Имеют ли право ставить физкультуру первым уроком

Обновлено: 02.07.2024

При этих расчётах не учитывается площадь, необходимая для расстановки мебели.

На каком этаже должны находиться кабинеты начальной школы?

Как часто должна проводиться уборка помещений школы?

Все помещения школы должны ежедневно мыться с применением моющих средств. А туалеты, столовые, вестибюли, рекреации — после каждой перемены.

Между сменами должен быть предусмотрен 30-минутный перерыв, во время которого производится уборка помещений.

Каким должно быть расстояние от первой парты до доски?

От первой парты до учебной доски должно быть минимум 240 сантиметров.

Какие существуют правила рассадки детей разного роста?

Парты должны расставляться в порядке от низких к высоким, чтобы самая низкая парта была в первом ряду, а самая высокая — в последнем.

При этом для каждого ребёнка должна быть предусмотрена парта, соответствующая его росту. Если нет возможности учитывать это требование при кабинетной системе обучения, то рекомендуется за каждым классом средней и старшей школы закрепить собственный кабинет, как в начальной школе.

Допустимо ли проводить уроки физкультуры в другом здании школы?

Санитарные нормы предполагают возможность размещения спортивного зала в отдельном здании. Отсюда следует, что необходимость перехода детей из одного здания в другое для проведения уроков физкультуры не нарушает санитарных норм.

Во сколько может начинаться первая смена?

Не ранее 8 часов. Норм по самому позднему времени начала занятий не существует.

Существует ли норма времени окончания второй смены?

Такой нормы не существует. Время начала и окончания второй смены зависит от продолжительности и количества уроков и перемен в первой и второй сменах, времени на уборку между сменами.

Должны ли смены ежегодно чередоваться?

Такого требования в санитарных нормах нет. Однако во вторую смену не должны учиться 1, 5, 9 и 11 классы.

Какие существуют нормы по максимальному количеству уроков?

Установлено следующее максимальное количество уроков в зависимости от класса:

  • 1 класс — не более 4 уроков, один раз в неделю 5 уроков за счёт физкультуры;
  • со 2 по 4 классы — не более 5 уроков, один раз в неделю 6 уроков за счёт физкультуры;
  • с 5 по 6 классы — не более 7 уроков, но в среднем за неделю не более 6 в день;
  • 7 класс — не более 7 уроков;
  • с 8 по 11 классы — не более 8 уроков, но в среднем за неделю не более 7 уроков.

То есть в пятом классе может быть так: три дня 6 уроков, один день 5 уроков, ещё один день — 7 уроков. А в среднем за неделю получится 6 уроков в день.

Для первых классов существуют дополнительные требования:

  • в сентябре-октябре — по 3 урока в день продолжительностью по 35 минут;
  • в ноябре-декабре — по 4 урока в день продолжительностью по 35 минут;
  • в январе-мае — по 4 урока в день продолжительностью по 40 минут.

Могут ли быть обязательными дополнительные занятия, кружки в школе?

Разрешается ли проводить более одной контрольной работы в день?

Нет, не разрешается. Более того, рекомендуется (но это не строго) контрольные проводить не ранее второго и не позднее четвёртого уроков.

Какие существуют нормы максимальной нагрузки на учеников?

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся (приложение к СанПиН)

Максимальная нагрузка указана в академических часах (1 а.ч. = 45 мин.)

Классы 6-дневная неделя
(не более)
5-дневная неделя
(не более)
1 21
2 — 4 26 23
5 32 29
6 33 30
7 35 32
8 — 9 36 33
10 — 11 37 34

Указанная нагрузка включает в себя обязательные уроки по расписанию и дополнительные занятия.

Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. Программа внеурочной деятельности может быть реализована как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Однако внеурочная деятельность должна быть добровольным выбором ученика, то есть не является обязательной частью учебного процесса.

Можно ли проводить сдвоенные уроки?

Сдвоенные уроки не разрешается проводить только в начальных классах. Исключением являются уроки физкультуры, когда занятие проводится на лыжах или в бассейне.

При какой температуре можно заниматься физкультурой на улице?

Осенью и весной — при любой температуре. Главное, чтобы не было дождя.

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе:

Климатическая зона

Возраст

без ветра

при скорости ветра
до 5 м/сек

при скорости ветра
6-10 м/сек

при скорости ветра
более 10 м/сек

Для Приморского края существуют отдельные нормы в зависимости от времени года.

Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?

Непосредственно за соблюдением норм санитарных правил следит Роспотребнадзор. Вы можете позвонить туда, или подать письменную жалобу лично или от имени нескольких родителей, или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.

Некоторые вопросы нахождения детей в школе регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда также принимаются в трёх видах.

При невозможности или нежелании решить проблему силами чиновников помогает обращение в прокуратуру.

Помочь с решением системной проблемы может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашем регионе.

Добрый вечер! В нашей школе 6-дневная учебная неделя, по субботам мы учимся, но очень часто у нас отменяют занятия , по причине проведения спортивных игр среди взрослых, соревнуются районные администрации. У нас пропадают уроки , и их потом ни кто не проводит в другое время.
Считаю ,что это очень снижает уровень подготовки наших детей,что бы ВЫ посоветовали нам сделать в данной ситуации? Заранее благодарю вас за ваш ответ! с уважением Мария.

Мария, я бы посоветовала с этой проблемой обратиться в региональную структуру, отвечающую за образование (департамент или министерство — по-разному может называться). Конечно, ваше обращение спустят вниз — на уровень района, но плюс в том, что областной орган будет следить за решением вашей проблемы. А это надёжнее в вашем случае, так как в области нет заинтересованных лиц в виде районных администраций, которые соревнуются на территории вашей школы.

Хочу написать жалобу на школьный бассейн, куда ходит мой ребенок. В результате посещений бассейна мы обнаружили бородавку на ноге, на приеме у врачей хирурга и дерматолога был подтвержден диагноз вирусной бородавки. По словам врачей идет большой поток детей с подобными проблемами с нашей школы, основным источником как говорят они является плохая обработка бассейна, не соблюдение норм СанПина и как результат наши дети цепляют это. При обращении к родителям нашего класса, выяснилось что много детей столкнулись с такой же проблемой как у нас. Удаление вирусной бородавки платное, гарантий что она не появится опять врачи не дают, нужно исключить источник инфекции. Хочу чтобы в школу пришла проверка.

Светлана, только вы можете инициировать внеплановую проверку в школе. Пишите жалобу (лучше коллективную) в Роспотребнадзор. Там быстро отреагируют.

Добрый день! Не подскажите, это в режиме нормы — у дочки — 4 класс, 3 урока физ-ры в неделю и все 3 урока проходят на лыжах, уроки не сдвоены. Учителя сказали, пока погода будет позволять ВСЕ уроки физ-ры будут на лыжах. Дети очень устают. Физ-ра бывает и первым уроком и третьим, т.е. после лыж, быстро-быстро переодеваются и идут дальше на занятия. Спасибо.

Санитарные нормы как раз рекомендуют как можно больше занятий физкультурой проводить на улице.

А вот по поводу проведения их на первом уроке вот что в СанПиНе сказано (приложение 3):

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

Здравствуйте. Вот вы пишите урок физкультуры надо проводить последним урок. Вы можете себе представить дети все мокрые, красные и одеваються и идут на улицу все распотевшие, а потом задаём я вопросом почему дети болеют. У меня лично ребёнок очень сильно потеет и выходит вся мокрая после физкультуры. Надо просто пересмотреть занятие физкультуры на последнем уроке.

Здравствуйте, мой ребёнок учится в пятом классе. У нее 6 дневная учебная неделя. Во вторник первый урок отсутствует, а классный руководитель пользуясь этим проводит в это время классный час, который стоит по расписанию в пятницу. Нагрузка тем самым увеличивается. Правомерно ли это?

Классный час не является обязательным к посещению, так как он не стоит в расписании уроков (не в дневнике, а в том документе, который подписывает директор). Потому вы можете просто не посещать его.

здравствуйте. Обязателен ли дневной сон для первоклассников? В Нормах очень расплывчатая формулировка.

Формулировки расплывчаты так же как и в нормах для садиков. Организация дневного сна обязательна. А вот должны ли дети спать — вопрос сложный, учитывая что психологическое давление на детей неприемлемо.

Так как однозначного ответа на этот вопрос нет, рекомендуем поднять его и решить на родительском собрании.

Здравствуйте, мой ребенок ходит в школу с углубленным изучением английского языка (1 класс). Во втором классе, из-за нехватки педагогов классный руководитель берет ещё 1 первый класс, а этот (уже 2-класс) будет ходить во вторую смену. Разве это правильно? Если нет, куда жаловаться.

По санитарным нормам, второй класс может заниматься во вторую смену.

Вопрос нагрузки учителей не рассматривается СанПиНом.

Добрый день! подскажите пожалуйста ребенок перешел во второй класс со второй смены.в начале года родители закупили детям в класс новые шкафы дети раздеваются в классе т.к гардероб отсутствует для начальной школы.в конце года мы узнаем что в нашем кабинете будет первая смена и в наших шкафах будут раздеваться другие дети.в начале года нас никто не уведомил о том что будет еще одна смена.родители категорически против по гигиеническим соображениям чтобы в одном шкафу раздевались двое детей оставляли свои личные вещи.администрация школы настаивает на том чтобы мы делились шкафами мы хотим врезать замки правомерно ли это и что может применить к нам администрация школы

Евгения, закупив шкафы и передав их в школу, вы передали также школе и право использовать их по усмотрению администрации. Так как шкафы теперь принадлежат теперь не вашим детям, а школе, то устанавливать на них замки по собственной инициативе вы не можете с точки зрения закона. Но когда изначально дело сделано с нарушением закона (школа должна была сама обеспечить ваших детей шкафами), здесь сложно, конечно, размышлять о законности чьих-либо действий.

Однако вы можете напомнить директору школы о пункте 4.5 СанПиНа, который говорит:

В существующих зданиях для учащихся начальных классов возможно размещение гардероба в рекреациях при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками.

Добрый день! Обучение по сменам, как правильно должен быть организован режим в школе? Возможно ли, что бы ребёнок учился постоянно во вторую смену три года подряд, начиная со второго класса?

Здравствуйте! Помогите разобраться: ребенок учится в специализированной школе (англ яз) в 4 классе 2 смена, у них 5 дневная учебная неделя. Но 1 день у них 6 уроков (6 урок — музыка). Не нарушаются ли нормы СанПиНа? 6 урок заканчивается в 19.30!

Здравствуйте! Директор школы обязала детей третьего класса посещать бассейн в качестве урока физкультуры,который находится на достаточно большом удалении от школы,при этом в приказном порядке с каждого родителя будут собирать деньги на заказной автобус раз в месяцюИмеет ли право школа заставлять посещать детей бассейн в рамках общеобразовательной программы? Мой ребенок категорически отказывается посещать эти занятия,да и я не вижу смысла в таких уроках,т.к .времени выделяется очень мало,в основном время уходит на дорогоу,переодевания и сушку,на урок остается 25 мин.К тому же зимой очень проблематично высушить быстро длинные волосы девочек.

Должны ли быть оборудованы спортзал для занятий физкультурой в начальной школе раздевалками отдельно для мальчиков и девочекю

Как можно получить освобождение от физкультуры для ребенка-спортсмена? Вредны или, наоборот, полезны уроки спорта для детей в школе? Что говорит закон об образовании?

Совмещение учебы и спорта — проблема, знакомая родителям каждого юного спортсмена. Часто спорным моментом оказывается урок физкультуры. Большие нагрузки в школе и в секции заставляют постоянно искать способы объединить общее и физическое образование без ущерба для ребенка. Давайте разбираться в том, как это сделать.

Плюсы физкультуры в школе

Прежде всего, нужно понять, а зачем нужно — и нужно ли вообще? — освобождение от физкультуры для ребенка-спортсмена. Безусловно, у школьных занятий есть преимущества:

  • Равномерное физическое развитие. Если ребенок хорош в одном виде спорта, это не значит, что он априори будет успешен в другой физической деятельности. Так, например, хоккеисты или боксеры играют в школьный волейбол не лучше одноклассников, а пловец необязательно будет хорошо прыгать в длину. Школьная же физкультура обеспечивает относительно равномерное физическое развитие ребенка, пусть даже на самом начальном уровне.
  • Общение с одноклассниками. Физкультура — преимущественно игровой урок, во время которого ученики общаются друг с другом. Ничто так не помогает наладить коммуникацию в классе, как командные игры или парные упражнения. Особенно актуально это для детей-спортсменов, которые часто пропускают занятия из-за тренировок, сборов и соревнований, а значит меньше общаются с одноклассниками.
  • Свобода и веселье. Тренировки, особенно профессиональных спортсменов, — это упорная, тяжелая, часто монотонная работа на результат и постоянная ответственность. Школьная же физкультура — это возможность подвигаться, поиграть в подвижные игры и размяться без напряжения.
  • Детям необходимо движение. Неспроста даже в обычные уроки младших школьников включаются физминутки и элементы подвижной игры — детям тяжело сидеть 5-7 уроков смирно за партой, им нужно движение и смена деятельности. Именно поэтому 45 минут в спортзале очень полезны, причем для учеников любого возраста.

Минусы физкультуры в школе

Что говорит закон

Физкультура в школе

Процесс получения освобождения от физкультуры для ребенка-спортсмена осложняет тот факт, что он не подкреплен нормативной базой: нет ни конкретных законов, ни официальных документов, предоставляющих это право.

Все учебные заведения действуют в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и прописанной в нем Программой по физической культуре. Согласно ФГОС, каждый учащийся должен эту программу освоить, сдав определенные нормативы. Педагоги не имеют права от нее отклоняться, однако с администрацией школы все-таки можно договориться в индивидуальном порядке. Ниже мы рассмотрим подробнее, как это сделать.

Как получить освобождение

По сути, все способы получения для ребенка-спортсмена освобождения от физкультуры сводятся к одному действию — договориться с администрацией школы. Отличаются только условия, на которых будущему чемпиону могут разрешить не посещать эти уроки.

В любом случае, самое главное — найти подход к директору и учителю физкультуры. Если вам повезло и администрация настроена благосклонно по отношению к спортсменам, то проблем получить для ребенка освобождение не будет. Если же директор против, то придется приложить усилия, чтобы его убедить. В этом помогут подтвержденные медалями и дипломами достижения маленького спортсмена, письмо из спортивного клуба и ваши собственные дипломатические навыки.

Подводя итоги

Нужно ли спортсмену освобождение от физкультуры — вопрос неоднозначный. С одной стороны, оно убережет ребенка от возможных травм и даст возможность продуктивно использовать освободившееся время, с другой — лишит некоторых преимуществ. Однозначного ответа, полезна ли или вредна для спортсменов школьная физкультура, нет: каждый родитель решает это для себя.

Кроме того, получить освобождение не всегда просто — иногда попытки убедить школьную администрацию пойти навстречу длятся годами, в худшем случае перерастая в открытый конфликт. Порой даже приходится делать выбор: посещать все занятия, снизить спортивные нагрузки или сменить школу на более лояльную.

А ваш маленький спортсмен ходит на физкультуру в школе? На ваш взгляд, она только мешает или все-таки приносит пользу? Оставляйте в комментариях свое мнение по данной теме, делитесь опытом и расскажите вашу историю о получении освобождения.

Марина Степанова:

– . До сих пор сдвоенные уроки были разрешены, начиная с 5-го класса – такой вывод был сделан по итогам научных исследований.

Действительно, сдвоенные уроки для учащихся 5-х классов и старше создают достаточно хорошие возможности для того, чтобы они более полноценно были погружены в изучение какого-то предмета, не было такого постоянного переключения с одного предмета на другой, а более основательная возможность изучения какой-то одной дисциплины.

Работоспособность стала выше. Кроме того, существенно облегчились ранцы у детей, выросла успеваемость, и мы сочли, что такая форма организации учебного процесса имеет свои преимущества и является здоровьесберегающей.

Что касается учеников начальной школы, то выяснилось, что они не готовы к такой организации учебного процесса. Потому что такое погружение – длительное, однообразное – не способствует сохранению ни учебных возможностей, ни работоспособности детей в течение дня, так как это не адекватно их возрастным возможностям. Однако рациональное использование динамических пауз и физкультминуток дает прекрасный эффект, повышающий работоспособность детей, снимающий утомление и сохраняющий зрение.

2. Ирина Зырянова, заместитель директора школы № 64, г. Лесной Свердловской обл.:

– В новом СанПиН содержится явное противоречие между требованиями к расписанию занятий по физической культуре и необходимостью распределения детей в соответствии с медицинской группой. Если в школе один спортивный зал, два учителя физкультуры и четыре группы детей, а еще есть ребенок, которому положена адаптивная физическая культура, то что делать? Есть ещё вопросы к рекомендациям по количеству уроков. Например, во 2–4-х классах ограничение по пяти урокам, можно ставить шестым физическую культуру, но не менее трех раз. Проблема: как развести класс на четыре группы или параллель в определенные дни?

Марина Степанова:

– Новых требований к проведению занятий по физической культуре в санитарных правилах нет. Когда несколько лет назад ставился вопрос о трех уроках физкультуры, мы предупреждали, что школы к этому не готовы: не хватает учителей и спортзалов. Обернулось все это тем, что в одном спортзале занимались сразу два-три класса, и от этого было больше вреда, чем пользы.

В СанПиН содержатся требования не по количеству спортзалов, а по минимальным площадям залов для занятий физкультурой в зависимости от общего количества учащихся. Например, для сельской малокомплектной школы более чем достаточно одного зала, а для крупной, где 1000 учеников и больше, конечно, одного зала мало.

При строительстве новых зданий все это можно рассчитать, а если старые здания, то можно предусмотреть занятия на улице – зимой на лыжах и коньках, в теплое время года – на пришкольном участке. Некоторые школы делают пристройки к зданию для спортивных залов.

– Может, здесь как раз оптимальный выход – в сдвоенных уроках?

– Это оптимально только в случае занятий в бассейне или на лыжах, а во всех остальных случаях лучше распределить эти три урока на разные дни, чтобы у детей было больше двигательной активности в течение недели.

Современные дети катастрофически мало двигаются, и физкультура снимает эту ежедневную большую статическую нагрузку. Другое дело, что не всегда эти занятия организованы так, чтобы они приносили пользу ребенку.

– Расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

Но в новых СанПиН этой шкалы нет! Как тогда составлять расписание?

Марина Степанова:

– Всё это должно быть представлено в гигиенических нормативах, которые в ближайшее время будут выпущены в дополнение к санитарным правилам.

– Следует ли ждать каких-то изменений в связи с этим?

– Эти показатели практически остались прежними, возможны уточняющие корректировки.

Кому нужны оценки по физкультуре? Может, пора их отменить?

Физкультура – урок, который, пожалуй, вызывает больше детских слез, чем даже математика или физика. У кого-то не хватает сил подтянуться, кто-то не может пробежать или отжаться… Обиднее всего получать за такое физическое бессилие унизительные 1 или 2 балла. Об этом спустя только месяц учебы написала мама пятиклассницы Катя Арсова – ее письмо было опубликовано на нашем сайте kp.by:

«Девятка по литературе, кол по физкультуре! В сумме десятка, так что я - мать отличницы.

Но шутка не прокатила. Потому что кол - это не оценка, это - унижение. Что нужно было сделать в моем пятом классе, чтобы отхватить кол по физкультуре? Сломать козла, вспороть гимнастические маты, поджечь бикфордов шнур каната, уходящий в потолок?

Все тривиально. Бег. Нормативы. Надо семь, а получилось пять. Предательский бег тела, которое нелепо выросло за лето и не хочет слушаться. Оно клево плавает, ловко гоняет на самокате, танцует. А бегать почему-то не может. Вспомните этот дикий ранний подростковый возраст, когда с твоим телом все время что-то происходит.

Можно ли отменить оценки по физкультуре, как рассчитываются нормативы и что делать, если ребенок не может их выполнить - в этих вопросах мы разбирались со специалистами Республиканского центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов, которые участвуют в разработке концепции преподавания физкультуры, нормативов и методик.

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ БЕГАТЬ, УЧИТЕЛЬ ПРЕДЛОЖИТ ЕМУ ХОДЬБУ

- К сожалению, у многих родителей и детей сформировано отношение к физкультуре как к необязательному второстепенному предмету. На самом деле, именно на этом уроке дети могут снять физическое и умственное напряжение, стресс. Во время физических занятий кровь приливает к мозгу и работоспособность школьника увеличивается на других уроках, - считает Ирина Щелкун, начальник отдела по физическому воспитанию в учреждениях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

- На мой взгляд, сегодня никто не возражает против уроков физкультуры. Но, может быть, сделать их безотметочными, как уроки пения и рисования?

- Отметка должна стимулировать ребенка. Если я хочу получить выше балл – я буду прилагать усилия. А если убрать отметку, никто не будет стараться ни пробежать быстрее, ни прыгнуть дальше: а зачем? Во время мониторингов, которые мы проводим регулярно, видно, что дети находят множество причин, чтобы вообще ничего не делать на этом уроке. У нас сегодня два урока физкультуры в неделю обязательные, а третий – час здоровья, на нем отметки не ставятся. И посещения этого урока – никакие. Но, кстати, в начальной школе по физкультуре отметок нет.

- Но может, тогда стоит отказаться от сдачи нормативов? Ведь у всех детей разные физические данные и возможности.

- Нормативы – это определение уровня физической подготовленности ребенка. В школьных нормативах нет ничего нереального. Они совершенно лояльны (см. БУДЬ В КУРСЕ!). И по сравнению с теми, которые сдавали родители или бабушки-дедушки нынешних школьников, они намного легче. К тому же, оценки по нормативам с 5 по 8 класс не учитываются при выставлении четвертных отметок. Их сдача в первой и четвертой четверти – это скорее ориентир для учителя: в какой физической форме ученик был в начале года и в конце.

Если ребенок получил 1 балл, значит, он чего-то не знает или не умеет. И касается это любого школьного предмета. По математике тоже не все дети могут учиться на 10 баллов. Что нужно делать? Садиться и учить. А по физкультуре – заниматься.

- И можно научиться бегать или хорошо тянуться? А если не дано?

- Если постоянно тренировать определенные качества, они не могут не развиться. Если у девочки основная группа здоровья, значит, в 11 лет она должна пробежать 30 метров на 9 баллов за 5,7 секунды. Это абсолютно адекватный показатель для ребенка такого возраста. И его можно достичь, если тренироваться.

- Любой ребенок может выполнить любой норматив на 10 баллов?

- Может, если не на 10 баллов, то на 8 точно. Если каждый день ты чуть-чуть занимаешься, сдвигов не может не быть. Можно выходить каждый день на школьный стадион и бегать, можно дома выполнять упражнения на растяжку и гибкость. Ведь если есть проблемы в той же математике, ученику приходится заниматься самостоятельно дополнительно. Так и с физкультурой.

- Но если все же никак?

- С прошлого года в программе появился так называемый вариативный компонент. Если ребенок не справляется с одним нормативом, он может выполнить другой. Например, вместо бега на длинную дистанцию есть ходьба.

Или вместо челночного бега прыжки через короткую скакалку за 1 минуту. Но ни один учитель не должен заставлять ученика сразу выполнять норматив. Он сначала обучает, помогает подготовиться.

- Кто решает, какой норматив выполнять?

- Учитель сам видит, что ученик не может выполнить один норматив, и предлагает другой.

- Могут ли родители или сам ученик обратиться к учителю?

- Конечно, всегда нужно достигать компромисса.

В Беларуси к основной группе здоровья относятся 76,88% всех школьников. Самая здоровая по этому показателю область – Гродненская (84,3%). Меньше всего здоровых детей в Минске – 65%. Немногим меньше процента - 0,87% - школьников вообще освобождены от занятий физкультурой.

БУДЬ В КУРСЕ!

Нормативы по физкультуре (на примере 5-х классов)

Мальчики на 10 баллов должны:

- пробежать 30 метров быстрее, чем за 5 секунд;

- прыгнуть в длину с места дальше, чем на 195 сантиметров;

- подтянуться на перекладине больше 7 раз.

Девочки на 10 баллов должны:

- Пробежать 30 метров быстрее, чем за 5.1 секунды;

- Прыгнуть в длину с места дальше, чем на 185 сантиметров;

- Наклониться вперед из положения стоя больше 15 раз.

Виктория:

Я была девочкой, которая не умела бегать, метала на 14 метров (при нормативе 28) и теряла лыжи во время зимнего кросса. При этом я легко училась, играла на гитаре, друзей было полно. Но физкультуру ненавидела всей душой. И я против оценок. Хорошая реакция, координация, выносливость - это такие же физические данные, как цвет глаз или волос. Так давайте ставить колы всем, у кого зеленые глаза. А вообще, уроки физкультуры должны прививать привычку к спорту, учить девочек, как подкачать пресс, а мальчиков - бицепс. А все эти кроссы на время и прыжки через козла - это все пережитки СССР.

она легко училась:

Не у всех есть математические или музыкальные данные, кто-то не способен к иностранным языкам, тогда к чему и там оценки? В любом классе есть те, кто учится легко, есть те, кто ничего не знает или до кого с трудом доходит, не потому, что ленив, а потому, что способности (память, логика и пр.) хуже, чем у других.

Mylene:

если не будет дурацких нормативов по физре, а просто подвижные и интересные занятия для детей, то и посещать такие уроки дети будут с удовольствием и пользой для здоровья!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Учебный год только стартовал, а у родителей, учителей и школьников уже накопилось уйма вопросов (читать далее)

Горошек, драники, сосиски, кусок огурца… Это действительно невкусно или школьники капризничают? (читать далее)

Возрастная категория сайта 18 +

Уроки физкультуры в школе – важная часть учебного процесса 1-11 классов. Эти занятия несут в себе огромную пользу, но только при условии соблюдения техники безопасности и Федеральных государственных образовательных стандартов.

Рассмотрим цели этих уроков, как проходят занятия и какие требования должны соблюдать учителя согласно ФГОС*.

Цели уроков физкультуры в школе, какие задачи решает

Основными целями уроков физической культуры в школе является физическое развитие, воспитательная работа и оздоровление учащихся. По существующим стандартам занятия по физическому воспитанию проводятся три раза в неделю. При этом один из часов может быть заменен ритмикой, танцами или хореографией. Также возможно включать в занятия виды гимнастики для детей.

Уроки физкультуры в школе решают следующие задачи:

  • Общеобразовательные задачи. Общеобразовательные задачи включают в себя обучение физкультурным знаниям, а также двигательным навыкам и умениям. Ребята не только обучаются методике физического развития, но и учатся применять полученные знания в повседневной жизни. Здесь школьникам прививают любовь к спорту и объясняют важность физических нагрузок для поддержания здоровья;
  • Воспитательные цели. Ребят учат самостоятельности, а также прививают уважение к коллективу и обучают навыкам работы в команде. Регулярные занятия позволяют воспитать у школьников ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, а также стремление к победе;
  • Оздоровительные задачи. Занятия физкультурой позволяют ребятам избежать многих проблем со здоровьем. В первую очередь уроки помогают в общем укреплении здоровья, формировании правильной осанки, исправлении и профилактики плоскостопия, повышении умственной работоспособности. Также занятия способствуют развитию таких качеств как координация движений, в ловкость, критическое мышление и т.д.

Как проходит урок физкультуры в школе

План каждого занятия должен составляться учителем в соответствии с графиком преподавания дисциплины. Для ребят начальных классов урок физкультуры начинается с организации. Малыши должны переодеться, вовремя выйти в спортивный зал или на спортивную площадку, построиться и выслушать учителя. Сам урок можно разделить на две части, теоретическую и практическую. Во время теоретической части учитель разъясняет особенности выполнения упражнений и определяет их цели. Также теоретическая часть позволяет ребятам ознакомиться с правилами спортивных игр.

Практическая часть заключается в непосредственном выполнении упражнений, проведении спортивных игр, а также на этом этапе производится оценка физической активности ребенка и правильности выполнения упражнений. Практическая часть должна начинаться с разминки. Именно разминка подготавливает тело ребенка к выполнению упражнений и является одной из составляющих техники безопасности.

Игры в школе на уроке физкультуры

Игры в школе на уроке физкультуры, это неотъемлемая часть учебного плана. Ученики старших классов чаще всего играют в такие игры как в баскетбол, футбол, волейбол и другие командные игры. Иной подход к играм в начальной школе. Здесь игры разрабатываются с учетом возраста учащихся.

Требования к урокам физкультуры в школе

Современные требования к урокам физкультуры в школе значительно отличаются от тех, чтобы были несколько лет назад. Сегодня физическая культура это полноценная дисциплина, ставящая перед собой ряд задач и решающая их.

Общие требования к урокам физкультуры в школе:

  1. Обучение должно быть доступным, последовательным, систематическим и тесно связанным с социальным обучением;
  2. На занятиях необходимо обеспечить сознательность, активность детей, а также усвоение ребятами учебного материала;
  3. Преподавателям рекомендуется сочетать наглядные, практические и словесные методы обучения;
  4. Обучение должно обеспечивать социальное воспитание и физическое развитие школьников, а также прочность усвоения изучаемого материала.

Исходя из этих требований, учитель физической культуры должен заранее планировать задачи образовательного, развивающего и воспитательного характера для каждого занятия. Более того план обучения должен быть последовательным и систематичным, а значит каждый урок должен планомерно вести ребят к поставленной цели.

Техника безопасности на уроках физкультуры в школе

Техника безопасности на уроках физкультуры в школе направлена на минимизацию травматизма учащихся, а также на повышение усвоения учебного материала.

В соответствии с установленными правилами техника безопасности включает в себя следующие пункты:

  • Допуск школьников к занятиям возможен только после знакомства с техникой безопасности;
  • Каждый ученик должен иметь справку о допуске к занятиям;
  • Ученики должны быть обеспечены спортивной формой и обувью;
  • Переодевание учащихся возможно только в специализировано оборудованных помещениях;
  • Ученик обязан слушать педагога и выполнять все упражнения на уроке;
  • Ученикам запрещается брать спортивный инвентарь без разрешения учителя;
  • В случае проблем со здоровьем школьник должен сразу сообщить о своем состоянии учителю;
  • Учитель должен находиться в спортивном зале или на спортивной площадке все время урока.

Это лишь основные пункты техники безопасности, применяемые к урокам физкультуры в школе. Смело можно сказать, что техника безопасности на уроках физкультуры, такая же как и при занятиях любыми видами спорта для детей. Это значит, что ученик должен беспрекословно выполнять задание учителя и вести себя корректно по отношению к другим ученикам.

Учитель в свою очередь обязан строго отслеживать технику выполнения упражнений и контролировать каждого учащегося. Сегодня родителям также рекомендуется оформить полис медицинского страхования школьников, что позволяет получить материальную компенсацию при травмах на занятиях физкультурой. Также вы можете оформить спортивную страховку для ребенка с покрытием 24/7, которая покроет любые травмы в школе, дома и на прогулке.

Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС

Основная цель ФГОС* это развитие личности ребенка. Именно поэтому современные стандарты значительно изменили организацию уроков физкультуры в школах.

Сегодня урок физкультуры это в первую очередь формирование у учеников стремления и желания заниматься спортом всю оставшуюся жизнь, а также формирование навыков работы в команде и способности к саморазвитию и самоизменению.

Для достижения этих целей урок должен строиться таким образом, чтобы ученики понимали, зачем они это делают, какую пользу это принесет и почему физкультура важна для их развития. Также по современным стандартам важно анализирование урока, которое помогает учителям отследить успехи учеников и выбрать наиболее правильный вектор в дальнейшем обучении.

Анализирование урока по ФГОС

Анализирование урока по ФГОС* это, по сути, конспекты уроков, которые помогают провести полный анализ учебного занятия и служат рабочей картой учителю.

Анализирование по современным стандартам включает в себя следующие пункты:

  • Основные цели. В этом пункте отражаются образовательные, воспитательные и развивающие цели, а также достижения поставленных учителем задач;
  • Организация урока. В этом пункте необходимо отразить структуры, этапы, время, логику и методы урока;
  • Способы мотивации. В этом пункте отражаются методы мотивации, применяемые учителем для того чтобы ученик полностью достиг поставленных целей на уроке;
  • Соответствие требованиям ФГОС*. В этом пункте необходимо определить ориентированность урока на стандарты нового поколения;
  • Содержание урока. Этот пункт должен отражать подачу учебного материала с научной точки зрения, а также соответствие информации возрасту ученика. Помимо этого здесь отражается соответствие урока образовательной программе;
  • Методика проведения урока. В этом пункте необходимо указывать, какие методы применяет педагог, определить преобладает ли деятельность ученика в сравнении с деятельностью педагога, определить насколько высок объем самостоятельной работы ученика и каков ее характер;
  • Психологические моменты. Этот пункт определяет влияние учебной деятельности на развитие мышления, восприятия, воображения и внимание. Также здесь отображается внимание учителя к каждому ученику и оценка им уровень физической подготовки каждого ребенка.

Каждый пункт анализа оценивается по 2 бальной системе, где отметка 0 обозначает полное отсутствие критерия, отметка 1 – частичное присутствие критерия, а отметка 2 – полное соответствие поставленным задачам.

Подводим итог

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что уроки физкультуры в школе, это незаменимая и полезная дисциплина. Именно уроки физкультуры помогают ребятам поддерживать физическую форму, а также снимать напряжение накопившееся вовремя других занятий.

Более того сегодня специалисты отмечают что благодаря новым стандартам уроки физкультуры учат не только физической активности, но и развивают патриотизм и такие качества как целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, а также учат работать в команде.

Читайте также: