Какие гражданские права для жителей страны были установлены в конституциях союзных республик

Обновлено: 03.07.2024

в СССР закрепляют основы социалистического общества и государственного строя СССР, союзных и автономных республик, систему органов Советского государства, принципы их организации и деятельности, основные права и обязанности советских граждан, материальные и правовые гарантии осуществления этих прав. В конституциях законодательно оформлены общественные отношения и порядки, наиболее полно выражающие интересы трудящихся и отвечающие задачам коммунистического строительства. Как основной закон К. с. является юридической базой всего текущего законодательства: все советские законы должны соответствовать конституции, не могут противоречить ей.

В СССР — три вида конституций: Конституция СССР, конституции союзных республик и конституции автономных республик; все они строятся на единых социалистических принципах. Конституция СССР обладает высшей юридической силой в сравнении с конституциями союзных и автономных республик, она действует на всей территории СССР. Верховенство общесоюзной конституции выражается также в том, что конституции союзных республик должны быть построены в полном соответствии с Конституцией СССР, с учётом национально-экономических особенностей каждой союзной республики. Эти особенности обусловливают некоторые структурные различия между Конституцией СССР и конституциями отдельных союзных республик (например, конституции всех союзных республик содержат специальную главу о республиканском бюджете республики, хотя такой главы нет в Конституции СССР). Конституция АССР строится в соответствии с основными принципами конституции той союзной республики, в состав которой входит данная АССР (после принятия Верховным Советом АССР она подлежит утверждению Верховным Советом союзной республики).

Первой советской конституцией была Конституция РСФСР 1918. Основные принципы этой конституции были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую власть в период Великой Октябрьской социалистической революции 1917, многие из них отражены в первых декретах Советской власти, нашли отражение в документах Всероссийских съездов Советов (См. Всероссийский съезд Советов), сформулировавших важнейшие положения о советском обществе и государственном устройстве, о системе органов Советского государства, правовом положении граждан и т. д. В качестве 1-го раздела в Конституцию 1918 была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция РСФСР 1918, как и другие К. с. 1918—1935, закрепляла как основное орудие строительства социализма государство диктатуры пролетариата, а в качестве государственной формы этой диктатуры — Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Государственная власть принадлежала только трудящейся части населения, составляющей абсолютное его большинство. Предусматривалось лишение политических прав нетрудящихся классов и групп. В избирательном праве рабочим предоставлялись определённые преимущества по сравнению с другими классами, в т. ч. и с крестьянством: представительство на Всероссийский съезд Советов от городских Советов устанавливалось из расчёта 1 делегат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов Советов — из расчёта 1 делегат от 125 тыс. жителей. Конституция предусматривала непрямые выборы в уездные (районные) и вышестоящие органы государственной власти, устанавливала производственно-территориальный принцип выборов в Советы. Эти же принципы были основополагающими для конституций союзных республик, принятых в 1919—29, для конституций АССР этого периода, а также для Конституции СССР 1924 — первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза ССР в 1922.

Специфическими чертами Конституции 1936, раскрывающими её сущность как основного закона социалистического государства, являются: принцип государственного Суверенитета народа, его полновластия, который гарантируется социалистической системой хозяйства и социалистической собственностью на основные орудия и средства производства; нерушимый союз рабочих и крестьян и руководящая роль в этом союзе рабочего класса как передового и наиболее организованного класса советского общества; руководящая и направляющая роль КПСС во всех сферах жизни советского общества как важнейшая политическая гарантия реализации принципа народного суверенитета; советский федерализм в сочетании с унитаризмом как форма государственного устройства, наиболее полно выражающая принцип полного равноправия народов во всех сферах государственной деятельности, их права на самоопределение; принцип единства государственной власти и полновластия представителей органов социалистического государства; Демократический централизм как основа организации и деятельности Советского государства и его органов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Конституция СССР признавала за союзными респуб­ликами право иметь свои Основные Законы (статья 5). Вместе с тем эти Законы должны были измениться в связи с образованием СССР. Необходимо было приве­сти их в соответствие с Конституцией Союза.

Переработка Основных Законов союзных республик вылилась в создание новых документов, отразивших дальнейшее развитие экономики, общественного строя, накопление опыта государственного строительства, изме­нения в организации государственного единства республик.

Первой приняла новую Конституцию Закавказская Федерация. В апреле 1925 г. III Закавказский съезд Советов утвердил проект Основного Закона ЗСФСР. В том же году приняла новую Конституцию Российская Федерация.

XI Всероссийский съезд Советов 29 января 1924 г., одобрив Конституцию СССР, поручил ВЦИК в соот­ветствии с ней внести изменения в Основной Закон РСФСР. Измененные нормы следовало ввести в дейст­вие сразу по принятии их на очередной сессии ВЦИК. Во исполнение постановления съезда Президиум ВЦИК образовал 3 апреля 1924 г. Комиссию по пересмотру Конституции. Ее председателем был назначен нарком юстиции РСФСР Д. И. Курский. В нее вошли видные деятели Советского государства, крупные юристы — Н. В. Крыленко, А. С. Киселев, В. А. Аванесов, А. И. Дога- дов, А. С. Енукидзе, П. И. Стучка, А. И. Сольц и другие.

При составлении проекта Д. И. Курский не ограни­чился лишь согласованием Конституции РСФСР 1918 г. с Основным Законом Союза ССР, а внес изменения и дополнения, вызванные постановлениями предыдущих всероссийских съездов Советов и сессий ВЦИК, опре­делил в общих чертах правовое положение автономных республик. Более года потребовалось на рассмотрение и согласование нового проекта Конституции. 11 мая 1925 г. XII Всероссийский съезд Советов, приняв пред­ложенные комиссией поправки, единогласно утвердил но­вый текст Конституции РСФСР.

В январе 1924 г. VIII Всеукраинский съезд Сове­тов поручил ВУЦИК в соответствии с Договором об образовании СССР и Конституцией СССР пересмотреть Конституцию УССР и представить ее на утверждение очередного, IX съезда Советов Украины.

Съезд специальным постановлением утвердил неот­ложные изменения Основного Закона республики. В прежнем тексте выражалась готовность Советской Украины к объединению с другими социалистическими республиками. Теперь это объединение было уже свер­шившимся фактом, и новая редакция Конституции от­разила его. Было зафиксировано в Основном Законе и создание в составе Украинской ССР Молдавской Ав­тономной Советской Социалистической Резпублики.

В соответствии с членством Украины в Союзе ССР новая редакция Основного Закона предусматривала определенные изменения в структуре и компетенции выс­ших органов власти и управления республики, а также регулировала их взаимоотношения с органами Союза.

Внеся эти и некоторые другие изменения в Консти­туцию, IX съезд Советов УССР вместе с тем поручил ВУЦИК подготовить новый текст Основного Закона республики. Народный комиссариат юстиции УССР пред­

ставил проект Конституции, Комиссия законодательных проектов внесла в него некоторые изменения. 15 мая 1929 г. окончательный текст новой Конституции был единогласно утвержден XI Всеукраинскнм съездом Со­ветов.

Основной Закон УССР 1929 г. отличался от преж­него. В него были внесены два новых раздела — об изби­рательном праве и о бюджете. Но основные принципы Конституции 1919 г. были сохранены и развиты.

Наряду с переработкой Основных Законов респуб­лик — учредителей Союза ССР создавались и первые конституции новых союзных республик — Узбекской, Туркменской, Таджикской, образовавшихся в результа­те национально-государственного размежевания Средней Азии.

В момент образования СССР на территории Сред­ней Азии существовали входившая в состав Российской Федерации Туркестанская АССР и два самостоятельных государства — Хорезмская и Бухарская народные совет­ские республики.

Все эти государства были многонаци­ональными. Например, в Туркестане жили узбеки, ка­захи, киргизы, русские, туркмены, таджики, каракалпаки. В то же время во всех трех республиках жили узбеки и туркмены, в Туркестане и Бухаре — таджики, в Тур­кестане и Хорезме — каракалпаки и т. д. Государствен­ные границы, таким образом, не соответствовали фак­тическому расселению народов. Это положение сохра­нялось еще с дореволюционных времен.

Такое наследие невозможно было ликвидировать в первые годы после Октябрьской революции, хотя вопрос об этом ставился уже в 1918 г. Комиссия ВЦИК, об­суждая вопрос о границах только что возникшей тогда Туркестанской АССР, решила сохранить их в качестве временных до национального размежевания. До 1924 г. размежеванию мешали весьма существенные обстоя­тельства: гражданская война, а также политическая

отсталость Средней Азии, в особенности Хорезма и Бу­хары.

К 1924 г. обстановка в Средней Азии изменилась. Закончилась гражданская война, было разгромлено и в основном ликвидировано басмачество — антисоветское движение, поддерживаемое Англией. Благодаря помощи со стороны Российской Федерации, а затем СССР в условиях народной власти Бухара и Хорезм значительно продвинулись в своем развитии, в результате чего высшие органы власти БНСР и ХНСР в 1923 — 1924 гг. провозгласили свои республики социалисти­ческими.

В середине 1924 г. партийные органы Средней Азии признали национально-государственное размежевание необходимым и своевременным. ЦК РКП (б) одобрил решения среднеазиатских органов, воплотивших мечты и чаяния народов Востока. Практическая работа по раз­межеванию началась снизу, в самих республиках Сред­ней Азии. В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всёхорезмский курултаи Советов каждый в отдельности вынесли постановления о ликви­дации старых государств и создании новых, соответ­ствующих национальному составу края. В октябре 1924 г. ЦИК Союза ССР, обсудив все эти постановле­ния, поручил своему Президиуму оформить образование новых республик в соответствии с волеизъявлением на­родов Средней Азии.

В результате национально-государственного разме­жевания Средней Азии были созданы Узбекская Со­ветская Социалистическая Республика, которая объеди­нила районы Туркестана, Бухары, Хорезма, населенные узбеками; Туркменская Советская Социалистическая Рес­публика, объединившая туркменские районы этих же республик, и Таджикская АССР, вошедшая в состав Узбекистана. Были образованы две автономные области: Кара-Киргизская в составе РСФСР и Кара-Калпакская

в составе Киргизской АССР входившей также в Рос­сийскую Федерацию.

Национально-государственное размежевание Сред­ней Азии означало воссоединение ранее разделенных народов, которые впервые в истории получили возмож­ность создать свои национальные государства. Оконча­тельное правовое оформление Узбекская и Туркменская ССР получили на своих съездах Советов, состоявших­ся в феврале 1925 г.

Образование новых независимых советских респуб­лик не привело к отрыву Средней Азии от Союза ССР. Связь среднеазиатских народов со всеми народами Со­ветской страны еще более окрепла, поднявшись на но­вую ступень, приняв новую правовую форму. Съезды Советов Узбекистана н Туркмении, провозгласившие об­разование Узбекской ССР и Туркменской ССР, одно­временно вынесли решение о вхождении их в состав Советского Союза. В мае 1925 г. III Всесоюзный съезд Советов принял новые республики в состав СССР в качестве равноправных членов. Союз ССР стал объе­динять шесть союзных республик: Российскую, Украин­скую, Белорусскую, Закавказскую, Туркменскую и Уз­бекскую. Однако в данный период возникла и еще од­на союзная республика — Таджикская. В связи с наци­онально-государственным размежеванием Средней Азии высшие органы власти Туркестанской АССР и Бухарс­кой республики поставили вопрос и о судьбе таджик­ского народа. Ему было предоставлено право выйти из состава названных республик и образовать свою авто­номную область. ЦК РКП (б) и правительство СССР, одобрив в принципе идею автономии таджиков, пред­ложили более высокую ее форму — автономную респуб­лику.

1 Киргизами и то время называли казахов. Киргизская АССР впоследствии стала именоваться Казахской республикой.

создаваемой Узбекской ССР. В ноябре 1924 г. только что созданный ревком Узбекистана образовал в свою очередь ревком Таджикской АССР, задачей которого была подготовка созыва съезда Советов Таджикистана и управление республикой до создания конституцион­ных органов.

15 марта 1925 г. было объявлено официальным днем образования Таджикской АССР. Ревком занялся созда­нием аппарата управления республики. Были образо­ваны наркоматы и другие ведомства. Созданы суды и прокуратура, местные органы власти и управления. По мере ликвидации басмачества ревкомы заменялись Со­ветами и их исполнительными органами.

I съезд Советов Таджикской АССР открылся в де­кабре 1926 г. Он принял Декларацию об образовании республики и вхождении ее в Узбекскую ССР и через нее — в Союз Советских Социалистических Республик. Были избраны ЦИК и СНК республики.

II Всетаджикский съезд Советов в 1929 г. принял Конституцию автономной республики. Но в том же го­ду партийные и советские органы Таджикистана поста­вили вопрос о преобразовании своей АССР в союзную республику. Эта идея возникла в связи с бурным раз­витием Таджикистана и присоединением к нему Ход- жентского округа, увеличившим население республики более чем до миллиона.

В октябре 1929 г. Ill Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял решение о преобразовании его из автономной в союзную республику. В 1931 г. IV съезд Советов Таджикистана принял Конституцию республи­ки, окончательно закрепившую ее вхождение в СССР.

В 1926 г. Кара-Киргизская автономная область, пере­именованная в Киргизскую АО, была преобразована в автономную республику. Учредительный съезд Советов Киргизской АССР в 1927 г. принял Декларацию об обра­зовании республики, избрал ее ЦИК-

При разработке Конституции Узбекской ССР был ис­пользован опыт государственного строительства СССР, РСФСР и других союзных республик.

Подготовка про­екта Основного Закона началась с момента образова­ния республики, однако к I съезду Советов Узбекис­тана эта работа не была завершена. 18 января 1925 г. ЦК КП (б) Узбекистана рассмотрел вопрос о проекте Конституции и решил не ставить его на обсуждение съезда Советов.

Конституционная комиссия представила свой проект на рассмотрение ЦИК Узбекистана к июню 1926 г.

II Всеузбекский съезд Советов утвердил Основной Закон республики, который исходил из принципов ле­нинской Декларации прав трудящегося и эксплуати­руемого народа. Декларации об образовании Узбекской ССР и постановления Ill съезда Советов СССР о при­нятии Узбекистана в состав Союза. В том же месяце была принята Конституция Туркменской ССР.

Конституции союзных республик соответствовали Основному Закону Союза ССР. Вместе с тем они не дуб­лировали общесоюзную Конституцию. Основной Закон Союза был посвящен главным образом проблеме ор - ганизации союзного государства и его отношениям с членами Союза. Конституции республик касались всех остальных конституционных вопросов — общественного

строя, формы государственного единства, государствен­ного механизма каждой республики, избирательного права, правового статуса граждан. Это позволило не без основания говорить о конституциях Союза ССР и республик как о единой Советской Конституции.

Особенности конституций отражали в первую оче­редь особенности самих республик. Наиболее заметны­ми были различия в форме государственного единства. Конституция ЗСФСР — союзного государства — воспри­няла структуру Основного Закона Союза ССР: она также имела два главных раздела: Декларацию об об­разовании Закавказской Социалистической Федератив­ной Советской Республики и Договор об образовании Закфедерации, а также содержала специальную главу о суверенных правах республик, входивших в состав ЗСФСР.

Российская Федерация включила в свою Консти­туцию специальную главу об автономных республи­ках и автономных областях. Конституция Узбекистана 1927 г. содержала специальную главу о своей единст­

венной автономной республике — Таджикской АССР. А Конституция Таджикской республики, ставшей союз­ной, включила главу о Горно-Бадахшанской автоном­ной области.

Унитарные Белорусская и Туркменская союзные республики не имели в своих конституциях разделов и глав, касавшихся формы государственного единства. В Конституции Белоруссии не было даже специаль­ных статей, характеризующих ее административно-тер­риториальное устройство, то же — ив Основном Законе Туркмении.

Вместе с тем отличия в республиканских конститу­циях объяснялись и субъективным фактором: каждая республика искала лучшую форму выражения право­вой нормы и, конечно, многие статьи разных консти­туций совпадали; но были и заметные отличия. Так, Ук­раина, подобно Узбекской и Таджикской ССР, имела в своем составе одну автономную единицу — Молдавскую АССР. Но в то время как Узбекская и Таджикская рес­публики в своих конституциях имели специальные гла­вы, посвященные автономии, в Основном Законе Ук­раинской ССР о Молдавии говорилось лишь в отдель­ных статьях.

По-разному решался в конституциях союзных рес­публик и вопрос о государственном языке. Конституция Украины признавала языки всех народов, населяющих республику, равноправными (статья 20) и не объявля­ла какой-либо язык государственным. Примерно так же решался вопрос в Конституции Узбекистана: в ней лишь отмечалось, что законодательство республики публику­ется на трех языках: узбекском, русском и таджикском (статья 17). По-другому решался этот вопрос в Консти­туции Белоруссии: в статье 22 говорилось, что «бело­русский язык избирается, как язык преимущественный, для сношения между государственными, профессио­нальными и общественными учреждениями и организа-

Были и другие отличия мі-.-кду кон • - - .'.иями рес­публик. Так, все союзные республики считали себя су­веренными государствами, но Узбекистан, в отличие от большинства, специально оговорил это положение, уде­лив суверенным правам республики специальный раз­дел Конституции. Все конституции содержали указа­ния на преемственную связь с предыдущими конститу­ционными актами Советского государства.

Конституция СССР 1924 г., конституции союзных республик стали юридической основой строительства социализма в нашей стране.

Представлены тексты конституций советских - союзных и автономных - республик в различных редакциях (в хронологическом порядке конституций, их редакций и изданий).


Конституция (основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики

РСФСР. Конституция (1925). Конституция (основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
М.: Власть Советов, 1929.


Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

РСФСР. Конституция (1937). Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
М.: Юрид. изд. НКЮ Союза ССР, 1938.

Конституция (Основной закон) СССР. Конституции (Основные законы) союзных советских социалистических республик

СССР. Конституция (1936). Конституция (Основной закон) СССР ; Конституции (Основные законы) союзных советских социалистических республик.
Москва: Гос. изд. юрид. лит., 1951.

Конституция (основной закон) РСФСР. Конституции (основные законы) автономных советских социалистических республик, входящих в состав РСФСР

РСФСР. Конституция (1937). Конституция (основной закон) РСФСР ; Конституции (основные законы) автономных советских социалистических республик, входящих в состав РСФСР.
М.: Гос. изд. юрид. лит., 1952.


Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

РСФСР. Конституция (1937). Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
М.: Сов. Россия, 1967.

Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

РСФСР. Конституция (1937). Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
М.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1970.


Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Конституции (Основные законы) автономных советских социалистических республик, входящих в состав РСФСР

РСФСР. Конституция (1937). Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; Конституции (Основные законы) автономных советских социалистических республик, входящих в состав РСФСР. Москва : Известия, 1972.


Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик

СССР. Конституция (1977). Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик ; Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик.
Москва: Известия Советов народных депутатов СССР, 1985.


Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

РСФСР. Конституция (1978). Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Москва: Советская Россия, 1991.


Конституция (Основной закон) Карельской Автономной Советской Социалистической Республики

Карельская АССР. Конституция (1978). Конституция (Основной закон) Карельской Автономной Советской Социалистической Республики. Петрозаводск : Карелия, 1978.

Рукописная Конституция России

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации. Конституция 1993 года смогла остановить развал государства и способствовала развитию новой государственности.

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.

В Конституции меняются статьи 81 и 96, которые касаются соответственно главы государства и Госдумы. Это первые содержательные поправки в основной закон страны с момента его принятия 12 декабря 1993 года. Единственные изменения, которые ранее вносились в Конституцию ‑ это технические поправки, связанные с изменением числа и названий российских регионов, которые все упомянуты в тексте Конституции РФ.

Читайте также: