Нко фкр законно ли

Обновлено: 07.07.2024

ЖК РФ Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 170 ЖК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 15.04.2019 N 60-ФЗ)

2. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.

3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

4. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) владелец специального счета;

5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

4.1. В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

4.2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 20.12.2017 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

6. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

(в ред. Федеральных законов от 20.12.2017 N 399-ФЗ, от 28.11.2018 N 434-ФЗ)

Мы уже писали обзор наиболее частых ошибок, которые владельцы спецсчетов допускают в своей работе. Продолжаем тему и на основе обзора органа ГЖН работы регоператора по капремонту рассказываем, что собственники и управляющие домами вправе ждать и требовать от Фонда капитального ремонта согласно ЖК РФ.

Обязанности и ответственность регоператора по капремонту прописаны в ЖК РФ

  • нецелевого использования средств фонда капремонта;
  • проведения капремонта в отсутствие решения ОСС или при недоборе кворума голосов;
  • непередачи документов на спецсчёт при выборе его нового владельца;
  • непредоставления в орган ГЖН отчётности по состоянию спецсчёта.

Мы разобрали каждый случай и привели нормы ЖК РФ, в которых прописано, как управляющим домами правильно поступать, чтобы не совершать такие нарушения.

Предложения по капремонту дома и его стоимости

В деятельности региональных операторов по капитальному ремонту общего имущества МКД можно выделить три основных нарушения норм Жилищного кодекса РФ. Первое – несоблюдение требований п. 1 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ.

Регоператоры не направляют собственникам помещений в МКД предложения о сроке начала капитального ремонта, перечне необходимых работ, их стоимости, о порядке их финансирования. В том числе фонды капремонта не уведомляют жителей домов о полной стоимости капремонта с учётом замены всех конструкций, находящихся в неработоспособном состоянии.

Проведение осмотров общего имущества дома и составление конкурсной документации

Органы ГЖН отмечают, что регоператоры зачастую не готовят проектную документацию для организации капремонта, а также не проводят обследования общего имущества МКД для разработки конкурсной документации, не формируют техническое задание для подрядчиков. Это второе распространённое нарушение – невыполнение требований п. 2 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ и связанных с ними норм.

Как должно быть: Согласно п. 2 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ, регоператор обязан подготовить задания на оказание услуг и выполнение работ по капремонту и при необходимости проектную документацию на проведение ремонта, утвердить её и нести ответственность за её качество.

Вся такая документация должна соответствовать требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов. Чтобы подготовить такую документацию, регоператор должен в соответствии с ГОСТ 31937-2011 провести обследование общего имущества МКД и определить его техническое состояние.

Контроль за работами подрядчика и ответственность за их качество

Камнем преткновения и даже предметом судебных споров между собственниками и регоператором становится третье нарушение. Это ненадлежащее выполнение фондом капремонта требований п. 4 ч. 2, ч. 6 ст. 182, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ. Регоператор не контролирует, как выбранная им для работ организация отремонтировала дом и отказывается отвечать за причинённый дому такими действиями ущерб.

Как должно быть: Регоператор обязан следить за качеством и сроками выполнения работ подрядными организациями. Такие работы должны соответствовать техническому заданию (п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ). Он же несёт ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиками обязательств по проведению капремонта.

На это обращал внимание ВС РФ в в п. 7 обзора от 04.07.2018 № 2. Он указал, что регоператор как заказчик работ по капремонту несёт перед собственниками помещений в таком доме ответственность за действия привлечённых им подрядных организаций в соответствии с принципом полного возмещения убытков.

Приведём пример из свежей судебной практики. Дело № А55-4443/2020 дошло до кассационного суда. Собственник одной из квартир в МКД Самары пожаловался в орган ГЖН на качество проведённого регоператором ремонта ГВС дома. После него в квартире заявителя батареи перестали хорошо нагреваться.

В ходе проверки орган ГЖН установил, что подрядчик, с которым регоператор заключил договор, некачественно выполнил свои обязательства: в доме зафиксирована ненадлежащая циркуляция теплоносителя из-за недочётов в капремонте инженерных систем ГВС.

ГЖИ выдала регоператору предписание об устранении недостатков работы подрядчика, но Фонд капремонта не согласился с выводами проверки и подал иск в суд.

Первая инстанция сочла недоказанным факт, что снижение температуры теплоносителя в квартире собственника произошло из-за капремонта ГВС. За качество коммунальных услуг в доме несёт ответственность управляющая организация, а не регоператор.

Но апелляционная инстанция с выводами коллег не согласилась. Собственники помещений в МКД в жалобе в орган ГЖН просили проверить именно качество работ подрядчика по капремонту. И проверка, и предписание касаются именно этого, а не качества оказания коммунальных услуг, за которые отвечает УО.

Регоператор нарушил п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ – не контролировал качество работ подрядчика. Причём суд отметил, что оспариваемое предписание уже не первое, которое надзорный орган выдал фонду по итогам проведённого в доме капремонта. Апелляционный суд решение первой инстанции отменил и отклонил иск регоператора. Кассация поддержала такое решение спора.

УО не несёт ответственности за качество капремонта, организованного региональным оператором

Если фонд капремонта дома формируется на спецсчёте, тогда контроль за работой подрядчиков и ответственность за недостатки ложатся на УО и ТСЖ. При накоплении средств на счёте регоператора контролировать ремонтные работы и их качество управляющим домами и собственникам становится сложнее, а устранить недостатки приходится требовать через суд.

  • требования к формированию фонда капремонта и проведению работ;
  • вопросы для повестки дня общего собрания собственников помещений для организации капитального ремонта общего имущества;
  • нюансы строительного контроля за капитальными работами;
  • создание рабочих и приёмочных комиссий и их обязанности;
  • общие рекомендации по приёмке отдельных элементов общего имущества после капитального ремонта.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов (ФКР)


В 2013 г. на собственников квартир была возложена еще одна ответственность – проведение общедомового капитального ремонта.

Также они имеют право выбрать вариант формирования соответствующего Фонда и назначить владельца, который будет ответственен за накопление средств и их распоряжение. Им может стать УК или ТСЖ.

В этой статье мы расскажем, что такое ФКР, способы его формирования и о внесении платежей.

Общее описание

Фонд капительного ремонта многоквартирных домов предназначен для проведения ремонтных работ. Основным отличием капительного ремонта от текущего является тип и объем работ. Кроме того они различаются источником финансирования.

За проведение текущего ремонта отвечает УК или ТСЖ. Он проводится на средства, перечисленные собственниками. А капитальный ремонт организуется региональным оператором на средства из ФКР.

В 2021 году в ФКР входят:

  • взносы на капремонт от владельцев квартир;
  • доходы от сдачи в пользование общего имущества (помещений);
  • проценты за задержку внесения платежей за капремонт;
  • средства ТСЖ, включая прибыль от его деятельности;
  • банковские проценты со счета, на котором лежат средства с дома.

Существуют разные виды данной некоммерческой организации. Не стоит путать фонды, образуемые для каждого дома с целью накапливания средств, и ФКР, созданные как региональные операторы для контроля над фондами отдельных многоэтажек.

Подобные Фонды есть во всех субъектах страны. Например, в Москве создание такой организации предусмотрено постановлением №834-ПП от 29.12.2014 г.

Виды формирования ФКР

Фонд капитального ремонта может быть сформирован двумя методами:

По умолчанию предусмотрено формирование фондов на счету регионального оператора. Чтобы перевести накопления на индивидуальный счет требуется общее решение владельцев квартир в доме. Для принятия решения требуется согласие 2/3 от всех собственников жилья (п.1.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ).

Решение перевести накопления на специальный счет должно быть принято не позднее, чем через полгода после публикации региональной программы, в которую входит данная многоэтажка. В некоторых случаях этот срок может быть уменьшен по решению местной власти.

Подобные программы организуются на период, который требуется для проведения капремонта общедомового имущества во всех жилых многоэтажных зданиях на территории субъекта РФ.

В ходе этого совета жильцов должны быть решены следующие вопросы:

  • размер платежей на капремонт;
  • тип и объем работ;
  • период проведения ремонта;
  • кто станет владельцем спецсчета;
  • в какой кредитной организации будет открыт счет.

Если решение о создании специального счета не было принято в течение 6 месяцев, то фонд капремонта данного дома будет сформирован на счете регоператора.

При этом жильцам не отправляется никаких уведомлений. О присоединении они узнают только из платежных квитанций, которые будут присланы позднее.

Фонды капремонта как юридические лица

Программа реформирования жилищного фонда в РФ предусматривает функционирование системы региональных операторов, которые регистрируются в качестве юридических лиц. По организационно-правовой форме региональный оператор является некоммерческой организацией, а предпринимательской деятельностью вправе заниматься только для достижения основных профильных целей.

Помимо полномочий по контролю над правильностью и своевременностью сбора платежей с граждан, Фонды капремонта формируют региональные перечни многоквартирных зданий, подлежащих ремонту в порядке очередности. Указанные перечни утверждаются на уровне субъектов РФ и являются основанием для проведения конкурса на выбор подрядных организаций.

Все средства фонда капремонта, которыми управляет региональный оператор, имеют не только строго целевое назначение, но и защищены государством от ареста или принудительного изъятия. Единственным случаем, когда могут возникать проблемы с расходованием средств со спецсчета, является банкротство банковского учреждения, однако даже при таких обстоятельствах государство гарантирует неприкосновенность финансов фонда капремонта.

Кому подчиняется Фонд

Региональный оператор капремонта многоквартирных жилых зданий формируется субъектами РФ. Но по законодательству в одном субъекте возможно создание нескольких регоператоров. ФКР не может создавать отдельные филиалы или другие организации.

При неисполнении своих обязательств или плохом исполнении он должен отвечать перед собственниками жилплощади. В этом случае Фонд обязан выплатить им компенсацию в виде суммы, равной той, которую они уже внесли на капремонт.

Ответственность за невыполнение обязанностей ложится в равной степени на регионального оператора и субъект РФ. Они вынуждены нести перед владельцами квартир субсидиарную ответственность.

Деньги, полученные региональным оператором от собственников недвижимости, могут быть использованы только на осуществление капремонта дома. Организация не может тратить эти средства на личные нужды.

Функции НКО

Фонд капитального ремонта обязан выполнять следующие действия:

  1. Сбор и хранение взносов на капремонт от собственников жилья.
  2. Открытие банковского счета для хранения накопленных денежных средств и осуществление операций, если владельцы решили сформировать ФКР на спецсчете.
  3. Выполнение обязанностей заказчика при проведении ремонтных работ.
  4. Финансирование капремонта из накопленных средств и привлечение для этих же целей различных бюджетных средств.
  5. Взаимодействие с местными властями.

Согласно действующему законодательству, если в фонде на капремонт определенного дома не хватает средств, то они могут быть взяты с фондов на другие здания, но исключительно с дальнейшим возвратом.

Обязанности ФКР:

Нужно ли платить в фонд капитального ремонта

Значительная часть жилого фонда РФ пребывает в изношенном состоянии. Для осуществления их ремонта с собственников жилых помещений собираются ежемесячные денежные взносы. Но иногда жильцам приходится самостоятельно организовывать устранение возникших неполадок в доме, собирая для этого новые суммы.

И тогда возникают вопросы: зачем платить в ФКР, если при необходимости приходится делать все самим? И некоторые собственники решают перестать платить за капремонт. Впоследствии им приходят письма от НКО.

Но что делать, если дом находится в ужасном состоянии, а к его ремонту так никто и не планирует приступать? Как реагировать на постоянные платежки от ФКР при невыполненном ремонте здания?

В таких ситуациях многие отказываются продолжать платить за капремонт, но необходимо понимать, что подобные задолженности могут привести к судебным разбирательствам.

В большинстве случаев SMS приходит в обычную папку с информацией от Сбербанка и содержит следующий текст: “Оплата услуги на сумму *число* произведена успешно. Инфо: *некоторый номер телефона*”.

Из данных получателя указывается только НКО ФКР — иная информация отсутствует, что и вызывает логичный вопрос о назначении платежа. Тем более, нередко цифра становится довольно внушительной — доходит до 7-8 тысяч рублей.

Пришла претензия из Фонда капитального ремонта: что делать?

Письма с требованиями заплатить за капремонт ждут всех неплательщиков. Но что делать, если регоператор не выполняет своих обязательств, а сумма долга все растет?

В первую очередь следует убедиться в законности присланных уведомлений. В них должна быть указана следующая информация:

  • название и адрес ФКР;
  • контактные данные организации;
  • реквизиты фонда (ИНН, юридический адрес, КПП);
  • ФИО плательщика (т.е. ваши);
  • номер вашего договора с ФКР;
  • размер задолженности и подробное расписывание долга по месяцам;
  • размер пени и штрафов;
  • реквизиты для уплаты;
  • последствия неуплаты долга;
  • ссылки на действующие законопроекты;
  • печать ФКР;
  • ФИО и подпись ответственного лица.

Без данной информации письмо считается незаконным. Только уведомления, которые соответствуют вышеизложенным требованиям, правомерны.

Как узнать задолженность перед Фондом капитального ремонта

Следующим шагом является проверка правильности размера задолженности. Существует несколько способов узнать точный размер долга:

Решив не оплачивать долг перед ФКР, следует быть готовым к неблагоприятным последствиям:

  • судебный иск и взыскание долга в принудительном порядке;
  • арест недвижимости или выселение;
  • наложение обременений на квартиру, препятствующих распоряжению имуществом (продажа, дарение и т.д.);
  • штрафы.

Как грамотно ответить на претензию Фонда капитального ремонта

Если вы твердо решили больше не платить за капремонт, то следует расторгнуть договор с фондом. При этом не следует забывать, что уже образовавшийся долг никуда не денется.

При отказе от услуг ФКР вы не обязаны дальше оплачивать ненужные вам услуги, но погасить имеющуюся задолженность все же придется.

Встречная претензия отправляется непосредственно в свой Фонд капитального ремонта. В ней необходимо указать:

  1. ФИО руководителя организации.
  2. Описание незаконности присланных писем с требованиями выплаты долга и обоснование ее причин.
  3. Ваши требования (предоставление законной претензии, аннулирование задолженности из-за невыполнения Фондом своих обязательств, отчет о проделанных работах и т.д.).
  4. Перечисление приложенных документов.
  5. Подпись и дата составления жалобы.

Встречная претензия может быть передана лично в офис ФКР или отправлена заказным письмом по почте.

НКО ФКР — что за организация?

Несложно догадаться, что Фонд Капитального Ремонта занимается обеспечением ремонтных и монтажных работ в жилых и коммерческих постройках. В список основных направлений деятельности некоммерческой организации входит:

  • Установка, ремонт и техническое обслуживание лифтовых систем.
  • Кровельные и покрасочные работы.
  • Капитальные ремонты зданий в случае официального запроса со стороны государственных органов, инициативы жителей, закреплённой документально (в последнем — при наличии независимого заключения по необходимости проведения срочного ремонта).

Организация-НКО-ФКР-имеет-множество-филиалов

Организация НКО ФКР имеет множество филиалов

По информации с официального сайта, взносы на капитальный ремонт в нынешнем году начинаются с отметки 2 рубля за квадратный метр в месяц. Однако, столь скромная цифра подходит только для собственников малоэтажных деревянных домов.

Средний прайс — 6 рублей/месяц, что для квартиры в 50 квадратов обойдётся во внушительные 300. Итоговый годовой взнос — 3.600 российских рублей, которые и списываются с карты владельца квартиры автоматически, после чего отправляется уведомление о проведении операции.

Можно ли отключить автоплатеж?

Первый вопрос, возникающий в голове — можно ли не платить?

К сожалению, нет, если вы подписывали официальное согласие и заключали договор с данной компанией. Не обязательна личная подпись — подобные полномочия имеются у подрядчиков, ответственных лиц по многоэтажному дому (ЖКУ, ЖКХ). Перед этим необходим сбор подписей, который скорее всего проводился без особого разъяснения деталей.

Единственный выход — позвонить в НКО ФКР и уточнить детали по ситуации. Номер горячей линии — (8152) 41-25-29 (в случае несовпадения региона — перенаправят на необходимого оператора).

Если вдруг данного пункта там нет, обязательно проконсультируйтесь с поддержкой своего банка. Имейте ввиду — вы отключите только автоплатеж с вашего счета, сама задолженность будет активна и вам будут приходить почтовые уведомления.

К сожалению, государство законом утвердила обязательные взносы в фонды капитального строительства. Я не знаком с тонкостями данной ситуации, поэтому вам стоит обратиться в отделение ФКР в вашем городе и проконсультироваться.

Фонды капитального ремонта (далее - ФКР) подкрались незаметно и прочно вошли в повседневную действительность. У меня они вызвали интерес, когда в социальных сетях стали появляться первые эмоциональные высказывания в отношении новых сборов. Общественность особенно взволновалась, когда весной 2015 г. Региональный оператор Самарской области потратил 1 950 000 рублей на приобретение Toyota Land Cruiser Prado. Правда из-за скандала позднее внедорожник продали и купили Lada Largus.

Пользователи интернета относительно ФКР представляли следующие позиции:

1) Участие в Фонде может быть только добровольное. В обоснование позиции самые продвинутые даже приводили ссылку на ФЗ "О некоммерческих организациях" и предлагали бланк заявления в адрес Регионального оператора, который позволял официально отказаться от уплаты взносов на капитальный ремонт.

2) Мы сами ремонтируем свой дом, а потому никому платить не будем.

3) Взносы на капитальный ремонт не являются обязательными.

4) Платят только бабушки, потому что они всего боятся.

Недавно ко мне поступило такое обращение от жительницы Самарской области: "Все квартиры в нашем доме приватизированы. Мы всегда осуществляли ремонт за счёт собственных средств. Теперь нам стали поступать квитанции на оплату капитального ремонта. Мы их не оплачиваем. Как многодетная мама я получала субсидию на квартплату. А теперь в соц. защите мне сообщили из-за того, что у нас задолженность по капитальному ремонту, нам эту субсидию выплачивать не будут. Законно ли всё это?"

Пришлось во всём обстоятельно разобраться.

В сопроводительных документах написано:
1) реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета (в ГД это любят);
2) потребуется изменение Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. ";
3) цель законопроекта - формирование необходимых правовых основ для создания в субъектах Российской Федерации эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет организационного обеспечения процесса планирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов и вовлечения в его финансирование собственников помещений многоквартирных домов.

Из анализа пояснительной записки к законопроекту, можно сделать следующие выводы:
1) должен быть создан механизм финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет вовлечения в финансирование собственников помещений;
2) вводится обязательный ежемесячный платёж за капитальный ремонт, уплачиваемый всеми собственниками помещений в многоквартирных домах;
3) субъекты Российской Федерации определяют минимальный размер платы за капитальный ремонт;
4. предполагается, что собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не более 5 лет назад, не платят за капитальный ремонт;
5. создаются две системы аккумулирования накоплений: централизованная и децентрализованная;
6. децентрализованная система – управляющая компания или ТСЖ открывают счёт в банке и аккумулируют собранные средства на нём;
7. собственники помещений должны получить ряд гарантий:
а) по решению общего собрания собственников помещений предусмотрен порядок отказа от участия в централизованной системе;
б) предусмотрено государственное и муниципальное софинансирование капитального ремонта (не всё за счёт собственников).

Федеральный закон N 271 был принят 12 декабря 2012 г.
Вступил в силу 26 декабря 2012 г.

Областным Правительством утверждена региональная программа капитального ремонта (указаны адреса многоквартирных домов, определен вид предстоящего ремонта и срок его проведения).
Для реализации данных программ требуются средства, которые аккумулируются в ФКР.
При этом ЖК РФ предусмотрено два способа формирования ФКР:
1) ФКР на счете Регионального оператора;
2) ФКР на специальном счете.
При этом первый способ выбирается автоматически, если собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании не выбрали второй способ (считаю, что модель общего собрания сегодня почти не работает).
Формирование фонда на специальном счёте подразумевает следующее:
1. Жильцы дружно проведут общее собрание и решат:
а) каким будет размер взноса на капительный ремонт (но не ниже, чем установлен в законе субъекта РФ);
б) кто будет владельцем специального счёта (например, ТСЖ, управляющая компания или Региональный оператор);
в) в какой кредитной организации (только крупнейшие банки с капиталом от 20 млрд) будет открыт данный счёт.

Средства ФКР могут использоваться только для оплаты работ и услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома. Подразумеваются затраты на:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Если ФКР формируется на специальном счёте, то Региональный оператор остаётся в стороне от многоквартирного дома, а ТСЖ (владелец счёта) самостоятельно рассылает жильцам квитанции и распоряжается собранными средствами на счёте в целях капитального ремонта.
Однако, по закону жильцы в Самарской области могли выбрать вариант со специальным счётом до 29 мая 2014 года. Поэтому всех, кто проспал, включили в плательщиков Регионального оператора.
29 ноября 2013 года была утверждена региональная программа капитального ремонта (Постановление Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 года N 707), с этого дня у жильцов было 6 месяцев на выбор способа формирования ФКР.
Платить по закону приходится в любом случае, а не уплата может повлечь неблагоприятные последствия, в том числе отказ в предоставлении субсидий на квартплату. Только по общему правилу теперь деньги контролирует Региональный оператор, который организует проведение капитального ремонта в соответствии с региональной программой. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается Правительством Самарской области ежегодно. На данный момент взнос установлен в размере 5.07 (дом не более 5 этажей) и 5.84 (дома свыше 5 этажей) рублей с квадратного метра общей площади. Получается ежемесячный взнос на капитальный ремонт равен приблизительно 200 - 300 рублей с одной квартиры.

В 2021 году подрядчик должен соблюдать следующие критерии:

  • Иметь нужное количество квалифицированных специалистов в соответствии с предметом отбора.
  • Подтвердить внесение взносов в сформированный саморегулируемой организацией компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и возмещения вреда.
  • За прошлые три года иметь не меньше трех исполненных контрактов на аналогичные предмету отбора работы, и их сумма должна быть не меньше минимального размера стоимости из документации об отборе.
  • За прошлые три года не иметь контрактов или договоров, которые были расторгнуты из-за существенных нарушений условий подрядчиком
  • Отсутствовать в реестре недобросовестных подрядных организаций

Как не вылететь из РКПО (615 ФЗ)

Некоммерческая организация может нанять подрядчика из реестра квалифицированных подрядных организаций с помощью аукциона. Суть сделки - услуги и работы по капитальному строительству жилых зданий.

Региональный список формируют региональные органы исполнительной власти каждого субъекта РФ, федеральный (сводный) список в единственном экземпляре их объединяет. Данные сводного реестра КПО бесплатны и доступны каждому.

Чтобы стать заказчиком нужно авторизоваться в Единой информационной системе в сфере закупок.

Порядок работы с участниками РКПО регламентирует постановление правительства РФ №615 (от 01.07.2016) .

Организации из реестра могут участвовать в аукционах на обслуживание многоквартирных домов. В обслуживание входят:

  • Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, домов культурного наследия.
  • Замена/ремонт лифтов и лифтовых шахт, оценка соответствия регламенту Таможенного союза.
  • Разработка проектной документации и оценка технического состояния.
  • Строительный контроль.

Организация из реестра также может быть единственным поставщиком, то есть без формальной процедуры выбора поставщика. Это возможно в следующих случаях:

  • Закупки услуг до 100 тысяч рублей. Сумма в год таких сделок не превышает 1 млн рублей.
  • Капитальный ремонт после чрезвычайной ситуации и аварии.
  • Авторский надзор за капитальным ремонтом.
  • Электронный аукцион не состоялся или был признан таковым.

Что нужно для получения аккредации ФКР

1 раз в квартал уполномоченный орган ФКР проводит отбор . Потенциальный поставщик должен: зарегистрироваться в ЕИС, получить аккредитацию на электронных торговых площадках.

В состав комиссии включают представителей органов и общественных организация, а также поверенных заказчика.

Важно, чтобы документация в заявках участников соответствовала требованиям ФКР.

1. Квалифицированный состав должен иметь опыт более 5-ти лет и диплом о высшем образовании в соответствии с приложением №2 к приказу Минстроя России от 06.04.2017 №688/пр.

2. Минимум иметь двух специалистов в реестре НОСТРОЙ или НОПРИЗ.

3. Проведение аналогичных работ в рамках выигранных торгов (не менее трех за истекшие 3 года).

4. Отсутствие задолженности перед налоговой

5. До начала отбора на ЕИС, в течение 20 дней должно осуществляться размещение извещения. В данный реестр будут внесены те сведения об участниках, по отношению к которым было выдвинуто положительное решение.

Почему исключают

Комиссия вправе исключить участника из РКПО по следующим причинам:

  • Ликвидация деятельности участника.
  • Не предоставлена информация о специалистах заявленных при первичной подаче документов.
  • Вовремя не представлены изменения.
  • Уклон от заключения контракта на капитальный ремонт.
  • Судимость за экономические преступления у руководителя организации.
  • Контракт со стороны участника расторгнут раньше, чем за 3 года до отбора.
  • Участник в реестре недобросовестных поставщиков.
  • Срок действия соответствующих лицензий закончился.
  • Выход из реестра СРО.
  • Истек срок пребывания в РКПО.

Почему 83% организаций обращаются к нам по рекомендации?

Наша компания владеет исчерпывающей информацией о специфике работы ФКР г. Москвы и регионов. Поэтому заказчику гарантируется 100% попадание на площадку ФКР. За годы работы компания осуществила подготовку, проверку и подачу сотен заявок компаний в Москве и других городах России. Организация вступает в РКПО без длительного ожидания, бумажной волокиты и дополнительных затрат.

● юридическая поддержка в самых сложных ситуациях;

● большой опыт тендерной практики;

● гарантия конфиденциальности полученной информации;

● договор о сотрудничестве без скрытых комиссий и платежей;

● возврат финансовых затрат в случае неудачи;

● конкурентные цены и дополнительные бонусы.

Клиентам предлагается комплексное обслуживание в стандартном и ускоренном режиме. Заказчик подписывает договор, оплачивает услуги и не занимается никакими организационными вопросами. Документы будут оформлены, подготовлены и поданы вместе с заявкой в срок, за несколько недель до окончания приема. Если осталась неуверенность – сможет ли компания претендовать на членство в РКПО, просто оставьте заявку по телефону или на сайте. Наши специалисты оперативно изучат документацию вашей организации и предложат дальнейшую стратегию действий.

Читайте также: