Нужна ли регистрация иностранному гражданину при перелете

Обновлено: 04.07.2024

В 2022 году будут действовать новые правила работы с иностранными сотрудниками. В частности, они устанавливают, кто из работодателей и по каким документам может привлекать к работе иностранцев.

Обновления по работе с иностранцами в 2022 году

Постановлением Правительства от 07.10.2021 г. № 1706 обновлены размеры квот на привлечение к работе иностранных граждан в 2022 году.

В новом году будут действовать такие квоты в зависимости от вида деятельности:

Отрасль промышленности ОКВЭД Размер квоты от общей численности сотрудников
Строительство (Раздел F) 80% (исключение — Амурская область, Республика Бурятия, г. Москва)
50% — Республика Дагестан
60% — Краснодарский край
Выращивание овощей 01.12.1 50%
Продажа алкоголя в специализированных магазинах (розница) 47.25.1 15%
Продажа табака в специализированных магазинах (розница) 47.26 15%
Спортивная отрасль 93.19 25%
Лесозаготовка, обработка древесины, изготовление изделий из древесины (соломки, пробки, материалов для плетения), оптовая торговля пиломатериалами и лесоматериалами 02, 16, 46.73.1, 46.73.2 50%
Сфера обслуживания зданий и территорий, управление недвижимым имуществом на договорной основе или за вознаграждение 81, 68.32 70%
Функционирование сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта 49.3, 49.41 24%

Квоты не распространяются на высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей, иностранцев из Армении, Киргизии, Казахстана, Белоруссии (п. 2 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ).

Не изменили правило, по которому нельзя привлекать иностранцев к работе в таких сферах деятельности:

  • розница на рынках и в нестационарных торговых объектах (ОКВЭД 47.8);
  • розница по лекарственным препаратам в аптеках (ОКВЭД 47.73);
  • прочая розница вне палаток, магазинов и рынков (ОКВЭД 47.99).

Работодатели должны привести численность иностранцев-сотрудников к указанным показателям. Если норму законодательства не исполнить, возможны штрафные санкции (ст. 18.17 КоАП):

  • 45-50 тыс. руб. для руководителя;
  • 800 тыс.-1млн. руб. или приостановка деятельности на 14-90 дней для компании.

Кто может принимать на работу иностранных сотрудников в 2022 году

Принимать на работу иностранных сотрудников могут все работодатели — ИП, физлица, юрлица. Правила по работе с иностранцами в 2022 году зависят от того, какой правовой статус имеет наемный работник:

  • временно проживающий — лицо, получившее разрешение на временное проживание в России (срок действия — 3 года);
  • постоянно проживающий — лицо, получившее вид на жительство;
  • временно пребывающий — лицо, не имеющее разрешения на временное проживание или вида на жительство. Иностранец в данном случае находится в РФ на основании визы или является лицом без гражданства.

Отдельная категория иностранных сотрудников — это высококвалифицированные специалисты. При их найме на работу нужно соблюдать следующие правила:

  • в медицине, туризме, научно-исследовательской деятельности оклад должен быть не меньше 83,5 тыс. руб.;
  • в других отраслях оклад должен быть не меньше 167 тыс. руб.

Если физлицо получило временное убежище, то оно не относится к категории временно или постоянно проживающих. Трудоустройство таких сотрудников производится по упрощенной схеме.

Как принять на работу иностранного сотрудника в 2022 году

При трудоустройстве иностранца на работу в 2022 году требуется соблюдать особые правила. В частности, нужно проверить, должен ли иностранный работник подтверждать, что знает русский язык. Кроме того, требуется определиться с тем, нужно ли получать разрешение на наем иностранца.

Документы иностранного сотрудника

Иностранные сотрудники должны подтвердить свой статус через соответствующие документы:

  • миграционная карта — предусмотрена для временно пребывающего в РФ (если другие правила не предусмотрены международным договором). В документе указывается дата его выдачи и срок пребывания мигранта в РФ. Когда указанный срок документа закончится, иностранный гражданин может его продлить. Также он имеет возможность оформить разрешение на временное проживание или вид на жительство;
  • разрешение на работу или патент — они нужны иностранным гражданам для того, чтобы устраиваться на работу и платить авансы по НДФЛ. Если иностранец является временно пребывающим в безвизовом порядке, то он оформляет патент вместо разрешения на работу. Гражданам из ЕАЭС патенты оформлять не нужно. Кроме того, разрешение на работу не требуется оформлять временно или постоянно проживающим в РФ иностранцам;
  • разрешение на временное проживание — при получении такого документа иностранец может жить и работать в РФ в течение 3-х лет. Такое разрешение представляет собой — штамп в документе, удостоверяющем личность. Если его нет — в виде отдельного документа;
  • вид на жительство — при проживании в РФ в течение одного года иностранец вправе подать заявление на выдачу вида на жительство. Этот документ для лица без гражданства является для него одновременно и документом, на основании которого удостоверяется личность. По виду на жительство иностранный гражданин может въезжать в РФ и выезжать за ее пределы.

Иностранный гражданин подтверждает свою личность паспортом или иным документом на основании законодательства или подписанного международного соглашения. Физлицо без гражданства подтверждает свою личность через разрешение на временное пребывание, которое оформлено как отдельный документ или как вид на жительство.

Иностранцы обязаны документально подтверждать знание русского языка, а также истории и основ законодательства РФ. Это нужно при оформлении вида на жительство, разрешения на работу, патента, разрешения на временное проживание.

Документы для приема на работу иностранца

При трудоустройстве иностранного гражданина у работодателя должен быть комплект документов, список которых зависит от статуса физлица.

Если иностранец временно пребывающий, работодателю нужно сделать следующее:

  • обратиться в центр занятости населения для поиска работников. Так нужно сделать, чтобы потом инспекторы подтвердили целесообразность найма иностранцев вместо россиян;
  • получить разрешение от территориального отдела ГУ МВД по вопросам миграции. Для этого подается заявление из Приложения № 1 к Приказу МВД от 19.06.2017 г. № 392. Решение о выдаче разрешения или отказа в нем принимается госорганами не позже 30 календарных дней с момента поступления заявления. Компания получает уведомление в течение 3-х дней с даты принятия соответствующего решения.

Работодатель может трудоустроить временно пребывающего в визовом порядке иностранца, если у физлица оформлено разрешение на работу. Документ по умолчанию получает работодатель, когда обращается в ГУ МВД по вопросам миграции.

Если иностранец постоянно проживающий, то он трудоустраивается без специального разрешения. Иными словами принимается на работу также, как и российские граждане.

Как оформить трудовой договор с иностранным сотрудником в 2022 году

С иностранным сотрудником заключают либо трудовой, либо ГПХ договор. В трудовом договоре нужно указать не только общие сведения по иностранцу, но также и иную информацию в зависимости от его статуса:

  • если временно пребывающий — информацию о разрешении на работу или патенте;
  • если временно проживающий — информацию о разрешении на временное проживание;
  • если постоянно проживающий — информацию о виде на жительство.

Кроме того, в трудовом договоре, заключенном с временно пребывающим иностранным работником, требуется зафиксировать основание, по которому этому сотруднику будут оказывать медпомощь в период действия этого договора.

Если этого не сделать, работодателя оштрафуют на сумму до 1 млн. руб. или приостановят его деятельность на срок до 90 дней (ч. 3 ст. 18.15 КоАП).

Иностранные работники обязаны состоять на учете в ИФНС, а порядок такой постановки зависит от того, имеется ли у физлица место жительства или пребывания, недвижимость или транспортное средство.

Если указанные объекты у его есть, то работодателю не нужно подавать в ИФНС заявление о постановке на учет мигранта. В этой ситуации МВД самостоятельно извещает налоговиков о факте учета или регистрации этого физлица. И тогда ИФНС автоматически ставит его на налоговый учет.

Если же указанный объектов у иностранца нет, тогда работодатель ставит мигранта-сотрудника на налоговый учет в ИФНС (п. 7.4 ст. 83 НК).

Законодательство Российской Федерации декларирует свободу передвижения иностранных граждан по территории страны, о чем гласит ст. 5 Федерального закона № 109-ФЗ[1]. Однако существует ряд нюансов, которые необходимо учесть при перемещении иностранцев из одного субъекта Российской Федерации в другой.

В ст. 11 Федерального закона 115-ФЗ[2] конкретизируется, что иностранцы обладают правом на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации.

К личным целям поездки можно отнести туристическую ознакомительную поездку в иной населенный пункт в свободное от выполнения трудовых обязанностей время, к примеру, в праздничные дни либо в отпускной период. К деловым — участие в конференциях, семинарах, круглых столах, а также выполнение работ или оказание услуг.

Вместе с тем при осуществлении трудовой деятельности иностранным сотрудникам и их работодателям следует руководствоваться ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ 2 , пп. 4.2 и 5 которой гласят, что временно пребывающие и временно проживающие в России иностранные граждане не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу или разрешение на временное проживание.

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ

Однако из данного запрета имеется исключение. Так, временно пребывающий в России иностранный сотрудник может быть направлен в иной регион в служебную командировку, где при наличии командировочного удостоверения срок работы может составлять суммарно до 10 календарных дней в течение срока действия разрешения на работу. Если речь идет о временно проживающем в России иностранном работнике, то срок командировки может составлять в совокупности не более 40 дней. Высококвалифицированные специалисты могут находиться в служебной командировке непрерывно не более 30 календарных дней.

Если же трудовая деятельность иностранного гражданина носит разъездной характер и это обозначено в трудовом договоре, общий период работы за пределами региона действия разрешения на работу составляет не более 60 календарных дней для временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан и не более 90 дней для временно проживающих. Высококвалифицированные специалисты могут при разъездном характере работы трудиться в иных регионах неограниченное количество времени.

При поездках иностранных граждан по России следует учитывать, что доступ иностранцев в ряд организаций, на некоторые объекты и территории ограничен. Перечень подобных мест утвержден Правительством РФ[3]. К ним относятся военные городки, пограничная зона, территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение (к примеру, зоны экологических бедствий), и иные.

Количество командировок высококвалифицированных специалистов как в течение года, так и в течение срока действия разрешения на работу не ограничивается.

Списки профессий

Указанные выше исключения утверждены приказом Минздравсоцразвития России[4]. Там же установлен список профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин может пользоваться возможностью посещения с рабочими целями прочих регионов России.

В данный перечень входят в основном рабочие специальности и профессии области искусства. Должности руководителей высшего и среднего звена, также включенные в указанный список, разбиты на категории: руководители учреждений, организаций и предприятий (в том числе малых), руководители специализированных производственно-эксплуатационных подразделений (служб), руководители функциональных и других подразделений и служб.

Перемещаясь по стране, иностранным гражданам следует соблюдать правила миграционного учета, предписанные Федеральным законом № 109-ФЗ 1 .

При деловых поездках без осуществления трудовой деятельности либо при направлении в служебную командировку на срок более трех рабочих дней иностранный гражданин должен быть поставлен на миграционный учет по частному адресу либо по местонахождению организации, где планируются выполнение работ, оказание услуг, участие в деловых переговорах, присутствие на конференции и пр.

Принимающая сторона выполняет обязательство по постановке иностранного гражданина на миграционный учет в течение трех рабочих дней с момента прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Период нахождения иностранного гражданина в пути не учитывается.

В редких случаях, при наличии документально подтвержденных уважительных причин, которые препятствуют направлению принимающей стороной в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранца, иностранный гражданин самостоятельно предоставляет в государственный орган данное уведомление (п. 3 ст. 22 Федерального закона № 109-ФЗ 1 ).

Если гражданин остановился в гостинице либо в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе, администрация указанных организаций направляет соответствующее уведомление в территориальный орган федеральной миграционной службы в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца в пункт назначения. Данное правило относится также к детским оздоровительным лагерям, больницам и прочим учреждениям здравоохранения или социального обслуживания.

При перемещениях по стране в личных целях иностранный гражданин, не будучи приглашенным деловыми партнерами в регионе, может быть поставлен на миграционный учет лишь по частному адресу либо в гостинице, в ином упомянутом выше учреждении, уведомляющем федеральную миграционную службу в течение одних суток с момента прибытия иностранного гражданина в данную организацию.

Бланк уведомления о прибытии

Результатом постановки иностранного гражданина на миграционный учет является отрывной бланк уведомления о прибытии со штампом государственного органа либо оттиском календарного штемпеля и подписью оператора почтового отделения, который вручается иностранцу.

Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении бланка не допускаются исправления, использование аббревиатур и сокращения слов.

Перед выездом гражданина из организации, когда речь идет о гостинице или ином упомянутом учреждении, либо при выезде гражданина из города, региона иностранный гражданин обязуется передать бланк уведомления принимающей стороне.

Далее данный документ сдается в территориальный орган Федеральной миграционной службы для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания. Гостиницы, больницы и прочие организации данную процедуру осуществляют в течение 12 ч дня, следующего за днем убытия иностранца, физические лица и приглашающие компании — в течение двух рабочих дней с даты выезда иностранного гостя из региона.

В заключение обращаем внимание на то, что миграционное законодательство постоянно эволюционирует. К примеру, процедура постановки на миграционный учет иностранных граждан с 1 января 2011 г. упрощена — отменены соответствующие государственные пошлины[5]. Таким образом, для надлежащего исполнения предписанных законом правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и для обеспечения комфортного нахождения иностранцев в нашей стране необходимо держать руку на пульсе, отслеживая изменения законодательства.

После прибытия в Россию иностранный гражданин должен осуществить постановку на миграционный учет или, иными словами, временную регистрацию. Процедура является обязательной, при этом не важно, прибыл ли мигрант из страны, с которой у РФ установлен безвизовый режим пересечения границы, или пересек границу по визе.

По сути, временная регистрация иностранных граждан в России – это уведомление подразделения по работе с мигрантами о том, что лицо прибыло из другой страны и на текущий момент находится в РФ. А также – основание для его узаконенного нахождения здесь в течение определенного периода.

Сроки регистрации иностранных граждан по месту пребывания

Сроки регистрации иностранных граждан по месту пребывания

Для большинства иностранцев прописанный в законодательстве срок, на протяжении которого они обязаны сделать временную регистрацию, составляет 7 дней (рабочих).

Из этого правила есть ряд исключений:

  • приезжие из Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана имеют право встать на учет на протяжении 30 дней с дня прибытия к месту регистрации;
  • мигрантам из Таджикистана на осуществление данной процедуры дается 15 дней;
  • участники госпрограммы добровольного переселения соотечественников, как и их семьи, обязаны временно зарегистрироваться не позднее 37 дней после окончания переезда в место проживания.

Важно: регистрирует прибывшего мигранта принимающая сторона. Она же уведомляет об этом миграционный отдел МВД посредством заполненного бланка стандартного уведомления о прибытии. Отрывной квиток формы, на котором сотрудником проставляется штамп-отметка о его получении, становится подтверждением того, что временная регистрация проведена.

Стоит знать, что временная регистрация для иностранных граждан не является бессрочной. Изначально она оформляется на период не более, чем 90 суток. Если до завершения этого срока лицо не получит иное основание для пребывания, ему придется покинуть Россию минимум на три месяца, а затем, вернувшись, заниматься постановкой на учет заново.

В исключительных случаях допустимо продление регистрации без выезда за пределы страны. Подобные ситуации рассматриваются в индивидуальном формате

Иностранцев, превысивших сроки пребывания в стране на основании временного учета, ожидает депортация и наложение денежного штрафа. Его размер определяется на региональном уровне и колеблется в пределах 2000-7000 рублей.

Кто может быть принимающей стороной для регистрации иностранного гражданина?

Кто может быть принимающей стороной для регистрации иностранного гражданина?

Временно зарегистрировать мигранта разрешается как физическим, так и юридическим лицам. Это, в частности:

Обращаем ваше внимание: временная регистрация по месту пребывания – зона ответственности принимающей стороны, в то время, как постоянную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства делает сам мигрант на основании разрешающего документа, на проживание в России. Эти две процедуры следует различать.

Этапы регистрации иностранного гражданина по месту пребывания

Мы упоминали о том, что большинство иностранцев и ЛБГ имеет право легально находиться в России без разрешительных документов не более, чем 7 дней. За это время гражданину или компании, отвечающей за регистрацию прибывшего, нужно успеть:

  • собрать и подготовить пакет документов (заполненное уведомление, паспорт мигранта, миграционную карту, документы, подтверждающие право собственности или эксплуатации помещения, используемым для того, чтобы временно зарегистрировать лицо);
  • обратиться в компетентные органы по месту нахождения помещения;
  • сдать документы и получить отрывной квиток уведомления с проставленным на ней штампом о прибытии, в котором указана дата.

После этого сотрудники органа, принявшего документы, осуществляют их проверку и вносят полученные данные в государственный реестр учета мигрантов.

Таков общий порядок регистрации иностранных граждан, действующий в РФ в 2022 году.

Полезный совет: неправильно заполненный бланк уведомления может стать основанием для отказа в постановке претендента на миграционный учет. Следует уделить повышенное внимание этому вопросу – заполнять форму только на русском языке, без помарок, аббревиатур и пропущенных граф.

Обращаем ваше внимание на то, что отрывной талон должен быть незамедлительно передан принимающей стороной иностранному гражданину. В противном случае при любой проверке он может быть признан нелегально пребывающим в стране со всеми вытекающими последствиями.

Если принимающая сторона временно регистрирует сразу нескольких иностранных граждан, на каждого из них подается отдельное уведомление и, соответственно, получается отдельный отрывной квиток.

Оформлять снятие лица с временного учета и уведомлять компетентные органы о его убытии не нужно – данная информация попадает в централизованную электронную систему автоматически, при пересечении мигрантом границы.

На данный момент единственный орган, осуществляющий регистрацию временно проживающих иностранных граждан, – территориальное управление МВД, точнее, его подразделение по миграционным вопросам. Подать же документы для постановки на миграционный учет можно несколькими способами – лично на приеме в УМВД, через МФЦ, посредством функционала сайта Госуслуг или направив Почтой России – заказным письмом с уведомлением о вручении.

Получите бесплатную консультацию миграционного юриста. Напишите свой вопрос в форме, и вам перезвонит специалист по миграционному праву и проконсультирует.

Иностранные граждане при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания.

Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания.

Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, представленного принимающей стороной.

Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно или посредством почтового отправления, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, копию миграционной карты (для временно пребывающего иностранного гражданина).

По прибытии иностранного гражданина в гостиницу или в иную организацию, оказывающую гостиничные услуги, в санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, на туристскую базу, в детский оздоровительный лагерь, больницу либо в иное учреждение здравоохранения или социального обслуживания, а также в специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства администрация соответствующей организации или учреждения обязана в течение одних суток уведомить УФМС России по г.Москве о прибытии иностранного гражданина путем передачи уведомления.

Основанием для постановки на миграционный учет является:

  1. Факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию;
  2. Факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации;
  3. Факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся в Российской Федерации.

Основанием для снятия с миграционного учета является:

  1. Постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания;
  2. Выезд иностранного гражданина из Российской Федерации;
  3. Смерть иностранного гражданина в Российской Федерации;
  4. Вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
  5. Факт приобретения гражданства Российской Федерации иностранным гражданином, находящимся в Российской Федерации.

Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

Иностранные граждане при осуществлении миграционного учета имеют право:

  1. на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;
  2. на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;
  3. на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;
  4. на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
  5. на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;
  6. на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.

Читайте также: