Нужно ли страховать газовые котельные

Обновлено: 05.07.2024

Согласно требованиям федерального законодательства компания, использующая котельную у себя на производстве, должна пройти регистрацию котельной в Ростехнадзоре, с целью придания котельной статуса ОПО не позднее, чем через 10 дней после начала ее использования

Условия при которых необходима регистрации котельной и котлов в Ростехнадзоре

Газифицированная котельная считается потенциально опасным объектом потому что:

  • В своей работе она использует природный газ, который является крайне опасным веществом;
  • Она работает, постоянно находясь под избыточным давлением (порядка семи сотых от мега паскаля).

Мощность, не учитывается при определении котельной в качестве ОПО. Чтобы газифицированная котельная считалась ОПО, должно быть выполнено хотя бы одно из двух условий:

  • Газопровод должен работать под давлением в 0.005 мега паскалей (газопроводы жилых зданий являются исключениями);
  • Суммарная масса используемого сжиженного углеводородного газа должна превышать одну тонну (если используется природный газ, то то же самое для него).

Газовая котельная состоит из наружных и внутренних газопроводов, основного сооружения, а также из всевозможных технических и технологических устройств и приборов.

Для того, чтобы можно было применять государственное законодательство о промышленной безопасности, сети газового распределения и потребления рассматриваются признакам (все эти признаки учитываются в совокупности):

  • Какие объекты входят в сети распределения и потребления газа;
  • Уровень давления природного газа.

Какие документы необходимо учесть при идентификации оборудования газового типа?

  • Необходимо рассмотреть объектную документацию оборудования,
  • обосновывающий безопасность используемого газового оборудования документ (конечно, если таковой имеется),
  • декларация об промышленной безопасности (опять же, если таковая имеется),
  • техрегламенты, содержащий координаты всех объектов и сооружений на территории организации ,
  • данные об применяемых на основных и вспомогательных производствах документах,
  • спецификация используемого оборудования,
  • документация на все технические устройства объекта,
  • данные об максимальном количестве одновременно используемых опасных устройств.

Опираясь на данные, которые были получены через идентификацию объекта, эксперт должен обобщить информацию и составить документ, в котором размещена характеристика опасного производственного объекта.

Какие данные для этого потребуются?

  • Акт о приеме объекта распределяющей газ системы;
  • Внутрицеховой строительный паспорт;
  • Паспорта на все потребляющее и распределяющей газ оборудование;
  • Схема внутреннего газопровода;
  • Акты о приеме газового узла и сигнализаторов загазованности (заводские номера должны быть указаны);
  • Документы на автоматизации безопасности и регулировки;
  • Акт, согласно которому ответственность за оборудование несет его пользователь, а не обладатель.

После того, как потенциально опасный объект успешно идентифицирован в качестве ОПО, ему присваивается уникальное для него название согласно федеральному регламенту. А также его наделяют определенным классом опасности, данный признак определяется на основании риска использования опасного оборудования при работе в той сфере, в которой его собираются использовать.

Информация об потенциально опасном объекте отправляется в Ростехнадзор в двух экземплярах (впоследствии один из них возвращается отправителю) вместе с заявлением об классификации данного объекта как ОПО (данное заявление также возвращается).

Если вашей компании необходимо поставить на учет газовый котел или помощь в регистрации газовой котельной в Ростехнадзоре, то специалисты нашей компании помогут вам в этом.

Вам нужно будет предоставить нам

  • фирменный бланк вашей организации
  • ваш устав
  • свидетельства ИНН и ОГРН
  • учетную карточку вашей компании
  • документы на земельный участок, здание и строение, где вы планируете разместить ОПО
  • текст из вашего подраздела "Технологические решения" проектной документации на ваш производственный объект
  • экспертизу проектной документации
  • справку и постановке данного строения (или же здания) на баланс вашего предприятия.

Стоимость регистрации газовой котельной формируется из данных об объекте, а оформление всех документов займет приблизительно 5 дней.

Холдинг Certification Group предлагает профессиональные услуги по Экспертизе промышленной безопасности в России и странах Таможенного Союза. Получить сертификат соответствия Таможенного Союза довольно просто.


Существующие площадки газопотребления имеют узлы учета, но большинство из них уже не соответствуют современным требованиям нормативной документации в области метрологии.

Как правило, в типовых формах договоров на поставку газа (заключаемых между поставщиком газа, газораспределительной организацией и потребителем) прописано, что учет расхода газа должен осуществляться по исправному и аттестованному в установленном порядке измерительному комплексу, учитывая коррекцию на величину относительной расширенной неопределенности измерения расхода газа, рассчитанную аккредитованным органом в соответствии с действующими стандартами и нормативными документами.

Иными словами, УКУГ, применяемый для коммерческих расчетов, должен быть принят и аттестован должным образом.

Если у покупателя нет УКУГ либо они неисправны (не соответствуют требованиям нормативно-технической документации), нет действующих поверительных клейм и (или) свидетельств о поверке, и (или) записи в паспортах (формулярах) средств измерения, нарушены пломбы поставщика или газораспределительной организации (не соответствуют требованиям нормативно-технической документации), учет поданного (принятого) количества газа производится по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок, и времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия, неисправности (несоответствия требованиям нормативно-технической документации) УКУГ.

Разумеется, что при такой методике расчета количество закрываемого потребленного объема газа за отчетный период будет в разы больше фактического потребления.

Разберемся, какими документами обосновано данное требование.

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при учете количества энергетических ресурсов[1].

Все проводимые измерения, подпадающие под сферу государственного регулирования, должны проводиться по аттестованным методикам измерения.

Для различных средств измерений государством разработаны отдельные методики:


Для учета тепловой энергии таких нормативных документов на сегодняшний день нет. Видимо, нас это ожидает в обозримом будущем.

УКУГ — это комплект средств измерений и устройств, чтобы точно измерять количество газа, а также контролировать и регистрировать его параметры и передавать данные поставщику газа либо владельцу устройства.

Внесем ясность: УКУГ является средством измерения и учета газа для ведения подсчетов потребления газа хозяином котельной и поставщиком газа.

НУЖНО ЛИ РЕГИСТРИРОВАТЬ УКУГ В ОРГАНАХ РОСТЕХНАДЗОРА?

Чтобы ответить на вопрос, разберемся с терминами.

Техническое перевооружение ОПО[3] — приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств[4].

Техническое устройство — составная часть сети газораспределения и сети газопотребления (арматура трубопроводная, компенсаторы (линзовые, сильфонные), конденсатосборники, гидрозатворы, электроизолирующие соединения, регуляторы давления, фильтры, узлы учета газа, средства электрохимической защиты от коррозии, горелки, средства телемеханики и автоматики управления технологическими процессами транспортирования природного газа, контрольно-измерительные приборы, средства автоматики безопасности и настройки параметров сжигания газа) и иные составные части сети газораспределения и сети газопотребления[5].

Значит, УКУГ подлежит регистрации.

По факту, работая со специалистами Ростехнадзора, отметим, что зачастую они не придают значения УКУГ, так как он является средством измерения и учета газа для ведения подсчетов потребления газа хозяином котельной и поставщиком газа.

Ставить УКУГ на учет или нет, решать вам в индивидуальном и личном порядке.

КАК РАБОТАЕТ УКУГ?

Пример принципиальной схемы УКУГ представлен на рис. 1.


Рабочих способов измерения газа на сегодняшний день много, но из-за технических и эксплуатационных особенностей не все из них можно применить в конкретном случае. Каждый способ имеет свои преимущества и свои недостатки.

В основном различаются методы измерения самого расхода. В зависимости от него УУГ дополняется необходимыми средствами измерения — датчиками давления и его перепада, температуры, электронными корректорами и т. д.

Для каждого метода измерения разработаны отдельные госстандарты.


Чтобы снимать показания дистанционно, применяем программное обеспечение по типу СОДЭК, установленное на диспетчерских компьютерах газораспределительной организации.

Чтобы при этом подключить корректоры иного производителя, зачастую необходимо применить другое программное обеспечение, что стоит денег и требует дополнительного обучения персонала.

В целом внешне УКУГ будут выглядеть примерно так, как показано на рис. 2.


[2] Утвержден Приказом Минэнерго России от 15.03.2016 № 179 (в ред. от 24.04.2018).

[3] Опасный производственный объект.

[5] Пункт 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 (в ред. от 14.12.2018).

Р. С. Ивашкин,
руководитель направления отдела строительства и эксплуатации гражданских объектов телекоммуникационной компании



Оберегаем счастье

тел.: +375 17 269-269-2
моб.: 7557 МТС, A1, Life - по тарифам операторов

Наиболее часто задаваемые вопросы

Просим вас относиться к составлению вопросов более тщательно.
Если ваши вопросы связаны с расчётом сумм страхования, пожалуйста, в первую очередь проконсультируйтесь со специалистами по своему месту жительства.


Благодарим вас за обращение на наш сайт!

Список вопросов будет обновляться.

Вопросы предварительно не редактируются.


Согласно Положению о страховой деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь 25.08.2006 № 530, в случае отсутствия у Вас действительного на территории Республики Беларусь страхового сертификата "Зеленая карта", выписанного российским страховщиком, на границе, при въезде в Беларусь, Вы сможете приобрести у представителя белорусской страховой компании договор пограничного (внутреннего) страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Договор страхования может быть заключен на срок от пятнадцати дней до двенадцати месяцев. Оплата может быть осуществлена в евро, долларах США, российских рублях или белорусских рублях.


могу ли я оплатить (продлить) зеленую карту, находясь за границей?

Сообщаем Вам, что договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выезжающих за пределы Республики Беларусь ("Зеленая карта"), может быть заключен владельцем только на территории Республики Беларусь.

В случае истечения сроков действия такого договора во время нахождения за пределами Беларуси Вы можете обратиться в зарубежную страховую организацию и заключить договор внутреннего страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на условиях страны пребывания.


Вопрос, поступивший на прямую телефонную линию с генеральным директором Белгосстраха. Когда будут производиться выплаты страховых сумм по договорам долгосрочного страхования, заключенным в период существования СССР ?

В соответствии с правилами страхования, на условиях которых были заключены договоры, страховая организация, как одна из сторон договора, обязана по окончании срока страхования выплатить страховую сумму, обусловленную условиями страхования при заключении договоров, и эти обязательства Белгосстрахом были бы выполнены в безусловном порядке.

Вместе с тем следует отметить, что в результате распада СССР, его кредитно-финансовой и страховой систем, обострившихся в начале 90-х годов и продолжавшихся в дальнейшем в республике и на всем постсоветском пространстве инфляционных процессов, либерализации цен – страховые суммы, подлежащие выплате по окончании срока действия договоров долгосрочных видов страхования (страхования детей, страхования к бракосочетанию, смешанное страхование жизни) были по независящим от Белгосстраха причинам в очень большой степени обесценены. Кроме того, эти суммы были уменьшены в 10 и 1000 раз в результате проведенных в республике деноминаций белорусского рубля 1994 и 2000 г .г. Это не дает, к сожалению, Белгосстраху возможности производить выплаты страховых сумм в размерах, соответствующих нынешней экономической ситуации, так как денежные резервы Белгосстраха, сформированные из уплаченных страхователями страховых взносов и предназначенные для выплаты страховых сумм по окончании срока действия договоров были в той же степени обесценены инфляционными процессами, а также уменьшены в 10 и 1000 раз в результате вышеуказанных деноминаций белорусского рубля.

В настоящее время по договорам долгосрочного страхования органами государственного управления республики прорабатывается вопрос о возможности компенсации уплаченных страховых взносов по данным договорам.

По принятии окончательного решения по данному вопросу о сроках, порядке и месте компенсационных выплат будет сообщено в средствах массовой информации республики.


Вопрос поступивший на "горячую линию": Считается ли страховым случаем повреждение газового котла? И в каком размере будет определен ущерб в случае его повреждения водой?

В составе строений принимается на страхование установленное оборудование (газовое, электрическое, сантехническое), а также инженерные коммуникации внутри строений (системы водоснабжения, отопления, электроснабжения, канализации). Следовательно, повреждение такого оборудования и коммуникаций водой при паводке может быть признано страховым случаем.

Размер ущерба исчисляется страховщиком при их повреждении по стоимости восстановления, рассчитанной по ценам аналогичных материалов (оборудования) и действующим расценкам на работы на день страхового случая. При этом страховое возмещение выплачивается в размере ущерба, если страхование проводится в добровольной форме, и в размере 50 процентов ущерба – если в обязательной форме.


Вопрос поступивший на "горячую линию": Ежегодно страхую строения в добровольной форме на 100 млн. рублей. В этом году необходимо уплатить 300 тыс. рублей. Можно ли уплатить их в рассрочку.

Согласно условиям добровольного страхования имущества граждан уплата страховой премии может производиться единовременно за весь срок действия договора страхования либо по соглашению сторон в рассрочку: в два этапа, поквартально либо по индивидуальному графику. Конкретный график платежей можно согласовать с обслуживающим Вас страховым агентом.


Вопрос поступивший на "горячую линию":В 2012г. построили новый дом на берегу Припяти. Можно ли застраховаться от повреждения строений в результате паводка. И от каких рисков еще защитит страховка?

Условиями как обязательного, так и добровольного страхования строений предусмотрен риск повреждения строений водой при половодьях и паводках.

Страховыми случаями по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, являются утрата (гибель) или повреждение строений в результате сильного ветра (в том числе шквала, смерча, урагана), града, сильного дождя, сильного снегопада, сильного мороза, сильной жары и других опасных явлений природы, которые по своей интенсивности (силе), масштабу распространения и (или) продолжительности могут причинить вред строениям, высокого уровня воды (при половодьях, паводках, заторах, зажорах), выхода подпочвенных вод, просадки грунта, обвала, оползня, землетрясения, удара молнии, пожара, взрыва, аварии отопительной системы, водопроводных и канализационных сетей, падения летательных аппаратов.

В соответствии с условиями добровольного страхования имущества граждан (в т.ч. строений и предметов домашнего имущества) страховыми случаями являются:

сильный ветер, град, сильный дождь, сильный снег, сильный мороз, сильная жара, высокий уровень воды, удар, землетрясение, оползень и другие неблагоприятные явления природы;

пожар, взрыв, падение деревьев, наезд транспортных средств, выход из строя электротехники в результате перенапряжения в электросети, авария отопительной системы, водопроводных и канализационных сетей, авария внутренних водостоков, проникновение воды из соседних помещений;

3) неправомерные действия третьих лиц – противоправные действия третьих лиц (лиц, не являющихся субъектами страхования), факт совершения которых установлен компетентным органом и за которые законодательством предусмотрена уголовная или административная ответственность.


1. строения должны принадлежать страхователю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации или выпиской из Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

2. при постоянном использовании их собственниками, членами их семей или иными лицами с согласия собственника для проживания и хозяйственных нужд.

Поскольку Вы проживаете в г.Петриков и дом в Житковичском районе никем не используется для постоянного проживания, такие строения не подлежат обязательному страхованию.

При этом необходимо понимать, что в обязательной форме могут быть застрахованы только жилые дома и примыкающие к ним строения. Отдельно стоящие от жилого дома строения и хозяйственные постройки, гаражи, ограждения могут быть приняты на страхование только в добровольной форме.


Вопрос поступивший на "горячую линию": Почему мне не возместили по обязательному страхованию строений ущерб в полном объеме за повреждение обоев и ламината?

Получить полную страховую защиту и возместить весь ущерб при наступлении страхового случая можно, заключив договор добровольного страхования.


Вопрос поступивший на "горячую линию": Можно ли застраховать от паводка не только дом, но и домашнее имущество – мебель, ковры, бытовую технику? И в какие сроки производится выплата страхового возмещения?

Мебель, бытовую технику и прочее домашнее имущество – предметы (вещи) домашней обстановки, обихода, хозяйства, быта и потребления, используемые в личном хозяйстве собственником и (или) членами его семьи, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство, для удовлетворения бытовых и культурных потребностей данной семьи, можно застраховать в Белгосстрахе на льготных условиях (со скидкой), если Вы уже имеете договор добровольного страхования строений.

В случае повреждения или гибели имущества страховщик обязан принять решение о признании заявленного случая страховым, оценить ущерб и рассчитать размер страхового возмещения в течение 7 рабочих дней после получения всех необходимых документов, подтверждающих факт, причину, обстоятельства, характер и объем ущерба. После утверждения акта о страховом случае выплата страхового возмещения производится в течение 7 рабочих дней.


В то же время он признал норму соответствующей Конституции в части оплаты данной коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, жильцами дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения


Один из экспертов отметил, что при всей очевидной справедливости поставленная Конституционным Судом задача представляется непростой с точки зрения ее технической и нормативной проработки, а также реализации на практике. Вторая посчитала, что несмотря на выводы КС совокупная плата за отопление без разделения по видам отапливаемых помещений не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.

В Постановлении № 16-П от 27 апреля 2021 г. Конституционный Суд проверил на соответствие Конституции положения, предусматривающие оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной жильцам МКД на общедомовые нужды.

История спора

Валентина Шестерикова проживает в многоквартирном доме, который подключен к системе централизованного теплоснабжения, но при этом большая часть жилых помещений (в том числе квартира женщины) и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников энергии (газовых котлов). В этих помещениях произведен демонтаж радиаторов и осуществлена теплоизоляция стояков отопления.

С 2018 г. собственникам помещений, которые используют газовые котлы, начисляется плата за отопление мест общего пользования исходя из показаний общедомового прибора учета. Одна из жильцов дома П. обратилась в суд в интересах всех собственников жилых помещений с иском к теплоснабжающей организации о признании действительным одностороннего отказа этих лиц от исполнения публичного договора теплоснабжения, о возложении на ответчика обязанности аннулировать соответствующие лицевые счета и произведенные по ним начисления.

Заключением судебной строительно-технической экспертизы было установлено, что места общего пользования не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений. Инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвале, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги.

Отказывая в иске, суды исходили, в частности, из того, что законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.

Валентина Шестерикова обратилась в Конституционный Суд. Она посчитала, что абз. 3 п. 42.1 и п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции. Также она оспорила формулу 3 приложения № 2 к Правилам, определяющую размер платы за коммунальную услугу по отоплению в конкретном помещении в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета.

По мнению Валентины Шестериковой, оспариваемые нормативные положения обязывают собственников, которые используют газовые котлы, нести расходы, связанные с потреблением тепловой энергии, в целях содержания общего имущества МКД, хотя места общего пользования не имеют отопительных приборов и иных элементов системы отопления, тем самым понуждая этих лиц оплачивать фактически не оказанную им услугу.

КС проанализировал существующий порядок оплаты отопления

Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что из представленных судебных постановлений следует, что п. 44 и 45 Правил непосредственно не применялись судами при рассмотрении дела, поскольку соответствующие правовые нормы регулируют отношения, связанные с исчислением размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, за исключением отопления. Поэтому КС прекратил производство по жалобе в этой в части.

В то же время Суд заметил, что хотя абз. 3 п. 42.1 Правил и находящаяся с ним во взаимосвязи формула 3 приложения № 2 к Правилам и не были непосредственно упомянуты в судебных постановлениях, тем не менее они – наряду с иными правовыми нормами – фактически были положены в основу вывода судов об обязанности собственников вносить плату за коммунальную услугу исходя из показаний общедомового прибора учета. С учетом этого оснований полагать, что оспариваемые положения абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не применялись в деле Шестериковой, нет, решил КС.

Он указал, что данные положения являются предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями жилых помещений МКД, которые переведены на отопление с использованием индивидуальных источников, при отсутствии непосредственно в помещениях общего пользования дома отопительных приборов.

Как отметил Суд, предусмотренный абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы за отопление основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии, определенного на основании показаний общедомового прибора учета, пропорционально площади конкретного помещения. Правовое регулирование предполагает, что плата за отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества.

В то же время, указал КС, данный порядок учитывает и возможность существования в доме одного или нескольких помещений, в которых установлен индивидуальный источник тепловой энергии. В силу этого подлежащая внесению жильцами плата фактически исчисляется лишь исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества, на основании показаний общедомового прибора учета.

Ранее Конституционный Суд признал соответствующую норму Жилищного кодекса неконституционной, поскольку она не разделяет показания общедомовых и индивидуальных приборов учета

Суд сослался на свое Постановление от 20 декабря 2018 г. № 46-П и подчеркнул: сама по себе установка индивидуального источника тепловой энергии и его использование не могут служить достаточными основаниями для полного освобождения жильца от обязанности оплачивать коммунальную услугу в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

Данная правовая позиция, заметил КС, основывается на том, что переход отдельных помещений на автономное отопление не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям, тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома. Это обусловливает обязанность жильцов оплачивать ЖКУ вне зависимости от того, каким образом отапливаются помещения, посчитал Суд. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги допускается при отключении от централизованной системы отопления МКД в целом, а не отдельных его помещений.

КС отметил: поскольку схема теплоснабжения МКД и разводка внутридомовой системы отопления, как правило, предполагают прохождение через общие конструкции дома элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения, то тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется на общедомовые нужды. При этом объем тепловой энергии, потребленной на содержание общего имущества МКД, в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом. С этой точки зрения возложение обязанности по оплате коммунальной услуги вне зависимости от способа отопления согласуется с конституционным принципом равенства, заключил Суд.

Он также обратил внимание на то, что предусмотренный абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы фактически исходит из того, что для поддержания в помещениях общего пользования, не оснащенных отопительными приборами, температуры воздуха и уровня влажности используется исключительно тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям. Между тем для опосредованного обогрева помещений общего пользования используется и тепловая энергия, вырабатываемая индивидуальными источниками тепловой энергии. В ситуации же, когда на автономное отопление переведены подавляющее большинство помещений МКД, опосредованное отопление помещений общего пользования и дома в целом может осуществляться преимущественно за счет теплоотдачи от них. Объем энергии, выработанной этими источниками и фактически использованной в том числе на общедомовые нужды, может значительно превышать объем поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели.

Таким образом, заключил КС, жильцы МКД фактически участвуют в опосредованном отоплении всех помещений и дома в целом вне зависимости от способа отопления помещений, а значит, несут обусловленные таким участием расходы на отопление многоквартирного дома как целостной строительной системы.

Суд отметил, что переход на индивидуальные приборы учета, как правило, является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативным требованиям температурный режим и тем самым – надлежащую реализацию указанными лицами конституционного права на жилище. Исходя из этого реализация права на жилище, достойный уровень жизни перешедших на автономное отопление жильцов в МКД фактически обеспечиваются за счет их личных имущественных вложений и регулярных трат на поддержание надлежащего технического состояния производящего тепловую энергию индивидуального отопительного оборудования, а также на приобретение необходимого энергетического ресурса.

Тем не менее оспариваемое правовое регулирование, основанное на презумпции потребления на общедомовые нужды исключительно тепловой энергии, поступающей по централизованным сетям, предполагает безусловное и недифференцированное начисление платы за коммунальную услугу в целях содержания общего имущества в МКД пользователей любых расположенных в нем помещений вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения. При таком порядке определения размера платы, естественно, никоим образом не может учитываться использование тепловой энергии, выработанной установленным в отдельных помещениях индивидуальным отопительным оборудованием, отметил КС.

В силу этого жильцы, которые перешли на индивидуальное отопление, наряду с расходами на отопление принадлежащих им помещений вынуждены нести дополнительные расходы.

Между тем, отметил КС, необходимость создания условий для осуществления конституционного права на жилище, а также достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, обеспечения баланса прав и законных интересов всех жильцов в МКД, соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает такое правовое регулирование отношений, которое обеспечивало бы равный подход ко всем жильцам при распределении расходов на общедомовые нужды, имея в виду фактическое участие каждого, вне зависимости от способа отопления принадлежащих им помещений, в опосредованном отоплении помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах.

Отсутствие такого механизма расчета платы свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, вступающего в противоречие с конституционными гарантиями права частной собственности, права на жилище, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, посчитал КС.

Что решил Суд

Суд признал абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к ним не противоречащим Конституции в той мере, в какой данные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, жильцами всех помещений МКД, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованного общедомовым прибором учета, в том числе жильцами, переведенными на отопление с использованием индивидуальных источников энергии.

В то же время КС признал абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 не соответствующим Конституции в той мере, в какой положения обязывают жильцов помещений, расположенных в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения, оборудован общедомовым прибором учета и в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и переведенных на индивидуальное отопление, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

КС постановил Правительству РФ внести изменения в действующий порядок расчета. Суд указал, что Валентина Шестерикова имеет право на применение компенсаторных механизмов. Форму и размер компенсации должен определить Шпаковский районный суд Ставропольского края как суд, рассмотревший в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный нормативный акт. Суд посчитал, что пересмотр дела заявительницы – в условиях невозможности перерасчета платежей за коммунальную услугу по отоплению за прошлый период между жильцами – может привести в том числе к неоплате части фактически поступившей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии и тем самым к разбалансировке правоотношений по теплоснабжению указанного дома, а потому дело Валентины Шестериковой не подлежит пересмотру.

Эксперты неоднозначно оценили постановление

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что несмотря на выводы Конституционного Суда вносимая собственниками, демонтировавшими систему отопления на законных основаниях, совокупная плата за отопление без разделения на плату за отопление помещений дома, которые не оборудованы индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и плату на общедомовые нужды, все же не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.

Главное, по мнению Николая Сапожникова, что Конституционный Суд отметил: даже конструктивно обусловленное отсутствие в общих помещениях МКД приборов отопления не отменяет обязанности нести это бремя, так как при наличии подключения к центральному отоплению в любом случае происходит обогрев общего имущества МКД от соответствующих центральных коммуникаций.

Читайте также: