Обеспечение архитектурной доступности что это

Обновлено: 30.06.2024

Вопросы доступности среды обитания, так или иначе, касаются практически каждого гражданина России, ведь маломобильные граждане, - это не только 13 миллионов российских инвалидов, но и граждане старше 60 лет, дети-дошкольники, беременные женщины, мамочки детскими колясками.

Красиво, дорого, но…бесполезно!

Зачастую те, от кого зависит решение проблем доступности в нашей стране, ссылаются на нехватку средств. На самом деле доступная среда, - это, прежде всего, вопрос профессионализма и человечности тех, кто занимается ее созданием на конкретном объекте.

Нередко с трудом взобравшись по пандусу, инвалид-колясочник или мамочка с детской коляской неожиданно наталкиваются на ограждение или преграждающую дорогу дверь, - пандус выстроен не с той стороны!

Поставить себя на место другого

то из нас, заходя в помещение с крыльца, задумывается о том, что человек, который взбирается по пандусу, выстроенному вдоль стены, подвергается, как минимум, опасности промокнуть в дождливую погоду, когда с крыши потоками льет вода, а как максимум, - получить серьезную черепно-мозговую травму от падающих сосулек зимой? Вывод прост, - нужен навес!

Итак, денег на сооружение пандуса может быть потрачено немало, а функциональность и безопасность его сводится к нулю. Эта проблема общая как для государственных учреждений, так и для объектов, которые находятся в частной собственности. Очень больной вопрос – отсутствие туалетов, приспособленных для маломобильных людей, - на ж\д вокзалах, в больницах, административных зданиях, в заведениях культуры.

Правила обустройство этих помещений тоже подробно расписаны в нормативах, да вот только многие ли придерживаются их рекомендаций? Соблюдение требований строительных нормативов и здравый смысл, - вот все, что нужно при создании условий доступности. Еще проще, - представить себя на месте маломобильного человека, особенно колясочника, - 90 % вопросов снимаются сами собой. Необходимо усилить и общественный контроль за каждым вновь возводимым объектом на предмет соответствия его требованиям нормативов доступности.

Доступность жилья

Украина: трудности те же, но опыт есть

Как бы ни привлекательно выглядела доступность европейских городов, когда речь идет об оборудовании старых построек, россиянам, думается, стоит изучать в первую очередь опыт работы по обеспечению доступности своих ближайших соседей. Возьмем, например, Украину, готовящуюся принимать Евро- 2012.

Общественность инвалидов Донецкой области в тесном сотрудничестве с ее администрацией создали эффективный инструмент обеспечения доступной среды обитания для маломобильных людей – областной комитет доступности, координирующий работу городских и районных комитетов.

Разработанные на местах программы доступности жилья инвалидов и основных социальных, культурных и административных объектов, собраны здесь воедино в областную программу. Они последовательно претворяются в жизнь под неусыпным контролем соответствующих комитетов доступности. Ход их выполнения регулярно освещается в средствах массовой информации, - как местных, так областных, всеукраинских.

Равняться будем на Сочи?

Впрочем, скоро в Российской Федерации тоже будет на кого равняться. Благодаря тому, что российский город Сочи готовится принять Олимпийские, а вслед за ними и Паралимпийские игры, он должен стать образцовым российским городом, пригодным не только для того, чтобы встретить гостей с ограниченными возможностями, но, как уверяют организаторы "Сочи-2014", и для их комфортного проживания в городе. Были проведены два мониторинга возможности комфортного пребывания инвалидов в Сочи с участием экспертов МОК. С учетом их пожеланий и ведется работа по соответствующему совершенствованию инфраструктуры города-курорта.

Безусловно, особые требования предъявляются в первую очередь к олимпийским объектам. Кстати, среди последних объявлен конкурс на лучшую доступность. Создание безбарьерной среды – один из официальных проектов оргкомитета "Сочи-2014", По сути дела, его разработка и реализация послужили толчком для разработки новой системы отечественных стандартов, которые будут приняты правительством Российской Федерации к применению при строительстве любого нового объекта на ее территории.

Безбарьерная среда – гораздо более широкое понятие, чем устройство пандусов, дорожек для слабовидящих людей, парковок, звуковых светофоров и прочих нюансов инфраструктуры. Это формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, и эталоном для всей России в этом плане предстоит стать Сочи.

Выставочный центр Вета

В настоящее время в Воронеже наблюдается активное строительство новостроек - как полноценных жилых комплексов, так и отдельно стоящих домов. Купить квартиру-студию можно за сумму до 1 миллиона рублей. Часть жилых комплексов представлена на нашем сайте.

f29.jpg

Бизнес-центр Икар в Воронеже

Бизнес-центр Арсенал в Воронеже

Бизнес-центр Икар в Воронеже - конференц-зал

Бизнес-центр Арсенал в Воронеже - конференц-зал

Аренда конференц-зала в БЦ Арсенал позволит Вам в максимально комфортных условиях провести семинар, деловую встречу или совещание.
Площадь - 65м 2 .
Вместимость - до 60 человек.

  • - Банки
  • - Бухгалтерский аудит
  • - Юридическая помощь
  • - Курсы и тренинги
  • - Консалтинговые услуги
  • - Рекламные агентства
  • - Агентства недвижимости
  • - Курьерские услуги
  • - Услуги переводчика
  • - Бизнес-центры
  • - Конференц-залы
  • - Гостиницы
  • - Достопримечательности
  • - Музеи
  • - Театры
  • - Парки и сады
  • - Развлечения
  • - Квесты
  • - Кинотеатры
  • - Рестораны
  • - Суши-бары
  • - Сауны и бани
  • - Торговые центры
  • - Гипермаркеты
  • - Продуктовые маркеты
  • - Новый год
  • - История города
  • - Службы города
  • - Почтовые индексы
  • - Телефонные коды
  • - Пресс-релизы
  • - Фотогалерея
  • - Такси
  • - Автомойки
  • - Ветеринарные клиники

Полное или частичное копирование информации с сайта без письменного согласия редакции запрещено. 18+.

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 15

Ч. 1 ст. 15 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяется с 01.07.2016 только к новым или реконструированным, модернизированным объектам (ФЗ от 01.12.2014 N 419-ФЗ).

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 152-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

(часть восьмая в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.

(часть девятая в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 184-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в установленном порядке в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - заявление).

(часть десятая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)

Оператор федерального реестра инвалидов обеспечивает, в том числе посредством информационного взаимодействия с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размещение в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использование и предоставление этих сведений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)

В федеральном реестре инвалидов размещаются сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом, или одного транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида, при этом оператор обеспечивает возможность их изменения.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)

Места для парковки, указанные в части девятой настоящей статьи, не должны занимать иные транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения.


Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики любого государства, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни. Международные договоренности и национальные законодательства диктуют необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие способностей своих граждан имеющих инвалидность и их максимальная интеграция в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации. Реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики. По самым скромным оценкам, в России более 25 % населения относятся к категории маломобильных граждан, только инвалиды составляют примерно 10% населения, это значительная категория людей, интересы которой надо обязательно учитывать.

Маломобильные группы населения (МГН)– это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К ним относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п. Инвалид - человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

По мобильным качествам людей в потоке эвакуирующихся из зданий и сооружений следует подразделять на 4 группы согласно таблице B.1 СНиП 35-01-2001: 1) М1 - люди, не имеющие ограничений по мобильности, в том числе с дефектами слуха, средняя площадь горизонтальной проекции этих людей – 0.1 м2. 2) М2 – немощные люди, мобильность которых снижена из-за старения организма (инвалиды по старости); инвалиды на протезах; инвалиды с недостатками зрения, пользующиеся белой тростью; люди с психическими отклонениями, средняя площадь горизонтальной проекции этих людей – 0.2 м2. 3) М3 – инвалиды, использующие при движении дополнительные опоры (костыли, палки), средняя площадь горизонтальной проекции этих людей – 0.3 м2. 4) М4 – инвалид, передвигающиеся на креслах-колясках, приводимых в движение вручную, средняя площадь горизонтальной проекции этих людей – 0.96 м2.

В СНиПе 35-01-2001 также отмечается, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других МГН условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями людей. Перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных лиц, расчетное число и категория инвалидов, а также группа мобильности МГН определяются заданием на проектирование, которое утверждается в установленном порядке по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов. Требования СНиП 35-01-2001 распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство.

Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности. Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Необходимость применения специализированных элементов, учитывающих специфические потребности инвалидов, устанавливается заданием на проектирование.

Пути движения МГН внутри здания следует проектировать в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания. Ширина пути движения (в коридорах, помещениях, галереях и т.п.) в чистоте должна быть не менее: при движении кресла-коляски в одном направлении 1,5 м, при встречном движении 1,8 м. Ширину прохода в помещении с оборудованием и мебелью следует принимать не менее 1,2 м. Ширина балконов и лоджий должна быть, как правило, не менее 1,4 м в свету. Ширину коридора или перехода в другое здание следует принимать не менее 2,0 м. Подходы к различному оборудованию и мебели должны быть не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° - не менее 1,2 м. Диаметр зоны для самостоятельного разворота на 90-180° инвалида на кресле-коляске следует принимать не менее 1,4 м. Около столов, прилавков и других мест обслуживания, у настенных приборов, аппаратов и устройств для инвалидов следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9 х 1,5 м. Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании "от себя" должна быть не менее 1,2 м, а при открывании "к себе" - не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м. Ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м. В полотнах наружных дверей, доступных инвалидам, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах 0,3-0,9 м от уровня пола. Нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой. Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути. На путях движения МГН не допускается применять вращающиеся двери и турникеты. На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто". Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.

Конструктивные элементы внутри зданий и устройства, размещаемые в габаритах путей движения на стенах и других вертикальных поверхностях, должны иметь закругленные края, а также не должны выступать более чем на 0,1 м на высоте от 0,7 до 2,0 м от уровня пола. При размещении устройств, указателей на отдельно стоящей опоре они не должны выступать более чем на 0,3 м. Под маршем открытой лестницы и другими нависающими элементами внутри здания, имеющими размер в свету по высоте менее 1,9 м, следует устанавливать барьеры, ограждения и т.п. Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки. В помещениях, доступных МГН, нельзя применять ворсовые ковры с толщиной покрытия (с учетом высоты ворса) - более 0,013 м. Ковровые покрытия на путях движения должны быть плотно закреплены, особенно на стыках полотен и по границе разнородных покрытий.

Системы средств информации и сигнализации об опасности должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию в помещениях, предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671 - 2000 [3], а также учитывать требования НПБ 104 -2003 [4]. Средства информации (в том числе знаки и символы) должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых в одном районе, предприятии и т.п. и соответствовать знакам, установленным действующими нормативными документами по стандартизации. Система средств информации зон и помещений, доступных для посещения или проживания МГН (особенно в местах массового посещения), а также доступных для них входных узлов и путей движения должна обеспечивать непрерывность информации, своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения. Она должна предусматривать возможность получения информации об ассортименте предоставляемых услуг, размещении и назначении функциональных элементов, расположении путей эвакуации, предупреждать об опасности в экстремальных ситуациях и т.п. Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения и быть увязана с художественным решением интерьера. Информирующие обозначения помещений внутри здания должны дублироваться рельефными знаками и размещаться рядом с дверью, со стороны дверной ручки и крепиться на высоте от 1,4 до 1,75 м.

Освещенность помещений и коммуникаций, доступных для МГН, следует повышать на одну ступень по сравнению с требованиями СНиП 23-05-95* [5]. Перепад освещенности между соседними помещениями и зонами не должен быть более 1:4.

Синхронной (звуковой и световой) сигнализацией, подключенной к системе оповещения о пожаре, следует оборудовать помещения и зоны общественных зданий и сооружений, посещаемые МГН. Для аварийной звуковой сигнализации следует применять приборы, обеспечивающие уровень звука не менее 15 дБА в течение 30 с при превышении максимального уровня звука в помещении на 5 дБА. В вестибюлях общественных зданий следует предусматривать установку звуковых информаторов по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофонов для посетителей с дефектами слуха.

В любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчетной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 минут и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной. Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Применяемые в проектах материалы, оснащение, оборудование, изделия, приборы, используемые инвалидами или контактирующие с ними, должны иметь гигиенические сертификаты органов государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Вышеперечисленные факты, если их учесть при реконструкции и строительстве зданий должны сделать архитектурно-строительную среду современной и демократичной, доступной для всех категорий граждан. Поскольку сегодня очень важным является приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей маломобильных групп населения, создание средств информации, обеспечивающих для них своевременное ориентирование в пространстве, способствующих безопасности и удобству передвижения.

СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.- М.: Издательство стандартов, 2002.

СП 35-103-2001. Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям. - М.: Издательство стандартов, 2002.

ГОСТ Р 51671 – 2000. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Требования доступности и безопасности. - М.: Издательство стандартов, 2001.

НПБ 104 - 2003. Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях.- М.: Издательство стандартов, 2004.

СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение.- М.: Издательство стандартов, 2004.

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

ТРЕБОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

THE REQUIREMENT FOR ACCESS COMMON BUILDINGS AND STRUCTURES BY THE DISABLED VISITORS

Дата введения 1999-11-29

1 РАЗРАБОТАН ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) Госстроя России - ведущая организация, АОЗТ "Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр" (АПИО-Центр), ОАО "ЦНИИЭП жилища", ЗАО "ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева", ЦИЭТИН Минтруда РФ, АООТ "ГипроНИИздрав", ВНИИстандарт Госстандарта РФ при участии Мосжелдортранса МПС РФ и Гипросвязи Минсвязи РФ

2 ВНЕСЕН Министерством труда и социального развития Российской Федерации

3 УТВЕРЖДЕН приказом директора ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) от 22 сентября 1999 г. N 10

4 ПРИНЯТ И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 29 ноября 1999 г. N 73

5 ВВЕДЕН впервые

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий Свод правил подготовлен в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в рамках Федеральной целевой программы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" по контракту N 5.1 от 08.07.97 г. с Минтрудом Российской Федерации.

Выполнен в развитие раздела 4 (Требования доступности для маломобильных посетителей) СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", согласованного с Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России, Госсанэпиднадзором Минздрава России и одобренного Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих.

В целях создания равных с другими гражданами возможностей для полноценного участия в жизни общества лиц, которые имеют нарушение здоровья (со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами), приведшее к ограничению жизнедеятельности (инвалидов), и на основании действующего законодательства государство среди других мер социальной защиты предусматривает обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно ст.15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (приложение А): "Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов . без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается".

Следует преодолеть предубеждение, что специальные дополнительные мероприятия лишь удорожают строительство или создают препятствия для здоровых людей. Адаптированные здания удобны для всех категорий населения: беременных женщин, матерей с прогулочными колясками, для людей преклонного возраста с любой функциональной недостаточностью, для покупателей с ручной кладью и т.п. Такие здания легче поддаются функциональным преобразованиям и поэтому более привлекательны для потенциальных владельцев.

Проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение ст.15 Закона РФ может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем "доставки" услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и т.п.). Выбор варианта определяется местными органами власти исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, а также в соответствии с указаниями РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".

Для выявления приоритетов при разработке местных программ адаптации объектов социальной инфраструктуры в числе первоочередных объектов можно рекомендовать предприятия приближенного обслуживания: магазины, универсамы и мини-маркеты, специализированные предприятия торговли и отделы: "хлебобулочные изделия", "молочные продукты", "бакалея", киоски и торговые киоски-автоматы; аптеки и аптечные киоски; столовые, кафе и закусочные, в том числе пирожковые, чайные, молочные и т.п.; ремонтные мастерские и мастерские экспресс-обслуживания, приемные пункты прачечных и химчисток, прачечные самообслуживания, пункты проката, бюро комплексного обслуживания; поликлиники и диспансеры; многофункциональные здания клубов по месту жительства и клубов по интересам; сберкассы и почты; административные здания социальной сферы; а также храмы и ритуальные здания.

Настоящий Свод правил учитывает потребности инвалидов и маломобильных лиц в доступности общественных зданий и сооружений. Требования доступности жилой застройки и жилых домов, а также зданий и помещений, где осуществляется деятельность производственного и обслуживающего персонала, в данном Своде правил не рассматриваются.

Свод правил содержит рекомендательные нормы и правила в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" и является документом федерального уровня.

В данной разработке учтен опыт отечественных и зарубежных специалистов в освещаемой области, а также новые разработки различных авторов и творческих коллективов.

Свод правил состоит из трех частей: часть 1 - Общие положения; часть 2 - Общие требования к архитектурной среде зданий и сооружений; часть 3 - Специальные требования к отдельным видам зданий.

Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе:

научный руководитель работы канд. арх. А.М.Гарнец (разделы 1-4, 6, 7, 11, 12 и 17, научная и общая редакция, компьютерный набор), канд. арх. М.Ю.Лимонад (часть 1, разделы 6, 7, 8, 10, 11 и 19, редакция текста), арх. Н.П.Малиночка (часть 1, разделы 9, 11, 13 и 21, редакция текста), инж. А.И.Цыганов (части 1 и 2, редакция текста, компьютерный набор), канд. арх. К.В.Бобкова (раздел 20), канд. арх. Г.И.Быкова (разделы 15 и 16), канд. арх. Н.Б.Мезенцева (разделы 15 и 16), канд. арх. А.П.Моисеенко (раздел 14), канд. арх. Ю.В.Пересветов (раздел 20), канд. арх. Л.Ф.Сидоркова (раздел 14), канд. арх. Л.А.Смывина (разделы 12 и 18);

при участии специалистов следующих организаций:

ЦИЭТИН Минтруда России (д-р мед. наук Н.Ф.Дементьева, д-р мед. наук А.И.Казакова, канд. мед. наук А.И.Кузнецова, канд. мед. наук Н.В.Устинова); ВНИИстандарт Госстандарта России (инж. Г.И.Романов, инж. В.А.Столяров); Гипросвязь Минсвязи России (инж. М.В.Каплинская); Мосжелдорпроект МПС РФ (арх. Е.В.Васильев); Фонд социальной защиты инвалидов военной службы (юрист А.Ф.Сергиевский).

В тексте учтены предложения и замечания следующих учреждений:

Главгосэкспертиза России (канд. арх. С.В.Кролевец); Госстрой России (канд. арх. Л.А.Викторова, арх. Р.П.Зубова, арх. В.А.Цветков, инж. Н.Н.Якимова); Минтруд России (арх. Ю.В.Колосов).

Положительные отзывы на работу прислали:

Минздрав России - гл. психиатр Б.А.Казаковцев, отдел организации и контроля качества медицинской помощи - Г.П.Сквирская; Минкультуры России - Управление образовательной, кадровой и социально-правовой политики - Ю.В.Гафуров; Федерация физкультуры и спорта инвалидов Москвы - Г.В.Татаев; Госстрой России - Отдел бытовых услуг - М.Н.Гаврилов; журнал "Адвокат потребителя" - И.В.Живов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Требования настоящего Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также на участки учреждений, доступные для посетителей.

Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.

1.2 Положения Свода правил распространяются также на здания иного назначения, не подпадающие под действие СНиП 2.08.02-89*, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения.

1.3 Положения настоящего документа распространяются на проектирование зданий для учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.

1.4 Требования настоящего документа не распространяются на части общественных зданий, сооружений и участки, куда не предусмотрен допуск посетителей. Если в этих зонах предусматриваются рабочие места для инвалидов, то их следует проектировать по соответствующим нормам, а при их отсутствии - по заданию на проектирование.

1.5 В документе приведен полный набор требований, рекомендуемых элементов архитектурного решения и проектных мероприятий, которые желательно предусмотреть в проекте. Конкретизация требований, выбор состава мероприятий и определение этапов их реализации устанавливаются заданием на проектирование, а также в процессе проектирования.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1 В настоящем СП даны ссылки на следующие документы:

СНиП 10-01-94* "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения"

СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения"

ВСН 62-91*/Госкомархитектуры "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения"

РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры"

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 50645-94. - Примечание изготовителя базы данных.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 51079-2006. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности"

ГОСТ 10807-78 "Знаки дорожные. Общие технические условия"

Читайте также: