Обращения граждан в органы власти как форма влияния на принятие политических решений

Обновлено: 01.07.2024

Участие граждан в принятии решений: тенденции, особенности и проблемы

Лабунский Андрей Леонидович,

соискатель Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова,

Основные параметры и тенденции взаимодействия гражданского и государственного сектора представляют собой достаточно сложный, противоречивый комплекс взаимосвязанных проблем, анализ которых во многом затруднен наличием принципиальных концепций в отношении уровня, форм и интенсивности взаимодействий граждан, гражданского общества и государства в процессе и механизмах принятия общественнозначимых решений на разных уровнях управления. Тем не менее, исследование данной области взаимоотношений чрезвычайно важно для формирования адекватных моделей артикулирования и агрегирования разнонаправленных и противоречивых потребностей и интересов различных участников социально-политических процессов, и их эффективному внедрению в управленческий процесс.

Современный этап развития науки ознаменован новым пониманием участия: вместе с трактовкой понятия негативной свободы и выдвижением на первое место не политических, а личных прав (неприкосновенности частной жизни, свободы от какого-либо внешнего принуждения и т.п.) возникла концепция разделения участия на политическое и гражданское. Эта концепция базируется на предположении о том, что социальное целое можно разграничить на политическое и неполитическое сообщества, которые, однако, не только не разделены, но глубоко связаны и находятся в постоянном взаимодействии, что и можно считать политическим процессом как таковым.

Отечественные исследователи отмечают наличие особенностей участия отдельных групп граждан в процессах принятия решений. В работах, освещающих различные аспекты социализации молодежи, ее участия в политической жизни общества, отмечается проявление в молодежной среде разновекторных тенденций: часть юношей и девушек пытается объединиться, решать свои проблемы в основном путем протеста, часть активно идет в политику, стремясь представлять свои интересы в органах власти, баллотируясь на выборах, часть сплачивается вокруг неофа­шистов [1] .

Предпринимаются попытки выявить специфику политического участия жен­ской части населения России. Изуче­нию теоретических и прикладных ас­пектов этой проблемы посвящена, в ча­стности, работа Н.Уваровой [3] . Осо­бенности политического участия жен­щин выводятся автором из характери­стики их положения в обществе. По ее мнению, более низкий уровень вовле­ченности женщин в политику объясня­ется спецификой процесса их полити­ческой социализации, диспропорциями в позициях женщин на различных уровнях политического участия и сис­темы управления обществом.

По мере того, как территории России все в большей степени используют имею­щиеся ресурсы своего социально-экономического развития, в повестку дня вста­ет задача использования такого значительного ресурса, как социальная актив­ность населения. Социальная активность решает несколько актуальных задач, среди которых:

- увеличение вложений предоставляемых населением ресурсов в преодоление социально-экономических проблем;

- повышение качества управленческих решений и эффективность расходования бюджетных средств за счет общественного участия в управлении делами государства, в реализации местного самоуправления, общественного контроля за деятельностью властных структур;

- улучшение имиджа территории и, соответственно, повышение уровня инвестиционной привлекательности [4] .

Повышению мотивации содействует также и нацеленность органов власти на решение публичных проблем. Чем ниже уровень власти, тем ближе публичные проблемы к потребностям населения, в этом смыс­ле, можно предположить, что объединения граждан наиболее эффективно взаимодей­ствуют с муниципалитетами, так как именно органы местного само­управления призваны удовлетворять потребности населения. Наилучших результатов объединения граждан добиваются, взаимодействуя с местными органами власти [5] . Можно предположить также, что жители будут более активно участвовать в общественных слушаниях, если на них будут обсуждаться вопросы, интересующие население, т. е. вопросы удовлетворения его (населения) потребностей.

В то же время основными социально-политическими факторами причин взаи­модействия органов власти с общественными организациями являются следующие:

- наступление новой эры (в современной политической теории — постконфликтной или новоадминистративной) в выстраивании отношений между органами власти и гражданами, характеризуемой большей ролью гражданского общества и его участников в вопросах управления государством и функционирования отдельных его институтов;

- партнерства между гражданским обществом, частным сектором и государством часто воспринимаются в качестве наиболее эффективных методов решения комплексных социально-экономических проблем;

- социальный капитал (увеличивающаяся воля и способность граждан принимать участие в общественно-политической жизни страны и государства) становится необходимой предпосылкой и сопутствующим элементом для поддержания экономического роста и развития страны;

- основной мотивацией общественного (добровольческого) сектора является общественная польза, а не получение прибыли;

- процесс всестороннего и плюралистического принятия решений признается в качестве необходимого инструмента в вопросах достижения жизненно важных социальных соглашений (так называемый общественный договор) в процессе обсуждения и претворения в жизнь политических реформ [6] .

Существует множество вариантов классификации типов гражданского участия. Одной из наиболее распространенных и признанных является классификация Арнштайна [7] . Она основана на (а) зна­чимости гражданского общества и гражданского контроля для (б) ста­бильности демократической политической системы и (в) ее эффектив­ности. Он предлагает восьмиступенчатую лест­ницу типов участия, уровни которой объединяет в три группы:

Степени имитации участия:

Степени гражданской власти:

(7) Делегирование полномочий.

(8) Гражданский контроль.

Градация ведет от уровня неучастия к участию в политическом процессе.

Конкретные формы взаимодействия эта модель получает в таких институциональных рамках, как Общественные палаты, Экспертные советы и т. д., а также через информирование и консультации. В со­зданных институтах взаимодействие объединения граждан и органов власти может быть символическим, но может и свидетельствовать о значимости объединений граждан в процессе принятия политических решений.

При определенном уровне развития объединения граждан оказываются способны­ми привлечь дополнительные, внебюджетные ресурсы, труд доброволь­цев и новые идеи. Они обладают большим инновационным потенци­алом и могут решать социальные проблемы более эффективно, т.е., с меньшими затратами и большим эффектом. Делая это, они берут на себя определенную часть функций государства и органов местного са­моуправления. Если, в свою очередь, государство и соответствующие государственные службы осознают это и способны использовать по­тенциал объединений граждан для решения проблем более эффективным способом, они могут передавать им соответствующие функции, при этом подкреп­ляя такое делегирование высвободившимися от оптимизации процес­са ресурсами. Это может осуществляться через механизм социального заказа, гранта, привлечения к выполнению государственных и муниципальных программ, с использованием других форм поддерж­ки в поиске ресурсов и выполнении собственных уставных задач.

Итак, инструментальная модель подразумевает участие граждан и их объединений в про­цессе реализации решений, при котором они привлекается органами власти для минимизации собственных издержек и более эффективно­го решения социальных проблем.

В целом можно говорить, что взаимодействие граждан и их объединений с властью происходит хотя бы вследствие того, что со­гласно действующему законодательству:

а) граждане и их объединения обязаны соблюдать законы,

б) власть обязана оказывать поддержку гражданам и их объединениям,

в) власть обязана содействовать реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

Как и всякий общественный процесс, процесс расширения числа участников управ­ленческих решений имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительными являются: возможность принимать управленческие решения, опи­раясь на информацию о реальных настроениях людей, на знания об иерархии наиболее актуальных проблем, требующих оперативного решения; оценивать отно­шение людей к постановлениям, решениям, принимаемым законодательной и испол­нительной властью; принимать решения, осознавая степень готовности различных групп населения к принятию и реализации постановлений местной власти, направ­ленных как на осуществление перспективных, так и текущих задач; понимать рас­становку социальных сил, знать городские социальные группы, готовые к активной работе по реализации принятых решений, ориентированные на пассивное ожидание или сопротивление нововведениям; работать, реализуя идею активного социального партнерства власти и населения, общественных движений, различных партий. К отри­цательным последствиям можно отнести: усложнение процесса принятия решений, поскольку согласование большого числа различных интересов — процесс многоступен­чатый и трудный; возможно значительное удлинение сроков принятия решений; не исключено некоторое увеличение материальных затрат, обусловленное возрастанием числа участников управленческого процесса. Можно добавить и то, что привлекаемые к принятию управленческих решений социальные субъекты чаще всего не обладают в полном объеме необходимой информацией и не имеют навыков ведения кон­структивного диалога.

В целом, к основным факторам, влияющим на активность граждан, исследо­ватели чаще всего относят возраст и уровень доходов. Так, Е. Сергеева, опи­раясь на данные отечественных социо­логических центров, утверждает, что наиболее аполитичны люди с наи­меньшими доходами. Основными фак­торами, определяющими характер по­литического участия и политические ориентации, она считает личностно-психологическую типологию избирате­лей и политических лидеров, принад­лежность избирателей к определенным социально-профессиональным и демо­графическим группам, уровень доходов, национальность и место проживания, соответствующую деятельность государ­ственных, политических институтов и СМИ, а также характер системы в стра­не на момент выборов [9] .

По мнению Сергеевой, в основе сознательной мотивации российского абсентеизма лежит не только недоверие к конкретным партиям и лидерам, но главным образом предубеждение насе­ления против политики в целом [12] . В.Комаровский видит причины абсентеизма российского избирателя в снижении роли представительных орга­нов власти, распаде социальных связей и отчуждении от политики. По его ут­верждению, наибольшее число аполи­тичных людей встречается среди бед­нейших слоев общества [13] . Ю.Растов считает абсентеизм особым видом со­циального протеста [14] , тогда как Н.Поливаева отмечает, что значитель­ной части населения России вообше несвойственно активное (неформатное) участие в политической жизни, поскольку ритуальная включенность россиян в какие-либо политические организации процессы на протяжении десятков лет сформировала определенный тип личности - конформиста [15] .

Большое значения для активного и эффективного гражданского участия имеют условия протекания данного процесса. Необходимо, чтобы:

- интенсивность гражданского участия была достаточно велика: развиты формы и методы участия; имелось много контактов и связей;

- господствовала либеральная иде­ология;

- отсутствовало господство одного из акторов над другими в обладании ресурсами;

- присутствовал взаимный интерес к взаимодействию друг с дру­гом.

Из этих условий первое является необходимым, т. е., если обще­ственное участие эффективно, то развиты его формы и методы, имеет­ся много контактов и связей, а второе достаточным, т. е., если имеет место либеральная идеология, взаимный интерес и примерно одинако­вые ресурсы, то будет эффективное общественное участие.

Главное условие гражданского участия — это прозрачность власти. Отечественные авторы неоднократно анализировали критерии прозрачности [16] . Для того чтобы власть была прозрачной, она должна удовлетворять следующим критериям:

1. Открытости. Информация о деятельности органов власти, о процедурах принятия решений — открыта и доступна для граждан; заседания, где принимаются решения, открыты и доступны для граждан, за исключением случаев, определенных законом; осуществляется периодическая отчетность власти перед гражданами.

2. Понятности. Ооткрытая информация, открытые процедуры должны быть понятны и достоверны, таким образом, информация должна быть полна и правдива. Возникает проблема диверсификации источников информации, чтобы понять, насколько она правдива. Проблема понятности выводит нас на проблему анализа имеющейся открытой информации, т. е. на проблему экспертов для общественности [17] .

1. Гаврилова И.Н. Политическая социализация молодых // Свободная мысль. - 1996. - № 7. С 22-31.

2. Гаврилова И.Н. Проблемы ческой социализации молодежи России (По итогам социологических исследований молодежи 1991-1993 гг.) / Молодежь России: 90-е годы. М., - 1995.

3. Гончаров Д.В. Теория политического участия. М. - 1997.

4. Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку. - М. - 1996.

5. Публичная политика – 2007. Сборник статей / Под ред. М.Б. Горного, А.И. Сунгурова. - СПб.: Норма, 2007.

6. Комаровский B.C. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса // Социс. – 1996. - № 6. – С. 35-39.

7. Поливаева Н.П. Политическое сознание россиян в 90-е годы: состояние и некоторые тенденции развития // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 1997. - № 5. С. 54-62.

8. Публичная политика в современной России: субъекты и институты / Отв. Ред.-сост. Н.Ю. Беляева. - ГУ ВШЭ. М.: ТЕИС, 2006.

9. Растов Ю.Е. Протестное поведение в регионе (на примере Алтайского края) // Социс. - 1996. - № 6. С. 17-21.

10. Сергеева Е.Я. Политическое участие и политическая ориентация российского населения: методология исследования и прогнозирования. Автореферат диссерта­ции. - М. 1995.

11. Уварова Н.Д. Политическое участие женщин. Автореферат диссертации. - Саратов. 1996

12. Яргомская Н., Белокурова Е., Ноженко М., Торхов Д. Почему НКО и власти нужны друг другу. Модели взаимодействия в регионах Северо-запада // Публичная политика: вопросы мягкой безопасности в Балтийском регионе. СПб.: Норма, 2004.

Поступила в редакцию 14.08.2008 г.

[1] Гаврилова И.Н. Проблемы политической социализации молодежи России (По итогам социологических исследований молодежи 1991-1993 гг.). — Молодежь России: 90-е годы. М., 1995; она же Политическая социализация молодых. - "Свободная мысль", 1996, № 7; Несмелова М.Ю. Политическое поведение студенческой молодежи в современной России. Автореферат диссертации Казань, 1995.

[2] К примеру, Гончаров утверждает, что существует субкультура молодежного участия (Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку. М., 1996., с. 158).

[3] Уварова Н.Д. Политическое участие женщин. Автореферат диссертации Саратов, 1996.

[4] Савва М. Проблемы повышения общественной активности на­селения Краснодарского края как ресурса социально-экономического развития // Публичная политика – 2007. Сборник статей / Под ред. М.Б. Горного и А.И. Сунгурова. СПб.: Норма. 2007. 220 с. С. 65.

[5] Яргомская Н., Белокурова Е., Ноженко М., Торхов Д. Почему НКО и власти нужны друг другу. Модели взаимодействия в регионах Северо-запада // Публичная политика: вопросы мягкой безопасности в Балтийском регионе. СПб.: Норма, 2004.

[6] Давыдова А., Сембаева А., Тарасенко А. Анализ мирового опыта взаимодействия органов госу­дарственной власти с общественными объединениями // Публичная политика – 2007. Сборник статей / Под ред. М.Б. Горного и А.И. Сунгурова. СПб.: Норма. 2007. с. 40-41.

[7] Горный М.Б. Взаимодеймствие НКО и власти // Публичная политика – 2007. Сборник статей / Под ред. М.Б. Горного и А.И. Сунгурова. СПб.: Норма. 2007. С. 12.

[8] Горный М. Фабрики мысли и центры публичной политики // Фабрики мысли и центры публичной политики: исследовательская функция / Сборник статей под ред. М.Б. Горного. СПб.: Норма. 2006. С. 34.

[9] Сергеева Е.Я. Политическое участие и политическая ориентация российского населения: методология исследования и прогнозирования. Автореферат диссерта­ции. М., 1995, с.18, 24.

[10] Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку. М., 1996. с. 149, 163; Гончаров Д.В. Теория политического участия. М., 1997. с. 7

[11] Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку. М., 1996. с. 189.

[12] Сергеева Е.Я. Политическое участие и политическая ориентация российского населения: методология исследования и прогнозирования. Автореферат диссерта­ции. М., 1995, с.18.

[14] Растов Ю.Е. Протестное поведение в регионе (на примере Алтайского края). — "Социс", 1996, № 6.

[15] Поливаева Н.П. Политическое сознание россиян в 90-е годы: состояние и некоторые тенденции развития. — Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1997, № 5. с.40.

[16] См.: Публичная политика: вопросы мягкой безопасности в Балтийском регионе. СПб.: Норма, 2004.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Из-за пандемии в большинстве органов государственной власти и местного самоуправления снизилось число личных приемов граждан. Поэтому заявители все чаще направляют письменные обращения, в том числе в электронном виде. Одновременно увеличилось и количество судебных споров, связанных с рассмотрением таких обращений. В этой статье — подборка судебных решений за последние два года. В первой части статьи вы найдете аргументы, которые помогли органам власти отстоять свою правоту. Из второй узнаете об ошибках, которые допустили ваши коллеги.

Аргументы в защиту органа МСУ

Сначала расскажем о четырех случаях, когда суды принимали сторону органов власти. Прочтите, какие доводы последние приводили в свою защиту.

Технические проблемы при направлении обращения — вина службы поддержки, а не органа власти

В работе электронных средств связи с органами власти периодически возникают сбои. Бывает, что из-за технической проблемы заявитель не получает ответ на свое обращение. Прочтите, какие аргументы использовать для защиты муниципалитета.

ПРИМЕР 1. Гражданин отправил электронное обращение в орган государственной власти. Ответ в установленный срок не пришел. Тогда гражданин обратился в суд.

Суд установил, что на сайте, через который истец направил обращение, произошел технический сбой. Из-за этого орган власти не получил и не зарегистрировал обращение, не рассмотрел его и не дал ответ. Суд пришел к выводу, что в данном случае речь идет о слабом контроле за работой специалистов и служб, отвечающих за техническую поддержку информационных систем. Это не тождественно бездействию при рассмотрении обращения гражданина.

Суд отказал истцу в удовлетворении заявленных требований (апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2020 по делу № 33а-435/2020).

На заметку: Какими общими нормами руководствоваться при рассмотрении обращений граждан и организаций

Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Граждане вправе обращаться в органы власти лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Такое же право есть у объединений граждан, в том числе у юридических лиц. Обращаться можно в органы местного самоуправления, к их должностным лицам, а также в муниципальные учреждения (ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ФЗ). Обязательно рассмотрите обращение, если тема соответствует компетенции органа или его должностного лица. Это может быть предложение, заявление или жалоба. Обращение может быть устным.

Рассмотрите обращение в течение 30 дней со дня его регистрации в органе власти. В исключительных случаях срок можно продлить еще на 30 дней, уведомив об этом заявителя.

Несогласие гражданина с содержанием ответа на обращение не означает, что орган власти бездействовал

Часто заявитель получает ответ по существу, но остается им недоволен и обвиняет чиновников в бездействии. Суды в таких случаях поддерживают органы власти. Несогласие гражданина с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о бездействии муниципалитета при рассмотрении обращения.

ПРИМЕР 2. Гражданин отправил жалобу в орган власти. Чиновники рассмотрели ее по существу и направили заявителю мотивированный ответ. Гражданин с этим ответом не согласился и обратился в суд. Истец утверждал, что чиновники не рассмотрели жалобу. Он просил признать бездействие органа власти незаконным. Суд с истцом не согласился и отказался удовлетворять его требования (апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2020 по делу № 33а-780/2020).

Администрация уже дала ответ заявителю, поэтому не стала делать это повторно

В случае неоднократных заявлений и обращений по одному и тому же вопросу можно не давать ответ по существу на повторное обращение. Суды поддержат орган местного самоуправления.

Документ: Арбитражный суд Дальневосточного округа согласился с местной администрацией в постановлении от 20.08.2020 № Ф03-2848/2020

ПРИМЕР 3. Компания попросила управление муниципальной собственности городской администрации предоставить ей земельный участок в аренду без торгов. Чиновники ответили отказом. Компания обратилась в орган МСУ повторно. На это обращение она ответа не получила. Тогда компания подала заявление в суд и попросила признать бездействие чиновников незаконным.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Но апелляция поддержала администрацию. Судьи указали, что чиновники уже дали ответ по существу на аналогичное обращение компании. Заявитель не сослался на какие-либо новые обстоятельства, которые могли бы служить основанием для изменения принятого решения.

Заявитель просил провести проверку, но не указал всю необходимую информацию о себе

Внеплановая проверка возможна, если в обращении есть вся необходимая информация о заявителе

Если обращение содержит информацию о противоправных действиях или нарушениях, оно может стать основанием для проверки. Она возможна, если в обращении есть необходимые реквизиты, в частности информация о заявителе. Если ее нет, проверку не проводите. Посоветуйте заявителю обратиться в орган МСУ повторно, указав все обязательные реквизиты. Суд поддержит такое решение органа власти.

ПРИМЕР 4. Гражданка обратилась в орган власти с просьбой привлечь энергосбытовую компанию к административной ответственности за завышение платы и отказ в ее перерасчете. Женщине разъяснили, что для рассмотрения обращения необходимо провести внеплановую проверку. В данном случае это невозможно. Обращение было направлено по электронной почте и не содержит все нужные реквизиты. Заявитель вправе обратиться в инспекцию повторно: лично, по обычной почте либо через портал государственных услуг. Гражданка не согласилась с этим ответом и обжаловала его в суде.

Суд указал, что обращение, поступившее в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ (ч. 3 ст. 7). В обращении заявитель должен указать свои Ф. И. О. и адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа. Либо почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель направила обращение по электронной почте, но не указала свои полные данные. Суды всех трех инстанций отказали в удовлетворении требования (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.03.2020 № Ф01-8945/2020).

Ошибки, из-за которых муниципалитеты проигрывают суды

Теперь приведем еще четыре случая из судебной практики. В каждом из них судьи выносили решения в пользу заявителей.

Переадресация жалобы в орган, решение или действие которого обжалует заявитель

Часто письменное обращение содержит вопросы, не отнесенные к компетенции того органа, в который оно поступило. Тогда обращение нужно переадресовать органу, который уполномочен его рассматривать. Сделайте это в течение семи дней (ч. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ). При этом нельзя переадресовывать жалобы на действия какого-либо органа в этот же самый орган. Это подтвердил Конституционный суд.

Документ: Выводы Конституционного суда — в определении от 24.10.2019 № 2947-О

ПРИМЕР 5. Гражданин направил в орган власти жалобу на действия другого органа. Ответа не получил и обратился в суд. Первая и апелляционная инстанции истцу отказали. Они установили, что обращение было переадресовано в другой орган — тот самый, на который жаловался заявитель. Гражданина уведомили о переадресации.

Заявитель подал в суд другой иск. На этот раз он просил признать незаконным бездействие органа, в который было перенаправлено его обращение. Выяснилось, что корреспонденция с обращением гражданина к ответчику не поступала. Поэтому суды снова отказали истцу. Тогда заявитель обратился в Конституционный суд.

Конституционный суд указал, что жалобу нельзя направлять на рассмотрение в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Закон не допускает произвольной переадресации обращения гражданина в орган власти без учета нормативно установленной компетенции этого органа (п. 3 ст. 5, ч. 3 и 6 ст. 8, ч. 1 ст. 9, п. 4 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ). Если в обращении гражданина содержится просьба о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, то оно не может быть перенаправлено в тот орган, с действиями или решениями которого заявитель связывает такие нарушения.

Ответ заявителю в обычном, а не заказном письме

Сохраняйте доказательства того, что вы отправили заявителю ответ. По этой причине нельзя отвечать гражданам простыми почтовыми отправлениями: их невозможно отследить. Чтобы избежать проблем, давайте ответы на письменные обращения заказным письмом с описью вложения.

ПРИМЕР 6. Гражданин направил заявление в орган власти, но ответа на него не получил. Тогда он обратился в суд с просьбой признать незаконным бездействие органа власти.

Неправильная квалификация обращения

Ответственное должностное лицо органа местного самоуправления должно не только правильно квалифицировать обращение, но и дать полный ответ по существу всех поставленных в нем вопросов.

Документ: Верховный суд подтвердил обоснованность привлечения чиновника к административной ответственности в постановлении от 31.07.2019 № 7-АД19-5

Гражданин обратился в суд. Начальника отдела привлекли к административной ответственности по статье 5.59 КоАП. Чиновник пытался оспорить это решение и дошел до Верховного суда.

Суды всех инстанций пришли к выводу, что начальника отдела наказали обоснованно. По содержанию обращение было как предложением — рекомендацией органу МСУ по организации дороги и зоны отдыха в микрорайоне, так и заявлением, содержащим просьбу (п. 2, 3 ст. 4 Закона № 59-ФЗ). Чиновник не объяснил гражданину, возможно ли создание этих объектов, предусмотрено ли оно в планах местной администрации. Следовательно, он не дал ответ по существу на вопросы, затронутые в обращении.

Немотивированный отказ в просьбе о личном приеме

Если в письменном обращении заявитель просит принять его лично, орган МСУ не вправе немотивированно отказать в приеме. Уполномоченное должностное лицо обязано внимательно изучить доводы заявителя и по возможности провести прием. В противном случае отказ может быть признан незаконным в суде.

ПРИМЕР 8. Гражданин обратился с заявлением к должностному лицу и попросил его о личном приеме. Чиновник отказал, сославшись на нецелесообразность такого приема. Тогда гражданин обратился в суд с требованием о признании отказа недействительным.

Суды трех инстанций истцу отказали. Однако Верховный суд с ними не согласился. Истцу фактически отказали в праве изложить его доводы и, не выяснив суть его обращения, признали личный прием нецелесообразным. Отказ был бы законным, если бы чиновники сначала дали ответ по существу поставленных в обращении вопросов (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда от 18.02.2020 № 13-КА19-3).

Гражданину принадлежат определенные права и свободы, необходимые для участия в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства. Их принято называть политическими правами и свободами. Политические права призваны обеспечить, с одной стороны, самостоятельность и независимость человека при решении общественных или государственных дел, а с другой - его активное включение в жизнь страны или отдельных коллективов. Эти права позволяют лицу совместно с другими участвовать в решении дел, стоящих перед обществом и государством, оказывать влияние на властные структуры.

Рассмотрим политические права и свободы граждан подробно:

  • право участвовать в управлении делами государства,
  • право избирать и быть избранным,
  • право участвовать в референдуме,
  • право на объединение,
  • свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования,
  • право на личные и коллективные обращения в орган государства и местного самоуправления,
  • право на равный доступ к гражданской службе,
  • право на альтернативную гражданскую службу,
  • право на участие в отправлении правосудия.


Наиболее общим выражением политических прав и свобод граждан Российской Федерации является право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ, ст. 45 Конституции РТ). Это право реализуется в ряде более узких по содержанию, но практически осуществляемых правах и свободах. К ним относятся: избирательное право, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на доступ к государственной службе и отправлению правосудия; право на свободное проведение собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий, пикетирование; право на объединение в политические партии, общественные организации, профессиональные союзы; право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане имеют политическое право участвовать в управлении делами государства посредством референдума — всенародного голосования по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Примером непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами общества и государства служит всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

В Российской Федерации и Республике Татарстан действует множество общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности. Право на объединение в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей предполагает, во-первых, образование гражданином на добровольной основе совместно с другими гражданами любого объединения (политической партии, общественной организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или иной произвольной формы), во-вторых, вступление гражданина в существующие общественные объединения, представляющие его интересы, в-третьих, воздержание от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ, ст. 44 Конституции РТ). Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Государственная служба выступает как форма осуществления нрава на управление делами государства. Правом поступления на государственную службу обладают граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком и имеющие профессиональное образование. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. По закону есть ограничения в принятии на государственную службу или занятие государственной должности. Это, к примеру, возможно в случаях признания гражданина судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий.

Граждане Российской Федерации и Республики Татарстан могут участвовать в рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах, то есть отправлении (осуществлении) правосудия, в качестве присяжных заседателей и народных заседателей.

К неотъемлемым политическим правам и свободам личности относится право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ, ст. 43 Конституции PT). Через эти мероприятия граждане могут выразить свою волю и воздействовать на государственные или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и их публичного выражения. Это политическое право помогает обеспечить реальное народовластие. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка при проведении рассматриваемых мероприятий, предупреждают и пресекают противоправные действия. В случае необходимости виновные привлекаются к юридической ответственности.

Конституционное право граждан на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления объективно направлено как на улучшение деятельности этих органов, так и на защиту прав и свобод личности (ст.33 Конституции РФ, ст. 46 Конституции РТ). Орган, в который поступило обращение, обязан в пределах своей компетенции рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Политические права и свободы граждан выступают как средство для участия в управлении государством.

Предоставление и реализация политических прав связаны с обладанием российским или татарстанским гражданством (лица без гражданства и иностранцы их не имеют) и достижением определенного возраста (18 лет; для того чтобы стать депутатом Федерального Собрания — 21 год, судьей — 25 лет, Президентом — 35 лет, членом Конституционного суда — 40 лет).

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы в практике муниципального управления широкое распространение получает работа с обращениями граждан. Практика свидетельствует, что постоянная взаимосвязь власти с гражданами является важным условием для обеспечения эффективной работы администраций муниципальных образований. Анализ научной литературы показывает, что для более качественной работы администрации с гражданами необходимо совершенствование организации и порядка работы с обращениями граждан. Изучение и обобщение данного опыта и обуславливает актуальность рассматриваемой темы данной работы.

Теме организации работы с обращениями граждан уделено достаточное внимание в отечественной литературе. Так, в работах Н.Ю. Хаманевой, М.В. Карасевой, К.В. Подъячева, Э.Н. Давыдовой, В.Ф. Янковской, М.А. Мироновой особое внимание уделяется организации работы с обращениями граждан, порядку их рассмотрения. Обозначены проблемы, в работе с обращениями граждан, способы их устранения.

Объектом исследования являются органы местного самоуправления.

Предмет – организация работы с гражданами.

Целью данного исследования является изучение организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- исследование институциональных основ работы с обращениями граждан;

- определение основных форм и инструментов взаимодействия власти и общества;

- изучение правового регулирования правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан;

- исследование порядка рассмотрения обращений и приема граждан в администрацию муниципального образования город Краснодар;

- изучение организации приема граждан руководителями администрации;

- проведение анализа письменных обращений и личного приема граждан в органы местного самоуправления.

1 Научные подходы к определению демократических основ взаимодействия власти и общества

Институциональные основы работы с обращениями граждан

Постоянная взаимосвязь власти с гражданами является важным условием обеспечения эффективной работы администраций муниципальных образований. Постоянный учет и анализ обращений осуществляет институт обращений граждан в органы власти и местного самоуправления.

Таким образом, институты способны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равные возможности для участия в государственных и общественных делах.

Права граждан на обращения в органы государственной и муниципальной власти принадлежат человеку с рождения. Рассматривать обращения граждан, принимать по ним обоснованное и законное решение является обязанностью органов, должностных лиц, которые занимаются данным делом.

Институт обращений рассматривается, главным образом, в условиях юридической науки. Кроме правозащитной функции, обращения выполняют также контрольную и информационную функции. В научной литературе их рассмотрение представлено незначительным числом исследований. Вместе с тем, значительный потенциал социологического анализа имеет именно контрольная функция обращений граждан. Она позволяет определять направления развития взаимоотношений государства и общества, снять социальную напряженность, решить реальные проблемы граждан.

Использование института обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления является одной из форм участия граждан в процессе принятия политических решений.

В результате, обращения граждан в органы власти – это юридически оформленное требование гражданина или группы граждан, выражающего свои интересы.

Правозащитная функция является основной, ключевой. Она проявилась раньше остальных. Каждому гражданину в первую очередь важны его частные интересы и личные права. Изначально обращения представляли собой только лишь просьбы о милости и жалобы. Таким образом, целью являлись восстановление нарушенного права или получение некого нового права.

Следующая функция - коммуникационная или партиципаторная. Она служит каналом воздействия, является средством коммуникации между государством и гражданами, так как с помощью нее люди имеют возможность оказывать влияния на властные решения, участвовать в процессе их принятия. Коммуникационная функция уделяет внимание, в первую очередь, цели и содержанию, в то время как для правозащитной функции большое значение имеет сам факт обращения[3].

Коммуникационная функция, оказывает существенное влияние на демократизацию и модернизацию системы государственного управления в России.

Практика свидетельствует, что модернизация института обращений граждан должна состоять из двух ступеней. Первая ступень - совершенствование работы материально - технической, законодательной и технологической базы в органах власти, что приведет к большим успехам в реализации правозащитной и информационной функций. Это дает возможность наиболее эффективно контролировать работу. В этой связи, как на уровне государственной власти, так и местного самоуправления необходимо создать единую централизованную систему работы с обращениями граждан.

Большинство граждан нуждаются в защите своих интересов. Они снова и снова будут обращаться в органы государственного и муниципального управления, для того чтобы институты обращений граждан защищали их права.

Граждане стремятся получить защиту от государства, так как нуждаются в защите своих прав и интересов. Это связано с определенной степенью недоверия граждан органам государственной и местной власти. Об этом, в частности, свидетельствует большое количество писем, с которыми обращаются граждане в государственные органы и органы местного самоуправления в связи с нарушением своих прав[4].

Если рассматривать право граждан на обращения как правовой институт, то следует выделить несколько основных общеправовых принципов:

− принцип равной ответственности;

− принцип индивидуальности и коллективности;

Практика свидетельствует, что во всех, без исключения, органах местного самоуправления ведется постоянная работа с обращениями граждан[5].

Так, например, на имя Президента РФ приходит примерно миллион обращений, в том числе обращения по электронной почте. В аппарате Правительства России ежегодно поступает 600 тысяч письменных и устных обращений. Органы исполнительной власти субъектов РФ за год получают свыше 1,2 миллиона обращений. В аппаратах полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах за год рассматривают около ста тысяч обращений. Количество обращений в органы местного самоуправления более десяти миллионов[6].

Для эффективной работы с обращениями граждан органы государственного и муниципального управления проводят следующие мероприятия:

улучшение и усовершенствование форм и методов обучения сотрудников, которые отвечают за работу с обращениями;

проведение выездных приемов в отдаленных районах;

усиление работы, которая обеспечивает гласность и открытость деятельности;

создание мероприятий, направленные на увеличение просвещенности населения [7].

Таким образом, институт обращений граждан играет большую роль в жизни людей. Институт является важным источником информации, который необходим для решения государственных и общественных вопросов. Если бы граждане не имели возможности обращаться в органы власти, то государству было бы сложнее узнавать о проблемах населения, следовательно, решение их было бы не столь эффективно.

Основные формы и инструменты взаимодействия власти и общества

Организация работы с обращениями граждан – это одна из важнейших функций органов власти.

Рассмотрение обращений граждан реализовывается в соответствии с федеральными законами от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В данном законе определены основные формы, посредством которых осуществляется взаимодействие власти и общества.

К ним относятся письменные и устные обращения:

- письменные обращения – это обращения граждан в органы власти или органы местного самоуправления, изложенные в письменной форме (по почте, электронной почте, телеграммы, факсы);

- устные обращения – это обращения граждан должностному лицу государственного органа во время приема, встреч, через телефонную связь;

Обращения граждан также могут быть индивидуальные, коллективные, анонимные и повторные.

- Индивидуальные обращения – это обращения одного гражданина в органы власти.

- Коллективные обращения – это обращения двух или более граждан в органы власти.

- Анонимные обращения – это обращения граждан в органы власти или местного самоуправления, в которых не будут указаны его личные данные (фамилия, имя, отчество, место жительство и место работы), также может отсутствовать личная подпись гражданина.

- Повторные обращения – это обращения, которые адресованы в один и тот же государственный орган по одному и тому же вопросу [8].

Правом на обращение обладают такие субъекты, как:

гражданин РФ, который имеет гражданство Российской Федерации;

лицо без гражданства - не имеет гражданства РФ, а также доказательства о гражданстве иностранного государства;

иностранные граждане, которые не имеют гражданства Российской Федерации, но является гражданином иностранного государства.

Правом рассматривать обращения граждан обладают:

государственные органы – государственный аппарат, созданный для осуществления функций государства и наделенный властными полномочиями;

органы местного самоуправления – органы муниципального образования, решающие вопросы местного значения в целях обеспечения общественных интересов;

должностные лица – лицо, осуществляющее функции представителя власти, занимающее в государственных учреждениях должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей [9].

К основным видам обращений граждан относятся:

- заявление – обращение, в котором гражданин просит удовлетворить его законные интересы, не связанные с нарушением;

- жалоба – обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, связанные с нарушением прав человека, его законными интересами;

- предложение – обращение в органы власти, которые направлены на улучшение, усовершенствование работы органов власти. Предложения не связаны с нарушением прав человека [10].

Все формы обращения граждан в органы местного самоуправления можно представить на рисунке 1

Читайте также: