Нужен ли путевой лист на экскаватор

Обновлено: 04.07.2024

С 01.01.2021 утрачивает силу приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов". Вместо него применяется приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368. Новые нормы действуют до 01.01.2027. Эксперты 1С рассказывают о новом порядке формирования путевых листов и журнала их регистрации, на что обратить внимание при оформлении и о поддержке изменений в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакции 2.

Порядок оформления путевых листов с 01.01.2021

Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368 изменен состав обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов.

Выдержка из документа:

"Статья 5. Виды перевозок пассажиров и багажа

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси."

Во-вторых, в путевых листах в дополнение к марке необходимо указывать модель транспортного средства (пп. 1 п. 4 Приложения к Приказу № 368).

В-третьих, с 2021 года в путевых листах необходимо отражать показания одометра при выезде транспортного средства с парковки, предназначенной для стоянки, и при заезде транспорта на парковку по окончании рабочего дня или смены (пп. 3 п. 4 Приложения к Приказу № 368).

Приказ № 368 также уточняет, какие отметки ставятся для технического осмотра транспортных средств и медицинского осмотра водителей до рейса и по возвращении.

Как и прежде, оформленные путевые листы необходимо регистрировать в журнале регистрации путевых листов.

В соответствии с пунктами 17, 18 Приложения к Приказу № 368 с 01.01.2021 журнал регистрации путевых листов можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. При ведении журнала на бумажном носителе его страницы должны быть прошнурованы, пронумерованы.

При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.

Рекомендуем своевременно ознакомиться с полным текстом Приказа № 368 для внесения изменений в Учетную политику учреждения и доведения информации об изменениях до ответственных должностных лиц учреждения.

Изменения "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8" (ред. 2)

Рассмотрим порядок формирования путевых листов и журнала их регистрации в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакции 2 с учетом изменений, внесенных Приказом № 368.

Формирование путевых листов

В "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8" редакции 2 предусмотрено формирование путевых листов по унифицированным формам №№ 3, 3 спец, 4-П, 4-С, 6, 6 спец, ЭСМ-2, утв. постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, а также по форме № 412-АПК, утв. приказом Минсельхоза России от 16.05.2003 № 750.

Для соблюдения требований Приказа № 368 в печатные формы путевых листов, формируемых в программе, внесены следующие изменения:

добавлено поле Сведения о перевозке и его заполнение по данным документа путевого листа;

добавлена возможность отображения сведений о модели транспортного средства и прицепов.

Для формирования путевых листов по уточненным формам следует использовать команды печати путевых листов с постфиксом "(пр. № 368 от 11.09.2020)", см. рис. 1.

БГУ_01.jpg

На рисунке 2 представлен пример новой печатной формы "Путевой лист легкового автомобиля (пр. № 368 от 11.09.2020)":

БГУ_03.jpg

Заполнение поля Сведения о перевозке печатной формы производится по данным одноименного реквизита формы документа путевого листа.

Для транспортного средства можно определить значение по умолчанию по виду путевого листа (ГСМ - Настройки - Настройки заполнения документов учета ГСМ).

При выборе транспортного средства значение реквизита Сведения о перевозке будет заполнено согласно настройке заполнения для вида первичного документа (вида путевого листа).

Если в настройках заполнения документов для транспортного средства не указано значение по умолчанию поля Сведения о перевозке, то значение соответствующего реквизита Путевого листа заполняется по умолчанию как Для собственных нужд организации и может быть изменено пользователем.

Для того чтобы в печатной форме путевого листа была отражена модель транспортного средства или прицепа, ее следует указать в соответствующем элементе справочника Основные средства, НМА, НПА (ОС, НМА, НПА - Основные средства, НМА, НПА). Для этого в форме элемента справочника на закладке Инвентарный объект необходимо перейти по ссылке в поле Паспорт транспортного средства и в реквизите Модель формы Паспорт транспортного средства указать модель автомобиля.

После заполнения сведений о модели следует сохранить изменение данных по кнопке Записать и закрыть.

В результате в печатной форме путевого листа в дополнение к марке будет заполняться модель транспортного средства. Для прицепов настройка выполняется аналогичным образом.

Новый отчет "Журнал регистрации путевых листов"

Приказом № 368 закреплено, что журнал регистрации путевых листов можно вести как в бумажном, так и в электронном виде при условии его заверения усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 17 Приложения к Приказу № 368).

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакции 2 предусмотрено формирование журнала регистрации путевых листов по типовой межотраслевой форме № 8 (унифицированная форма "Журнал учета движения путевых листов" (ф. 0345008), утв. постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78). Форма № 8 ориентирована на ведение в бумажном виде. В каждой строке журнала должны проставляться собственноручные подписи: водителя в получении путевого листа, диспетчера, принявшего от водителя путевой лист и документы, бухгалтера, принявшего путевой лист.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

Таким образом, журнал регистрации путевых листов организация вправе составлять в произвольной форме.

Чтобы обеспечить возможность заполнить, подписать электронной подписью и сохранить электронный журнал регистрации путевых листов, в программу включен новый отчет Журнал регистрации путевых листов (ГСМ - Отчеты по учету ГСМ - Журнал регистрации путевых листов), рис. 3.

БГУ_11.jpg

В форме отчета следует заполнить обязательные параметры отчета Период и Организация, затем нажать кнопку Сформировать.

В новом отчете указываются Ф.И.О. водителя, получившего путевой лист, Ф.И.О. диспетчера и бухгалтера, принявших путевой лист от водителя. Для подписания отчета электронной подписью следует выбрать пункт Подписать ЭП и сохранить в меню кнопки Регистр учета.

Электронный журнал регистрации путевых листов может быть заверен только усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 18 Приказа № 368).

Виды электронных подписей определяются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи".

В появившейся форме Подписание файла следует выбрать соответствующий Сертификат электронной подписи и ввести Пароль сертификата при его наличии.

Для подписания необходимо нажать кнопку Подписать внизу формы. Подписанный электронный документ можно просмотреть в архиве, выбрав пункт Открыть архив меню кнопки Регистр учета в форме отчета. В результате будет открыта форма Архив регистров учета.

В нем можно открыть сохраненный журнал регистрации путевых листов двойным щелчком мыши по соответствующей строке. При необходимости можно подписать электронный журнал дополнительными электронными подписями. Для этого следует выбрать электронный документ в списке архива регистров учета и нажать кнопку Открыть карточку файла.

В карточке файла на закладке Электронные подписи можно просмотреть подписи электронного документа или добавить новую по кнопке Подписать.

Применяемую форму журнала регистрации путевых листов и порядок его формирования следует закрепить в Учетной политике учреждения.

У нас появляется новый формат статей — ответы на вопросы. На каждый из опубликованных материалов нам приходит множество вопросов и комментариев.

В этой статье —вопросы, которые касаются путевых листов.

У нас в блоге уже много материалов о путевых листах. Посмотрите: возможно, они окажутся для вас полезны.

► У директора небольшой организации есть личный автомобиль. Может ли менеджер ездить на нем по служебным делам без путевого листа?

Смотря что иметь в виду под служебными делами. На переговоры и встречи ездить, безусловно, можно. Только не забудьте вписать имя менеджера в полис ОСАГО на этот автомобиль (полис ОСАГО без ограничений — тоже вариант).

А вот если тот же менеджер повезет, например, груз для заказчика — путевой лист потребуется. И поскольку перевозками грузов, как говорит Федеральный закон N 259-ФЗ, могут заниматься только юридические лица или ИП, придется оформлять договор аренды ТС.

► Я индивидуальный предприниматель без наемных сотрудников, работаю сам, по патенту (транспортные перевозки). Нужен ли мне путевой лист?

Если автомобиль используется для коммерческой деятельности, то путевой лист надо оформлять. В вашем случае — он нужен однозначно.

Понятно, что если вы едете на своем автомобиле по личным делам, то вам не нужен ни путевой лист, ни отметки о предрейсовом контроле.

► Можно ли вписать дополнительный маршрут в путевом листе от руки?

Путевой лист — это обычный первичный учетный документ. Его можно можно заполнять комбинированным способом: на компьютере (данные, которые известны до начала рейса) и от руки (данные, которые стали известны во время или после поездки).

► Где в путевом листе должен быть пункт сведения о перевозке

Это не регламентируется никакими правилами, поэтому теоретически — хоть где. Но с точки зрения здравого смысла, разумно сделать отдельную графу в первой части путевого листа, где расположены все обязательные реквизиты. Вы можете посмотреть пример здесь: Как заполнять путевой лист грузового автомобиля.

девушка с путевыми листами

Обратите внимание!

Актуальные шаблоны путевых листов (легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса) можно купить у нас на сайте.

► Кто обязан писать остатки топлива в путевом листе перед выездом и после?

Эти пометки, согласно Приказу Минтранса N 368, вносит сотрудник, назначенный на то руководителем юрлица или ИП. Это может быть диспетчер, механик, контролер ТС — кто угодно.

Индивидуальный предприниматель, если он сам является водителем, проставляет показания одометра самостоятельно.

► Можно ли оформлять в командировку оформлять два путевых листа: один в одну сторону, другой — в другую?

Можно, если водитель не успевает вернуться к сроку, указанному в путевом листе. Но с точки зрения учета на один рейс лучше оформлять один путевой лист — поэтому к предполагаемой дате окончания командировки в путевом листе лучше прибавить несколько запасных дней. Мы писали об этом в статье Командировка водителя: как правильно оформить путевой лист.

► Журнал учета путевых листов за год был заполнен только наполовину. С нового года его можно продолжать или нужно заводить другой?

А чтобы не испытывать мук выбора каждый год — можно раз и навсегда определить этот момент в учетной политике предприятия.

► Как отражать в путевом листе прогрев автомобиля?

Можно не отражать вообще.

Просто издать на предприятии Приказ о норме горючего, которая уходит на ежемесячное прогревание автомобиля в холодное время года — и учитывать эти показатели при списании ГСМ.

Но предприятие вправе определить свои нормы и установить их актом локальной комиссии. При этом расчет повышенных норм надо обосновать, подкрепить контрольными замерами, а кроме того — подтвердить исправность транспортного средства.

► Может ли контролер технического состояния подписывать путевой лист на трактор или экскаватор?

Очевидно, вы имеете в виду: может ли контролер ТС удостоверять исправность такой техники перед рейсом? Техническое состояние самоходных машин находится в ведении Гостехнадзора, и он ничего не говорит о предрейсовом контроле, только о периодических техосмотрах.

Поэтому судебная практика в этом вопросе противоречива. И если проверяющие органы выявят, что трактор не проходит предрейсовый контроль, то владельца трактора могут оштрафовать. Вот такой казус.

Пару лет действовал Приказ Минсельхоза N 750, который устанавливал формы путевых листов для самоходной техники. Согласно этим формам, техническую исправность трактора/экскаватора должен был удостоверять механик или бригадир. В прошлом году Приказ отменен, нового взамен него нет.

Учитывая всю эту неразбериху — нам кажется, что контролер ТС вполне может подписывать путевой лист трактора или экскаватора. Что называется, лучше перестраховаться.


Ю.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

На балансе организации есть легковой автомобиль. Машиной пользуются по работе многие сотрудники ежедневно. Организация нетранспортная. Как в данной ситуации оформлять путевые листы, раньше оформляли один на месяц. Нужно ли предрейсовое и послерейсовое медицинское освидетельствование? Нужны ли отметки о технической исправности перед выездом? Как правильно организовать и можно ли упростить ведение путевых листов в нашей ситуации, чтобы не было претензий со стороны ГИБДД?

Оформление путевых листов обязательно, в том числе и для организаций, которые не осуществляют коммерческие перевозки (нетранспортные). Единственное исключение, позволяющее не оформлять путевой лист, ситуация, когда работник использует легковой автомобиль организации исключительно для личного перемещения (не перевозит грузы и не перемещает иных лиц) и при этом не работает в должности водителя.

Путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские освидетельствования не обязательны, при условии, что транспортным средством управляет сотрудник, который не является водителем и в трудовую функцию которого не входит управление транспортным средством.

Организация, осуществляющая перевозки для собственных нужд легковыми автомобилями, не обязана проставлять в путевом листе отметки о предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства.

Во избежание претензий со стороны контролирующих органов необходимо придерживаться норм действующего законодательства при оформлении путевых листов.

ОБОСНОВАНИЕ

П. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта": запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Порядок оформления путевого листа на транспортное средство предусмотрен Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Порядок). Порядок заполнения путевых листов обязателен для юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили (п. 2 Порядка).

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое организацией, в частности, для осуществления перевозок грузов и пассажиров, даже если организация не занимается предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и грузов (п. 9 Порядка, Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529).

Следует отметить, под перевозками для собственных нужд подразумевается перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов без заключения договоров перевозки или фрахтования (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Это означает, что в ситуации, когда работник использует легковой автомобиль организации для служебных поездок, не работает водителем, не перевозит грузы и не перемещает иных лиц, кроме самого себя, то есть использует исключительно для передвижения, наличие путевого листа не требуется.

При осуществлении перевозок для собственных нужд путевой лист может быть выдан (п. п. 4, 10 Порядка): на один рабочий день, если водитель совершает один или несколько рейсов в течение смены (рабочего дня); на срок, соответствующий длительности рейса, если он превышает продолжительность смены (рабочего дня).

Путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств (Письмо Минтранса России от 04.04.2019 N ДЗ-514-ПГ).

Из чего следует, путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Что касается проведения медицинского осмотра, то согласно действующему законодательству сведения о проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя отражаются в путевом листе в случае, когда проведение медицинского осмотра обязательно. Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Закона N 196-ФЗ). Из чего следует, что проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя.

Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения судов, поддерживающие точку зрения, что проходить медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 N Ф10-863/2015; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).

Есть другая позиция, что организации все-таки необходимо проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников (неводителей), чья трудовая функция или должностные обязанности предполагают управление служебным автомобилем (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 N Ф03-336/2014 по делу N А37-3185/2012, Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 06АП-5556/2012 по делу N А37-2345/2012, от 15.06.2012 N 06АП-2120/2012).


Ю.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Для правильного отражения расхода топлива организациям нужен документ, содержащий сведения о работе автомобиля. Например, путевой лист. Приведем возможную форму путевого листа, в который организация вносит необходимые ей сведения об эксплуатации легкового автомобиля, используемого для поездок административно-управленческого персонала.

Ситуация

На рассматриваемый автомобиль приказом руководителя установлены для применения:

— норма расхода бензина 7,8 л/100 км (в размере, равном определенному Минтрансом);

— корректировки данной нормы при определенных условиях эксплуатации. В частности, при поездках по г. Минску норма повышается на 15%, при отрицательной температуре воздуха на момент выпуска автомобиля на линию норма расхода топлива повышается на 5%. При одновременном применении повышений они суммируются.

Учет топлива организация ведет в литрах с точностью два знака после запятой.

1 ноября данный автомобиль использовался для служебных поездок по г. Минску. При выпуске автомобиля на линию зафиксирована положительная температура воздуха.

Пояснения к заполнению

2. При создании формы путевого листа легкового автомобиля и правил его оформления следует определить круг сведений, которые будут в нем фиксироваться:

1) сведения о работе автомобиля, необходимые для списания топлива.

Стоимость топлива, израсходованного на эксплуатацию транспортных средств, списывается в бухучете в дебет счетов учета затрат на производство, расходов на реализацию с кредита счета 10 в зависимости от направления использования этих транспортных средств (ч. 1 п. 83 Инструкции N 133). Каким образом фиксируются данные о направлении использования транспорта, организация определяет самостоятельно. В частности, в путевом листе можно отражать сведения о выполнении водителем задания (например, маршрут, подпись ответственного лица и др.). Степень детализации маршрута следования в данном документе организация определяет самостоятельно с учетом потребности в такой информации.

Расход топлива нормируется. В частности, при налогообложении прибыли в затраты включают стоимость топлива, израсходованного в пределах норм (подп. 1.2-1 ст. 171 НК). Поэтому для контроля расхода топлива наряду с его фактическим расходом целесообразно указывать сведения о расходе топлива по норме, экономии либо перерасходе.

Кроме того, целесообразно отразить сведения о пробеге: нормы расхода топлива легковым автомобилем в общем случае устанавливают на 100 км пробега, поэтому для подтверждения величины нормируемого расхода, контроля за использованием топлива необходимо знать пройденное автомобилем расстояние. Если организация в зависимости от условий эксплуатации автомобиля корректирует норму расхода топлива либо применяет разные нормы, пробег фиксируется в разрезе таких условий. Логично зафиксировать и исходные данные для расчета пробега, то есть показания спидометра при выезде автомобиля и его возвращении;

Перечисленные сведения могут быть необходимы организации и для иных целей, нежели списание топлива. Например, информация об экономии топлива нужна, если организация премирует водителей за экономию топливно-энергетических ресурсов (подп. 1.1 п. 1 Постановления N 1124).

2) учет рабочего времени водителя.

Наниматель должен организовать учет рабочего времени своих работников. Учет рабочего времени водителей осуществляется в табелях использования рабочего времени и других документах.

Формы документов для учета использования рабочего времени, а также порядок их заполнения утверждает организация (ст. 133 ТК, ч. 1 и 2 п. 20 Положения о рабочем времени водителей).

Отдельные сведения можно включить в документ, служащий для учета работы автомобиля. Но можно использовать и иной документ. В рассматриваемой ситуации в путевом листе учет рабочего времени водителя не ведется;

3) контроль за техническим состоянием автомобиля.

Организация обязана осуществлять контроль за соответствием технического состояния и конструкции принадлежащего ей автомобиля установленным требованиям. Транспортные средства, техническое состояние которых не соответствует установленным требованиям, не допускаются к участию в дорожном движении (абз. 2 ч. 1 ст. 34 Закона N 313-З, п. 208 ПДД). Требование о документальном оформлении результатов контроля технического состояния автомобиля указанные НПА не предъявляют. Однако такие результаты целесообразно зафиксировать. В рассматриваемой ситуации организация предусмотрела соответствующую отметку в документе, служащем для учета работы автомобиля;

4) сведения о прохождении водителем контроля на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее — приборный контроль).

По решению руководителя организации приборный контроль опьянения может также проводиться во время и после окончания рабочей смены (рабочего дня) водителя (ч. 2 п. 3 Инструкции N 25/28).

Организация может вносить в документ, служащий для учета работы автомобиля, иные необходимые ей сведения.

3. Следует также определить, за какой период будет заполняться рассматриваемый документ. Например, можно составлять отдельный документ каждый день или заполнять его за определенный период (к примеру, неделю, декаду или месяц).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также: