Кто не относится к категории риска при увольнении

Обновлено: 30.06.2024

1. Контрольный (надзорный) орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

1) чрезвычайно высокий риск;

3) значительный риск;

5) умеренный риск;

2. Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска.

3. Количество категорий риска и критерии отнесения объектов контроля к категориям риска (далее - критерии риска) формируются по результатам оценки риска причинения вреда (ущерба) и основываются на необходимости предупреждения и минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов контрольного (надзорного) органа таким образом, чтобы общее количество профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий по отношению к объектам контроля всех категорий риска причинения вреда (ущерба) соответствовало имеющимся ресурсам контрольного (надзорного) органа.

4. Критерии риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.

5. При определении критериев риска оценка тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий.

6. При определении критериев риска оценка вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводится с учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба) вследствие наступления событий, вызванных определенными источниками и причинами риска причинения вреда (ущерба), по различным видам объектов контроля с выделением видов объектов контроля, характеризующихся схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда (ущерба).

7. При определении критериев риска оценка добросовестности контролируемых лиц проводится с учетом следующих сведений (при их наличии):

1) реализация контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;

3) предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;

4) независимая оценка соблюдения обязательных требований;

5) добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;

6) заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

8. Критерии риска должны основываться на достоверных сведениях, характеризующих уровень риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере, а также практику соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля, и обеспечивать возможность контролируемому лицу самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности и (или) принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля к соответствующей категории риска.

9. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

10. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля утверждается:

1) для вида федерального контроля - федеральным органом исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

2) для вида регионального контроля - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) для вида муниципального контроля - представительным органом муниципального образования.

Согласно действующему законодательству создание системы управления охраной труда, в которую входит управление профессиональными рисками, — обязанность каждого российского работодателя. Кроме того, подобные меры повышают безопасность бизнеса в целом и позволяют правильно организовать социальное страхование сотрудников.

Однако, чтобы управлять любыми явлениями, в том числе рисками, сначала их необходимо выявить и оценить. Давайте посмотрим, как этот процесс организуется в сфере охраны труда.

Понятие профессиональных рисков

Вероятность ущерба здоровью, возникающая в результате исполнения трудовых обязанностей, называется профессиональным риском. Они существуют практически в любой профессии, а ущерб здоровью могут нанести следующие производственные факторы:

  • физические — шум, вибрация, перепады температур, воздействие ионизирующих и неионизирующих излучений и прочее;
  • химические — взаимодействие с вредными веществами;
  • биологические — взаимодействие с растениями, животными, микроорганизмами;
  • тяжесть трудового процесса — все, что связано с физическими нагрузками и положением тела в пространстве во время работы;
  • напряженность трудового процесса — нагрузка на органы восприятия.

Вредные и/или опасные факторы производства в исчерпывающем виде изложены в соответствующем классификаторе, утвержденном приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н (Приложение №2). Также Минздравсоцразвития России был утвержден Перечень вредных и/или опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), (Приложение №1 к приказу от 12 апреля 2011 года №302н).

Помимо этого, существует Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденная приказом Минтруда России от 30 декабря 2016 года №851н. Кстати, этот документ, в котором проведено деление хозяйственной деятельности на 32 класса профессионального риска с учетом кодов ОКВЭД, используется для определения тарифов взносов на страхование от несчастных случаев (см. табл. и ниже по тексту — Нормативную базу).

Таблица. Зависимость размера страхового взноса на страхование от несчастных случаев от класса профессионального риска.

Класс профессионального риска

Размер страхового тарифа, %

Класс профессионального риска

Размер страхового тарифа, %

I

XVII

II

XVIII

III

XIX

IV

XX

V

XXI

VI

XXII

VII

XXIII

VIII

XXIV

IX

XXV

X

XXVI

XI

XXVII

XII

XXVIII

XIII

XXIX

XIV

XXX

XV

XXXI

XVI

XXXII

Все перечисленные выше факторы рисков могут приводить к различным травмам и профессиональным заболеваниям. Приведем самый простой пример воздействия физических факторов:

  • По санитарным нормам в холодные месяцы температура воздуха в офисах должна составлять 22–24°С [1] . Если центральная отопительная система не обеспечивает этой температуры и в помещениях нет обогревателей, сотрудники подвергаются переохлаждению и, как следствие, могут заболеть.

Таким образом, возникновение простудных заболеваний может быть отнесено к профессиональным рискам. Однако это несопоставимо с профессиональными рисками, ведущими к инвалидности или смерти. Поэтому логично выделять уровни рисков.

Низкий уровень риска предполагает вероятность кратковременного расстройства здоровья. Существенным считается уровень риска, при котором может быть нанесен средний и легкий вред здоровью. Если здоровью может быть нанесен в том числе тяжкий вред, такой уровень риска называют высоким. Наивысший уровень — смертельный [2] .

К сведению
По данным Министерства труда, в России 21% рабочих мест являются потенциально опасными или вредными для здоровья [3] . При этом в нашей стране нет статистических данных о профессиональных рисках офисных работников. Однако это не отменяет ответственности работодателя и обязывает его контролировать условия труда на рабочих местах в офисах. В противном случае компании может быть начислен штраф [4] .

Количество и разнообразие рисков, которым могут подвергаться люди на своих рабочих местах, требуют системной организации охраны труда. Нормативную базу в этой сфере, помимо прочих, составляют:

Кроме того, руководителям организаций следует учитывать общегосударственные и отраслевые руководства и методические рекомендации, например:

Работодателям полезно изучать публикации в специализированных СМИ по охране труда. В них часто разбираются случаи из судебной практики, даются образцы инструкций и другие типовые документы.

Профессиональные риски и их оценка в охране труда

Следует понимать, что полностью исключить профессиональные риски практически невозможно. В связи с этим, в комплекс мер по оценке рисков в охране труда входят: выявление профессиональных рисков, оценка и снижение их уровня.

Для выявления и оценки профессиональных рисков необходимы:

  • производственный контроль;
  • государственный санэпиднадзор;
  • санитарно-эпидемиологическая оценка средств производства;
  • СОУТ.

Каждое из этих мероприятий включает:

  1. Осмотр рабочих мест, который позволяет выявить вредоносные факторы производственной среды (уже существующие или возможные), а также виды работ, во время которых сотрудники могут подвергаться воздействию этих факторов.
  2. Сбор данных для сопоставления их с действующими нормативами.
  3. Оценка возможности полного устранения или сниженияопасности до минимально допустимого уровня.

Таким образом, чтобы оценить профессиональные риски, потребуется привлечь специалистов инженерно-технической и научной направленности. Для определения уровней риска также нужны методические пособия, специализированные таблицы, базы данных и программное обеспечение.

Следует учитывать, что помимо условий труда, важными факторами риска являются компетентность работодателя и сотрудника в вопросах производственной безопасности. Управление компетентностью включает в себя обучение, в том числе целевой инструктаж (например, перед массовыми мероприятиями), моральное и материальное стимулирование, дисциплинарные взыскания. Если сотрудник более года отсутствовал на рабочем месте (например находился в декретном отпуске), после возвращения к работе требуется внеочередная проверка его знаний [5] .

Это важно!
Единых методических указаний по управлению профессиональными рисками пока не существует. Одна из причин — огромное разнообразие профессий и рисков. В одну только Систему стандартов безопасности труда (ССБТ) по состоянию на 2020 год входит около 400 документов [6] .

Действия, снижающие риски и обеспечивающие управление ими:

  1. Устранение опасности или риска. Мероприятия, включающие модификацию оборудования и технологических процессов. Например, внедрение технических устройств для защиты сотрудников от поражения электрическим током.
  2. Замена одного риска другим. Мероприятия, направленные на использование материалов, веществ, процессов, выполняющих те же функции, но менее опасных.
  3. Технические меры направлены на изолирование людей от опасности. Классическим примером могут служить защитные ширмы, шторы и экраны для персонала рентгеновских кабинетов.
  4. Административные меры. Постоянный административный контроль, проверка оборудования, информирование сотрудников о правилах и условиях труда на рабочих местах.
  5. Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ). Необходимо не только организовать выдачу средств защиты по типовым отраслевым нормам, но и следить за их использованием и техническим обслуживанием.
  6. Поведенческий аудит безопасности. Мероприятия, направленные на закрепление полученных результатов и снижение опасных действий, возникающих в силу человеческого фактора. Например, сотрудники могут неправильно использовать средства защиты, забывать включать дополнительное освещение или обогреватели, устраивать сквозняки, создавать травмоопасные ситуации. Все это можно выявить и скорректировать в результате поведенческого аудита.

Указанные мероприятия и действия проводятся в соответствии с планом, который составляют специалисты по охране труда и утверждает руководство компании. План представляет собой перечень работ и сроков их выполнения с указанием ответственных лиц.

Итак, профессиональные риски могут отличаться не только в одной отрасли, но и в одной компании на одном рабочем месте для разных сотрудников. Правильно оценить все факторы риска, разобраться в каждом конкретном случае и дать грамотные рекомендации могут только опытные специалисты, сертифицированные Министерством труда и социальной защиты РФ.

Где можно заказать оценку условий труда?

«Цель процедуры оценки условий труда — выявление и устранение несоответствий санитарно-гигиеническим нормам на рабочих местах. Очень важно, чтобы этим занимались грамотные специалисты с опытом работы.

оценка

Оценка профессиональных рисков позволяет выявить вредоносные факторы и организовать безопасные условия труда.

стоимость

Стоимость оценки профессиональных рисков может зависеть от количества рабочих мест, вида деятельности организации, территориального распределения структурных подразделений и других факторов.

комиссия

Благодаря оценке профессиональных рисков можно избежать несчастных случаев, а также связанных с ними убытков.

рабочий

Специализированные компании могут провести весь комплекс мероприятий в области охраны труда под ключ: от консультации до выездных проверок и предоставления конечной документации.

команда

При выборе организации, специализирующейся на мероприятиях по производственному контролю, стоит обратить внимание на наличие разрешительной документации, техническую оснащенность и репутацию компании.


Пармон Анна Сергеевна Ответственный редактор

Очевидно, что российские нормативные требования в сфере охраны труда будут развиваться и совершенствоваться еще очень долго. Руководители предприятий обычно не имеют времени на то, чтобы следить за актуальными нововведениями. Однако работодатель, привлекая специализированные организации, может разработать и утвердить методику по управлению профессиональными рисками и применять ее при оценке рисков у себя на предприятии.

Обучение охране труда

Обучение охране труда: когда оно необходимо, как проходит и в чем преимущества аутсорсинга охраны труда

Организации, проводящие СОУТ

Где заказать проведение СОУТ: критерии выбора подрядчика

СОУТ

СОУТ (специальная оценка условий труда): требования к проведению

ЕЩЕ РАЗ О НОРМАТИВНОМ ОБОСНОВАНИИ

Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:

• в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);

Если кратко, то логика следующая:

Такая цепочка актов, на первый взгляд, кажется вполне логичной. Но юристы, разбираясь в хитросплетениях законодательных норм, видят в этой логике большую брешь. Непонимание вызывают три момента:


Почему, ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, чиновники предпочли процитировать только часть нормы?

Ведь кроме фразы об отстранении[1] в этом же пункте есть продолжение:

Извлечение из Федерального закона № 157-ФЗ

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

То есть под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. И эти работы указаны в специальном Перечне[2], в котором нет ни продавцов, ни электриков, ни дворников.


Почему обязанность требовать у работника отказ от вакцинации переложена на работодателя?

Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, такой обязанности не устанавливает. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства[5], поэтому провести ее можно только с согласия гражданина[6].

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок[7]. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в т. ч. профилактических прививок, оформляется в письменной форме[8]. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, как и отказ от такового — это медицинский документ, который подписывает не только пациент, но и врач[9].

Поэтому работник не обязан предоставлять письменный отказ от вакцинации работодателю — только врачу. Работодатель может лишь попросить его это сделать.


Почему работодатель должен принимать решение об отстранении?

В числе полномочий главных государственных санитарных врачей указаны[10] их права выносить мотивированные постановления:

• о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В изданных на сегодняшний день постановлениях главные санитарные врачи регионов воспользовались только одним правом: обязали работодателей организовать проведение профилактических прививок от коронавируса по эпидемическим показаниям.

Другим правом они не воспользовались. В постановлениях нет прямого указания на отстранение работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против COVID-19. Поэтому законность отстранения работников от работы до момента внесения соответствующего пункта в Постановление Главного санитарного врача вызывает сомнение.

Тем не менее вышестоящие инстанции и контролирующие органы заставляют руководителей компаний под страхом наказания (санкции по ст. 6.3 КоАП РФ) отстранять непривитых работников от работы.

Расскажем, как сделать это максимально корректно.

КОГО ИЗ РАБОТНИКОВ ОТСТРАНЯТЬ

Прежде всего разберемся с процентами. В постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ указан конкретный процент работников компаний, для которых нужно обеспечить вакцинацию. Чаще это 60 %, но можно встретить 65 % (Санкт-Петербург), 70 % (Якутия), 80 % (Ленинградская область) и даже 90 % (Чеченская Республика). В некоторых регионах санитарные врачи вообще не указали этот процент (Дагестан, Волгоградская область), вероятно, имея в виду, что вакцинироваться должны все работники (т. е. 100 %).

В Совместных разъяснениях чиновники показали, как рассчитывать процент уже вакцинированных работников. Используя эту информацию, выведем формулу для определения количества работников, которым необходимо сделать прививку (для 60 %):

Формула для определения колическтва работников для вакцинации

Кого можно отнести к оставшимся 40 %? Эту информацию также можно почерпнуть из Совместных разъяснений. Чиновники считают: чтобы стабилизировать ситуацию с заболеваемостью COVID-19, необходимо обеспечить коллективный иммунитет на уровне не менее 80 % от списочного состава работников. Распределение должно быть следующим:

Процентное соотношение для отстранения

То есть в 40 % (те, у кого может отсутствовать сертификат о вакцинации) можно включить работников, указанных в правом столбце таблицы. Если таковых нет или набирается менее 40 %, в список на вакцинацию можно не включать работников, которые не контактируют с людьми напрямую, не подвергаются большому риску заражения и не станут причиной распространения инфекции (например, работающие дистанционно и на дому). Работодателю дано право самостоятельно определить, кто войдет в список работников, подлежащих вакцинации.

Обязательно ли отстранять от работы работников, отказавшихся от прививки, если план в 60 % вакцинированных уже выполнен?

Роспотребнадзор по г. Москве считает, что работники, попавшие в 40 % от общего штата работников подразделений, расположенных в городе Москве, не вакцинированные по различным причинам, допускаются к работе по усмотрению работодателя[11].

В разъяснениях на сайте мэра г. Москвы[13] читаем: «При осуществлении контроля исполнения работодателями постановления Главного государственного санитарного врача будет оцениваться только соблюдение требования о вакцинации установленного количества — не менее 60 процентов от общей численности.

ОТСТРАНЕНИЕ РАБОТНИКА ОТ РАБОТЫ

Процедура отстранения

Процедура отстранения запускается, если выполняются следующие условия:

Процедура отстранения

Трудовой кодекс РФ не регламентирует процедуру отстранения от работы. На практике применяется следующий порядок действий:

Кто вправе отстранить работника от работы?

Кто подписывает приказ об отстранении: руководитель организации или это может сделать руководитель подразделения?

Ответ на этот вопрос следует искать в должностных инструкциях, других локальных нормативных актах или трудовых договорах с руководителями подразделений: если в каком-либо из документов зафиксировано их право отстранять подчиненных от работы, эти должностные лица вправе издать соответствующие распоряжения.

В противном случае издавать приказ об отстранении вправе только руководитель организации.

Докладная записка

Но зафиксировать факт непредоставления работником сертификата о вакцинации или документов о противопоказаниях в акте или служебной (докладной) записке (пример 1) вправе руководитель структурного подразделения или начальник (сотрудник) кадровой службы.

Сроки отстранения

Сперва сделаем акцент на сроках отстранения:


Дата начала отстранения зависит от сроков проведения вакцинации, которые указаны в Постановлении Главного санитарного врача региона. Отстранить работника от работы можно только после окончания срока, который был предусмотрен для прохождения вторым компонентом вакцины[14].

Сроки отстранения в Мурманской области

Особенности приказа об отстранении

Форма приказа об отстранении не унифицирована. Работодатель вправе разработать ее самостоятельно. В документе обязательно должны быть указаны:

• Ф. И. О. работника;

• основания, по которым он отстраняется от работы;

• срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) [16] .

В качестве оснований отстранения авторы Совместных разъяснений советуют указывать в приказе следующие нормы:

• абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ;

• пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ;

• постановление Главного санитарного врача региона.

Приказ об отстранении работников от работы

В прошлом номере журнала мы приводили пример приказа об отстранении одного работника[17]. Но издать приказ можно и в отношении сразу нескольких работников (пример 2).

Работников, которые отстранены от работы, следует обязательно ознакомить с приказом. Если приказ издан в отношении нескольких человек, то визу ознакомления можно оформить таблицей.

АЛЬТЕРНАТИВА ОТСТРАНЕНИЮ ОТ РАБОТЫ

К счастью, она есть. Правда, ведомства и здесь не пришли к единому мнению. В своих Рекомендациях Минтруд России и Роспотребнадзор отмечают, что вместо отстранения работника можно перевести на дистанционную работу:

Извлечение из Рекомендаций

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно[18] либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

В свою очередь, Роструд не считает перевод на дистанционную работу альтернативой отстранению[19], зато не против, если вместо отстранения работнику будет предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск[20]. Более того, работодатель не вправе отказывать работнику в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного графиком отпусков, по причине того, что работник не сделал прививку от коронавирусной инфекции[21].

Если в период отстранения у работника появляется право уйти в отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, такой отпуск должен быть ему предоставлен.

С момента предоставления отпуска период отстранения прерывается.

[…] Один из сотрудников категорически отказывается делать прививку, с 15.07.2021 мы обязаны отстранить работника от работы, но с 02.08.2021 согласно графику отпусков она написала заявление на предоставление ей ежегодного оплачиваемого отпуска. Можем ли мы во время отстранения от работы предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск или мы должны ее отстранить до отпуска, а после отпуска отстранить заново?

Отстранение от работы не препятствует реализации права отстраненного работника на очередной отпуск. Во время отпуска работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, поэтому после ухода в отпуск его отстранение от работы не производится. Если период повышенной готовности в субъекте РФ не будет прекращен, по окончании отпуска работник не может быть допущен к работе.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ РАБОТЫ

Отстранение от работы ведет к неблагоприятным последствиям как для работника, так и для работодателя.

Последствия для работника:

• в первую очередь работник теряет заработок, поскольку заработная плата ему не начисляется в течение всего периода отстранения. Однако он вправе устроиться по совместительству в другую организацию, для работников которой вакцинация необязательна. Правда, рабочее время совместителя ограничено (его продолжительность не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников)[23]. Соответственно, ограничена и заработная плата;

• работник теряет право получить пособие по нетрудоспособности, если заболеет сам или его ребенок в период отстранения[24] (это правило не касается оплаты отпуска по беременности и родам, несмотря на то что основанием для оплаты данного отпуска является листок нетрудоспособности);

• период отстранения без уважительных причин не входит в стаж, дающий право на ежегодный отпуск[25]. Это значит, что окончание текущего рабочего года работника и начало следующего сдвинется на количество дней отстранения;

Период отстранения может сдвинуться

• период отстранения не входит в пенсионный страховой стаж, так как заработная плата за этот период не начислялась и, соответственно, страховых взносов тоже не было.

Последствия для работодателя:

• в коллективах резко повысилась вероятность возникновения конфликтов, связанных с вопросами вакцинации;

• появился риск получить штраф до полумиллиона руб. или наказание в виде приостановления деятельности по ст. 6.3 КоАП РФ

• и самое главное — отсутствие работников негативно сказывается на выполнении всех бизнес-процессов. И это главная проблема, поскольку быстро найти аналогичных (вакцинированных!) специалистов проблематично. А отзывать из отпусков работников, которые могли бы заменить отстраненных, нельзя без их согласия. Более того, не допускается отзывать из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда[26].

Варианты замены отстраненных работников:

– оформить поручение дополнительной работы оставшимся работникам (т. е. распределить между ними функционал отстраненных) путем совмещения должностей, расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ[27] с доплатой;

– заключить срочный трудовой договор по совместительству с одним из работников организации, который не был отстранен, или с вакцинированным работником другой организации;

– заключить срочный трудовой договор на период временного отсутствия отстраненного работника со сторонним специалистом, у которого есть сертификат или справка о противопоказаниях.


Если в организации проводится сокращение численности или штата, отстранение сокращаемых работников не является препятствием для продолжения этой процедуры[28].

Также чиновники поясняют, что:

• в отношении работников, которые подлежат отстранению, нельзя объявить простой;

• если отстранение работников, не прошедших обязательную вакцинацию, обусловило временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера для других работников и работодатель не нашел отстраненным работникам замены, он обязан объявить простой[29].

Авторы ответа не написали, как должен оплачиваться простой в указанном случае[30]. Полагаем, его следует квалифицировать как простой по вине работодателя, поскольку руководство не смогло укомплектовать штат персоналом. Поэтому время простоя остальных работников подлежит оплате в размере 2/3 средней заработной платы.

ВЫВОДЫ:

1. Необходимость отстранять от работы невакцинированных работников — реалии сегодняшнего дня. Важно оформить все документы об отстранении корректно, руководствуясь не только нормативными актами, но и разъяснениями чиновников.

2. Приказ об отстранении можно издать, если соблюдены все необходимые условия. Начало срока отстранения следует сверить с постановлением Главного санитарного врача своего региона (дата, до которой работники должны вакцинироваться вторым компонентом). Срок окончания отстранения должен быть четко фиксируемым.

3. Если возможно, замените отстранение альтернативными действиями: переведите работников на удаленную работу, предоставьте ежегодные отпуска. От того, как поведет себя работодатель в этих сложных обстоятельствах, будет зависеть дальнейшее взаимодействие с персоналом.

[1] Выделена в таблице полужирным шрифтом. — Прим. автора.

[3] Приложение № 2 к Приказу № 125н.

[4] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[6] Пункт 2 ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ.

[7] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[8] Пункт 3 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[9] Часть 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ.

[11] Письмо Роспотребнадзора по г. Москве от 09.07.2021 № 77-00-02/ОК-44157-2021.

[14] Пункт 4 письма Роструда № 1811-ТЗ.

[16] Пункт 6 Рекомендаций действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (опубликованы вместе с Совместными разъяснениями; далее — Рекомендации).

[17] Славинская А. Н. Проведение вакцинации: документируем выполнение обязанности // Кадровые решения. 2021. № 8. С. 55.

В 2020 году плановые проверки Роспотребназдора были отменены для всех предприятий, кроме тех, которые относятся к I и II классу опасности. Рассмотрим, по каким критериям предприятию присваивается тот или иной класс опасности и почему.

Риск-ориентированный подход по букве закона

В текст закона внесены положения о риск-ориентированном подходе, руководствуясь которым государственные органы планируют контрольно-надзорные мероприятия. А именно — выбирают продолжительность или периодичность проверок в зависимости от класса опасности предприятия (п. 8.1)

Класс опасности присваивается надзорным органом в зависимости от тяжести негативных последствий от деятельности организации или последствий из-за несоблюдения ей требований, а также вероятности того, что предприятие будет эти требования нарушать (п. 8.3 ФЗ 294).


При этом руководствуются следующими критериями:

Категории риска и классы опасности

Согласно этому документу выделено 6 классов риска.

Категории риска Классы (категории) опасности
Чрезвычайно высокий риск 1 класс
Высокий риск 2 класс
Значительный риск
3 класс
Средний риск
4 класс
Умеренный риск
5 класс
Низкий риск
6 класс
  • Чрезвычайно высокий риск (соответствует I классу опасности) присваивается предприятиям, работа которого связана с рисками для здоровья и жизни людей. Эти объекты остаются в зоне внимания надзорных органов. А это значит, что в отношении таких организации контрольно-надзорные мероприятия будут проводиться ежегодно.
  • В категории высокого риска (соответствует II классу опасности) аналогичные предприятия, но более мелкие по своей организации и по объему выпускаемой продукции или с небольшим ассортиментом. Плановые контрольно-надзорные мероприятия для этой категории проводятся раз в два года.

С течением времени предприятие может перейти из одной категории риска в другую, например, если в ходе контрольно-надзорных мероприятий были выявлены нарушения. Таким образом, класс опасности — значение динамическое. И, во многом, от самого предприятия зависит, как часто будут его объекты посещать представители надзорных органов. Однако крупные предприятия из-за масштабов влияния их деятельности не могут снизить класс опасности, и плановые проверки для них сохранятся.

Список предприятий I, II и III классов опасности доступен на сайте Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Узнать, к какой категории отнесли ваше предприятие, можно по этой ссылке с помощью поиска по ИНН, ОГРН или названию юридического лица или имени индивидуального предпринимателя.

Что делать, если вы не согласны с присвоенным классом опасности?

Попробовать рассчитать категорию риска самостоятельно можно с помощью Методических рекомендаций Роспотребнадзора по риск-ориентированному подходу в контрольно-надзорной деятельности. В них вы найдете указания по определению класса опасности объекта, правила отнесения к той или иной категории опасности по результатам предыдущей проверки или наличию/отсутствию административных взысканий, а также интересную статистику выявленных нарушений по отраслям. Так, например, для досуговых и спортивных учреждений среднее количество нарушений за проверку составляет 2,83, нарушений в аптечных организациях в среднем всего 1,85, а вот в древесно-стружечном производстве — 10,13.

Внеплановые проверки никто не отменял

Обратите внимание, что внеплановые проверки со стороны надзорных органов не отменяются. Инициируются такие проверки (выездные и документарные) по фактам причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и только после согласования с прокуратурой. Также поводом для внепланового контрольно-надзорного мероприятия является проверка исполнения ранее выданного предписания.

О КОМПАНИИ SGS

Группа SGS является мировым лидером в области независимой экспертизы, контроля, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. В состав SGS входят свыше 2 600 офисов и лабораторий по всему миру, в которых работает 89 000 сотрудников.

Читайте также: