Правореализация и правоприменение как технико юридические формы осуществления права

Обновлено: 16.05.2024

Актуальность данного исследования обуславливается необходимостью совершенствования применения права государственными органами, так как данная форма реализации права является основной в правовом регулировании жизни общества. Соответственно, данная тема заслуживает внимания, чтобы понять сущность, признаки применения права, а также необходимости мониторинг

Применение права по определению Л.А. Морозовой - это осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, преставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.[1] Правоприменение носит управленческий характер, но не является управлением в абстрактном смысле, как отмечает С.С. Алексеев, представляет собой управление специализированного характера, нацеленное на обеспечение строгого воплощения в жизнь общих программ, закрепленных в нормах права, по снованиям, направлениям, и пределах норм правоприменительные органы включаются в процесс правового регулирования, решают юридические дела[2].

Признаки применения права, выделяемые Л.А. Морозовой[3]:

Во-первых, осуществляется специально уполномоченными субъектами, обладающих властными полномочиями.

В-третьих, правоприменительные действия строго последовательны и происходят по определенной процедуре, в определенной процессуальной форме.

К.И. Егоров в своей статье пишет, что для эффективного применения права процессуальное законодательство должно включать: а) исчерпывающий перечень всех участников правоприменительного процесса, их прав, обязанностей; б) положения о подведомственности; в) сроки совершения процессуальных действий; г) правила документирования; д) порядок принятия, обжалования, исполнения решений[4]. С данным мнением, необходимо согласиться, так как при несоблюдения хотя бы одного требования могут возникнуть правовые коллизии) основания для правоприменения регулируются законодательством.

Н.А. Власенко относит к основаниям правоприменения:

- ситуации, при которых субъективные и обязанности не могут возникнуть без проявления воли уполномоченного органа.

- случаи спора о праве, ситуации, когда стороны не могут прийти к соглашению добровольно, без разбора спора компетентным органом, например, суда.

- совершение правонарушения, влекущего применение виновному определенной санкции, воздействия, что вправе сделать только уполномоченный орган.

- необходимость подтверждения наличие юридического факта[5].

В-четвертых, применение права носит индивидуальный характер, по причине того, что оно направлено на разрешение конкретной правовой ситуации с определенными участниками, то есть акт правоприменения накладывает субъективные права, обязанности, ответственность на одно лицо либо на группу лиц, объединенных одним правовым положением.

В пятых, результатом правоприменения является правоприменительный акт. Государство наделяет субъекта правоприменения правом выступать от его имени, в зависимости от обстоятельств юридической ситуации принимать решения. Отличия правоприменительного акта от других разновидностей правовых акт, выведены Т.В. Кашаниной[6]:

- издается государственно-властными государственными органами;

- имеют государственно-властный характер;

- содержат индивидуально направленные предписания;

- рассчитаны на однократное применение;

- обеспечиваются аппаратом принуждения.

Акты правоприменения имеют свою классификацию:

- по субъектам: акт исполнительных органов (решение о неразрешении въезда), акт правоохранительных органов (постановление о назначении административного наказания);

- по направлениям деятельности: экономика, культура, охрана правопорядка;

- процедура принятия - коллегиальные акты (решение аттестационной комиссии), единоличные (распоряжение о проведении проверки);

- время действия: акты однократного действия либо длящегося действия;

- значение: основные (постановление), вспомогательное (протокол об административном правонарушении);

- территория: федеральные, региональные.

Т.В. Кашанина выделяет формы правоприменения:

2) контроль. Данная форма необходима в случае необходимости проверки субъектом правоприменения содержания правоотношения;

3) разрешение споров. При разборе спора видно, что каждая сторона, являясь субъектом правоотношения преследует свои интересы, правовая ситуация рассматривается участниками спора с их своих позиций. Разрешением споров призван заниматься суд как независимый орган, способный со стороны рассматривать спорные ситуации;

4) наложение санкции. Данная форма необходима, когда совершено правонарушение, соответственно нарушитель должен быть привлечен к юридической ответственности, а нарушенные субъективные права потерпевшего надо восстановить[7].

Правоприменение характеризуется стадийностью, стадии выступают как комплексы однородных действий, обладающие последовательность и логичностью.

Первая стадия - установление фактических обстоятельств дела, значит сбор информации о фактических обстоятельствах. На этой стадии производится обзор известных значимых фактов в ситуации. Устанавливаемые факты должны отвечать требованиям относимости, полноты, доказанности. Относимость предполагает выявление фактов, имеющих непосредственное отношение к конкретному делу. Доказательственная деятельность правоприменителя включает собирание доказательств, фиксация, определение их достаточности для подтверждения фактов, положенных в основу решения.

Вторая стадия - установление юридической основы дела, то есть сбор информации об используемых нормах. На этой стадии следует оценить ситуацию через систему норм права, значит найти необходимую норму, для проведения юридической квалификации.

Третья стадия - вынесение решения по делу. Решение вытекает из фактической и юридической основ. Решение выражается в виде правоприменительного акта в письменной форме. На усмотрение правоприменителя возлагается вынесения какого-либо решения из предусмотренных законом.

Четвертая стадия - исполнение решения, контроль за его исполнением.

Правоприменение является основным инструментом в регулировании жизни общества государством. Без правоприменения невозможно проведение юридических процедур, обязательных для осуществления государственной власти, потому что орган государственной власти, приняв во внимание какой-либо юридический факт, пропускает его через свой механизм, обладающий порядком и процессами, всегда направленными на конкретную ситуацию, на определенное лицо либо группу лиц, беспристрастное разрешение конфликта, обладая для этого необходимой компетенцией. Соответственно, работа с обращениями, обнаружением юридических фактов не представляется без применения права, в данном направлении нельзя ограничиться только другими формами реализации права - соблюдением, исполнением или использованием права.

Но одним только правоприменением государственный орган ограничиться не может. Так, например, госуслужащий соблюдает предписания и запреты в служебной деятельности, исполняет возложенные на него законом, контрактом обязанности в порядке, установленном нормативными актами, использует свое право в области трудовых отношениях (прием на службу, отпуск, декрет), а также применяет право в установленном порядке (адресно-учетная регистрация, паспортно-визовая работа и т.д.).

Как полагаю, государственные органы в большей степени реализуют право путем применения права, так как работа государственных органов в первую очередь является разбором юридических ситуаций, в каждой из них есть определенные участники различным правовым статусом. Данные ситуации можно разрешить лишь обладая компетенцией, данной государством, и это невозможно - оперируя только соблюдением, использованием, исполнением. Соответственно, правоприменение является важнейшей формой правоприменения деятельности государственных органов. Значит, следует уделять внимание актам правоприменения на предмет законности, повышения эффективности, противодействия коррупции, в связи с чем следует проводить тщательный мониторинг правоприменения.

Список использованной литературы:

1. Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. 2-е изд. М.: Велби, 2008.

2. Власенко Н.А. Теория государства и права. М.: 2011 – 416 с.

3. Егоров К.И. Правоприменение как разновидность юридического процесса// Российский юридический журнал. 2011. № 3.

4. Кашанина Т.В. Юридическая техника. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 496 с.

5. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Российское юридическое образование, 2010. – 384 с.

[1] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Российское юридическое образование, 2010. – С. 251

[2] Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. 2-е изд. М., 2008. - С. 240-241.

[3] Морозова Л.А. Там же – С. 253

[4] Егоров К.И. Правоприменение как разновидность юридического процесса // Российский юридический журнал. 2011. № 3. - С. 67.

[5] Власенко Н.А. Теория государства и права. М.: 2011 - С. 252.

[6] Кашанина Т.В. Правоприменительная техника. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - С. 435.

[7] Кашанина Т.В. Юридическая техника. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - С. 435.

Как можно было убедиться из предыдущей главы, субъекты права вполне могут действовать самостоятельно, сообразуя свое поведение с нормами права (соблюдая запреты, исполняя обязанности, осуществляя свои права).

Однако иногда нормальный правовой результат не может быть достигнут без вмешательства государственных органов и должностных лиц. В таких случаях в процесс осуществления права вклинивается правоприменение.

Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками:

  • осуществляется компетентными органами государства;
  • имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения;
  • требует профессиональных знаний и навыков;
  • осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний;
  • является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ее цель — удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;
  • осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права:

  • к использованию (например, получение жилой площади малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);
  • исполнению (например, призыв в армию);
  • соблюдению (например, совершение правонарушения).

Причины правоприменения

Государственные органы вмешиваются в процесс реализации права субъектами права неслучайно. Однако объем правоприменения может быть разным. Если в государстве правоприменение занимает слишком большое место, это говорит о том, что свобода в данной стране не в почете, а само оно является отнюдь не демократическим. И наоборот.

Обойтись без правоприменения не представляется возможным по следующим причинам:

    ограниченность общественных ресурсов (финансовых, материальных, природных, человеческих и т.п.) и необходимость обеспечить справедливое их распределение и использование;

Именно эти причины и вызывают необходимость подключения применения права к различным формам реализации права.

Формы правоприменения

Различают следующие четыре формы правоприменения:

конкретизация. Это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право (например, произвести начисление пенсии, проверить основания для получения льготы). Иногда приходится конкретизировать юридическую обязанность (например, призыв на военную службу).

контроль. Имеются в виду случаи, когда содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа. Это выражается в виде выдачи им разрешения (например, регистрация автомобиля, предпринимательской деятельности, договора о купле-продаже квартиры) с целью предотвратить возможный вред обществу или государству;

разрешение споров. Споры о праве — ситуация обыденная, и вряд ли стоит осуждать лиц, которые не могут прийти к согласию. Не секрет, что субъекты права имеют собственные интересы и порой рассматривают все только со своей позиции. Суд — независимый орган, и он способен со стороны посмотреть на то, кто прав в спорной ситуации (например, раздел имущества, определение места жительства детей в случае развода);

наложение санкции. Подобная ситуация встречается, когда совершено правонарушение, т.е. умалено чье-то субъективное право и его надо защитить, а для этого привлечь нарушителя к юридической ответственности и восстановить права потерпевшего. В серьезных случаях этим занимается опять-таки суд.

Соотношение типов осуществления права и их форм представлено на схеме.

Виды правоприменения

Краткий анализ форм применения права, проведенный выше, говорит о том, что они далеко не однородны, а довольно сильно различаются. Если взять в качестве основы для их группировки такой критерий, как субъекты, занимающиеся правоприменительной деятельностью, можно выделить два вида правоприменения:

исполнительно-распорядительный. Сюда относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль. В этих случаях правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах. Смысл их деятельности состоит в гармонизации частных (граждан и организаций) и публичных интересов.

Есть все основания поручать им столь серьезную деятельность, поскольку они при этом обязаны руководствоваться принципом законности, т.е. точно соблюдать все требования нормативных актов. Кроме того, им должны быть присущи профессионализм и компетентность. Это обеспечивается предъявлением соответствующих требований к подготовке государственных служащих как при поступлении их на государственную службу, так и в процессе ее прохождения (аттестация, сдача квалификационных экзаменов и др.);

правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах применения, как установление юридических фактов, рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения. В подлинно развитой юридической системе в настоящий принцип возведено то, что рассмотрение споров и правонарушений осуществляется компетентными в этой сфере, правоохранительными органами, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенными от любого давления или угроз.

Центральное место среди правоохранительных органов занимают суды. По мере развития общества роль судов будет возрастать. Поэтому в дальнейшем судебному правоприменению будет уделено особое внимание.

Правоприменительные акты

Правоприменительные акты являются результатом применения права.

Акты применения права — это акты-документы, в которых формально закрепляются индивидуально-конкретные государственно-властные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения не только являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки:

  • издаются государственно-властными компетентными органами;
  • имеют государственно-властный характер;
  • обязательны для исполнения;
  • содержат индивидуально-конкретные предписания;
  • рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;
  • обеспечиваются силой государственного принуждения.

Классификация правоприменительных актов может быть дана по многим признакам:

Значение права заключается в целенаправленном воздействии на волю и сознание человека, побуждении вести себя в соответствии с предписаниями законодательства, регулировании общественных отношений. Волевое поведение людей является объектом правового регулирования. С помощью поведения участников общественных отношений можно достичь тех результатов, которых желает достичь законодатель путем издания правовых норм.

Реализация права в форме норм заключается в таком поведении субъектов права, в котором происходит воплощение предписаний норм (правомерное поведение). Это может быть практическая деятельность человека в области осуществления прав и выполнения юридических обязанностей.

Другими словами, это воплощение в человеческих поступках требований, которые выражаются в общей форме в виде норм права. Реализация права — это непосредственный итог правового регулирования в качестве его конкретного проявления.

Необходимо обратиться к тому, что способно обеспечить правомерное поведение людей и определить побудительные мотивы для добровольной реализации норм права. Когда человек пользуется принадлежащими ему правами, он правомерным образом удовлетворяет свои интересы, потребности и желания. Стимулы правомерного поведения индивидов в ходе осуществления юридических обязанностей могут быть разнообразными. В их число можно включить осознание собственного долга перед государством и обществом, внутреннюю убежденность в справедливости и необходимости правовых обязанностей. Есть и прочие стимулы, включая подражание поведению других людей, привычку, желание получить выгоду или награду, получить моральное или материальное поощрение. Наконец, большую роль играет и стимул в виде страха перед будущими негативными последствиями, которые могут наступить в случае нарушения юридической обязанности (прямое принуждение, лишение определенного блага).

Формы реализации правовых норм

Учебная литература в соответствии с характером правореализующих действий рассматривает реализацию норм права в 4 формах (рис. 1):

  1. соблюдение, то есть воздержание от действий, которые запрещены действующим законодательством;
  2. исполнение, то есть активные поступки в области исполнения юридических обязанностей позитивного содержания;
  3. использование, то есть осуществление правомочий лиц и правомерные действия в их усмотрении;
  4. применение в виде активной властной деятельности одного из компетентных органов в области решения в рамках правовых норм конкретных дел, издание соответствующих актов права.

Формы реализации правовых норм

Рисунок 1. Формы реализации норм права

Соблюдение и исполнение норм

В случае соблюдения субъекты должны воздержаться от совершения противоправного действия. Другими словами, они соблюдают требования правовых норм. С юридического аспекта поведение человека может являться правомерным, неправомерным или юридически безразличным. Соблюдение правовых норм представляет собой вид правомерного поведения, его первую и наиболее общую форму реализации.

Если человек ведет себя правомерно, спокойно работает и живет, ничего не нарушает, является законопослушным гражданином, то тем самым происходит достижение тех целей, на которые рассчитывал законодатель.

Среди особенностей этой формы реализации необходимо выделить:

  • пассивность в поведении субъектов, то есть воздержание от совершения неправомерного поступка;
  • реализация права происходит в наиболее общей и универсальной форме, охватывая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов (это может быть как рядовой гражданин, так и президент, нижестоящие структуры или парламент и правительство);
  • отношение с правовыми запретами;
  • осуществление вне конкретного правоотношения;
  • отсутствие фиксации, происходит естественно.

В процессе исполнения субъекты исполняют возложенные на них позитивные обязанности. С помощью функций и полномочий они реализуют определенные нормы права.

Так, любой гражданин обязан платить налоги, производить оплату проезда на любом виде транспорта, явиться в суд по повестке в качестве свидетеля.

Специфика этой формы заключается в том, что она распространена, главным образом, на обязывающие нормы. Во-вторых, она предусматривает активные действия и отличается известной императивностью и властностью. Это обусловлено тем, что за неисполнение юридических предписаний в большинстве случаев следуют санкции и происходит оформление или фиксация исполнительных действий.

Использование и применение

Использование представлено формой реализации права, при которой субъекты по собственному желанию и усмотрению могут использовать возможности и права, которые им предоставлены. Тем самым они удовлетворяют законные интересы, осуществляя собственную дееспособность и правоспособность. Характерным признаком использования является добровольность. Никто не вправе заставлять граждан во что бы то ни стало использовать собственное право. Реализация характерна для управомочивающих норм.

В повседневной жизни любой человек может совершать различные юридически значимые и дозволенные законом действия. Они могут вступать друг с другом или с учреждениями и предприятиями в определенные правоотношения, заключая различные гражданско-правовые сделки, договоры. Происходит купля-продажа, увольнение и поступление на работу, вступление в брак и др.

Для совершения этих действий не нужны специальные разрешения компетентных органов: достаточно разрешения закона. Наряду с этим, в некоторых ситуациях для беспрепятственного и полного осуществления гражданами собственных прав требуется помощью упомянутых органов или должностных лиц. Необходимо и вмешательство надлежащих властных служб и инстанций, структур, которые имеют соответствующие полномочия.

Применение также характерно для процесса реализации нормы права. Оно происходит с помощью уполномоченных на то органов и должностных лиц и направлено на соответствующие субъекты, факты, события.

Гипотеза любых правовых норм как раз и способна указать на условия и обстоятельства ее применения.

Реальную и полную реализацию правовой нормы можно наблюдать только в случае полной реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей в качестве элементов правоотношения. Это можно считать завершающей стадией реализации норм права с помощью создания (изменения, прекращения) правоотношений. Для установления законности недостаточным будет только заключить договор, подать заявление, жалобу, принять индивидуальный правовой акт. Для этого требуется огромная организаторская работа в области реального осуществления содержания создаваемых правоотношений.

Применение права от других форм его реализации отличает то обстоятельство, что здесь немыслимо бездействие (пассивное поведение, как при соблюдении норм), право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью ее осуществления. Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других, отсюда правоприменение — комплексная правореализующая деятельность.

Наконец, правоприменение — это властная деятельность. И если некоторые действия граждан (дарение автомобиля, обращение с иском в суд и т. д.) и напоминают акты правоприменения, то признака государственной властности им явно недостает. Поэтому в основном уделом граждан является соблюдение правовых норм, использование принадлежащих им прав и исполнение возложенных на них обязанностей.

Правоприменение — это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации, это приложение закона, общих правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам.

Правоприменение — организующая деятельность, направляющая развитие отношений между людьми и их объединениями в русло закона.

Применением закона и других правовых норм занимаются компетентные государственные органы и должностные лица. Причем они осуществляют эту деятельность строго в рамках предоставленных им полномочий.

Итак, деятельность государственных органов не заканчивается определением дозволенного и запретного в нормативных актах. Обычно государство оставляет за собой право вновь подключиться к правовому регулированию общественных отношений, но уже не в общей (абстрактной) форме, а на уровне конкретных отношений, реальных дел и жизненных ситуаций. Адресаты правовых норм не могут зачастую реализовать свои предусмотренные законом права и обязанности без своего рода посредничества государственных органов. Нельзя, например, получить пенсию, очередное воинское звание или квартиру без решения компетентного органа, хотя и налицо все условия, предусмотренные законом. Другими словами, часть правовых норм реализуется только через правоприменение.

Применение права — это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

Государственные органы, которые занимаются правоприменительной деятельностью, как правило, осуществляют и другие правовые функции — правотворческую, правоохранительную.

Правоприменитель вмешивается в естественный ход реализации права и закона только в следующих случаях: а) когда есть спор о наличии или мере субъективных прав и юридических обязанностей (в том числе при определении наказания за противоправное действие); б) при необходимости определить момент действия и факт прекращения чьих-либо прав или обязанностей; в) если надо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей. Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность — таковы задачи субъектов правоприменения.

Определенная последовательность совершения действий в ходе правоприменения дает основание говорить о трех его стадиях:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) установление юридической основы дела;

Основанием для начала процесса применения правовых норм является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств. Поэтому первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов (совокупности различных факторов). Это могут быть “главные факты” и факты, подтверждающие главные, но обязательно те и в том объеме, какие требуются для нормального разрешения юридического дела. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе (например, при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела в суде).

Часто сбор доказательств и предварительное установление фактов осуществляют одни лица (органы), а решение по делу выносят другие. Однако правоприменяющий орган в этом случае обязан убедиться в достаточности установленных фактов и их обоснованности. Ни прокурор, утверждающий обвинительное заключение, ни судья, который рассматривает уголовное дело, ни директор предприятия, издающий приказ о поощрении работника, не могут отнестись к своим обязанностям формально, слепо полагаясь на представленные материалы.

Целью первой стадии правоприменительного процесса является установление объективной истины. Поэтому особое внимание законодательство уделяет доказыванию. Как правило, закон предписывает, какие обстоятельства нуждаются в доказывании, а какие нет (общеизвестные обстоятельства, презумпции); какие факты доказываются строго определенными средствами (например, экспертизой, письменными документами). Окончательная оценка доказательств всегда является делом правоприменителя.

Установление юридической основы дела предусматривает:

— нахождение нормы, подлежащей применению;

— проверку правильности текста того акта, в котором содержится искомая норма;

— проверку подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

— уяснение содержания нормы.

Все указанные действия объединены одной целью — обеспечить правильную квалификацию установленных фактов.

Читайте также: