Объясните какой формулой можно выразить структуру приведенных ниже правовых норм и какие элементы с

Обновлено: 28.06.2024

Потому что право, регулятор общественных отношений, право закрепляет существующий государственный и общественный строй. Вводя определённые нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого. Государство должно стремиться к полной реализации им же установленных норм.

Откуда право берёт силу?

Право берет силу из законодательных актов правительства, федеральных и региональных законов, Конституции, правоприменительной практики.

Почему право называют минимумом морали? Как устроено право?

Право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей. Право выражает интересы человека и общества и имеет общесоциальную сущность. Право неразрывно связано с государством, которое придает юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию.

Ряд исследователей предполагает, что право создается не государством, а существует изначально, так как вытекает из естественных потребностей и природы человека. Каждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами — правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Право, как притязание людей на жизнь и на все, что способствует се сохранению и развитию, называют естественным правом.

Вопросы и задания к документу

1. Какую идею (или идеи) стремится выразить автор этого фрагмента?

Автор выражает идею о том, что право должно являться границей свободы каждого человека, должно регулировать отношения между людьми.

По мнению автора, человеку присваивается право вследствие наличия у индивида свободы воли, которая определяет человека, как разумного существа.

4. Какими причинами обусловлено происхождение права?

Каждое лицо стремится расширить область своей свободы; но так как все они действуют на общем поприще, то они приходят в беспрерывные столкновения друг с другом. Отсюда необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров.

5. Какое определение автор даёт праву? Что лежит в основе этого определения?

Право – взаимное ограничение свободы под общим законом. В основе данного определения лежит правомерное взаимодействие индивидов и их стремление урегулировать свободу.

6. Сравните подход Чичерина к определению права с теми, что даны в предыдущем параграфе. Как вы думаете, какой из подходов ближе к предложенному философом? Объясните своё мнение.

Нормативный подход ближе к предложенному философом, т. к. право, как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ.

1. Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов?

Право прежде всего есть система норм социального поведения. Все элементы внутренне взаимосвязаны и направлены на достижение единой цели — правовое регулирование социальных отношений во всех основных сферах жизни общества — экономической, политической, социальной, культурной.

Право — это система норм, которые устанавливает только государство. Это уникальная черта права. Система правовых норм исходит от государства, и с этой особенностью права связаны многие другие его черты.

Поскольку нормы права устанавливаются государством, они носят общеобязательный характер. Это значит, что действие норм права должно распространяться не только на граждан, но и на само государство, его органы, должностных лиц государственных органов.

Право охраняется государством. Устанавливая правовые нормы, государство гарантирует их реализацию. Оно обязано осуществлять контроль за их соблюдением, исполнением и применением, а в случае нарушения применять государственное принуждение.

Право закрепляет существующий государственный и общественный строй. Вводя определённые нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого.

2. Объясните, в чём заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.

Право есть вся совокупность, а точнее, система существующих в данном государстве законов. Право становится, властной общеобязательностью (т. е. общеобязательной системой норм, охраняемых силой государства) только в форме закона — позитивного права. Однако закон, как известно, есть творение власти. Он может соответствовать или противоречить праву. Правовым закон становится только тогда, когда целиком отвечает требованиям права, т. е. в том случае, когда естественные права человека получают официальное признание и защиту государства.

Большинство норм права, содержащих запреты, напрямую восходит к морали: не совершать насилия над личностью, не оскорблять человека, не лгать, не клеветать, не лжесвидетельствовать, не брать чужого, не нарушать правил общежития, общественного порядка и т. д.

У морали и права общая цель — способствовать общественному согласию, порядку, гармонизации отношений между людьми, а также между людьми по поводу окружающей среды.

Сближает их также духовная, идейная основа: и мораль, и право исходят из принципа справедливости, призваны проводить его в жизнь. Защищая интересы и права человека, призывая к гуманным взаимоотношениям, как мораль, так и право стремятся прежде всего обеспечить справедливость.

Есть основание говорить и о близости воспитательной роли морали и права. Их нормы, воздействуя на наше сознание, способствуют выработке внутреннего убеждения в необходимости добровольного соблюдения правовых и моральных предписаний.

Суверенность права проявляется в праве на жизнь, свободу и стремление к счастью.

4. Что такое система права?

Системой права можно назвать обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, включающее взаимосвязанные между собой части (элементы) — нормы, отрасли, институты.

Система права: выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права; предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей; показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

5. Охарактеризуйте основные признаки нормы права и дайте ей определение.

Норма права представляет собой установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государственного принуждения.

Правовые нормы имеют следующие признаки

• Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

• Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

• Конкретность содержания. Достигается простотой изложения текста нормы, а также широким использованием общеизвестных и специальных юридических терминов.

• Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и закрепляют права и обязанности.

• Микросистемность. Нормы права взаимосвязаны и, как правило, не противоречат друг другу.

6. Как классифицируют нормы права?

Существуют различные классификации норм права. Наиболее типичная определяется характером предписаний, содержащихся в нормах

Выделяют: 1) нормы уполномочивающие — это труднопроизносимое словообразование имеет вполне ясный смысл и обозначает нормы-разрешения, дающие право на то, что можно делать; 2) нормы обязывающие, т. е. содержащие предписания, строго обязательные для исполнения; 3) нормы запрещающие — это нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя.

7. Дайте определение отрасли права. Как классифицируют отрасли российского права?

Отрасль права — это самая крупная часть системы права. Она представляет собой совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений. В системе права РФ насчитывается более 30 отраслей.

Дайте определение отрасли права. Как классифицируют отрасли российского права?

8. Что представляет собой правовой институт?

Институт права представляет собой объективно обособившуюся внутри той или иной отрасли группу взаимосвязанных однопорядковых юридических норм.

В отличие от отрасли, охватывающей целую сферу однородных общественных отношений, институт права регулирует только отдельный участок (сторону) родственных общественных отношений внутри какой-нибудь сферы. Причём внутри отрасли права могут выделиться сразу несколько правовых институтов. Так, в трудовом праве (сфера трудовой деятельности) есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора; институт рабочего времени; институт дисциплины труда и т. д. В уголовном праве (сфера уголовно-правовых отношений) выделяют институт преступлений против жизни и здоровья; институт преступлений против чести, свободы и достоинства личности; институт преступлений против собственности; институт экологических преступлений и т. д.

1. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) любил говорить, что существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона. Объясните, почему о законе можно так говорить, а о праве нельзя.

Закон - официальный письменный документ издаваемы, высшими органами государственной власти. Право - система общеобязательных норм поведения, выработанных в обществе или установленных органами государственной власти на основе общих принципов справедливости, санкционируемых государством, за нарушение которых предусмотрена юридическая ответственность.

Из понятий выходит, что закон порой может быть использован с коварством, так как ничем не угрожает ему, а право же, в свою очередь, не допускает злоупотреблением своих возможностей, то есть влечет за свое нарушение неотвратимое наказание.

Как вы думаете: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступить ей место? Объясните с точки зрения права и морали.

Женщина неправа в данной ситуации. Она не имеет права требовать уступить место. Это только вопрос морали.

С точки зрения права – нигде такого закона нет, она имела право, если была бы инвалидом, беременной или с ребенком, а место было отмечено соответствующим знаком. С точки зрения морали – женщинам должны уступать места, это вопрос хорошего воспитания.

Неофициальна толкуют правовые нормы ученые-юристы, которые в своих статьях и книгах разъясняют смысл правовых предписаний.

Примерам такого толкования могут служить комментарии к отдельным законам, подготовленные различными научно-исследовательскими учреждениями, например, комментарий к Конституции РФ или комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Эти комментарии не являются обязательным при применении права, однако учет их желателен в силу авторитета мнения ученых и практиков, разъясняющих смысл правовых норм. Неофициально толковать нормы права может любой человек, не имеющий профессиональной юридической подготовки: смысл правовых норм он может разъяснять и на основе собственного жизненного опыта.

права имеют важное значение для точного применения правовых норм к регулируемым ими отношениям. В зависимости от соотно шения текста нормы и ее точного смысла результат толкования может быть буквальным, ограничительным и расширительным.

При буквальном толковании смысл нормы и зафиксированный в нормативном акте текст полностью совпадают.

При ограничительном толковании точный смысл юриди ческой нормы требует ее распространения на более узкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта. Например, предусмотренная Конституцией РФ для всех граждан обязанность нести воинскую службу в результате толкования определяется как обязанность только для граждан- мужчин.

При расширительном толковании точный смысл юридической нормы требует распространения ее на более широкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта. Например, закрепленное в Конституции право граждан Российской Федерации осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет в результате толкования распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории России.

Расширительное толкование, в принципе, является нежелательным, Поэтому в нормативно-правовых актах часто специально указывают, что то или иное положение является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (например, такое указание имеется в ст. 63 УК РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, отягчающих наказание).

Источник повышенной опасности - деятельность или материальный объект, создающий повышенную опасность для окружающих (например, автомобиль, системы высокого напряжения, некоторые газы и т. д.). •

Субъект права - лицо, на которое распростаняется дейст- вие конкретной правовой нормы.

• Юридическая техника - совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юридических документов в целях достижения их ясности, понятности и эффективности.

Вопросы ? 1. Что такое правовая норма? ?

2. Перечислите элементы нормы права.

ш 3. Какие виды правовых норм вам известны? ?

4. Что такое толкование права? Чем объясняется необходимость толкования правовых норм? ?

5. Какие существуют виды толкования правовых норм?

Я 6. Что называют результатом толкования правовых норм? Приведите примеры возможных результатов толкования нормы права.

+ 1. Найдите нормы права, содержащиеся в приведенных ниже статьях Семейного кодекса РФ. Определите в них гипотезу, диспозицию, санкцию.

Статья 12. Условия заключения брака 1.

Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. 2.

Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст 1.

Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. 2.

При наличии уважительных причин органы местного

самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субьектов Российской Федерации.

Не допускается заключение брака между:

близкими родственниками [родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии [родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками], полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Стать я 27. Признание брака недействительным 1.

Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12-14 и пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью. 2.

Признание брака недействительным производится судом. 3.

Брак признается недействительным со дня его заключения [статья 10 настоящего Кодекса].

?Ф 2. Объясните, какой формулой можно выразить структуру приведенных ниже правовых норм и какие элементы структуры нормы права не нашли полного словесного выражения в текстах приведенных ниже статей законов:

а) Конституция РФ

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;

б) Уголовный Кодекс РФ

наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

в) Статья 47 Положения о среднем специальном учебном заведении

За невыполнение учебного плана специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего трудового распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения.

Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Порядок отчисления студентов определяется уставом среднего специального учебного заведения.

ф 3. Определите вид приведенных ниже правовых норм по каждой из известных вам классификаций:

а) Конституция РФ

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

6> Уголовный кодекс РФ

Статья 214. Вандализм

Вандализм, то есть осквернение здании или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, -

наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

BJ Семейный кодекс РФ

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

•ф- 4. Определите, какому виду толкования правовых норм относятся:

а] разъяснение, данное Управлением Министерства по налогам и сборам по г. Москве о сроках уплаты и предоставления налоговых деклараций по НДС;

б] рекомендация адвоката М. Барщевского клиенту по вопросу о порядке наследования по завещанию;

в] комментарии доктора юридических наук А. С. Михлина ст. 105 Уголовного кодекса РФ;

г) толкование ст. 107 Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ.

ф 5. Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. При каком результате толкования данной правовой нормы возможно се правильное применение?

Означает ли это, что судьи не подчиняются федеральным конституционным законам и подзаконным актам? При каком результате толкования данной правовой нормы возможно ее правильное применение?

ф- 7. Объясните смысл древнеримских выражений;

1) _________ - общее правило поведения, установленное или санкционированное государством.

2) ____________ гипотеза указывает общие, родовые признаки условий действия правовой нормы.

3) _________ гипотеза связывает действия правовой нормы с отдельными, строго определенными конкретными случаями.

4) _________ гипотеза правовой нормы ставит ее действие в зависимость от наличия (либо отсутствия) одновременно двух и более условий.

5) ______________ гипотеза правовой нормы ставит ее действие в зависимость от одного из нескольких указанных условий.

6) Единственное условие действия правовой нормы указывает ее _____________ гипотеза.

7) __________ диспозиция правовой нормы называет вариант поведения - дозволение, обязывание или запрет, но не раскрывает его подробно.

8) ____________ диспозиция правовой нормы указывает и раскрывает все основные признаки устанавливаемого правила поведения.

9) Не излагает само правило поведения, а указывает для ознакомления с ним на содержащую его другую норму права _________ диспозиция юридической нормы.

10) __________ диспозиция нормы права не излагает правило поведения, а отсылает для самостоятельного его поиска и изучения к иным нормативно-правовым актам, отраслям законодательства, законодательству субъектов Федерации и т.п.

11) Два и более обязательных правила поведения содержит ___________ диспозиция правовой нормы.

12) _______ диспозиция правовой нормы дает возможность выбора субъектом права любого из предусмотренных ею нескольких правил поведения.

13) _________ правовой нормы фиксирует неблагоприятные или благоприятные последствия для субъектов права в зависимости от характера их поведения.

14) Два и более неблагоприятных последствия одновременно назначаются правонарушителю в соответствии с ________ санкцией правовой нормы.

15) Регулируют организационные отношения, порядок, формы и методы реализации правовых предписаний и носят сугубо процедурный характер _____________ нормы права.

16) На урегулирование общественных отношений путем установления прав и обязанностей субъектов правомерного поведения направлены ____________ правовые нормы.

17) Применение негативных мер к правонарушителям и восстановление нарушенных прав являются целью _____________ правовых норм.

18) Правило поведения путем предоставления субъективного права и возложения юридической обязанности закрепляется в элементе правовой нормы ___________.

19) Основы социально-экономической, политической, государственной жизни, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан устанавливают конституционные положения, называемые правовыми нормами - ____________. 20) "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2 Конституции РФ) - это правовая норма - _____________ .

21) "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации" (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ) - это правовая норма - ___________.

22) Принимаемые со специальной целью устранения существующих противоречий между юридическими предписаниями либо для установления порядка их разрешения правовые нормы называются _____________.

Литература, используемая для подготовки к занятию

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: проводится в форме заслушивания рефератов; изучение нормативной базы к этому разделу; решения тестовых заданий и задач.

Цель практического занятия – формирование у курсантов (слушателей) умений и навыков, развития профессионально- деловых качеств, закрепление теоретических знаний.


  1. наглядные пособия: набор обучающих схем или обучающая мультимедийная презентация по теме занятия.

  2. раздаточный материал: тесты, кроссворды, схемы по теме занятия, хрестоматия.

  3. технические средства обеспечения: мультимедийная доска с персональным компьютером, или проектор с персональным компьютером, или телевизор с персональным компьютером.

Темы докладов

1. Противоречие между правом и моралью и пути их преодоления.

2. Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества.

3. Логическая и юридическая структура юридической нормы.

4. Способы изложения правовых норм в нормативно-правовых актах.

Задания для самостоятельной работы обучаемых и подготовки к

5. Подобрать из действующего законодательства нормы и по­яснить их структуру, способ изложения в статьях закона.

6. Найдите нормы права, содержащиеся в приведенных ниже статьях Семейного кодекса РФ. Определите в них гипотезу, диспозицию, санкцию.

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заклю­чению брака

Не допускается заключение брака между:

близкими родственниками (родственниками по прямой вос­ходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имею­щими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Статья 27. Признание брака недействительным

1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12-14 и пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намере­ния создать семью.

2. Признание брака недействительным производится судом.

4. Брак признается недействительным со дня его заключения (статья 10 настоящего Кодекса).

7. Объясните, какой формулой можно выразить структуру приведенных ниже правовых норм и какие элементы структуры нормы права не нашли полного словесного выражения в текстах приведенных ниже статей законов:

а) Конституция РФ Статья 8 7 (ч. 2)

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;

б) Уголовный Кодекс РФ

наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

в) Статья 47 Положения о среднем специальном учебном заведении

За невыполнение учебного плана специальности в установлен­ные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего трудового распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.


  1. Определите вид приведенных ниже правовых норм по каждой из известных вам классификаций:

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

б) Уголовный кодекс РФ Статья 214. Вандализм

Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, -

наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

в) Семейный кодекс РФ

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административ­ного разбирательства.

Особая форма самостоятельной работы – это подготовка реферата, доклада. Примерная тематика докладов дана в настоящем пособии. Тематика рефератов и тематика курсовых работ не совпадают. Это вызвано тем, что подготовка реферата и курсовой работы качественно разные формы самостоятельной работы студента.

Реферат: рекомендуемый объем реферата20 – 30 страниц печатного текста 14 шрифтом через 1,5 интервал. Реферат включает в себя: титульный лист с указанием темы, дисциплины, данных о его авторе; план (содержание) с указанием страниц глав, параграфов; введение; основную часть; заключение; библиографический список использованной литературы; приложения (по усмотрению автора и в зависимости от темы). В тексте работы должны быть сделаны сноски с указанием источника заимствования материала.

При написании рефератов обязательно использование не менее 5 источников, опубликованных в последние 3 года. Кроме того обязательно использование электронных баз данных, в которых имеются:

4.2.Критерии, учитываемые при оценке реферата, эссе, доклада:

— соответствие содержания заявленной теме, целям и задачам;

— логичность и последовательность в изложении материала;

— способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой;

— объем исследованной литературы и других источников информации;

— способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;

— проведение самостоятельно сравнительно-правового анализа институтов доказательственного права России, а также сравнение с зарубежным законодательством;

— использование и приведение практических примеров по теме;

— использование и приведение статистических данных;

— доступность изложения материала.

Оценка Критерии оценки
отлично материал соответствует законодательству, высказаны точки зрения по проблемным вопросам, приведена своя аргументированная позиция, использованы практические примеры и статистические данные, материал изложен доступным юридическим языком
хорошо материал соответствует законодательству, высказаны точки зрения по проблемным вопросам, материал изложен доступным юридическим языком
удовлетворительно материал соответствует законодательству, недостаточно четко и грамотно освещены проблемные вопросы, материал изложен не в полном объеме
неудовлетворительно материал не соответствует законодательству, использованы старые источники, выводы не соответствуют нормам права и материалам судебной практике, студент не подготовил доклад

Заполнение рабочей тетради является важнейшим этапом в подготовке студента как очной и тем более заочной формы обучения. Это обусловлено тем, что в ней содержатся задания разной формы: раскрытие терминов, заполнение таблиц, высказывание собственного мнения на тот или иной вопрос, а так же тесты для самоконтроля.

Одной из форм работы студента является составление кроссвордов с использованием богатейшей терминологии по теории государства и права.

Организация самостоятельной работы студента, ее качество важнейшее условие эффективного усвоения учебного материала, путь приобретения профессиональных навыков. Курсовая работа – относительно фундаментальная проработка, с элементами научного познания, какой-либо темы учебного курса. Например, понятие и структура юридической нормы. Здесь студент должен исследовать признаки правовой нормы, дать определение этому ключевому юридическому феномену. Затем перейти к анализу структуры правовой нормы, при этом изложив основные научные подходы, имеющиеся по этой проблематике в юридической науке. Анализ компонентов юридической нормы невозможен вне исследования конкретных юридических правил. Это требует самостоятельного поиска анализа конкретных норм отраслей современного права, привлечения соответствующей литературы (комментариев к законам, постановлений пленумов высших судебных инстанций и др.).

Варианты и темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения

Для студентов очной и заочной форм обучения учебным планом предусмотрено выполнение контрольных заданий по дисциплине. Студент заочной формы обучения выбирает задание в соответствии со своим порядковым номером в списке группы. Контрольное задание состоит из трех заданий: два вопроса теоретического характера и практическое задание. При ответе на теоретические вопросы необходимо изучить соответствующую рекомендованную литературу и написать ответы на вопросы, оформляя работу в соответствии с требованиями ГОСТ, при ответе на третий вопрос необходимо учитывать его специфику в соответствии с вариантом.

Сроки сдачи контрольных заданий для студентов очной формы обучения определяются кафедрой в течении семестра. Студенты заочной формы обучения обязаны сдать работы за месяц до начала сессии, в которой предусмотрена сдача экзамена.

Вариант № 5

1. Предпосылки появления государства. Города-государства.

2. Правовые презумпции и правовые аксиомы.

3. Чем можно объяснить существование двухпалатного парламента в США и Российской Федерации?

Вариант № 6

1. Основные формы возникновения государства.

2.Законы и подзаконные нормативные акты в РФ.

дополните ее двумя-тремя примерами элементов соответствующей

Политическая система общества

Политические Лозунги, теории, Отношения между

программы и партии, традиции, партиями,

уставы партий, государство,

_________________ ______________ _______________ ______________

_________________ ______________ _______________ ______________

_________________ ______________ _______________ ______________

Вариант № 7

1. Понятие и признаки государства. Ценность государства.

2.Способы изложения правовых норм

3.Определите, какая из схем выражает отношения:

а) гражданства _____________________________________________________________

б) подданства ______________________________________________________________

Схема 1.

обязанности
права
обязанности
права
Человек
Государство
Человек
Государство
Обязанности
Права

Вариант № 8

1. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

правового государство и почему:

Вариант № 9

1. Происхождение права. Обычное право и собственное нормотворчество.

2. Правотворческий процесс и его основные стадии.

3. Известный русский юрист Ф.В.Тарановский в 1917 г. писал: «Правовым

стали называть и теперь называют государство не по его задаче и

Виду ученый.

Вариант № 10

1. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, классовая и др.).

2.Психологическая школа права.

3.Основополагающим принципом правового государства является взаимная ответственность гражданина и власти. Обязанности, которые несут граждане, фиксируются в законах: обязанности платить налоги, защищать Отечество, беречь природу и т.д. А какие обязанности государства, по вашему мнению, должны быть зафиксированы в Конституции?

Вариант № 11

1.Государство в политической системе общества.

2.Нормативистская школа права.

3.Какое выражение вам кажется более правильным, отметьте его или

предложите свой вариант:

а) где общество, там и право;

б) где государство, там и право.

Я думаю так потому, что

Вариант № 12

1. Общество и государство. Ценность государства.

2.Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность и дееспособность. Деликтоспособность.

3.Определите, о каком источнике права идет речь:

1. Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

2. Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая в соответствующих случаях существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

Вариант № 13

1. Понятие формы государства. Форма правления, форма политического (государственного) устройства, государственный режим.

2.Теория естественного права.

3.Проклассифицируйте по всем основаниям следующие правовые нормы (основания можно не указывать):

Вариант № 14

1.Понятие, виды и формы осуществления функций государства.

2.Формы (источники) права.

3.Объясните, какой формулой можно выразить структуру следующих правовых норм и какие элементы структуры нормы права не нашли полного словесного выражения в ее тексте:

а) часть 5 статьи 105 Конституции РФ:

б) часть 1 статьи 163 УК РФ. Вымогательство:

Вариант № 15

1. Понятие государственного аппарата. Государственный аппарат и механизм государства.

2.Правовые нормы и индивидуальные предписания. Отличие право­вых норм от ненормативных предписаний.

а)Определите структуру части 2 статьи 58 Семейного кодекса РФ и про­классифицируйте по всем основаниям ее составные части:

«Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

Вариант № 16

1. Органы государства и их классификация.

3.В настоящее время в литературе вопрос о количестве стадий правотворческого процесса среди ученых является дискуссионным. Докажите это, указав какие и сколько стадий правотворческого процесса, выделяют различные авторы.

Читайте также: