Поддержку каких социальных групп обеспечили декреты

Обновлено: 18.05.2024

Россиян, имеющих маленький доход, достаточно много. В связи с этим, часто рассматривается вопрос введения так называемого пособия по бедности, которое поможет малоимущим гражданам. Увы, такого пособия пока нет, но депутаты регулярно предлагают ввести такую меру поддержки. На сегодняшний день для малоимущих граждан предусмотрены льготы по оплате ЖКУ и другие меры соцподдержки.

Если подобный вид помощи и будет утвержден, получать выплату смогут те семьи, которые действительно в этом нуждаются. Пока в законе не определено, кто именно может считаться нуждающимся. Как правило, доход всей семьи сопоставляется с прожиточным минимумом, который утвержден в конкретном регионе.

Кто сможет получать пособие по бедности

Предполагается, что получать подобное пособие смогут семьи, в которых воспитываются дети младше 16 лет. Скорее всего, будет два условия получения льгот: Среднедушевой доход меньше прожиточного минимума в субъекте РФ (на душу населения).

Средств не хватает на покупку самых необходимых продуктов, предметов одежды, гигиены и т.д. Чтобы это доказать, придется собирать справки. Депутаты предлагают обеспечивать такую социальную поддержку гражданам, относящимся к следующим категориям: № п/п.

Многодетные, неполные, малообеспеченные семьи

Свой статус потребуется доказать соответствующими справками. 2

Одинокие матери или отцы

В случае, если в свидетельстве о рождении не указан второй родитель, он был лишен родительских прав или мертв. 3

Семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды

Для получения пособия потребуется предоставить удостоверение. 4

Семьи, в которых минимум двое детей младше 16 лет

Как только одному из детей исполнится 16 лет, право на получение помощи исчезнет. Важно! Опекуны при этом будут иметь такое же право на пособие, как и родные или приемные родители.

Прежде чем закон будет принят, в Правительстве должны четко определить, кто может претендовать на получение такой господдержки. Также должны быть сформулированы требования к тем, кто желает получать выплаты. Депутаты должны определить минимальный размер пособия по бедности и порядок его перечисления, а также определить перечень документов, которые придется подать претендентам на эту помощь.

Важно понимать, что такое пособие планируется выдавать исключительно тем семьям, которым буквально не на что жить. При этом могут возникнуть сложности с тем, чтобы посчитать доход семьи, ведь прожиточный минимум — величина непостоянная и неодинаковая для разных категорий граждан.

В Федеральном законе № 44-ФЗ от 05.04.2003 г. указано, как считать доход семьи — это же правило наверняка будет распространяться и на новое пособие. Учитывается доход всех членов семьи за последние три месяца, после чего сумма делится на количество людей, проживающих на одной жилплощади и приходящихся родственниками друг другу.

Важно! Если мать и отец ребенка в разводе, они уже не считаются одной семьей. Это актуально даже для тех случаев, если разведенные граждане живут вместе.

Заместитель министра финансов Т.Г. Нестеренко

Каким будет размер пособия

Говорить о конкретном размере пособия пока рано — дальше вынесения предложения и обсуждений пока данный вопрос не рассматривался. Возможно, вскоре ситуация изменится, и граждане смогут получить дополнительную поддержку от государства.

Пример. В семье Костенко воспитывается трое детей – 3, 5 и 10 лет. Работает только отец семейства — он зарабатывает 40 тысяч в месяц. Мать – домохозяйка. На пятерых членов семьи дохода отца, если брать во внимание прожиточный минимум, не хватает, поэтому после введения такого вида помощи семья Костенко сможет получать пособие по бедности.

Правда, не все эксперты и представители Правительства согласны с тем, что в таком пособии действительно есть необходимость. Многие из них придерживаются мнения, что лучше повысить зарплату всем россиянам, чем платить деньги только тем, кто мало зарабатывает в силу определенных причин. Так или иначе, сообщается, что финансов на реализацию такого плана пока нет. Кто точно не сможет получить помощь: граждане, страдающие алкогольной, наркотической зависимостью;

Около 20% бедных семей в России не получали ни одной социальной выплаты в 2014–2018 годы, сообщила Счетная палата. В 2020 году охват господдержки увеличился, но временные меры не обеспечат долгосрочный эффект

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Каждая пятая нуждающаяся семья в России не получала никаких социальных выплат от государства за период с 2014 по 2018 год, следует из отчета Счетной палаты по итогам анализа госполитики, направленной на снижение бедности (есть у РБК). Такой вывод аудиторы сделали на основании данных Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах Росстата, проводившихся в указанный период.

На российские бедные домохозяйства, то есть семьи с подушевым доходом ниже прожиточного минимума, приходилось только 22–26% от всего объема социальных выплат от государства, а 19–20% малоимущих домохозяйств за все эти годы не получали вообще никаких социальных выплат, следует из выводов контрольного ведомства.

Фото:Алексей Мальгавко / Reuters

В целом нацпроекты и госпрограммы правительства, даже без учета последствий пандемии COVID-19, не обеспечивали достижение поставленных президентом национальных целей по росту реальных доходов россиян и двукратному снижению уровня бедности к 2024 году, отмечает Счетная палата в обзоре, анализирующем социальную политику до июля 2020 года включительно. Российская система соцподдержки нуждается в модификации: каждое пособие должно в значительной мере повышать уровень доходов его получателей, а в противном случае должно быть заменено, полагают аудиторы. При разработке новых мер и при совершенствовании уже имеющихся их адресатами должны становиться в первую очередь уязвимые категории населения, в том числе те, которые формально бедными не являются, но подвержены риску оказаться за чертой бедности.

Пандемия COVID-19 и вызванные ею шоки окажут долгосрочное негативное влияние на достижение национальных целей по устойчивому росту доходов и снижению уровня бедности в стране, предупреждают аудиторы.

Из-за пандемии уровень бедности по итогам 2020 года, согласно оценкам правительства, вырастет до 13,1% от общей численности россиян после 12,3% по итогам докризисного 2019 года. В следующем году уровень бедности должен опуститься до 12,8% и ежегодно снижаться до 10,7% к 2024 году и до целевого значения (6,5%) к 2030 году, следует из октябрьской версии правительственного плана по достижению национальных целей развития России.

Снижение уровня бедности вдвое к 2024 году было предусмотрено в майском указе президента от 2018 года. В конце июля Владимир Путин подписал новый указ о национальных целях развития России до 2030 года. Пандемия COVID-19 заставила сдвинуть горизонт планирования и реализации национальных целей и проектов, объяснял Путин. Задача сократить бедность в России в два раза сохранилась, но теперь достижение целевого показателя бедности (6,5% от общей численности населения) отложено до 2030 года.

Почему часть бедных остаются без поддержки

В целом расходы госбюджета на социальную помощь в России составляют около 2,8% ВВП в год (более 3 трлн руб. исходя из ВВП 2019 года), оценивал Всемирный банк.

Существенная доля среди малоимущих действительно не получает социальных пособий, подтверждает ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. Это связано с целым рядом проблем, среди которых недостаточная информированность населения о мерах поддержки, а также сложная процедура получения госпомощи — сбор и оформление документов, подтверждающих справок требуют времени и денег, объяснила она РБК.

Фото:Максим Шеметов / Reuters

Если же человек, например, проживает в отдаленном населенном пункте, то иногда для того, чтобы доехать до регионального центра и подать необходимые документы, нужно потратить больше денег, чем сам номинальный размер пособия, указала Гришина.

По последним данным Росстата за третий квартал 2020 года, в стране насчитывалось около 14,6 млн неформальных работников, что составляет 20,7% от общей численности занятых.

Как изменилась адресность пособий во время пандемии

В 2020 году антикризисные социальные выплаты (включая повышенные пособия по безработице и выплаты семьям с детьми) составили более 0,7 трлн руб., сообщал Минфин. Но если прямые разовые выплаты на детей в размере 10 тыс. руб. получили практически все, кому они были положены (получить их было очень просто — никаких условий и минимум документов), то весенние выплаты на детей от 3 до 7 лет уже достались не всем малоимущим, имеющим на них право, сообщила Гришина со ссылкой на социологические обследования Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Для получения этих выплат нужно было подтвердить среднедушевой доход ниже одного прожиточного минимума.

Можно ожидать, что в 2020 году охват социальной поддержки увеличился, поскольку был существенно расширен список категорий населения, получающих социальную помощь, сообщили РБК в пресс-службе Счетной палаты. Но временные меры социальной поддержки (такие как разовые выплаты семьям с детьми или надбавка к пособию для безработных с детьми) не могут повлечь существенных долгосрочных последствий, отмечает ведомство. Зато новые постоянные адресные меры поддержки семей с детьми до трех лет и от трех до семи лет направлены преимущественно на малоимущие домохозяйства, и, по расчетам Счетной палаты, их вклад в снижение уровня бедности составляет около 2 п.п.

В зоне риска также находятся семьи, у которых подушевой доход немного превышает величину прожиточного минимума, что формально позволяет не относить их к категории бедных, отмечают госаудиторы. Эти семьи все равно не имеют достаточно средств для сбережений и при любом негативном шоке (болезни, увольнении и др.), а также при рождении ребенка могут оказаться за чертой бедности.

Согласно обследованию за 2014–2018 годы, люди с доходом ниже двух прожиточных минимумов (тогда составлял от 8 тыс. до 10 тыс. руб.) в среднем получили 58,3% общей суммы социальных выплат, говорится в отчете Счетной палаты. Из этого следует, что более 40% всех выплат досталось более обеспеченным людям.

На кого должна быть направлена социальная господдержка

Трудности в оценке эффективности

Недостаток данных приводит к отсутствию необходимой доказательной базы для объективной оценки результативности большинства реализуемых мер, направленных на рост благосостояния населения, и их вклада в достижение национальных целей, сетуют аудиторы. Они оценили влияние шести мер госполитики (11,3% от всех мер), для которых оказалось возможно количественно оценить такой вклад.

Среди поддающихся оценке мер господдержки — денежные выплаты семьям с детьми, повышение пособий по безработице до уровня МРОТ, социальные надбавки к пенсиям, повышение зарплат работникам бюджетного сектора, надбавка классным руководителям и ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям населения.

Указанные меры приводят к снижению уровня бедности на 2,32 п.п. и росту реальных располагаемых доходов на 1,04 п.п. соответственно от уровня бедности и доходов населения до введения этих мер. Дополнительные пособия семьям с детьми, введенные в 2019–2020 годах, снижают бедность еще на 1,99 п.п. и повышают реальные располагаемые доходы на 0,82 п.п.

Фото страницы История социальной службы в России

История социальной службы в России

История социальной защиты в России своими корнями уходит в глубокую древность. У восточно-славянских племён она носила форму помощи старикам, больным и детям, регулируемой родом. Об этом свидетельствует славянская мифология и религиозные культы.



С 10 по 13 в., сформировались новые формы помощи: прокормление, лечение и научение, при церквях и монастырях на княжеские и церковные средства. При монастырях создаются странноприимные дома и больничные кельи, в том числе для неизлечимо больных.


В период татаро-монгольского ига возросла роль Церкви в оказании помощи вдовам, сиротам, калекам. С ликвидацией татаро-монгольского ига появились такие формы помощи как приходы, раздававшие милостыню. Появляются светские благотворители из числа господствующего класса напр., бояре А. Ордин-Нащокин, Ф. Ртищев и др.. В Московском царстве с 17 в. появляются Приказы, такие как: Патриарший, Казённый, Аптекарский, Большого Дворца и Полоняничный, которые оказывали социальную помощь малоимущим и неимущим слоям населения.

При Петре 1 социальная служба наполнилась новым глубоким содержанием. Особое место занимает Именной указ № 1856 от 8 июня 1701 г., который положил начало созданию в России целой системы социальной помощи и защиты, малоимущих слоёв населения, имеющих правовую основу. В соответствии с сетью изданных указов в России, больные нищие определялись в богадельни. На содержание призреваемых выделялись средства из патриаршей домовой казны; малоимущие получили право получать пособия из государственных средств; для раненных солдат открывались госпитали. К 1724 г. в Российской империи насчитывалось более 90 богаделен, в которых призревалось свыше трёх тысяч человек.


На протяжении всего 18 в. работа государства по социальному призрению развивалась и возрастала. Например, появились сиротские дома, в которых содержались дети-сироты. В 1775 г., в связи с территориально-административной реформой, поделившей Российскую империю на 51 губернию, особым распоряжением императрицы Екатерины 2, предписывалось в каждой губернии учредить Приказ общественного призрения, в обязанности которого входило: организовывать больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, дома работные и др.. Прогрессивным шагом в деле социального призрения было открытие 14 октября 1806 г. в Павловске, опытного училища для глухонемых. Учеников обучали не только грамоте, но и ремёслам.


В 19 в. распространённым явлением было создание благотворительных комитетов, обществ, попечительских советов для оказания разносторонней помощи сиротам, инвалидам, престарелым и неимущим людям. Эти организации существовали на частные пожертвования богатых людей и представителей правящей династии Романовых. Огромную роль в социальной защите населения сыграла земская реформа, проведённая Императором Александром 2. Земства проводили в жизнь социальную политику в своём регионе, создающую условия для развития социального благополучия населения во всей Империи. Благодаря такой социальной политике в Российской Империи за 30 лет число людей, получающих помощь от государства, достигла 12 млн. человек. Число богаделен увеличилось в 5 раз, сиротских домов возросло в 1,5 раза.


Появилась профессия, названная земскими уполномоченными, что явилось прообразом современных социальных работников, обслуживающих бедных, инвалидов и престарелых людей. В городах функционировали городские думы, проводившие в жизнь социальную политику государства. Создавались территориальные системы попечительства, которые выявляли социально-незащищённых лиц и определяли им формы социальной защиты. На оказание социальной помощи выделялись средства из бюджета попечительских советов. Работа попечительских советов была многогранной, в частности: - содействие в помещении больных, слабых и малолетних в учреждения призрения; - содействие в поиске работы и заработка; - выдача единовременных денежных пособий, а также постоянных денежных пособий социально-незащищённым слоям населения; - организация работных домов и домов трудолюбия и др. .


По всей Российской Империи в пореформенной России создавались приюты, школы, хутора-приюты, дома призрения, церковно-приходские школы, учебные заведения для глухонемых и слепых детей. Большой вклад в социальное попечительство внесли Российские Императрицы: Мария Александровна — жена Александра 2 и Мария Фёдоровна — жена Александра 3. Многие представители господствующего класса, также занимались благотворительностью, например, семья промышленников Бахрушиных открыла в Москве городскую больницу, приют и колонию для беспризорных. К началу 20 века в Российской Империи насчитывалось приблизительно 15 тыс. благотворительных учреждений.

Во время правления Временного правительства, с марта по октябрь 1917 г., начало функционировать Министерство государственного призрения, которое продолжило деятельность по социальной защите населения.

В ноябре 1917 г., был образован Народный комиссариат государственного призрения РСФСР, который принял все дела, имущество и денежные средства, прежних благотворительных ведомств и органов общественного призрения.


14 ноября 1917 года создан Народный комиссариат государственного призрения (НКГП), на который возлагалось попечение об инвалидах войны, их семьях, стариках, несовершеннолетних, охрана материнства и младенчества. Народным комиссаром общественного призрения назначается А.М. Коллонтай. 31 октября 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял ДЕКРЕТ о социальном обеспечении трудящихся, подписанный председателем Совета народных комиссаров В.И. Ульяновым (Лениным), Народным комиссаром труда.

В Положении о социальном обеспечении трудящихся (так именовался Декрет) центральным, руководящим органом был провозглашен Отдел социального обеспечения и охраны труда Народного Комиссариата Труда.

Социальное обеспечение на местах возлагалось на подотделы социального обеспечения и охраны труда отделов труда местных Советов депутатов.

К видам социального обеспечения были отнесены пенсии и пособия лицам, лишившимся основного заработка или его части вследствие утраты трудоспособности или безработицы; пособие при временной утрате трудоспособности; пособие беременным и роженицам, кормящим матерям, занимающимся физическим трудом; врачебная помощь, пособие на погребение.


1918 год. Народный комиссариат государственного призрения был переименован в Народный комиссариат социального обеспечения (НКСО).Определены основные направления деятельности: охрана материнства и младенчества; работа в детских домах; обеспечение несовершеннолетних, обвиняемых в противоправных действиях; выдача продовольственных пайков; обеспечение увечных воинов; медицинская помощь.

1919 год. Наркоматы социального обеспечения и труда были объединены в Наркомат труда и социального обеспечения. В его составе был создан отдел социального обеспечения.

1920 год. Народный комиссариат труда и социального обеспечения был разделен на два комиссариата: Народный комиссариат труда и Народный комиссариат социального обеспечения.

В составе Якутского губревкома был образован Губернский отдел труда и социального обеспечения. Председателем Якутского ревкома М.К. Аммосовым 8 июня 1920 года был издан приказ о назначении Слепцова Н.А. заведующим отделом труда и социального обеспечения, заведующей подотдела социального обеспечения была назначена Д.С. Жиркова.


1921 год. Был образован самостоятельный Губотдел по социальному обеспечению. Декретом Совета Народных комиссаров с 15 ноября была введена система социального страхования рабочих и служащих. Государственное пенсионное обеспечение рабочих и служащих стало осуществляться по системе социального страхования, а военнослужащих и других категорий трудящихся по системе социального обеспечения. Количество якутян, пользовавшихся пенсиями и пособиями в 1921 - 1927 годах, колебалось от 1000 до 1600.


1922 год. С образованием СССР, по постановлению ВЦИК, в автономной республике был образован объединенный Наркомат просвещения, здравоохранения и социального обеспечения.

С образованием СССР в 1922 г. государственная система социального обеспечения расширилась и усложнилась. В частности, Общество слепых, Общество глухих, Кооперация инвалидов, Крестьянское общество взаимопомощи стали работать, как самостоятельные хозяйственные единицы в системе социального обеспечения. В 20–30 годы все трудящиеся получили право на бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное образование, всеобщее право на пенсии по старости и инвалидности. В годы ВОВ сложилась карточная система распределения продуктов среди населения, что позволило прокормить население на неоккупированных территориях Советского союза. Денежные выплаты получали семьи военнослужащих, а инвалиды войны получали пенсии и бытовую помощь. Особую заботу проявляло государство о детях фронтовиков, для них в городах организовывали бесплатные столовые, например, в г. Ташкенте.


1925 год. Конституция Якутской АССР законодательно закрепила образование Наркомата просвещения и здравоохранения со структурными отделами просвещения, здравоохранения и социального обеспечения.

1927 год. В СССР впервые было введено пенсионное обеспечение по старости.

1930 год. Образован Наркомат социального обеспечения ЯАССР. Первым народным комиссаром социального обеспечения был назначен Н.Е.Сосин. В 1946 году Наркомат социального обеспечения был переименован в Министерство социального обеспечения ЯАССР.

В 1946 г. в Советском Союзе было создано Министерство социального обеспечения, которое сформировало патерналистскую модель социальной защиты. Государственными гарантиями были охвачены все основные аспекты жизни общества вплоть до 1992 года. Важнейшей гарантией со стороны государства было право на труд и устойчивое получение дохода, хотя и в небольших размерах.

1947 год. В стране вводится повышенное пенсионное обеспечение для рабочих промышленности и работников транспорта. В Якутии в этот период интенсивно развивались золотодобывающая и угольная промышленности, на работников которых распространялись установленные льготы и преимущества по пенсионному обеспечению.



В целом в 70-е и 80-е гг. продолжалось улучшение пенсионного и социально-бытового обеспечения населения через деятельность государства по систематическому совершен­ствованию пенсионного и трудового законо­дательства. В эти годы масштабы социального обеспечения значительно расширились. Были осуществлены крупные мероприятия по сбли­жению уровней социального обеспечения кол­хозников и работников государственного сектора, охране материнства и детства. За этот период был издан целый комплекс законода­тельных актов о повышении размера пенсий и о назначении или увеличении различных по­собий, а также по установлению ряда льгот для отдельных категорий населения - рабо­чих и служащих, членов колхозов, инвалидов всех групп, семей потерявших кормильца, семей военнослужащих, погибших на фронте, участников Великой Отечественной войны, ве­теранов труда, престарелых граждан из числа народностей Севера, «многодетных и одиноких матерей, работающих женшин и др. В 1980-е годы в систему Министерства со­циального обеспечения ЯАССР входили Томмотский дом-интернат на 517 мест, Вилюйский дом-интернат на 73 места, Капитоновский дом- интернат общего типа на 265 мест, два дома- интерната на 265 мест в Олекминском районе, Якутский дом-интернат для детей-инвалидов на 186 мест, Якутское профтехучилище-интернат на 47 мест. Общая численность персонала республиканских домов-интернатов составляла 552 человека


За период 80-х гг. компетенция Министерства социального обеспечения ЯАССР не претерпела существенных изменений. Сохранялось его вертикальное подчинение по во­просам своей деятельности Министерству со­циального обеспечения РСФСР. По- прежнему основные его задачи состояли в руководстве назначением и выплатой пенсий и пособий, организацией врачебно-трудовой экспертизы для определения степени потери трудоспособ­ности, трудовым устройством и профессио­нальным обучением инвалидов. Важное место в деятельности министерства занимали орга­низация протезно-ортопедической помоши на­селению и обслуживание граждан, находящих­ся в домах престарелых и инвалидов. Кроме того, министерство продолжало осуществлять обшее руководство республиканскими обще­ствами слепых и глухонемых. Министерство обеспечивало пенсиями и пособиями почти всех нетрудоспособных граждан, за исключе­нием некоторых категорий: руководство пен­сионным обеспечением военнослужащих осу­ществляло Министерство обороны СССР, орга­нов охраны общественного порядка - Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерство внутренних дел СССР.


Реформы, проводимые во второй половине 80-х и в 90-е годы, привели к ликвидации Советской власти и развалу СССР. Практически вся сложившаяся система социального обеспечения рухнула, что привело к значительному снижению уровня жизни населения, снижению рождаемости и превышению смертности над рождаемостью и другим негативным последствиям.
В связи с принятием Верховным Советом ЯАССР 27 сентября 1990 г. "Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха Со­ветской Социалистической Республики" и пре­образованием, ЯАССР в Якутскую-Саха ССР Министерство социального обеспечения ЯАССР былб переименовано в Министерство социаль­ного обеспечения Якутской-Саха ССР. 26 февраля 1991 года Верховный Совет Якутской-Саха ССР принял Закон "О государ­ственном статусе Якутской-Саха Советской Со­циалистической Республики", по которому были внесены важные изменения во взаимоотношения республики с федеральными органами РСФСР и СССР. Согласно принятому закону Верховный Со­вет и Совет Министров Я-СССР стали вправе приостанавливать и опротестовывать действие на своей территории актов министерств, госкоми­тетов и ведомств РСФСР и СССР. Социальная зашита и руководство социальным обеспечени­ем были отнесены к исключительному ведению Якутской-Саха ССР.

Историю создания ныне действующего министерства с его основными функциями и полномочиями принято считать с 19 января 1992 года, когда был издан указ Президента РС (Я) об учреждении Министерства социальной защиты, труда и занятости населения РС(Я) со статусом правопреемника упраздненных министерств: социального обеспечения и труда. Позднее, в феврале 2002 года, министерство переименовано в Министерство труда и социального развития РС (Я).

В настоящее время социальной политикой в РФ руководит Министерство труда и социальной защиты. Во всех субъектах РФ существуют Министерства и ведомства, осуществляющие руководство социальным обеспечением на местах. Эти учреждения выполняют многогранную работу по социальному обслуживанию, куда входят: обслуживание инвалидов и престарелых на дому; социально-медицинское обслуживание инвалидов и престарелых; культурно-массовая работа с лицами только что вышедшими на пенсию; психологическая реабилитация лиц преклонного возраста и многое другое. Большинство социальных работников имеют специальную подготовку в высших и средних учебных заведениях. В целом в РФ система социальной защиты населения развивается и совершенствуется по мере нарастания экономической мощи РФ и совершенствования её политической системы.


Октябрьская революция привела к свержению непопулярного Временного правительства и провозглашению советской власти. Первые ее законы и постановления назывались декретами. Они были приняты в революционные дни и касались ключевых вопросов общественной жизни — заключения мира и передачи земли крестьянству.

Декреты о мире и земли

Первым законом был декрет о мире. К осени 1917 года Первая мировая война стала настолько непопулярной в обществе и солдатской массе, что военные массово покидали окопы и дезертировали или братались с противником.


Рис. 1. Первые декреты советской власти.

Именно поэтому первый декрет советской власти касался мира. Его разработал Владимир Ленин, и его единогласно приняли на II съезде Советов уже 8 ноября 1917 года по новому стилю (26 октября по царскому календарю).

Большевики предложили всем воевавших государствам начать переговоры и заключить демократический мир с отказом от аннексий и контрибуций — то есть возращения к довоенным границам. Продолжение Первой мировой войны они рассматривали как преступление и в целом были правы: она давно превратилась в чудовищную мясорубку с использованием отравляющих газов и без четких представлений о ее окончании. Например, Западный фронт немцы удерживали до лета 1918 года.

Документ напечатали в газетах и передали по радио. Он не вызвал интереса в воюющих странах, но 27 ноября интерес к ведению переговоров о сепаратном мире появился у Германии. В результате был заключен крайне неудачный для Советской России Брестский мир 3 марта 1918 года.

Вторым стал декрет о земле от 8 ноября 1917 года. Идею большевики взяли из аграрной программы партии эсеров и крестьянских наказов за лето 1917 года. Декрет предполагал конфискацию земель помещиков, отмену частной собственности и запрет наемного труда. При этом разрешалось несколько видов землепользования: подворное, хуторское, общинное, артельное. В преимущественно аграрной России этот декрет вызвал большой интерес крестьянства и массовое дезертирство из армии с целью передела земли. На короткий период крестьянская масса потеряла интерес к политической жизни.

Первое правительство Советской России, Совнарком, было сформировано II съездом Советов уже в ночь на 9 ноября 1917 года. Самой популярной партией в конце 1917 года в России были не большевики, а эсеры — это показали выборы в Учредительное собрание, — но вскоре оно было разогнано. В сентябре 1918 года в Уфе эсеровская Директория провозгласила Российское государство, его возглавил правый эсер Николай Авксентьев, а с 18 ноября — Александр Колчак.


Рис. 2. Декрет о мире 1917.

Другие важные законы

Первые декреты Советской власти 1917–1918 годов можно представить в виде таблицы:

Дата

Декрет

8 ноября 1917 года

  • О создании Рабочего и Крестьянского правительства, Совнаркома, во в главе с Владимиром Лениным.
  • Об отмене смертной казни.
  • Об аресте министров Временного правительства.
  • О ликвидации системы двоевластия и отстранении комиссаров Временного правительства

9 ноября 1917 года

11 ноября 1917 года

15 ноября 1917 года

Декларация прав народов России

24 ноября 1917 года

Декрет об уничтожении сословий

20 декабря 1917 года

Постановление о создании ВЧК

5 января 1918 года

Декрет о новом правописании

28 января 1918 года

Декрет о создании РККА на добровольческих началах

6 февраля 1918 года

Декрет о введении григорианского календаря вместо юлианского

Несмотря на такое количество законодательных актов, первая конституция РСФСР была принята только через 8 месяцев после революции. Это произошло 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов.


Рис. 3. Декрет о земле 1917.

Что мы узнали?

Кратко изучили первые декреты и постановления советской власти и их значение. Основные законы были приняты правительством, то есть Советом народных комиссаров, и II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов.


Октябрьская революция привела к свержению непопулярного Временного правительства и провозглашению советской власти. Первые ее законы и постановления назывались декретами. Они были приняты в революционные дни и касались ключевых вопросов общественной жизни — заключения мира и передачи земли крестьянству.

Декреты о мире и земли

Первым законом был декрет о мире. К осени 1917 года Первая мировая война стала настолько непопулярной в обществе и солдатской массе, что военные массово покидали окопы и дезертировали или братались с противником.


Рис. 1. Первые декреты советской власти.

Именно поэтому первый декрет советской власти касался мира. Его разработал Владимир Ленин, и его единогласно приняли на II съезде Советов уже 8 ноября 1917 года по новому стилю (26 октября по царскому календарю).

Большевики предложили всем воевавших государствам начать переговоры и заключить демократический мир с отказом от аннексий и контрибуций — то есть возращения к довоенным границам. Продолжение Первой мировой войны они рассматривали как преступление и в целом были правы: она давно превратилась в чудовищную мясорубку с использованием отравляющих газов и без четких представлений о ее окончании. Например, Западный фронт немцы удерживали до лета 1918 года.

Документ напечатали в газетах и передали по радио. Он не вызвал интереса в воюющих странах, но 27 ноября интерес к ведению переговоров о сепаратном мире появился у Германии. В результате был заключен крайне неудачный для Советской России Брестский мир 3 марта 1918 года.

Вторым стал декрет о земле от 8 ноября 1917 года. Идею большевики взяли из аграрной программы партии эсеров и крестьянских наказов за лето 1917 года. Декрет предполагал конфискацию земель помещиков, отмену частной собственности и запрет наемного труда. При этом разрешалось несколько видов землепользования: подворное, хуторское, общинное, артельное. В преимущественно аграрной России этот декрет вызвал большой интерес крестьянства и массовое дезертирство из армии с целью передела земли. На короткий период крестьянская масса потеряла интерес к политической жизни.

Первое правительство Советской России, Совнарком, было сформировано II съездом Советов уже в ночь на 9 ноября 1917 года. Самой популярной партией в конце 1917 года в России были не большевики, а эсеры — это показали выборы в Учредительное собрание, — но вскоре оно было разогнано. В сентябре 1918 года в Уфе эсеровская Директория провозгласила Российское государство, его возглавил правый эсер Николай Авксентьев, а с 18 ноября — Александр Колчак.


Рис. 2. Декрет о мире 1917.

Другие важные законы

Первые декреты Советской власти 1917–1918 годов можно представить в виде таблицы:

Дата

Декрет

8 ноября 1917 года

  • О создании Рабочего и Крестьянского правительства, Совнаркома, во в главе с Владимиром Лениным.
  • Об отмене смертной казни.
  • Об аресте министров Временного правительства.
  • О ликвидации системы двоевластия и отстранении комиссаров Временного правительства

9 ноября 1917 года

11 ноября 1917 года

15 ноября 1917 года

Декларация прав народов России

24 ноября 1917 года

Декрет об уничтожении сословий

20 декабря 1917 года

Постановление о создании ВЧК

5 января 1918 года

Декрет о новом правописании

28 января 1918 года

Декрет о создании РККА на добровольческих началах

6 февраля 1918 года

Декрет о введении григорианского календаря вместо юлианского

Несмотря на такое количество законодательных актов, первая конституция РСФСР была принята только через 8 месяцев после революции. Это произошло 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов.


Рис. 3. Декрет о земле 1917.

Что мы узнали?

Кратко изучили первые декреты и постановления советской власти и их значение. Основные законы были приняты правительством, то есть Советом народных комиссаров, и II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов.

Читайте также: