Каким понятием можно назвать временную уступку преподавателя когда педагог как бы не замечает что

Обновлено: 18.05.2024

Элина Агапова

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогической деятельности можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Зависят стили педагогической деятельности от нескольких факторов – как от самой деятельности, так и от ее субъектов, то есть воспитанников. Стиль в очень большой степени обусловлен индивидуальными особенностями личности преподавателя.

В современной педагогике стили педагогической деятельностивыделяются следующие:

Авторитарный стиль педагогической деятельности

Педагог считает своих воспитанников объектами воздействия, а не равноправными партнерами в деятельности. Отделяет себя как от учебного коллектива, так и от каждого ребенка в отдельности.

Основные его методы воздействия на обучаемых – поучение, приказ, выполнение своих заданий такой педагог контролирует всегда самостоятельно и довольно жестко, причем не всегда достаточно корректно. От воспитанников им нужно полное и беспрекословное подчинение. А причины своих приказов, запретов, ограничений и разрешений объяснять и уж тем более объяснять они не считают нужным.

Педагоги с авторитарным стилем деятельности зачастую эмоционально холодны, это волевые люди с твердым характером. При этом у очень многих наблюдается неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

При таком стиле воздействия страдают воспитанники. Они становятся замкнутыми, контакта с педагогом не устанавливается, что ухудшает успеваемость детей, их желание постигать новое. Большинство детей теряют уверенность в себе и самостоятельность, нередки проявления агрессии.

Демократический стиль педагогической деятельности

Такой стиль попросту не возможны без любви воспитанников к детям, его высоких нравственных качеств, профессионализма. Все это является залогом успешного развития детской личности.

Такой педагог доброжелателен к своим воспитанникам, терпелив и терпим, он как раз стремится построить отношения субъект-субъект. Старается создать деловую и вместе с тем теплую, спокойную атмосферу. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

Самостоятельность в детях педагоги демократического стиля очень ценят, многие вопросы решают с учениками, зачастую доверяя им самим делать выбор и отстаивать свое мнение. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость,но и личностные качества уче-ников При этом речь не идет о безразличии: права детей не ущемляются, но они четко понимают, какие обязанности на них возложены, существует ненавязчивый контроль.

У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчи-вость, удовлетворенность своей профессией.

Либерально-попустительский стиль педагогической деятельности

Это в первую очередь непрофессионализм и недисциплинированность педагога. Он нерешителен, колеблется, неуверен в себе. Инициативу он передает учащимся и коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Выделяются и другие стили деятельности учителей. А. К. Маркова и А. Я. Никонова разделили их на четыре вида.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)

Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками.

Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.

Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися.

В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.

Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся.

Для учителей с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако Вашу деятельностьхарактеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

-Несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала;

-В процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы).

-Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками.

-Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников.

видов работы – отработки правил, повторения.

-Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.

-Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа,никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

-Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

-Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС)

Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью.

Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.

Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения.

Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками ученика.

Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающие Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

-По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)

Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса.

По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем на уроках у учителей с эмоциональным стилем.

Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т. д., давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.

У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения.

Однако, Вашу деятельностьхарактеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторые замедленные темпы урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.

-Чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.

-Проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.

Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений.

В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое время уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.

Однако Вашу деятельностьхарактеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.

В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык,не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное – их будет отличать слабая ориентация в языке.Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы.

Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

Стили педагогического общения в 3 направлениях

педагогическое общение


Перед каждым педагогом стоит задача завоевать расположение ученика. Для этого ему необходимо использовать приемы динамического влияния на ученика, которые помогают наладить деловые и эмоциональные контакты.

В некоторых случаях ему понадобится применить одну из тактик:

  • заражение — имеет невербальный характер;
  • внушение — постановка мотивации с помощью лозунгов;
  • убеждение — приведение доводов, аргументов;
  • подражание — личный пример.

Конфуций о педагогическом общении


В первую очередь педагог обязан определить модель взаимоотношений с учеником. Далее ему нужно поставить перед ним цель и составить план ее достижения. Сделать это поможет детальное рассмотрение стилей педагогического общения, разработанных психологами.

Периодически педагог обязан проводить анализ характера диалога с учеником. Такая оценка поможет ему увидеть свои сильные и слабые стороны личности, а также профессиональные качества.

Авторитарный стиль — тандем строгости и наказания

Следствием авторитарной власти являются:

  • постоянные конфликты;
  • обиды;
  • недоброжелательные отношения с учеником;
  • отчужденность ребенка;
  • злоба.

Находясь в таком напряженном состоянии, ученик будет испытывать тревогу, а также неуверенность в себе. При этом чувство незащищенности станет его верным спутником. Тем не менее такие последствия не мешают многим преподавателям использовать эту методику при воспитании детей дошкольного возраста.

Они считают, что достичь отличных результатов в обучении можно только с помощью:

  • строгой дисциплины;
  • наказаний;
  • чрезмерной опеки;
  • диктаторского тона.

Авторитарный стиль включает в себя строгий контроль за соблюдением установленных правил и сроков. Такой педагог старается оценивать результаты только со своей позиции. К тому же он устанавливает четкую цель перед учащимися.

Корень проблемы авторитарного стиля педагогического общения — низкий уровень психологической культуры воспитателя. Вдобавок педагог отказывается учитывать индивидуальные особенности воспитанника. В итоге между ними пропасть только увеличивается.

Демократический стиль — власть народа

демократический стиль педагогического общения


Эта система взаимодействия строится на доверии, уважении, а также обратной связи. Тесное общение с учеником позволяет педагогу наладить с ним эмоциональную связь. В итоге личность ребенка полноценно развивается, а не подавляется разного рода наказаниями или строгими рамками.

Такое дружеское общение с учащимися:

  • способствует умственному развитию детей;
  • раскрывает их творческий потенциал;
  • формирует эмоционально положительные отношения в коллективе;
  • развивает уверенность детей в своих силах;
  • побуждает к тесному и слаженному сотрудничеству.

Демократичный стиль общения является самым эффективным в педагогической практике. Благодаря эмоциональной привязанности учителю легче повлиять на сознание ребенка.

Педагоги-демократы готовят полноценных членов общества, готовых к совместной деятельности. Такие учащиеся четко понимают свою роль в коллективе. При этом они готовы брать на себя ответственность и способны признавать свои ошибки.

Либеральный стиль — успешный старт анархии

либеральный стиль общения


Отсутствие ответственности и последовательности в принятии решений — особенности либерального педагога. Зачастую он забывает об установленных ранее правилах, поэтому предъявляет другие. Из-за этого подрывается его авторитет.

К тому же учитель способен переоценивать возможности своих воспитанников. Для него они:

  • достаточно самостоятельны;
  • необычайно честные;
  • всегда инициативные;
  • общительные.

По этой причине учитель доверяет им многое и всегда на них рассчитывает. Основная задача такого воспитателя — сохранить хорошие отношения с учениками.

Либеральный педагог — человек настроения. Поэтому оценки он зачастую ставит, отталкиваясь от своего внутреннего состояния, а не знаний учащихся.

Стили преподавания (педагогического руководства)

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным, впоследствии, с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.


Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогической деятельности можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Зависят стили педагогической деятельности от нескольких факторов – как от самой деятельности, так и от ее субъектов, то есть воспитанников. Стиль в очень большой степени обусловлен индивидуальными особенностями личности преподавателя.

В современной педагогике стили педагогической деятельностивыделяются следующие:

Авторитарный стиль педагогической деятельности

Педагог считает своих воспитанников объектами воздействия, а не равноправными партнерами в деятельности. Отделяет себя как от учебного коллектива, так и от каждого ребенка в отдельности.

Основные его методы воздействия на обучаемых – поучение, приказ, выполнение своих заданий такой педагог контролирует всегда самостоятельно и довольно жестко, причем не всегда достаточно корректно. От воспитанников им нужно полное и беспрекословное подчинение. А причины своих приказов, запретов, ограничений и разрешений объяснять и уж тем более объяснять они не считают нужным.

Педагоги с авторитарным стилем деятельности зачастую эмоционально холодны, это волевые люди с твердым характером. При этом у очень многих наблюдается неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

При таком стиле воздействия страдают воспитанники. Они становятся замкнутыми, контакта с педагогом не устанавливается, что ухудшает успеваемость детей, их желание постигать новое. Большинство детей теряют уверенность в себе и самостоятельность, нередки проявления агрессии.

Демократический стиль педагогической деятельности

Такой стиль попросту не возможны без любви воспитанников к детям, его высоких нравственных качеств, профессионализма. Все это является залогом успешного развития детской личности.

Такой педагог доброжелателен к своим воспитанникам, терпелив и терпим, он как раз стремится построить отношения субъект-субъект. Старается создать деловую и вместе с тем теплую, спокойную атмосферу. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

Самостоятельность в детях педагоги демократического стиля очень ценят, многие вопросы решают с учениками, зачастую доверяя им самим делать выбор и отстаивать свое мнение. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость,но и личностные качества уче-ников При этом речь не идет о безразличии: права детей не ущемляются, но они четко понимают, какие обязанности на них возложены, существует ненавязчивый контроль.

У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчи-вость, удовлетворенность своей профессией.

Либерально-попустительский стиль педагогической деятельности

Это в первую очередь непрофессионализм и недисциплинированность педагога. Он нерешителен, колеблется, неуверен в себе. Инициативу он передает учащимся и коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Выделяются и другие стили деятельности учителей. А. К. Маркова и А. Я. Никонова разделили их на четыре вида.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)

Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками.

Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.

Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися.

В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.

Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся.

Для учителей с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако Вашу деятельностьхарактеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

-Несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала;

-В процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы).

-Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками.

-Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников.

-Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.

-Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа,никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

-Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

-Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС)

Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью.

Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.

Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения.

Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками ученика.

Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающие Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

-По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)

Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса.

По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем на уроках у учителей с эмоциональным стилем.

Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т. д., давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.

У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения.

Однако, Вашу деятельностьхарактеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторые замедленные темпы урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.

-Чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.

-Проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.

Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений.

В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое время уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.

Однако Вашу деятельностьхарактеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.

В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык,не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное – их будет отличать слабая ориентация в языке.Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы.

Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

Памятка педагогам по проектной деятельности Памятка педагогам ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Проектная деятельность педагогов ДОО является одним из методов развивающего обучения и самообразования;.

Самоанализ педагогической деятельности В условиях внедрения ФГОС ДО и модернизации дошкольного образования, особое значение, на мой взгляд, приобретает гармонизация повышенных.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Самоанализ педагогической деятельности Воспитателя: Поздняковой Татьяны Николаевны Педагог - он вечный созидатель. Он жизни учит,.


Кто такой педагог?

школьный учитель

Современная педагогика - это наука о воспитании и обучении человека.

Соответственно, педагог сегодня - это человек, имеющий соответственное педагогическое образование и владеющий навыками, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности по воспитанию, обучению и образованию других людей.

Также педагог, согласно энциклопедическому словарю, - это человек, который занимается научным изучением проблем педагогической теории и практики.

Теперь разберемся, чем отличается преподаватель от учителя.

Учитель – это специалист, окончивший педагогический ВУЗ и приступивший к выполнению профессиональных обязанностей в учебных заведениях начального, основного общего и среднего общего образования.

учитель начальной школы

Учитель занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения. Это ответственная профессия, к представителям которой обществом предъявляются огромные требования. Это связано с тем, что учитель является примером для подражания, человеком, который значительно влияет на процесс социализации и становления личности ребенка. В.А, Сухомлинский так выразился об этой профессии:

Учитель - скульптор человеческих душ.

Должностные обязанности

Основными функциональными обязанностями учителя являются следующие положения:

  • В работе он подчиняется непосредственно директору учебного заведения и его заместителям.
  • Педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с основными законами государства.
  • Учитель обучает и воспитывает детей в соответствии с государственными образовательными стандартами.
  • В обязанности также входит способствование социализации воспитанников, положительное воздействие на становление их личности, формирование у детей общей культуры и общечеловеческих ценностей.
  • Учитель должен создать условия для обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся во время УВП.

студентка в библиотеке

Преподаватель - это человек, который имеет высшее педагогическое образование, часто научную степень и преподает предметы в среднеспециальных или высших учебных заведениях.

Сущность работы преподавателя

студенты и лекция

  • проведение лекционных, практических и семинарских занятий;
  • разработка учебных программ;
  • составление учебных пособий и методических рекомендаций;
  • проведение научных исследований;
  • участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах и т. д.

Справедливости ради стоит отметить, что к научной деятельности нередко приобщены и учителя. Особенно сегодня, когда в силу вступили новые образовательные стандарты, требующие приобщать к самостоятельности и частично-поисковой деятельности детей с самого раннего возраста.

Нередко можно встретить вузовского преподавателя в школе. Из-за низкой оплаты труда педагоги часто совмещают работу в разных учебных заведениях. Но стоит помнить, что приходя в школу, преподаватель должен учитывать методы, приемы и технологии обучения и воспитания, характерные для школьных учителей. Так как специфика общеобразовательных школ и их обучающихся, значительно отличается от средне-специальных и высших учебных заведений.

лекционное занятие

Вывод

Так чем отличается преподаватель от учителя? Преподаватель и учитель - это педагоги, работающие в учебных заведениях разного уровня. Однако между ними есть существенное отличие. Особенность учителя в том, что он учит, "вдалбливает", воспитывает. Преподаватель - преподает свой предмет, делится знаниями со студентами, занимаясь при этом научной работой. Все довольно просто.

Личность педагога всегда рассматривалась как один из основных факторов, обеспечивающих качество образования. Процессы, происходящие сегодня в этой сфере еще больше актуализировали обращение психологической науки к личности и деятельности учителя, к его компетентности. Связано это, прежде всего с предъявлением новых требований к качеству содержания и результатов образовательного процесса, а значит и к качеству учительского труда.

Учет новых требований в профессиональной сфере на фоне глубоких преобразований не только в системе российского образования, но и в социально-экономической жизни страны, создали с одной стороны условия для активной творческой деятельности педагогов, формирования и реализации инновационного мышления, с другой – обострили имеющиеся педагогические трудности.

Остаются актуальными проблемы, связанные с трудностями учителей в педагогической деятельности, а как следствие – снижение мотивации педагогического труда, рост неудовлетворенности своей работой, высокая эмоциональная напряженность и выгорание.

В своей работе с учителями школы мы поставили перед собой задачу воодушевить педагогов на преодоление имеющихся трудностей и повышение мотивации труда, познакомить их с внутренними барьерами и путями, актуализирующими внутренние ресурсы на преодоление профессиональных сложностей и достижение чувства удовольствия от собственной деятельности.

Для этого нами был проведен психолого-педагогический семинар, который мы начали с вступления, обращенного не столько к разуму, сколько к чувствам педагогов, который был призван зажечь желание и поднять уверенность в свои силы у учителей. Это был рассказ о настойчивости и силе духа, благодаря которым любые трудности могут быть преодолены. Кроме того этот рассказ помог прийти к осознанию необходимости не опускать руки, встречаясь с трудностями, не бояться браться за дела, которые по началу могут показаться неосуществимыми.

Вот этот рассказ:

В 1796 году во время итальянской кампании армия Наполеона Бонапарта, в то время еще малоизвестного французского генерала, была окружена в районе Арколя австрийцами. Ввиду подавляющего превосходства в вооружении и численности австрийской армии участь французов казалась предрешенной. Чтобы избежать поражения, Наполеон решается на отчаянный шаг – провести армию по болотам и зайти в тыл австрийцам.
Но болота оказываются непроходимы: в вязкой тине тонут не только тяжелые пушки и лошади, но и люди. Единственный выход – взять Аркольский мост. Но он настолько хорошо защищен и пушками, и ротой австрийских снайперов, что через него не то, что человеку, мыши нельзя пробежать.
Первая атака заканчивается неудачей. Вторая атака, третья, четвертая – все без успеха. Сотня трупов, заваливших мост, и полное отчаяние французов. Солдаты отказываются идти на верную смерть.
И что делает Наполеон? Он хватает знамя и устремляется вперед. Один! Он бежит к мосту и. увлекает за собой своих генералов. Вместе с генералами из укрытий в атаку с криками "ура!" поднимаются солдаты. Кажется, это уже не отчаяние, а настоящее сумасшествие – смерть, словно косой, валит ряд за рядом бегущих, а они бегут, не останавливаясь, ей навстречу.
Вот уже и мост. вот уже и середина моста. еще немного, и страшное место будет пройдено, но.
Посредине моста образуется целая гора трупов, она мешает быстрому продвижению, и этим пользуются австрийцы. Прицельная картечь останавливает и эту безумную атаку. Сам Наполеон, раненый, падает с моста в зловонную жижу болота. Каким-то чудом его, уже захлебывающегося, подхватывают за руки два гренадера и вытаскивают на сушу.
Итог атаки: мост не взят, пять десятков убитых и столько же раненых. Так что же – все напрасно? И никакое мужество самых смелых в мире солдат не способно ничего изменить? Еще как способно!
Поступок полководца поднял дух воинов на небывалую высоту. В один этот час "нищая рвань" и "разбойничья шайка", как отзывались о французской армии австрийцы, самым чудесным образом перевоплотилась в непобедимые македонские фаланги Александра и римские легионы Цезаря. Ту легендарную армию, которая впоследствии, по словам Наполеона, "выигрывала сражения без пушек, переходила через реки без мостов, делала форсированные марши без сапог, стояла на бивуаках без водки и часто без хлеба".
Наверное, это почувствовал и австрийский фельдмаршал Альвинци. Когда ему доложили, что французы вновь готовятся штурмовать мост, он. отдал приказ отступать. А вскоре австрийцы сдали французам Арколь, затем Кальдеро, затем Мантую и, наконец, всю Италию.
Много лет спустя кто-то спросил Наполеона, не думает ли он, что все его победы были бы не столь блестящи и многочисленны, если бы ему не благоволило небо. "Когда-то в молодости, – немного подумав, ответил знаменитый полководец, – я прочел у одного философа фразу, которая стала принципом моей жизни: "Если в совершении великого дела ты вдруг почувствуешь, как нестерпимая боль, смертельная усталость или животный страх сковывает твои члены, сожми в кулак последние силы и сделай еще один шаг. И тотчас же все боги устремятся к тебе на помощь!".
Если этот победоносный принцип выразить коротко, всего тремя словами, то он будет звучать так: никогда не сдавайтесь!
"Алмаз – это уголь, который претерпел большое давление"

Так какие же внутренние барьеры, на наш взгляд, мешают учителям конструктивно справляться с возникающими педагогическими трудностями и добиваться успеха в своем труде?

Барьер №1: беспомощность и желание приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам.

Как это по-человечески сваливать вину на других! Но решающим в этом случае является следующее: кого мы обвиняем, тому мы отдаем силу и власть над нами. А сами при этом остаемся беспомощными!

Но разве мы хотим, чтобы было так?

Педагогический успех возможно достичь тогда, когда придет осознание, что только мы сами за все в ответе, что ответственность за результаты нашего труда лежат на нас самих. А ответственность предполагает, что мы и только мы являемся авторами своих ситуаций.

Рекомендация: Будьте авторами всего, что происходит с вами в школе, и тогда вы перестанете чувствовать себя беспомощными, вопреки всем возникающим трудностям. Только от нас зависит, как мы интерпретируем ситуацию и как мы реагируем на нее. Те же гены, те же родители, то же воспитание, та же окружающая среда. Но будет другая интерпретация и другое видение, а следовательно, и другие действия, которые станут более эффективными!

Барьер № 2: неопределенность и замешательство.

(Замешательство – внезапное кратковременное нарушение порядка, правильного хода какой-нибудь коллективной деятельности.

Неопределенность – ситуация, когда полностью или частично отсутствует информация, или ее не хватает; или когда возникают какие-либо непредсказуемые события)

Каждый из вас время от времени сталкивается с этими барьерами. А происходит это так: вы просыпаетесь с утра, и более или менее знаете, что ждет вас сегодня. Когда у вас есть определенность, вы действуете механически, не задумываясь. Но вдруг начинают сыпаться обстоятельства, о которых вы не думали. Появляются ситуации, которые развиваются не так, как вы планировали, или ожидали.

Как вы себя ощущали в подобных ситуациях? – Вы чувствовали, что у вас как будто отнимают силы? Или, может вы чувствовали моральное истощение, гнев и обиду, и как результат – беспомощность и желание опустить руки?

Дело в том, что корнем любой неопределенности и замешательства, с которой учителя сталкиваются и в жизни, и в школе, является недостаточное умение сконцентрироваться. А происходит это тогда, когда нет четкого ответа на самые главные вопросы: ЗАЧЕМ? и КАК?

Бывает, педагоги плывут по течению; дают детям из года в год определенными способами знания, и, не задумываются над тем, ЗАЧЕМ они им нужны. И как дать знания именно этим детям, которые живут в сегодняшнем мире, а не в том, который был 2, 5, 10 лет назад? И что на самом деле актуально для ребят именно сейчас?

Таким образом, в педагогической деятельности подчас отсутствует реальная цель (при наличии декларативной), то есть отсутствует ФОКУС.

Но как только вы приобретете настоящий фокус – это придаст работе смысл и у вас появиться огромная самомотивация.

1. Не поленитесь, возьмите бумагу и определите, чего вы действительно хотите достичь в своей работе и жизни.

  1. Ваши цели должны быть конкретными.
  2. Они должны иметь временные параметры
  3. Ваши цели – это то, ради чего вы хотите и готовы чем-то жертвовать, и во что вы действительно верите.
  4. Определите те шаги, которые приведут вас к достижению, и начните действовать!
  1. Какие навыки мне понадобятся?
  2. Какие ресурсы необходимы и где их изыскать?
  3. Как я должен готовиться, чтобы достичь желаемого?
  4. Какие непредвиденные ситуации могут возникать на моем пути, и какие варианты собственных действий и реакций я должен иметь в запасе, чтобы достойно выходить из них?

2. Определите, что для вас важнее всего, и что представляет для вас наибольшую ценность.

Просто сядьте, достаньте листок бумаги и начните перечислять все то, что присутствует в вашей жизни, и что действительно важно для вас.

Как только вы составите свой список, задайте себе следующий вопрос: Отражают ли поставленные цели эти вещи, которые для вас важнее всего в жизни?

Слишком часто, когда мы задаем себе вопрос: чего же я на самом деле хочу? – мы в суматохе забываем то, что действительно важно для нас.

Если вы выполните приведенные здесь 2 задания– вы получите в жизни и в своей работе потрясающий фокус, и почувствуете что у вас достаточно сил добиться всего, чего вы хотите.

3. Определитесь с тем, каким вы хотите быть.

Для этого вам нужно будет подумать вот о чем:

  1. Чтобы бы вы хотели, чтобы сказали о чертах вашего характера?
  2. Каковы знания и навыки, которыми Вы хотели бы запомниться?

Проделывая это задание вам придется сделать выбор, потому что посмотрев на свой список, вы зададите себе следующий вопрос: Чего мне сейчас не хватает, чтобы стать тем человеком, которого я описал.

Барьер № 3: неудачи.

Таким образом, по поводу неудач нужно понимать то, что если мы не будем ничего пробовать – то это и будет самая серьезная наша неудача.

А теперь задумайтесь: Вы извлекаете свои самые важные уроки из успехов или из неудач? Большинство людей ответит, что и из успехов и из неудач. Хорошо! А какие уроки лучше запоминаются? Именно те, которые получены из опыта неудач, так как лучше запоминается то, что более эмоционально насыщено, выстрадано. Тогда можно сказать, что неудача – это плата за университет жизни! А заплатив за университет жизни, человек становимся более ценным и мудрым! Таким образом, проживая событие, которое оценивается как неудача, мы на шаг приближаемся к тому, к чему стремимся! А значит, неудачи можно назвать инвестициями, которые вкладываем в свой бесценный опыт.

А чтобы легче переживать неприятные ощущения и не терять веру в себя, проживая нелегкий опыт, есть несколько важных рекомендаций:

1. Продолжайте концентрироваться на будущем. Разобраться с неудачей не так сложно, если вы думаете о том, что вас ждет впереди. Помните: никто не остается в состоянии неудачи, потому что это всего лишь временное состояние.

2. Извлеките уроки из вашей неудачи. Для этого, после того, как вас настигла неудача – остановитесь! Проанализируйте, почему это случилось, для того, чтобы понять: чего в будущем делать не следует, или как разрешить ситуацию другим способом.

3. Тщательно продумайте, как в будущем предотвратить подобные неудачи. Не позволяйте неудаче стать причиной, по которой вы захотите опустить руки и безрадостно течь по течению. Используйте ее позитив!

Барьер № 4: разочарование.

Поэтому, когда вы разочарованы – отступите на шаг назад и задайте себе следующие вопросы:

№1. Может быть, я ожидал слишком многого?
№2. Может, я не правильно что-то вижу, или понимаю?

Если это так, то тогда что-то измените и двигайтесь вперед.

Барьер № 5: негативный язык.

А ведь после этого не стоит удивляться отсутствию мотивации к профессиональной деятельности и положительным изменениям, а так же отсутствию веры в успешное преодоление профессиональных трудностей.

Негативный язык создает автоматически реализующиеся предсказания, а значит то, что мы говорим, играет ключевую роль.

Большинство людей не понимают, что не эмоции влияют на мышление и мысли, а наоборот: мысли влияют на эмоции. А откуда берется негативный язык? – из того же мышления. И если человек негативно разговаривает о себе и об окружающих – он автоматически передаем этот негатив людям, что вызывает проблемы и конфликты в общении.

Если мы начнем изменения с наших негативных мыслей и слов, то мы можем изменить и ситуации. Для этого:

1. Измените свои слова. Вместо того, чтобы говорить о том, что плохо и что невозможно, начните говорить о том, что хорошо и что можно.

4. Измените свое видение. Здесь речь идет о вашей реакции, о вашем видении ситуаций. Потому что не все люди готовы изменить свой язык. Нужно понимать, что если даже вы и измените его, то все равно в общении со стороны других людей вы будете с ним сталкиваться. Просто задумайтесь о том, как вы реагируете на людей, которые с вами не согласны; вспомните, как вы воспринимаете информацию, которую не понимаете. Если вы привыкли реагировать на все это негативно, но вам удастся изменить свое видение на более положительное – это успокоит ваши мысли, вы станните более уверенными в себе, и более замотивированы на профессиональную удачу!

Барьер № 6: стагнация.

Когда педагог оказываемся в ситуации застоя или стагнации, жизнь уходит вперед, оставляя его за бортом. И эти чувства заставляют терять надежду. Именно тогда учитель становимся уязвимым, ему хочется опустить руки, он перестает получать хорошие результаты в своем деле, и все это отражается на самоуважении.

Поэтому, если вы хотите преодолеть этот мощный барьер – вы должны постоянно обновляться и постоянно меняться! Если вы хотите преодолеть этот барьер, то вы можете воспользоваться 3 следующими рекомендациями:

2. Будьте любознательны! Почувствуйте вкус жизни!

3. Каждый день живите так, как будто уходите завтра в отпуск. Вспомните, что вы делаете в последний день перед отъездом в отпуск? Это продуктивный день – не так ли? Вы делаете много-много дел, перестраховываетесь, чтобы гарантировать, что во время вашего отсутствия все будет хорошо. За этот день вы успеваете сделать больше, чем за год. И угадайте, что происходит? – Вы растете! Вы учитесь! Вы приносите результаты! Вы меняетесь! И вы ничего не бросаете! Почему? Потому что вы сконцентрированы! И вы в этот день преодолеваете стагнацию!

Читайте также: