Какие сведения проверяет специалист банка на 2 и 3 странице общегражданского паспорта рф

Обновлено: 28.06.2024

В соответствии с пунктом 51 Положения 2002 г. проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится в случае отсутствия у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации. Это также распространяется и на случаи отсутствия у совершеннолетнего лица или ребенка в возрасте от 14 лет действительных документов, подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации, то есть если загранпаспорта не имеется или срок его действия уже истек, а внутренний паспорт российского образца не оформлялся либо подлежит замене при наличии одного из оснований, предусмотренных пунктом 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828.

Такая проверка может осуществляться по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа.

Заявление, составленное в произвольной форме, возможно, с использованием Приложения № 1, должно содержать просьбу лица или законного представителя ребенка о проведении проверки и его согласие на обработку персональных данных. К заявлению прикладывается квитанция об оплате консульского сбора, опросный лист (Приложение № 2) с фотографией, в котором указываются полные установочные данные проверяемого лица (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и/или пребывания), прежние установочные данные в случае их изменения, места проживания в период с 6 февраля 1992 г., а также изложены обстоятельства (по сведениям заявителя), при подтверждении которых можно сделать вывод о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, в частности:

а) в отношении лиц, состоявших в гражданстве СССР и проживавших на территории Российской Федерации, - адрес постоянной регистрации (прописки) на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г. (приобретение гражданства в порядке признания на основании части первой статьи 13 Закона 1991 г.);

б) в отношении лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживавших на территории Российской Федерации, временно выехавших за ее пределы до 6 февраля 1992 г. в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам (в т.ч. отбывание наказания в местах лишения свободы, прохождение срочной службы в армии и т.д.) и возвратившихся к месту проживания в Российскую Федерацию после указанной даты, - адрес постоянной регистрации (прописки) до выезда и после возвращения (приобретение гражданства в порядке признания на основании части первой статьи 13 Закона 1991 г. с применением пункта 2 Постановления 1993 г.);

в) в отношении лиц, проходивших по состоянию на 24 июля 1993 г. военную службу в войсковых частях и формированиях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации на территории других государств, в т.ч. в составе Объединенных Вооруженных Сил СНГ (офицеры, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие, проходившие на указанную дату обучение в военных учебных заведениях), либо прибывших для дальнейшего прохождения службы на территорию Российской Федерации в период с 6 февраля 1992 г. по 24 июля 1993 г., - сведения о соответствующих войсковых частях и формированиях (приобретение гражданства в порядке признания на основании части первой статьи 13 Закона 1991 г. с применением пункта 3 Постановления 1993 г.);

г) в отношении лиц, проживавших на территории Республики Крым и г. Севастополь, - адрес постоянной регистрации (прописки) на территории указанных субъектов Российской Федерации на 18 марта 2014 г. (приобретение гражданства в порядке признания на основании части первой статьи 4 Федерального конституционного закона 2014 г.);

д) в отношении лиц, оформивших приобретение (восстановление) гражданства в порядке регистрации на основании статьи 18, первой и второй частей статьи 20 Закона 1991 г., - сведения о дате регистрации гражданства и соответствующем полномочном органе;

е) в отношении лиц, оформивших приобретение (восстановление) гражданства в общем порядке по ходатайству, поданному в период с 6 февраля 1992 г. по 1 июля 2002 г. (статья 19 и часть третья статьи 20 Закона 1991 г.) или по заявлению, поданному после 1 июля 2002 г. (статьи 13 и 15 Федерального закона 2002 г.), - сведения о номере и дате принятия указа Президента Российской Федерации;

ж) в отношении лиц, оформивших приобретение (восстановление) гражданства в упрощенном порядке на основании статьи 14 Федерального закона 2002 г. (после 1 июля 2002 г.), в том числе в возрасте до 18 лет (по заявлению родителя, опекуна, попечителя - граждан Российской Федерации) на основании части второй (до 1 января 2004 г.) или части шестой (после 1 января 2004 г.) статьи 14 Федерального закона 2002 г., а также части второй статьи 15 Федерального закона 2002 г., - сведения о дате принятия решения и соответствующем полномочном органе;

з) в отношении лиц, оформивших приобретение гражданства в возрасте до 18 лет одновременно (совместно) с родителями, одним из родителей, единственным родителем, опекуном на основании части первой статьи 26 или статьи 27 Закона 1991 г. (по заявлениям и ходатайствам, поданным до 1 июля 2002 г.) либо на основании части первой статьи 24, частей первой-четвертой статьи 25 или части третьей статьи 27 Федерального закона 2002 г. (по заявлениям, поданным после 1 июля 2002 г.), - сведения о дате регистрации гражданства или принятия решения и соответствующем полномочном органе либо сведения о номере и дате подписания указа Президента Российской Федерации [1] ;

и) в отношении лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживавших на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г. и не достигших на эту дату 14-летнего возраста, - сведения об адресах постоянной регистрации (прописки) на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г. их родителей или единственного родителя (приобретение гражданства по признанию на основании части первой статьи 13 либо в порядке следования гражданству родителей на основании части первой статьи 25 Закона 1991 г.);

к) в отношении детей, родившихся в период с 6 февраля 1992 г. по 30 июня 2002 г., - сведения о месте рождения, гражданской принадлежности родителей или единственного родителя на дату рождения (приобретение гражданства по рождению (ex-lege, автоматически) на основании статьи 14, части первой статьи 15, статей 16-17 Закона 1991 г.);

л) в отношении детей, родившихся в период с 6 февраля 1992 г. по 30 июня 2002 г., один из родителей которых имел гражданство Российской Федерации, а второй имел иное гражданство, - сведения о полномочном органе, в который было подано письменное соглашение о выборе ребенку гражданства (приобретение гражданства по рождению на основании части второй статьи 15 Закона 1991 г.) [2] ;

м) в отношении детей, родившихся после 1 июля 2002 г., - сведения о месте рождения, гражданской принадлежности родителей или единственного родителя на дату рождения, наличии иного гражданства по рождению (приобретение гражданства по рождению (ex-lege, автоматически) на основании статьи 12 Федерального закона 2002 г.).

В опросном листе также указываются обстоятельства выезда с территории Российской Федерации (дата, страна выезда, цель поездки), сведения об имеющихся у заявителя документах (ранее выданный внутренний и (или) заграничный паспорт гражданина Российской Федерации и (или) СССР, иностранный паспорт, военный билет, свидетельства о рождении, усыновлении, браке, перемене имени и т.д.) и данные о возможных обращениях заявителя по вопросу выхода из гражданства Российской Федерации, соответствующем полномочном органе и принятом решении, иная информация, подтверждение которой позволит сделать вывод о наличии либо отсутствии гражданства.

[1] Дети в возрасте до 14 лет (на момент подачи заявления о приобретении гражданства родителем) приобретали гражданство одновременно (совместно) с обоими родителями или единственным родителем и в тех случаях, если в заявлении родителя, в принятом решении и других материалах дела вопрос о приобретении гражданства ребенком не был отражен; дети в возрасте от 14 до 18 лет приобретали гражданство только при наличии их письменного согласия.

[2] При отсутствии такого соглашения ребенок приобретал гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Правда в том, что в большинстве случаев бизнес не замечает проверку.

Комплаенс Тинькофф Бизнеса

Банки и правда всех проверяют, даже физлиц

В рамках 115-ФЗ банки проверяют все операции по счету компании, ИП и физлиц. Без исключений. Даже если деньги ушли, а через минуту поступили на счет другой компании, проверка все равно была.

Что ждать компании, рассказываем на примере Тинькофф Бизнеса. Как работает процесс в вашем банке, лучше уточняйте у него.

В большинстве случаев бизнес не замечает проверку

У проверки три этапа:

  1. Автоматический. Он проходит за секунды, бизнес о нем даже не знает.
  2. Ручной. Допустим, автоматическая проверка показывает, что с оплатой поставки не то. Тогда подключается специалист и вручную просматривает сведения — например, какой компании ушли деньги. Если все в порядке, банк проводит платеж. Такая проверка занимает немного времени, и обычно бизнес ее тоже не замечает.
  3. Дополнительный запрос — как раз об этом этапе все говорят. Бывает, что после ручной проверки у специалиста все равно остаются вопросы. Тогда с бизнесом связываются: задают вопросы и просят прислать документы.

Еще раз: компания не замечает большую часть проверок. Но они есть.

Банк может запросить документы или только задать вопросы

Даже если у банка появились вопросы, не факт, что клиент об этом узнает. Возможно, комплаенс сам изучит информацию. Рассказываем о возможных вариантах.

Банк не обязательно останавливает все платежи

Есть стереотип, что раз у банка появились вопрос, то всё: блокировка счета, компания сидит без денег и просто ждет окончания проверки. Это не так. Вариантов больше, и есть такие, что бизнес вообще не замечает проверки.

Возможные действия банка во время проверки в рамках 115-ФЗПоследствия для компании
Не ограничивает дистанционное обслуживаниеКомпания отвечает на вопросы банка, но работает со счетом как обычно
Временно приостанавливает конкретный переводКомпания пока не может перевести деньги партнеру, например оплатить поставку. Этот платеж вызвал вопросы, поэтому пока банк его не пропускает.

В большинстве случаев Тинькофф Бизнес приостанавливает только конкретный платеж, остальными деньгами бизнес может пользоваться как обычно: оплачивать поставки, аренду, выдавать зарплату — все, что нужно.

Даже если банк приостановил платежи, деньгами частично можно пользоваться

Общее правило такое: вы можете делать все, кроме перевода денег на свой счет или на счет другой компании или физлица.

❌ При ограниченном доступе нельзя✅ Можно
Переводить деньги себе или партнеру1. Заходить в личный кабинет.

3. Присылать документы в чат.

4. Платить налоги и взносы.

5. Переводить зарплату, если до этого уже платили со счета в Тинькофф Бизнесе, в том числе налоги и взносы за сотрудников.

После проверки банк не всегда рекомендует закрыть счет

Есть еще один миф — что любая проверка заканчивается плохо. Это не так. Вот что может быть.

Возможные действия банка по итогам проверки в рамках 115-ФЗПоследствия для компании
Не ограничивает дистанционное обслуживаниеКомпания работает со счетом как обычно
Рекомендует не платить конкретному контрагентуЕсли компания будет пытаться оплатить счет от этого контрагента, банк не пропустит платеж.
Если компания будет настаивать, банк порекомендует закрыть счет и перейти в другой банк
Рекомендует закрыть счет и перейти в другой банкКомпания может оставить счет в этом банке, но она не сможет платить или снимать деньги

Какой вариант выбрать, решает программа банка и сотрудники комплаенса, предугадать невозможно.

Если у вас счет в Тинькофф Бизнесе, вы можете получить консультацию специалиста по закону 115-ФЗ. Спрашивайте о чем угодно: мы ответим устно или в чате — как вам будет удобно. Это бесплатно.

Опишите свой кейс или задайте вопрос в чат, и персональный менеджер свяжет вас со специалистом по 115-ФЗ.

Сейчас читают

Может ли или пенсионер не платить страховые взносы?

В законе всего несколько случаев, когда ИП может временно не платить взносы. Пенсионный возраст и инвалидность к ним не относятся.

Кто и как подписывает УПД?

Подписи в УПД ставят сотрудники продавца и покупателя. В некоторых случаях расписаться должны главный бухгалтер и руководитель или предприниматель

Налоговый маневр для ИТ: что делать, если не подходишь по условию о выручке

Чтобы ИТ-компании платить меньше налогов и взносов, нужно получить 90% выручки за ИТ-деятельность. Разбираем, что нужно, чтобы подойти под условие

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Власти решили усовершенствовать основной регламент о паспорте гражданина Российской Федерации – Положение 1997 года № 828, особенно в части сроков действия и оформления этого удостоверения личности. В данном материале – обзор постановления Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 в части нового и изменений по паспортам РФ с 16 июля 2021 и 2022 года.

Новый срок действия паспорта РФ

Положение о паспорте гражданина РФ, образце бланка и его описании утверждено постановлением Правительства России от 08.07.1997 № 828. С 16 июля 2021 года оно действует в новой редакции благодаря указанному постановлению Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 с изменениями (далее – Постановление № 1205).

Теперь срок действия российских паспортов, подлежащих замене при достижении возраста 20 и 45 лет, продлён до 90 дней.

Отметим, что до 16.07.2021, когда гражданину исполнялось 20 или 45 лет, ему необходимо было сразу же поменять паспорт, так как этот документ автоматически становился недействительным.

Суть в том, что на период оформления нового паспорта, которое занимает от 10 до 30 дней, гражданину выдавали временное удостоверение личности. Однако с таким документом возможности очень ограничены. Например, невозможно оформить в банке кредит или зарегистрироваться на сайте Госуслуг.

Новые правила избавили людей от таких неудобств. Теперь общегражданский паспорт РФ лиц, которым исполнится 20 или 45 лет, будет оставаться действительными до дня оформления нового паспорта, но не более 90 дней после достижения этого возраста (кроме военных по призыву).

То есть, экстренно переоформлять документ сразу после дня рождения больше не нужно.

Новый срок на подачу документов на паспорт подростками

Ещё одна новация, которую ввело Постановление № 1205 с 16 июля 2021 года, – продление срока подачи документов для получения паспорта гражданам, достигшим 14 лет. Теперь это не 30, а 90 дней.

Новый порядок для отметок в паспорте РФ

С 16 июля 2021 года в паспорте РФ проставляют только по желанию гражданина следующие отметки:

  • о регистрации и расторжении брака;
  • о детях (гражданах РФ, не достигших 14 лет);
  • о загранпаспортах;
  • о ранее выданных общегражданских паспортах;
  • о группе крови и резус-факторе (как ранее);
  • об ИНН (как ранее).

Отметки о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета, а также о воинской повинности остались обязательными.

Замена паспорта

Это теперь необходимо сделать в том числе в случае:

  • непригодности паспорта для дальнейшего использования из-за нарушения элементов защиты его бланка паспорта, в результате которого невозможно установить его подлинность и обеспечить защиту от изменения нанесенной на него информации;
  • повреждения, нарушающего целостность бланка паспорта (отсутствие страницы или ее части, предназначенной для внесения отметок/записей);
  • износа (повреждения), при котором невозможно однозначно визуально определить наличие или содержание указанных в паспорте сведений и реквизитов (Ф.И.О., дата и место рождения, пол, наименование органа, выдавшего документ, номер или серия, дата выдачи), машиночитаемой записи либо фотографии.

Заверение данных паспорта

Гражданин для подтверждения изложенных в паспорте сведений и идентификации его личности ставит личную подпись на второй странице бланка паспорта при его получении. Исключение – если от физически не может сделать это.

Новый срок оформления паспорта РФ

С 1 июля 2022 года срок оформления российского паспорта составляет не более 5 рабочих дней независимо от того, подано заявление по месту жительства или по месту пребывания.

До 01.07.2022 срок оформления паспорта РФ такой:

  • 10 дней – если документы поданы по месту жительства;
  • 30 дней – во всех остальных случаях.

Также с 01.07.2022 отменён 30-дневный срок для случаев обращения за выдачей или заменой паспорта РФ не по месту жительства, а также, когда утраченный (похищенный) паспорт выдало другое ОВД.

Кроме того, с 1 июля 2022 года МФЦ и организации социального обслуживания передают поданные гражданами для оформления паспорта РФ документы в ОВД в течение 1 дня (ранее – 3 дня).

Чуднова Елена

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

Читайте также: