Какие гражданские права для жителей страны были установлены в конституциях союзных республик
Обновлено: 03.07.2024
в СССР закрепляют основы социалистического общества и государственного строя СССР, союзных и автономных республик, систему органов Советского государства, принципы их организации и деятельности, основные права и обязанности советских граждан, материальные и правовые гарантии осуществления этих прав. В конституциях законодательно оформлены общественные отношения и порядки, наиболее полно выражающие интересы трудящихся и отвечающие задачам коммунистического строительства. Как основной закон К. с. является юридической базой всего текущего законодательства: все советские законы должны соответствовать конституции, не могут противоречить ей.
В СССР — три вида конституций: Конституция СССР, конституции союзных республик и конституции автономных республик; все они строятся на единых социалистических принципах. Конституция СССР обладает высшей юридической силой в сравнении с конституциями союзных и автономных республик, она действует на всей территории СССР. Верховенство общесоюзной конституции выражается также в том, что конституции союзных республик должны быть построены в полном соответствии с Конституцией СССР, с учётом национально-экономических особенностей каждой союзной республики. Эти особенности обусловливают некоторые структурные различия между Конституцией СССР и конституциями отдельных союзных республик (например, конституции всех союзных республик содержат специальную главу о республиканском бюджете республики, хотя такой главы нет в Конституции СССР). Конституция АССР строится в соответствии с основными принципами конституции той союзной республики, в состав которой входит данная АССР (после принятия Верховным Советом АССР она подлежит утверждению Верховным Советом союзной республики).
Первой советской конституцией была Конституция РСФСР 1918. Основные принципы этой конституции были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую власть в период Великой Октябрьской социалистической революции 1917, многие из них отражены в первых декретах Советской власти, нашли отражение в документах Всероссийских съездов Советов (См. Всероссийский съезд Советов), сформулировавших важнейшие положения о советском обществе и государственном устройстве, о системе органов Советского государства, правовом положении граждан и т. д. В качестве 1-го раздела в Конституцию 1918 была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция РСФСР 1918, как и другие К. с. 1918—1935, закрепляла как основное орудие строительства социализма государство диктатуры пролетариата, а в качестве государственной формы этой диктатуры — Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Государственная власть принадлежала только трудящейся части населения, составляющей абсолютное его большинство. Предусматривалось лишение политических прав нетрудящихся классов и групп. В избирательном праве рабочим предоставлялись определённые преимущества по сравнению с другими классами, в т. ч. и с крестьянством: представительство на Всероссийский съезд Советов от городских Советов устанавливалось из расчёта 1 делегат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов Советов — из расчёта 1 делегат от 125 тыс. жителей. Конституция предусматривала непрямые выборы в уездные (районные) и вышестоящие органы государственной власти, устанавливала производственно-территориальный принцип выборов в Советы. Эти же принципы были основополагающими для конституций союзных республик, принятых в 1919—29, для конституций АССР этого периода, а также для Конституции СССР 1924 — первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза ССР в 1922.
Специфическими чертами Конституции 1936, раскрывающими её сущность как основного закона социалистического государства, являются: принцип государственного Суверенитета народа, его полновластия, который гарантируется социалистической системой хозяйства и социалистической собственностью на основные орудия и средства производства; нерушимый союз рабочих и крестьян и руководящая роль в этом союзе рабочего класса как передового и наиболее организованного класса советского общества; руководящая и направляющая роль КПСС во всех сферах жизни советского общества как важнейшая политическая гарантия реализации принципа народного суверенитета; советский федерализм в сочетании с унитаризмом как форма государственного устройства, наиболее полно выражающая принцип полного равноправия народов во всех сферах государственной деятельности, их права на самоопределение; принцип единства государственной власти и полновластия представителей органов социалистического государства; Демократический централизм как основа организации и деятельности Советского государства и его органов.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Конституция СССР признавала за союзными республиками право иметь свои Основные Законы (статья 5). Вместе с тем эти Законы должны были измениться в связи с образованием СССР. Необходимо было привести их в соответствие с Конституцией Союза.
Переработка Основных Законов союзных республик вылилась в создание новых документов, отразивших дальнейшее развитие экономики, общественного строя, накопление опыта государственного строительства, изменения в организации государственного единства республик.
Первой приняла новую Конституцию Закавказская Федерация. В апреле 1925 г. III Закавказский съезд Советов утвердил проект Основного Закона ЗСФСР. В том же году приняла новую Конституцию Российская Федерация.
XI Всероссийский съезд Советов 29 января 1924 г., одобрив Конституцию СССР, поручил ВЦИК в соответствии с ней внести изменения в Основной Закон РСФСР. Измененные нормы следовало ввести в действие сразу по принятии их на очередной сессии ВЦИК. Во исполнение постановления съезда Президиум ВЦИК образовал 3 апреля 1924 г. Комиссию по пересмотру Конституции. Ее председателем был назначен нарком юстиции РСФСР Д. И. Курский. В нее вошли видные деятели Советского государства, крупные юристы — Н. В. Крыленко, А. С. Киселев, В. А. Аванесов, А. И. Дога- дов, А. С. Енукидзе, П. И. Стучка, А. И. Сольц и другие.
При составлении проекта Д. И. Курский не ограничился лишь согласованием Конституции РСФСР 1918 г. с Основным Законом Союза ССР, а внес изменения и дополнения, вызванные постановлениями предыдущих всероссийских съездов Советов и сессий ВЦИК, определил в общих чертах правовое положение автономных республик. Более года потребовалось на рассмотрение и согласование нового проекта Конституции. 11 мая 1925 г. XII Всероссийский съезд Советов, приняв предложенные комиссией поправки, единогласно утвердил новый текст Конституции РСФСР.
В январе 1924 г. VIII Всеукраинский съезд Советов поручил ВУЦИК в соответствии с Договором об образовании СССР и Конституцией СССР пересмотреть Конституцию УССР и представить ее на утверждение очередного, IX съезда Советов Украины.
Съезд специальным постановлением утвердил неотложные изменения Основного Закона республики. В прежнем тексте выражалась готовность Советской Украины к объединению с другими социалистическими республиками. Теперь это объединение было уже свершившимся фактом, и новая редакция Конституции отразила его. Было зафиксировано в Основном Законе и создание в составе Украинской ССР Молдавской Автономной Советской Социалистической Резпублики.
В соответствии с членством Украины в Союзе ССР новая редакция Основного Закона предусматривала определенные изменения в структуре и компетенции высших органов власти и управления республики, а также регулировала их взаимоотношения с органами Союза.
Внеся эти и некоторые другие изменения в Конституцию, IX съезд Советов УССР вместе с тем поручил ВУЦИК подготовить новый текст Основного Закона республики. Народный комиссариат юстиции УССР пред
ставил проект Конституции, Комиссия законодательных проектов внесла в него некоторые изменения. 15 мая 1929 г. окончательный текст новой Конституции был единогласно утвержден XI Всеукраинскнм съездом Советов.
Основной Закон УССР 1929 г. отличался от прежнего. В него были внесены два новых раздела — об избирательном праве и о бюджете. Но основные принципы Конституции 1919 г. были сохранены и развиты.
Наряду с переработкой Основных Законов республик — учредителей Союза ССР создавались и первые конституции новых союзных республик — Узбекской, Туркменской, Таджикской, образовавшихся в результате национально-государственного размежевания Средней Азии.
В момент образования СССР на территории Средней Азии существовали входившая в состав Российской Федерации Туркестанская АССР и два самостоятельных государства — Хорезмская и Бухарская народные советские республики.
Все эти государства были многонациональными. Например, в Туркестане жили узбеки, казахи, киргизы, русские, туркмены, таджики, каракалпаки. В то же время во всех трех республиках жили узбеки и туркмены, в Туркестане и Бухаре — таджики, в Туркестане и Хорезме — каракалпаки и т. д. Государственные границы, таким образом, не соответствовали фактическому расселению народов. Это положение сохранялось еще с дореволюционных времен.
Такое наследие невозможно было ликвидировать в первые годы после Октябрьской революции, хотя вопрос об этом ставился уже в 1918 г. Комиссия ВЦИК, обсуждая вопрос о границах только что возникшей тогда Туркестанской АССР, решила сохранить их в качестве временных до национального размежевания. До 1924 г. размежеванию мешали весьма существенные обстоятельства: гражданская война, а также политическая
отсталость Средней Азии, в особенности Хорезма и Бухары.
К 1924 г. обстановка в Средней Азии изменилась. Закончилась гражданская война, было разгромлено и в основном ликвидировано басмачество — антисоветское движение, поддерживаемое Англией. Благодаря помощи со стороны Российской Федерации, а затем СССР в условиях народной власти Бухара и Хорезм значительно продвинулись в своем развитии, в результате чего высшие органы власти БНСР и ХНСР в 1923 — 1924 гг. провозгласили свои республики социалистическими.
В середине 1924 г. партийные органы Средней Азии признали национально-государственное размежевание необходимым и своевременным. ЦК РКП (б) одобрил решения среднеазиатских органов, воплотивших мечты и чаяния народов Востока. Практическая работа по размежеванию началась снизу, в самих республиках Средней Азии. В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всёхорезмский курултаи Советов каждый в отдельности вынесли постановления о ликвидации старых государств и создании новых, соответствующих национальному составу края. В октябре 1924 г. ЦИК Союза ССР, обсудив все эти постановления, поручил своему Президиуму оформить образование новых республик в соответствии с волеизъявлением народов Средней Азии.
В результате национально-государственного размежевания Средней Азии были созданы Узбекская Советская Социалистическая Республика, которая объединила районы Туркестана, Бухары, Хорезма, населенные узбеками; Туркменская Советская Социалистическая Республика, объединившая туркменские районы этих же республик, и Таджикская АССР, вошедшая в состав Узбекистана. Были образованы две автономные области: Кара-Киргизская в составе РСФСР и Кара-Калпакская
в составе Киргизской АССР входившей также в Российскую Федерацию.
Национально-государственное размежевание Средней Азии означало воссоединение ранее разделенных народов, которые впервые в истории получили возможность создать свои национальные государства. Окончательное правовое оформление Узбекская и Туркменская ССР получили на своих съездах Советов, состоявшихся в феврале 1925 г.
Образование новых независимых советских республик не привело к отрыву Средней Азии от Союза ССР. Связь среднеазиатских народов со всеми народами Советской страны еще более окрепла, поднявшись на новую ступень, приняв новую правовую форму. Съезды Советов Узбекистана н Туркмении, провозгласившие образование Узбекской ССР и Туркменской ССР, одновременно вынесли решение о вхождении их в состав Советского Союза. В мае 1925 г. III Всесоюзный съезд Советов принял новые республики в состав СССР в качестве равноправных членов. Союз ССР стал объединять шесть союзных республик: Российскую, Украинскую, Белорусскую, Закавказскую, Туркменскую и Узбекскую. Однако в данный период возникла и еще одна союзная республика — Таджикская. В связи с национально-государственным размежеванием Средней Азии высшие органы власти Туркестанской АССР и Бухарской республики поставили вопрос и о судьбе таджикского народа. Ему было предоставлено право выйти из состава названных республик и образовать свою автономную область. ЦК РКП (б) и правительство СССР, одобрив в принципе идею автономии таджиков, предложили более высокую ее форму — автономную республику.
1 Киргизами и то время называли казахов. Киргизская АССР впоследствии стала именоваться Казахской республикой.
создаваемой Узбекской ССР. В ноябре 1924 г. только что созданный ревком Узбекистана образовал в свою очередь ревком Таджикской АССР, задачей которого была подготовка созыва съезда Советов Таджикистана и управление республикой до создания конституционных органов.
15 марта 1925 г. было объявлено официальным днем образования Таджикской АССР. Ревком занялся созданием аппарата управления республики. Были образованы наркоматы и другие ведомства. Созданы суды и прокуратура, местные органы власти и управления. По мере ликвидации басмачества ревкомы заменялись Советами и их исполнительными органами.
I съезд Советов Таджикской АССР открылся в декабре 1926 г. Он принял Декларацию об образовании республики и вхождении ее в Узбекскую ССР и через нее — в Союз Советских Социалистических Республик. Были избраны ЦИК и СНК республики.
II Всетаджикский съезд Советов в 1929 г. принял Конституцию автономной республики. Но в том же году партийные и советские органы Таджикистана поставили вопрос о преобразовании своей АССР в союзную республику. Эта идея возникла в связи с бурным развитием Таджикистана и присоединением к нему Ход- жентского округа, увеличившим население республики более чем до миллиона.
В октябре 1929 г. Ill Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял решение о преобразовании его из автономной в союзную республику. В 1931 г. IV съезд Советов Таджикистана принял Конституцию республики, окончательно закрепившую ее вхождение в СССР.
В 1926 г. Кара-Киргизская автономная область, переименованная в Киргизскую АО, была преобразована в автономную республику. Учредительный съезд Советов Киргизской АССР в 1927 г. принял Декларацию об образовании республики, избрал ее ЦИК-
При разработке Конституции Узбекской ССР был использован опыт государственного строительства СССР, РСФСР и других союзных республик.
Подготовка проекта Основного Закона началась с момента образования республики, однако к I съезду Советов Узбекистана эта работа не была завершена. 18 января 1925 г. ЦК КП (б) Узбекистана рассмотрел вопрос о проекте Конституции и решил не ставить его на обсуждение съезда Советов.
Конституционная комиссия представила свой проект на рассмотрение ЦИК Узбекистана к июню 1926 г.
II Всеузбекский съезд Советов утвердил Основной Закон республики, который исходил из принципов ленинской Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Декларации об образовании Узбекской ССР и постановления Ill съезда Советов СССР о принятии Узбекистана в состав Союза. В том же месяце была принята Конституция Туркменской ССР.
Конституции союзных республик соответствовали Основному Закону Союза ССР. Вместе с тем они не дублировали общесоюзную Конституцию. Основной Закон Союза был посвящен главным образом проблеме ор - ганизации союзного государства и его отношениям с членами Союза. Конституции республик касались всех остальных конституционных вопросов — общественного
строя, формы государственного единства, государственного механизма каждой республики, избирательного права, правового статуса граждан. Это позволило не без основания говорить о конституциях Союза ССР и республик как о единой Советской Конституции.
Особенности конституций отражали в первую очередь особенности самих республик. Наиболее заметными были различия в форме государственного единства. Конституция ЗСФСР — союзного государства — восприняла структуру Основного Закона Союза ССР: она также имела два главных раздела: Декларацию об образовании Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики и Договор об образовании Закфедерации, а также содержала специальную главу о суверенных правах республик, входивших в состав ЗСФСР.
Российская Федерация включила в свою Конституцию специальную главу об автономных республиках и автономных областях. Конституция Узбекистана 1927 г. содержала специальную главу о своей единст
венной автономной республике — Таджикской АССР. А Конституция Таджикской республики, ставшей союзной, включила главу о Горно-Бадахшанской автономной области.
Унитарные Белорусская и Туркменская союзные республики не имели в своих конституциях разделов и глав, касавшихся формы государственного единства. В Конституции Белоруссии не было даже специальных статей, характеризующих ее административно-территориальное устройство, то же — ив Основном Законе Туркмении.
Вместе с тем отличия в республиканских конституциях объяснялись и субъективным фактором: каждая республика искала лучшую форму выражения правовой нормы и, конечно, многие статьи разных конституций совпадали; но были и заметные отличия. Так, Украина, подобно Узбекской и Таджикской ССР, имела в своем составе одну автономную единицу — Молдавскую АССР. Но в то время как Узбекская и Таджикская республики в своих конституциях имели специальные главы, посвященные автономии, в Основном Законе Украинской ССР о Молдавии говорилось лишь в отдельных статьях.
По-разному решался в конституциях союзных республик и вопрос о государственном языке. Конституция Украины признавала языки всех народов, населяющих республику, равноправными (статья 20) и не объявляла какой-либо язык государственным. Примерно так же решался вопрос в Конституции Узбекистана: в ней лишь отмечалось, что законодательство республики публикуется на трех языках: узбекском, русском и таджикском (статья 17). По-другому решался этот вопрос в Конституции Белоруссии: в статье 22 говорилось, что «белорусский язык избирается, как язык преимущественный, для сношения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организа-
Были и другие отличия мі-.-кду кон • - - .'.иями республик. Так, все союзные республики считали себя суверенными государствами, но Узбекистан, в отличие от большинства, специально оговорил это положение, уделив суверенным правам республики специальный раздел Конституции. Все конституции содержали указания на преемственную связь с предыдущими конституционными актами Советского государства.
Конституция СССР 1924 г., конституции союзных республик стали юридической основой строительства социализма в нашей стране.
Представлены тексты конституций советских - союзных и автономных - республик в различных редакциях (в хронологическом порядке конституций, их редакций и изданий).
Конституция (основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики
РСФСР. Конституция (1925). Конституция (основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
М.: Власть Советов, 1929.
Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
РСФСР. Конституция (1937). Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
М.: Юрид. изд. НКЮ Союза ССР, 1938.
Конституция (Основной закон) СССР. Конституции (Основные законы) союзных советских социалистических республик
СССР. Конституция (1936). Конституция (Основной закон) СССР ; Конституции (Основные законы) союзных советских социалистических республик.
Москва: Гос. изд. юрид. лит., 1951.
Конституция (основной закон) РСФСР. Конституции (основные законы) автономных советских социалистических республик, входящих в состав РСФСР
РСФСР. Конституция (1937). Конституция (основной закон) РСФСР ; Конституции (основные законы) автономных советских социалистических республик, входящих в состав РСФСР.
М.: Гос. изд. юрид. лит., 1952.
Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
РСФСР. Конституция (1937). Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
М.: Сов. Россия, 1967.
Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
РСФСР. Конституция (1937). Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
М.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1970.
Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Конституции (Основные законы) автономных советских социалистических республик, входящих в состав РСФСР
РСФСР. Конституция (1937). Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; Конституции (Основные законы) автономных советских социалистических республик, входящих в состав РСФСР. Москва : Известия, 1972.
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик
СССР. Конституция (1977). Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик ; Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик.
Москва: Известия Советов народных депутатов СССР, 1985.
Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
РСФСР. Конституция (1978). Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Москва: Советская Россия, 1991.
Конституция (Основной закон) Карельской Автономной Советской Социалистической Республики
Карельская АССР. Конституция (1978). Конституция (Основной закон) Карельской Автономной Советской Социалистической Республики. Петрозаводск : Карелия, 1978.
12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации. Конституция 1993 года смогла остановить развал государства и способствовала развитию новой государственности.
12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.
Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.
Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.
Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.
21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.
В Конституции меняются статьи 81 и 96, которые касаются соответственно главы государства и Госдумы. Это первые содержательные поправки в основной закон страны с момента его принятия 12 декабря 1993 года. Единственные изменения, которые ранее вносились в Конституцию ‑ это технические поправки, связанные с изменением числа и названий российских регионов, которые все упомянуты в тексте Конституции РФ.
Читайте также: