Объясните взгляды ученых на проблему происхождения права какие аргументы сторонников каждой точки

Обновлено: 16.06.2024

Теологическая теория Религиозные мыслители Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами
добра и справедливости, дарованной свыше.
Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Работа содержит 1 файл

правоооооооо.docx

Практическая работа №2

(не менее 7 теорий происхождения)

Название теории Сторонники Суть теории Достоинства Недостатки
Теологическая теория Религиозные мыслители Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами

добра и справедливости, дарованной свыше.

Право связано с государством и зависит от социально- экономических факторов общества. Признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до

суверенной нормы высшей юридической силы;

идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д.,

следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "позитивным" правом.

Право порождено противоречиями жизни, военными конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила игры и устанавливает свой порядок. Ему подчиняется побеждённый. Несомненной заслугой является обоснование принципов как:

1) верховенство закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативно-правовыми актами,

2) недопустимость отказа в правосудии по мотивам наличия в действующем законодательстве пробелов или неясных норм права;

3) требование неукоснительного исполнения действующих законов государственными органами, гражданами и иными лицами.

2. Русский юрист Б.А. Кистяковский полагал , что юридическая наука не может признать одного понятия права. По вашему мнению , Б.А. Кистяковский был прав?

Да , я согласен с Б.А.Кистяковским, что юридическая наука не может признать одного понятия права. Существуют множество разных определений (понятий) права в узком и широком смысле.

3.Выпишите и проанализируйте не менее пяти определений права.

4.Определите , к какой теории происхождения права относятся каждый их них: 1.право- это воля класса, возведенная в закон;2. право –это то, что создано судом; 3.Право – это совокупность норм, принципов, установлений, вытекающих из природы человека?

1.право- это воля класса, возведенная в закон (ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА)

2. право –это то, что создано судом (Нормативистская теория права)

3. Право – это совокупность норм, принципов, установлений, вытекающих из природы человека (Психологическая теория)

1.Смысл права как науки.

2.Это одно конституционных прав и свобод человека.

7.Укажите, к каким источникам (Формам) права относятся :

1.Договор о аренде помещения;

2.Решение судьи принятое на основе решения аналогичному делу;

5.Фиксация нравственного правила, как нормы закона;

Какой из перечисленных примеров не является источником права?

1.Нормативный правовой договор

3.Нормативно - правовой акт

4.Не относится к источникам права

5.Нормативно – правовой акт

6. Нормативный правовой договор

1.Гипотеза (лицу , находящемуся в опасном для жизни состоянии).

3.Санкция (наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев).

9.Найдите в действующем законодательстве:

  1. Правовые обычаи, а также нормы, которые изначально были именно обычаями, а затем нашли свое закрепление в праве;
  2. По одному примеру на каждый вид нормативных правовых актов;

А) 1. Суд, рассматривая дело о разводе супругов и решая вопрос о том, с кем из родителей оставить детей, почти всегда склоняется в пользу матери. Подобного рода решения принимаются на основе обычая, согласно которому воспитанием ребенка в основном занимается мать. И только если отец докажет, что мать не способна воспитывать ребенка в силу своих физических сил или, чаще, моральных качеств, то суд оставляет ребенка с отцом.

2. Многие современные законы происходят именно от обычаев. Например, обычай, требующий заботливого воспитания детей - будущих граждан государства был изначально санкционирован в ряде судебных приговоров и решений, а затем 7 апреля 1935 года стал нормой закона. Семейный кодекс 1998 года тоже содержит данную норму.

3. Ст.134 Кодекса торгового мореплавания РФ устанавливает: "Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки".

Б) Нормативно – правовые акты (законы) : конституция РФ;

Федеральный конституционные законы (Федеральные конституционные законы о Конституционном суде РФ , о судебной системе, о референдуме и о Правительстве РФ и тп);

Федеральные законы (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и тп);

Законы субъектов федерации (Закон Челябинской области о муниципальной службе Челябинской области , о социальных гарантиях и тп);

Подзаконные акты : Указ президента РФ, постановления правительства РФ, приказы , инструкции , положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти, решения и постановления местных органов государственной власти, локально нормативный акты, решения , распоряжения, постановления местных органов государственного управления, нормативные акты муниципальных органов.

13. В теории государства и права существуют различные точки зрения об обоснованности деления права на частное и публичное. Найдите позиции ученых и обоснуйте собственную позицию по этому вопросу.

Ответ: Деление права на публичное и частное сложилось в юридической науке и практике давно , его проводили еще римские юристы как утверждал двевнеримский юрист Ульпиан , публичное право есть то, которое относится к положению римского государства , тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. Соответственно , публичное право – это область государственных дел, а частное право – сфера частных дел.

Целью данной работы является всесторонний анализ концепций происхождения и сущности права.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) проанализировать общие закономерности возникновения права;
2) изложить различные взгляды на теорию возникновения права;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
1 Закономерности возникновения права……………………………………. 7
1.1 Причины возникновения права……………………………………………7
1.2 Пути формирования права…………………………………………………9
2 Основные теории происхождения права ……………………………………12
2.1 Естественно-правовая теория…………………………………..…………….12
2.2 Теологическая теория………………………………………………………..12
2.3 Историческая школа права………………………………………………….13
2.4 Марксистская теория………………………………………………………. 13
3 Современные подходы к пониманию права и их значение для
юридической практики…………………………………………………………..16
3.1 Нормативный подход к праву как средству поддержания законности
и стабильности…………………………………………………………………….16
3.2 Социологический подход к праву как средству обеспечения динамизма
общественной жизни……………………………………………………………17
3.3 Психологическая теория права и возможности ее использования в
юридической практике…………………………………………………………. 18
3.4 Теория естественного права как утверждение свободы и справедливости
в практике правового государства………………………………………………20
3.5 Интегративный подход к пониманию права………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………..23
Глоссарий…………………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………………. 27

Файлы: 1 файл

Современный взгляд на происхождение права.doc

Критикуя теорию о том, что право является велением государства, Петражицкий приводит три довода:

1) пришлось бы отрицать общеобязательность международн ого права;

2) определение заключает в себе definition per idem, определяет х через х, безысходный логический circulus.

3) признанием со стороны государства пользуются не только нормы права, но и разные другие правила поведения: религиозные, нравственные. Теория государственного признания не содержит критерия для отличия норм права от прочих правил поведения, признанных органами государственной власти путем включения в законы.

Очень многие тонкости теории Л.И. Петражицкого обнаруживаются там, где он объясняет деление права на объективное и субъективное, интуитивное и позитивное, официальное и неофициальное. Представляется, что наша практика (законодательная и правоприменительная) могла бы более плодотворно использовать некоторые его выводы. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологического мира индивида. Психологические процессы разных уровней - такая же реальность, как и экономические или политические процессы. Право опосредуется ими, живет в них, проявляет через них свою эффективность. Практический юрист не может игнорировать того факта, что часто люди осуществляют свою деятельность, не зная законов, вопреки законам, в обход законов, при пробелах в законе и т.д.

Важно знать психологический механизм действия правовых норм, мотивацию правоприменения в связи с ценностной детерминацией и профессиональной ориентацией правоприменителя.

3.4 Теория естественного права как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства

Еще в глубокой древности наметилось различие права (естественного) и закона. Кульминацией такого подхода были взгляды и практика буржуазной революции, направленной против феодального произвола и беззакония (часто возводимого властью в закон). Возрождение естественно- правовых идей имело место после Второй мировой войны как реакция на юридический позитивизм и фашистскую политическую систему. Естественно-правовые взгляды всегда активизировались при переходе от полицейского государства к государству правовому.

Основной постулат рассматриваемого направления - вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую 10 . Оттенки мнений многообразны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения - справедливого и разумного. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу человека, природу вещей.

3.5 Интегративный подход к пониманию права

Знакомство с разными подходами к праву обнаруживает также много ценного и приемлемого в каждом из них. И в этой связи возникает соблазн объединить в единое понятие все признаки, более всего отвечающие интересам правоприменительной практики. Опасность одна: где гарантии, что этот выбор не будет субъективен, что он не объединит все недостатки, все пороки? Следуя интегративному подходу, не стоит настаивать на том, что тот или другой признак права является неприемлемым или, напротив, существенным, необходимым, без которого права вообще нет. По-видимому, есть такие качества, отсутствие которых делает право несовершенным, ущербным, консервативным, реакционным и т.д. Вряд ли в действительности мыслимо вполне совершенное право. Ну, уж если и искать существенные признаки права, то делать это надо отдельно по отношению к содержанию и к форме права. И тогда справедливые меры свободы будут характеризовать содержание права, а формальным свойством существенного характера будет общеобязательность, основывающаяся на принуждении со стороны главенствующей структуры данного социума. Таким образом, для практика не столь уж и важно, где содержатся нормативы, которыми он должен руководствоваться, - в писаных актах-документах, в правовых отношениях, в правосознании, - главное, чтобы решение выражало ту меру свободы и справедливости, которая фактически защищена в этом обществе. В противном случае неизбежны конфликты.

Таким образом, право в действительности всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных изменений и неодинаковой трансформации в зависимости от условий места и времени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия.

Таким образом, право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом (см. приложение В) 11 .

Заключение

Изучение процесса происхождения права в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей его возникновения позволяет не только раскрыть природу этого феномена, определить причины и условия его существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах его существования.

1) появление права шло параллельно с развитием государства, поскольку именно право выступало основой организации государственной власти, структуры государственных органов, определяло порядок и процедуру занятия государственных должностей, их полномочия;

2) формирование права происходило под влиянием различных факторов, соотношение которых было различным в разных государствах, что обусловило некоторые особенности образования права в странах Запада и Востока;

3) теория естественного права снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства и права;

4) теологическая теория происхождения права была одной из первых, которая объясняла возникновение права в результате божественной воли. В основу теологического учения положен тезис о существовании высшего божественного закона, который составляет основу действующего права;

5) согласно взглядам сторонников исторической школы право создается законодателями, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа. Задача ученых – правоведов состоит в том, чтобы уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, имея готовое право, должен его переработать в действующее законодательство;

6) согласно марксистской концепции связь права с государством, экономическим строем, классовыми структурами, принуждением и насилием является неразрывной. В рамках этой теории утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права;

7) согласно нормативному подходу к праву как средству поддержания законности и стабильности правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства;

9) в рамках широкого подхода к праву отдельные ученые наряду с нормами и правовыми отношениями включают в право правовое сознание. Тем самым отдается дань психологической теории права, которая в свое время претендовала на самостоятельную роль в науке и практике, а впоследствии очень часто вступала и вступает до сих пор в союз с идеями правового реализма и иными теориями;

10) основным постулатом теории естественного права является вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую;

11) знакомство с разными подходами к праву обнаруживает также много ценного и приемлемого в каждом из них. И в этой связи возникает соблазн объединить в единое понятие все признаки, более всего отвечающие интересам правоприменительной практики. В этом заключается интегративный подход к праву;

12) право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Читайте также: