О какой функции идет речь освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования

Обновлено: 28.06.2024

10.1. Социальная экспертиза является проводимым специалистами (экспертами) исследованием, включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческого решения и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудноформализуема.

В определении социальной экспертизы отражены ее основные функции:

диагностическая функция – освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

информационно-контрольная функция – исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

прогностическая функция – выявление возможных состояний социального объекта в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

проектировочная функция – выработка рекомендаций по тематике экспертизы социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.

Цель и задачи социальной экспертизы. В общем виде целью социальной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государственной власти, других социальных институтов интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению этого соответствия.

Социальная экспертиза должна установить степень соответствия социального проекта интересам и ожиданиям тех людей, которые прямо или косвенно оказываются связанными с проектом.

Социальная экспертиза не может быть безбрежной по целям и задачам, иначе ее проведение потеряет практический смысл. Поэтому необходимо уточнить целеполагание социальной экспертизы через предмет экспертных оценок.

Чаще всего социальная экспертиза ведется по трем направлениям, которые и отражают предмет оценки.

Эксперты устанавливают социальные последствия для людей (группы, населения) принятых и подготовленных социальных проектов.

При помощи экспертизы может быть установлено соответствие реализованного проекта его первоначальному замыслу, а также принятому в отношении проекта управленческому решению.

Экспертиза может выявить адекватность восприятия в общественном сознании принятого или подготовленного проекта.

Прикладное назначение социальной экспертизы состоит в способности экспертных оценок и предложений влиять на управленческие решения в социальной сфере с точки зрения их оптимизации. В этом заинтересованы органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, организаторы проекта.

Потребность в проведении социальной экспертизы возникает всякий раз, когда решение нормативного характера может сказаться положительно или отрицательно на жизнедеятельность людей. Следует отметить, что у принимающего решения нет ясности относительно:

возможных масштабов влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей;

того, насколько будут различаться последствия реализации управленческого решения для разных социальных групп, разных территорий;

того, какое ресурсное обеспечение необходимо.

Нередко у руководителей есть желание опереться в своих действиях на авторитет специалистов.

Наконец, встречается ситуация, когда есть несколько противоречащих друг другу решений (проектов), требующих внешнего арбитра, для того чтобы определиться с выбором наилучшего варианта.

Принятия решения о проведении экспертизы – это типичный управленческий акт с присущими ему характеристиками. Задание на экспертизу включает:

– определение социальной проблемы, в связи с которой проводится экспертиза;

– постановку цели экспертного исследования;

– выдвижение требований к форме представления результата экспертизы.

В рамках данной модели может быть предусмотрен компенсирующий эти недостатки вариант. Его схема такова:

рецензия заказывается нескольким не связанным между собой экспертам;

рецензии принимаются без каких-либо ограничений по качеству;

тексты рецензий исследуются специалистами при помощи социологических методов, принятых при обработке документальных источников;

итоги вторичной обработки экспертных оценок включаются в акт экспертизы, который представляют органу, заказавшему экспертное исследование.

В рамках данной модели может рассматриваться и консультирование.

10.2. В некоторых случаях возникает необходимость вести экспертизу социальных проектов и программ, которые представлены на конкурс. Тогда появляется специфическая экспертная задача по сопоставлению разных текстов и предпочтению тех или иных из них. Основания для предпочтения устанавливаются в зависимости от целей конкурса.

Подобная задача была решена в 90-е годы XX века Экспертно-консультативным советом по проектам и программам молодежных и детских объединений в области государственной молодежной политики (с 2001 года Экспертно-консультативный совет действует в рамках соответствующего конкурса, проводимого Министерством образования и науки РФ). На основе более 350 рассмотренных проектов и программ Совет сформулировал свои рекомендации для экспертов.

Согласно рекомендациям, эксперт устанавливает:

социальную значимость проекта (программы): актуальность заявленной деятельности; ясность цели; оригинальность (новизну) замысла; правомерность, допустимость деятельности, социальные последствия; возможность развития проекта, его перспективность;

масштаб планируемой деятельности: расчетную длительность и ритм мероприятий; круг лиц, которому адресован проект; соотношение детей (молодежи) и взрослых; число занятых в активных формах деятельности;

реалистичность проекта (программы): способность молодежного, детского объединения реализовать конкурсный проект; наличие подготовленных кадров; обоснованность места проведения мероприятий; рациональность сметы расходов.

Технологические приемы работы с большим числом проектов выработаны многими экспертными советами.

Порядок работы экспертных советов обычно таков:

Эксперты готовят заключения раздельно по каждому из конкурсных проектов.

Когда по каждому проекту имеется несколько (2-4) заключений экспертов, собирается экспертный совет (15-17 чел.), который рассматривает все представленные проекты на основе полученных заключений.

Проекты разделяются на 3 группы: а) проекты, получившие все положительные оценки; б) проекты, получившие все отрицательные оценки; в) проекты, оцененные одними экспертами положительно, а другими – отрицательно.

Эксперт (от лат. – опытный) – это специалист в области науки, техники, искусства и т.д., исследующий вопрос, решение которого требует специальных знаний. Другими словами, это лицо (группа лиц), компетентное в исследуемом вопросе, т.е. имеющее или могущее по тем или иным основаниям иметь специальные знания об объекте и способное его оценивать.

Методы работы с экспертами:

– метод экспертной оценки;

– метод обработки данных;

10.3. Итоги и эффективность социальной экспертизы. Порядок действий:

Специалисты собирают необходимые сведения и априорные знания, которые предъявляются как база знаний по проблеме.

Результат передается эксперту для интерпретации.

Работа продолжается в таком же диалоговом режиме.

Итоги социальной экспертизы понимаются в двух смыслах. Первый выражает форму представления экспертной оценки. Второй связан с вопросом об эффективности выполненной экспертами работы. Оба эти смысла важно связать в единую систему, непосредственно вытекающую из целеполагания всей деятельности по проведению социальной экспертизы. Это значит:

передавать специальное знание неспециалистам в форме, позволяющей им пользоваться этим знанием;

представлять итоги социальной экспертизы в форме, которая с наименьшими трансформациями могла бы быть положена в основу принятия решения;

получать от социальной экспертизы ограничения выбора возможных стратегий действия.

Эффективность социальной экспертизы.

Следует выделить два основных показателя эффективности социальной экспертизы:

Учет ее итогов для ограничения выбора стратегий. Лишь применение выводов экспертизы при выборе или отказе от тех или иных вариантов управленческого решения (в том числе в форме пересмотра ранее принятого решения или избрания компромиссного пути) следует рассматривать как факт признания итогов экспертизы.

Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мо­тивированного заключения.

В социальной сфере экспертиза чаще всего имеет вид заключения по тому или иному нормативному документу или его проекту, а иногда это ито­говый протокол совещания специалистов. Таким образом, социальная экспертиза является исследованием, про­водимым специалистами (экспертами), включающим диагности­ку состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управ­ленческих решений и социального проектирования. Это опреде­ление соответствует четырем функциям социальной экспертизы:

1) диагностической – освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

2) информационно-контрольной – исследование инфор­мации о социальном объекте и его окружении с целью устано­вить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

3) прогностической – выявление возможных состояний социального объекта в перспек­тиве и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

4) проектировочной – выработка рекомендаций по те­матике экспертирования социального объекта для принятия управленческих решений.

В отношении экспертизы существуют разные точки зре­ния. Некоторые авторы высказываются за созда­ние государственной социальной экспертизы, имеющей обя­зательный характер и применяющей санкции к нарушителям. Это значило бы перейти от экспертных задач к задачам ин­спекционным и правоохранительным. Такой путь был бы оп­равдан, если бы однозначно строилась система социальных эталонов, по сравнению с которыми оцениваются та или иная ситуация, то или иное решение. В социальной области такая однозначность недостижима. Поэтому более реалистичен и полезен путь развития социальной экспертизы как оценоч­но-консультационной деятельности. Это долж­но обеспечиваться невмешательством эксперта в принятие управленческого решения.

Потребность в проведении социальной экспертизы возникает каж­дый раз, когда решение нормативного характера может положительно или отрица­тельно сказаться на жизнедеятельности людей. Например:

1) нет ясности относительно масштабов влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей, какими будут последствия реализации решения для разных социальных групп, какое ресурсное обеспечение необходимо;

2) есть намерение прогнозировать последствия своих решений, аргументированно противостоять внешнему давлению органов более высокого уровня, добиваться внесения соответствующих изменений в назван­ные решения, использовать в своих действиях авторитет специалистов;

3) есть несколько противоречащих друг другу решений, требующих наличия внешнего арбитра, чтобы выбрать наилучший вариант.

Цель социальной экспертизы – установить соответствие деятельности органов государственной власти и других социальных институтов интересам граждан и задачам соци­альной политики, а также сформировать предложения для достижения этого соответствия.

Задачи социальной экспертизы:

1) дать аргументированное заключение о соответствии норма­тивных правовых актов и деятельности органов государствен­ной власти, положениям социальной политики;

2) выявить положения документов, ко­торые могут иметь негативные социальные последствия, и определить возможные масштабы таких последствий;

3) оценить уровень соответствия законным интересам граж­дан нормативных правовых актов, социальных про­ектов (программ) и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;

4) внести предложения по решению возникшей социальной про­блемы.

Итак, социальная экспертиза проводится в том случае, если нужно оценить позитивные или негативные по­следствия принятия нормативных правовых актов и других управ­ленческих решений, а также когда предстоит принимать решения по подготовленным проектам.

Исполнителями социальной экспертизы являются:

· исследователь, исследовательский коллектив.


Социологи, психо­логи, юристы, экономисты составляют ядро этого коллектива. Кроме того, в него включаются семейные врачи, социальные педагоги, социальные работники, которые считаются наиболее профес­сионально подготовленными в вопросах стратегии социаль­ной политики и практическом ее воплощении;

· авторитетная референтная группа. В рамках этой категории экспертов могут быть рассмотрены типичные представители обследуемой совокуп­ности. Например, если изучаются проблемы многодетной семьи, то в качестве экспертов могут привлекаться активисты общественных объединений, созданных в поддержку много­детных семей.

Принимая решение о проведении социальной экспертизы, заказчик должен:

· определить социальную проблему, подлежащую экспертизе (ее масштаб, носителей, стадии развития и др.);

· указать цели экспертного исследования;

· определить формы представления результата экспертизы.

Для выполнения этих задач нуж­но, чтобы участников социальной экспертизы было не двое (заказчик – исполнитель), а трое (заказчик – организатор – ис­полнитель).

Порядок заказа социальной экспертизы предполагает следу­ющую последовательность действий:

1) определяется контур проблемы. Масштабы и суть проблемы заказчик уточняет в соответствии с собственным уровнем компетенции;

2) устанавливаются способы исследования проблемы и определяется необходимость экспертизы;

3) формируются части заказа. Определяется подлежа­щая разрешению проблема, целеполагание и форма экс­пертного исследования. Заказчик передает эстафету дальнейших действий органи­затору;

4) выбирается модель экспертного исследования в зависимости от характера задачи. Организатор предлагает кандида­туры экспертов, составляет биз­нес-план;

5) в случае если заказчик не удовлетворен предложениями организатора, он ведет с ним диалог или заменяет орга­низатора, или отказывается от проведения экспертизы;

6) после согласования организационных вопросов заказчиком оформляется решение о проведении экспертизы, устанав­ливается ответственность организатора, но не экспертов, ответ­ственность которых возникает лишь в порядке заключенных с организатором трудовых договоров или ином договорном порядке. Таким образом, эксперт (группа экспертов) высту­пает в качестве исполнителя только по отношению к органи­затору, но не к заказчику.

1) на основе публикаций выявляют ведущего специалиста в данной области;

2) просят его рекомендовать 10 специалистов;

3) обращаются к 10 названным специалистам с той же прось­бой;

4) из полученного списка исключают первые 10 фамилий и вновь рассылают просьбы специалистам, указанным коллегами;

5) действуют так, пока не исчерпается перечень фамилий, т.е. пока не стабилизируется сеть экспер­тов.

Самый тщательный отбор экспертов не гарантирует объ­ективность их оценок. Для повышения качества экспертизы следует принять меры:

· необходимо дублировать экс­пертизу, формируя не одну, а две экспертные группы и более;

· по возможности желательно работать с разными типами экспертов;

· если имеются неэкспертные материалы, то их нужно принимать во внимание;

· при наличии экспертных заключений, подготовленных оппо­зицией или другими независимыми субъектами общественной жизни, необходи­мо включить их в число изучаемых материалов.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

В. А. ЛУКОВ

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Допущено Министерством образования,

Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся s по специальности 350500 Социальная работа

издание третье, переработанное и дополненное

Луков Валерий Андреевич - доктор философских наук, профессор,

заместитель ректора Московской гуманитарно-социальной

академии, член Экспертного Научного Совета при Комитете

Государственной Думы по труду и социальной политике

В. Ф. Левичева, доктор философских наук, профессор

Б. Ф. Усмапов, доктор социологических наук, профессор

Луков В. A .

Л 84 Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. – 240 с.

Учебное пособие проф. В. А. Лукова содержит систематическое изложение теоретических принципов и технологии разработки социального проекта, оценки его жизнеспособности и организационных основ его реализации Автор развивает оригинальную теорию социального проектирования на основе выдвинутого им тезаурусного подхода.

© Издательство Московской гуманитарно-социальной академии, 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Социальное проектирование – вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование – не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу – утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).

Применение проектных технологий можно обнаружить даже в далекой древности. Любое из семи чудес света можно в определенном смысле рассматривать как осуществленные социальные проекты. Но все же мышление проектами, сознательное и повсеместное применение проектного подхода в технике, бизнесе, наконец, в социальной сфере – явление последней трети XX столетия. Впрочем, уже в начале ушедшего века отмечался взрыв проектных разработок, особенно мощный в инженерном деле. Конструирование вещей, машин, коммуникаций велось на основе технологии проектирования. В 20-е годы идея проекта просто витает в воздухе, захватывает самые разные сферы деятельности. Например, одним из модных веяний в педагогике того времени было использование метода проектов, разработка которого на базе теоретических идей американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи принадлежала Уильяму Херду Килпатрику и другим экспериментаторам в сфере образования.

В те же годы приобретает зримые формы и социальное проектирование. За Россией (СССР) остается приоритет в применении социального проектирования на макросоциальном уровне: первые советские пятилетние планы развития народного хозяйства (пятилетки) безусловно представляют собой не только крупнейшие экономические, но и социальные проекты, подготовка которых учитывала новейшие идеи советских экономистов и социологов. Но и на микросоциальном уровне наши достижения в этой области были впечатляющими. Выдающееся значение имеют социальные проекты А. С. Макаренко по работе с беспризорниками и малолетними преступниками, сегодня изучаемые социальными работниками и социальными педагогами во всем мире.

Изменения в системе власти, социально-экономическом планировании в нашей стране начиная с 30-х годов на долгое время ограничили возможности для применения проектных идей в социальной сфере, хотя было бы неверно говорить об их отсутствии или исключении из практики деятельности государственных органов и общественных структур. Просто развитие социального проектирования в СССР, в других бывших социалистических странах пошло в русле, которое не совпадало с социально-проектной деятельностью в странах с рыночной экономикой, где в послевоенный период этот способ осмысления и организации практических сторон общественной жизни все активнее проникал за пределы коммерческой деятельности, захватывая социальную и культурную сферы, а в 90-е годы утверждаясь здесь как одна из основ менеджмента.

Социальная сфера, культурная жизнь общества остаются слабо регулируемыми при помощи права, трудно поддающимися управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. В этих еще малоосвоенных в организационном отношении областях возникают и новые вопросы, не все из которых могут и должны решаться в рамках менеджмента. Поэтому социальное проектирование, как и его разновидность – социокультурное проектирование (а для нас это равнозначные понятия), оказывается пограничной областью социального знания и социальной деятельности.

Междисциплинарный характер социального проектирования как системы теоретических положений сочетается с многообразием практики разработки и реализации социальных проектов. Эта практика утвердилась и на уровне собственников и распорядителей огромных по масштабам ресурсов (государство, межправительственные организации, крупный капитал, транснациональные корпорации и т. д.), и на уровне владельцев ресурсов, ограниченных личными возможностями и возможностями ближайшего родственного и дружеского круга. Это обстоятельство следует особо отметить. Оно позволяет каждому человеку, каждому небольшому сообществу людей и крупным организациям относиться к социальному проектированию как к делу, в котором можно проявить себя. Нужны только решимость действовать и определенные знания, умения и навыки в этой сфере, вполне доступные для освоения в том или ином объеме практически каждому.

Подготовка специалиста по социальной работе предусматривает изучение курса прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе. Его программа утверждена на основе нашего авторского проекта, но в разных вузах преподается он по-разному – в зависимости от сложившихся подходов к тому, что составляет главное в таком курсе. Распространен взгляд, что в рамках курса надо сосредоточить внимание на усвоении определенной системы понятий или определенного набора технологических приемов прогнозирования и моделирования. Он нашел отражение и в некоторых учебных пособиях по социальному проектированию. Наш опыт преподавания этого курса в Московской гуманитарно-социальной академии дает основание с уверенностью утверждать, что в основе курса должно стоять обучение практическим навыкам социального проектирования, которые дополняются отдельными – опять-таки практически доступными квалифицированному социальному работнику – технологиями прогностики, диагностики, моделирования социальных процессов и объектов. Почему так?

Среди предметов, изучаемых будущим специалистом по социальной работе, пока еще мало тех, которые готовят его к специфическим сторонам профессии как деятельности в реальных социальных условиях. Данный курс обладает тем преимуществом перед многими другими учебными предметами, что может поставить в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе стимулировать интерес к теории. Мы много раз убеждались, что студенты, разработавшие свой социальный проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести активную дискуссию с оппонентами – и в этих целях мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал курса в памяти даже годы спустя.

Современная политика и управление испытывают потребность в широком спектре научно-технической, экономической,социальной, правовой и прочих видов специализированной экспертизы. Целью проведения этих экспертиз является поиск оптимального решения той или иной задачи, соответствующей заданным приоритетам и критериям. На этой основе экспертиза сама становится значимым социальным и политическим институтом.
Как вид аналитической, оценочной, прогнозной деятельности экспертиза в настоящее время получает развитие в двух основных формах: элемента(стадии) процесса управления и вида консалтинговой деятельности. В первом случае речь идет о внутриведомственной (корпоративной) экспертизе (или внутренней экспертизе), во втором – заказной внешней экспертизе, которая проводится независимыми экспертами.

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная.doc

Современная политика и управление испытывают потребность в широком спектре научно-технической, экономической,социальной, правовой и прочих видов специализированной экспертизы. Целью проведения этих экспертиз является поиск оптимального решения той или иной задачи, соответствующей заданным приоритетам и критериям. На этой основе экспертиза сама становится значимым социальным и политическим институтом.

Как вид аналитической, оценочной, прогнозной деятельности экспертиза в настоящее время получает развитие в двух основных формах: элемента(стадии) процесса управления и вида консалтинговой деятельности. В первом случае речь идет о внутриведомственной (корпоративной) экспертизе (или внутренней экспертизе), во втором – заказной внешней экспертизе, которая проводится независимыми экспертами.

В ряду прочих видов экспертиз особое место занимает социальная экспертиза. Она применяется при решении многих социальных задач и оказании помощи некоторым категориям населения. Социальная экспертиза связана и взаимодействует с такими функциональными технологиями социальной работы, как диагностика, профилактика и др. Например, экспертиза включает в себя диагностику состояния социального объекта. В свою очередь, социальная экспертиза применяется при диагностике, проектировании, составлении прогнозов, а также может использоваться и при решении вопросов опеки, попечительства, социального обеспечения.

1.Социальная экспертиза: задачи, функции, специфика проведения

Под экспертизой понимается такое исследование проблемы или ее аспектов, которое требует специальных знаний, с представлением обоснованного заключения. Социальная экспертиза имеет свою особенность. Под ней принято понимать профессиональное исследование состояния социального объекта и вынесение обоснованного заключения, содержащего достоверную информацию об объекте, конкретные предложения (рекомендации) для принятия решений и возможный прогноз. В ряде случаев заключение может быть составлено в форме итогового протокола совещания специалистов.

Социальная экспертиза является технологической процедурой социальной работы, применяемой при решении многих социальных задач и оказании помощи различным категориям населения.

Целью социальной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государст венной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики.

Задачи, которые призвана решать социальная экспертиза:

• дать аргументированное заключение о соответствии нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, решений и деятельности органов местного самоуправления и т.д. положениям социальной политики;

• выявить положения документов или факты деятельности, которые могут иметь негативные социальные последствия, и оценить возможные масштабы таких последствий;

• оценить на предмет соответствия законным интересам граждан проекты нормативных правовых актов, социальные проекты и программы и представить вывод о их целесообразности и допустимости их реализации;

• внести предложения по решению возникшей социальной проблемы.

Следует отметить, что в ходе экспертизы для уяснения специфики социального объекта нередко применяется диагностика ее состояния. Когда заключение сложно сформулировать без применения элементов планирования, определенных изображений в виде схем, чертежей и объект экспертизы многосложен, то используется социальное проектирование, нацеленное на решение группы смежных проблем. Социальные проекты, подвергаемые экспертизе, могут быть нацелены на теоретическое обоснование и технологическое обеспечение нового типа межрегиональных хозяйственных и социальных связей.

Реализация многих социальных проектов предполагает проведение социологических оценок состояния исследуемого объекта, использование перспективных информационных технологий, выявление основных тенденций социальных трансформаций и приоритетных направлений динамики социальной и духовной жизни.

В научной и учебной социономической литературе определенное развитие получила проблема функционального обеспечения экспертизы. Ряд исследователей (Е.И. Холостова, В.А, Луков и др.) вполне обоснованно выделяет четыре основные функции социальной экспертизы:

• диагностическая, предполагающая освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

• информационно-контрольная, нацеленная на исследование достоверности информации о социальном объекте и внесение соответствующих корректив при ее искажении;

• прогностическая, означающая выявление возможных состояний социального объекта в зависимости от времени упреждения и вероятных сценариев развития процесса;

• проектировочная функция, сориентированная на выработку рекомендаций по тематике экспертизы для социального проектирования и принятия управленческих решений.

При проведении экспертизы необходимо учитывать типологию ее организации. По мнению авторитетных специалистов, можно выделить три основных типа, или организационные модели экспертного исследования: рецензия, мониторинг, проект. Рецензия является наиболее простым и наименее затратным экспертным документом. Она носит преимущественно разовый характер. Если производство социальной экспертизы приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе, то применяется мониторинговая модель экспертизы. В режиме мониторинга целесообразно проводить экспертное исследование при наличии достаточного материала для сравнения изучаемых явлений, процессов. Проектная модель экспертного исследования нацелена на решение целой группы смежных задач, когда экспертная оценка составляет основу проектирования желаемого общественного состояния. При проведении социальной экспертизы возможны и комбинации разных моделей экспортирования.

2.Виды социальной экспертизы и ее практическое приминение


В зависимости от характера социального объекта, на который направлена экспертиза, можно выделить различные виды социальной экспертизы. Среди них следует назвать следующие: социальная экспертиза нормативных решений административно-управленческих органов (документов, программ, проектов и т. п.); социально-психологическая экспертиза; судебно-медицинская экспертиза; судебно-психиатрическая экспертиза; медико-социальная экспертиза и др.

Процессы социальной трансформации, происходящие в современном обществе, актуализируют задачу научного обоснования и ведения социальной экспертизы нормативных решений, принимаемых административно- управленческими органами различных уровней: от республиканского до местного. На республиканском уровне у нас в стране накоплен определенный опыт проведения экспертизы. Однако, как справедливо подчеркивает ряд исследователей, достигнутый уровень социальной экспертизы проектов решений высших органов власти и государственного управления, с точки зрения прогнозирования всего комплекса социальных последствий, не соответствую современным задачам реформирования общества. Назрела необходимость введения социальной экспертизы в структуру органов исполнительной государственной власти и местных муниципалитетов. В рамках такой системы можно было бы не только анализировать решения государственной власти и местного самоуправления в соответствии с их социальной обоснованностью, но и обеспечивать общественный контроль за реализацией таких экспертных рекомендаций. В экспертных заключениях, содержащих технологические решения по реализации приоритетов государственной социальной политики с учетом региональной специфики, заинтересованы и органы местной власти.

Важнейшей задачей социальных служб республиканского уровня является периодическое осуществление экспертизы проектов потребительской корзины различных территорий страны. Как справедливо считает руководство Министерства труда и социального развития, отсутствие утвержденной потребительской корзины существенно затрудняет принятие государственных нормативных правовых актов, устанавливающих величину прожиточного минимума, не позволяет в должной мере организовать работу по обеспечению адресной социальной поддержки малоимущих граждан и реализовать законы о государственной помощи.

Отдельным направлением экспертной работы является социально-психологическая экспертиза. В практической социономии она применяется довольно часто. В такой экспертизе могут нуждаться лица, испытывающие затруднения в социальном общении. Экспертное заключение позволяет определить конкретные навыки и недостатки социального общения клиента. Экспертиза также является одним из важных методов анализа данных многочисленных исследований по социальной диагностике, широко используемых в практике социальной работы.

Социально-психиатрическая экспертиза нередко применяется и в отношении лиц, склонных к девиантному поведению, к правонарушениям. Этот вид экспертизы позволяет предотвратить опасное для общества деяние или же помочь следствию, когда преступление уже совершено. Так, в случае группового правонарушения перед следствием на его предварительной стадии возникает вопрос о групповых ролях обвиняемых. Для этого эксперты определяют индивидуально-психологические особенности личностей, находящихся под следствием. Затем выявляется лицо, которое с учетом своей психологической специфики могло занимать лидирующее положение в группе. Эксперты также определяют, кому из подследственных присущи такие личностные качества, как повышенная внушаемость, робость, повышенная агрессивность. В заключение эксперты определяют уровень организованности преступной группировки и наиболее вероятный сценарий поведения подследственных в ситуации совершения преступления. В данном случае социально-психологическая экспертиза приобретает форму судебно-психиатрической экспертизы.

Потенциально к объектам социальной экспертизы можно отнести объекты различной природы, на различных географических

уровнях и в различных областях деятельности, которые отражают причины и следствия, состояние и динамику социального развития.

Поскольку социальные эффекты являются неотъемлемой частью реализации общественной деятельности во всех её областях, данному условию отвечает широкий круг объектов. Обобщая, к ним можно отнести формы, институты, процессы, проекты (различного масштаба и профиля) деятельности людей, прямо или косвенно подразумевающие социальные изменения (эффекты), а также самих людей в системе множества выполняемых ими социальных ролей, их различные общности, реализующие и воспринимающие социальные изменения.

Но такая широкая трактовка объектов социальной экспертизы приводит к закономерному выводу о том, что многие из названных объектов являются одновременно объектами иных экспертиз: технической, экологической, экономической, правовой и т. д. которые исследуют зачастую аналогичные объекты, но с точки зрения соответствия требованиям и ограничениям развития в иных сферах общественного развития. Отсюда особенности социальной экспертизы как отдельного вида экспертизы связаны не столько со спецификой объектов исследования, сколько со спецификой его предметной области.

Таким образом, предметной областью социальной экспертизы являются социальные эффекты (социальное воздействие)

развития текущих социальных процессов и реализации управленческих решений в их взаимосвязи, включая восприятие общественностью принятых управленческих решений. Иначе говоря, предметная область социальной экспертизы связана с исследованием вопросов, предотвращающих или направленных на преодоление разрывов (несоответствий и противоречий, чреватых возникновением конфликтных ситуаций, социальной напряжённости)между нормативно-правовым и организационно-управленческим обеспечением управления в социальной сфере и реальностями жизни в контексте изучаемого объекта.

Например, экологическая экспертиза (хозяйственных проектов, градостроительных планов и т. д.) рассматривает проекты с точки зрения воздействия на природную (в т. ч. искусственную) среду. Правовая экспертиза оценивает нормативные акты, включая планы, программы развития, с точки зрения соответствия законодательству и нормам законодательной деятельности.

Исходя из функционального назначения социальной экспертизы в управленческом цикле, общей целью её проведения является оптимизация управленческих решений на основе сопоставления

потенциального и реального социального эффекта управленческого решения, степени его соответствия социальным интересам граждан и приоритетам социальной политики (общественным интересам) и формирование предложений по установлению должного

Читайте также: