Нужно ли официально публиковать обнародовать решения принятые на сходе граждан

Обновлено: 28.06.2024

С 1 января 2021 года вступит в силу новый порядок работы органов МСУ с проектами инициативного бюджетирования. Чтобы его соблюсти, уже сейчас приведите постановление местной администрации об инициативном бюджетировании в соответствие с требованиями новых федеральных законов.

Какую проблему решают поправки

В последние годы инициативное бюджетирование получило распространение в практике российских регионов и муниципальных образований. В 2019 году число реализованных проектов превысило 21 тыс., а сумма вложений в них составила 24 млрд руб. Доля средств региональных бюджетов в финансировании в 2019 году превысила 13 млрд руб. Муниципалитеты потратили из местных бюджетов 3,9 млрд руб. По сравнению с 2015 годом количество проектов инициативного бюджетирования в России возросло в восемь раз, в том числе за последние два года — вдвое. Больше всего практик инициативного бюджетирования муниципального уровня зафиксировано на территориях ХМАО-Югры, ЯНАО, Ульяновской, Оренбургской и Самарской областей.

Хотя инициативное бюджетирование становится все более востребованным, его законодательного регулирования на федеральном уровне до сих пор не существовало. Вопросы организации инициативного бюджетирования и финансового взаимодействия органов власти с жителями регулировались только региональными и муниципальными актами. Регионы принимали законы, выпускали инструкции и методические материалы, которые существенно различались в различных субъектах. На муниципальном уровне администрации муниципальных образований утверждали положения об инициативном бюджетировании своими постановлениями. Проблему решат поправки к Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Бюджетному кодексу. Новые положения:

Документ Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ вносит изменения в Закон № 131-ФЗ, а Федеральный закон от 20.07.2020 № 216-ФЗ — в Бюджетный кодекс

  • установили единый порядок подготовки проекта инициативного бюджетирования;
  • урегулировали процедуры взаимодействия граждан и местных властей на всех этапах реализации проекта;
  • содержат правила контроля за реализацией проекта.

Какими правовыми актами руководствоваться

Инициативный проект может предполагать участие всех жителей муниципального образования или затрагивать интересы лишь тех граждан, которые проживают в определенной его части.

По новым правилам возможны два подхода к финансовому участию в реализации проектов инициативного бюджетирования на местах.

1. Финансовое участие в реализации проекта жителей и местных властей с софинансированием из регионального бюджета.

2. Финансовое участие в реализации проекта жителей, бизнеса и местных властей без софинансирования из регионального бюджета.

В первом случае требования к информации, которая должна содержаться в проектах, вправе установить только регион. Он же определяет порядок рассмотрения проектов, возможные причины отказа от их реализации, методики их отбора. В этом случае нормы федерального закона не применяют. В работе с проектом нужно соблюдать положения региональных документов.

Во втором случае содержание всех стадий, которые будет проходить инициативный проект от разработки до реализации, регламентируют правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. Эти акты должны соответствовать новым требованиям Закона № 131-ФЗ.

Кто вправе инициировать проект

Как и прежде, основной инициатор проектов — группа граждан. Однако теперь к ней предъявляются единые требования. Она должна состоять из 10 или более жителей муниципального образования старше 16 лет. Меньшая численность группы допустима, если это установлено нормативным правовым актом муниципального уровня. Данная ситуация возможна в малонаселенных сельских поселениях.

В качестве инициатора проекта могут выступить органы ТОС, а в сельском поселении — староста сельского населенного пункта. Органы МСУ не могут сами инициировать проект. Допустима ситуация, когда инициатор проекта — юридическое лицо, функционирующее на территории муниципального образования. Но это должно быть установлено муниципальным правовым актом об инициативном бюджетировании, принятым представительным органом. Требования к инициаторам проекта не зависят от того, планируется софинансирование из регионального бюджета или нет.

Что должно быть в проекте инициативного бюджетирования

Что разработчики должны включить в проект, если они не претендуют на средства из регионального бюджета, посмотрите в списке ниже.

Что включить в проект, если его реализуют без регионального софинансирования

  • Описание проблемы, решение которой имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части
  • Обоснование предложений по решению этой проблемы
  • Описание ожидаемого результата реализации инициативного проекта
  • Предварительный расчет необходимых расходов на реализацию инициативного проекта
  • Планируемые сроки реализации инициативного проекта
  • Сведения о планируемом финансовом, имущественном и трудовом участии заинтересованных лиц в реализации данного проекта
  • Указание на объем средств местного бюджета в случае, если предполагается использование этих средств на реализацию инициативного проекта, за исключением планируемого объема инициативных платежей
  • Указание на территорию муниципального образования или ее часть, в границах которой будет реализовываться инициативный проект, в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования
  • Иные сведения, предусмотренные правовым актом представительного органа муниципального образования

Власти субъекта РФ вправе утвердить свой список обязательных разделов инициативных проектов, которые предполагается реализовать на условиях регионального софинансирования.

До 2021 года внесите изменения в муниципальные акты, регулирующие подготовку проектов, — например, в положение об инициативном бюджетировании.

Как организовать рассмотрение инициативного проекта жителями

3 способа выявить мнение граждан о проекте предусмотрены в статье 26.1 Закона № 131-ФЗ

Прежде чем инициативный проект будет передан в местную администрацию, он должен быть рассмотрен и одобрен жителями. Выявить мнение граждан о проекте можно тремя способами.

1. Провести сход, собрание или конференцию граждан. На каждом таком мероприятии можно рассмотреть несколько проектов. Когда проект будет передан в администрацию, вместе с ним должен быть передан и протокол схода, собрания или конференции граждан.

2. Провести опрос населения.

3. Организовать сбор подписей.

Если инициаторы опросили население, они должны приложить к проекту результаты опроса. Если провели сбор подписей — подписные листы.

Проведение опроса и сбора подписей должно быть предусмотрено в муниципальном правовом акте. Без этого данные способы использовать нельзя — нужно провести сход, собрание или конференцию граждан.

Как органу МСУ опубликовать проект

После внесения проекта в администрацию муниципального образования орган МСУ должен его опубликовать. Выполните эту обязанность независимо от того, планируют ли инициаторы привлечь софинансирование из регионального бюджета.

В течение трех рабочих дней со дня внесения проекта разместите его на официальном сайте муниципального образования. Исключение законодатели сделали для администраций сельских поселений, у которых нет технической возможности это сделать. Поселение может передать информацию властям муниципального района для публикации на его сайте. Жителей сельского населенного пункта информировать о проекте может также местный староста.

Есть пять оснований для отказа от реализации проекта на средства из местного бюджета

Укажите в публикации информацию о разработчиках проекта. Обозначьте срок, в течение которого граждане могут направлять свои замечания и предложения. Этот срок должен составлять не менее пяти рабочих дней.

В какой срок орган МСУ должен рассмотреть проект

Если проект планируется реализовать без регионального софинансирования, то местная администрация должна рассмотреть его в течение 30 дней. Отсчет срока начинается не от завершения периода, когда граждане могут вносить свои предложения, а с момента внесения проекта в администрацию. Поэтому рекомендуем отводить на представление предложений не более 10 рабочих дней. Тогда за оставшиеся две недели администрация успеет рассмотреть проект уже с учетом пожеланий и критики местных жителей.

Рассмотрение проектов, софинансируемых за счет региональных средств, регламентируется законами субъектов РФ. Примите решение по проекту в срок, который установили власти вашего региона.

По итогам рассмотрения местная администрация может поддержать или отклонить проект. В первом случае реализуйте его за счет средств жителей и бюджетных ассигнований в соответствии с решением о местном бюджете.

Когда орган МСУ вправе отказать в поддержке проекта

В статье 26.1 Закона № 131-ФЗ перечислены пять оснований для отказа от реализации проекта, инициаторы которого рассчитывают получить муниципальные средства. Этот перечень закрытый, местные власти не вправе его расширять.

Инициаторы нарушили установленный порядок. Можно отказать, если они нарушили процедуру внесения проекта либо если сам проект противоречит законам или иным нормативным документам.

У муниципалитета нет полномочий по реализации проекта. Например, проект не соответствует вопросам, решаемым местными властями, поэтому он не может быть реализован с использованием средств местного бюджета.

Недостаточный уровень эффективности проекта. В данной ситуации местная администрация обязана провести доработку проекта совместно с инициаторами и сделать его более эффективным.

На заметку: При софинансировании проекта из регионального бюджета порядок конкурсного отбора может быть иным — установленным законом субъекта. Например, регион может сохранить практику голосования за проекты

Проект не прошел конкурсный отбор. Отбор организуйте в случае, если на рассмотрение в орган МСУ представлено несколько проектов. Сформируйте комиссию. Половину ее членов должен предложить представительный орган муниципального образования. Допустите граждан, предложивших проект, к участию в его рассмотрении.

При отказе по любому из оснований администрация муниципального образования может предложить авторам проекта доработать его. Но можно отклонить проект и без предложений о доработке. Исключение — случай, когда проект отклонили из-за возможности решения проблемы более эффективным способом.

Как организовать контроль за реализацией проекта

Как информировать местных жителей о проекте

30 дней после завершения проекта — срок, в который местная администрация должна опубликовать отчет о его реализации

Соблюдайте принцип бюджетной открытости. Разместите информацию о рассмотрении проекта и его реализации на сайте муниципального образования. Публикуйте отчеты местной администрации об итогах реализации проектов. Срок — 30 календарных дней после завершения реализации проекта. Если в сельском поселении нет возможности информировать граждан через свой сайт, направьте сведения для публикации на сайте муниципального района.

Что изменилось в Бюджетном кодексе

В Бюджетный кодекс также внесли поправки об инициативном бюджетировании. Каждому проекту нужно присвоить код классификации расходов местного бюджета.

Инициативные платежи теперь относятся к неналоговым доходам местного бюджета. Для них предусмотрен исключительно целевой характер. Это означает, что, если средства граждан не были израсходованы на реализацию проекта, их придется вернуть. Ранее средства инициативного бюджетирования отражались в местных бюджетах как безвозмездные поступления, что недостаточно точно характеризовало их целевой характер.

Читайте также: