Объясните почему конституционное право иначе называют государственным

Обновлено: 25.06.2024

Прежде всего, напомним читателю, что каких-нибудь 20 лет назад наши отрасль и наука именовались государственным правом. Известные в советское время ученые потратили немало сил на доказывание, что отрасль права должна именоваться соответственно государственным (А. И. Ким, С. С. Кравчук, А. И. Лепешкин, А. Х. Махненко, В. С. Основин, Я. Н. Уманский, Б. В. Щетинин) или конституционным (В. Ф. Коток, В. А. Рянжин, И. Е. Фарбер) правом.

Учебный курс не место для подробного освещения этой дискуссии, тем более что сторонники одного и того же наименования зачастую руководствовались отнюдь не совпадающими аргументами и тоже критиковали друг друга. Интересующихся проблемой мы адресуем к фундаментальной монографии О. Е. Кутафина, в которой подробно разбираются не только современные подходы, но и дискуссии предшествующих поколений государствоведов.

Обобщенно говоря, основные доводы сторонников государственного права основывались на следующем. Государство возникает в обществе и осуществляет управление им. Личность, общественные объединения граждан существуют не вообще, а в государстве, государственно-организованном обществе. Все общественные отношения так или иначе связаны с деятельностью государства, осуществлением государственной власти. Государственное право как раз и есть та отрасль права, которая закрепляет устройство государства и государственно-организованного общества, правовое положение личности в этом государстве (значит, и в обществе), механизмы реализации государственной власти.

Позиция сторонников конституционного права состояла в следующем. Действительно, есть государство, его органы и механизмы осуществления государственной власти. Однако нельзя все сводить только к государству и осуществлению государственной власти его органами. Государство, общественные объединения, трудовые коллективы, граждане объединяют свои усилия в достижении задач более широкого масштаба, связанных с развитием институтов демократии в обществе в целом. Личность существует не только в государстве, но и в обществе. Конституционное право гарантирует в целом права и свободы личности, обеспечивая учет ее интересов и как индивида, и как участника общественно-политических процессов. Основой объединения государственно-властных и общественно-политических начал в управлении обществом и обеспечении прав и свобод личности является конституция. Отсюда и основания для наименования данной отрасли права конституционным правом.

В принципе особых расхождений по предмету отрасли между сторонниками государственного и конституционного права не было.

Однако первые связывали государственное право преимущественно с институтами государства и государственной власти. При большом желании можно увидеть, что вольно или невольно общественно-политические институты, неизбежные в любом обществе, здесь становятся как бы придатками государства, облекаются в государственно-правовую форму. Кстати, на этой основе несколько позже появилась даже интерпретация государственного права как отрасли, связанной с авторитарным режимом и даже тоталитарной системой.

Сторонники второго подхода считали себя более прогрессивными, поскольку видели назначение нашей отрасли права в способствовании формированию демократических общественных институтов, в освобождении общества от пут государства, в установлении образа жизни, при котором не личность является придатком государства, а государство служит обеспечению прав и свобод личности. Отсюда замену наименования отрасли они связывали с принципиальным изменением ее назначения. Кстати, они получали упреки в безбрежном расширении назначения отрасли, предмет которой становился расплывчатым и неопределенным.

На самом деле наша отрасль права должна решать задачи и того и другого направлений. Возникновение государства и превращение его в основной институт управления обществом ведет к тому, что регулирование общественных отношений осуществляется государством, а государственная власть действительно занимает главенствующие позиции в системе народовластия.

Во-вторых, стал шире предмет конституционного регулирования за счет как государственных институтов (появились новые институты: президентство, профессиональный парламент, конституционное правосудие), так и общественных институтов (политический плюрализм, общественные объединения, гражданские инициативы); многие элементы статуса личности определяются в нормах конституционного права так, что они служат реализации ее возможностей и в государстве, и в обществе. Иначе говоря, сторонники конституционного права получили возможность утверждать: поскольку институционализация новых явлений в государственно-правовой и общественно-политической жизни оформляется посредством Конституции и иных источников данной отрасли права, есть еще больше оснований для наименования ее конституционным правом.

Итак, не надо иметь иллюзий: и конституционное, и государственное право исходит от государства, и предмет отрасли здесь тождествен. Пределы регулирования отраслью права общественных отношений зависят не от ее названия, а от характера этих отношений и объективной потребности только в установлении их правовых основ либо также в детальном правовом оформлении.

Первой в мире конституцией является Конституция США, принятая в 1787 году. Во Франции — в 1791 году.

Что вы помните о содержании Конституции Российской Федерации?

Конституция определяет общественное и государственное устройство и избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, основные права, а также обязанности и свободы граждан, форму правления и форму государственного устройства, структуру государственного механизма.

Что такое референдум?

Всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса.

Какой нормативно—правовой акт обладает высшей юридической силой?

Конституция — основной закон государства.

Есть ли у вас дома Конституция РФ?

Какие виды монархии вы знаете?

• Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха.

• Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями.

п.1 Что такое Конституция?

Вспомните из курса 7 класса, как была принята Конституция РФ. В каком виде она существует?

Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведенного в соответствии с указом президента РФ от 15 октября 1993 года. Вступила в силу в день ее официального опубликования — 25 декабря.

Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти. В ней закреплен принцип разделения властей, определен состав федеративного устройства России. Документ в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Она пришла на смену конституциям 1918, 1925, 1937 и 1978 годов.

Это единый нормативный акт и издаётся отдельной книгой.

п.2 Как появились конституции?

Как вы считаете, какой из описанных актов можно назвать первой конституцией?

Каждый из описанных актов может претендовать на звание первой Конституции.

Я думаю, что можно считать первой Конституцией Основной закон Сан—Марино.

п. 3 Появление конституции в России?

Рассмотрите репродукцию. Как можно охарактеризовать настроение изображённых на ней людей? Как вы считаете, почему принятие важных законодательных актов может сопровождаться высоким эмоциональным напряжением?

Люди воодушевлены, радостны, бурно ликуют, надеются на лучшие перемены в своей жизни, расширение своих прав и свобод.

Как вы думаете, почему принятие конституций обычно связано с революционными или военными событиями?

Принятие конституции связано с изменением государственного строя в стране, приходу к власти новых партий или правителей, а смена строя или существенные изменения в политическом и социально—экономическом положении страны часто происходят в ходе революций или военных событий. Конституция юридически закрепляет такие изменения и стабилизирует новое состояние общества.

Составьте хронологическую таблицу принятия конституций в нашей стране. На основе текста предположите, на какие ещё два вида можно разделить все конституции, если Конституции 1918 и 1925 годов относятся к первому из них, а 1936 и 1977 годов — ко второму.

Всего было 5 Конституций. Принятие каждой из них знаменовало изменения в жизни общества. Первые 4 — социалистические, развивались на основе преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

1—й вид — Конституции РСФСР — конституции республики; 2 вид — Конституции СССР — конституции объединенных республик.

1. Конституция 1918 г.

2. Конституция 1925 г.

3. Конституция 1937 г.

4. Конституция 1978 г.

5. Конституция 1993 г

Вопросы и задания

1. Можно ли конституционное право отнести к ранним отраслям права? Почему вы так думаете?

На мой взгляд, нельзя, потому что Конституция по своей сути, является характерной чертой правового государства, то есть право применяется в государственных масштабах, а ранняя отрасль права на мой взгляд, это обычаи, традиции и т.д.

2. Объясните, почему конституцию называют основным законом государства.

Конституцию правомерно называют Основным законом страны, так как она лежит в основе всех других законов, которые должны быть подчинены Конституции, вытекать из нее, конкретизировать ее отдельные положения и не противоречить ей.

3. В чём вы видите главные отличия современной Конституции РФ от предыдущих конституций нашей страны?

В том, что наша конституция не содержит социалистических идей (идеологии социализма/коммунизма), как это было ранее. Хоть и в большинстве имеются отсылки к социальной жизни населения.

Еще в нашей конституции 1993 года появились основные гарантии, свободы для человека. Собственность по Конституции 1993 перестала быть общенародной, появились иные виды.

Это связано с тем, что в главе 1 и 2 Конституции РФ представлены её важнейшие основополагающие положения (Глава 1 — Основы конституционного строя; Глава 2 — Права и свободы человека и гражданина).

5. Познакомьтесь с Уставом вашего учебного заведения. В чём состоит отличие такого вида документов, как уставы, от конституций?

1) Конституция обладает главенствующей ролью на всей территории государства;

2) Устав учебного заведения распространяется только на лица учащиеся, работающие или каким либо иным образом связанны с ним;

3) Устав не может противоречить конституции или каким—либо образом отменять ее части на территории учебного заведения;

4) Устав может меняться очень часто, но Конституция РФ стабильна, поправки в неё вносились всего 2 раза.

6* Из курса истории вспомните, что вы знаете о конституционных проектах в нашей стране.

Программа конституционных преобразований была разработана императором Александром II. Но его идее не суждено было сбыться. 1 марта 1881 года он был убит народовольцами.

Манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных.

Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Акты 1905—1906 годов фактически учреждали в России конституционный строй. Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось.

7. Какой способ принятия конституций кажется вам наиболее правильным и почему? Хотели бы вы принять участие в обсуждении и принятии Конституции своей страны?

Мне кажется, что наиболее правильный способ принятия Конституции после проведения референдума. Я бы хотела принять участие в обсуждении и принятии Конституции, чтобы быть причастным к принятию основного закона страны.

Конституционное право имеет предметом изучения право, принадлежащее государству, или, еще проще, государственное право. .

Если бы понимать нашу науку как имеющую объектом государственное право, то она имела бы свой эквивалент во всех отраслях юридических наук и свое специальное основание в конституционном праве. В самом деле, понятие государства можно получить независимо от какой бы то ни было его положительной формы: в этом смысле учение о государстве имело бы предметом существенные элементы государства, принципы, на которых оно покоится, и главные исторические типы, в виде которых оно являлось, особенно имея в виду современные типы. Не следует, однако, полагать, что это изучение входит в область так называемой философии права. Философия права может рассматриваться как обширный синтез, в котором учение о государстве фигурирует лишь с основными данными, сюда относящимися, наоборот, эта общая наука о государстве, границы которой мы намечаем в данный момент, имела бы объектом все теории, связанные с существованием государства. И так как в этой науке понятие о государстве берется вообще, то она могла бы также называться общим государственным правом. С другой стороны, эта наука могла бы иметь объектом, как это бывает в области частного права, юридическую организацию определенного народа; и тогда мы имели бы положительное государственное право, которое, хотя и прибегая к сравнениям с правом других государств, имело бы дело с определенным государством. Для нас этим правом было бы итальянское государственное право.

Такое подразделение, как всякий может судить, в одно и то же время и очень просто и очень разумно; оно, именно, восторжествовало, в конце концов, в Германии, где наряду с общим государственным правом . возникло и быстро выросло немецкое государственное право . Такое подразделение, однако, еще не принято в Италии; наука образовалась здесь, исходя из принципов, заимствованных главным образом у французской школы. Оставаясь верными цели, которую мы себе поставили, и, желая как можно более сообразоваться в этом труде с научными тенденциями, господствующими в данное время в Италии, мы ограничимся здесь рассмотрением определения, господствующего в ней, и в то же время пожелаем, чтобы в будущем оставили это определение и прониклись изложенными выше идеями, которые, с абстрактной точки зрения, нам кажутся более предпочтительными.

Что касается итальянских авторов, мы находим в их произведениях три типа определений, отличающихся одно от другого тем, что конституционному праву дают все более и более узкие границы. Некоторые авторы рассматривают конституционное право как науку, изучающую "Конституцию свободных стран" (Казанова, Пальма); другие — как науку, изучающую конституцию государств, имеющих представительную конституционную форму правления (Арколео, Бруниалти); третьи, наконец, — конституцию государств, имеющих монархически-представительную форму (Саредо). Трудно найти научные основания, в силу которых конституционное право может быть понимаемо в более или менее широком смысле; что касается итальянской теории, мы постараемся установить критерии при помощи изложенных выше соображений. Другими словами, продолжая считать государственное право существенным объектом конституционного права, мы попытаемся установить, к какой идее государства относится в действительности итальянская теория, и таким образом постараемся примирить идеи, считаемые нами правильными, с теми, которые преобладают в данное время в итальянских школах.

Когда мы сравниваем идеи государства, вытекающие из приведенных трех определений, с идеями государств вообще и государства определенного, мы замечаем, что наиболее понятное из них слишком узко по сравнению с идеей государства вообще, а с другой стороны, наименее понятное слишком широко для идеи положительного государства. В самом деле, если считать объектом конституционного права одни лишь конституции свободных народов, не получается идеи общего государственного права, так как это право простирается на все формы государства, идет ли речь о свободных или полусвободных государствах. А с другой стороны, ограничивать науку одним изучением монархически-представительных форм не значит дать ей единственным объектом итальянское государственное право, но также вообще право других современных представительных монархий.

Итальянской теории можно дать научную основу при условии, если эта теория создает понятие государства промежуточное – если можно так сказать — между двумя крайними понятиями государства вообще и положительного государства в частности: понятие ограниченное и конкретное по отношению к первоначальному, широкое и абстрактное по отношению ко второму. Мы могли бы назвать это новое понятие государства понятием современного государства. В этом случае наука не имела бы предметом абсолютно абстрактную идею государства и не охватывала бы всех его форм как они следовали одна за другой во времени и существовали в пространстве, и тем не менее не ограничивалась бы юридической организацией определенного народа. Она изучала бы государственную форму — тип, как она вытекает из нынешнего политического состояния цивилизованных народов, главным образом европейских и американских народов. .

Установивши это основание для итальянской теории, мы получаем научный критериум для выбора между тремя типами определения, означенными нами выше. Даже поверхностное изучение состояния народов, давших нам идею современного государства показывает, что политическая форма их правительства есть представительная. Поэтому предпочтительнее принять второй тип определения, по которому конституционное право должно изучать представительный режим вообще, а не все свободные политически формы или только одну монархически-представительную.

И в самом деле, раз принята абстрактная идея современного государства, и в то же время нежелательно прийти к идее положительного государственного права, почему держаться за монархически представительную форму? Если все свободные формы принять за объект конституционного права, очевидно, что мы тем удалимся о понятия современного государства. Почему тогда не перейти тотчас же к идее общего государственного права, обнимающего также изучение деспотических и полусвободных форм? Некоторые могли бы, пожалуй, оправдать это исключение деспотических форм тем, что "они не соответствуют разуму". Но такие субъективные предубеждения не могут найти места в научном последовании, и нельзя не признать естественными, физиологическими или, если угодно, "соответствующими разуму" политические формы, которые были усвоены некоторыми народами в течение очень долгого времени и которые сохранились до нашего времени.

Из того, что эти формы более неприменимы к нашему политическому состоянию, нельзя заключать, будто их надо рассматривать как противные праву.

Вот почему мы можем в заключении дать науке, составляющей предмет этого труда, определение, способное примирить различные указанные уже нами требования. Для нас конституционное право есть наука, изучающая юридическую организацию современного представительного государства вообще и положительную конституцию итальянского государства в частности.

М.И. СВЕШНИКОВ

ОЧЕРК ОБЩЕЙ ТЕОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА.
СПб., 1896

Специально обращаясь к государственному праву, мы можем сказать, что эта наука, как она поставлена в западноевропейском праве, по самому своему производству должна быть наукой, выясняющей нам юридические отношения, существующие в самом государстве. Но эти юридические отношения, существующие в государстве, могут коснуться двух сторон: статической и динамической. Государство может быть рассматриваемо с точки зрения его устройства, незыблемости тех начал и принципов, на которых стоит политическое соединение, и государство может быть рассматриваемо с точки зрения его деятельности, с точки зрения выяснения тех начал, принципов, которые определяют государство как действующий агрегат учреждений. Первый род отношений ведет к установлению науки государственного права, второй род отношений ведет к установлению науки административного или, как иначе называют, полицейского права. Обе эти науки тесно связаны между собой, потому что для общего понимания природы такого союза людей, который мы называем государством, необходимо рассматривать его как с точки зрения статической, так и динамической. Но и то и другое право, государственное и административное, стремится выяснить нам природу тех юридических отношений, которые возникают в государстве, будет ли оно рассматриваемо с точки зрения устройства или управления. Государственное право, как наука юридико-политическая, должна быть определена следующим образом: предмет государственного права составляют юридические отношения, существующие в государстве и определяющие основные начала, на которых зиждется порядок и свобода в данном политическом союзе. При таком определении предмет; государственного права, сама задача и метод исследования будет для нас совершенно ясен. Мы можем воспользоваться успехами других наук, приложить к исследованию политических явлений те самые требования от научной системы, которые мы видим в других отраслях знания. Метод, которого следует держаться в исследовании всех явлений науки, есть тот, который мы употребляем во всех науках, а именно: анализ, конструкция и классификация. Цель всякой науки заключается в выяснении природы данных отношений и указаний на условия сосуществования или последовательности данных явлений. Рассматривая юридические отношения в государстве, определяющие основы порядка и свободы в политическом союзе, мы должны стремиться выяснить природу этих юридических отношений и по возможности выяснить условия их сосуществования и последовательности. Такова задача всякой науки, такова задача и науки государственного права.

Таким образом, мы можем обозначить государство как особое территориальное соединение людей, самостоятельная власть которого установляет и охраняет совокупность юридических отношений, обеспечивающих порядок и свободу в жизни народа. Государство, обозначаемое таким образом, может быть предметом целого ряда однородных государственных или политических наук. Согласно выше указанному плану, нам необходимо сказать несколько слов о значении науки государственного права в системе политических наук. Наименование "Государственное право" указывает на две основные черты новой науки, во-первых, предмет ее изучения есть государство, т.е. особого вида территориальное соединение людей, далее наименование "право" показывает, что в данной науке имеется в виду рассматривать отношения, существующие в этом соединении лишь с юридической точки зрения. Эта юридическая точка зрения на явления государственной жизни не исключает возможности обращать внимание на те условия нравственного, экономического и политического характера, которые влияют на установление той или иной меры государственного порядка. Юридическая точка зрения нужна потому, чтобы, исследуя политические явления во всей их совокупности, можно было бы вывести ряд необходимых юридических положений, определяющих отношения всех элементов государства. Поэтому наука государственного права есть наука политическая, имеющая в виду выяснить юридические соотношения между основными элементами государства. Главнейший вопрос старой науки государственного права был вопрос об отношении власти и подданных, таким образом, наука государственного права сводилась лишь к установлению основных юридических отношений между этими двумя элементами государства. Но фактором политической жизни являются не только отдельные лица и власть, а также общество в виде различных его сочленений, поэтому необходимо установить отношения в государстве не только между властью и индивидом, с одной стороны, и обществом — с другой: в сфере государственного права необходимо отвести место для оценки юридических норм, определяющих положение общества и различных его союзов в государстве. Государственное право рассматривается как одна из наук политических. На языке юристов юридические отношения, изучаемые в государственном праве, имеют в виду определить форму устройства государственных союзов. Родственная государственному праву наука административного или полицейского права имеет в виду, как мы указали, установить ряд юридических отношений, определяющих форму управления в государстве. Лоренс Штейн различие между государственным и административным правом, иначе — между устройством и управлением в государстве, выражает термином: "быть и действовать". Государство, рассматриваемое с точки зрения его устройства, представляет статическую сторону вопроса, Управление в его повседневном развитии представляет динамическую сторону вопроса. Вся история науки государственного и административного права представляет нам примеры трудного разграничения этих двух областей; между ними можно провести то различие, что государственное право имеет в виду лишь рассмотрение тех юридических норм, которые определяют самую организацию государственного соединения; способ деятелъности всех этих учреждений определяется наукой административного или полицейского права. Далее, международное право есть также политическая наука, близкая к государственному праву; задача ее — исследовать юридические отношения, существующие между отдельными государствами и вообще право международного общения между культурными народами. Наконец, церковное право есть политическая наука, рассматривающая различную организацию вероисповедных обществ или, иначе, организацию церквей. Главный вопрос, интересующий церковное право, в особенности в Западной Европе, это вопрос о церковных отношениях и главным образом об отношении Церкви к государству. Таковы, собственно, четыре большие ветви политических наук, из которых можно видеть, что государственное право в тесном смысле слова представляет лишь одну часть предмета, а именно: государственное право должно рассматривать политические явления лишь с целью установления юридических норм, определяющих организацию учреждений и условия деятельности государственной власти в политическом союзе. Поэтому в состав государственного права входят вопросы об организации власти, правах индивидов и различных общественных групп как в области свободы, так и в области участия их в государственной власти.

Юридическая сила нормативного акта зависит от его места в иерархии нормативно правовых актов Российской Федерации. Место каждого источника зависит от органа, издавшего данный акт.

Какими словами начинается Конституция нашей страны?
Государство для человека или человек для государства? Из многих основных ценностей есть только одна, высшая ценность. Какая и почему? Можно ли разделить власть?

Государство создано для того, чтобы человек существовал в нем правомерно осуществлял свою деятельность и был защищен.
С другой стороны, человек должен стараться обеспечивать порядок в государстве.

Высшей ценностью является человеческая жизнь. Так, е Конституции РФ сказано: Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В Конституции объявлялось освобождение крестьян, но земли помещиков оставлял за ними. Крестьяне освобождались без земли.
В Конституции установился имущественный ценз для избирателей – 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах, а избираемые на общественные должности должны были обладать еще более высоким имущественным цензом, права голосования были лишены женщины. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года.

Устройство чего? Утверждение чего? Подумай над этими вопросами, пока будешь читать учебный текст.

Конституция РФ определяет устройство нашего государства.
Его определяет глава 3, именуемая Федеративное устройство

Так, в соответствии со статьей 65, в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан и т. д.

Калининградская область, Калужская область и пр.

Хабаровский край, Приморский край, Пермский край и пр.

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь – города федерального значения.

Укажи статьи проекта конституции, которые свидетельствуют о том, что автор выступает против самодержавной власти. Какие элементы демократии имеются в приведённых статьях?
Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Найди в главе 1 текста Конституции формулировки, подтверждающие это положение.

Конституцию называют нормативно-правовых правовыми актом высшей юридической силы, так как все законы, принимаемые в РФ, должны соответствовать Конституции РФ и не противоречить ее положениям, не нарушать права и свободы человека. Это акт, на котором основывается все законодательство России.

Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

2. Прочитай статьи 10 и 11. Какие положения подтверждают, что Конституция не допускает единовластия в нашей стране?

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Соответственно, ветви власти осуществляют деятельность независимо друг от друга, это исключает влияние и давление.

  1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
  2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
  4. Разные уровни власти тоже способствуют самостоятельности и независимости.
3. В чём заключается высшая ценность, определённая Конституцией для государства?

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

4. Какие три главные задачи решает Конституция?

Конституция, утверждают учёные, решает три главные задачи:

  • 1) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека. Это значит, что в ней закреплены права и обязанности, которые обязано защищать государство.
  • 2) Упорядочить государственную власть. Государственная власть упорядочена, представляет собой систему, ветви власти, независящие друг от друга.
  • 3) Утвердить правосудие. Конституция РФ устанавливает право каждого гражданина на защиту свои прав в судебном порядке.
5. Что такое правосудие? Что такое торжество правосудия?

Правосудие — это справедливое разрешение конфликтов и споров, возникающих в жизни общества, восстановление нарушенных прав и, конечно, наказание нарушителей закона. В Конституции суды Российской Федерации впервые названы судебной властью. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть особую роль правосудия, которая ранее у нас явно недооценивалась.

Торжество правосудия – это явление, при котором правосудие и закон побеждает преступность, нарушенные права граждан защищены и восстановлены.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Государственная власть в РФ
Президент РФ
Законодательная
власть
Исполнительная
власть
Судебная власть
Федеральное Собрание РФПравительство РФСуды различных уровней
1. Совет Федерации
2. Государственная Дума

Органы власти субъектов РФ (республик, краев, областей) так же делятся на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

3. Прочитай и проанализируй следующий текст:

В классе и дома

1. В главе 2 Конституции есть статьи 57, 58, 59, в которых говорится об обязанностях гражданина. Иной раз можно услышать мнение, что эти статьи нарушают права человека. Прочитай текст этих статей и приведи свои аргументы в ответ на изложенное выше мнение.

Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Уплата налогов не нарушает прав граждан. Налоги пополняют бюджет государства, который используется для распределения общественного блага.

Статья 58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Данная обязанность не нарушает прав граждан, каждый должен жить в благоприятной окружающей среде.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Служба — это долг, который обязан отдать каждый гражданин, достигший призывного возраста, годный к военной службе. Если право призывника нарушено —он может его оспорить в суде.

ж) норм – деклараций: - Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, руководствуются не только отечественным законодательством, но и международными договорами РФ, признанными Россией международно-правовыми нормами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской правовой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" об их непосредственном действии в Российской Федерации."Все равны перед законом и судом" (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Эта норма отражает требования Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., где зафиксированы положения о том, что "все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона", "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом". Данные положения нашли также закрепление в Международном пакте о гражданских и политических правах, исходящем из того, что права человека и гражданина вытекают из присущего человеческой личности достоинства. При этом в Пакте подчеркивается, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

4. Охарактеризуйте предмет и метод конституционного права РФ:

а) Предмет конституционного права РФ как отрасли российского права включает следующие группы общественных отношений: Основные, определяющие критерии любой отрасли права – самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.


  1. связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;

  2. связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.
в) Конституционное право использует следующие методы правового регулирования:

1) императивный; 2) диспозитивный и др.
5. Система источников конституционного права РФ включает три подсистемы нормативных актов: А) Федеральные акты; Б) Нормативные акты субъектов РФ; В)Нормативные акты органов местного самоуправления. Приведите примеры источников, входящих в каждую из названных групп.


  1. обеспечения единообразного правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере;

  2. обеспечения правопорядка в стране.

В) В соответствии со ст. 7 ТК РФ органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах имеющейся у них компетенции.Право органов местного самоуправления по изданию актов, содержащих нормы трудового права, ограничивается возможностями бюджетного финансирования дополнительных льгот и преимуществ работников за счет средств муниципального образования.

6. Дайте определение федерального конституционного закона и назовите признаки, отличающие его от обычных федеральных законов

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. различает три вида федеральных законов.
Это, во-первых, сама Конституция (основной закон, которому должны соответствовать все другие законы и любые иные акты).
Во-вторых, это федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией.
В-третьих, это федеральные законы, не имеющие значения конституционных. В правовой доктрине они называются обыкновенными законами.
7. Используя текст Конституции РФ 1993г., охарактеризуйте круг вопросов, по которым ею предусмотрено принятие федеральных конституционных законов
Поскольку Конституция РФ 1993 г. официально предусмотрела категорию федеральных конституционных законов (ФКЗ), мы должны ответить на вопросы: что представляют собой эти законы, можно ли их считать частью Конституции РФ?
Для начала отметим, что Конституция РФ не дает свободы в принятии ФКЗ. Она предусматривает ограниченный круг вопросов, по которым должны появиться эти акты. Поскольку перечень не является открытым, это означает, что по иным вопросам ФКЗ принимать нельзя. Для наглядности и для того, чтобы легче было затем делать выводы, укажем, какие ФКЗ предусмотрены в Конституции РФ:
1) о порядке разрешения вопросов, связанных с принятием в РФ нового субъекта РФ, образованием в ее составе нового субъекта, изменением конституционно-правового статуса субъектРФ(ч.2ст.65,ч.5ст.66,ч.1ст.137Конституции);
2) о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
3) об образовании в составе РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
4) об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66; ч. 1 ст. 137);
5) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официального использовани(ч.1ст.70);
6)о референдуме РФ (п. "в" ст. 84);
7) о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87);
8) о чрезвычайном положении (ст. 88; ч. 2 ст. 56). В ч. 1 ст. 56 Конституции говорится о том, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным ФКЗ, так и ФКЗ о чрезвычайном положении;
9) об Уполномоченном по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103);
10) о порядке деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114);
11) о судебной системе РФ (ч. 3 ст. 118);
12) о Конституционном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
13) о Верховном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
14) о Высшем Арбитражном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
15) об отдельных частях судебной системы - об общих судах, арбитражных судах, о военных судах и др. (ч. 3 ст. 128);
16) о Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).
8. Объясните, почему именно конституционное право РФ является базовой отраслью в системе российского права.
отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

9. В приведенной ниже схеме заполните недостающие элементы:

Иные источники

Законы

Источники конституционного права РФ



Общепризнанные принципы и нормы межд. права и межд. договоры РФ

Подзаконные акты

Федер. конст. законы

Указы и распоряжения Президента РФ

10. Приведите примеры конкретизации требований конституционно-правовых норм в нормах и институтах других отраслей российского права (административного, гражданского, уголовного, гражданского).

Эта дисциплина имеет следующие основные цели:
Общеобразовательную

Названные выше цели предопределяют особое значение названного курса в системе профессиональной подготовки и профессиональной подготовки и практической деятельности государственных (муниципальных) служащих.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
1. Дайте определение следующих понятий:
Конституционализм – это политико-правовая теория, система идей и взглядов, логических представлений о таком устройстве государства и общества, которое отвечает общепризванным началом демократического развития и предполагает ограничение государства правом.
Конституция – основной закон (или совокупность законов) государства, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы государственного и общественного устройства соответствующей страны, основы взаимоотношений в ней личности и государства, а также основы системы органов публичной власти.
Структура конституции - состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

Форма конституции – в узком (формально-правовом) аспекте – основной закон.

Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте – вся нормативная структура, составляющая конституционный строй страны (все источники норм конституционного права).

Из сущности конституции вытекают ее основные функции: 1. Социальная – является тем социальным компромиссом, которого достигло общество (общественным договором). 2. Политическая – отражает основополагающее влияние конституции на политическую сферу общественной жизни (придает государству правовую форму). 3. Юридическая – выражает социальный компромисс в общеобязательных основополагающих правовых нормах. 4. Учредительная – обладает учредительной властью, устанавливая государственно-правовые институты и отношения.

Основными социальными чертами конституции являются легитимность, реальность, стабильность.

Юридические свойства конституции – Основными юридическими свойствами конституции являются верховенство, высшая юридическая сила, прямое действие.

2. К какой разновидности относится Конституцию РФ 1993г. с точки зрения:

а) закрепляемых ею формы правления, государственного устройства РФ и политического режима Конституция закрепила федеральное устройство государства, состоявшее (на момент принятия Конституции) из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей ее территории, единое гражданство. Допускается прием в Российскую Федерацию и образование новых членов, но не предусматривается право выхода из ее состава. Статус субъектов Федерации определяется Конституцией и актом представительного органа субъекта – Конституцией республики или Уставом области.

б) способа ее принятия - Конституция РФ принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г.

в) ее формы - Конституция разграничивает компетенцию федеральных органов и органов субъектов Федерации, определяет вопросы их совместного ведения. К исключительной компетенции федеральных органов отнесены важнейшие вопросы: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль их соблюдения, федеративное устройство, установление системы федеральных органов власти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная собственность, внешние сношения России, оборона, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. К совместной компетенции отнесены вопросы, затрагивающие как Федерацию в целом, так и конкретный субъект. Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории.

в) возможного порядка ее изменения - Конституция устанавливает законодательные основы местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления отделены от государственных органов власти, они самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их компетенции.

Отдельная глава Конституции посвящена вопросу внесения поправок и пересмотру Конституции. Предусматривается два механизма изменения Конституции: принятие поправок квалифицированным большинством Федерального Собрания либо создание Конституционного Собрания.

3. Охарактеризуйте основные концепции социальной сущности современных конституций и назовите наиболее авторитетных их сторонников:

а) марксистская - Марксистское учение предложило свое объяснение конституции, а также внесло элемент дискуссии в некоторые другие вопросы конституционализма. В марксизме конституция определяется как действительное выражение расстановки сил в классовой борьбе, юридически оформленное в виде системы выборов, представительных учреждений, законов и иных институтов государственного строя. Из этого определения можно заключить, что функция конституции в том, чтобы выразить и закрепить некоторое состояние общественного конфликта. Сущность конституции у марксистов предстает как проявление социальной и политической борьбы. В результате противостояния классов один из них добивается господства над другим или же классы взаимно исчерпывают возможности продолжать конфликт и приостанавливают открытую вражду. Господство одних классов над другими либо перемирие на время, пока они готовятся к очередному этапу борьбы, определяют сущность конституции.

б) либеральная - Либеральная буржуазия в борьбе с абсолютизмом вырабатывала в полнее определенную концепцию конституционного идеала, и этот конституционный идеал был отождествлен с конституцией. Идеологи либеральной буржуазии утверждали, что можно говорить о наличии конституции только тогда, когда она удовлетворяет требованиям либеральной свободы и обеспечивает разделение властей. Выводом из этого было утверждение, что не каждое государство по своей природе имеет конституцию, а бывают государства конституционные и неконституционные, что являлось бы абсурдом, если исключить идею конституционного идеала, скрытого в концепции конституции. Концепция конституционного идеала в ХIХ веке стала основой для юридических построений ученых – специалистов в области конституционного права. Она имеет три главные составляющие:

-система гарантий буржуазной свободы;

-наличие конституции – писаного акта.

Эта концепция и внестоящее время лежит в основе большинства современных конституции. Следует отметить, что сильная сторона либеральной концепции конституционного идеала состоит в том, что она нацелена на такую организацию государства, которая создает возможность для защиты гражданина от злоупотреблений со стороны государства. Современный вариант, по сравнению с классическим, значительно модернизирован: один из его важных моментов – наличие институтов, являющихся частью государства, но при этом обеспечивающих контроль над деятельностью государства (конституционный контроль, омбудсмен, международная судебная защита и т.п.). Кроме того, современный конституционный идеал правового государства включает демократический политический режим.
в) теологическая - Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

6. Можно ли назвать Конституцию РФ 1993 года реальной в полном смысле этого слова? Свой ответ обоснуйте.

__________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Расположите в должной очередности основные стадии процедуры пересмотра Конституции РФ 1993г.
4 Созыв Конституционного Собрания.

2 Рассмотрение и одобрение Государственной Думой (большинством в 3/5 от общего состава палаты) предложения о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции РФ и направление в установленный срок принятого ею решения в Совет Федерации.

5 Подтверждение Конституционным собранием неизменности Конституции либо разработка проекта новой Конституции РФ.

1 Внесение уполномоченным субъектом предложения о пересмотре положений Конституции РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

3 Рассмотрение и одобрение Советом Федерации (большинством в 3/5 от общего состава палаты) предложения о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции РФ.

6 Принятие Конституционным Собранием проекта новой Конституции РФ или вынесение его на всенародное голосование.
8. Назовите пропущенные в приведенной схеме стадии процесса внесения поправок в Конституцию РФ 1993г.

Закона о поправках

Направление закона, принятого Гос. Думой, в Совет Федерации

Принятие

Закона о поправках



Внесение предложения о конституционной поправке в Гос. Думу Фед. Собр. РФ

Вынесение проекта на всенародное голосование

Новая

Конституция

КС разрабатывает новый проект

Конституции и принимает 2/3 голосов

Созыв

9. Охарактеризуйте с использованием приведенной ниже таблицы юридические свойства Конституции РФ 1993г.

Читайте также: