Что с генеральным прокурором

Обновлено: 28.06.2024

Генеральный прокурор РФ – должностное лицо, высший орган в системе прокуратуры Российской Федерации. Задача генерального прокурора РФ – осуществление руководства Генеральной прокуратурой страны, а также системы Прокуратуры в целом. После получения должности Генеральному прокурору России официально присваивается титул советника юстиции.

Назначение генерального прокурора РФ

Генеральный прокурор России – это должностное лицо, имеющее серьезные полномочия и способное влиять на различные сферы государственного устройства. По этой причине его назначение производится исключительно высшими органами законодательной и исполнительной власти.

Назначить на должность или лишить полномочий Генерального прокурора РФ – это прерогатива СФФСРФ (Совета Федерации Федерального Собрания). Подбирать кандидатуру и предоставлять ее к рассмотрению имеет право президент Российской Федерации. Если же Совет Федерации не поддержал предложенного кандидата и не набрал необходимого числа голосов в процессе принятия решения, то Президенту дается еще один месяц для предоставления нового претендента на должность.

После одобрения нового Генерального прокурора России, последний в установленном порядке должен принять присягу. При этом приводит Генпрокурора РФ к присяге председатель СФФСРФ. Новое должностное лицо перед лицом Федерального Собрания и народа России клянется соблюдать Конституцию и законы РФ, в своей деятельности ориентироваться на защиту прав и свобод каждого гражданина, а также ставить первоочередной задачей защиту интересов родного государства.

В процессе своей деятельности Генпрокурор России каждый год обязуется представлять палате Федерального Собрание и лично Главе государства доклад о положении дел, а также состоянии правопорядка, уровню преступности, а также проведенных работ по улучшению ситуации. Доклад всегда представляется лично Генеральным прокурором Российской Федерации. Отправление первого или других заместителей для доклада запрещено (кроме случаев, которые оговорены в Законе).

Нормативно-правые акты (приказы, указания, распоряжения) Генерального прокурора РФ

подчиненные генерального прокурора РФ


В процессе ведения деятельности Генпрокурор России имеет все полномочия для издания приказов, указаний и прочих нормативно-правовых актов, которые обязательны для исполнения всеми сотрудниками учреждений прокуратуры. Так, Генеральный прокурор России имеет право выдавать распоряжения, приказы, инструкции, положения и указания, которые тем или иным образом регулируют вопросы работы прокуратуры Российской Федерации, а также оговаривают порядок мер социального и материального обеспечения. Единственное, кого нормативно-правовые акты Генпрокурора РФ могут не касаться так это Следственный комитет.

Вопросы, которые регулируются этими документами, могут охватывать все наиболее важные аспекты деятельности Прокуратуры РФ. В нормативно-правовых актах могут затрагиваться аспекты организационного характера, социального или материального обеспечения сотрудников системы Прокуратуры, а также ряд других вопросов, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Так, можно выделить несколько нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ:

1. Приказы. Этот тип нормативного акта относится к категории ведомственных. В его основе положения Конституции Российской Федерации, международных соглашений РФ, Закона о прокуратуре и прочие федеральные законодательные акты. Генеральный прокурор РФ имеет право издавать приказы по основным вопросам, касающимся организации работы системы Прокуратуры, особенностей реализации мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников системы.

приказ генерального прокурора РФ


Чаще всего приказы Генерального прокурора РФ касаются следующих вопросов – организации управления и надзора в структурах прокуратуры, организации и надзора за соблюдением Законов РФ, проведения мероприятий розыскного характера, организации выполнения Законов на транспорте и так далее.
Приказы Генпрокурора РФ, как форма нормативно-правового акта, могут быть разграничены сферами ведения и касаться ряда других проблем правого и организационного характера.

2. Указания – это нормативно-правовой акт, изданный Генеральным прокурором РФ, который регулирует более узкие направления работы структуры. Так, указания Генпрокурора России могут быть направлены на оптимизацию внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля исполнения вопросов приватизации и выполнения ряда других задач. Указания руководителя прокуратуры могут издаваться на основании следственного опыта Генпрокурора или материалов Прокуратуры РФ. Кроме этого, результатом выпуска указания может быть предварительно проведенная проверка.

3. Распоряжения – акты нормативно-правового характера, которые связаны с реализацией кратковременных (чаще всего разовых) задач.

4. Положения - акты, с помощью которых проще регулировать статус отделов и подразделений системы прокуратуры, порядок выполнения мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников всех органов прокуратуры и так далее.

5. Инструкции помогают четко распределить обязательства каждого отдельно взятого органа, а также технологию ведения некоторых направлений деятельности, к примеру, вещественных доказательств, хранения документов, учета статистики, делопроизводства и так далее.

Нормативно-правовые акты (или акты распорядительного характера) время от времени обобщаются и публикуются. Некоторые сборники актов, указаний, приказов, положений и прочих актов могут быть прокомментированы НИИ Генпрокуратуры РФ. Кроме этого, все нормативно-правовые акты Генпрокурора можно найти в печатном издании "Законность".

журнал законность

Права и обязанности генерального прокурора РФ

Данное должностное лиц выполняет функцию руководителя Генеральной прокуратуры. В связи и с этим у него есть следующие права:

2. Заниматься вопросами реорганизации, формирования или ликвидации структур, органов, отделов прокуратуры, определять их функциональные задачи, права и статус.

структура генеральной прокуратуры рф


4. Определять структуру Генпрокуратуры России и устанавливать штат подразделений с учетом фонда оплаты труда, устанавливать общую численность персонала, определять полномочия каждого из подразделений.

5. Назначать и снимать с должности всех работников прокуратуры, которые находятся ниже его по рангу:

- в Генпрокуратуре России – руководителей всех главных управлений, отделов, главных помощников, советников, старших прокуроров, помощников по особым поручениям и так далее;
- прокуроров всех субъектов РФ, а также приравненных к ним прокурорских работников;
- заместителей прокуроров субъектов РФ, прокуроров регионов страны (районов, городов);
- ректоров образовательный (в том числе и научных) заведений страны, работающих в системе прокуратуры РФ.

6. Вводить новых сотрудников в число коллегии Генпрокуратуры России.

7. Утверждать график приема людей заместителями, а также начальниками других подразделений, план работы Генпрокуратуры России, план проверок работы подразделений прокуратуры.

8. Выступать в роли председателя на заседания коллегии координационного совета руководителей правоохранительных органов или Генпрокуратуры.

9. Менять и устанавливать новый порядок принятия Присяги прокурорами.

10. Определять новые сроки и утверждать измененный порядок аттестации работников органов прокуратуры.

11. С учетом заслуг присваивать новые чины сотрудникам подразделений Прокуратуры Российской Федерации.

13. Менять по своему усмотрению на основе Законов РФ образец удостоверения сотрудника органов Прокуратуры.

удостоверение прокурора рф


14. Менять порядок личных дел сотрудников структуры, определять полномочия прокуроров, подавать представление о снятии с депутатов или членов Федерального собрания неприкосновенности, обращаться к Пленумам ВАС РФ и ВС РФ по вопросам дачи разъяснений касательно практики административных, уголовных, арбитражных и гражданских дел.

15. Участвовать в заседаниях органов исполнительной и местной власти, а также структур коммерческого и некоммерческого характера. При необходимости Прокурор РФ может оформлять обращение к Конституционном Суду РФ касательно грубых нарушений (если таковые имели место) свобод и прав граждан РФ.

16. Участвовать в заседаниях ВС РФ (Верховного Суда России), Пленума ВАС (Высшего Арбитражного Суда) России, Президиума ВАС РФ, палат Федерального Собрания (их комитетов, комиссий).

17. Издавать нормативно-правовые акты (указания, приказы, распоряжения и прочие документы), обязательные для выполнения, а также давать поручения своему подчиненному персоналу по вопросам, касающимся профессиональной деятельности.

18. Пересматривать и менять решение, касающееся нарушений законодательства РФ, а также приостанавливать исполнение приговора по сметной казни.

Кроме перечисленных выше, Генеральный Прокурор РФ имеет право направлять главе государства представление о снятии с должности лица высших органов власти, давать свою оценку ситуации и принимать решение по выдаче иностранного гражданина в случае совершения им преступления на территории России и так далее.

Руководитель системы Прокуратуры России, кроме своих прав, имеет еще и ряд обязательств:

- раз в год делать доклады перед главой государства и Федеральным Собранием России о состоянии дела в стране относительно уровня правопорядка и законности;
- проводить прокурорский надзор;
- отвечать не выполнение тех или иных задач, которые возложены на структуры прокуратуры РФ;
- выполнять прочие обязательства.

Генеральные прокуроры РФ с 1991 по 2015 год

С момента распада СССР и создания Российской Федерации генеральной прокуратурой страны управляли семь человек:

1. Степанков Валентин Георгиевич руководил прокуратурой в период с 1991 по 1993 год. За годы руководства запомнился личным участием в аресте главы Минобороны СССР Дмитрия Язова. Голосовал за ратификацию беловежского соглашения. В 1992 году получил чин государственного советника юстиции.

2. Казанник Алексей Иванович. Был назначен на должность Генерального прокурора РФ в 1993 году, но уже 12 марта следующего года подал в отставку. Назначение Казанника А.И. запомнилось грубым нарушением Конституции РФ. Его назначил Президент РФ, хотя на тот период это мог сделать только Верховный Совет. Подал в отставку из-за постоянного давления со стороны Администрации Президента по поводу амнистирования участников событий 91-го и 93-го годов.

3. Ильюшенко Алексей Николаевич – исполнял обязанности Генерального прокурора РФ с 26 февраля по 25 апреля 1994 года. Официально не был утвержден Советом Федерации.

4. Гайданов Олег Иванович – исполнял обязанности Генпрокурора до 08.10.1995 года.

5. Скуратов Юрий Ильич руководил системой Прокуратуры России с 1995 по 1999 год. В период деятельности участвовал в расследовании дел около 800 крупных чиновников, которые разворовывали государственные финансы путем использования своего служебного положения, и подозревались в махинациях с государственными краткосрочными облигациями. В 1998 году уголовное дело было возбуждено уже против самого Скуратова Ю.И. (дело Mabetx, связанное с реконструкцией Московского кремля).

7. Чайка Юрий Яковлевич руководит Генеральной прокуратурой России с 2006 года. В 2011 году вновь назначен на эту должность и работает на ней по сей день.

Официальное сообщество Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации запись закреплена

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации запись закреплена

Поздравление Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова с наступающим Новым годом и Рождеством

Завершается 2021 год. Он был непростым. От каждого из нас требовалась максимальная профессиональная самоотдача.
Показать полностью.

Нам еще предстоит подвести её итоги, но уже сейчас можно сказать, что уходящий год стал успешным этапом развития российской прокуратуры. И личный вклад каждого из вас – это залог достойного результата.

В 2022 году мы готовы и впредь максимально ответственно и эффективно защищать права граждан, отстаивать интересы общества и государства.

Отдельно остановлюсь на подготовке к празднованию 300-летия органов прокуратуры, образованных по указу Петра Первого. Все коллеги понимают, насколько масштабные мероприятия ожидают нас в наступающем году. Необходимо обеспечить их проведение на самом высоком уровне.

Символично, что традиция отмечать Новый год 1 января также была введена указом Петра Первого.

Поздравляю всех работников органов прокуратуры, ветеранов, зарубежных коллег с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым. Желаю вам крепкого здоровья, счастья и благополучия. Пусть в ваших семьях всегда царят радость, любовь и взаимопонимание.

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации запись закреплена

Проект рассказывает о роли прокуратуры в истории России, отдельное внимание уделено деятельности российской прокуратуры на современном этапе. На площадке представлено более 320 экспонатов: документы из фондового собрания Музея современной истории России, Государственного исторического музея, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории, Российского государственного исторического архива и др.

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации запись закреплена

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации запись закреплена

❗

Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен.

‼

В первом полугодии 2021 года прокуроры принесли свыше 23 тысяч апелляционных представлений на судебные решения по уголовным делам.

На видео – старший прокурор уголовно-судебного отдела прокуратуры Калужской области Маргарита Ковалева. Суд по делу о незаконном производстве наркотических средств в особо крупном размере.

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации запись закреплена

В рамках рабочей поездки в Амурской область Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов в г. Благовещенске провел прием граждан.

На прием обратились две местные жительницы по вопросу длительного строительства многоквартирного дома и нарушения прав дольщиков.
Показать полностью.

Установлено, что обе гражданки приобрели жилые помещения в многоквартирных жилых домах у застройщика по договорам долевого участия. Жилые дома своевременно построены не были, в отношении застройщика начата процедура банкротства.

На момент обращения к Генпрокурору России в соглашениях, заключенных между заявителями и организацией, которая в настоящее время осуществляет строительство домов для граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщика, отсутствовали сроки передачи жилых помещений.

Игорь Краснов поручил незамедлительно организовать проверку, мерами реагирования добиться сокращения сроков возведения проблемного объекта.

В прокуратуре области по данному вопросу прошла встреча с участием дольщиков, застройщика, представителей правительства области, по итогам которой рассмотрены варианты предоставления обманутым дольщикам жилья в сокращенные сроки.

Прокуратура области застройщику внесла представление, после рассмотрения которого с заявительницами заключены соглашения, в которых указаны конкретные сроки предоставления им жилья – ноябрь 2022 г. вместо планируемого 2027 г.

Завершение строительства домов остается на контроле прокуратуры области.

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации запись закреплена

В ходе визита Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова в Объединенные Арабские Эмираты состоялась его встреча с Генеральным прокурором страны Хамадом Сейфом Аль-Шамси.

Приветствуя иностранного коллегу, Игорь Краснов поблагодарил его за приглашение и теплый прием.

Он отметил, что 2 декабря исполнилось 50 лет со дня основания Объединенных Арабских Эмиратов.
Показать полностью.

Игорь Краснов обозначил круг полномочий российского надзорного ведомства и подчеркнул, что вызовы, с которыми сталкивается весь мир, определяют и приоритеты работы российских прокуроров. В частности, это противодействие киберпреступности, незаконному обороту криптовалют, легализации преступных доходов, финансированию терроризма, незаконной миграции, контрабанде наркотиков.

Он выразил уверенность в том, что решительный ответ растущим транснациональным вызовам и угрозам может быть дан лишь объединенными усилиями.

В ходе встречи состоялось подписание Генеральными прокурорами России и ОАЭ Меморандума о взаимопонимании между Генеральной прокуратурой Объединенных Арабских Эмиратов и Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Документ предусматривает в рамках юрисдикции и дружественных отношений взаимодействие между ведомствами двух стран в целях обмена опытом и укрепления сотрудничества.

Прежде всего, сотрудничество будет осуществляться в таких областях, как борьба с наиболее серьезными преступлениями организованного характера – преступлениями, связанными с использованием электронных средств и средств связи, преступлениями, связанными с цифровой валютой и финансовыми активами, в том числе с терроризмом и экстремизмом, легализацией доходов, полученных преступным путем, незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств и психотропных веществ, торговлей людьми, человеческими органами и тканями. Также предметом сотрудничества станут борьба с дискриминацией и разжиганием ненависти, борьба с преступлениями, связанными с использованием природных ресурсов и в сфере окружающей среды, возврат активов, полученных преступным путем.

Генпрокурор России указал на важность обеспечения реализации в повседневной работе подписанного Меморандума о взаимопонимании.

Игорь Краснов предложил уже со следующего года организовать совместные мероприятия на экспертном уровне по обмену опытом и лучшими практиками в сферах, представляющих взаимный интерес, закрепив их условия и сроки в программе сотрудничества. Он добавил, что такие программы сегодня у российской стороны имеются с прокуратурами более 20 государств мира.

Также Игорь Краснов поздравил коллегу с избранием представителя Объединенных Арабских Эмиратов на высокий пост Президента Интерпола, выразив надежду на конструктивное взаимодействие по этой линии.

Кроме того, он выразил признательность за совместную работу по линии Международной ассоциации прокуроров.

В заключение Генпрокурор России высказал уверенность в положительном влиянии сотрудничества прокуратур России и Объединенных Арабских Эмиратов на жизнь российских и эмиратских граждан.

Игорь Краснов пригласил Хамада Сейфа Аль-Шамси посетить с ответным визитом Москву, где 12 января будет отмечаться 300-летний юбилей со дня образования российской прокуратуры.

Игорь Краснов сменит Юрия Чайку на посту Генпрокурора РФ. Фото СКР

Юрий Чайка

Игорь Краснов в первую очередь известен тем, что расследовал такие громкие дела, как покушение на Анатолия Чубайса, убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, убийство судьи Московского городского суда Эдуарда Чувашова и деятельность русских националистов-радикалов. Также он возглавлял следственную группу, расследовавшую убийство Бориса Немцова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кто же он - новый, без пяти минут, Генпрокурор России (а в том, что Совфед утвердит предложенную президентом кандидатуру, сомнений мало)?

44-летний Игорь Краснов родился в Архангельске. Окончил Поморский госуниверситет имени Ломоносова. С 1997 года работал в прокуратуре. С 2006 по 2007 год – следователь центрального аппарата Генпрокуратуры. В 2007 году перешел в Следственный комитет - старшим следователем по особо важным делам при председателе СК. В 2016 году назначен заместителем главы СК (подробности)

Игорь Краснов и Александр Бастрыкин. Фото: Пресс-служба СК РФ

В ТЕМУ

О коррупции

Однако и недобросовестные крупные чиновники создают атмосферу, потворствующую коррупции. Поэтому, безусловно, устранение из коррупционных схем их главных бенефициаров в лице высокопоставленных должностных лиц — важная задача, и в этом направлении сосредоточены наши главные усилия при взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.

О чистоте кадров

- Созданы специализированные следственные отделы, следователи которых взаимодействуют с такими же специализированными подразделениями собственной безопасности, а также органами ФСБ, образуя, таким образом, автономную и самодостаточную инфраструктуру, лишенную рисков воздействия извне. Закономерно, что с годами наработанные в рамках этой системы связи становятся все прочнее, а плоды совместной деятельности все весомее и нагляднее для общества.

. Всем известны громкие дела в отношении самых высокопоставленных сотрудников Следственного комитета, которые, как я полагаю, свидетельствуют не столько о степени коррумпированности нашего ведомства, сколько о том, что мы не подвержены той корпоративности, которая у нас нередко понимается как укрывательство своих сослуживцев. Напротив, причастность к следственным органам является поводом для пристального внимания к людям в погонах, наделенных властью. Мы понимаем, что власть является тяжелым испытанием для человека и некоторые прошедшие, как говорят, огонь и воду последнюю проверку не проходят. К сожалению, среди них и наши теперь уже бывшие коллеги — за девять месяцев 2019 года 27 из них стали фигурантами уголовных дел, направленных в суды.

О школьных стрелках

- Что касается образовательных учреждений, то для обеспечения их безопасности мы выделяем, как представляется, несколько перспективных направлений. В их числе - развитие служб психологического сопровождения, специалисты которых смогут предотвратить нарастание критических проблем межличностного общения не только в ученической среде, но и на уровне преподавательского состава.

. Следственная практика показывает, что стандарты и нормативы в сфере безопасности не обеспечивают надежную охрану, что также требует усиления монополии государства в регулировании рассматриваемых правоотношений.

Особое значение приобретают и вопросы государственной материальной поддержки, поскольку отмечаемые трудности усугубляет недостаточное финансирование и низкий уровень подготовки сотрудников безопасности, что нередко продиктовано соображениями экономии, учитывая, что услуги последних являются менее затратными.

Повлиять на ситуацию, по нашему мнению, может изменение нормативной базы, регулирующей частную охранную деятельность, например, путем предъявления особых требований к организациям, оказывающим охранные услуги образовательным учреждениям.

Другим важным направлением в снижении уровня детской и подростковой преступности является работа с несовершеннолетними преступниками. В продолжение курса гуманизации уголовно-правовой политики представляется целесообразным рассмотрение вопроса совершенствования системы правосудия и практики исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, путем введения служб пробации, которые зарекомендовали себя как эффективный инструмент превенции за рубежом.

Путин предложил замглавы СКР на пост генпрокурора

Возрастная категория сайта 18 +

Генеральный прокурор РФ Валентин Степанков, 1992 год Николай Малышев/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 января 2020 года президент РФ Владимир Путин внес в Совет Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета России Игоря Краснова для утверждения его на посту генерального прокурора РФ. Одновременно президент предложил освободить от должности генпрокурора Юрия Чайку, который руководит Генеральной прокуратурой с июня 2006 года.

С 1991 года в России сменилось шесть генеральных прокуроров. ТАСС подготовил материал о том, кто в разные годы возглавлял Генеральную прокуратуру РФ.

Валентин Степанков (1991-1993)

Алексей Казанник (1993-1994)

Алексей Казанник (1941-2019), выпускник юрфака Иркутского госуниверситета, доктор юридических наук (1991). В 1975-1991 годах работал в Омском государственном университете, где заведовал кафедрой государственного права, управления и советского строительства. Был народным депутатом СССР (1989-1991). В 1989 году на I Съезде народных депутатов был избран в Верховный Совет СССР, но передал свой мандат не прошедшему в состав ВС Борису Ельцину. В декабре 1991 года, после ликвидации СССР и роспуска общесоюзного Верховного Совета, вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1993 году принимал участие в разработке новой российской конституции. 5 октября 1993 года указом президента Бориса Ельцина был назначен генпрокурором РФ. Возглавил следствие по делу о столкновениях в Москве 21 сентября - 4 октября 1993 года. Выступал за тщательное ведение расследования, отказался провести ускоренное следствие в течение 10 дней и потребовать для оппозиционеров смертной казни, заявлял о необходимости привлечения к ответственности "всех лиц, отдавших приказ о штурме Белого дома". 26 февраля 1994 года, после объявления Госдумой амнистии участникам событий, постановил освободить всех заключенных из СИЗО "Лефортово" и в тот же день подал заявление об отставке. 25 апреля 1994 года она была утверждена Советом Федерации РФ. После ухода из генпрокуратуры в 1996-2003 годах занимал пост вице-губернатора Омской области, затем был первым проректором Омского юридического института, занимался преподавательской деятельностью. Умер 2 июня 2019 года.

Алексей Ильюшенко (1994-1995; и. о. генпрокурора)

Алексей Ильюшенко (род. 1957), окончил юридический факультет Красноярского госуниверситета, с 1979 года работал в органах прокуратуры Красноярска, в 1989 году был переведен в Генеральную прокуратуру в Москве. В 1993 году он был назначен руководителем Контрольного управления администрации президента РФ, вошел в Межведомственную комиссию по борьбе с коррупцией. 26 февраля 1994 года Борис Ельцин назначил Ильюшенко исполняющим обязанности генпрокурора РФ. Однако Совет Федерации расценил это как нарушение конституции, согласно которой генпрокурора должна была назначить верхняя палата парламента, и дважды отказался утверждать кандидатуру Ильюшенко. В марте 1995 года Госдума выразила недоверие и. о. генпрокурора в связи с обвинением его в затягивании расследования убийства журналиста Владислава Листьева. Кроме того, ему ставили в вину сокрытие крупномасштабной коррупции при вывозе в 1992-1993 годах из Германии имущества Западной группы войск. 8 октября 1995 года Ельцин по просьбе Ильюшенко освободил его от должности, 4 ноября того же года тот был уволен из органов прокуратуры. Врио генпрокурора РФ был назначен Олег Гайданов. В феврале 1996 года Ильюшенко стал фигурантом уголовного дела. По данным следствия, нефтяная компания "Балкар-трейдинг", которую возглавлял знакомый Ильюшенко, помогла приобрести для его родственников по заниженным ценам два автомобиля Jeep Cherokee. Генпрокуратура инкриминировала Ильюшенко получение взятки и злоупотребление служебными полномочиями. Расследование продолжалось несколько лет. В мае 2001 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления. С августа 2001 года Ильюшенко занимал должность заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, затем был назначен первым заместителем руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Москвы. В 2011 году был освобожден от должности.

Юрий Скуратов (1995-2000)

Юрий Скуратов (род. 1952), выпускник и преподаватель Свердловского юридического института, доктор юридических наук (1987). В 1989 году перешел на работу в аппарат ЦК КПСС, был заместителем заведующего отделом по законодательным инициативам и правовым вопросам. Затем работал старшим консультантом у министра безопасности РФ Виктора Баранникова, в 1993 году был назначен директором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 24 октября 1995 года Совфед утвердил Скуратова на посту генерального прокурора РФ. Под его руководством Генпрокуратура занималась расследованием дел о т. н. пирамиде ГКО, о хищениях при реконструкции Московского Кремля ("дело Mabetex") и др. 2 апреля 1999 года Скуратов был отстранен от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями. Причиной послужила скандальная видеозапись, продемонстрированная в марте 1999 года на телеканале РТР. Демонстрация этого сюжета привела к отставке генпрокурора 19 апреля 2000 года, а также к прекращению расследования дела о злоупотреблениях должностных лиц Управления делами президента РФ при реконструкции Московского Кремля. В 2000 году он участвовал в выборах президента РФ, однако набрал лишь 0,43% голосов избирателей (восьмое место из 11). Позднее занялся общественной и преподавательской деятельностью.

Владимир Устинов (2000-2006)

Юрий Чайка (2006 - н. в.)

Юрий Чайка (род. 1951) после окончания Свердловского юридического института был направлен в органы прокуратуры Иркутской области. В конце 1980-х годов работал в Иркутском обкоме КПСС. В 1992-1995 годах занимал должность прокурора Иркутской области. В 1995 году переехал в Москву, где до 1999 года занимал должность первого заместителя генпрокурора Юрия Скуратова, в апреле - августе 1999 года исполнял обязанности генпрокурора. Затем, в 1999-2006 годах возглавлял Министерство юстиции РФ. 23 июня 2006 года постановлением Совета Федерации Юрий Чайка был назначен генеральным прокурором России. В годы его руководства в структуре ведомства произошли существенные изменения: в 2007 году при прокуратуре был образован Следственный комитет (СКП), которому были переданы функции по возбуждению и расследованию уголовных дел. Однако уже в 2011 году, после того как на базе СКП было создано самостоятельное ведомство - Следственный комитет России, прокуратура была лишена права самостоятельно возбуждать уголовные дела и вести по ним предварительное расследование. За ведомством сохранились полномочия по надзору за исполнением законодательства государственными органами и органами местного самоуправления, выдвижению и поддержке обвинения в суде, надзору за работой следователей всех силовых ведомств, координации деятельности правоохранительных органов. Генпрокуратура поддерживала гособвинения по уголовным делам в отношении бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, экс-губернаторов Кировской и Сахалинской областей Никиты Белых и Александра Хорошавина, бывшего главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, полковника Дмитрия Захарченко, по делу о хищениях при строительстве космодрома Восточный и др.

Читайте также: