам, возникающим из гражданских правоотношений.

При этом необходимы в совокупности три условия:

1) экономический спор или иное дело не относится к числу дел, которые не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей (абз. 2 ч. 3 ст. 17 АПК);

2) имеется ходатайство какой-либо из сторон о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей (абз. 1 ч. 3 ст. 17 АПК);

3) имеется хотя бы одна из двух целей привлечения арбитражных заседателей к участию в рассмотрении дела: особая сложность дела и (или) необходимость использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления (см. комментарий к ст. 19).

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей (абз. 2 ч. 3 ст. 17 АПК):

- дела, которые в силу прямого указания закона подлежат рассмотрению исключительно коллегиальным составом суда (ч. 2 ст. 17 АПК). Иными словами, два вида коллегиальности в судах первой инстанции не могут применяться по одному и тому же делу, что автоматически означает и недопустимость смешанного коллегиального состава из трех профессиональных судей и двух арбитражных заседателей;

- дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, открытый перечень которых содержится в ст. 29 АПК ;

Не могут рассматриваться с участием арбитражных заседателей не только дела административного судопроизводства, прямо указанные в ст. 29 АПК. Так, согласно п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 дела о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК, возбуждаемые по заявлениям государственных органов или органов местного самоуправления, которым право предъявления такого требования предоставлено законом, с участием арбитражных заседателей не рассматриваются, поскольку возникают из публичных правоотношений.

- дела особого производства, к числу которых по АПК относятся только дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК);

- дела, не относящиеся ни к одному из прямо предусмотренных АПК видов производства арбитражного процесса (о несостоятельности (банкротстве), о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дела, указанные в ч. 5 ст. 27 и ст. ст. 31, 32 АПК).

4. Состав суда при проверке или пересмотре судебного акта в арбитражном суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции по общему правилу должен быть коллегиальным, но может при этом включать либо трех профессиональных судей, либо иное нечетное количество судей-профессионалов.

Исключениями из правила о коллегиальном рассмотрении дел в судах вышестоящих инстанций (когда проверка или пересмотр судебных актов осуществляются судьей единолично) являются: 1) рассмотрение апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, которое осуществляется в суде апелляционной инстанции судьей единолично (ч. 1 ст. 272.1 АПК); 2) рассмотрение апелляционных жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции, кроме апелляционных жалоб на определения, вынесенные арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) (ч. 2 ст. 272, ч. 3 ст. 223 АПК); 3) рассмотрение кассационных жалоб на судебные приказы (ч. 2 ст. 288.1 АПК); 4) рассмотрение кассационных жалоб на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства (ч. 2 ст. 288.2 АПК).

Под иным нечетным количеством судей понимается фактическое количество судей, принимающих участие в заседании президиума суда, с учетом требований кворума, установленных законодательством о судоустройстве. Поскольку численность членов президиума в судах различных уровней варьируется в диапазоне от шести до 13 судей, а требование кворума предполагает возможность легитимного проведения заседания президиума при явке более половины от общего числа его членов , то число судей, рассматривающих соответствующую жалобу, всегда будет отличаться от стандартного, т.е. трех, однако в любом случае должно быть нечетным.

Согласно п. 3.2 Регламента ВС РФ Президиум ВС РФ состоит из 13 судей.

Норма об ином нечетном числе судей рассчитана на применение в судах кассационной инстанции, когда ее функции выполняет президиум арбитражного суда округа и президиум Суда по интеллектуальным правам, а также в Президиуме ВС РФ как надзорной инстанции. Говоря более конкретно, в президиуме арбитражного суда округа иным нечетным числом судей рассматриваются кассационные жалобы на решения арбитражных судов по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 2 ст. 274 АПК); в президиуме Суда по интеллектуальным правам - кассационные жалобы на судебные акты, принятые Судом по интеллектуальным правам (п. 1 ч. 3 ст. 274, ч. 1.1 ст. 284 АПК) ; в Президиуме ВС РФ - надзорные жалобы, представления на вступившие в законную силу судебные акты, подлежащие пересмотру в порядке надзора.

Рассмотрение Судом по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции дел о защите интеллектуальных прав, рассмотренных арбитражными судами субъектов РФ, арбитражными апелляционными судами, осуществляется коллегиальным составом из трех судей, а не президиумом Суда по интеллектуальным правам (п. 2 ч. 3 ст. 274, ч. 1 ст. 284 АПК; п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 60 "О некоторых вопросах, возникших в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам").

В каком бы арбитражном суде (первой или вышестоящей инстанции) ни рассматривалось дело коллегиальным составом судей, один из них имеет статус председательствующего, т.е. судьи, осуществляющего общее руководство ходом судебного разбирательства дела, которое происходит в условиях судебного заседания, и наделяется по закону соответствующими полномочиями (см. комментарий к ст. 153 АПК).

АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В.

Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

Читайте также: