Нужны ли права на дирижабль

Обновлено: 30.06.2024

Попыток добраться до Северного полюса на дирижабле было много, но заканчивались они неудачно. Александр Рогаткин напомнит об истории этих экспедиций и расскажет, на что рассчитывает наша команда и зачем вообще в современной Арктике нужны дирижабли.

Корреспондент ВГТРК Александр Рогаткин начинает подготовку к уникальной экспедиции на Северный полюс. Лететь придется. на дирижабле. Этот управляемый летательный аппарат известен с середины XIX века, когда еще не было ни самолетов, ни космических ракет. Сегодня дирижабли снова возвращаются в нашу жизнь и могут быть полезны даже в эпоху Интернета и цифровых технологий.

Попыток добраться до Северного полюса на дирижабле было много, но заканчивались они неудачно. Александр Рогаткин напомнит об истории этих экспедиций и расскажет, на что рассчитывает наша команда и зачем вообще в современной Арктике нужны дирижабли.

Проект посвящен столетию начала арктических экспедиций и операции по спасению экипажа дирижабля "Италия".

"Мы отдаем должное нашим великим предкам, которые тогда еще, в тех условиях, на той технике шли туда. Мы хотим просто показать всему миру еще раз, что это было", – говорит Михаил Баканов, пилот-инструктор аэростатических летательных аппаратов.

Дирижабль под руководством норвежца Руаля Амундсена в 1926 году, достигнув Северного полюса, не смог совершить на нем высадку. Через два года – еще одна неудачная попытка – Умберто Нобиле на дирижабле "Италия".

"Прогнозы тех времен, равно как и средства связи, были достаточно несовершенны. Люди не представляли, куда они идут, не знали тонкостей", – отметил Михаил Баканов.

На Северный полюс итальянец сбрасывает крест, лично освященный Папой Римским, а на обратном пути дирижабль терпит катастрофу: получает обледенение и теряет высоту.

"У них антиобледенительной системы на винтах не было, а на оболочке не было защиты в этих местах. Мы теперь должны учитывать это обстоятельство. И поэтому куски льда, сорвавшись с пропеллеров, пробили оболочку, мешки, объемы с водородом, и газ стал очень быстро выходить", – пояснил Александр Гомберг, разработчик дирижаблей.

От сильного удара об лед отрывается мотогондола, а сам дирижабль уносит ветром – вместе с шестью членами экипажа, которых так никогда и не найдут. Об этой трагедии 50 лет назад режиссер Михаил Калатозов снял художественный фильм "Красная палатка" с Питером Финчем и Шоном Коннери в главных ролях.

На поиски отправляется советский ледокол "Красин" с журналистами на борту. Впервые все фиксируется на кинокамеру. Ледокол постройки 1916 года сохранился в слегка измененном виде и сейчас стоит в качестве музея у причальной стенки Набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.

"Амундсен великий, несмотря на личную ссору с Нобелем, вылетел на самолете его спасть и пропал без вести", – рассказал Игорь Кожевников, механик ледокола "Красин". От гидроплана Амундсена, который первый в мире покорил и Южный, и Северный полюсы, находят только поплавок и пустой бензобак.

"Даже потерпев аварию, он потребовал снять со льдины в первую очередь итальянцев", – сказала Ирина Малинина, завотделом по работе с посетителями филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге "Ледокол "Красин".

Жертвуя собой ради спасения экспедиции Умберто Нобиле, советские летчики не знали, что итальянский генерал бросил команду и улетел вместе со своей собакой на шведском самолете. Остальных путешественников спас ледокол "Красин".

"Это советские люди, и этим все сказано. Совсем другая мораль, совсем другие ценности. Десятки экспедиций из шести стран были брошены на спасение экспедиции Нобеле. И многие погибли. Тогда мы все были плечом к плечу, не было никакой русофобии. И все полярники отдавали все силы и свои жизни для спасения других людей. Это, я считаю, то, чему надо нам поучиться сейчас", – подчеркнул Николай Юшкевич, капитан ледокола.

Муссолини так и не простил Нобиле мирового позора. Генерал впал в немилость, пресса рвала его на части, и итальянец уехал в Советский Союз. В Долгопрудном конструктор создает один из самых больших дирижаблей своего времени – В-6 "Осовиахим" длиной более ста метров. Правда, и этому дирижаблю не повезло. Он разбился при попытке спасти папанинцев с дрейфующей льдины. Тогда погибли 13 советских аэронавтов.

Уже в наше время французский путешественник Жан-Луи Этьен заказывает в России строительство дирижабля и вместе с принцем Монако Альбером собирается в очередной раз покорить такой холодный и неприступный Северный полюс. Но опять неудача. Во Франции российский аппарат унесло ураганом.

"Оболочка упала на строение одноэтажное, гондола повредилась. И одна ферма двигателя была сломана. Из-за того, что дирижабль повредился достаточно сильно, эта экспедиция не состоялась", – пояснил Александр Гомберг.

Конструктор управляемых аэростатов Александр Гомберг разрабатывает дирижабли для северного завоза. Обычно поселки вахтовиков находятся в устьях рек, на мелководье, куда тяжелому ледоколу или атомному лихтеровозу с его осадкой не зайти. А так стандартный контейнер весом в 30 тонн можно отправлять прямо с палубы в глубь материка. Снабжение станет дешевле и быстрее раза в три.

Одна из главных целей нашей экспедиции – как раз отработка технологии переноски грузов с ледокола. Мы попытаемся развернуть дирижабль на палубе и доставить исследовательское оборудование на Северный полюс, совершив там высадку. Второй этап проекта – строительство уже большого дирижабля полужесткого типа для трансарктического перелета по маршруту Мурманск – Северный полюс – Аляска.

"К сожалению, пропал тот дух первооткрывателей, покорителей пространств, который, на мой взгляд, является движущей силой вообще прогресса и человеческой культуры. Это неестественное явление, что мы это забыли, и мы должны об этом напомнить. Надеемся, что рано или поздно мир вернется к тому состоянию, когда покорялись новые пространства, делались новые открытия", – отметил Антон Воронцов, советник по научной работе Центрального дома авиации и космонавтики.

А пока предстоят тренировки по слаженности нашей команды. Летать на тепловом дирижабле даже в Подмосковье непросто. Неожиданный порыв ветра – и аэростат ныряет прямо в реку. Но нашему пилоту, опытному воздухоплавателю Михаилу Баканову буквально в последний момент удается набрать безопасную высоту.

Наш проект должен состояться следующим летом при поддержке и участии Росатома, ВГТРК и Международного информационного агентства "Россия сегодня".

Дмитрий Куркин

Толян, за обгон на пешеходном и в зоне знака обгон запрещен, плюс торопыг которые заканчивают обгон уже через сплошную

Толян Сухов


Толян Сухов ответил Дмитрию

Александр Бегоутов


Александр Бегоутов

Толян Сухов


Толян Сухов

Александр Бегоутов


Александр Бегоутов ответил Толяну

Толян Сухов


Толян Сухов ответил Александру

😄

Александр, да) везде будут эти дроны

Вадим Журавель

Сергей Буйнов

Герман Тренин

Антон Кривенко

Вадим, рассказываю тебе секрет, как ни копейки не отдать этим жирным деньгососам. Чтобы но за один штраф не заплатить - не нарушай. И буквально сразу с тебя ни копейки не спросят и им не достанутся твои кровно заработанные деньги.

Вадим, а ты че думаешь это двойная сплошная для того что бы бабок с рубить? Я тебе тайну открою если не нарушаешь никто не выпишет штраф это 1. 2рое сплошная нарисована так как видимость обгона снижена. Ты мыслишь как ребёнок.

Роман Коротков

Герман Тренин

Антон Chuvi

Дарья Бердинских


Дарья Бердинских

Лариса Кулагина

Герман Тренин

Лариса Кулагина

Сергей Лисавкин

Лариса Кулагина

Маргарита Нижегородская

Лариса Кулагина

Маргарита, я уж поняла !
Они вон как яростно отвечают мне!
Переживают вдруг действительно и для них установят наблюдение

Ирина Авдонина

Дмитрий Дроздов

Женя Дьяконов


Евгений Задорин

Дмитрий Куркин

Sasha Sonin


Sasha Sonin

🤣

Это обычный дирижабль. Какую то херь произнёс этот водитель)

Татьяна Бурова

Роман Коротков

Дмитрий Обидин

Татьяна, он фиксирует только момент нарушения, а дальше по дороге уже ждёт экипаж. Который оформит в Краснодаре такую технологию не первый год используют

Максим Губанов


Максим Губанов

На понт взяли) похожие после Кстово на сужение стоят) тоже говорят камера все зафиксировала) просишь показать и сливаются)

Дмитрий Куркин

Раиса Аймалова

Марина Тихонравова

Любят они в города, на большие праздники ,эти дирижабли таскать… в сергиевом посаде на 700летие.. , тоже летали. Недельку…

Максим Жвачкин

Станислав Прокопович

🤣

С воздушки его сбить можно

Дмитрий Кот

Кристина Жиляева


Кристина Жиляева

Пётр Нестеров

Гена Каширин

😳

Да ладно нах

Серж Румянцев

Кекс Горелый

😜

Почему то вспомнился анекдот,старый -престарый: Петька спрашивает Василь Иваныча - Василь Иваныч,а как правильно ,дирижбубель или дирижбабель? Василь Иваныч,затянувшись папироской,молвил - Дерижопль! Петька с удовлетворением, посмотрев на Василь Иваныча,спросил - Откудова знаешь? Василь Иваныч смачно сплюнув,выдал - ЭНЦЫКЛОП ЧИТАТЬ НАДА! Не нарушайте ПДД,БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И БЛИЗКИХ!

Юлия Дайнека

Svetlana Smirnoff

🤣

Если все о'кей,то нах..беспокоиться? Пусть летают, похер,их "мазут"

Елена Гарнага

Светлана Кириллова


Светлана Кириллова

Илья Шалимов

Алексей Чумак

Юлия Тропинина

Алексей Лысов

Evgeniy Sorokin

Да это для приезда больших чинов запустили , а не для штрафов.

За безопасность больших чинов следит.

Парано́йя — редкий тип хронического психоза, обычно начинающегося в зрелом возрасте, для которого характерно постепенное развитие логически построенных монотематических систематизированных бредовых идей (иногда, вначале — сверхценных идей), при этом, в отличие от шизофрении, с отсутствием прогрессирования негативных симптомов и изменений личности (то есть отсутствует нарастание апатии, абулии, снижения энергетического потенциала и исхода в эмоционально-волевой дефект).

Андрей Ламантин


Андрей Ламантин

В одной из недавних статей были рассмотрены дирижабли и аэростаты как средство обеспечения зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) возможностью поражения низколетящих целей на большом удалении, без привлечения самолётов военно-воздушных сил (ВВС). Однако возможности дирижаблей не исчерпываются только радиолокационной разведкой, в связи с чем появилось желание рассмотреть это направление подробнее.

Возрождение дирижаблей. Дирижабли как важная часть вооружённых сил XXI века

История вопроса



Главной проблемой дирижаблей того времени было то, что их ёмкости заполнялись взрывоопасным водородом. С учётом того, что гарантировать отсутствие утечки столь летучего и горючего вещества на всём сроке службы не представляется возможным, катастрофа была предопределена.

Возврат к дирижаблям. Проекты стран Запада

Тем не менее, история движется по спирали, и в XXI веке присутствует определённый интерес к возрождению строительства дирижаблей на новом технологическом уровне. Компаниями разработчиками и ВВС рассматривается несколько направлений строительства перспективных дирижаблей. Во-первых, это дирижабли, предназначенные для размещения средств разведки и связи, во-вторых, это транспортные дирижабли-гиганты, способные перевозит сотни тонн грузов на огромные расстояния.


В рамках программы создания сверхтяжёлого дирижабля упомянутое агентство DARPA выдало грант в 3 миллиона долларов США компании Lockheed Martin. Субподрядчик компании Lockheed Martin – компания Worldwide Aeros Corp предложила проект дирижабля Aeroscraft. Компания Worldwide Aeros Corp планировала построить дирижабль Aeroscraft в трёх версиях, модель ML866 грузоподъемностью 66 тонн, модель ML868 грузоподъемность 250 тонн и модель ML86X грузоподъемностью 500 тонн.

К сожалению, им удалось создать лишь дирижабль-прототип Dragon Dream длиной в 81 метр и объемом в 17 тысяч кубических метров. В 2015 году обрушилась часть крыши ангара, в котором базировался прототип Dragon Dream, что привело к его разрушению и свёртыванию работ. К слову, компания Worldwide Aeros Corp была основана в 1992 году нынешним генеральным директором и главным инженером Игорем Пастернаком, который приехал в Америку из Украины после развала СССР.



Генеральный директор и главный инженер компании Worldwide Aeros Corp Игорь Пастернак (в центре снимка)


Первый полёт дирижабля Dragon Dream

Очевидно, что создание дирижаблей грузоподъёмностью 500-1000 тонн потребует решения огромного количества сложных технических задач. С учётом того, что отрасль дирижаблестроения пребывает в забвении достаточно продолжительное время, на пути к созданию дирижаблей сверхбольшой грузоподъёмности должны быть поэтапно построены образцы меньшей грузоподъёмности.

Изначально дирижабль разрабатывался для армии США по программе LEMV для ведения разведки и наблюдения в интересах наземных войск. Однако в 2013 году армия США отказалась от данного дирижабля, предположительно из-за его высокой стоимости. В дальнейшем проект развивался как коммерческий, обновлённая версия дирижабля совершила несколько полётов, однако в 2017 году дирижабль Airlander 10 оторвался от причальной мачты и был полностью разрушен в результате удара о взлётное поле.



Первый полёт гибридного дирижабля Airlander 10

Американская компания JP Aerosapce разрабатывает стратосферный дирижабль Ascender, предназначенный для запуска космических ракет-носителей, с высоты порядка 50-60 километров. Несмотря на то, что сама концепция вызывает много вопросов, полученные наработки могут быть использованы для создания дирижаблей с более реалистичными сценариями применения, например, используемых в качестве ретрансляторов связи или носителей средств высотной разведки.


С высоты 50-60 километров дальность видимости составит почти 1000 км, что позволит осуществлять разведку в глубине территории противника, не нарушая его границ. Указанные высоты вполне досягаемы для аппаратов легче воздуха – в 2009 году исследовательский беспилотный шар BU60-1, разработанный Агентством аэрокосмических исследований Японии, поднялся на высоту 53 километра.

Дирижаблестроение в России



Дирижабли являются достаточно уязвимой платформой в случае конфликта с высокотехнологичным противником из-за своих огромных размеров и низкой скорости полёта, что, впрочем, никак не приуменьшает их роль как средства предупреждения об атаке низколетящими средствами воздушного нападения (СВН). Легко уязвимыми целями можно считать и любые крупные стационарные объекты, например, такие, как РЛС станций предупреждения о ракетном нападении, что вовсе не повод от них отказываться.

В случае, если разработка дирижаблей грузоподъёмностью 500-1000 тонн будет успешно реализована, они также могут стать важнейшим элементом логистической системы современных вооружённых сил, объединив в себе преимущества транспортных самолётов, вертолётов и кораблей. В этом случае уязвимость платформы может компенсироваться выбором оптимальных маршрутов полёта для избегания столкновения с силами противника.

Дирижабли в локальных конфликтах

Можно предположить, что крайне важную роль дирижабли могут сыграть в локальных конфликтах против противника, не обладающего современными средствами противовоздушной обороны (ПВО).

Одной из глобальных проблем современных ВВС является высокая стоимость не только самолётов и вертолётов, но и высокая стоимость их эксплуатации.


Тем не менее, в борьбе против нерегулярных формирований, даже применение воздушных авианосцев на базе транспортных самолётов и бомбардировщиков будет весьма затратным. Как было рассмотрено в том же материале, первыми воздушными авианосцами были как раз дирижабли.


Концепция дирижабля-авианосца вполне может быть воссоздана на современном технологическом уровне для решения именно задач в локальных конфликтах.



Сценарий применения дирижабля-носителя БПЛА

К примеру, в ходе локального конфликта необходимо захватить контроль над городом, ставшим оплотом боевиков и требующим значительных сил для его захвата правительственными войсками. Прямой штурм может привести к большим потерям среди личного состава, применение боевых самолётов и вертолётов требует значительных финансовых средств. Кроме того, современные истребители плохо приспособлены для поражения разрозненных групп боевиков, а штурмовики типа Су-25 и боевые вертолёты уязвимы для огня противника.

После выхода на позицию дирижабль-носитель осуществляет запуск БПЛА на патрулирование. Патрульные БПЛА должны быть оснащены вооружением с минимальной стоимостью – управляемыми и неуправляемыми авиабомбами малого диаметра, неуправляемыми авиационными ракетами, стрелково-гранатомётным вооружением и т.п. Обнаружение противника ведётся как средствами разведки БПЛА, так и средствами разведки дирижабля-носителя, который после обнаружения цели направляет на неё ближайший БПЛА. Дирижабль-носитель осуществляет дежурство в течении двух недель, после чего его сменяет другой дирижабль-носитель.

Основная задача дирижабля-носителя и его авиакрыла – осуществлять постоянное, круглосуточное, изматывающее воздействие на противника. Любая обнаруженная цель должна быть уничтожена в кратчайшее время. Средства радиолокационной и тепловизионной разведки должны обеспечить круглосуточное обнаружение противника, а нахождение дирижабля-носителя вблизи зоны ответственности обеспечит минимальное время реакции.

После нескольких недель непрерывного воздействия можно ожидать что противник будет значительно деморализован и понесёт большие потери в живой силе и вооружении. В случае, если принято решение о наземном штурме, БПЛА с дирижабля-носителя должны оказывать непосредственную авиационную поддержку наземным войскам. Учитывая специфику выполняемых задач, дирижабль-носитель БПЛА должен входить не в состав ВВС, а в состав сухопутных войск, действуя непосредственно в их интересах, что позволит добиться максимального уровня взаимодействия операторов БПЛА и наземных бойцов.

Альтернативное размещение БПЛА на наземной базе потребует или привлечения моделей с большей дальностью полёта, а, следовательно, и с большей стоимостью полёта, или оборудования базы рядом с зоной ответственности, и её обороны. В любом случае будет увеличено время реакции и уменьшены возможности по обнаружению противника.

Вывод

Они готовы вернутся в небо, в новом обличие.


Дирижабли - огромные заполненные газом конструкции - появились в начале XX века. В течение нескольких десятилетий все воспринимали их с энтузиазмом и считали практичным и эффективным решением для перевозки с комфортом большого количества людей или перевозки военных грузов. Но в 1930-х случилась трагедия, которая в корне изменила отношение к дирижаблям. Сегодня же, по прошествии почти века дирижабли снова возвращаются на арену, но уже в новом обличье.

Неудивительно, что популярность полетов в массивных конструкциях, заполненных газом, упала до нуля, и индустрия так и не восстановилась. Но мечта о путешествиях в аппаратах легче воздуха не умерла до сих пор. Поэтому правительственные агентства и частные компании продолжают экспериментировать с огромными дирижаблями по сей день.

1. Aeroscraft ML866

В этом дирижабле переплетаются классические и инновационные решения.

Инженеры Aeroscraft Corporation взялись за колоссальную задачу - построить дирижабль с внутренним пространством площадью 465 квадратных метров.

При эксплуатации новый дирижабль сможет достичь крейсерской высоты 3 658 метров и сможет пролететь до 5 000 километров. Заявленная грузоподъемность - 66 тонн.

2. Airlander 10

Невероятно подъемный транспорт.

В настоящее время крупнейший в мире летательный аппарат на гелии является Airlander 10 - спроектированный и изготовленный британской компанией Hybrid Air Vehicles аппарат, который объединяет в себе технологии вертолетов и самолетов. В длину он достигает 92 метра (для сравнения, самый большой пассажирский самолет Airbus A380 длиной всего 71 метр).

Airlander 10 отправился в свой первый полет 17 августа 2016 года, пролетев за 19 минут 10 километров в Бедфордшире, Великобритания. При этом он достиг высоты 152 м.

3. Fireball finder

Отличный универсальный дирижабль.

3 мая того же года исследователи из NASA и Института поисков внеземного интеллекта (SETI) поднялись на высоту 300 м на дирижабле, длина которого составляла 75 м (немногим больше самолета Boeing 747). В течение 5-часового полета они искали кратеры, которые могли отмечать места, где врезались в землю куски метеорита.

4. Walrus

Военные по всему миру готовы снова кататься на дирижаблях.

В рамках программы Walrus в Управлении перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) разрабатывается гибридный дирижабль, который будет тяжелее воздуха, а подъемную силу он будет генерировать посредством сочетания аэродинамики, вектора тяги и генерации летучего газа.

Представители DARPA заявили, что эти современные дирижабли предназначены с помощью передовых технологий преодолеть проблемы проектирования, с которыми сталкивались дирижабли в более ранние эпохи.

5. The Falcon Project

Нашумевший проект по строительству дирижаблей подарил миру вот это.

С этой целью представители проекта Falcon объявили в 2012 году, что они начнут поиск двуногого зверя, запустив развернув дистанционно управляемый наполненный гелием летательный аппарат, чтобы наблюдать с неба за лесами, где якобы видели это существо. Построенный на заказ 14-метровый Aurora Mk II будет охотиться Бигфутом, сканируя ландшафт с помощью антенн и камер с высоким разрешением, которые снимают в разных диапазонах и спектрах.

6. Рыбоподобный дирижабль

Иногда нужно, что-то проверенное временем.

7. Zeppelin NT

Было бы странно, если бы эти дирижабли не вернулись.

В 2008 году дизайнерская компания Airship Ventures в Калифорнии приобрела 12-пассажирский цеппелин стоимостью 12 миллионов долларов - Zeppelin NT, построенный немецкой компанией Zeppelin Luftschifftechnik GmbH для использования в экскурсионных целях.

Цеппелины вернулись в небеса Германии в 1997 году, когда был запущен первый прототип Zeppelin NT, а это первый цеппелин, который появится в Калифорнии с 1930-х годов (тогда здесь небеса бороздили воздушные корабли US Navy Macon и USS Akron).

Впрочем, на разработке одних только дирижаблей современные конструкторы не останавливаются. Одной из последних разработок стал автомобиль-тривиллер, который может взмыть в небеса , когда это действительно необходимо.

Читайте также: