11 парламент как высший орган законодательной власти история разновидности структура и полномочия

Обновлено: 25.06.2024

Впервые однопалатный парламент был образован в Великобритании в XIII в., ужес средины XIV в. он стал двухпалатным. Однако своё реальное значение как законодательное собрание парламент приобрёл после буржуазных революций XVII – XVIII вв., когда в основу государственного устройства в ряде стран был положен принцип разделения властей. В современном мире парламент под разными названиями существует практически во всех стра­нах. В США и странах Латинской Америки он именуется конгрессом, в Великобритании, Франции, Италии – парламентом, в Швеции – риксдагом, в России – Федеральным собранием, в Республике Беларусь – Национальным собранием.

По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные.

Однопалатный парламент.Способ формирования – путём выборов. (Дания, Швеция, Финляндия и др.)

Двухпалатный парламент. Способ формирования: Верхняя палата -по принципу наследования (Великобритания); по принципу назначения главой государства (Кана­да, Иордания и др.); по принципу избрания (США, Италия, Индия, Франция). Нижняя палата –путём выборов. Сфера компетенции палат: Верхняя палата –зачастую выступает свое­образным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Нижняя палата – как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней полити­ки. (США, Канада, Герма­ния, Великобритания, Франция, Россия, Беларусь и др.)

Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион человек населения представляют от 9 до 17 депутатов.

Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум – необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса.

Представляется важным, чтобы работа парламента была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятель­ностью.

Для большей эффективности и упорядоченности зако­нотворческой деятельности парламент структурирован:

- парламентские ко­миссии(комитеты), разрабатывающие и оценивающие основы зако­нопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление;

- фракции –группы, объединяющие в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руково­дящих и вспомогательных органах парламента, а также на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня. Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы, что способствует сокращению времени прений.

- функции координирования действий раз­личных политических сил принадлежат председателю парламента(в англо­язычных странах именуемому спикером). Обычно он изби­рается на весь срок полномочий палаты и, кроме функции председательствующего, представляет ее во взаимодей­ствии с другими органами, следит за расходованием фи­нансовых средств и работой административно­го аппарата палаты.

Основные функции парламента можно условно разделить на внутриполитические и внешнеполитические.

К внутриполитическим функциям парламента относятся:

- законотворческая (осуществление процедуры принятия закона), в которой вы­деляют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных групп и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти;

- представительская заключается в представлении и защите избранными депутатами парламента интересов отдельных социальных групп и общества в целом;

- разработка и утверждение государственного бюджета;

- контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;

- функция обратной связи осуществляетсяпосредством контактов депутатов с избирателями, с целью обеспечения социальной поддержки проводимого курса.

Среди внешнеполитических функций парламента выделяют:

- утверждение военной доктрины и основных направ­лений внешнеполитической деятельности государства;

высшие органы законодательной власти РФ

В Российской Федерации законодательные функции исполняет парламент. Он наделен соответствующими полномочиями Конституцией. Рассмотрим далее, какие высшие органы законодательной власти в него входят.

Структура

Парламент представляет собой коллегиальный избираемый либо частично назначаемый орган. Он представляет суверенитет всего населения страны, выражает его волю в форме законов. В структуру парламента входят следующие высшие органы законодательной власти Росссии: Совет Федерации и Госдума. При этом последняя выступает как представитель всего народа страны. В СФ отражается федеративный характер государственного устройства. Парламент - постоянно действующий институт. Он выступает как единый организм. Однако это не означает, что высшие органы законодательной власти РФ, входящие в него, действуют вместе. Конституция устанавливает, что заседания СФ и Госдумы проходят раздельно. Вместе с этим указанные палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий главы страны, КС, а также докладов представителей зарубежных держав.

Предпосылки к образованию

органы законодательной власти

Действующие сегодня высшие органы законодательной власти РФ пришли на смену прежним институтам. Ими выступали Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Эти органы законодательной власти не смогли стать настоящим парламентом страны. Обусловлено это было тем, что полномочия, которые возлагала на них прежняя Конституция, противоречили действующим сегодня принципам государственного устройства.

Полномочия

Высшие органы законодательной власти РФ обладают исключительным правом принимать нормативные акты. Ни один ФЗ не может приниматься без рассмотрения СФ и Госдумы. При этом Конституция запрещает формировать какие-либо иные структуры, обладающие такими полномочиями. Высшие органы законодательной власти РФ в рамках своих полномочий могут оказывать влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны. Осуществляется это воздействие посредством принятия ФЗ. Выполняя свои функции, эти институты не зависят от президента и судов. Однако между всеми этими структурами установлена тесная взаимосвязь.

Независимость

высшие органы законодательной власти Росссии

Высшие органы законодательной власти РФ не подчиняются никакому контролю исполнительных институтов. Они финансово независимы и самостоятельно определяют свои расходы. Последние фиксируются в бюджете. Федеральное собрание (СФ и Госдума) самостоятельно распоряжаются финансовыми средствами. Палаты парламента формируют вспомогательный аппарат. В его деятельность не могут вмешиваться исполнительные структуры. Высшие органы законодательной власти РФ сами определяют собственную организацию и порядок деятельности, руководствуясь при этом конституционными положениями. Никто не вправе вмешиваться в работу парламента. Этим обеспечивается действительное всесилие Федерального собрания, его самостоятельность и независимость.

Ограничения

При достаточно широких полномочиях существуют и ограничительные механизмы. Они выражены в следующих конституционных формах:

  1. Вето президента.
  2. Референдум (при его созыве могут быть одобрены законы и без участия парламента).
  3. Право главы страны на роспуск Госдумы в определенных случаях.
  4. Требование Конституции принимать финансовые законы исключительно после согласования с правительством.

Кроме этого, в качестве ограничителей законодательной власти в РФ выступают ратифицированные международные соглашения, юридическая сила которых выше ФЗ.

Совет Федерации

высшие органы законодательной власти

Он состоит из членов, которые представляют все субъекты страны. СФ призван выражать интересы существующих регионов. От каждого субъекта РФ в Совете Федерации присутствует по 2 представителя. СФ формируется путем избрания его членов. Кандидатом может являться гражданин РФ старше 30 лет. При этом он должен обладать избирательным правом. Представителями от регионов являются должностные лица законодательного и исполнительного органов субъекта.

Госдума

СФ имеет неразрывную связь со второй палатой парламента. Деятельность Госдумы и Совета Федераций по принятию законов выступает в качестве основной функции этих органов. Государственная дума образуется путем всеобщих выборов. В составе этого органа присутствует 450 депутатов. В качестве члена Госдумы может выступать гражданин страны, возраст которого не меньше 21 года. Он, как и кандидат в члены СФ, должен обладать избирательным правом.

Один и тот же человек не может одновременно быть в составе Совета Федерации и Государственной думы. Избрание депутатов осуществляется согласно партийным спискам. Для обеспечения надлежащей подготовки и последующего рассмотрения вопросов при Госдуме создается специальный совет. Он планирует работу и завершает формирование законопроектов, которые будут обсуждаться на заседаниях.

Читайте также: