Общественные и религиозные объединения как субъекты административного права рк

Обновлено: 06.05.2024

1. ТЕМА ЛЕКЦИИ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Понятие и виды общественных объединений
2. Административно-правовой статус
общественных объединений
3. Порядок создания общественных объединений,
их реорганизации и ликвидации.
4. Политические партии, профессиональные
союзы и религиозные организации

2. ВОПРОС 1. Понятие, сущность и виды общественных объединений

Субъектами административного права в процессе государственного
управления являются не только органы исполнительной власти,
государственного управления, их структурные подразделения, но
и общественные объединения.
Под общественным объединением понимается добровольное,
самоуправляемое формирование граждан, созданное на
основе общности интересов для совместной реализации
гражданских, экономических, социальных и культурных
прав.
Основные черты общественного объединения:
- образуется физическими лицами на добровольной основе;
- не обладает государственно-властными полномочиями;
- не признаны субъектами правотворчества;
- действует от своего имени;
- не является коммерческой организацией, преследующей в
качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Общественные объединения создаются и действуют на основе
принципов:
- добровольности,
- равноправия,
- самостоятельности, в соответствии с собственными
уставами и программами
- законности,
- гласности.
Общественные объединения свободны в определении своей
внутренней структуры, целей, форм и методов
деятельности.
Не допускается создание общественных объединений,
деятельность которых направлена на свержение,
насильственное изменение конституционного строя,
нарушение целостности и безопасности государства,
пропаганду войны, насилия, разжигание национальной,
религиозной и расовой вражды.

4. ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

1) в зависимости от территориальной сферы действия
Международные
общественные
объединения
Республиканские
общественные
объединения
Местные
общественные
объединения
2) в зависимости от организационно-правовых форм
общественные организации;
общественные движения;
• общественный фонд;
общественное учреждение;
союзы (ассоциации).

5. ВОПРОС 2. Административно-правовой статус общественных объединений

Для осуществления уставных целей объединение имеет
право:
• беспрепятственно получать и распространять информацию,
имеющую отношение к их деятельности: учреждать
собственные и пользоваться в установленном порядке
государственными средствами массовой информации;
• осуществлять издательскую деятельность;
• представлять и защищать права и законные интересы своих
членов (участников) в государственных, хозяйственных и
общественных органах и организациях;
• образовывать в необходимых случаях за счет собственных
средств структурные подразделения;
• осуществлять производственно-хозяйственную
деятельность, направленную на решение уставных целей и
задач;
• выступать с инициативами по различным вопросам
общественной жизни, вносить предложения в органы
государственной власти;
• иметь свои символы (флаг, герб, эмблему)

8. ВОПРОС 3. Порядок создания общественных объединений, их реорганизации и ликвидации.

Устав общественного объединения должен предусматривать:
название, цели, задачи и методы деятельности объединения;
территорию деятельности;
• условия, порядок приобретения и утраты членства в
объединении в случаях, если оно имеет фиксированное членство;
• структуру объединения и условия создания его организационных
структур;
права и обязанности членов общественного объединения;
порядок внесения изменений и дополнений в устав
объединения;
• порядок реорганизации и ликвидации объединения и
использования оставшегося имущества;
юридический адрес объединения.

Государственная регистрация международных и республиканских
общественных объединений осуществляется Министерством юстиции
Республики Беларусь.
Местные общественные объединения регистрируются управлениями
исполнительных комитетов областных и Минского городского Советов
депутатов по месту нахождения руководящего органа объединения.
Для государственной регистрации общественного объединения в месячный
срок со дня его учреждения в орган, осуществляющий регистрацию,
подаются:
• заявление, подписанное не менее чем тремя членами руководящего
органа;
устав;
• протокол учредительного съезда (конференции, общего собрания, другого
учредительного, организационного мероприятия);
• документ банка, подтверждающий уплату регистрационного сбора;
• материалы, подтверждающие выполнение требований Закона;
• сведения об инициаторах создания общественного объединения (для
физического лица - фамилия, имя, год рождения, гражданство);
• для союзов общественных объединений - копия свидетельства о
регистрации общественных объединений и выписка из протоколов
заседаний руководящих органов, на которых были приняты решения о
выступлении в качестве учредителей.

Орган, регистрирующий общественное объединение, в месячный срок
обязан рассмотреть заявление о регистрации и принять решение:
зарегистрировать объединение и выдать учредительное
свидетельство о его регистрации
принять решение об отсрочке в государственной регистрации
отказать в государственной регистрации объединения и выдать
письменный документ с мотивировкой отказа, который может быть
обжалован в судебном порядке.
Решение об отказе в регистрации принимается в случае:
-
нарушения установленного порядка создания объединения;
-
несоответствии устава объединения требованиям
законодательства;
-
непредставления всех предусмотренных законодательством
документов необходимых для регистрации;
-
несоответствие названия требованиям законодательства и уставу;
- невыполнение в месячный срок требований, указанных в решении
об отсрочке в регистрации.

13. ВОПРОС 4. Политические партии, профессиональные союзы и религиозные организации

1. Система коллективных субъектов административного права.

2. Административно-правовой статус общественных объединений.

3. Административно-правовой статус политических партий.

4. Основы административно-правового статуса религиозных объединений

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года).

6. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.И. Административное право. Учебник для вузов, 2-е издание. – М.: НОРМА, 2005.

7. Козлов Ю.М. Административное право. – М., 2001.

8. Козлов Ю.М. Советское административное право. – М., 1981

9. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях. – М., 2003.

10. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. – М., 2001

11. Старилов Ю.Н. Административное право: Практикум. – М.: Юрист, 2000.

12. Таранов А.А. Административное право РК. Академический курс. – Алматы, 2003.

ВОПРОСЫ

1) С какого момента возникает правоспособность и дееспособность предприятий и учреждений? Почему именно с этого момента?

3) Попробуйте обосновать наличие у каждой организации (предпри­ятия, учреждения) административно-правового статуса.

4) Какие административно-правовые отношения возникают в процессе деятельности коммерческих организаций?

5) С какими целями могут создаваться общественные организации? Какие существуют ограничения?

6) Докажите, что органи­зация и деятельность религиозных объединений основываются на нормах административного права.

7) Какие административно-правовые гарантии самостоятельности пред­приятий и учреждений вы можете назвать?

8) Из каких структурных элементов может состоять коммерческое и некоммерческое учреждение? Есть ли у них отличия?

9) Установлена ли ответственность за нарушения законодательства, регламентирующего статус общественных объединений? Кто может быть привлечен к ответственности за нарушение законов об общественных объединениях и политических партиях?

Дайте определения понятиям:

общественная организация, общественные объединения, общественный фонд, политическая партия, предприятие, учреждения, религиозное объединение,

ЗАДАНИЯ

1. В чем вы видите назначение политических партий и особенности их правового статуса? Необходимо ли регулировать деятельность политических партий и для чего. Почему для создания политической партии требуется большее количество граждан, чем для создания общественной организации?

2. В чем заключается назначение и особенности религиозных объединений? Почему и каким образом следует ограничивать их деятельность?

3. Какие виды общественных организаций можно выделить? Попробуйте составить классификацию общественных организаций, существующих в РК и привести примеры таких организаций.

4. В чем заключается содержание административно-правового статуса негосударственных организаций, каковы его основные элементы и правовые источники деятельности.

ЗАДАЧИ

1) В связи с ростом проявлений хулиганства в городе его граждане создали общественное объединение для поддержа­ния общественного порядка. В установленные законом сро­ки были представлены в орган юстиции администрации го­рода необходимые документы для государственной регистра­ции. Орган юстиции отказал в регистрации общественного объединения, так как, по мнению его должностных лиц, с этой задачей должны справляться существующие в городе органы внутренних дел, и создание но­вого общественного объединения нецелесообразно.

Дайте правовую оценку этому казусу.

Как вы можете соотнести возможность подобной акции с провозглашенным статьей 23 Конституции РК правом на свободу объединений и гарантией свободы дея­тельности общественных объединений?

Органы исполнительной власти

  1. Понятие и виды органов исполнительной власти.
  2. Полномочия Президента РК в сфере исполнительной власти.
  3. Административно-правовой статус Правительства РК.
  4. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти.
  5. Местные органы исполнительной власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года).

6. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 2000.

7. Ибрагимов Х.Ю. Административное право РК. – Алматы, 2000 г.

8. Козлов Ю.М. Административное право. – М., 2001.

9. Малиновский В.А. Президент РК: Инструменты власти и обеспечение деятельности. – Алматы, 2003.

10. Муниципальная кадровая политика: Учебное пособие для вузов / под общ. ред. В.Н.Иванова. – М.: Муниципальный мир, 2003.

11. Муниципальная наука: теория, метод, практика / под общ.ред. В.Н.Иванова. – М.: Муниципальный мир, 2003.

12. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. – М., 2001

13. Таранов А.А. Административное право РК. Академический курс. – Алматы, 2003.

ВОПРОСЫ

1) Что понимается под единой системой органов исполнительной власти?

2) Какое место занимает Президент РК в системе исполнительной власти? Полномочия Президента в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

3) Какие нормативные акты устанавливают правовое положение центральных органов исполнительной власти?

4) Назовите наиболее важные признаки органа исполнительной власти.

6) Перечислите государственные органы непосредственно подчиненные Президенту РК.

7) Какие организационно-правовые средства свидетельствуют о коллегиальности в деятельности органа исполнительной власти?

8) Какие виды исполнительных органов государственной власти существуют в городах и районах?

9) Почему большинство органов исполнительной власти единоначальные, а не коллегиальные.

10) Почему руководители большинства исполнительных органов власти назначаются вышестоящими органами, а не избираются?

11) Какие ограничения устанавливаются для членов Правительства РК, и для чего необходимы такие ограничения?

12) Какие из перечисленных организаций являются органами исполнительной власти: администрация государственного предприятия, маслихат города, школа, управление внутренних дел, акимат области, ректорат университета, министерство, областное управление юстиции, аким сельского округа.

Дайте определения понятиям:

орган исполнительной власти, структура органа государственного управления, министерство, центральные органы исполнительной власти, агентство РК, акимат, Правительство РК, коллегия министерства, органы общей компетенции, органы межотраслевой компетенции, органы отраслевой компетенции, система органов исполнительной власти.

ЗАДАНИЯ

1. Заполните таблицу:

Орган исполнительной власти Порядок образования Подчиненность Название издаваемых актов Кем назначается руководитель
Правительство РК
Министерство
Акимат области
Территориальное управление министерства (департамент)

2. Перечислите наиболее важные отличия негосударственных организаций и учреждений от органов исполнительной власти (по способу образования, структуре, компетенции, ответственности и т.д.).

3. В чем заключаются отличия и сходства центральных органов исполнительной власти от местных органов по порядку образования, компетенции и другим признакам?

4. Согласно ст.3 Конституции РК государственная власть осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов.

Какие нормы законодательства РК позволяют осуществлять систему сдержек и противовесов в отношениях Правительства и Парламента?

6. Составьте структуру Правительства РК и схему его формирования.

7. Приведите приметы органов исполнительной власти согласно их классификации.

8. Сопоставьте признаки исполнительного органа государственной власти и юридического лица. Чем отличаются эти субъекты права? Все ли исполнительные органы государственной власти обладают правами юридического лица?

ЗАДАЧИ

1) Студент Крюков, отвечая на экзамене по административному праву вопрос о порядке назначения на должность и освобождения от должности членов Правительства РК сказал, что Президент РК по предложению Премьер-Министра назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-Министра, министров и Руководителя Канцелярии Премьер-Министра.

Какую неточность допустил Крюков в своем ответе?

3) Отвечая на вопрос о характере компетенции органов исполнительной власти, студент Жусупов отнес к органам общей компетенции Администрацию Президента РК, Правительство РК, Министерство юстиции РК, Министерство сельского хозяйства РК, Агентство РК по делам государственной службы, Комитет национальной безопасности РК. Свой ответ студент аргументировал тем обстоятельством, что организации, деятельность которых регламентируется нормативными актами, издаваемыми этими органами, находятся во всех административно-территориальных единицах.

Какие ошибки допущены Жусуповым? Перечислите известные Вам органы исполнительной вла­сти общей компетенции.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Религиозные объединения сегодня являются вполне обычными субъектами права на постсоветском пространстве. Забывается тот факт, что они в течение продолжительного времени почти не замечались правом. И это было объяснимо – десятилетия борьбы с религией и ее различными проявлениями не могли не сказаться на правовом статусе этих коллективных образований. Трудно было рассуждать о правах и законных интересах религиозных объединений, их правовых способностях и возможностях в условиях, когда религия объявлялась злом и временным явлением, которое неизбежно отомрет в недалеком будущем.

Нельзя сказать, что в советское время вообще не исследовались вопросы правового статуса религиозных объединений. Однако большинство работ носило идеологический и декларативный характер и не представляло, за некоторыми исключениями, большого научного интереса. К числу таких исключений относятся работы Ю.А.Розенбаума, В.В.Клочкова, Ф.К.Лауринайтиса.[5]

После распада советской системы ситуация кардинально изменилась. Верующие и их ассоциации получили невиданные ранее права и свободы. Государство перестало рассматривать их в качестве врагов и стало гораздо меньше вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений. Религиозные объединения начали активно участвовать в социальной и культурной жизни общества, а иногда и в политической деятельности.

По истечении определенного времени в каждой из стран бывшего СССР сложилась своя модель государственно-конфессиональных отношений. В некоторых из них произошел, по сути, возврат к советскому опыту (Узбекистан, Туркменистан), в других обратились к европейском опыту (страны Прибалтики, Грузия, отчасти Украина), в третьих старались нащупать собственные пути в правовом регулировании религиозной сферы (Казахстан, Россия).

Новая роль религиозных объединений в государстве и обществе потребовала соответствующего правового обеспечения. В государствах были приняты собственные законы под разными названиями, но обязательно имеющие дело с религиозными объединениями как объектом правового регулирования.

Когда прошла некоторая эйфория от новых возможностей религиозных объединений и их нового правового положения, выяснилось, что к более тщательному правовому регулированию ни законодатели, ни ученые, ни представители религиозных объединений оказались не готовы, в том числе и по объективным причинам: отсутствовал опыт и необходимость такого регулирования.

Чаще всего религиозные объединения стали рассматриваться как субъекты, очень похожие по своему статусу с общественными объединениями. Это верно только отчасти. Действительно, религиозные объединения имеют много общего с общественными объединениями, но вместе с тем, они имеют и серьезные отличия, не позволяющие ставить общественные и религиозные объединения в один ряд.

Эти отличия заключаются не только в разности целей. Религиозные объединения, по сути, представляют собой альтернативную государству управленческую систему. У них присутствуют собственные органы управления, нормативная система, судебные органы. Понятно, что у любого общественного объединения также есть органы управления, но они в большей степени в плане формирования, внутреннего управления зависят от государственных установлений. У религиозных объединений есть также свои своды правил, структуры которые следят за соблюдением этих правил и наказывают за их неисполнение. Поэтому во многих странах, где дело не ограничивается формальным провозглашением принципа отделения религиозных объединений, большое внимание уделяют вопросам так называемой церковной автономии. В чем заключается эта автономия, до каких пределов она должна распространяться, степень ограничения – очень важные вопросы государственно-конфессиональных отношений.[10]

Признавая суверенитет государства в вопросах установления правовых основ функционирования различных субъектов права, государство вынуждено считаться с теми управленческими и нормативными системами, которые существуют в религиозных объединениях. К этому могут подталкивать и международные обязательства. Так, в соответствии с Итоговым документом Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989),[11] государства-участники в целях обеспечения свободы личности исповедовать религию или веру обязуются уважать право этих религиозных объединений организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой; выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностям между ними и их государством.

Однако в любом другом случае, не связанном с организациями католической церкви, государство вряд ли признает право религиозного объединения на самоуправление.

Неуважение к вопросам автономии религиозных объединений и вмешательство в дела религиозных объединений можно обнаружить и в Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г.[14] В соответствии с п. 5 статьи 5 Конституции Республики Казахстан деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами республики. Следует сказать, что огромное количество религиозных объединений в Республике Казахстан является частью более крупных религиозных объединений с органами управления за рубежом. К примеру, приходы и другие организации Русской Православной Церкви (РПЦ) – второй по значению в Казахстане – являются структурными подразделениями религиозного объединения с центром в г. Москве. Означает ли такое конституционное положение то, что назначение РПЦ руководителей различных структур в Казахстане требует согласования с государственными органами? Если да, то такая ситуация мало чем отличается от советских подходов, когда без согласования с Советом по делам религий при Совете Министров СССР и его уполномоченных нельзя было назначить ни одного служителя культа. Таким образом, налицо нарушение принципа автономии религиозных объединений в вопросе назначения своих руководителей и вмешательство во внутренние дела религиозных объединений.

Подобное вмешательство нарушает принцип отделения религиозных объединений от государства. Указанный принцип в Казахстане не закреплен в Конституции, но содержится в статье 4 Закона Республики Казахстан о свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Принцип характерен сегодня для законодательств многих государств мира, но в каждом интерпретируется по-своему, в зависимости от правовых и религиозных традиций, политико-правового режима. Так, Р.А.Подопригора приводит в качестве примера стран, где действует принцип отделения, США и Францию. Но первая страна в соответствии с первой поправкой к Конституции исключает возможность вмешательства государства в дела религиозных объединений, а вторая в большой степени допускает это регулирование. Если в США в основе такого отделения лежит принцип свободы каждого человека в вопросах вероисповедания от государства, значительной автономии религиозных организаций, что объясняется и историей (церковь здесь существовала до государства), то во Франции этот принцип исторически сформирован для ограничения влияния католической церкви на общественную жизнь и впоследствии распространился на все церкви. Более того, если сравнить роль религиозных институтов в жизни США и Франции, то можно увидеть большую разницу. Отдельные проявления государственно-церковных отношений в США: религиозные присяги в государственных органах, упоминание Бога или обращение к нему в законодательстве, прямое или косвенное финансирование церквей, появление религиозных символов в публичных учреждениях, поддержка религиозных школ – часто вызывают вопросы и судебные споры о действительном отделении церкви от государства или нейтральности государства.[15]

По нашему мнению, в правовом смысле никакого отделения не существует. Государственные органы имеют суверенную власть вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если последняя не соответствует закону. Государство устанавливает правовой режим, в котором существуют религиозные образования, легализует их деятельность, определяет для них формы юридической личности. Вряд ли имеет смысл говорить в таком случае об отделении.

С другой стороны, религиозные объединения также не находятся в полной изоляции от государства, особенно в современных условиях. Они помогают государству в различных сферах: воспитательной, образовательной, социального обеспечения и т. д. Нередкими сегодня являются договоры между государством и различными религиозными объединениями. Изложенное также не позволяет абсолютизировать принцип отделения.

Таким образом, в соответствии с современными подходами в правовой системе Республики Казахстан принцип отделения означает, прежде всего, удаленность религиозных объединений от политической деятельности. Здесь действительно присутствует четкий водораздел: религиозные объединения не могут создавать политические партии, участвовать в выборах, самостоятельно выполнять государственные функции, заниматься политической агитацией и пропагандой, участвовать в деятельности политических партий и оказывать им финансовую поддержку и т. д. Государство со своей стороны не может вмешиваться в вопросы исключительно религиозной деятельности, например, регулировать порядок и время богослужений, предписывать содержание молитв, назначать служителей культа.

Во всем остальном принцип носит условный характер, что необходимо учитывать в процессе правового регулирования.

Неготовность законодательства к учету особенностей религиозных объединений проявляется и во многих других, причем принципиальных вопросах. Так, в соответствии с п. 1 статьи 109 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, в установленном законодательными актами порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей. Однако будет неправильным сводить все религиозные объединения лишь к добровольным объединениям граждан. Существуют многозвенные религиозные объединения, которые могут являться объединением уже существующих религиозных объединений (например, протестантские союзы) либо созданными сверху структурами (епархии РПЦ или Римско-Католической Церкви). Действующие религиозные объединения даже по существующему законодательству могут создавать так называемые религиозные учреждения (духовные учебные заведения, монастыри, миссии), то есть также далеко не объединения граждан.

Целый ряд проблем связан с филиалами религиозных объединений. Автоматическое распространение филиальной структуры (отлично работающей в случае с некоммерческими объединениями) на религиозные объединения приводит к искусственному росту религиозных образований. Так, филиал религиозного объединения можно создать в любой административно-территориальной единице, даже если там вообще отсутствуют члены этого объединения. Наличие 10 граждан (минимальное количество для создания местного религиозного объединения) при создании филиала не учитывается. По такой системе в Казахстане действует Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), в которое все областные и иные мусульманские объединения входят на правах филиалов.

Большее количество вопросов возникает в связи с вопросами собственности в многозвенных религиозных объединениях. Кто является собственником имущества в таком случае: само многозвенное объединение в целом, какие-либо его звенья либо объединение в целом и входящие в него звенья? На это вопрос нет ответа ни в законодательстве, ни в уставах религиозных объединений.

В практике деятельности исламских религиозных объединений встречались очень конфликтные случаи, когда после ввода здания в эксплуатацию появлялись представители ДУМК и объявляли здание собственностью ДУМК, провоцируя тем самым имущественный конфликт.

Претензия на монополизацию религиозной жизни является еще одним фактором, на который вынуждено реагировать государство. В большей части в Казахстане это также относится к исламским объединениям. Причем государство, с одной стороны, вроде бы заинтересовано в такой монополизации с тем, чтобы было легче контролировать религиозную сферу, с другой – понимает, что такая монополизация не имеет под собой правовых оснований.

В 2002 году в Казахстане был принят Закон, вносящий изменения в действующий Закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях. В этом законе были положения о том, что государственная регистрация исламских религиозных объединений осуществляется по рекомендации Духовного управления мусульман Казахстана. Кроме того, предусматривалось, что с разрешения Духовного управления мусульман Казахстана осуществляется строительство и (или) открытие мусульманских культовых зданий и сооружений. Конституционный Совет признал эти положения и, соответственно, весь закон противоречащими Конституции. Конституционный Совет установил, что таким образом Духовному управлению мусульман Казахстана, являющемуся религиозным объединением граждан, исповедующих исламское вероучение, предоставляются Законом полномочия, имеющие разрешительный характер, которые относятся исключительно к компетенции государства.[16]

Список проблем правового регулирования можно продолжать, особенно если обратиться к конкретным отраслям права. Так, в трудовом праве не учитывается специфика религиозных объединений в плане особенностей трудовых отношений со служителями культа или членами религиозных объединений. К примеру, имеющихся в законодательстве оснований для расторжения трудового договора явно недостаточно при необходимости прекращения такого договора в религиозном объединении в случае нарушения религиозных норм и принципов работником (служащим). В земельном праве интересы религиозных объединений не учитываются при зонировании территорий. В налоговом праве недостаточно четко прописано налогообложение религиозных объединений при занятии ими предпринимательской деятельностью.

Таким образом, перед законодателями, государственными служащими, юристами в Республике Казахстан открывается широкое поле деятельности в плане дальнейшего развития правового обеспечения деятельности религиозных объединений и государственно-конфессиональных отношений. С учетом того, что своего опыта явно не хватает, актуальным является использование зарубежного опыта, в том числе своих ближайших соседей – стран СНГ. В каждой стране религиозная сфера развивается собственными темпами, и уже появился очень интересный опыт, который с учетом местных традиций может быть воспринят и национальной правовой системой. К примеру, в Российской Федерации интерес представляет опыт в сфере регулирования религиозного образования, доступа религиозных объединений в систему здравоохранения, вооруженные силы. Вряд ли правильно требовать унификации и правового регулирования правового статуса религиозных объединений, но взаимовыгодный обмен позитивными идеями, нормативными положениями, правоприменительной практикой, безусловно, скажется на качестве такого регулирования и достижении такого правового статуса религиозных объединений, который бы отвечал целям современного общественного развития.

[1] Законодательство о религиозных культах. – М.: Юрид. лит., 1971. – С. 83–96.

[2] Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. – 1976. – № 15. – Ст. 56.

[3] Подопригора Р.А. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы). – Алматы: Аркаим, 2002. – С. 238.

[4] О свободе совести и религиозных организациях: Закон СССР от 1 октября 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – № 41. – Ст. 813.

[5] См., напр.: Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. – М.: Наука, 1985; Клочков В.В. Религия, государство, право. – М.: Мысль, 1978; Лауринайтис Ф.К. Государственно-правовое регулирование свободы совести в СССР: Дис. . канд. юрид. наук. – Киев, 1984.

[6] Подопригора Р.А. Правовой статус религиозных объединений в Республике Казахстан: Дис. . канд. юрид. наук. – Алма-Ата, 1993.

[7] Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ (теория и практика): Дис. . д-ра юрид. наук. – М., 1992.

[8] Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. – 1992. – № 4. – Ст. 84.

[9] Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. – 1994. – № 23–24 (приложение).

[10] См. об этом подробнее: Church Autonomy: a comparative survey / Gerhard Robbers (ed). – Frankfurt am Main, Peter Lang GmbH., 2001.

[11] Итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. – М.: Политиздат, 1989.

[12] Ведомости Парламента Республики Казахстан. – 2001. – № 1. – Ст. 8.

[14] Ведомости Парламента Республики Казахстан. – 1996. – № 4. – Ст. 217.

[15] Подопригора Р.А. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы). – С. 104–105.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 11 (42) 2011

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Общественное объединение - это добровольное, автономное, некоммерческое образование, способствующее реализации законных прав и интересов граждан, созданное по их инициативе на основе общих интересов для осуществления каких-то общих целей, определенных Уставом общественного объединения.

Право граждан на формирование тех или иных общественных объединений осуществляется непосредственно объединением физических и юридических лиц.

Итак, общественные объединения:

  • формируются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
  • не имеют власти, не могут влиять на действия, желания и поступки тех или иных людей;
  • источниками правовой сферы общественных объединений могут быть только те или иные правовые акты;
  • действуют от своего имени;
  • организации, не имеющие цель получить прибыль.

Согласно Конституции нашей страны и действующему законодательству создание и функционирование общественных объединений осуществляется на принципах добровольчества, законности, равенства и самоуправления.

В зависимости от организационно-правовых форм общественные объединения бывают следующих видов:

Общественная организация - это общественное объединение, основанное на добровольном участии, созданное на основе совместных действий людей, направленных на защиту общих интересов и достижение целей Устава общественного объединения граждан.

Общественное движение - это массовое объединение людей, которое направлено на осуществление социальных, экономических, политических и других целей, поддерживаемое членами общественного движения.

Государственный фонд - это один из типов некоммерческих объединений граждан, не являющихся его членами, целью которых является создание имущества путем собирания различных добровольных взносов, а также и других доходов, не запрещенных законом для его использования в конструктивных социальных целях.

Государственное учреждение - это некоммерческое общественное объединение, сформированное с целью оказания определенного типа услуг, направленных на удовлетворение тех или иных интересов членов этого объединения и достижение конкретных правовых целей объединения.

Орган общественной инициативы - это некоммерческое общественное объединение, которое создано для того, чтобы люди члены объединения вместе решали какие-то определенные социальные проблемы, возникающие у людей в стране их проживания. Данное объединение направлено на удовлетворение каких-то определенных потребностей того или иного круга лиц, интересы которых касаются достижения целей и осуществления конкретных программ государственного органа.

Общественно-политическое объединение, устав которого, в числе своих основных целей, предусматривает полное участие в политической жизни социума путем оказания воздействия на участие в выборах в органы власти нашего государства, а также в выборах органов местного самоуправления путем выдвижения кандидатов и организации избирательной кампании.

Профессиональные союзы. Профсоюзы созданы для того, чтобы в полной мере представлять и защищать социально-экономические и трудовые права и интересы тех или иных граждан нашей страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Общественные объединения как субъекты административного права

Степень компетенции тех или иных общественных объединений в качестве субъектов административного права вовсе неодинакова. Чаще всего в административных и судебных отношениях те или иные общественные объединения являются той стороной, которая должна осуществлять какие-то конкретные правовые нормы уполномоченных государственных органов. Определенные общественные объединения, которые имеют право выполнять те или иные функции государственных органов, могут действовать в административных и судебных отношениях как субъекты управления, уполномоченные давать другой стороне административных отношений какие-то указания, которые нужно обязательно выполнить.

В то же время делегирование государственных полномочий и полномочий общественных объединений представляется недостаточным. Полномочия государственной власти копируют полномочия соответствующих исполнительных органов государства, что делать нежелательно.

В определенных законом ситуациях определенные общественные объединения образуют административно-судебные отношения как субъекты, уполномоченные самостоятельно осуществлять административные меры. Следует отметить, что наблюдается тенденция к сужению сферы действия таких правовых отношений в обществе.

Сфера компетенции тех или иных общественных объединений как субъектов административного права обычно формируется и объясняется конкретными актами органов государства, а не уставами, которые были созданы в самих общественных организациях.

Административные и судебные отношения, в которых принимают участие те или иные общественные объединения связаны между собой не внутри этих объединений, а только лишь за их пределами, то есть при взаимодействии с государственными органами. В данной сфере различные общественные объединения могут рассматриваться как определенные субъекты административных и судебных отношений.

Читайте также: