Объединения граждан какие бывают

Обновлено: 17.06.2024

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Статья 13 Конституции провозглашает равенство всех общественных объединений перед законом.

Конституционно-правовое регулирование общественных объединений на этом заканчивается. Конституция СССР 1936 г. общественные объединения также упоминала лишь дважды в ст. 126 (общие положения о праве граждан на объединение в общественные организации) и в ст. 141 (о праве общест-венных организаций на выдвижение кандидатов в депутаты Советов). Конституция СССР 1977 г. закрепляла права и обязанности общественных организаций уже в 29 статьях, в которых предусматривался большой объем прав общественных организаций. На наш взгляд, это было обусловлено тем, что фактический обладатель государственной власти – КПСС также считалась общественной организацией. Кроме того, поскольку под общественными организациями понималось добровольное объединение граждан в целях коммунистического строительства, постольку государство признавало особое значение общественных организаций для формирования предпосылок системы коммунистического общественного самоуправления. Именно поэтому общественные организации наделялись широким кругом конституционных прав вплоть до права на законодательную инициативу.

Сегодня, не умаляя и не переоценивая роли общественных объединений, государство несколько по-иному определяет их правовое положение.

Статья 5 Закона определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Данный закон определяет и пять организационно-правовых форм общественных объединений:

Общественная организация – основанное на членстве общественное объе-динение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

2. Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, полити-ческие и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками об-щественного движения.

3. Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

4. Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

5. Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Но несмотря на различные организационно-правовые формы общественных объединений, все они обладают следующими признаками:

а) образуются гражданами на добровольной основе;

б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями (за исключением ряда случаев, когда государство на основе нормативно-правовых актов делегировало им часть своих государственно-властных полномочий) и не признаны субъектами правотворчества;

в) действуют от своего имени (т. е. опосредуют членов или участников общественного объединения и выступают от имени общественного объединения как юридического лица);

г) не преследуют коммерческой цели или цели извлечения прибыли (это не означает, что общественные объединения не могут заниматься коммерческой деятельностью вообще, но этот вид деятельности не может быть их основной уставной целью).

Общественные объединения формируются на добровольных началах самими гражданами, по их инициативе и действуют на основе самоуправления. Внутриорганизационные отношения, регулируемые нормами уставов и положений, принятых самими объединениями, не являются правовыми. Вместе с тем они реализуют нормы права, так как вступают в правоотношения в сфере государственного управления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности общественных объединений, регулирует их деятельность в сфере государственного управления.

Выступать в роли участника административно-правовых взаимодействий могут самостоятельные граждане и общественные объединения, их именуют субъектами. Ст.30 Конституции РФ наделяет каждого гражданина правом вступать в объединения, становиться организатором деятельности общественных организаций, гарантом соблюдения данного права является государство. Целями общественных объединений, как субъектов административного права, является защита интересов граждан, решение общих задач. Точно таким же конституционным правом является возможность не вступать в объединения и выходить из них после вступления.

Законодательная база

  • коммерческие организации, а также созданные ими некоммерческие объединения;
  • религиозные организации;
  • структурные подразделения, представительства и филиалы иностранных организаций на территории РФ.

Деятельность отдельных видов объединений – политических партий, профессиональных союзов регулируется другими законами:

Определение общественного объединения

На создание общественного объединения не требуется разрешения государственных структур и органов местного самоуправления, граждане делают это по собственной инициативе в добровольном порядке. Но при этом общественные организации должны пройти процедуру регистрации, только после этого они обретают статус юридического лица. Вести деятельность можно и без регистрации, но в таком случае у организации не будет прав юридического лица, это усложняет работу.

Под понятием общественного объединения предполагается самоуправляемое формирование, созданное по добровольному желанию граждан. В уставе указывается, на какие цели будет направлена деятельность общественного объединения, к примеру, наука, охрана здоровья, развитие духовных ценностей, защита интересов и прав, достижение общественных благ и других. Состав объединения представлен учредителями и участниками.

Состав общественного объединения

Стать учредителями общественного формирования могут как физические, так и юридические лица. В данном случае учредители несут равную ответственность вне зависимости от того, кем они являются – физическими или юридическими лицами. Порядок создания включает в себя назначение общего сбора для принятия устава, выбора курирующей группы, лиц для осуществления контроля.

Членами объединения тоже могут выступать как физические, так и юридические лица, их объединяет заинтересованность в разрешении вопросов, указанных в уставе. Членство в организации подтверждается собственноручно написанными заявлениями или другой формой документации, которая позволит учесть всех членов объединения и обеспечить каждому равные права.

При вступлении в общественное формирования физические и юридические лица выражают свою солидарность с целями, для которых данное объединение было создано. Если это не противоречит уставу, то в конкретных мероприятиях могут участвовать граждане, членство которых не оформлено на установленном уровне.

Быть участником или членом, а также учредителем общественного объединения может любой гражданин нашей страны, достигший 18 лет, а также человек без гражданства, например, для выполнения функции иностранного агента или представителя. Для молодежных и детских объединений предусмотрен свой возрастной ценз – от 14 лет для молодежных и от 10 лет для детских. Все свои права и ответственность объединение приобретает после государственной регистрации.

Виды общественных объединений

Формами общественных объединений могут быть:

Общественные организации классифицируются по территориальному распространению деятельности:

  • местные;
  • региональные;
  • межрегиональные;
  • федеральные.

К федеральным относят организации, в уставе которых прописано осуществление деятельности на территории половины и более субъектов России. Такие объединения имеют структурные подразделения – филиалы в регионах и городах, представительства, отделения. Межрегиональные объединения работают на территории нескольких субъектов РФ, но не охватывают половины, региональные – на территории одного субъекта. Местные общественные организации в соответствии с уставом ведут свою деятельность на территории одного из пунктов местного самоуправления.

Политические объединения

Политические партии и движения будут относиться к политическим общественным объединениям при условии того, что в уставе присутствуют следующие цели:

Одно из приоритетных направлений деятельности политических партий заключается в стимуляции граждан на обретение и выражение политической воли. Деятельность в рамках предвыборных кампаний кандидатов в депутаты представительных муниципальных и государственных органов регулируется Конституцией и законами разного уровня.

Объединения-иностранные агенты

Если организация занимается политической деятельностью, финансовое обеспечение которой приходит из иностранного источника, ей присваивается статус иностранного агента.

Функции подобных организаций заключаются в проведении политических акций и мероприятий. Целью проведения мероприятий и работы организаций со статусом иностранного агента является влияние на решения, принимаемые органами власти, стимуляция изменений на уровне государственной политики, управление общественным мнением.

Действие упомянутого закона не распространяется на государственные компании и образованные ими НКО, религиозные объединения, муниципальные учреждения.

Общественное объединение — добровольное [1] , самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [2] .

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения [3] .

Содержание

Формы общественных объединений

Сфера деятельности

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

Создание и регистрация общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Структура, организация деятельности общественных объединений

Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.

Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений — Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

  • запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
  • направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
  • не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

Приостановление деятельности и ликвидация общественных объединений

Первоначально основаниями для приостановления деятельности и ликвидации общественного объединения являются нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Заявление о приостановлении деятельности либо ликвидации общественного объединения подается прокурором в суд соответствующего уровня.

Читайте также: