Когда закончится телефонное мошенничество

Обновлено: 01.06.2024

В РФ с каждым годом все чаще фиксируются случаи обращения граждан в правоохранительные органы в связи с мошенничеством по телефону. Жертвами аферистов становятся как известные личности, так и обычные граждане. Сегодня известно много схем обмана, каждая из них имеет свои особенности. Существует ряд правил, соблюдая которые можно не попасться на уловки злоумышленников.

Особенности преступления

Телефонное мошенничество берет свое начало с момента распространения телефонных аппаратов среди населения РФ. В то время жертвами телефонных мошенников были граждане, у которых в квартирах были установлены стационарные аппараты. Сегодня под угрозой попасться на аферы злоумышленников находиться практически каждый, ведь мобильная связь имеется у всех.

В подавляющем большинстве случаев подобные схемы обмана разрабатываются гражданами, отбывающими наказание в колониях и тюрьмах. Данный факт был установлен в ходе проведения следственных мероприятий подобных преступлений. В результате расследования было установлено, что некоторые лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях для выманивания денежных средств у населения, активно используют мобильную связь.

Телефонное мошенничество – что это такое и как себя обезопасить?

Несмотря на то, что использование мобильных телефонов в колониях и тюрьмах категорически запрещено, осужденные различными путями получают их. Сотрудники исправительных учреждений периодически проводят рейды и изымают мобильные телефоны у заключенных.

Официально установлено, что подавляющее число звонков с преступными намерениями исходит от заключенных. Если в дневные часы за осужденными ведется постоянный надзор, то ночью он существенно уменьшается. Именно поздним вечером и ранним утром фиксируется всплеск активности телефонных мошенников. Во время обысков охранники колоний и тюрем обнаруживают полноценные схемы и руководства по осуществлению аферы с помощью мобильного телефона. В них подробно указано, что нужно говорить в телефонном разговоре с потенциальной жертвой.

Инструкция по проведению аферы содержит список вопросов, которые может задать гражданин и перечень ответ на них. Многие взяты из инструкций операторов справочных служб и различных организаций.

У отбывающих наказание граждан, достаточно много свободного времени. Некоторые из них используют его с пользой, изучая литературу по психологии. Благодаря этому осужденные могут манипулировать людьми и добиваться своей цели. Основная задача мошенника ввести человека в ступор и держать его в таком состоянии пока преступление не будет завершено. Телефонные мошенники могут набирать случайный номер телефона, а могут использовать специальную базу.

Применяемые схемы

Существует несколько основных способов, которые используют телефонные мошенники:

Новые схемы телефонных мошенников

Злоумышленники разрабатывают новые схемы обмана граждан. Одни из последних способов мошенничества:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Как определить телефонного мошенника

Существует много других схем обмана по телефону. В некоторых случаях можно определить мошенника по следующим признакам:

  • телефон входящего звонка неизвестен или скрыт;
  • собеседник требует быстрого принятия решения;
  • самоуверенность;
  • настойчивые требования;
  • общие фразы или нечеткие ответы на задаваемые вопросы;
  • постоянные уговоры совершить определенное действие;
  • нервозное отношение к задаваемым вопросам;
  • постоянный интерес к личным данным;
  • в разговоре постоянно слышится просьба переслать денежные средства.

Правильная реакция

Куда сообщать о преступлении

  • личные данные заявителя;
  • номер мобильного телефона пострадавшего;
  • телефонный номер злоумышленника;
  • размер выплаты, запрошенной аферистом;
  • перечень задаваемых им вопросов;
  • другая полезная для следствия информация.

Наказание по статье телефонное мошенничество

Практически всегда манипулирование человеком осуществляется на психологическом уровне. В большинстве случае ситуацию представляют так, что пострадавший добровольно передает денежные средства преступнику. При установлении факта телефонного мошенничества наказание будет назначено по статье 159УК. Если рассматриваемое преступление было совершено одним человеком, то в качестве наказания может быть назначено:

  • наложение обязанности по выплате штрафа;
  • привлечение к исправительным работам на два года;
  • содержание в исправительном учреждении в течение двух лет

Если рассматриваемое преступление было совершено группой злоумышленников, то в качестве санкций будет назначено:

  • время содержания под стражей увеличивается до 10 лет;
  • в зависимости от причиненного ущерба будет назначен штраф.

Рассмотрение подобных дел осуществляется в индивидуальном уровне.

Проверка телефонных мошенников в 2019 году

Существует несколько сайтов, которые предлагают проверить номер телефона на возможность мошенничества. Предоставляются подобные услуги бесплатно, поэтому доступны каждому. Среди наиболее известных и часто используемых сервисов можно выделить следующие сайты:

Доброго дня! Хочу рассказать как не попасться на схему мошенничества которая поможет не дать телефонным жуликам опустошить ваши банковские счета.

Итак, начнем. У программного обеспечения всегда есть слабые места. Но каким бы навороченным ни было бы ПО, большинство проблем возникают по причине самого человека. В основном мошенники используют методы социальной инженерии. Им не нужно взламывать программы или похищать смартфоны в метро - все, что им нужно, это просто начать беседу с человеком.

Жулики буквально ломают мозги. Схемы обмана всегда разные, но их цель - выманить ваши деньги. В качестве жертв выступают люди вне зависимости от возраста - обмануть можно не только доверчивую пенсионерку, но и прогрессивного молодого человека.

Для разбора взят часто используемый мошеннический кейс. Из-за него люди часто теряют свои деньги. Ниже будет приведен разбор сценария общения с мошенником с целью показать, как правильно себя вести, чтобы не потерять деньги.

Рекомендуется к внимательному и вдумчивому прочтению. Важно не только вникнуть в информацию, но и поделиться ей с теми, кем вы дорожите. Мошенники воздействуют на больные места, проводят искусную работу с пороками человека. Они выводят на эмоции, заставляют принимать необдуманные решения.

Обратите внимание! Номера телефонов и организаций взяты для примера. Мошенники могут звонить с любых номеров, менять голос во время звонка, представляться родственниками, сотрудниками правоохранительных служб и различных финансовых учреждений.

Итак, на ваш телефон поступает звонок. На экране мобильника отобразится номер 7 495 950 44 40 и он определится как Главное управление экономической безопасности МВД России по Москве. Вы поднимаете трубку.

Собеседником оказывается молодая приятная девушка. Она представляется старшим лейтенантом, называет свои ФИО и должность, а также номер удостоверения. Звучит убедительно. Она обращается к вам по имени и отчеству, что вызывает доверие.

Девушка спросит, получали ли вы повестку о явке в столичное отделение полиции по месту вашей прописки и знаком ли вам гражданин Петров Николай Николаевич. Вы ответите отрицательно, так как повестка вам не приходила, а Петрова вы знать не знаете.

Как только вы дадите отрицательные ответы на вопросы, собеседница даст пояснение. Она скажет, что этот гражданин Петров на днях пришел в отделение Сбербанка с нотариальной доверенностью от вашего имени и данными о лицевом счете, а затем совершил попытку оформить кредит на огромную сумму денег наличными.

Работники банка конечно же насторожились. Они стали уточнять, кем именно приходится вам гражданин Петров и на каком основании он собирается оформлять кредит в ваше отсутствие. Петров выкрутился и сказал, что вы в больнице и готовитесь к серьезной и дорогостоящей операции. Как раз на нее и нужны деньги.

Мошенница в телефонной трубке будет давить на вас психологически. Она заявит, что Петров в банке вел себя подозрительно. Для проверки была вызвана служба безопасности. Николай Николаевич испугался такого поворота и сбежал. Как оказалось, он серийный кредитный мошенник и находится в федеральном розыске. Вы - его следующая цель и ваши деньги в опасности.

После того, как девушка расскажет эту историю, она вежливо попрощается, скажет вам ждать звонка из службы безопасности банка и положит трубку. Ей якобы больше ничего и не нужно - вы же ничего не знаете о господине Петрове.

Такие звонки могут заставить понервничать. Откуда человек взял ваши личные данные для оформления кредита? В большинстве случаев возникают сомнения в искренности телефонного собеседника. Списки сотрудников МВД находятся в открытом доступе в Интернете на сайте ведомства. Для мошенников не составляет сложности назваться именем человека, который работает в правоохранительных органах.

Далее вам позвонят с 7 495 771 91 00 и определитель подскажет, что это звонит некто из Центрального банка России. Собеседник представится сотрудником службы безопасности Центробанка. Вы услышите ФИО и должность. Если проверять на сайте регулятора, то все совпадает.

По телефону вам напомнят, что вышеуказанный Николай Николаевич в розыске. Это тот, кто пытался взять на вас кредит. Все в порядке, на него уже заведено уголовное дело по факту мошенничества. Вас будут затягивать в игру, так как для вас уже отведена особая роль - роль свидетеля.

Уже тут закрадывается подозрение - почему банковский работник говорит о таких вещах и откуда он знает такие нюансы. На этом этапе можно понять, что звонит мошенник и прекратить общение.

Если этого не произойдет, то собеседник будет дальше вовлекать в общение. Он спросит, были ли вы на подозрительных сайтах, брали ли микрозаймы, делали ли ставки на спорт и прочее. Главное - поддерживать беседу, проникать в доверие к жертве. Вас заваливают информацией, специально дезориентируют.

Внезапно звонящий скажет, что мошенник может находиться прямо в банке. Нужно только его найти и наказать. Вас будут просить о содействии и о том, чтобы вы никому не рассказывали о звонке и попытке открыть на вас займ. Все данные якобы будут предоставлены в Следственный комитет. Вам скажут, что ситуация взята на контроль, и попрощаются.

Вам не дадут передышки - почти сразу же поступает звонок из Следственного комитета. На экране мобильного высветится, что звонят именно из этого ведомства.

Определитель будет доказывать, что звонят лично из учреждения, подотчетного Александру Бастрыкину. В трубке будет уверенный мужской голос, а ФИО и должность совпадут с теми, что отмечены на сайте ГУ СК России.

Мужчина представится подполковником и будет давить на то, что нужно сменить единый лицевой счет. Это якобы защитит ваши кровно заработанные. Будет долгий разговор о мошенниках, о том, как у людей похищают миллионы. К вам будут втираться в доверие. Общение с “подполковником” будет дружеским - он просто дает вам советы. Затем он попрощается и скажет, что с вами еще свяжутся сотрудники Центрального банка России.

Этот звонок поступит молниеносно, стоило только закончить беседу с “подполковником”. Собеседник сходу заявляет, что является вашим доверенным лицом из Центрального банка России, и скажет, что нужно переоткрыть единый лицевой счет. Для этого требуется вывести со старого счета все деньги, положить их на резервный счет и затем перевести на другой. Вас будут заверять, что деньги с резервного счета мошенники не тронут.

Собеседник будет говорить, что вы сможете поймать преступника (того самого Николая Николаевича), который обманул сотни граждан. Также он даст слово, что ваши деньги в безопасности, ведь он несет финансовую и юридическую ответственность за их сохранность. Звучит убедительно?

Если вы сомневаетесь, в доказательство могут прислать плохо подделанные документы. Это будет подтверждение правдивости слов мошенников. На тех, кто продолжает сомневаться, оказывается психологическое давление.

Когда жертва соглашается сделать все, как говорят в трубке телефона, ее направят в ближайший банкомат или попросят назвать код из SMS. Так деньги и исчезают с банковских счетов.

  • снять со счета все деньги в банкомате (не в банке);
  • внести их на “специальный” счет, который назовут мошенники.

В телефонной трубке будут говорить, что есть страховка от Центрального банка России на случай ЧП, что деньги меченые, поэтому преступник будет пойман в считанные часы и прочая подобная ерунда. Идти в банк не советуют - якобы там могут работать пособники Николая Николаевича. Будет выбран конкретный банкомат, ближайший к вашему дому.

Если вы ранее не сталкивались с правоохранительными органами, их звонок может оказаться пугающим. Важно не паниковать, держать себя в руках. Сразу никого никуда посылать не нужно - бывают ситуации, когда действительно звонят полицейские. Ваш номер, теоретически, может набрать и сам глава Следственного комитета - кто знает? Но и он не будет поднимать личные и, тем более, секретные темы по телефону. Вас должны пригласить на встречу. Помните, что вы - не преступник, вам нечего бояться.

Вам часто звонят из банка и говорят, что с вашим счетом что-то не так? Вряд ли. Обычно банковские работники пытаются вам что-то продать, а не расследуют дела по поимке мошенников. Жуликов ловят уполномоченные органы, а не банкиры.

Если ваш счет опустошен и вы поняли, что совершили ошибку, немедленно обращайтесь в ближайшее отделение банка. Нужно написать подробное заявление о случившемся. Придется потратить время и описать положение дел в двух копиях. Одна останется вам, а вторая - банку. В банковской организации, кстати, могут отговаривать писать заявление в первые часы после происшествия, якобы это бесполезно. Никого не слушайте и пишите.

Также понадобится написать заявление в полицию. Это делается как можно скорее. Сотрудники полиции могут отказываться брать заявление - настаивайте и берите талон. После этого, спустя несколько дней вас вызовет следователь. Он задаст уточняющие вопросы. Не стесняйтесь, рассказывайте честно об инциденте, пусть вам за него и стыдно. Не выдумывайте и не преуменьшайте - все нужно рассказывать так, как это было.

В разных банковских организациях защита от подобного мошенничества работает по-разному. Есть вероятность, что деньги еще не дошли до жуликов. Их в таком случае заморозят и вернут вам, если это возможно. Нужно только успеть оповестить местные службы безопасности, что вас обманули.

Данная статья призвана научить вас разбираться в видах мошенничества, определять, кто с вами разговаривает по телефону и чего ему нужно. Если вы поняли, что звонят мошенники - бросайте трубку, блокируйте их номера, не тратьте время. Расскажите о полученных знаниях родственникам и близким людям, особенно пожилым. Детей и подростков держите подальше от банковских карт, в частности, зарплатных - они также могут оказаться жертвами мошенников. Несовершеннолетними довольно просто манипулировать.

Если вам понравилась эта статья, расскажите об этом в комментариях. Хотите разобрать другие виды мошенничества и социальной инженерии? Пишите свои пожелания, обсудим.

content/ru-ru/images/repository/isc/2020/9910/mobile-scams-how-to-identify-them-and-protect-yourself-1.jpg

Мошенники постоянно придумывают новые уловки и способы обмануть нас, поэтому попытки защитить мобильные устройства уже стали частью нашей цифровой жизни. Тем не менее некоторые виды мошенничества опознать непросто, поэтому важно следить за появлением новых схем обмана и уметь их выявлять. Это гораздо эффективнее, чем восстанавливать уже украденные учетные записи.

Что такое мобильное мошенничество?

Мобильные телефоны стали для нас одним из самых ценных видов имущества, и киберпреступники об этом знают. Мы всегда носим их с собой и используем для доступа к важнейшей информации. К нашим телефонам привязаны учетные записи от банков, электронная почта и другие конфиденциальные данные, что делает их идеальной мишенью для злоумышленников.

Задача мобильного мошенника – вынудить вас самостоятельно заразить свое устройство или передать ему конфиденциальную информацию.

К самым популярным видам мобильного мошенничества относятся:

Телефонный вишинг

Вишинг – это вид мошенничества, при котором вам звонят, пытаясь побудить вас к какому-либо действию.

Обычно мошенники притворяются реальными людьми или компаниями, чтобы завоевать ваше доверие. Они могут сказать, что работают в реально существующей организации, чтобы убедить вас сообщить им свои личные данные или перевести деньги.

И действий от вас ждут прямо во время телефонного разговора. Мошенники создают ощущение срочности, чтобы вы запаниковали и сделали то, чего они хотят. Вот почему они требуют заплатить или раскрыть данные прямо во время звонка, а не просят выполнить какое-то дополнительное действие позднее (после завершения разговора).

SMS-фишинг

Сбрасывающиеся звонки

Как мобильные мошенники крадут ваши личные данные

Как не попасться на мобильное мошенничество?

У каждой мошеннической схемы есть свои особенности, но, как правило, все угрозы можно разделить на несколько категорий в зависимости от целей и используемых методов. Так как новые схемы появляются регулярно, нужно быть готовым к неожиданностям

и настороженно относиться к просьбам от посторонних людей. Также нелишним будет усилить защиту на своих устройствах.

Как понять, что вы столкнулись с мобильным мошенничеством?

Задача любого вида мошенничества – сыграть на эмоциях и заставить вас доверять мошеннику. Вот некоторые ниточки, за которые любят дергать киберпреступники:

Ощущение надвигающейся опасности подталкивает вас к активным действиям. Если вам кажется, что нужно срочно что-то сделать, иначе случится беда, следует остановиться и задуматься. Любой звонящий вам официальный представитель компании ответит на все ваши вопросы и подтвердит необходимость выполнения требуемого действия. Мошенники же начнут давить еще сильнее. Популярные темы мошеннических схем, где упор делается на срочность: долги, возвраты по налогам или указания на подозрение в нарушении закона.

Эмпатия , возникающая в ответ на просьбу о помощи нуждающимся. Отказаться выполнять такую просьбу сложнее. Если вы чувствуете вину за то, что сомневаетесь в реальной причине обращения к вам, это должно стать первым звонком. Мошенники могут притвориться сотрудниками благотворительной организации или придумать другую историю, а чтобы звучать более правдоподобно — упомянуть недавнюю природную катастрофу или другую актуальную проблему.

Большие обещания. Перспектива получить награду может подтолкнуть вас к выполнению просьбы мошенника. Если вы почувствовали возбуждение или надежду в отношении сделанного предложения, стоит задуматься. Например, вам могут сказать, что вы выиграли в розыгрыше или получили огромную скидку на путевку на море.

В любом случае для получения приза вас попросят что-то сделать. Вот самые популярные просьбы, к которым нужно относиться с осторожностью:

Если вам позвонили или прислали SMS с просьбой сделать что-то из вышеперечисленного, будьте осторожны. В большинстве случаев следует либо отказаться от выполнения просьбы, либо отложить ее и поискать подробную информацию.

Женщины часто становятся жертвами мобильных мошенников

Что делать, чтобы не попасться на мобильное мошенничество?

Лучше всего защититься от мошенников вам поможет сознательное отношение к коммуникации по телефону. Помимо умения распознавать обман вам помогут и некоторые дополнительные меры обеспечения безопасности конфиденциальных данных.

Вот несколько полезных советов для защиты от мобильного мошенничества:

При подключении к публичным сетям Wi-Fi используйте виртуальные частные сети (VPN). Шифрование в VPN-сети скроет передаваемую информацию от чужих глаз. Такие сервисы также обеспечивают анонимность, так что вас нельзя будет выследить с помощью IP-адреса или других средств. Если вы ищете сервис, который будет защищать ваши данные в интернете в пути или дома, попробуйте VPN-сервис Kaspersky Secure Connection .

Установите сложные пароли. Никогда не используйте один и тот же пароль дважды. Лучше всего создавать пароли из случайного набора знаков. Чередуйте регистр и помимо букв используйте цифры и специальные символы. Если ваш пароль – это кодовая фраза, состоящая из нескольких коротких и запоминающихся слов, замените некоторые буквы в ней символами или числами.

Храните свои пароли в безопасном онлайн-хранилище. Чтобы не забывать свои пароли и ПИН-коды, воспользуйтесь сервисом наподобие Kaspersky Password Manager . Никогда не записывайте пароли в блокноте или в заметках на телефоне – это крайне ненадежно. Менеджеры паролей шифруют ваши данные таким образом, что взломщики не смогут их подсмотреть. Вам нужно будет запомнить всего лишь один пароль – от самого хранилища. Конечно, его нужно сделать максимально сложным и надежным, чтобы никто не смог получить туда доступ.

В настоящих розыгрышах никто не будет требовать с вас денег. Если кто-то просит вас заплатить за приз, откажитесь от затеи. Скорее всего, вы имеете дело с мошенниками.

Установите приложение, блокирующее звонки. Такие приложения защищают ваш телефон от звонков, нелегально выполняемых роботами, и прочих типов телефонного мошенничества. Однако они не всегда работают идеально и могут отправлять в спам реальные номера. К счастью, многие приложения помечают входящие звонки как потенциальный спам, позволяя вам самостоятельно решить, брать трубку или нет.

Не вступайте в разговор и положите трубку. Участие в разговоре в любом виде может спровоцировать еще больше звонков. Не нажимайте на кнопки для навигации по автоматизированному меню и не отвечайте живым операторам, если заподозрили неладное. Просто повесьте трубку и поищите в интернете информацию о звонящем, если вас все еще одолевает любопытство.

Пользуйтесь только официальными приложениями. Использование сторонних приложений для входа в такие сервисы, как онлайн-банки и социальные сети, делает ваше устройство уязвимым к несанкционированному доступу. Более того, если вы предоставите свои учетные данные сторонней организации, вы можете потерять их, оказавшись жертвой фишинга. Желательно избегать приложений, предназначенных для работы сразу с несколькими сервисами: всегда делайте выбор в пользу официальных программ.

Проверяйте телефонные счета. Если вы обнаружили в счете несанкционированные списания, вероятно, вы стали жертвой злоумышленника. Если это произошло, немедленно обратитесь к оператору и требуйте вернуть средства. Даже если причиной такого списания было не мошенничество, вы наконец отключите нежелательные услуги, накопившиеся за годы.

— В сферу вашей ответственности входит важнейший вопрос — безопасность денег клиентов. Но сейчас, к сожалению, распространены банковские мошенничества. Появились ли в 2021 году новые схемы? Какая сейчас самая популярная?


— Самыми главными схемами продолжают оставаться телефонное мошенничество и фишинг. Ничего принципиально нового не появилось. Но точно появились новые сценарии оболванивания, погружения в страхи, в испуг и придумывание новых достоверных версий.

Уровень доверия, к сожалению, к таким звонкам высокий, и мы фиксируем достаточно высокий уровень телефонного мошенничества в целом по стране на сегодняшний момент. И мы близки к тому, что можно считать телефонное мошенничество национальным бедствием.

— И сколько примерно звонков в день поступает россиянам?

— По нашим расчетам, каждый десятый звонок на любой телефон может быть мошенническим. Мы видим, что не менее 100 тыс. звонков сегодня осуществляется в день всем гражданам нашей страны.


Мы сделали статистику, посмотрели, как ведут себя клиенты. Примерно 50% даже не берут трубку телефона. Оставшиеся 50% берут трубку. Как только понимают, о чем идет речь, прекращают разговор. И примерно до 1% мошенникам удается не просто дозвониться, а еще и завязать разговор. И раньше такой процент был значительно больше, около 10%. Это говорит о тренде повышения киберграмотности наших граждан, нашего населения.

123


— Поздравляю.

— Из 100 человек, которые передали мошенникам свои данные, мы научились блокировать операции по 99 случаям. Это означает, что если какая-то пожилая женщина, например, в Саратове, которая никуда не выезжает, вдруг ни с того ни с сего начинает во Владивостоке получать деньги, даже небольшие суммы, то наша система автоматизированно остановит эту операцию, не выдаст деньги, а, наоборот, вернет их обратно на счет, потому что, по нашему мнению, они украдены.

Но и это не всё. Есть еще новая разработка: если вы поняли, что с вами разговаривает мошенник, вы можете одним нажатием кнопки передать нам информацию о номере звонившего и времени фактически в автоматизированном режиме. Эта информация попадет в наши базы данных.


Часто говорят, что из банков всё течет, информация утекает, персональные данные. Но я могу совершенно ответственно сказать, что это не так. Мы много лет занимаемся тем, чтобы не допустить кражи персональных данных из наших систем. С другой стороны, если посмотреть внимательно, что находится в Сети, иногда даже становится страшно. Потому что вы могли чисто случайно сфотографироваться со своей карточкой, либо с паспортом, либо переслать своей подруге, знакомому, родственнику какие-то данные, номера телефонов, фамилию-имя-отчество, фотографию своих прав. И так в Сети случайно оказывается огромное количество персональных данных, документов и многое-многое другое.

Мы сделали сервис, который помогает проверять с помощью искусственного интеллекта, где у вас размещена личная информация. Это могут быть социальные сети, письма, давно забытые уже истории либо свои личные какие-то странички, в том числе в социальных сетях, в которых вы случайно оставили какие-то персональные данные. За последние два с половиной месяца 1,5 млн наших клиентов воспользовались этой опцией. При этом они сами уничтожили не менее 8 млн персональных данных о себе.

— Какие у вас еще разработки планируются?


— Раз такие важные меры принимаются, наверное, мошенничество должно скоро исчезнуть?

— И как может выглядеть это объединение?


Более половины таких преступлений остаются нераскрытыми из-за невозможности установить личность подозреваемого

— Какой средний чек украденных денег?

Данных о мошенниках, которые сегодня имеют кредитные организации, очень много. Для следователей, работников оперативных органов эти данные очень ценны. Поэтому мы взаимодействуем очень честно, очень четко и часто. Я вам хочу сказать, что ежедневно мы получаем десятки запросов от правоохранительных органов. Отрабатываем мы их не как принято в бумажном мире, через месяц, отрабатываем их мгновенно. Имеем очень большое количество благодарственных писем от наших коллег со всей страны.

Могу вам сказать, что около 60 организованных преступных групп было задержано в прошлом году при поддержке нашей информации. В этом году за первые три месяца около 20 уже. Они разные: по распространению наркотиков, по кол-центрам, которые мы тоже помогаем обнаруживать нашим коллегам из правоохранительных органов. У нас взаимодействие очень тесное, важное. Но есть одна проблема.

— Какая?

— Нам тоже надо объединять информационные потоки вместе, платформы. Можно избавиться от запросов, можно только лишь объединить ресурсы, иметь такие же платформы через соединение, получать всю информацию в автоматизированном виде.


— DDoS-атака — это направление одновременных запросов на тот или иной сервер компании. Когда запросов несколько, все технологии работают как часы. Когда запросов десятки тысяч — становится уже сложновато. А когда их десятки миллионов, сотни миллионов — всё останавливается, и мозги этих серверов не могут переварить такое огромное количество запросов. Цель DDoS-атак — остановить деятельность компании, остановить предоставление любых сервисов и добиться того, чтобы компания несла определенные убытки из-за этого.

Но умеют ли это другие наши компании, организации в нашей стране? К сожалению, я не могу сказать за всех, к сожалению, такие риски сегодня значительно увеличились.

Что касается зловредов, либо вирусов-шифровальщиков, как вы сказали, Petya, они сейчас стали очень популярны. Что такое вирус-шифровальщик? Это зловред, который блокирует всю работу компьютера, и мошенник предлагает за деньги его разблокировать. При этом шифры настолько сложные, что многие действительно платят деньги, потому что там либо ценная информация, либо компьютер ценный. Но и это не всё. Эту информацию хакеры могут скачать и разместить в открытом доступе. Как, собственно говоря, это недавно было сделано с нью-йоркской полицией — когда все досье о полицейских попали в открытый доступ, потому что нью-йоркская полиция отказалась платить $4 млн. Они нашли только 100 тыс. Вот такие атаки на самом деле на сегодняшний день усилились значительно.

— Сколько их сейчас поступает?

— Эти атаки таргетированные. Мы умеем их выявлять. И в нашу сторону эти атаки поступают часто. Мы тоже отражаем их в автоматизированном режиме и фактически не имели ни одного случая подобного у себя. Тем не менее не всё так легко и просто. Многие структуры, компании не имеют защиты. Их достаточно легко заразить. Поэтому вирусы-шифровальщики сегодня весьма опасны. Общее количество таких атак увеличилось примерно в четыре-пять раз на сегодняшний день. И, поскольку киберпреступность не имеет никаких национальных границ, любой преступник, находясь в любой точке мира, может заразить какую-то компанию и потребовать выкуп за то, чтобы разблокировать эту организацию.


В нашей стране есть примеры тяжелых последствий подобных действий. Например, одна из крупнейших нефтяных компаний пару лет назад получила такой вирус, и, к сожалению, из-за этого вируса была остановлена нефтедобыча на нескольких месторождениях. Потребовалось не менее четырех дней для того, чтобы навести порядок, разблокировать все эти системы.

К сожалению, правоохранительные органы в нескольких городах на юге России однажды были заражены вот таким вирусом-шифровальщиком, и очень много информации на компьютерах было потеряно.

— Станислав Константинович, напоследок очень хочется у вас спросить: вам когда-нибудь звонили мошенники?

— Ой, мне мошенники тоже звонили…

— И что вы им отвечали?

— У меня разные эмоции были. Как правило, я нажимаю кнопку и не разговариваю. У меня достаточно много информации, чтобы понимать, что на той стороне происходит. По сути, два-три вопроса — и ты понимаешь, что с той стороны, конечно же, находится мошенник. Но такие звонки прекратились ровно после того, когда мы внедрили в своем мобильном приложении те два сервиса, о которых я сегодня сказал. И я уже, наверное, месяца два или три не получаю ни одного звонка.

Читайте также: