Обязан ли мусульманин ходить в мечеть

Обновлено: 25.05.2024

Среди множества разнообразных зданий, построенных людьми на Земле, всегда особенно выделялись места, куда люди приходили, чтобы поклониться Всевышнему. Их старались сделать более высокими, чем обычные дома, украшать самыми разнообразными способами и относиться к ним с особенным уважением.

Недаром в исламе мечети – места поклонения и богослужения – называют дома Аллаха (бейтуллах по-арабски). Разумеется, это не следует понимать в том смысле, что Всевышний живет в этом месте, имеется в виду, что мечети особо посвящены Аллаху - там проводят общие молитвы, поминают Его имя, там люди отрешаются от мирской суеты. Поэтому, когда человек идет в мечеть, он, можно сказать, отправляется в гости к Всевышнему.

Наш Пророк (мир ему и благословение) много раз подчеркивал, что человек, который любит посещать мечети, будет особенно вознагражден за это. В известном хадисе, где перечисляются семь категорий людей, которые смогут укрыться в Судный день в тени Трона Аллаха, говорится, что в числе этих избранных будет человек, чье сердце было привязано к мечети в земной жизни.

Этика (адаб) по отношению к мечети

Думаю, нет мусульман, которые не понимали бы значимость мечети. Однако, к сожалению, время от времени приходится наблюдать, что мусульмане далеко не всегда ведут себя в мечетях подобающим образом и оказывают этому месту должное уважение.

Итак, как себя следует вести в мечети и чего там делать нельзя?

1. Если мечеть – это дом Всевышнего, а мы – когда находимся в них – Его гости, то, отправляясь в мечеть, следует вести себя соответственно. Когда мы идем в гости – особенно к уважаемым людям – мы тщательно умываемся, одеваем чистую и красивую одежду, аккуратно причесываемся.

Тем более, отправляясь в мечеть, нужно быть чистым и опрятным, и находиться в состоянии ритуальной чистоты (тахарат). Особенно это касается людей, которые отправляются в пятницу на джума-намаз – им весьма желательно искупаться, надеть лучшую одежду и привести себя в порядок.

Также одежда находящихся в мечети должна закрывать аурат – те части тела, которые необходимо скрывать от посторонних. Для женщин, в частности, - это все тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног. Мужчинам также нежелательно быть в шортах либо в слишком обтягивающих брюках – хотя формально эта одежда закрывает аурат, это противоречит уважительному отношению к месту для молитвы.

2. Верующим следует бережно относиться к имуществу мечети - не нарушать там порядок, не портить ее имущество, не пачкать, не мусорить. Не нужно думать, что следить за порядком в мечети – это дело лишь ее работников. Нет, это касается каждого из нас.

Порядок следует поддерживать не только в самой мечети, но и на прилегающей к ней территории.

3. При входе в мечеть, следует заходить с правой ноги, произнеся следующее дуа:

После вхождения в мечеть, перед тем, как садиться, весьма желательно совершить два ракаата намаза приветствия мечети – тахийятуль-масджид. Его можно совершать в любое время, кроме тех промежутков времени, когда читать намаз нежелательно (макрух) – во время восхода солнца, пока оно полностью не поднимется над горизонтом; во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату; и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью.

В таком случае можно вместо намаза произнести следующие слова:

При выходе из мечети желательно произнести следующее дуа:

4. Не следует находиться в мечети человеку, от которого исходит резкий неприятный запах. Поэтому верующим следует воздерживаться от употребления в пищу таких продуктов как лук или чеснок перед уходом в мечеть.

5. В мечетях следует вести себя тихо – не повышать голос, даже если человек читает Коран или зикр, это отвлекает других молящихся. Тем более, будет грубым нарушением этикета мечети, если люди, забыв о святости места, где они находятся, начинают вести громкие разговоры на посторонние темы, спорить, шуметь.

6. Не забывайте выключить свои мобильные телефоны перед входом в мечеть или убрать на них звук. Использование телефонов в мечети – когда мелодия звонка раздается во время общей молитвы – стало настоящим бедствием нашего времени. И хотя перед началом каждой молитвы многие имамы специально делают напоминание об этом, находятся люди, которые игнорируют эти просьбы.

Отвечать на звонки и разговаривать по телефону в мечети тоже будет противоречить уважению к этому месту. Если у вас какой-то важный разговор, лучше будет выйти на улицу и пообщаться там.

7. В мечети не разрешается заключать торговые сделки или делать объявления о пропавших вещах, и вообще – лучше не беседовать на мирские темы, тем более, таким образом, который мешает другим людям.

8. Неуважительным считается сидеть в мечети, вытянув ноги в сторону киблы – того направления, в котором совершают молитвы.

9. Не следует проходить перед человеком, который совершает намаз; поднимать тех людей, кто уже сел в ряд, чтобы пройти вперед; проталкиваться в ряд, если в нем уже нет места.

11. Отдельный момент представляет собой присутствие детей в мечети. Часто приходится видеть, что родители – особенно женщины – приводят с собой в мечеть маленьких детей, которые потом могут бегать, играть и шуметь в зале для молитвы, отвлекая других людей.

Этого тоже следует избегать – детей в мечеть лучше приводить в том возрасте, когда они уже осознают святость этого места и умеют себя правильно вести (не кричать, не бегать, ничего не пачкать). Если же вам не с кем оставить ребенка, возьмите для него игрушки или книжки, чтобы ему было чем заняться, и он мог бы посидеть тихо.

Если вы собираетесь прийти в мечеть в первый раз

- Как мы сказали выше, в мечеть следует приходить в состоянии ритуальной чистоты – совершить малое омовение или, по возможности, искупаться. Одежда и обувь должны быть чистыми.

Если вы – женщина:

- Женщинам следует надеть такую одежду, которая будет закрывать все тело – кроме лица, кистей рук и ступней ног. Также одежда не должна быть слишком обтягивающей или прозрачной. Если у вас нет длинной юбки или платья, можете надеть брюки, но широкие, а сверху наденьте длинную кофту или тунику. Голову обязательно покройте платком.

- Не следует пользоваться духами или другой резко пахнущей парфюмерией.

- В мечетях обычно есть отдельный вход для женщин, либо отдельные залы для мужчин и для женщин. Заранее узнайте при входе в мечеть, куда вам следует пройти.

- Многие исламские ученые порицали нахождение в мечети женщин во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений). Так что лучше не посещать мечеть в таком состоянии.

- Если вы еще не умеете совершать намаз, а пришли просто посмотреть, старайтесь не мешать другим молящимся. Не следует без необходимости ходить по залу для молитвы, и особенно старайтесь не проходить перед человеком, который молится.

- Если хотите что-то спросить, делайте это тихо, шепотом – и не в то время, когда совершается коллективная молитва. Даже если вас интересуют какие-то религиозные вопросы, лучше не заводить продолжительных бесед с кем-то из посетителей, это отвлекает тех, кто пришел помолиться

– лучше узнайте, когда проводятся уроки по основам ислама, чтобы узнать нужные вам моменты у знающих людей.

Современные фатвы ученых Ислама

ХУКМ НАПРАВЛЕНИЯ НОГ В СТОРОНУ КЫБЛЫ
ХУКМ ПРИЕМА ПИЩИ И СНА В МЕЧЕТИ

Вопрос: "Каково суждение относительно направления ног в сторону кыблы в Мечети? И дозволено ли есть, и спать в Мечети?"

Ответ: "Нет греха на мусульманине, если он направил ноги в сторону Кыблы, без разницы в Мечети он это делал или в другом месте. Также нет проблем в том, чтобы поесть в Мечети или поспать там, если в этом есть нужда. Однако ему надлежит беспокоиться о чистоте в Мечети и следить за ней".

Сборник фетв Постоянного Комитета: – Т. 2. – Гл. 6. – Стр. 291.

Современные фатвы ученых Ислама

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ МЕЧЕТИ ЖЕНЩИНАМИ

Шейх Бакр Абу Зейд, да помилует его Аллах

«Женщинам разрешено посещать мечети, если соблюдены следующие условия:

Современные фатвы ученых Ислама

ХУКМ НАМАЗА МЕЖДУ СТОЛБАМИ

Шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади'и, да помилует его Аллах

Однако, если в мечети становится тесно, то вреда нет ин ша ллах. В случае, если человек молится один, то нет никакого вреда, если он будет молится между двумя столбами, поскольку сподвижники спешили бы к столбам (колоннам), независимо от того, чтобы молиться за колоннами (столбами) или между ними, и это для одного человека, и нет никакого запрета на это".

Кум' аль-Му'аанид, том 2, стр. 576-577

Современные фатвы ученых Ислама

МОЛИТВА ПРИВЕТСТВИЯ МЕЧЕТИ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Шейх Бадр аль-Утейби, да хранит его Аллах, сказал:

"Молитва приветствия мечети является ваджибом, так как пришло повеление посланника Аллаха صلى اللَّه عليه و سلم :

Этот хадис у имама аль-Бухари под номером 1163.

Современные фатвы ученых Ислама

О ВХОДЕ В МЕЧЕТЬ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ, ОДЕРЖИМОГО И СУМАСШЕДШЕГО

Шейх Ибн Теймийя, да помилует его Аллах, сказал:

" صلاة السكران الذي لا يعلم ما يقول لا تجوز باتفاق ، بل ولا يجوز أن يمكن من دخول المسجد لهذه الآية وغيرها ، فإنّ النهي عن قربان الصلاة ، وقربان مواضع الصلاة ، والله أعلم " انتهى من " مجموع الفتاوى " (22/6) .

Современные фатвы ученых Ислама

БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗ-ЗА ТЕЛЕФОНОВ В МЕЧЕТЯХ

Шейх Абдур-Раззак аль-Бадр, да хранит его Аллах

"Нельзя произносить и совершать в мечетях слова и дела, помимо тех, для чего построены эти мечети. Мечети построены для совершения в них молитв, чтения Кур'ана, поминания, вознесения благодарности, восхваления, получения знаний, изучения и понимания религии. А разговоры о мирском, шутки, какие-то развлечение, или же проблема, которая появилась в это время – смартфоны, в которых заключено все мирское!

Современные фатвы ученых Ислама

ЖЕЛАТЕЛЬНО ЛИ ИДТИ В МЕЧЕТЬ МАЛЕНЬКИМИ ШАЖКАМИ?

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

Современные фатвы ученых Ислама

О НАМЕРЕНИИ ВРЕМЕННОГО СОВЕРШЕНИЯ И’ТИКАФА КОГДА ПРИХОДИШЬ В МЕЧЕТЬ

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

Несмотря на то, что это одобрили некоторые ученые, следует понимать, что присвоение статуса желательности (мустаххаб) какому-либо деянию, посредством которого человек приближается к Великому и Всемогущему Аллаху, недействительно, если он не имеет основы в Шариате, и представляет собой нововведение (бид’а).

Современные фатвы ученых Ислама

Следует ли при входе в мечеть приветствовать людей, занятых поклонением?

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах

(См. Сборник фетв Шейха Ибн База: – Т. 4. – Стр. 263)

Современные фатвы ученых Ислама

ВЫХОД ИЗ МЕЧЕТИ ДЛЯ ВЗЯТИЯ ОМОВЕНИЯ НЕ ПРЕРЫВАЕТ ПРЕБЫВАНИЕ В МЕЧЕТИ ДО ВОСХОДА СОЛНЦА

Они ответили: “Кто продолжал сидеть на месте совершения молитвы после совершения утренней молитвы, поминая Аллаха, пока не взошло солнце, а затем нарушил омовение и вышел из мечети для его возобновления, после чего сразу же вернулся на своё место, не затягивая своё отлучение вне мечети, а затем после восхода солнца на высоту копья совершил два рака’ата, то этот его выход не влияет и не препятствует получению этой великой награды, уготованной за это поклонение, ин ша Аллах”.

См. “Фатава аль-Ляджна” (№ 20123).

*Имеется ввиду хадис Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Хадис приводит ат-Тирмизи (586), из-за передатчика по имени Абу Зыляль, в отношении которого были разногласия среди учёных.

Также, Аллах упоминает о мечетях в Коране такими словами:


Многие люди даже не догадываются, где эти лучшие места, и тратят немалые средства на их поиск. Они так и не находят их, а только получают короткие удовольствия, отдаляющие от их Господа. Но мусульманам, по милости Аллаха, эти места показаны, и они могут приезжать, получать пользу, без лишних расходов.

Тех, кто постоянно ходит в мечети, Аллах приблизит к Своей милости в Судный день! В хадисе говорится:

Если посмотреть сиру, когда Пророк переселился в Медину, то в первую очередь он построил мечеть. Был построен храм, не дом для Пророка и его семьи, не магазин, а именно мечеть, названная Аль-Наби или мечеть пророка, с.а.с. Именно в этой мечети, маленькой, в которой не было ни ковров, ни ценной утвари, крыша которой была из листьев, произошли события, до сих пор способные удивлять человечество:

  • в этой мечети Пророк объединил, побратал мухаджиров и ансаров, они стали братьями и сёстрами;
  • в мечети хранили казну (байт аль-мал);
  • в мечети судили людей за грехи, проступки и преступления;
  • из стен мечети мусульмане отправлялись в различные походы;
  • в мечети принимали послов и высокопоставленных лиц из других стран;
  • в мечети решались самые крупные проблемы халифата;
  • в мечети взрослые и дети получали знания, Абу Хурайра, Ибн Аббас, Али (мир ему), все они и другие сахабы стали алимами в стенах мечети пророка;
  • в мечети содержали заключённых, мекканских язычников, чтобы те видели мусульман, их высокую культуру и нрав. При виде дружных и сплоченных, добрых и отзывчивых мусульман, язычники переосмысливали свою жизнь, осознавали собственное заблуждение и, покаявшись, принимали Ислам.

Из этого, в частности, мы можем видеть, что утверждения тех, кто говорят, что иноверцам нельзя заходить в мечети полностью противоречат сунне и практике первых мусульман. Ведь посланник Аллаха держал под стражей пленных язычников в мечети, а не где-либо в другом месте и в этом есть мудрость.

Посещение мечетей

Жизнь пророка, с.а.с., его сподвижников и тех, кто последовал за ними, была тесно связана с мечетями.

Разные мечети в мире имеют свой отдельный статус. Уместно сделать особый акцент на трех мечетях — Запретная мечеть (Масджид Аль-Харам), возведенная вокруг священной Каабы — Дома Аллаха, Аль-Акса в Иерусалиме и Мечеть Пророка в Медине.

Эти три мечети стали центрами важнейших событий в истории ниспослания и распространения Ислама, и, как следует из изречений Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, города, в которых они находятся, станут центрами важных исторических событий и перед Судным днем.

Относительно этих трех мечетей хорошо известен такой хадис:

Дело здесь не в размере мечети или ее внешнем виде, так, например посланник Аллаха (алейхиссалям) и его сподвижники использовали при постройке подручные строительные материалы, мечети были маленькими и простыми, не было ни ковров ни украшений. То же самое и с мечетью пророка в Медине. Но Аллах сделал так, что эти мечети стали святынями мусульман, из их стен вышло много ученых и богословов. Размеры храма не имеют значения, самое главное, чтобы мечети работали и функционировали, а в них изучалась истинная религия Аллаха, ахля сунна уаль джамаа!

Жалко людей, которые пренебрегают мечетями, ведь в посещении мечетей скрыт огромный аджр.

А обращаясь к тем, кто ходит в мечеть ночью:

Когда мусульманин идёт в мечеть, он в сердце испытывает радость, потому, что, отправляясь в мечеть, мы идём к Всевышнему Аллаху.

Всевышний почитает тех, кто приходит в Его мечети.

Особо для посещения мечети выделяется пятница.

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда наступает пятница, на каждой двери мечети находятся ангелы, которые записывают людей по мере их прихода: первых – первыми (и т.д.). Когда же имам садится (на минбар для чтения хутбы), они сворачивают свои свитки и являются для слушания поминания (Аллаха). И пришедший рано подобен принёсшему в жертву (Аллаху) верблюда, (пришедший на молитву позднее) подобен принёсшему в жертву корову, (пришедший на молитву еще позднее) подобен принёсшему в жертву рогатого барана, (пришедший на молитву еще позднее) подобен принёсшему в жертву курицу, (пришедший на молитву еще позднее) подобен принёсшему в жертву яйцо” (Муслим).

Дорогие верующие, больше связывайте свои сердца с мечетями и остерегайтесь ненужных вещей. И если сердце человека связано с мечетью, то он уже находиться под защитой Аллаха.

Но отдельно хочется заметить, что в мечети нужно остерегаться ненужных разговоров и дел!

Ремонт на благо мечети

Дорогие братья! Не пренебрегайте важностью помощи мечетям в строительстве, ремонте, поддержании.

Но, как бы ни было велико дело постройки мечети, не нужно забывать, что кроме этого мечеть нуждается в постоянном содержании, охране, уборке, оплатах за свет, газ, воду.

И снова, не будем забывать, что в мечети порицается вести ненужные разговоры. А сколько сегодня в мечетях ведётся ненужных разговоров о дунье!

Так, они в мечетях будут говорить не о религии, а о политике, не об ахирате, а о мирской жизни, что мы сегодня и видим во многих мечетях. Тот, кто приходит сюда ради саваба, то получит саваб, а тот, кто приходит, чтобы поболтать, тот получит то, что заслуживает.

Улицы, магазины, рынки, супермаркеты, где распространены ложь, обман и лицемерие – не самые лучшие места для проведения времени. Хотите обрести покой и благодать, приходите в мечеть, приводите своих домочадцев, детей. Помогайте, уважайте и чтите мечети Аллаха, ходите на намазы. И Всевышний облегчит нам путь, сделает нур на наших лицах в Судный день, и наградит нас вечным раем!

Астагфируллах
Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!

О посещении мечети женщинами


حَدَّثَنَا هَارُونُ بْنُ سَعِيدٍ الْأَيْلِيُّ ، حَدَّثَنَا ابْنُ وَهْبٍ ، أَخْبَرَنِي مَخْرَمَةُ ، عَنْ أَبِيهِ ، عَنْ بُسْرِ بْنِ سَعِيدٍ ، أَنَّ زَيْنَبَ الثَّقَفِيَّةَ ، كَانَتْ تُحَدِّثُ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ : إِذَا شَهِدَتْ إِحْدَاكُنَّ الْعِشَاءَ فَلَا تَطَيَّبْ تِلْكَ اللَّيْلَةَ


Рассказал нам Харун бин Саид Аль-Айли: "Рассказал нам Ибн Вахб": "Поведал мне Махрама от его отца, от Бусра бин Саида, что Зайнаб Ас-Сакафия передала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если одна из вас исполняет ночную молитву, пусть не применяет благовония в эту ночь".

До ислама арабская женщина сидела неотлучно дома, заключённая в четырёх стенах, за редким исключением. Свой дом покидала, та, которая имела какую-либо профессию и практиковала её, а также та, которая имела рабынь и служанок. Женщине позволялось выйти только в исключительных случаях, но даже иногда и это было ей запрещено. Ислам возвысил женщину и повысил её статус. Ислам даровал женщине право на свободу убеждений и собственного мнения, право на защиту своих интересов, а также право на выполнение законного и предписанного.


Женщины Хиджаза так же, как и мужчины уверовали и последовали за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), они так же, как и мужчины присягнули ему. Они наравне с мужчинами присутствовали на уроках в мечети Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и он позволял им исполнять коллективную молитву в мечети позади мужчин.


Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) чувствовал, что в душе сподвижники его боятся смуты, боятся распустить женщин, и что они будут в них сомневаться, поэтому шариат наложил условия для посещения женщиной мечети, которые гарантировали сохранность от этих опасностей. Шариат обязал женщин отправляться в мечеть ночью, облачившись в одежды, не применяя благовоний и не наряжаясь.

Хадис: "Любая женщина, умастившаяся благовонием, пусть не исполняет с нами последней ночной молитвы".

Хадис: "Те из вас (женщин), кто идёт в мечеть, пусть не применяет благовония".

Хадис: "Любая женщина, умастившаяся духами, для того, чтобы проходящие мимо мужчины почувствовали её аромат - прелюбодейка, а каждый глаз - прелюбодей".


Наряду с этим, шариат обязал её идти по краю дороги, чтобы не толпиться среди мужчин. По завершении утренней молитвы, мусульманки, торопясь, сразу после приветствия, окутавшись в свои одежды возвращались в свои дома в утренней мгле, чтобы не быть узнанными. Мужчины, наоборот, должны не торопиться и ждать, пока выйдут женщины.
Женщины должны становиться в конце молебного зала мечети за мужчинами и, даже если они заметили ошибку имама, они не должны говорить тасбих, им нужно хлопать в ладоши. Женщина должна отправляться в мечеть только с разрешения её мужа.


Но женщина остаётся женщиной, несмотря на свою религиозность, проявляется её сущность и женственность. Не прошло и четверти века, как женщина стала применять парфюмерию при выходе из дома, облачаться в самую красивую одежду, и применять украшения. Несомненно, это вызвало ревность мужчин к своим жёнам, и они стали запрещать им ходить в мечеть. Абдулла бин Умар (да будет доволен им Аллах) увидел, что так поступают его сыновья, и он напомнил им хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Не запрещайте женщинам своим мечети, если они просят вашего дозволения на это. Не запрещайте женщинам ходить в мечети ночью".


Один из сыновей Абдуллы сказал: "Я всё равно не буду пускать своих жён. Кто хочет, тот пусть отпускает своих жён!". Другой добавил: "Клянусь Аллахом! Мы запретим им выходить! Клянусь Аллахом! Мы не позволим им использовать поход в мечеть для распространения разврата и отправление в мечеть для прикрытия обмана".
Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Аллах) встал от услышанного и толкнул в грудь одного из своих сыновей, сказав ему: "Надоел уже ты! Да постигнет вас кара Аллаха!" С негодованием ругал и второго сына и сказал им обоим: "Я говорю вам: "Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а вы говорите: "Нет"! Я не заговорю с вами, пока вы не раскаетесь!".


Аль-Айни сказал: "Это разрешение не является обязательным, иначе не нужно было бы спрашивать разрешения, и это может означать что тот, у кого просят разрешения может его дать или отказать".


Мужу не желательно запрещать жене отправляться в мечеть для исполнения молитвы, если она выполняет все выше перечисленные условия. Но даже если все условия соблюдены, ему не запрещено не отпускать её. Он имеет право запретить ей, если боится, что будет нарушено одно из условий. Если он точно знает, что эти условия нарушаются, то он обязан запретить ей идти в мечеть.


Женщина обязана прежде всего заботиться и беречь свою честь и репутацию, это намного важнее для неё, чем ходить в мечеть. Она должна знать, что получит меньше награды за исполненную молитву в мечети, чем за молитву, исполненную в своём доме. В других цепочках передачи приведенного хадиса указывается на то, что её молитва, исполненная дома - лучше молитвы исполненной в мечети. Приводит Абу Дауд и подтверждает его достоверность Ибн Хузейма, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не запрещайте вашим женщинам мечети, но их дома лучше для них". Ахмад и Ат-Табарани приводят, что Умм Хумейд Ас-Саидия пришла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и обратилась к нему со словами: "О, Посланник Аллаха! Воистину, я люблю молиться с тобой". Он сказал: "Я знаю, что ты любишь молиться со мной, но молитва твоя в доме твоём (спальне) лучше, чем молитва твоя в твоей комнате (нижней), твоя молитва в комнате твоей лучше молитвы твоей в твоём дворе, молитва твоя в своём дворе лучше молитвы твоей в мечети народа твоего (квартала, семьи), молитва в мечети народа твоего лучше молитвы твоей в моей мечети". После этих слов, она велела построить ей мечеть в самом дальнем и тёмном углу своего дома, и она молилась в ней, пока не встретила Аллаха (Велик Он и Всесилен).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Суть того, что молитва женщины в укромном месте лучше заключается в безопасности от совершения всякого греха. Вероятность совершения грехов особенно увеличилась после того, как женщины стали наряжаться и украшаться, отчего и Аиша (да будет доволен ею Всевышний Аллах) сказала то, что сказала".

Возникает вопрос: "Если дело обстоит так, что молитва женщины в её спальне лучше её молитвы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), почему он тогда запретил мужчинам препятствовать женщинам отправляться в мечеть?". Ответ в том, что есть разница между предоставлением права на свободу и использованием и применением этого права. До прихода ислама к женщине относились, как к предмету интерьера, если она была нужна мужу, он звал её, если нет, то она сидела, не вмешиваясь ни в какие дела. Ислам подарил женщине свободу, но и возложил на неё ответственность. Ислам желает, чтобы женщина пользовалась этой свободой, а не была её лишена. Да будет доволен Всевышний Аллах Умаром и его супругой. Умар не хотел отпускать её в мечеть, но не решался нарушить пророческий запрет. Он встретил её по дороге в мечеть, когда она шла исполнить утреннюю молитву и хмуро взглянул на неё. Она вернулась домой, не помолившись. Когда он сам вернулся после молитвы, он спросил её, почему она не помолилась в мечети, и она ответила ему: "Я думаю, что люди — это люди". После этого она не ходила в мечеть. В одном риваяте говорится о выходе ночью, в остальных источниках нет ограничений, связанных с местом и временем.

Аль-Айни сказал: "Не обусловленный (не ограниченный временем и местом) из этих риваятов переносится на обусловленное". Из слов Аль-Айни следует, что разрешение на посещение мечети имеет силу только ночью, потому что в это время женщины более сокрыты для чужих глаз. Как приводится Аль-Бухари: "Верующие женщины исполняли вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) утреннюю молитву, закутавшись плотно в свои плащи. Исполнив молитву, они возвращались в свои дома, и никто не мог узнать их". Сказано, что невозможно было отличить мужчину от женщины. Также говорится, что люди не могли определить конкретно личность, то есть это Хадиджа или Зайнаб.


Хафиз Ибн Хаджар, наоборот, переносит обусловленное на не обусловленное, делая из этого вывод, что днём посещать мечеть для исполнения молитвы женщине проще, чем ночью. Он сказал: "Ночью больше вероятности для подозрений, чем днём".


Душа склоняется к тому, что разрешение ночного посещения мечети, не означает разрешения на дневное посещение, потому что искушение и вероятность подозрения исходят ночью только от женщины, а днём уже, как от женщины, так и от мужчины.

Остается упомянуть о некоторых мнениях и комментариях учёных в отношении посещения мечети женщиной. Автор "Аль-Хидая" сказал: "Нежелательно им (женщинам) посещать коллективные молитвы". Комментаторы "Аль-Хидая" сказали: "То есть молодым девушкам из них (женщин)".


Имам Аш-Шафии сказал: "При отсутствии искушения дозволено им идти в мечеть".
Имам Абу Ханифа и его ученики сказали: "Не дозволено им идти в мечеть, потому что это приводит к искушению и это причина запрета, ибо то, что приводит к запретному является запретным".


Аль-Айни сказал: "Эти их слова (харам - запретность) означают нежелательность, особенно в это время, когда распространился разврат среди людей. Не осуждается посещение мечети старой женщиной для исполнения утренней, вечерней и ночной молитв по причине отсутствия искушения. Так сказал Абу Ханифа. Абу Юсуф и Мухаммад сказали: "Старой женщине можно посещать все молитвы, потому что нет искушения в ней".


Учёные маликиты делают разделение между старой и молодой женщиной, говоря, что в данном хадисе говорится о старых женщинах, а не о молодых. Некоторые из них, опираясь на слова Аиши (да будет доволен ею Аллах) говорят о запрете женщинам посещать мечеть. Ибн Хаджар - шафиитский учёный так комментирует слова матери правоверных: "Это следует рассмотреть. От её слов действие закона не меняется, потому что она обусловила его тем, чего нет, опираясь на предположение. Она сказала: "Если бы он (Посланник Аллаха) увидел, то запретил бы это". Он не видел и не запретил, поэтому закон сохраняет свою силу. Сама Аиша тоже не говорит явно о запрете, из её слов понятно, что она только склоняется к этому. Также Аллах, Свят Он, знал о том, что произойдёт, но несмотря на это, сказал Своему Пророку, чтобы он запретил женщинам посещать мечеть. Если запрещено им посещать мечеть по причине того, что они стали украшаться, то посещать другие места, такие, как рынки ещё более запретно для них. Тем более, что это совершают некоторые женщины, но не все, и если это запрещено, то это касается тех, кто это делает".

Выводы из данного хадиса

1. Имам Ан-Наваи сказал: "В этом хадисе доказательство того, что женщина не должна покидать дом, кроме как с разрешения мужа. Этот хадис распространяется на мечети, поэтому в другие места он также имеет право запретить ей выходить".

2. Из хадиса следует что мужьям запрещено препятствовать исполнению предписанных, обязательных деяний, таких, как свидетельство, паломничество, посещение родителей, родных, потому что, если им запрещено препятствовать исполнению ими коллективной молитвы, что является сунной, то запрет на выполнение ваджиба тем более понятен.


3. Нужно воспитывать и наставлять даже взрослых детей, как это делал Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Всевышний Аллах) со своими сыновьями.
4. В хадисе имеется указание на стремление сподвижников (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах) к сохранению сунны и их гнев при нарушении сунны.

Читайте также: