Объясните какое значение имели университетские уставы за какие права боролись преподаватели

Обновлено: 02.07.2024

В России с большой помпой празднуют множество событий, повод для проведения которых кажется несколько надуманным. В то же время многие более значимые даты, которые имели огромное влияние на жизнь страны, никак не отмечаются. В этом году стукнуло сто пятьдесят лет университетской реформе Александра II. Как ни странно, но этот юбилей прошел незамеченным. И может быть, потому так часто в российской истории реформы заканчивались провалом, что мы не способны гордиться собственными удачами и достижениями… если они не сопровождаются многомиллионными жертвами.

Российские университеты до реформ Александра II

Первую половину XIX века Россия провела в статусе великой европейской державы. После наполеоновских войн военное и политическое влияние России было чрезвычайно велико, но все изменила Крымская война, унизительное поражение в которой больно ударило по самолюбию властей и общества, заставило начать давно уже назревшие реформы. Самая сложная из них — отмена крепостного права, ставшего тормозом нормального хозяйственного развития России. Попытки освободить крестьян предпринимались и Александром I, и Николаем I, но дальше обсуждения в негласных комитетах дело не шло.

Правительство Александра II энергично берется за дело и всего за несколько лет добивается отмены крепостного права. Эта реформа потребовала кардинального переустройства системы государственного управления: начинается судебная реформа, проводится работа по созданию земского и городского самоуправления, ограничивается использование телесных наказаний, ослабляется цензура, идет реформа армии. Наконец, никак нельзя было обойтись без реформы образования. Развитие сельского хозяйства и промышленности, новые суды, армия, полиция, земства требовали подготовленных специалистов. Причем, обновленная реформами страна нуждалась в специалистах, которых старая образовательная система не готовила, т.е. необходимо было не просто увеличить число выпускаемых студентов, а начать готовить студентов по новым специальностям. А это требовало открытия новых кафедр, что было невозможно без квалифицированных преподавательских кадров, которых в России не было. И это на фоне того, что образовательная система пребывала не в самом цветущем состоянии.

Первый университет в России появляется в 1755 году. В это время европейские университеты переживали нелегкие времена, проводились попытки их реформирования, а в некоторых странах от университетской формы организации высшего образования и вовсе отказываются. Так, во Франции при Наполеоне университеты трансформировались в специализированные школы.

В России большое значение имело появление Университетского устава 1804 года, документа, описывавшего главные принципы управления университетами и учебным процессом. Основную роль в управлении университета Устав отдавал Совету профессоров, который избирал ректора и полностью определял учебный процесс. Однако эта реформа имела достаточно ограниченное влияние на реальное состояние российских университетов.

В 1809 году Вильгельм фон Гумбольдт основывает в Берлине принципиально новый университет, в котором преподавание строится в неразрывной связи с развитием науки. Студенты берлинского университета учатся не только и не столько на лекциях, сколько занимаясь наукой в библиотеках и лабораториях. Новая форма организации университетского образования (обучение через науку) оказывается удачной и быстро распространяется по Европе.

В России реформирование университетов по типу Гумбольдтовского университета проводится под руководством Министра народного просвещения Сергея Семеновича Уварова. В 1835 году появляется новый Университетский устав. Этот Устав известен в основном тем, что он существенно ограничил университетскую автономию, путем передачи основных рычагов управления Попечителям учебных округов. Однако общий эффект проводимых преобразований был положительным — в России появляются более современные, построенные на новый лад университеты, в которых не только ведется преподавание, но и проводятся серьезные научные исследования. К сожалению, после революций 1848 года все преобразования были остановлены, Министра отправили в отставку, в университетах начали закручивать гайки (благо Устав позволял это делать легко).

Подготовка реформы

Подготовка университетской реформы началась в 1856 году и до начала 1860-х годов шла без особой спешки. Первый проект нового университетского устава не был поддержан ни самими университетами, ни Министерством просвещения. Между тем ситуация требовала принятия срочных мер. Связано это было не только с кризисом самих университетов, но и с волнениями в студенческой среде. В частности, после студенческих беспорядков в Санкт-Петербургском университете в 1861 году последовало высочайшее повеление о временном закрытии этого университета впредь до пересмотра Университетского устава 1835 года. Вскоре после этого Министром народного просвещения становится Александр Васильевич Головнин, который студенческие беспорядки объяснял упадком научной деятельности университетов и недостатками университетской организации.

4 декабря 1861 года Александр ii учреждает специальную комиссию, в состав которой вошли университетские профессора и попечители учебных округов, которая должна была разработать новый Устав российских университетов. Проект нового Устава был готов уже 5 января 1862 года. Руководитель комиссии, Е. фон Брадке, предложил ввести разработанный устав в одном из российских университетов, чтобы посмотреть, как он будет действовать на практике. А.В. Головнин принимает решение об ином способе проверки — 31 января 1862 года он издал распоряжение обсудить текст устава в университетской среде. Причем предполагалось, что подготовленный документ будет рассматриваться не только в российских университетах. По приказу Министра текст проекта устава переводят на немецкий, английский и французский языки и рассылают видным ученым различных европейских стран с просьбой сделать на него критические замечания. Полученные замечания Министерство опубликует в виде сборников.

Подготовка нового устава не свелась только к подготовке самого документа. В российских университетах пустовало множество кафедр, а новый устав предусматривал еще и создание новых. Десятки выпускников российских университетов направляются на стажировку в лучшие европейские университеты, чтобы они смогли подготовиться к занятию преподавательских должностей в преобразованных университетах.
Между тем работа над уставом продолжается. 21 июня 1862 года Александр II распорядился рассмотреть проект устава Ученому комитету Главного правления училищ. Заседания комитета происходят регулярно, на них происходит постатейное обсуждение проекта устава, рассматривается каждая деталь, вплоть до того. а нужны ли университеты вообще.

Император Александр II (1818–1881)

Император Александр II (1818–1881)

Совпадение появления нового Университетского устава и реформы Министерства просвещения вряд ли случайно. Изменения в университетах были невозможны без изменения системы управления ими. Новый Университетский устав был только одним шагом в реформе университетского образования в России, реформе, которая была призвана остановить упадок российских университетов, создать условия для их развития и подъема на качественно новый уровень.

Наиболее известное положение Университетского устава 1863 года — введение выборности ректоров и профессоров университетов, — часто рассматривается в качестве чуть ли не политической либерализации жизни университетов. Это не имеет никакого отношения к действительности. Правительство крайне болезненно относилось к любым проявлениям политизации университетской среды и ставило своей целью борьбу с такими явлениями. Поэтому все преобразования лучше рассматривать с позиций необходимости преодоления упадка университетов и необходимости более интенсивного развития в них науки.

Итак, наиболее заметное изменение касалось кардинальной реформы системы управления университетами. Практически полное устранение профессоров от управления по Уставу 1835 года вело к равнодушию преподавателей к происходящему в университете, падению их авторитета для студентов, падению авторитета руководителей университетов (особенно ректоров) для подчиненных. Это рассматривалось в качестве одной из важных причин упадка университетов.

Что очень важно — избирались и профессора. Каждый член факультета мог выдвинуть своего кандидата, после чего проводились выборы в факультетском собрании, а затем повторно на Университетском Совете. Такая двухступенчатая система выборов была нужна для того, чтобы ознакомить членов Университетского Совета с мнением факультета. Избранную Университетским Советом кандидатуру утверждал Министр.

Для нормальной преподавательской и научной деятельности необходимо не только наличие высококвалифицированных кадров, которые имеют возможность тратить свое время на свою основную работу, не отвлекаясь на подработки. Важно еще, чтобы были созданы условия для работы. В Уставе оговаривалась необходимость наличия в университете библиотеки, музеев, клиник, лабораторий для практических занятий.

Конец реформ

Университетская реформа была частью большой реформы образования, затеянной правительством Александра II. В свою очередь, реформа образования была необходимым звеном в цепи реформ, которые были призваны коренным образом преобразовать страну. Устав 1863 года оживил научную и учебную жизнь университетов, но не решил всех проблем. Сфера образования и науки не допускает быстрых изменений. Необходимо последовательно и методично менять всю систему, что и планировалось делать в дальнейшем.

Как и все остальные реформы Александра II реформа образования подвергалась мощной критике. Проводимые сверху реформы принимались обществом в штыки. В какой-то момент сложилось парадоксальное положение — царское правительство проводило одну реформу за другой, а общество, на словах критиковавшее сложившееся положение и, вроде бы, желавшее изменений, энергично боролось как с реформами, так и с реформаторами. Все это играло на руку консерваторам, желавшим остановки реформ и возврата назад.

4 апреля 1866 года бывший студент Казанского, а затем Московского университета Д.В. Каракозов совершает покушение на жизнь императора Александра II. Покушение раскрыло широкое распространение среди молодежи революционных учений, и 14 апреля 1866 года А.В. Головнин был уволен от должности Министра. Новым Министром народного просвещения стал обер-прокурор Священного Синода Д.А.Толстой, с кандидатурой которого связывались надежды на усиление религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения с целью противодействия нигилизму и другим революционным течениям. Но остановка реформ привела, как раз, к расцвету радикальных революционных группировок, что закончилось разгулом терроризма. На излете правления Александр II отправит Д.А. Толстого в отставку и инициирует новые реформы., но трагедия 1 марта 1881 года перечеркнет все планы и надежды.

В 1884 году вступает в силу новый Университетский устав, который покончит с автономией российских университетов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В России с большой помпой празднуют множество событий, повод для проведения которых кажется несколько надуманным. В то же время многие более значимые даты, которые имели огромное влияние на жизнь страны, никак не отмечаются. В этом году стукнуло сто пятьдесят лет университетской реформе Александра II. Как ни странно, но этот юбилей прошел незамеченным. И может быть, потому так часто в российской истории реформы заканчивались провалом, что мы не способны гордиться собственными удачами и достижениями. если они не сопровождаются многомиллионными жертвами.

Российские университеты до реформ Александра II

Первую половину XIX века Россия провела в статусе великой европейской державы. После наполеоновских войн военное и политическое влияние России было чрезвычайно велико, но всё изменила Крымская война, унизительное поражение в которой больно ударило по самолюбию властей и общества, заставило начать давно уже назревшие реформы. Самая сложная из них — отмена крепостного права, ставшего тормозом нормального хозяйственного развития России. Попытки освободить крестьян предпринимались и Александром I, и Николаем I, но дальше обсуждения в негласных комитетах дело не шло.

Правительство Александра II энергично берется за дело и всего за несколько лет добивается отмены крепостного права. Эта реформа потребовала кардинального переустройства системы государственного управления: начинается судебная реформа, проводится работа по созданию земского и городского самоуправления, ограничивается использование телесных наказаний, ослабляется цензура, идет реформа армии. Наконец, никак нельзя было обойтись без реформы образования. Развитие сельского хозяйства и промышленности, новые суды, армия, полиция, земства требовали подготовленных специалистов. Причем, обновленная реформами страна нуждалась в специалистах, которых старая образовательная система не готовила, т. е. необходимо было не просто увеличить число выпускаемых студентов, а начать готовить студентов по новым специальностям. А это требовало открытия новых кафедр, что было невозможно без квалифицированных преподавательских кадров, которых в России не было. И это на фоне того, что образовательная система пребывала не в самом цветущем состоянии.

Первый университет в России появляется в 1755 году. В это время европейские университеты переживали нелегкие времена, проводились попытки их реформирования, а в некоторых странах от университетской формы организации высшего образования и вовсе отказываются. Так, во Франции при Наполеоне университеты трансформировались в специализированные школы.

В России большое значение имело появление Университетского устава 1804 года, документа, описывавшего главные принципы управления университетами и учебным процессом. Основную роль в управлении университета Устав отдавал Совету профессоров, который избирал ректора и полностью определял учебный процесс. Однако эта реформа имела достаточно ограниченное влияние на реальное состояние российских университетов.

В 1809 году Вильгельм фон Гумбольдт основывает в Берлине принципиально новый университет, в котором преподавание строится в неразрывной связи с развитием науки. Студенты берлинского университета учатся не только и не столько на лекциях, сколько занимаясь наукой в библиотеках и лабораториях. Новая форма организации университетского образования (обучение через науку) оказывается удачной и быстро распространяется по Европе.

В России реформирование университетов по типу Гумбольдтовского университета проводится под руководством Министра народного просвещения Сергея Семеновича Уварова. В 1835 году появляется новый Университетский устав. Этот Устав известен в основном тем, что он существенно ограничил университетскую автономию, путем передачи основных рычагов управления Попечителям учебных округов. Однако общий эффект проводимых преобразований был положительным — в России появляются более современные, построенные на новый лад университеты, в которых не только ведется преподавание, но и проводятся серьезные научные исследования. К сожалению, после революций 1848 года все преобразования были остановлены, Министра отправили в отставку, в университетах начали закручивать гайки (благо Устав позволял это делать легко).

Подготовка реформы

Подготовка университетской реформы началась в 1856 году и до начала 1860-х годов шла без особой спешки. Первый проект нового университетского устава не был поддержан ни самими университетами, ни Министерством просвещения. Между тем ситуация требовала принятия срочных мер. Связано это было не только с кризисом самих университетов, но и с волнениями в студенческой среде. В частности, после студенческих беспорядков в Санкт-Петербургском университете в 1861 году последовало высочайшее повеление о временном закрытии этого университета впредь до пересмотра Университетского устава 1835 года. Вскоре после этого Министром народного просвещения становится Александр Васильевич Головнин, который студенческие беспорядки объяснял упадком научной деятельности университетов и недостатками университетской организации.

Император Александр II (1818–1881)

4 декабря 1861 года Александр II учреждает специальную комиссию, в состав которой вошли университетские профессора и попечители учебных округов, которая должна была разработать новый Устав российских университетов. Проект нового Устава был готов уже 5 января 1862 года. Руководитель комиссии, Е. фон Брадке, предложил ввести разработанный устав в одном из российских университетов, чтобы посмотреть, как он будет действовать на практике. А. В. Головнин принимает решение об ином способе проверки — 31 января 1862 года он издал распоряжение обсудить текст устава в университетской среде. Причем предполагалось, что подготовленный документ будет рассматриваться не только в российских университетах. По приказу Министра текст проекта устава переводят на немецкий, английский и французский языки и рассылают видным ученым различных европейских стран с просьбой сделать на него критические замечания. Полученные замечания Министерство опубликует в виде сборников.

Подготовка нового устава не свелась только к подготовке самого документа. В российских университетах пустовало множество кафедр, а новый устав предусматривал еще и создание новых. Десятки выпускников российских университетов направляются на стажировку в лучшие европейские университеты, чтобы они смогли подготовиться к занятию преподавательских должностей в преобразованных университетах.

Между тем работа над уставом продолжается. 21 июня 1862 года Александр II распорядился рассмотреть проект устава Ученому комитету Главного правления училищ. Заседания комитета происходят регулярно, на них происходит постатейное обсуждение проекта устава, рассматривается каждая деталь, вплоть до того, а нужны ли университеты вообще.

Совпадение появления нового Университетского устава и реформы Министерства просвещения вряд ли случайно. Изменения в университетах были невозможны без изменения системы управления ими. Новый Университетский устав был только одним шагом в реформе университетского образования в России, реформе, которая была призвана остановить упадок российских университетов, создать условия для их развития и подъема на качественно новый уровень.

Наиболее известное положение Университетского устава 1863 года — введение выборности ректоров и профессоров университетов, — часто рассматривается в качестве чуть ли не политической либерализации жизни университетов. Это не имеет никакого отношения к действительности. Правительство крайне болезненно относилось к любым проявлениям политизации университетской среды и ставило своей целью борьбу с такими явлениями. Поэтому все преобразования лучше рассматривать с позиций необходимости преодоления упадка университетов и необходимости более интенсивного развития в них науки.

Итак, наиболее заметное изменение касалось кардинальной реформы системы управления университетами. Практически полное устранение профессоров от управления по Уставу 1835 года вело к равнодушию преподавателей к происходящему в университете, падению их авторитета для студентов, падению авторитета руководителей университетов (особенно ректоров) для подчиненных. Это рассматривалось в качестве одной из важных причин упадка университетов.

Что очень важно — избирались и профессора. Каждый член факультета мог выдвинуть своего кандидата, после чего проводились выборы в факультетском собрании, а затем повторно на Университетском Совете. Такая двухступенчатая система выборов была нужна для того, чтобы ознакомить членов Университетского Совета с мнением факультета. Избранную Университетским Советом кандидатуру утверждал Министр.

Для нормальной преподавательской и научной деятельности необходимо не только наличие высококвалифицированных кадров, которые имеют возможность тратить свое время на свою основную работу, не отвлекаясь на подработки. Важно еще, чтобы были созданы условия для работы. В Уставе оговаривалась необходимость наличия в университете библиотеки, музеев, клиник, лабораторий для практических занятий.

Конец реформ

Университетская реформа была частью большой реформы образования, затеянной правительством Александра II. В свою очередь, реформа образования была необходимым звеном в цепи реформ, которые были призваны коренным образом преобразовать страну. Устав 1863 года оживил научную и учебную жизнь университетов, но не решил всех проблем. Сфера образования и науки не допускает быстрых изменений. Необходимо последовательно и методично менять всю систему, что и планировалось делать в дальнейшем.

Как и все остальные реформы Александра II реформа образования подвергалась мощной критике. Проводимые сверху реформы принимались обществом в штыки. В какой-то момент сложилось парадоксальное положение — царское правительство проводило одну реформу за другой, а общество, на словах критиковавшее сложившееся положение и, вроде бы, желавшее изменений, энергично боролось как с реформами, так и с реформаторами. Все это играло на руку консерваторам, желавшим остановки реформ и возврата назад.

4 апреля 1866 года бывший студент Казанского, а затем Московского университета Д. В. Каракозов совершает покушение на жизнь императора Александра II. Покушение раскрыло широкое распространение среди молодежи революционных учений, и 14 апреля 1866 года А. В. Головнин был уволен от должности Министра. Новым Министром народного просвещения стал обер-прокурор Священного Синода Д. А. Толстой, с кандидатурой которого связывались надежды на усиление религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения с целью противодействия нигилизму и другим революционным течениям. Но остановка реформ привела, как раз, к расцвету радикальных революционных группировок, что закончилось разгулом терроризма. На излете правления Александр II отправит Д. А. Толстого в отставку и инициирует новые реформы, но трагедия 1 марта 1881 года перечеркнет все планы и надежды.

В 1884 году вступает в силу новый Университетский устав, который покончит с автономией российских университетов.


Указанные выше правители не игнорировали и образовательную сферу. Каждый император издавал новый университетский устав: Александр I — в 1804 г. [2], Николай I — в 1835 г. [3], Александр II — в 1863 г. [4]. Положения уставов соответствовали политике правителей, поэтому университетские уставы 1804 и 1863 гг. были либеральными, а университетский устав 1835 г. — консервативным. Можно заметить, что политика в области университетов менялась по принципу маятника: от либерального курса к консервативному и наоборот. Не нарушил данную тенденцию и Александр Третий.

В разработке данного нормативного правового акта приняли активное участие министр народного просвещения И. Д. Делянов и министр внутренних дел Д. А. Толстой. 30 марта 1882 г. проект нового университетского устава был представлен в Государственный совет на рассмотрение. Его члены подвергли устав серьезной критике. Их не устраивало, что этот документ предусматривал изменение порядка назначения на ключевые должности (например, на должность ректора). Однако Александр III в данной ситуации принял позицию тех, кто поддержал идеи И. Д. Делянова и Д. А. Толстого. Почему? Ответ прост — император разделял убеждения разработчиков университетского устава и считал, что для развития Российской империи и предотвращения распространения террористических идей требуется ужесточить требования к преподавателям и студентам.

18 августа 1884 г. Александр III подписал указ, который уполномочивал Сенат ввести в действие новый общий университетский устав. Данный нормативный правовой акт признавался основным документом, который будет регламентировать работу Московского, Санкт-Петербургского, Казанского, Харьковского и Новороссийского университетов, а также университета св. Владимира. Позже действие устава было распространено на Варшавский, Дерптский и Томский университеты.

Некоторые положения университетского устава 1884 г. имели преемственность с университетскими уставами, изданными ранее. Например, в уставе 1884 г. говорилось, что все университеты находятся под покровительством императора, как было на протяжении всего девятнадцатого столетия. Оставалась прежней структура университета — учебное заведение делилось на факультеты [5].

Однако университетский устав 1884 г. содержал много нововведении. По большей части они касались системы управления университетами. Теперь главную роль в работе данных учреждении играл попечитель учебного округа. Он заботился о благосостоянии университета, следил за качеством преподавания и исполнением положении устава. Также попечитель имел право привлекать к ответственности тех, кто не подчинялся правилам, и ходатайствовать о поощрении лиц, беспрекословно соблюдающих пункты университетского устава (& 406).

Однако ректор тоже обладал широкими полномочиями. Все должностные лица были обязаны исполнять его законные требования (& 412), к тому же он мог проводить проверки всех подразделении университета (& 415). В чрезвычайных ситуациях ректор имел право принимать такие меры для поддержания порядка, которые выходили за рамки его власти. О данных решениях и действиях он должен был докладывать попечителю учебного округа, Совету и Правлению университета.

Университетский устав 1884 г. вводил новую должность — инспектор университета. Он подчинялся ректору и исполнял его требования. Нужно отметить, что инспектор следил за поведением студентов не только в стенах университета, но и, по возможности, за пределами учебного заведения. Данное положение университетского устава 1884 г. говорит об ужесточении политического режима, которое повлияла и на сферу высшего образования.

В документе также были прописаны требования, предъявляемые к лицам, которые хотели работать в университете. Подчеркивалось, что профессор должен иметь степень доктора наук и опыт преподавательской деятельности. Если профессор проработал в университете 30 лет, министр народного просвещения мог назначить ему вознаграждение в размере 1200 рублей, которое выплачивались в течение 5 лет (срок мог быть продлен). Должность профессора давала определенные привилегии, которые делали профессию преподавателя привлекательной.

Серьезные изменения коснулись организации учебы. Согласно новому университетскому уставу студенты имели право выбора учебного плана. Учащиеся каждого факультета могли выбрать усложненный или облегченный вариант. Юноши, которые успешно изучили все курсы определенного учебного плана и получили подтверждающее данный факт выпускное свидетельство, допускались к испытаниям, которые раньше в учебных заведениях Российской империи не практиковались. Специальная комиссия, председателя и членов которой назначал попечитель учебного округа, должна была проверить знания испытуемого, и, если они удовлетворяли особым требованиям, выдать ему диплом I или II степени — в зависимости от учебного плана, по которому учился студент.

Данные нововведения были схожи с правилами европейских университетов. Александр III хотел приблизить учебные заведения Российской империи к западным в плане организации обучения, однако было между русской и заграничной практиками существенное отличие: в российских университетах была очень высокой степень контроля за студентами, что отсутствовало за рубежом.

Последние положения университетского устава были посвящены правам и привилегиям университетов, в чем обнаруживается преемственность с университетскими уставами 1835 г. и 1863 г. Университеты имели специальную печать с изображением герба и наименованием университета, могли создавать книжные лавки и типографии. В уставе также отмечалось, что работники университета пользуются преимуществами, обозначенными в Уставах о службе по определению от правительства и о пенсиях и единовременных пособиях. Отдельно в уставе обозначены привилегии иностранных преподавателей — по приезду в Россию им не нужно было платить пошлину за свой багаж.

Анализ положений университетского устава 1884 г. показывает, что данный документ ограничивал автономию университетов. Широкие полномочия получил попечитель учебного округа: он осуществлял контроль над университетом и формировал университетские комиссии, которые проводили испытания и принимали решение о выдаче студенту диплома. Также надзор за поведением учащихся осуществлял инспектор, который имел право следить за молодыми людьми даже когда они находились вне учебного заведения. Данные нововведения характеризуют политику Александра III, который хотел ужесточить внутриполитический режим.

Однако нельзя давать университетскому уставу 1884 г. отрицательную характеристику. Согласно этому нормативному правовому акту студенты получили право выбирать учебный план, по которому хотели бы учиться, что говорит о желании властей предоставить обучающимся возможность участвовать в формировании учебного процесса. Государство стремилось приблизить обучение в российских университетах к учебе в европейских учебных заведениях, однако монархическая форма правления и жесткий контроль государства над жизнью общества придавали образовательной специфике Российской империи особые черты.

Таким образом, университетскому уставу 1884 г. нельзя дать однозначную оценку. С одной сторону, он резко ограничил автономию университетов, что отразилось на привлекательности университетского образования. С другой стороны, положения данного документа были направлены на улучшение качества обучения. Введение испытаний для выпускников заставляло студентов внимательнее относиться к учебе. Этому способствовало и деление учебного периода на полугодия. Кроме того, студентам разрешался переход из одного университета в другой, что говорило о готовности государства идти навстречу учащимся. Несмотря на то, что университетский устав 1884 г. ограничил самостоятельность университетов, его издание являлось успешным шагом на трудном пути создания эффективной системы образования. В конечном итоге за 13-летнее царствование Александра III в России не случилось ни войн, ни крупных народных волнении. Может, причиной этого послужили некоторые меры, которые ужесточили режим?

Основные термины (генерируются автоматически): III, университетский устав, Российская империя, устав, учебный округ, университет, учебный план, народное просвещение, нормативный правовой акт, учебное заведение.

Общая характеристика университетского устава 1863 года

Основные положения устава 1863 года стали общим уставом для университетов Петербурга, Москвы, Казани, Харькова, Киева, и Варшавы.

Устав 1863 года считается наиболее либеральным, так как он:

Новый университетский устав 1863 года являлся общим, его законодательная сила распространялась на основные университеты Российской Империи. Все эти университеты находились в ведении министра народного просвещения, вверялись попечителю соответствующего учебного округа.

Основные положения университетского устава 1863 года

Основные положения Устава университетов 1863 года отражены в его структуре.

Структура университетского устава 1863 года:

  • Глава 1. Посвящена общим, основным положениям. Любой Университет обязательно должен иметь четыре факультета: юридический, историко-филологический, медицинский, физико-математический (исключение допускалось только в Санкт-Петербуржском университете, где вместо медицинского факультета был восточный факультет. Управлял университетом ректор. Университетское управление осуществляли Проректор, Правление Университета, Университетский Совет, Университетский суд.
  • Глава 2. Описывает положения о факультетах. Факультеты могли подразделяться на отделения. В каждом факультете функционировало Собрание, которое возглавлял декан факультета. Принимать участие в Собрании мог любой преподаватель, выдвигавший вопросы по учебным предметам и т.д. Деканы факультетов избирались на 3 года. По мере увеличения финансирования и по мере необходимости могло быть увеличено количество профессоров.
  • Глава 3. Описывает функции и обязанности попечителя. Попечитель должен был принимать меры, чтобы университеты исполняли свои функции. При нарушении деятельности университета попечитель должен оповестить об этом Министра народного просвещения. Попечитель имел право предоставлять собственные предложения, касающиеся учебного округа или дел университета на Университетские Советы.
  • Глава 4. Посвящена деятельности ректора. Университетский Совет избирал ректора раз в 4 года. Ректор должен был судить за учебным процессом, порядком, награждать отличившихся, делать замечания и выговоры. Ректор председательствовал в Правлении, имел право открывать и закрывать Университетский Совет.
  • Глава 5. Посвящена Правлению, Университетскому Совету, Канцелярии университета и Суду. Собрания проводятся 1 раз в месяц, при возникновении экстренных ситуаций — по мере необходимости. Спорные вопросы решались большинством голосов. Если количество голосов разных сторон было равным, то решение принимал ректор. Раз год Собрание предоставляло попечителю учебного округа все протоколы, которые могли быть частично или полностью опубликованы. Правление предоставляло Собранию смету расходов. Раз в год Совет избирал в Университетский суд трех преподавателей. Обязанность Университетского суда — судить нарушителей университетского порядка, разрешать споры, возникающие между преподавателями и студентами.
  • Глава 6. Описывает правовое положение проректора и инспектора. Университетский Совет избирал проректоров, инспекторов из преподавательского состава, чиновников на 3 года. Их утверждал министр народного просвещения. Проректоры, инспекторы для слежения за порядком могли иметь несколько помощников, для ведения студенческих дел — секретаря.
  • Глава 7. Раскрывает положения о преподавателях, лицах, состоящих в учебно-вспомогательных учреждениях университета. Каждый из факультетов выдвигал своего кандидата на звание профессора, их кандидатуры рассматривало Факультетское Собрание. Выборы происходили на Собрании университета, Министр просвещения утверждал профессоров, попечителей учебного округа, доцентов и лекторов.

Готовые работы на аналогичную тему

Главная функция попечителя — общий контроль за выполнением административными органами, профессорами, преподавателями, слушателями и студентами, служащими университета их прямых обязанностей. При обнаружении любых нарушений правил, уклонения от их выполнения попечители имели право применить соответствующие меры воздействия, которые направлены на водворение порядка, привлечение виновных к выполнению порученных им видов деятельности.

Попечители улаживали конфликты, возникающие среди профессуры, во взаимоотношении коллектива преподавателей, студентов с административными органами. Если обращения превышали объем полномочий попечителя, то он мог подключить к разбирательству академических проблем министра просвещения. Попечитель имел право вносить в Совет предложения, направленные на совершенствование университетских правил, его деятельности, деятельности подвластного учебного округа. В чрезвычайных случаях попечитель имел право прибегнуть к расширению полномочий, сразу уведомив министра просвещения.

Ради пользы вверенного учебного заведения попечитель мог выдвигать законные требования университетской корпорации, поддержка министра позволяла в любой ситуации (включая конфликты с органами самоуправления университета) сохранять собственное достоинство.

После того, как профессор уходил на пенсию, с разрешения попечителя и Совета он имел право читать лекции в Университете, пользоваться его пособиями. Профессор, проработавший более 25 лет в Университете, получал звание Заслуженного профессора.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по истории Средних веков 6 класс Волкова Вако

Верховным собственником всей земли в средневековом государстве считался король. При этом часть угодий принадлежала ему лично, а часть он раздавал баронам и Церкви в награду за верную службу. Тем самым король стремился заручиться их преданностью и поддержкой в будущем. В свою очередь барон жаловал часть полученных земель рыцарям, а те – более бедным рыцарям или оруженосцам. Тех, кто предоставлял землю, называли сеньорами, а тех, кто её получал – вассалами. Сам земельный надел получил название феод.

Какие преимущества и какие обязательства были связаны с владением землёй?

Главным обязательством при получении земельного надела – феода, была необходимость службы тому, кто эту землю предоставлял. Вассал был обязан верно служить своему сеньору и по первому его призыву был обязан явиться в полном вооружении и на коне, а также привести с собой отряд вооруженных рыцарей. В случае невыполнения вассалом условий службы, сеньор мог отобрать у него феод.

Стр. 91. Вопросы к иллюстрации

Подумайте, в какой ситуации король одного государства мог стать вассалом другого. К каким трудностям могли привести такие отношения между королями?

Король одного государства мог стать вассалом другого только в том случае, если он владел землёй в этом государстве. К примеру, Вильгельм I Завоеватель, до того, как стать королём Англии, был герцогом Нормандским и соответственно – вассалом короля Франции. Заняв английский престол, он сохранил за собой Нормандию и тем самым остался вассалом французского короля. Такие запутанные отношения могли привести к трудностям в случае войны между этими государствами. Например, если бы между Англией и Францией разгорелась война, то формально английский король должен был воевать против себя же самого. В мирное время подобных проблем не было.

Стр. 91. Документ №1

1. О каких нарушениях вассалом его долга говорится в источнике?

В источнике говориться о 3-х нарушениях, за которые вассал лишался феода. Первый из них – самовольный уход с поля боя, оставив при этом своего сеньора в опасности. Второй – нападение на самого сеньора или на его замок. Третий – убийство близких родственников сеньора (брата или племянника).

2. Объясните, почему за эти проступки вассал лишался феода.

Указанные проступки, за которые вассал мог лишиться феода, были нарушением всех возможных законов, традиций и обычаев. Вассал должен был верно, служить своему сеньору. О какой верности могла идти речь, если бы он бросил на поле боя того, кому он был обязан подчиняться? Это уже прямая измена своей клятве. То же самое можно было сказать про нападение на сеньора и убийство членов его семьи. Такие поступки были преступлениями. Тем более, что убийство прямо осуждала христианская церковь.

Стр. 92. Вопросы в конце параграфа

1. Почему владение землёй являлось главной ценностью, показателем статуса человека в средневековом обществе?

Владение землей было показателем статуса человека в средневековом обществе потому, что на этом была основана существовавшая в то время феодальная лестница. Чем больше земли вассал получал от сеньора, тем больше он мог содержать вооруженных рыцарей, и тем сильнее и могущественнее он становился. Соответственно положение человека определяло количество принадлежавшей ему земли.

2. Заполните таблицу.

Права на землю, отношение к земле
Король Считался верховным собственником всей земли в государстве. Имел право пожаловать земельные наделы преданным ему баронам и князьям в обмен на их верную службу и поддержку.
Князья, бароны Получали от короля земельные угодья, а взамен должны были выполнять все его приказы. Имели право передавать полученные земли по наследству, при условии, что их дети или внуки тоже продолжали служить королю. Часть полученных земель они могли жаловать рыцарям, которые находились у них на службе.
Рыцари Получали от князей и баронов земельные наделы, а взамен были обязаны явиться к ним по первому призыву и выполнять их распоряжения. Имели право передавать полученные земли своим детям, при условии, что наследники тоже продолжать служить их сеньору. Часть земель могли быть пожалованы более мелким рыцарям или оруженосцам, которые состояли у них на службе.
Крестьяне Работали на земле, которая им не принадлежала. Военным делом не занимались. Их основной задачей была работа на поле. Перейти в другое сословие они не могли.

3. Объясните, кто и с какой целью отдавал землю в пользование, а кто и зачем её брал. Какие права на феод имел его держатель?

Сеньор отдавал землю в пользование вассалу для того, чтобы он мог прокормить себя, а также иметь возможность приобрести необходимое вооружение и снаряжение (в т.ч. конём). Если количество земли было значительное, то вассал имел возможность набрать на службу более бедных рыцарей, награждая землёй из своего надела. Таким образом, он являлся к своему сеньору не один, а в сопровождении отряда вооруженных людей, что автоматически повышало его статус и положение в обществе.

Держатель феода считался его собственником до тех пор, пока пребывал на службе у своего сеньора и выполнял все его распоряжения и пожелания. В противном случае – сеньор имел право забрать феод у вассала и передать его другому, более верному человеку. Также держатель феода мог передать его по наследству при условии, что его сыновья будут продолжать службу тому сеньору, который пожаловал данный земельный надел.

Сеньор

Сегодня для тебя наступил особенный день, отважный рыцарь. Ты вступаешь ко мне на службу и будешь служить мне до самой смерти или до тех пор, пока не освобожу тебя от обязанностей. Ты согласен?

Вассал

Да, мой господин. Согласен. Я буду Вашим верным слугой до тех пор, пока Господь не призовёт меня к себе.

Сеньор

Клянешься ли ты хранить верность мне и как преданный вассал явиться в мой замок по первому зову?

Вассал

Клянусь в верности вам, мой сеньор. По первому требованию являюсь в Ваш замок на боевом коне, с оружием и в доспехах.

Сеньор

Клянешься ли ты выполнять беспрекословно все мои приказы, требования и желания и если в этом будет необходимость – отдать за меня свою жизнь?

Вассал

Клянусь, что буду честно и добросовестно выполнять все ваши приказы, господин. А если так будет угодно Господу, то и не пожалею своей жизни ради вас.

Сеньор

Клянешься ли ты сохранять в тайне все секреты, которые станут тебе известны?

Вассал

Клянусь, что сохраню все ваши секреты и унесу их с собой в могилу.

Сеньор

Вот и хорошо. Взамен я обещаю тебе щедро вознаграждать тебя за верную службу. Пока что жалую тебе небольшой замок на берегу озера и два поля с двадцатью крестьянами.

Вассал

Благодарю тебя, мой сеньор.

Сеньор

Если ты будешь и дальше таким усердным и храбрым на поле боя, то получишь еще больше земель. И крестьян, которые их обрабатывают.

Вассал

Да, мой господин. Обещаю храбро сражаться за Вас во всех войнах и битвах.

Сеньор

Все полученные земли, замки и крестьян ты сможешь передать своим сыновьям. Но только если они будут тоже служить под моим знаменем и воевать за меня.

Вассал

Клянусь, мой сеньор, что мои сыновья тоже выберут путь служения Вам и Вашей семье.

Сеньор

И самое главное! Помни, что в случае нарушения клятвы, измены или иного злодеяния я лишу тебя всего пожалованного имущества. И ты останешься таким же бедным, как в день поступления ко мне на службу.

Вассал

Клянусь, мой сеньор, что этого никогда не произойдет. Моя верность и преданность Вам будет безграничной. В противном случае – пусть земля покроет меня с головой.

Сеньор

Хорошо. Я запомню твои клятвы. И воздам по заслугам. А теперь, встань, рыцарь, и займи свое место среди моих людей. Не забывай, что с этого момента твоя жизнь целиком и полностью принадлежит мне.

5. Каким образом Церковь оказалась включена в систему феодальных отношений? *В чём заключались особенности её положения в сравнении со светской знатью?

Церковь получала право на владение земельными угодьями аналогично со светской знатью. Епископы, аббаты и священники, наравне с князьями и баронами, могли получить феод от короля на правах несения воинской службы и выполнения его приказов. Однако особенность положения Церкви состояла в том, её главной функцией была помощь христианам в спасении их душ. Поэтому для неё существовал ещё один путь для получения земельных наделов – дарения и пожертвования. Очень часто светские владыки (короли, герцоги, графы или рядовые рыцари) передавали в дар монастырям или храмам целые поместья. Взамен, монахи и священники должны были постоянно молить Господа о спасении души дарителя, а также его потомков. Таким образом, постепенно в руках Церкви были сосредоточены огромные земельные ресурсы и соответственно – огромная власть и богатство.

Читайте также: