Образование как процесс трансляции культурно оформленных образцов человеческой деятельности

Обновлено: 04.07.2024

Светлана Ваганова
Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.

Образование – это способ вхождения человечества в мир науки и культуры. В процессе образования человек познает и впитывает разные культурные и общечеловеческие ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов.

Содержание образования, цели, приоритеты аккумулируются из науки и культуры, транслируются обществом, которое в последние десятилетия изменилось и в стране, и во всем мире, а также из жизни и практики человека. Раньше процесс образования был превращен в академизм, а знания считались высшей ценностью. Сейчас же более актуальны не знания, умения и навыки, а компетенции. Компетентностный подход – это первостепенная ориентация современного образования. Сегодня образование общепризнанно людьми как общечеловеческая ценность. Это подтверждается закрепленным правом человека на образование конституцией.

В настоящее время происходит утверждение личностно-ориентированного подхода, при котором образование выступает как собственность личности, как важная ценность человека. Главной вехой в сознании современного общества является направленность образования на обеспечение потребностей человека в получении определенных образовательных услуг, необходимых именно этой личности, именно этому конкретному человеку.

Сейчас стали создаваться образовательные проекты, которые предполагают и прогнозируют подготовку компетентного в определенной сфере человека. Профессионал должен понимать процессы социального и природного развития, воздействовать на них, ориентироваться во всех сферах социальной жизни.

Выделяются основные функции образования:

- вхождение человека в мир культуры и науки.

- информационное поле человеческого общения.

- развития и становление человека (как личности и профессионала).

Содержание образованияможно рассматривать как совокупность:

- знаний о природе, обществе, человеке;

- различных способов деятельности; - творческой деятельности по преодолению разных проблем;

- знаний и ценностного отношения к миру.

Основные тенденции современного образования: -глобализация (образование и общество тесно связаны между собой и неотделимы друг от друга) - фундаментализация (образование должно быть полным, емким, глубоким) - гуманитаризация (образование должно быть личностно ориентированным). - технологизация (разработка определенных высокоэффективных технологий) - компьютеризация - стандартизация (содержание образования должно соответствовать определенному стандарту)

Таким образом, именно в процессе образования человек осваивает разные культурные ценности. Сегодня весь мир объединяет усилия в сфере образования; стремится воспитать достойного гражданина нашей планеты. Также стремительно развивается мировое образовательное и общекультурное пространство. Поэтому в мире высказываются требования формирования кардинальной основательной стратегии образования человечества (независимо от того места, где проживает человек; независимо от типа и уровня полученного образования). Целью любого общества должно быть развитие талантов людей, их умственных способностей в течение всей жизни человека. Достойное образование - это важный фактор экономического процветания и духовной безопасности общества.

1. Запесоцкий А. С. Образование: Философия, культурология, политика. - М. :Наука, 2003

2. Кавецкий И. Т., Рыжковская Т. Л., Коверзнева И. А., Игнатович В. Г., Лобан Н. А., Старовойтова С. В. Основы психологии и педагогики - Минск. : Изд-во МИУ, 2010

3. Сластенин В. А. и др.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев; / В. А. Сластенин.

4. Смирнов И. П.Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи / И. П. Смирнов Е. В. Ткаченко. – М., 2005.

Организация центра науки в группах детского сада

Организация центра науки в группах детского сада Центр науки в группах детского сада подразумевает создание условий, в которых дети смогут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира.

Проектная деятельность как технология вхождения ребенка в мир социальных отношений в ходе внедрения ФГОС до в ДОУ. 2 слайд) Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать.

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. Дидактическое понятие культуры в итоге таково: это обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции:

· Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

· Образование как практика социализации человека и преемственности поколений.

· Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

· Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

· Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

· Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

· Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и отдельном человеке.

Вопрос 2.

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.

Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, - это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.

Модели образования.

· Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной системы. При этом учебные однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.




· Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.) Эта модель предполагает организацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах; быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образовательных услуг. Образование также получает реальную возможность быть востребованным другими сферами – впрямую, без дополнительных согласований с государственной властью. В этом случае сфера образования выступает в качестве звена социальной практики.

· Традиционная модель образования. Это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. В соответствии с концепцией традиционализма образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.

Основные элементы образования как конкретного образовательного учреждения:

1. Цели образования.

2. Содержание образования.

3. Средства и способы получения образования.

4. Формы организации образовательного процесса.

5. Реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и развития человека.

6. Субъекты и объекты образовательного процесса.

7. Образовательная среда.

8. Результат образования, т.е. уровень образованности человека в данном учебном заведении.

Цели образования.

Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательные цели – это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.

Цели образовательной системы – это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Неоднократно предпринимались попытки представить такую программу в виде модели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения. В современных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном учреждении, его интересы и склонности.

Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточняют и определяют цели образования современного человека как таковые и цели конкретного образовательного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, цели показывают общие стратегические ориентиры и направления деятельности педагогов и учащихся.

Содержание образования.

Его можно понимать как совокупность (И.Я. Лернер):

· системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;

· опыта осуществления известных для человека способов деятельности;

· опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;

· опыта ценностного отношения к миру.

Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новый и т.д. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен вмешаться в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. Поскольку человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, то относительно независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает. Эта составляющая определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами.

В образовательном учреждении содержание образования – это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося), оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Содержание каждой дисциплины учебного плана конкретизируется в образовательных программах, каждая образовательная программа содержательно находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях.

Есть несколько способов конструирования и структурирования содержания образования, которые на практике определяют способы разработки образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь).

1. Линейный. В такой структуре отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы – учебный курс. Каждая часть изучается только один раз.

2. Космоцентрический. Один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и решается на новом уровне.

3. Спиралевидный. Ставится проблема, к решению которой ученики и учитель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности.

4. Модульный. Содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяется по следующим направлениям : ориентационное (методологическое, мировоззренческое), содержательно-описательное, операционно-деятельностное, контрольно-проверочное.

Способы получения образования в мировой и отечественной практике.


Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых культурных ценностей, в рамках образовательной системы является созиданием. То есть связан с культурой в ее динамическом аспекте.

Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей.

Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:

в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

в через формирование поликультурного образования;

в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы);

как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран;

через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;

путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся);

описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; через раскрытие специфики культурно-образовательной среды растущего человека;

– обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа, этноса, нации.

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования.

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования)

Образование ¾ это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог — это форма субъект- субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

В критические моменты истории необходимо обеспечить преемственность культурно-образовательной традиции, сохраняя самобытность народа и сложившуюся систему ценностей. Сохранение вышеозначенных составляющих способствует их интеграции в системе мировых ценностей как элементов макро-социума. При этом традиция выполняет определяющую функцию в процессах образования и воспитания нового поколения.

Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в пространстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное влияние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере образования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, или совершенствуя его.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:

• в формировании образа жизни, принятого в обществе;

• в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой);

• в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исторического этапа развития общества и государства характерна своя система образования, а для народа, нации — система воспитания. Однако в международных педагогических системах существуют общие черты. Именно они закладывают основы для процесса интеграции в мировое образовательное пространство.

Какие культурно-образовательные традиции, сложившиеся в разных цивилизациях, известны и сегодня?

Например, рациональная логика обучения в школе и вузе исторически сложилась в европейской цивилизации.

В азиатской цивилизации конфуцианство сформировалось в качестве методологии образования и воспитания человека.

3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

6. Образование является тем социальным институтом, через который передауются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государственных образовательных стандартов для школы и вуза.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учебную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вторая часть—дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным компонентом. На уровне конкретного учебного заведения первая часть — обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стандарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации.

Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных аспектах:

• на уровне социума, в историческом контексте;

• на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека;

• на уровне учебных дисциплин.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отношений.

Образование выполняет социокультурные функции:

• является способом социализации личности и преемственности поколений;

• средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

• ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

• обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как вы поняли следующую мысль: культура выступает предпосылкой и результатом образования человека?

2. Раскройте смысл основных функций современного образования,

3. В каких аспектах может рассматриваться взаимосвязь образования и культуры, образования и социума?

Образование как система и процесс

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.

Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования.

Содержание

Культура – важнейшее проявление человеческого общества. Любое образование предполагает освоение культурных аспектов человечества. В нашей лекции содержатся ответы на вопросы, что такое культура, каково её содержание, какие её разновидности выделены учёными.

Понятие культуры объединяет достижения во всех сферах деятельности человека, результаты умственного и физического труда в их единстве, вскрывает особенности таких достижений, характерные для определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и наций. Достигнутые человечеством способности, возможности, включая культуру психологических проявлений, также являются результатами культурного развития.

Понятие культуры включает в себя два аспекта, соответствующие двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека: материальную и духовную культуру. Под материальной культурой понимаются достижения, показывающие главным образом уровень овладения общественным человеком силами природы. В духовную культуру принято включать достижения, показывающие уровень и глубину познания природы, общества и человека, широту достигнутого кругозора, внедрение в общественную жизнь прогрессивных идей и положительных знаний.

Важнейшим показателем материальной культуры являются орудия труда, которые в современном мире становятся материализованным воплощением достижений науки. Уровень культуры выражается и в других материальных элементах общественной жизни: это обработанные человеком предметы природы, например, расчищенные и возделанные участки земли, сады, поля; это различного рода и назначения материальные предметы, употребляемые человеком в быту, например, одежда, мебель, научное, медицинское, учебное оборудование, и т.п. Все эти достижения характеризуют тот уровень развития производительных сил и производственных отношений, которого достигло данное общество, а также являются показателем конкретно-исторических условий его жизни.

На изучении предметов материальной культуры основана такая историческая дисциплина, как археология, и отчасти этнография. Обе эти науки на основании анализа памятников материальной культуры делают выводы относительно уровня духовной культуры той или иной эпохи, страны и народа. Достижения в области материальной деятельности неразрывно связаны с духовным обликом людей, с уровнем их интеллектуального развития.

2. Достижения в области материального и духовного развития общества достигались поэтапно творческим трудом отдельных личностей, а в целом – всего человечества.

Эволюция коснулась не только предметов быта и труда, но и способов деятельности, мышления, отношений, мировоззрения, усложнения социокультурной жизни и пр. Культурные достижения обязаны своим происхождением главным образом всему народу, включающему прогрессивные слои общества, трудящиеся массы. Отсюда идет объективное общечеловеческое содержание культуры. Народная основа – залог прогрессивного движения культурной жизни, преемственности в её развитии, общественного прогресса.

Культура и развитие жизни общества неразрывны. Без развития культуры невозможен прогресс и поступательное развитие человечества, поскольку содержательные аспекты культуры актуализируют процессы человеческого мышления, направленные на творческое преобразование действительности. Творчество – родовое свойство человека. В животном мире нет творчества, животные существуют за счет приспособительных реакций и инстинктов. В мире людей же невозможно проживание только на основе процессов адаптации, т.е. приспособления; человечество может выживать, опираясь на процессы преобразования среды обитания и себя самого.

Поэтому общечеловеческое содержание культуры означает ее адресованность всем людям без разделения на их нации, народности, отличия религиозных верований, особенности языка, традиций. Социализация любого человека подразумевает его вхождение в мир общечеловеческой культуры и овладение ею.

3.Разделение на материальную и духовную культуру, с одной стороны, необходимо, с другой – достаточно условно. Эти виды культуры тесно взаимосвязаны. Иногда сложно дифференцировать их.

Например, создание предмета материальной культуры (допустим, мебели, одежды, вида транспорта и др.) обязательно предполагает наличие не только вещественных проявлений и действий, но и наличие подготовительной мыслительной, планирующей работы людей в форме идей, замыслов, задумок, планов-графиков, эскизов, чертежей и т.п. Тот же процесс в обратном порядке характерен для создания предмета духовной культуры (например, литературного сочинения, произведения живописи и т.п.), когда уже имеется и постоянно уточняется база идей, концепций, художественных образов и только потом появляется их материализованное воплощение в форме книги, журнальной статьи, живописного произведения.

Научное открытие как предмет духовной культуры возникает из догадки, идеи. Первичная гипотеза проверяется с помощью материальных средств (аппаратуры, приборов, датчиков и т.п.), проходит фазу эксперимента, также с участием предметов материальной культуры (записи, компьютерное мониторирование), иногда с исследовательскими целями используется создание лабораторных вещей для последующего их запуска в промышленное производство. Таким образом, духовная культура обусловливает предметно-вещественную эволюцию материальной культуры, а последняя создает предпосылки для обслуживания нужд духовной культуры.

Таким образом, культура – это целостное явление. Разделение на материальную и духовную культуру, в общем, правильно, оно нужно для понимания её структурирования и особенностей. Однако абсолютизация и жесткое разграничение духовной и материальной культуры недопустимы, поскольку выхолащивают суть системности и тонких диалектических взаимосвязей и взаимозависимостей.

Таким образом, под культурой принято понимать всё, созданное человеком, в отличие от естественной природы. Культура подразделяется на материальную и духовную, которые взаимосвязаны. Содержание культуры имеет общечеловеческий характер, поскольку культурные достижения обязаны своим происхождением главным образом всему народу.

Лекция 2. Образование как способ вхождения человека в мир культуры

1. Образование как социокультурный институт.

2. Определения и трактовка смысла образования.

3. Овладение индивидом общечеловеческим содержанием культуры в процессе образования.

Принимая во внимание первоначальную трактовку культуры как возделывания, совершенствования чего-либо, применительно к человеку культура нами понимается как средство формирования его человеческого образа, предпосылкой и результатом его образования. Сегодня будут освещены вопросы, раскрывающие глубинную взаимосвязь культуры и образования.

Поэтому образование – такой социокультурный институт, который совершенствует общество через повышение уровня общей культуры каждой личности, через повышение степени освоения духовного и материального потенциала, накопленного человечеством. Невозможно войти в мир культуры, минуя цуть образования, и невозможно получить образования, не овладевая ценностями мировой культуры.

С педагогических позиций важно понимание двух основных функций образования. Прагматическая функция состоит в создании условий для реализации потребностей людей в знаниях, которые являются необходимыми для обеспечения их жизнедеятельности. Культурно-гуманистическая функция состоит в развитии духовных сил, способностей, умений, позволяющих человеку достойно разрешать разнообразные проблемы; в формировании характера и моральной ответственности за принимаемые решения; обеспечении возможностей для профессиональной, творческой самореализации; овладении средствами, необходимыми для достижения морально-интеллектуальной свободы, счастья.

2. В современной научной литературе зафиксировано большое количество определений образования. Оно трактуется, в частности, как:

- сфера социокультурной жизни;

- специально организуемый процесс и определенный результат познавательной деятельности;

- процесс, в ходе которого общество передаёт ценности, знания и навыки от одного человека или одной группы другим;

- способ трансляции культурных ценностей, социальных норм, жизненных смыслов.

Под образованием понимают процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеалы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, всесторонне развитая личность).

В педагогическом контексте это понятие обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества. Таким образом, образование – относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированность на овладение личностью определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития.

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и прочих культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из культуры, в том числе и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:
- в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;
- в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы);
- как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран;
- через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;
- через создание путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся);

- через описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; через раскрытие специфики культурно-образовательной среды растущего человека;

– путём обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа, этноса, нации.

3. Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и прочих культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из культуры, в том числе и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования). Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.
Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.
Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования:

• оно является способом социализации личности и преемственности поколений;

• оно выступает средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

• образование ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

• обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов.

Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека.

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог — это форма субъект- субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных аспектах:

• на уровне социума, в историческом контексте;

• на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека
• на уровне учебных дисциплин.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отношений. Но в целом именно образование позволяет индивиду овладеть общечеловеческим содержанием культуры.


Таким образом, образование – важнейший социально-культурный институт, прямо связанный с культурой. Фактически, это её порождение. Культура – социальный феномен, который выявляет, сохраняет, приумножает ценности общества. Образование же формирует, развивает личность в современном социокультурном пространстве, вводит человека в мир культуры, общечеловеческих ценностей.

Читайте также: