Какие права человека неотчуждаемы гоббс

Обновлено: 30.06.2024

Первый способ образования государства основывается на естественном могуществе и может быть назван естественным происхождением государства, второй же основывается на сознательном согласии и решении объединяющихся, и такое происхождение государства связано с установлением. Отсюда и два рода государств - естественные, например патриархальное и деспотическое, и установленные, которые могут быть названы также и политическими (гражданскими). В первом - властитель приобретает себе граждан по собственной воле, во втором -граждане своим собственным решением подчиняют себя господству одного человека или собрания людей, наделенных верховной властью. Такая власть может быть установлена лишь одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все Воли граждан в единую волю. Без этого воли различных людей противоположны. Они не помогают, а мешают друг другу и сводят свои силы к нулю перед врагом, а без такого — ведут войну за свои частные интересы. Это явно не способствует сохранению жизни каждого отдельного человека.

Носитель этого лица — суверен — он обладает верховной властью. Остальные люди — это подданные суверена.

Права и обязанности суверена. Государство установлено, когда множество людей договаривается и заключает соглашение каждый с каждым о том, что в целях водворения мира среди них и защиты от других, каждый из них будет признавать как свои собственные действия и суждения того человека или собрания людей, которому большинство дает право представлять всех. Из этого вытекают все права и обязанности того или тех, на кого соглашением нарда перенесена верховная власть и подданных:

1. Подданные не могут изменять форму правления;

2. Верховная власть не может быть утеряна;

3. Никто не может, не нарушая справедливости, протестовать против

4. Подданные не могут осуждать действия суверена. Тот, кто уполномочен

другим, не может совершать неправомерного акта по отношению к тому, кем он

5. Любой суверен ненаказуем подданными. Каждый подданный ответственен за

действия своего суверена, следовательно, наказывая суверена, он наказывает

другого за действия, совершенные им самим;

6. Суверен судья в вопросах о том, что необходимо для мира и защиты своих

подданных. Право на цель дает право на средства для достижения поставленной

цели. Также он судья в отношении того, каким доктринам следует учить

7. Право предписывать подданным правила, с помощью которых каждый хорошо

знает, что именно является его собственностью, что уже никто другой не

может, не нарушив справедливости, отнять её у него. Эти правила о

собственности, о добре и зле, закономерном и незакономерном — есть

8. Суверену также принадлежит судебная власть и право решать споры. Без

этого законы — пустой звук;

9. Право объявлять войну и заключать мир;

10. Право выбора всех советников и министров, как гражданских, так и

военных. Цель оправдывает средства её достижения.

Эти права неделимы, так как царство, разделенное в самом себе, не может сохраниться. Не может быть никакого пожалования прав суверена без прямого отречения от верховной власти. Власть и честь подданных исчезают в присутствии верховной власти. Так как эта огромная сфера компетенции неделима и неотделима от верховной власти. Верховная власть не столь пагубна, как отсутствие её, и вред возникает тогда, когда большинство с трудом подчиняется меньшинству.

Обязанности суверена. Обеспечение блага народа — из этого вытекают все обязанности суверена: Посредствам просвещения и законов. Выполнение этой обязанности подразумевает не только заботы об отдельных индивидуумах, но и в издании и применении хороших законов; Отказ от какого-либо из его существенных прав противоречит долгу суверена. Так же, как и оставление народа в неведении об их основах. Так как упразднение существенных прав верховной власти повлекло бы за собой распад государства и возвращение каждого человека к состоянию и бедствиям войны всех против всех, то обязанность суверена — удержать за собой эти права в полном объеме; . Равномерное налогообложение. К равной справедливости относится такжеравномерное налогообложение, равенство которого зависит не от равенства богатства, а от равенства долга всякого человека государству за свою защиту; Государственная благотворительность. Если многие люди вследствие неотвратимых случайностей сделались неспособными поддерживать себя своим трудом, то они не должны быть предоставлены частной благотворительности, а самое необходимое для существования должно быть им обеспечено законами

государства; Хорошие законы, — то есть те, которые необходимы для блага народа и

Во всех политических делах власть представителей ограничена, причем границы

ей предписываются верховной властью.

Гоббс оставляет индивиду возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность - право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы - закон самосохранения. Закон этот не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.

11.Томас Гоббс "О гражданине" . Классификация форм государства. Нелостатки, сопостовления

. Монарх может получить совет от кого угодно, когда угодно. Следовательно суверен может выслушать мнение людей, сведущих в вопросе независимо от их социального статуса и ранга. Верховное же собрание — только тех, кто имеет на это право с самого начала;

. Решения, принятые монархом, подвержены непостоянству лишь в той мере, в какой это присуще человеческой природе, решения же собрания могут подвергаться изменениям еще и благодаря многочисленности состава собрания. Ибо стоит немногим членам, считающим необходимым держаться раз принятого решения, не явиться в собрание (что может случиться в силу заботы о своей безопасности, вследствие нерадения или случайных препятствий) или вовремя явиться некоторым держащимся противоположного взгляда, и все, что было решено вчера, сегодня будет аннулировано;

. Монарх не может расходиться во мнениях с самим собой по мотивам зависти или корысти, а собрание может, причем очень резко, что ведет к гражданской войне;

. При монархии любой подданный может быть властью монарха лишен всего имущества в пользу фаворита или льстеца. Однако тоже может быть и с собранием, так как их власть одинакова, но у собрания фаворитов больше. Отсюда больший расход и не экономность ассамблеи;

. Кураторы или регенты при монархии. Однако сказать, что

предоставление верховной власти одному человеку или собранию людей — неудобство — значит сказать, что неудобство — всякое правительство, причем неудобство большее, чем гражданская война. Монарх должен наметить опекуна, следовательно, если возникает борьба, то это следствие честолюбия и несправедливости подданных недостаточности их просвещения об их обязанностях и правах верховной власти. Если нет опекуна, то действует естественный закон, по которому опекуном становится тот, кто наиболее заинтересован в сохранении власти несовершеннолетним, и оно не может извлечь выгод из ограничения власти суверена. С другой стороны, если власть у верховного собрания, то это государство в таком же состоянии, как и если бы власть была у малолетнего. Так же, как и малолетний не может отклонить совет, так же и собрание не может отклонить совет большинства, является он хорошим или плохим. И Верховное собрание в периоды смут нуждается в диктаторах.

Среди недостатков верховной власти следует указать то, что правитель помимо средств, необходимых на общественные расходы, то есть на содержание государственных чиновников, на постройку и поддержание укреплений, на ведение войны, на достойное содержание своего двора, может, если захочет, потребовать по своему произволу еще и другие, с помощью которых он мог бы увеличить богатства своих детей, родственников, фаворитов и даже просто льстецов. Нужно признать, что это действительно недостаток, но из числа тех, которые встречаются во всех видах государства, и в демократическом государстве он еще более несносен, чем в монархическом. Ведь если монарх и захочет обогатить всех этих людей, то их немного, потому что они имеют отношение лишь к одному человеку. А в демократическом государстве сколько демагогов, то есть ораторов, пользующихся влиянием у народа, а их и так-то много, и с каждым днем прибывают все новые, столько же тех, кто хочет обогатить своих деток, родственников, друзей и подхалимов. Ведь каждый из них стремится не только по возможности больше обогатить свои семейства, сделать их могущественнее и знаменитее, но и привлечь к себе своими благодеяниями других, чтобы укрепить собственное положение.

Другой недостаток, связанный с существованием верховной власти, это тот постоянный страх смерти, который неизбежно должен испытывать каждый подданный, понимая, что правитель может не только подвергнуть его любому наказанию за любое нарушение, но и в гневе по собственному произволу убить ни в чем не повинных граждан, ничем не нарушивших закон. И это поистине великое несчастье для любой формы государства, где оно происходит, а несчастьем это становится потому, что происходит, а не потому, что может произойти, но это уже вина правящего, а не самого правления. Есть и такие, кто считает монархию худшим государственным строем, чем демократия, потому, что в первой меньше свободы, чем во второй. Если под свободой понимают отказ от подчинения законам, то есть повелениям народа, то в этом случае ни в демократии, ни в какой-либо другой государственной форме вообще нет никакой свободы. Если же под свободой понимается немногочисленность законов и запретов, и при этом распространяющихся только на то, без запрещения чего мир невозможен, тогда я утверждаю, что в монархии не меньше свободы, чем в демократии. Ибо монархия не меньше, чем демократия, может прекрасно уживаться с такой свободой.

Очевиднейшим признаком того, что самая абсолютная монархия есть наилучшая из всех государственных форм, является то, что не только цари, но и государства, управляемые народом или оптиматами, всю власть во время войны передают только одному человеку, притом настолько абсолютную, что большей и не может быть. Наконец, поскольку для нашего самосохранения необходимо нам быть подданными какого-нибудь человека или собрания, то лучше всего быть подданным того, кому важно, чтобы мы были целы и невредимы. А это случается тогда, когда мы являемся наследством правителя: ведь каждый по собственной воле стремится

сохранить свое наследство. А богатства государей составляют не имения и деньги граждан, а их крепкие тела и бодрый дух, с чем легко согласятся те, кто знают, каких огромных денег стоит господство даже над малыми государствами и насколько легче людям добыть деньги, чем деньгами -людей. Да и нелегко привести в пример какого-нибудь подданного, лишенного своим государством жизни или имущества без всякой вины с его стороны, а только по одному произволу властителя.

Но как бы то ни было, философские размышления Гоббса об отношениях человека и государства, о механизмах этих отношений представляют собой глубокий анализ универсальных политических ситуаций. Он всегда современен и даже весьма злободневен, особенно для этапов переходных периодов в истории любого государства.

В чём же состоит суть его концепции?

Власть государства представлялась Гоббсу чудовищем — Левиафаном, наделённым особыми качествами, характерным поведением, орудиями господства, приёмами, которые определяли отношения этого политического организма с обществом и отдельным человеком. Вслед за Н. Макиавелли и Ж. Боденом он стремился объяснить механизм формирования европейского государства Нового времени, новую технику власти, её новый статус.

Гоббс открывает принципиальный смысл техники соглашений, договорных отношений в политике, которые стали основой сформировавшегося впоследствии демократического общества и власти. Особое внимание философ уделяет такому важному элементу демократической процедуры, как отношения большинства и меньшинства.

Для создания государства требуется добровольное согласие всех членов общества. Однако при определённых условиях достаточно, чтобы соглашение заключили не все люди, а их подавляющее большинство. В этом случае государство будет образовано независимо от той позиции, которую занимают несогласные, после чего вновь образованное государство, пользуясь своей силой, сможет применить против них, как против врагов, своё исконное право на поддержание мира.

Естественный закон сам по себе, даже будучи осознанным, не несёт никаких гарантий его исполнения: его соблюдение — условие необходимое, но далеко не достаточное. Более того, естественный закон, по мнению Гоббса, не является законом в строгом смысле этого слова.

Стремление многих воль к единой цели должно быть заменено единой волей всех людей — что и достигается посредством образования власти.

Беря на себя функцию защитника мира, власть тем не менее не может гарантировать гражданам безопасность в самом полном смысле этого слова — всегда сохраняется вероятность внезапного нападения или причинения ущерба со стороны других людей.

Но поскольку именно безопасность является той целью, ради которой люди организуют верховную власть, то её задача в первую очередь состоит в том, чтобы устранить страх перед опасностью. Это не может быть достигнуто простым соглашением граждан не совершать определённые поступки. Поэтому выполнение соглашения должно подкрепляться наказанием нарушителей, задача которого — сделать нарушение соглашения столь невыгодным, чтобы отсутствие наказания со стороны власти показалось бы большим благом, нежели те блага, которые приобретаются в случае нарушения закона.

Для выполнения этой задачи власть должна не просто обладать всеми правами, но и иметь возможность их реализовывать, а значит, быть властью прочной и сильной, что даёт ей возможность держать подданных в страхе.

В соответствии с двумя задачами законодателя (судить и заставлять подчиняться) гражданский закон должен состоять из двух частей — дистрибутивной (распределяющей) и импликативной (карающей). Первая часть является тем критерием демаркации, ради которого и происходит установление государства: в ней фиксируется естественная справедливость и распределяются права собственности, предписания поведения и так далее. А поскольку закон, по сути своей, предполагает наказание, то и оно должно быть зафиксировано в гражданском законе.

До принятия гражданского закона люди сами для себя решали, что правильно и что справедливо, а поэтому в естественном состоянии, несмотря на всю его жестокость, не было ни несправедливости, ни проступка, ни преступления. В условиях гражданского общества существуют уже два вида разума — естественный разум людей и разум государства. Поскольку каждый человек имеет своё собственное, не совпадающее с другими, мнение относительно того, что считать злом или благом, хорошим или дурным, то гражданские законы не могут приниматься с согласия всех людей. Только государство имеет право определять, какое деяние составляет проступок (преступление) и какое за него должно быть наказание. В то же время наличие гражданских законов не исключает действия естественного закона.

Человек, от которого требуется исполнение закона, должен знать как содержание самого закона, так и его автора (то есть гражданин должен быть уверен в том, что лицо, от которого исходят законы, имеет на то право). Из этого следует, что закон должен быть опубликован и обнародован, причём таким образом, чтобы стало доподлинно известно, что он исходит именно от законодателя. Поэтому Гоббс, говоря о писанных законах, подчёркивает, что такими законами являются не те, которые написаны философами, законоведами и юристами, но только ясно выраженные (устно или письменно) верховным правителем. В то же время нет необходимости, чтобы власть сама писала законы, обнародовала и толковала их и сама же производила наказание и вершила суд. Все эти функции можно поручить доверенным лицам с одним лишь условием: граждане должны знать, что их полномочия исходят от власти и именно ей дано право на толкование и исполнение закона.

Возвращаясь к соотношению права и закона в философии Гоббса, следует отметить, что гражданский закон является следующим шагом последовательного ограничения естественного права: естественный закон ограничивает полную свободу, а оставшиеся права последовательно ограничиваются сначала законами гражданскими (общегосударственными), а затем законами отдельных городов и обществ. Такое последовательное ограничение уже, казалось бы, переданных прав не вполне понятно, для выяснения этого вопроса надо обратиться к учению Гоббса о свободе и необходимости.

С точки зрения философа, свобода и необходимость в политике совместимы.

Внешний мир и внешняя безопасность — весьма серьёзная проблема для любого государства, ибо все они находятся в состоянии постоянной войны друг с другом.

Несмотря на то, что Гоббс отождествляет гражданское общество и государство, последнее в его политической философии сильно отличается от государств, описанных его предшественниками. Между народом и властью Гоббс устанавливает своего рода равенство, при котором определяющим фактором их взаимоотношений становится не взаимное подавление, а взаимная свобода, право же на репрессии со стороны власти направлено, главным образом, на сохранение в государстве мира — той фундаментальной ценности, которая даёт человеку возможность развиваться в соответствии со своими естественными, природными способностями по естественному пути, соответствующему его природе.

Технология власти — это диалектика отношений многих факторов, обеспечивающих её реализацию. Гоббс намного опередил своё время, обнаружив ряд фундаментальных закономерностей функционирования власти.

Естественные права и юридические права - это два основных типа прав.

  • Естественные права - это те права, которые не зависят от законов или обычаев какой-либо конкретной культуры или правительства, и поэтому являются универсальными , фундаментальными и неотчуждаемыми (они не могут быть отменены человеческими законами, хотя человек может лишиться их пользования своими действиями, например, нарушение чужих прав). Естественный закон - это закон естественных прав.
  • Юридические права - это те, которые предоставлены человеку данной правовой системой (они могут быть изменены, отменены и ограничены человеческими законами). Концепция позитивного права связана с концепцией юридических прав.

Естественный закон впервые появился в древнегреческой философии и был упомянут римским философом Цицероном . Впоследствии он был упоминается в Библии, а затем развивалась в средние века по католика философы , такие как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский . В эпоху Просвещения концепция естественных законов использовалась для оспаривания божественного права королей и стала альтернативным оправданием для установления общественного договора , позитивного закона и правительства - и, следовательно, юридических прав - в форме классических республиканизм . И наоборот, концепция естественных прав используется другими, чтобы оспорить легитимность всех подобных заведений.

Идея прав человека происходит из теорий естественных прав. Те, кто отвергает различие между правами человека и естественными правами, рассматривают права человека как преемника, не зависящего от естественного права , естественного богословия или христианской теологической доктрины . В частности, считается, что естественные права выходят за рамки полномочий любого правительства или международного органа . Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций 1948 года является важным юридическим документом, закрепляющим одну концепцию естественных прав в международном мягком праве . Естественные права традиционно рассматривались как исключительно негативные права , тогда как права человека также включают в себя позитивные права. Даже в концепции прав человека, основанной на естественных правах, эти два термина не могут быть синонимами.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Идея , что некоторые права являются естественными и неотъемлемыми также имеет историю , уходящую по крайней мере , к стоикам в поздней античности , через католические права в начале средневековья , и нисходящем через Реформацию и век Просвещения до сегодняшнего дня.

Древний

Зороастрийская религия учила иранцев, что граждане имеют неотъемлемое право на просвещенное руководство и что долг подданных - не просто подчиняться мудрым царям, но и восстать против злых. Лидеры рассматриваются как представители Бога на земле, но они заслуживают верности только до тех пор, пока у них есть фарр , своего рода божественное благословение, которое они должны заслужить своим нравственным поведением.

В Стоиках считали , что никто не был рабом по своей природе; рабство было внешним условием, противопоставленным внутренней свободе души ( sui juris ). Сенека Младший писал:

Ошибочно полагать, что рабство пронизывает все человеческое существо; лучшая его часть освобождена от этого: тело действительно подчинено и находится во власти хозяина, но ум независим и действительно настолько свободен и дикая, что не может быть удержан даже этой тюрьмой тела, где он заключен.

Современный

Одним из первых западных мыслителей, разработавших современную идею естественных прав, был французский теолог Жан Жерсон , чей трактат 1402 года De Vita Spirituali Animae считается одной из первых попыток разработать то, что впоследствии будет называться современной теорией естественных прав.

Более того, каждый человек несет ответственность за свою веру, и он должен сам убедиться в правильности своей веры. Как мало кто-то может пойти ради меня в ад или рай, так мало он может поверить или не поверить за меня; и как мало он может открыть или закрыть для меня рай или ад, так мало он может привести меня к вере или неверию. Таким образом, поскольку вера или неверие являются делом совести каждого, и поскольку это не умаляет светской власти, последняя должна быть довольна, заниматься своими собственными делами и позволять людям верить в то или иное, как они могут и желают, и никого не сдерживают силой.

В немецком Просвещении , Гегель дал высокоразвитое лечение этого неотчуждаемость аргумента. Подобно Хатчесону, Гегель основывал теорию неотъемлемых прав на фактической неотчуждаемости тех аспектов личности, которые отличают людей от вещей. Вещь, как и имущество, действительно может передаваться от одного человека к другому. Согласно Гегелю, то же самое не относится к тем аспектам, которые делают человека человеком:

Право на то, что по существу является неотъемлемым, не подлежит давности, поскольку акт, посредством которого я овладеваю своей личностью, своей основной сущностью и делаю себя ответственным существом, способным обладать правами и вести моральную и религиозную жизнь, отнимает у них мои характеристики - это именно та внешность, которая одна только делала их способными перейти во владение кого-то другого. Когда я таким образом аннулировал их внешнее влияние, я не могу потерять их по прошествии времени или по любой другой причине, вытекающей из моего предварительного согласия или готовности оттолкнуть их.

Есть, по крайней мере, одно право, от которого нельзя отказаться или отказаться: право на личность . Они обвиняли великого логика [Гоббса] в противоречии в терминах. Если бы человек мог отказаться от своей личности, он перестал бы быть нравственным существом. … Не существует pactum subjectionis , никакого акта подчинения, с помощью которого человек может отказаться от состояния свободного агента и поработить себя. Ибо таким актом отречения он откажется от того самого характера, который составляет его природу и сущность: он потеряет свою человечность.

Ни одно государство не может получить такую ​​власть над другими государствами на основании каких-либо договоров или уступок. Это тот случай, когда договоры не являются обязательными. В этом отношении гражданская свобода приравнивается к свободе вероисповедания. Поскольку ни один народ не может законно отказываться от своей религиозной свободы, отказываясь от своего права судить за себя в религии или позволяя каким-либо людям предписывать им, какую веру они должны принять или какой образ поклонения им следует практиковать, так и никто не может гражданские общества законно отказываются от своей гражданской свободы, уступая любой посторонней юрисдикции свое право принимать законы и распоряжаться своей собственностью.

Прайс вызвал фурор оппозиции, поэтому в 1777 году он написал еще один трактат, разъясняющий его позицию и вновь подтверждающий фактическую основу аргумента о том, что «свобода людей как агентов является той властью самоопределения, которой обладают все агенты как таковые. . " В интеллектуальных истоках американского радикализма , Staughton Линды стягиваются эти темы и связанная с ними в дискуссию о рабстве:

Мы считаем самоочевидной истину о том, что все люди созданы равными, что их Создатель наделил их определенными неотъемлемыми правами .

В XIX веке движение за отмену рабства восприняло этот отрывок как заявление о конституционном принципе, хотя конституция США признала и защищала институт рабства . Будучи юристом, будущий председатель Верховного суда Сэлмон П. Чейз утверждал в Верховном суде по делу Джона Ван Зандта , обвиненного в нарушении Закона о беглых рабах , что:

Закон Создателя, который наделяет каждого человека неотъемлемым правом на свободу, не может быть отменен никаким внутренним законом, утверждающим, что человек является собственностью.

Также ведутся споры о том, являются ли все права естественными или законными. Четвертый президент США Джеймс Мэдисон , представляя Вирджинию в Палате представителей, считал, что существуют права, такие как суд присяжных , которые являются социальными правами , не вытекающими ни из естественного, ни из позитивного права (которые являются основой естественные и юридические права соответственно), но из общественного договора, на основании которого правительство черпает свою власть.

Томас Гоббс


Это ознаменовало важный отход от средневековых теорий естественного права, которые отдавали приоритет обязательствам над правами.

Джон Локк


Согласно Локку, есть три естественных права:

  • Жизнь: каждый имеет право жить.
  • Свобода: каждый имеет право делать все, что он хочет, при условии, что это не противоречит первому праву.
  • Имущество: каждый имеет право владеть всем, что он создает или получает в результате подарка или торговли, при условии, что это не противоречит первым двум правам.

Локк в своей центральной политической философии верит в правительство, которое предоставляет своим гражданам то, что он считает основными и естественными, с учетом прав. Это право на жизнь, свободу и собственность. По сути, Локк утверждает, что идеальное правительство будет охватывать сохранение этих трех прав для всех, каждого из своих граждан. Он обеспечит эти права и защитит их от тирании и злоупотреблений, передав власть правительства людям. Однако Локк не только повлиял на современную демократию, но и открыл идею прав для всех, свободы для всех. Таким образом, Локк не только сильно повлиял на основы современной демократии, но и его мысль, кажется, также связана с социальной активностью, продвигаемой в демократии. Локк признает, что у всех нас есть различия, и он считает, что эти различия не дают некоторым людям меньше свободы.

Социальный договор - это соглашение между членами страны жить в рамках общей системы законов. Конкретные формы правления являются результатом решений, принимаемых этими лицами, действующими в их коллективном качестве. Правительство создано для принятия законов, защищающих три естественных права. Если правительство не защищает эти права должным образом, оно может быть свергнуто.

Томас Пейн


Сказать, что хартия дает права, - это извращение терминов. Он действует посредством обратного эффекта - отнимания прав. Права присущи всем жителям; но хартии, аннулируя эти права, в большинстве своем оставляют это право в виде исключения в руках немногих. … Они… следовательно, являются инструментами несправедливости. Следовательно, факт должен заключаться в том, что сами люди, каждый в своем личном и суверенном праве, заключили договор друг с другом о создании правительства: и это единственный способ, при котором правительства имеют право возникать, и единственный принцип на которых они имеют право на существование.

Американские анархисты-индивидуалисты


Современный

Эрих Фромм утверждал, что некоторыми властями над людьми может обладать только Бог, и что если бы не было Бога, ни один человек не мог бы обладать этими силами.

Различные философы создали разные списки прав, которые они считают естественными. Сторонники естественных прав, в частности Хессельберг и Ротбард , ответили, что разум можно применить для отделения истинно аксиоматических прав от предполагаемых прав, заявив, что любой принцип, требующий опровержения, является аксиомой. Критики указали на отсутствие согласия между сторонниками как доказательство утверждения, что идея естественных прав - всего лишь политический инструмент.

Хью Гиббонс предложил описательный аргумент, основанный на биологии человека. Он утверждает, что Человеческие Существа относились к другим по необходимости, чтобы избежать издержек конфликта. Со временем у них развились ожидания, что люди будут действовать определенным образом, которые затем предписывались обществом (обязанности по уходу и т. Д.), И которые в конечном итоге кристаллизовались в права, которые можно реализовать.

католическая церковь

Католическая церковь считает естественным закон догмы . Церковь считает, что: «Естественный закон выражает изначальное нравственное чувство, которое позволяет человеку различать добро и зло, истину и ложь:« Естественный закон написан и выгравирован в душе каждого человека, потому что человеческий разум предписывает ему делать добро и запрещает ему грешить . Но это повеление человеческого разума не имело бы силы закона, если бы не голос и толкователь более высокого разума, к которому наш дух и наша свобода должны быть представлены. " " естественный закон состоит, для католической церкви, одного высшего и универсального принципа , из которого получены все наши естественные моральные обязательства или обязанности. Фома Аквинский резюмирует различные идеи католических мыслителей о морали о том, что такое этот принцип: поскольку добро - это то, что в первую очередь подпадает под понимание практического разума, высший принцип морального действия должен иметь добро как свою центральную идею и, следовательно, высший принцип. нужно ли делать добро и избегать зла.

Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588 — 1679) – английский философ, приверженец материализма, один из основателей современной политической философии, внесший большой вклад в развитие и становления теории общественного договора и государственного суверенитета.

Для его деятельности характерен необычный формат на тот период времени, это обусловлено тем, что автор выдвигал на первый план погружение в материализм и естественное право, трактуя их прямолинейно. Философ обрел известность после выдвижения идей, которые стали активно использоваться в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия, история.

В этой статье мы рассмотрим ключевые идеи Томаса Гоббса по основным направлениям его исследований, а затем познакомимся с его краткой биографией.

Философские взгляды Т.Гоббса

Гоббс является автором завершенной системы механистического материализма. Философ не признавал существование особой мыслящей субстанции, предложенной Декартом, он был твердо убежден в том, что мыслящая вещь имеет под собой исключительно материальную основу. По мнению Гоббса, в качестве идеальных образцов научного мышления выступает геометрия и механика. Природа, в свою очередь, рассматривается как совокупность тел, каждое из которых имеет свои характеристики. Движение воспринимается в контексте механики, как процесс перемещения. Чувственные качества – это формы восприятия вещей. Гоббс выделял два метода познания: логическую дедукцию и эмпирическую индукцию.

Цитата Т. Гоббса 2

Эмпиризм

Гоббс был твердо убежден в том, что в качестве единственного предмета философии и науки выступают тела, потому что реально существуют те вещи, которые материальны. Данная позиция создает трудности на пути познания Бога. В связи с этим ни одна наука, в том числе философия не могут высказываться о нем. Исходя из этого, божество и душа не воспринимаются как объект познания, их можно отнести только к вере и теологическому учению.

Эмпиризм дополняет теорию познания, приверженцем которой является Гоббс. Логика оперирует данными, которые были получены в результате опыта. Философ считает, что мысли необходимо рассматривать как движение, происходящее внутри человеческого тела. В общем виде речь идет о чем-то возвышенном или идеальном, это просто субстанциональные перемещения.

Познание и воля представляют собой результат взаимодействия человека с окружающей средой. Данные чувства выступают в качестве основы для возникновения удовольствия и неудовольствия, наравне с логическими выводами. Для каждого человека свойственно стремление к удовольствию и минимизация неудовольствия. При этом они оба представляют собой движение внутри сердца. В связи с этим добро приравнивается к удовольствию, а противоположные ощущения воспринимаются в негативном ключе как зло.

По мнению Гоббса, воля – это выбор между действием, приносящим удовольствие и воздержанием от неудовольствий. Также философ считал, что мораль является относительным явлением. Причину он видел в том, что невозможно вообразить поступок, который все люди однозначно воспринимали бы как хороший.

Политические и правовые воззрения

Цитата Т. Гоббса

Философ был убежден в том, что все люди равным между собой, их создателем является Творец. Граждане на добровольной основе оказываются от некоторых прав и свобод в пользу государства, которое ставит своей главной целью обеспечение мира и безопасности. При этом, Гоббс не рассматривал все государства, как возникшие исключительно путем заключения общественного договора. По его мнению, был и ещё один путь — путь завоевания, насильственного захвата власти.

Гоббс ориентируется на принцип правового позитивизма и выдвигает на первый план значимость государства. Философ отдает предпочтение монархии как лучшей форме организации государства. Также он считает, что церковь должна быть ограничена в своих полномочиях, ее деятельность должна регламентироваться и контролироваться государством.

Религия и государство

В своих трудах Гоббс делал акцент на анализе теологических вопросов — это было обусловлено тем, что взаимоотношения церкви и государства выступали в качестве основной проблемы английской революции. Философ сформировал принцип, согласно которому договор между людьми является более приоритетным, по сравнению с соглашением с Богом.

Он считал, что религиозные убеждения представляют собой плод воображения людей. Еще одной причиной возникновение религии является суеверность людей и ограниченность их знаний, поэтому проявляется стремление в поиске объяснений окружающих явления как божественного проявления или предзнаменования. Человек, который хочет обнаружить первопричину всего, пытаясь руководствуется разумом и логикой, приходит к выводу о том, что началом всего сущего может является Бог. Однако сам Гоббс активно продвигал позицию, согласно которой истинная религия – это вера в государство.

Граждане и церковь должны подчиняться монарху, только в таких условиях государство может развиваться. Другими словами церковь и государства являются частью одного целого.

Естественное право

В рамках теории естественного права Гоббс разработал отдельное направление, главной целью которого стало отделение его от морали и религии. В содержании концепции был представлен новый взгляд на античное наследие в совокупности с достижениями естественных наук и прогресса того времени.

Философ был твердо убежден в том, что естественное право необходимо воспринимать как право человека. В общем виде речь идет о самосохранении. При этом из этого права можно выделить дополнительные права – на жизнь, свободу, собственность и доступ к удовольствиям. Практическая реализация основного права требует определенных средств. Их конкретный перечень зависит от самого человека, который определяет их самостоятельно, поэтому потенциально рассматриваемое право может распространяться на все материальные и духовные блага.

Цитата Т. Гоббса 3

Важно отметить, что если один человек имеет доступ к средствам, то другой будет ограничен, это обусловлено наличием несовместимости. Основываясь на этом, можно прийти к выводу о том, что естественное состояние человека подразумевает его участие в войне против других людей. Единственным вариантом разрешения этой проблемы является создание государства.

Биография

Томас Гоббс родился в семье священника. Дата рождения – 1588 год. Страна – Англия. Все обязанности по воспитанию и содержанию ребенка взял на себя его дядя, который имел хорошие материальные возможности для его обеспечения, поэтому племянник смог получить достойное образование. В 14 летнем возрасте мальчик демонстрировал хорошие познания во всех областях, свободно изъяснялся на латыни и греческом языке. Его приняли в один из колледжей Оксфорда, он успешно завершил обучение и был удостоен степени бакалавра. Далее он устроился на должность гувернера и воспитателя, занимался обучением детей высшей знати. Это позволило ему посетить много мест в Европе, где Гоббс знакомился с другими культурами, обществами и мнениями.

Во время второго путешествия в Европу философ начал уделять много внимания изучению геометрии. Было несколько причин, обусловивших его интерес к этой науке. Одной из них являлось наличие особой методики, которая отличалась универсальностью с точки зрения применения к другим наукам. Геометрия давала возможность обозначить взгляды на любой предмет в формате совокупности неопровержимых доказательств. По мнению Гоббса, лечение всех социальных проблем возможно только при детальной переработке структуры и содержания государства за счет тезисов, которые имеют много общего с положениями геометрии.

Позже состоялось еще одно путешествие, в рамках которого философу удалось присоединиться к Парижскому кружку, в нем состояли известные личности того времени. Гоббс посетил Италию, где изучил труды Галилея, полученная информация оказала большое влияние на формирование его собственных философских взглядов. В качестве основной важной идеи того времени, которая активно продвигалась философом, стала попытка объединения и анализа идей физической механики. Такой подход был призван разработать механизм анализа человеческого поведения и его изменений в долгосрочной перспективе.

Гоббс начал уделять много времени философии после возвращения их путешествий. Им была разработана теория политического и общественного устройства государства. Важно отметить, что его идеи не теряют своей актуальности даже на современном этапе.

Философ умер в 1679 году, на его надгробии были высечены слова, согласно которым он был человеком справедливым, внесшим большой вклад в развитие многих наук, заслужившим признание ученых со всего мира.

Библиография

Заключение

Томас Гоббс оставил потомкам большое наследие в виде своих трудов, которые имеют большую ценность и внес большой вклад в развитие европейской науки Нового времени. В рамках своей деятельности он изучал актуальные проблемы того времени, занимался философией, анализировал общественные и политические проблемы. Его идеи были взяты на вооружение последователями и отражены в трудах философов эпохи Просвещения.

Гоббс был приверженцем материализма, что нашло отражение в его работах, особенно это актуально для обозначения сущности и содержания социальных явлений. Работы философа стали фундаментальной основой для развития и становления правовой государственности, он сформулировал понятия верховенства права и обозначил значимость государственного суверенитета. Также он внес вклад в развитие смежных наук, его идеи не теряют своей актуальности.

Читайте также: