Обладает ли неприкосновенностью бывший президент рф

Обновлено: 04.07.2024

В Государственной думе первое чтение прошел законопроект о гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи. Поправки также разъясняют, как будет проходить процедура импичмента для бывших президентов.

Кроме экс-главы государства и его родственников, статусом неприкосновенности будут обладать жилые и служебные помещения, которые он занимает, транспортные средства, средства связи, документы, багаж и его переписка.

Согласно тексту законопроекта, бывший президент не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также быть задержанным, арестованным, подвернутым обыску, досмотру или допросу. Однако это не означает, что уголовное дело против бывшего президента не может быть возбуждено, объясняет федеральный судья в отставке, член Московской Хельсинкской группы Сергей Пашин.

– Уголовное может быть возбуждено. Другое дело, что до того как будет принято официальное решение в порядке импичмента, президента нельзя будет привлечь в качестве обвиняемого. Но расследование событий преступления вполне возможно, – подчеркивает юрист.

Для лишения бывшего президента неприкосновенности требуется соответствующее решение Совета Федерации, принятое двумя третями сенаторов, на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выдвинутого двумя третями депутатов Государственной думы. Обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного суда о наличии признаков преступления, а также заключением Конституционного суда о соблюдении порядка выдвижения обвинения.

Из текста законопроекта можно сделать вывод, что привлечь экс-президента к ответственности за совершение административных правонарушений, а также уголовных преступлений незначительной или средней тяжести, к которым относятся побои или даже причинение смерти по неосторожности (например, в результате ДТП или эксцесса обороны), будет нельзя.

– Я думаю, это преждевременное заявление, – отмечает Сергей Пашин. – Никто не может быть освобожден от ответственности и никому не может быть дана привилегия на совершение преступления. Весь вопрос в процедуре – потребуется импичмент или не потребуется. Опять же, когда произошло преступление – до вступления в силу этого закона или после. Вся эта совокупность проблем может быть разрешена Конституционным судом, если он даст толкование соответствующих конституционных норм с учетом правоприменительной практики. Уголовный кодекс никого не освобождает от ответственности, независимо от его должностного положения. Действует принцип равенства.

По крайней мере, можно утверждать, что привлечь бывших президентов к административной или уголовной ответственности станет гораздо сложнее. И без проведения сложной процедуры лишения неприкосновенности сделать это будет нельзя, а она, как следует из поправок, требует, чтобы преступление было тяжким.

– Это во многом зависит от толкования, которое даст, во-первых, Конституционный суд, – объясняет заслуженный юрист РФ, – а во-вторых, суды общей юрисдикции, если назреет такая необходимость, но ваше понимание вполне имеет право на существование. Если уж за тяжкие преступления нужна процедура импичмента, то тем более в случае преступлений небольшой и средней тяжести надо эту процедуру тоже проводить. Про административные правонарушения сказать трудно, видимо, речь о них не идет. Если говорить о преступлениях небольшой и средней тяжести, может быть истолкование в том смысле, что надо повторять процедуру импичмента. Но прямо из закона этого не следует. Таким образом, не исключено, что можно привлекать по этим категориям преступлений без процедуры импичмента.

В России неприкосновенностью также обладают сенаторы, депутаты Государственной думы, а также бывшие и действующие судьи. Для членов Федерального собрания, в отличие от президентов, в соответствующем законе прописан порядок привлечения и к административной, и к уголовной ответственности на основании представления Генерального прокурора об импичменте. А передача дела в суд возможна только с согласия соответствующей палаты.

В рассматриваемом законе о гарантиях для экс-президентов подчеркивается, что бывшего главу государства, обладающего правовым иммунитетом, привлечь к административной или уголовной ответственности нельзя, как и проводить с ним следственные действия.

– Это толкование несколько парадоксальное, – считает Пашин, – потому что сейчас процедура привлечения к ответственности бывшего президента урегулирована уголовно-процессуальным законом и никакого импичмента не требует. Если первая статья будет истолкована в этом смысле, то потребуется импичмент.

– Думаю, что можно найти такие примеры. Я думаю, это нетипичное решение. В России это началось, когда начали оберегать судей от уголовной ответственности из мести. Чтобы их не стали бы преследовать, когда они вышли в отставку. Логично эту находку распространить и на президентов.

– Эта инициатива вытекает из Конституции, которую с таким удовольствием и почти единогласно все приняли. На самом деле этот закон не выходит из ряда вон. Это было предусмотрено для бывших президентов в поправках в Конституцию, поэтому этот закон только конкретизирует некоторые вещи.

– Всегда лучше иметь закон, который более подробно регулирует эти вопросы. Практика сталкивается с недоумениями, в Конституции подробно все не описано, а значит нужны какие-то нормативные тексты. Если это не закон, то Верховному суду пришлось бы давать разъяснения или Конституционному суду – давать постановление о толковании Конституции.

Если поправку примут, привлечь к ответственности бывшего главу государства будет очень сложно – с этим должны будут согласиться Госдума, Совет Федерации, Верховный и Конституционный суды.

Что есть сейчас и что изменится

Сегодня стало известно, что в Госдуму внесен законопроект, который меняет порядок привлечения бывшего главы государства к административной или уголовной ответственности. О внесении проекта рассказал глава профильного комитета Совета Федерации Андрей Клишас.

По действующим правилам бывшего президента нельзя привлечь к ответственности за все действия, которые он совершил за время исполнения полномочий президента – в том числе, его нельзя задерживать, арестовывать, обыскивать, допрашивать или досматривать, если выдвинутые обвинения касаются периода исполнения им президентских полномочий.

Но президент может быть привлечен к ответственности, если против него будет возбуждено уголовное дело по статье о совершении тяжкого преступления в период исполнения президентских полномочий, причем инициировать это должен глава Следственного комитета, и за это должна проголосовать Госдума.

Законопроект Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова меняет процедуру:

  • исключается отсылка к президентскому сроку. То есть, президента нельзя будет обвинить в совершении преступления, даже если это произошло после прекращения его президентского срока;
  • лишить президента неприкосновенности сможет только Совет Федерации, и только на основании обвинения в государственной измене или в ином тяжком преступлении, которое выдвинет Госдума;
  • выдвинуть обвинения должны минимум 1/3 от всех депутатов Госдумы (то есть, 150 человек), а затем в Госдуме и Совете Федерации его должны поддержать минимум по 2/3 от общего числа парламентариев (то есть, минимум 300 депутатов и 125 членов Совета Федерации);
  • затем обвинения должны подтвердить Верховный суд и Конституционный суд;
  • чтобы обвинение не было отклонено, Совет Федерации должен проголосовать по нему в течение 3 месяцев после выдвижения. Иначе оно автоматически отклоняется.

Таким образом, новый закон делает практически невозможным привлечение бывшего президента к уголовной или административной ответственности – чтобы обвинение прошло все этапы, нужно заручиться поддержкой конституционного большинства обеих палат парламента и двух высших судебных инстанций.

Кого это коснется и зачем нужно?

Законопроект написан так, что не оговаривает, на каких именно бывших президентов распространяются его положения – на всех, или только тех, которые уйдут с должности главы государства после его принятия.

Поэтому фактически сейчас в России проживает только один человек, который сразу попадет под дополнительные гарантии прав – это бывший президент России, заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев. Первый президент России Борис Ельцин скончался в апреле 2007 года.

Кроме того, покинув по любой из причин пост президента, под расширенные гарантии неприкосновенности попадет Владимир Путин и все последующие президенты России. В законопроекте нет никаких условий касательно причин ухода с поста президента. То есть, даже если президенту будет объявлен импичмент, после лишения его статуса он все равно получит пожизненную неприкосновенность.

Проект закона разработан, чтобы привести законодательство в соответствие с принятыми поправками к Конституции.

Сама Лахова объяснила предложенные ею поправки так, что это даст конституционную гарантию независимости президента во время исполнения им обязанностей главы государства. Правда, зачем давать неприкосновенность главе государства после его отставки, она не пояснила.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал, что неприкосновенность бывшего главы государства – распространенная в мире практика, и это не является исключительно российской новацией.

Когда главу государства привлекали к ответственности

В российской истории было всего 3 президента, и только одного из них пытались отрешить от власти – но это было в 1993 и 1999 годах и относилось к первому президенту Борису Ельцину:

После отставки Ельцина ему не предъявлялись обвинения, поэтому фактически президентская неприкосновенность действовала все эти годы. Действующая редакция закона была принята в 2001 году.

Читайте также: