Коллекторы звонят родственникам и угрожают что делать

Обновлено: 30.06.2024

Многим заемщикам, имеющим просроченную задолженность по кредиту, особый страх внушают коллекторы. Что это за люди? Коллекторы – это сотрудники коллекторских агентств, занимающиеся взысканием долгов с недобросовестных заемщиков. В их арсенале множество методов по возврату безнадежных кредитов, например, коллекторы угрожают, приходят к Вам или Вашим родственникам домой, звонят по телефону домой или на работу.

Если Вы оказались в затруднительной финансовой ситуации, а погашением Вашего кредита заинтересовались коллекторы, то Вам будет полезна информация, представленная в этой статье. Мы разработали инструкцию по правильному взаимодействию с сотрудниками коллекторских агентств. С ее помощью Вы сможете держать ситуацию под контролем и не позволите запугать себя их угрозами..

Убедитесь в законности передачи Вашего долга по кредиту коллекторам

Банк может передать Ваш кредит на взыскание третьим лицам только в двух вариантах:

  • Согласно ст. 382 ГК РФ, когда долг полностью переуступается третьему лицу. В этом случае идет смена кредитора. Согласие должника на это не требуется.
  • Между банком и коллекторским агентством заключается соглашение, при котором последний берет на себя функции взыскателя долга. Эта возможность должна быть обязательно прописана в кредитном договоре.

Уточните номер кредитного договора и сумму задолженности

Если Вам позвонил коллектор, то уточните, о каком кредитном договоре идет речь. Бывают случаи, что идет путаница и Вам могут предъявить претензии по чужому долгу. Если же ошибки нет, узнайте сумму задолженности. Она не должна существенно отличаться от той суммы, которую Вам в свое время озвучивал банк. Разница может состоять лишь в сумме штрафов и пени.

Что делать в конкретных ситуациях, связанных с коллекторами

Выбивать долги с заемщиков коллекторы могут различными способами:

  • информировать о задолженности и последствиях невозврата по смс и телефону;
  • рассылать письма;
  • угрожать;
  • назначать встречи

Все эти действия всегда сопровождаются психологическим давлением на должника.

Многих заемщиков волнует также вопрос, откуда третьи лица знают о них так много личной информации. Первоначально все сведения о заемщике коллектор получает из анкеты на кредит. В ней указываются адрес проживания, место работы и контактные номера телефонов. Контакты знакомых и родственников они могут узнать через социальные сети Вконтакте, Фейсбук, где многие в своих профилях прописывают личную информацию, доступную всем пользователям сайтов.

Иногда коллекторы используют личные знакомства с операторами связи для того, чтобы узнать новый номер заемщика в случае его смены. Эти действия с их стороны считаются незаконными.

Как вести себя, если коллекторы начали угрожать?

Зачастую коллекторы превышают уровень своих полномочий и переходят все границы. Они могут угрожать Вам по телефону или смс, используя нецензурные слова, а также тем, что придут к вам домой и учинят физическую расправу с Вами или Вашими родственниками. Все эти деяния считаются уголовно наказуемыми, поэтому можете смело писать заявление в прокуратуру. Желательно, чтоб перед этим вВы собрали необходимые доказательства:

  • если Ваш разговор с коллектором состоялся в присутствии вашего знакомого или родственника, то он может выступить в качестве свидетеля;
  • Вы можете записать разговор с коллектором на диктофон, предварительно сообщив ему, что ваше общение записывается (только в этом случае эту запись могут приобщить к делу).

Также Вы можете все номера коллекторов занести в черный список телефона, но не стоит забывать, что они могут звонить со скрытого номера. Это не запрещается.

Ст. 159 УК РФ в отношении Вас не сработает, если Вы хоть немного, но погасили кредит, а значит, попытались возвратить долг. Неважно, было это 100 рублей или больше. Ст. 177 УК РФ может применяться только после решения суда о признании за Вами долга.

Имеют ли право коллекторы приходить домой к Вам или Вашим родственникам?

Могут ли коллекторы прийти к Вам на работу

Бывают ситуации, когда взыскатели долга пытаются воздействовать на должника посредством его работодателя: они начинают звонить в отдел кадров или даже могут прийти по месту работы должника. В своей работе коллекторы не имеют права разглашать кредитную информацию о заемщиках третьим лицам. Если даже они придут к вам на работу, то вести какие-либо разговоры о долге они не смогут в присутствии Ваших коллег. Если же они выдали какую-либо информацию о ваших кредитах сотрудникам отдела кадров или другим лицам, то Вы вправе жаловаться в Роспотребнадзор.

Может ли коллектор отобрать Ваше имущество

Без решения суда коллекторы не имеют права описывать чье-либо имущество. Это могут делать лишь судебные приставы, имея на руках решения суда о признании Вас должником.

Если Вы все еще имеете дело с коллекторами, то можете быть уверены, что до суда дело так и не дошло, поэтому все их угрозы можете не принимать всерьез.

Коллектор звонит по ошибке. Что делать?

Если звонки со стороны коллекторов продолжатся, то можете пригрозить им заявлением в прокуратуру.

Коллекторы обратились за взысканием чужого долга

Вам могут угрожать по чужому кредиту в следующих случаях:

  • Вы являетесь поручителем по кредиту. В этом случае Вы несете солидарную ответственность с должником по его погашению, поэтому коллекторы вправе требовать с Вас возврат долга. Вы можете либо повлиять на должника, чтобы он закрыл задолженность, либо это бремя ляжет на Ваши плечи, коллекторы от Вас не отстанут.
  • Вы указаны в кредитной анкете в качестве контактного лица. Зачастую банки требуют с заемщика указание второго номера телефона, по которому с ним можно связаться. Многие должники указывают телефоны своих родственников или знакомых. В этом случае Вы не несете никакой ответственности по возврату долга, но коллекторы могут попробовать убедить Вас в обратном. Тем самым они надеются, что Вы либо уговорите должника погасить кредит, либо под психологическим давлением сделаете это сами.
  • Ваш номер телефона указан в деле ошибочно (см. ответ на предыдущий вопрос).

Возможно ли договориться с коллекторами, если платить нечем

Если сотрудник коллекторского агентства звонит Вам впервые, вежливо ведет разговор, то расскажите ему о своей финансовой ситуации (потеря работы, задержка зарплаты, болезнь и т.д.). Обязательно упомяните о том, какие шаги были Вами предприняты для урегулирования ситуации. В свою очередь, попросите коллектора предложить свои варианты решения. Объясните ему, что постоянные звонки не улучшат финансовую ситуацию. Если же Вы уже прикинули сумму, которую вы сможете выплачивать ежемесячно, то предложите коллектору новый график погашения.

Если коллектор ведет разговор с Вами в грубой форме, используют приемы психологического давления, то Вы имеете право не вступать с ним в дискуссию, внести его номер телефона в черный список или сменить номер телефона.

Вы добросовестный плательщик кредита, но к Вам обратились коллекторы

Статьи закона, контролирующие деятельность коллекторов

  • требовать уплаты долга посредством телефонных звонков, отправки смс-уведомлений и личных встреч;
  • беспокоить заемщика не чаще 2-х раз в неделю и исключительно с 8 утра до 22 вечера в будние дни и с 9 утра до 20 вечера в праздники и выходные;
  • встречаться с должником не чаще 1 раза в неделю.

При этом на должника не должно оказываться психологическое давление и применяться физическое насилие. Также законом ограничено общение коллектора с родственниками должника. Для этого необходимо получить согласия самого заемщика, а также должен отсутствовать отказ самого родственника от разговора.

Во время выполнения своих обязанностей коллекторам запрещается:

  • звонить должникам чаще, чем раз в сутки, 2 раза в неделю, 8 раз в месяц;
  • звонить в ночное время с 22:00 до 8:00 в будние дни и с 20:00 до 9:00 – в выходные;
  • звонить с неопределяемых номеров – только с фиксированных телефонных;
  • предпринимать действия, направленные на оказание психологического давления;
  • применять физическую силу, угрожать, причинять вред здоровью и имуществу;
  • общаться с инвалидами I группы, с несовершеннолетними, недееспособными или проходящими курс лечения в больнице;
  • информировать третьих лиц о долге гражданина без его согласия;
  • распространять сведения о должнике вне зависимости от согласия, которые касаются сроков задолженности и способов её взыскания;
  • распространять данные через Интернет или путём наклеивания листовок на любое здание или строение;
  • распространять сведения по месту работы гражданина.

О погашении просроченного долга разрешается общаться с заёмщиком профессиональным взыскателям и кредитным организациям, которые включены в специальный госреестр и соответствуют установленным требованиям. Эти требования касаются наличия чистых активов, сумма которых составляет не менее 10 миллионов рублей и договора об обязательном страховании ответственности на такую же сумму.

По закону совмещать микрофинансовую деятельность с обязанностями по взысканию задолженности не допускается, но микрофинансовые организации имеют право покупать долги.

Просроченные долги с физических лиц не могут взыскиваться гражданами, у которых имеется непогашенная или неснятая судимость за совершение преступлений в сфере деятельности, связанной с экономикой и общественной безопасностью, и руководителями, деловая репутация которых испорчена.

Как реагировать

Разговаривая по телефону с профессиональными взыскателями денег, рекомендуется:

  • быть корректным и всю беседу с ними записать, включив специальное устройство;
  • предложить позвонившему человеку представиться и назвать свои Ф.И.О;
  • задать вопросы, касающиеся места работы, занимаемой должности, названия компании, её адреса и номера телефона;
  • поинтересоваться наличием договора, на основании которого взыскивается долг, и его суммой.

На все эти вопросы позвонивший сотрудник агентства ответит при наличии у компании юридического статуса. Согласно ст. 7 Закона №230-ФЗ сотрудник агентства обязан представиться, позвонив в первый раз по телефону гражданину, имеющему задолженность. В случае игнорирования этих требований гражданин вправе написать заявление и подать его вместе с записью разговора, в котором угрожали расправой, в правоохранительные органы.

Куда обращаться

Если звонят и угрожают расправой, необходимо:

  • позвонить в агентство, занимающееся взысканием долга. Это нужно для получения информации о сотруднике. Нередко коллекторы, пугающие физической расправой, скрывают свои имена и представляются чужими с целью незаконного взыскания средств с должника, предварительно узнав о задолженности, например в банке;
  • обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.

В этом заявлении дают следующие сведения:

  • Ф.И.О гражданина и место его регистрации;
  • подробное описание действий неизвестных лиц, угрожавших по телефону физической расправой;
  • требования заявителя.

В качестве доказательства будет служить запись разговора, приложенная к заявлению.

Лицо, занимающееся вымогательствами и угрожающее расправами, привлекается к ответственности по ст. 163 УК РФ.

Подав заявление в правоохранительные органы, не стоит беспокоиться, что их сотрудники начнут заниматься взысканием долгов, поскольку их обязанности заключаются в поддержании правопорядка. А дела, связанные с нарушением обязательств по возврату кредита, рассматриваются в суде.

Как реагировать на угрозы в адрес родственников должника

Коллекторы могут позвонить родственникам должника, получив сведения о наличии задолженности у конкретного физического лица (разглашение банковской тайны). В таком случае необходимо тоже вести запись разговоров, а затем обращаться в правоохранительные органы или в суд.

Иногда банковская тайна может разглашаться на основании договора, в котором содержится пункт о переуступке прав долга. После получения такой информации родственники могут помочь погасить долги. В каждом конкретном случае подобные проблемы решаются индивидуально.

Что делать, если требуют погасить задолженность по чужому кредиту

Если коллекторы предпринимают попытки взыскать деньги с гражданина за чужой кредит, то ему нужно:

Что делать, если требуют личной встречи с должником

Коллекторы имеют право требовать личной встречи с должником, но такие встречи ограничены законодательством (не более одного раза в неделю). После приезда коллектора должник вправе разговаривать с ним возле входной двери квартиры, не предлагая войти. Для наличия доказательств личной встречи со взыскателями и их угроз о физической расправе желательно снять видео с места переговоров. Такие доказательства потребуются при обращении в прокуратуру или суд.

Имеют ли право за долг по кредиту забрать имущество

После поступления угроз об изъятии имущества за долг по кредиту заемщику не стоит сразу продавать квартиру или дом, поскольку решение о продаже имущества в счёт погашения долгов может принимать только суд. При наличии в собственности гражданина и его семьи единственного жилья забрать его не имеют права. В таком случае коллекторы не имеют права пугать расправой, поскольку их работа ограничена исключительно звонками по телефону и ведением переговоров. Для решения возникших проблем заемщику лучше обратиться в суд, что позволит ему достичь следующего результата:

  • прекращение звонков и угроз от коллекторов;
  • появление возможности для реструктуризации долга;
  • снятие психологического напряжения.

Если вам пытаются угрожать коллекторы, следует разобраться, насколько законны и обоснованны их требования. Для этого нужно хорошо знать нормы закона, которыми они руководствуются. Разобраться в них самостоятельно сложно. Лучше обратиться за помощью к юристам нашей компании. Они проконсультируют в случае незаконных действий коллекторов, составят необходимые жалобы и помогут отстоять ваши интересы в правоохранительных и судебных органах.

Несмотря на принятие закона, регулирующего деятельность коллекторов, заемщики продолжают слышать угрозы со стороны взыскателей. Если угрожают коллекторы, необходимо действовать, иначе террор будет бесконечным. Пресекайте эти действия на корню.

Коллекторы грозятся подать в суд и забрать имущество

Это встречается довольно часто. Взыскатель звонит должнику или пишет ему письма, грозится приехать и забрать имущество, обратиться в суд и тому подобное. Но на деле это все — пустой звук, никто к вам не приедет.

Коллекторы неправомочны изымать имущество. Забрать ценности за долги может только судебный пристав после того как банк обратится в суд.

В суд также может подавать только владелец долга, то есть кредитная организация. Единственное исключение — если долг продан коллекторской фирме. Это случается, если банк годами не может взыскать задолженность, о передаче долга заемщику сообщают письменно или по телефону.

Что делать?
Игнорируйте ситуацию, вам нечего бояться. Это стандартная практика запугивания.

Если угрожают коллекторы по телефону

Тоже стандартная ситуация. Если банковские заемщики сталкиваются с ней не так уж часто, то клиентам микрофинансовых организаций не позавидуешь. Часто МФО привлекают не совсем добропорядочные агентства, которые всеми способами хотят взыскать долг — они получают процент от того, что заплатит должник.

Как вести себя, если вам звонит коллектор:

  1. Попросите его представиться. Узнайте, интересы какого банка он представляет, от имени какого агентства работает. По закону звонящий обязан предоставить вам эту информацию.
  2. Включите диктофонную запись разговора — такая функция есть во всех современных телефонах.

Куда обращаться в случае угроз:

Если угрожают коллекторы по телефону

Если коллекторы названивают родственникам и близким

По закону банки и коллекторы не имеют право разглашать информацию о вас и вашем долге третьим лицам, поэтому такие действия являются нарушением закона.

Если коллектор угрожает родственникам — это фактически двойное нарушение законодательства, поэтому жалобы нужно подавать в следующие инстанции:

  • в прокуратуру (просто за сам факт беспокойства по поводу долга, к которому кроме заемщика никто отношения не имеет);
  • в полицию (если есть факт доказанных угроз);
  • в Роскомнадзор.

В прокуратуру и полицию заявление подает родственник должника, потому что это против него применяются противоправные действия. В Роскомнадзор обращается сам заемщик — по поводу разглашения информации о нем и его долге (сюда же следует обращаться, если коллекторы ходят по соседям).

Если угрозы коллекторов превращаются в жизнь

На практике все реже встречаются случаи, когда коллекторы применяют реальное физическое воздействие на должника, но исключения есть. Обычно если коллектор угрожает расправой, это пустой звук, просто запугивание. Но есть и такие взыскатели, которые переходят все черты, чтобы взыскать побольше долгов и получить хорошую премию.

Как еще повлиять на коллекторов

Чем больше жалоб вы подадите, чем больше шансов быть услышанным. Если вам угрожают нерадивые коллекторы, можно обратиться не только в полицию и прокуратуру, обязательно направьте информацию о противоправных действиях следующим структурам:

  1. НАПКА. Это ассоциация коллекторов, которая может провести внутреннее расследование и наказать провинившееся агентство.
  2. ФССП. Это служба приставов, именно она стала надзорным органом над всеми коллекторскими фирмами. Всегда параллельно подавайте обращения сюда по всем нарушением. ФССП выявляет незаконные действия и наказывает агентства штрафами или вовсе забирает права на деятельность в сфере взыскания.

Автор: Ирина Русанова

Бесплатная помощь юриста

Комнада юристов

Бесплатная юридическая консультация от квалифицированных и компетентных специалистов в течение 10 минут!

Если вы не видите форму отправки вопроса юристам, перейдите по этой ССЫЛКЕ >>>

В соответствии с российским законодательством коллекторскими организациями являются юридические лица, деятельность которых направлена на возврат просроченных финансовых обязательств должника банку или МФО. При этом, коллекторы вправе заниматься своей деятельностью на основании агентского договора (представление интересов банка перед должником) или договора цессии (переуступка прав требования долга). Важный момент: в случае, если с Вами связались коллекторы, необходимо внимательно просмотреть договор кредитования (займа). В договоре может содержаться пункт, согласно которому, банк (МФО) не вправе перепродавать имеющийся долг третьим лицам. Следовательно, работа коллекторских организаций по поводу возврата имеющего долга проводиться не может.

Таким образом, коллекторами являются сотрудники соответствующих агентств. В теории, коллекторы являются связующим звеном между должником и банком и их деятельность, в основном, заключается в досудебном решении возврата денежных средств законными методами. На практике, кроме указанных законных методов возврата просроченной задолженности, коллекторские агентства используют и методы психологического давления и запугивания лиц, имеющих просроченные и непогашенные денежные обязательства.

Федеральный закон №230 обозначил следующие способы и методы взаимодействия коллекторских организаций с должником:

Коллекторы звонят по долгу.

коллекторы звонят, не представившись и не указывая организацию, которую представляют. Если звонящий отказывается предоставить такую информацию, можете смело прекращать этот телефонный разговор. Вы не обязаны сообщать какую-либо информацию лицу, личность и род деятельности которого не известен.

в ходе разговора работники коллекторской организации просят уточнить ваши данные (к примеру, дату рождения, адрес регистрации и фактического проживания и т.п.). Должник не обязан сообщать коллектору сведения (они у них и так имеются), являющиеся предметом ваших личных персональных данных.

коллекторы за неуплату имеющегося долга угрожают физической расправой, порчей имущества. Указанные действия являются незаконными и караются уголовной ответственностью в отношении недобросовестных работников коллекторских организаций.

Коллекторы звонят по чужому кредиту.

Часто работники коллекторских организаций связываются с родственниками, друзьями, соседями, работодателями должника. Однако, нередки случаи, когда коллекторы звонят по чужим кредитам. При этом, не обязательно быть поручителем или созаемщиком.

Опишем основные причины звонков коллекторов по чужому кредиту:

Кредит (займ) взял ваш родственник или люди из вашего ближайшего окружения. Ваш номер был указан как контактный.

Лицо, взявшее на себя денежные обязательства, по ошибке или намеренно неправильно указал номер своего телефона или контактного лица.

Возможно, имели место быть мошеннические действия в ваш адрес. К сожалению, в наше время не является проблемой достать чужие персональные данные. Мошенники научились оформлять микрозаймы через интернет, имея на руках паспортные данные любого человека. В этом случае, обезопасьте себя — проверьте свою кредитную историю.

Коллекторы звонят родственникам и знакомым.

В соответствии со ст. 5 ФЗ №230 коллекторские организации могут взаимодействовать с родственниками, членами семьи и иными третьими лицами только при обязательном наличии следующих условий:

есть согласие должника на взаимодействие с третьими лицами;

не выражено несогласие третьих лиц на подобное взаимодействие.

Как часто коллекторы могут звонить?

Чтобы оградить должников от незаконных посягательств на их права и свободы, законодатель ввел следующие ограничения:

Коллекторы не имеют права связываться с должником в ночное время суток.

Разрешенный временной промежуток непосредственного взаимодействия коллекторов и должников составляет:

- с 8 до 22 часов в рабочие дни;

- с 9 до 20 часов в выходные и нерабочие праздничные дни.

- личные встречи с должником могут производиться не более 1 раза в неделю;

- звонить могут не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц.

граждане, признанные банкротами;

лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

лица, находящиеся на лечении в стационарных учреждениях;

инвалиды I группы;

несовершеннолетние (за исключением эмансипированных).

Коллекторы могут звонить и писать должнику в течение 4 месяцев с момента возникновения просрочки по кредиту (займу), по истечении которых должник вправе отказаться от общения с сотрудниками коллекторских агентств.

Как общаться с коллекторами?

При звонках коллекторов необходимо соблюдать следующие правила:

Общаться или не общаться с работниками коллекторских организаций – Ваше право. Должник при этом не будет нести ответственности. Ни административной, ни гражданско-правовой, ни уголовной. Однако, факт отказа от общения с представителями банка или работниками коллекторских агентств может оказать и негативные последствия.

В случае судебного разрешения вопроса возврата просроченной задолженности это может служить поводом того, что должник не пошел по дороге досудебного урегулирования возникшего спора и, соответственно, не пытался изыскать компромиссы решения возврата долга.

Убедитесь, что звонящий действительно является работником коллекторского агентства. Если коллектор не представился, не указал наименование организации, которую он представляет (хотя, по закону, он обязан это сделать), попросите его это сделать. Проверить законность деятельности названной коллекторской организации можно через государственный реестр коллекторских агентств на сайте Федеральной службы судебных приставов.

Если Вы все же будете общаться с коллекторами, то сохраняйте спокойствие. Не проявляйте эмоции. Выслушайте звонящего, не перебивая. Ведите себя во время разговора уверенно и не оправдывайтесь. Не стоит демонстрировать неуважение, грубить или оскорблять. Вы также несете ответственность за противоправные действия.

Обязательно производите аудиозаписи разговоров. Они могут послужить подтверждением факта совершения коллекторами противоправных действий, в том числе, в ходе судебного разбирательства.

Помощь при звонках коллекторов.

В случае, если должник стал жертвой неправомерных действий со стороны коллекторских организаций, нужно обращаться в следующие органы и организации:

Банк. Письменное обращение в головной офис банка, где был оформлен кредит (займ), с заявлением об отзыве своего согласия на обработку и передачу персональных данных третьим лицам. В банк можно сообщить и о неправомерных действиях коллекторов. Часто администрация банка не хочет проблем и идет на встречу должнику, устраняя возникшие с работниками коллекторских организаций нарушения.

Федеральная служба судебных приставов. По любым действиям, которые кажутся вам незаконными, можете обращаться в Федеральную службу судебных приставов. Они занимаются не только исполнительным производством по решению суда, но и принимают обращения граждан по противоправным действиям коллекторских агентств.

Полиция. В полицию обращаются, если в сторону должника были применены угрозы убийства, телесных повреждений, повреждения имущества, угрозы в отношении родственников.

Прокуратура. Рассматривает любые нарушения действующего законодательства.

Роспотребнадзор. Принимает и рассматривает жалобы по защите прав потребителей.

Роскомнадзор. Если нарушены законные предписания количества, время звонков.

Если вам позвонили коллекторы, помните несколько простых правил.

Коллекторы не могут звонить в ночное время суток. Разрешенный временной промежуток для общения работников коллекторских агентств с должниками: с 8 до 22 часов в рабочие дни, с 9 до 20 часов в выходные и нерабочие праздничные дни.

Количество разрешенных звонков: не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц.

Звонящие коллекторы в обязательном порядке должны представиться, назвать организацию, которую они представляют, а также сведения о долге (сумма, сроки и т.д.).

Угрожать физической расправой, порчей имущества, а также вводить должника в заблуждение относительно природы долга и наступления неблагоприятных последствий (опись имущества, арест счетов и карт, удержание части заработной платы и т.п.) не допускается. За такие действия коллекторские организации наказываются, вплоть до уголовной ответственности.

Звонки родственникам, членам семьи, работодателям возможны только с согласия должника и отсутствия несогласия третьих лиц.

На неправомерные и незаконные действия коллекторских организаций по возврату просроченного долга должник должен обращаться в банк выдавший кредит (займ), полицию, Федеральную службу судебных приставов, прокуратуру, Роспотребнадзор, Роскомнадзор.

Старайтесь вести разговор спокойно, не опускайтесь до оскорблений.

Общение с коллекторами всегда неприятно для должника, но бояться или нервничать не стоит, ведь закон охраняет Вас от недобросовестных действий.

Читайте также: