Наглядное пособие как средство обучения

Обновлено: 02.07.2024

Применение наглядныхсредств обучения на уроках технологии

предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды,ИКТ презентации; аудиальные (слуховые) –радио, магнитофоны, музыкальныеинструменты и т.п.;аудиовизуальные (зрительнослуховые) –звуковые фильмы, телевидениеи т.п.

Рис. 1. Классификация средств обучения (В.А. Сластенин)

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.Иная классификация была представлена А.Е. Дмитриевым и Ю.А. Дмитриевым[7]: естественная: натуральные объекты или их изображения (реальныепредметы, картины, портреты, произведения искусств); объемная (геометрические фигуры, чучела); изобразительная (фото, кадры кино, теле, диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы,чертежи, таблицы, диаграммы); символическая (географические карты, глобус);звуковая(магнитофонная запись);мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующаяинтерактивность и средства дистанционного обучения. Есть и другой подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.)[3], согласно которой средства обучения подразделяются:материальные (это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения);идеальные (те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний). При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следуеттолько в соответствующий момент занятия или урока;необходимо четко выделять главное, существенное при показеиллюстраций; детально продумыватьпояснения, даваемые в ходе демонстрацииобъектов;демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована ссодержанием материала;наглядность должна быть эстетически выполнена;наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации внаглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования[3]:демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметыдолжны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты;для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическоеувеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом кклассу, чтобы видеть реакцию учащихся;при показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживатьдемонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;количество и объем демонстрации должен быть оптимальным:недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение. Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов. С помощью Интернета ученики могутполучать информацию с любого компьютера и баз данных –все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке. Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиапроекторы), которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки). Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что пишется учителемна ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере.Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой[8].Кроме того следует рационально сочетать компьютерную технику, информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. При использовании ИКТ необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций[8]:

перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра;

избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются, и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут);

использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя;

Рис. 3. Сравнительная диаграмма степени обучения учащихся 5х классов до и после эксперимента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описана методика использования и изготовления наглядных пособий в преподавании междисциплинарных курсов профессиональных модулей СПО.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Роль наглядных средств обучения

в преподавании МДК

Разработал преподаватель Т.Ф. Иванова

а) Роль наглядных средств в обучении

а) Особенность использования наглядности в преподавании профессиональных дисциплин.

б) Классификация наглядных пособий

в) Методики изготовления наглядных средств

I. Введение

Как известно, наглядность в обучении – одни из первых и основополагающих принципов, выработанных педагогикой в ходе ее исторического развития.

Применение наглядных пособий в обучении – это метод наглядно-чувственного ознакомления с изучаемым предметом, явлением или процессом.

Применяемые наглядные пособия знакомят студентов со схематическим изображением технологических процессов, трудовых приемов, операций, эталонами выполненных работ, различными заготовками, образцами инструментов, приспособлений, оборудования и др.

Современные технические средства в своем подавляющем большинстве, позволяют успешно реализовывать две основные формы наглядности – зрительную и слуховую. При этом наилучшие результаты в обучении будут достигнуты в том случае, если обоснованно выбрана форма наглядности, само техническое средство, обеспечивающее необходимую наглядность, рациональное сочетание показа, рассказа и прослушивания звукового сопровождения.

Основная часть

А) Особенность использования наглядности в преподавании профессиональных дисциплин

Педагогической наукой и передовой практикой выработан ряд методических требований к демонстрации наглядных пособий на уроке, соблюдение которых повышает их дидактическую ценность. Прежде всего, надо иметь в виду, что демонстрация наглядного пособия - средство, а не цель. Нужно работать с пособием, а не показывать его. Плохо, когда наглядное пособие заменяет преподавателя. Это не исключает того, что в ряде случаев может и должна быть организована самостоятельная работа учащихся со схемами, картами, инструкциями.

Количество пособий, демонстрируемых на уроке должно быть оптимальным для качественного усвоения учебного материала, не следует перегружать ими урок.

В процессе восприятия демонстрируемого материала нужно стремиться вовлечь, возможно, большее количество органов чувств (анализаторов) учащихся: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

Большое значение имеет правильное сочетание слова преподавателя и наглядности. В основе восприятия наглядных пособий лежат раздражители первой системы, однако вторая сигнальная система оказывает регулирующее влияние на ее сигналы. Поэтому демонстрация любых наглядных пособий должна всегда сопровождаться словом.

Следует предоставлять обучающимся возможность, а некоторых случаях побуждать их при рассмотрении наглядных пособий проявлять максимум мысленной активности и самостоятельности.

Для повышения эффективности восприятия наглядного пособия необходимо, чтобы оно было хорошо видно всем студентам. Мелкие объекты лучше воспринимаются тогда, когда они используются в качестве раздаточного материала.

Технические средства обучения должны использоваться в обычном учебном кабинете по ходу обычного урока, в органической связи и взаимодействии с другими дидактическими средствами и формами учебной работы. Только при этом сохранятся нормальные условия ведения урока, соблюдается логическая последовательность отдельных этапов учебного процесса, стимулируется активность учащихся в восприятии, осмысливании и усвоении учебного материала, сообщаемого с помощью технических средств обучения.

Б) Классификация наглядных пособий

Наглядные пособия, которые используются в процессе обучения, классифицируется следующим образом:

Макетно- графические средства


Натуральные образцы: сырье, необходимое для приготовления блюд и кондитерских изделий, образцы панировок, форм нарезки овощей, образцы инвентаря, инструментов, посуды, приспособлений, компьтер,телевизор, презентайии.

Плоскостные: плакаты, технологические схемы, карты, таблицы.

Объемные: муляжи блюд и кондитерских изделий

Натуральные образцы используются в качестве наглядных пособий для лучшего восприятия и усвоения нового материала, формирования прочных умений и навыков. Изобразительные плоскостные и объемные пособия удобны тем, что позволяют дать изображение слишком крупного или очень мелкого натурального объекта в таких масштабах, которые делают его удобным для восприятия. Как правило, плакаты, схемы, карты имеют яркую окраску с четко выделенными названиями, они не должны быть перегружены большим количеством текста.

Объемные пособия (макеты кондитерских изделий, муляжи блюд) дают ятудентам наглядное представление о внешнем виде изделия, правилах его оформления, используемых гарнирах, соусах для подачи блюд.

Учебные фильмы являются наиболее распространенными наглядными пособиями, так как позволяют демонстрировать объекты и процессы в движении и развитии, анализировать обобщать их, а также осуществлять переход от конкретного восприятия действительности к абстрактному. Видеофильмы могут применяться как иллюстрация к изложению учебного материала преподавателем, а также как средство самостоятельного его изучения учащимися.

На вводных уроках, когда студенты не имеют ясного представления о теме, которую начинают изучать, фильм помогает познакомиться с фактическим материалом, вызвать интерес, создать необходимый эмоциональный настрой.

Но наиболее распространенной формой работы с фильмом является его демонстрация в процессе изучения нового материала. В этом случае он служит иллюстрацией к изложению материала преподавателем, или выступает как самостоятельный источник информации.

Успешность демонстрации экранных пособий зависит от соблюдения ряда дидактических требований:

- определение фрагмента фильма с основным способом действий для данной темы урока;

- постановка конкретной задачи в процессе наблюдения за новым способом действия;

- включение в восприятие не только зрения, но и слуха, осязания.

В) Методика изготовления некоторых наглядных пособий

Натуральные образцы нарезки овощей:

В стерильные стеклянные банки заложить овощи, нарезанные простой или сложной формой нарезки, заполняя их на 2/3 объема. Нарезанные овощи залить горячим очень соленым раствором воды, а свеклу залить соленым раствором с добавление уксуса, для того чтобы свекла не потеряла цвет. Накрыть стерильной металлической крышкой и закатать. Срок хранения таких пособий не менее 5 лет. Целесообразно закатывать овощи в банки емкостью 0,5л.




В зять медицинскую вату в рулонах, размотать и разрезать на полоски шириной 2 см. Полученные полоски накрутить винтообразно на металлический конус, начиная с узкого края. Поверхность смазать натуральным меланжем и, не снимая с конуса, запечь в жарочном шкафу до образования корочки на поверхности. После остывания аккуратно снять ватную трубочку с металлической заготовки и внутреннее пространство заполнить ватой.

Парафин растопить и добавить в него натуральную крупу. Дать немного остыть и тщательно перемешать, чтобы зерна крупы перемешались с парафином. Полученную массу выложить на тарелку горкой. После застывания парафина все зерна слипнуться и не будут отваливаться. Такой муляж можно использовать и как муляж гарнира к основному блюду.

Муляж кулинарных блюд.



Муляжи тортов и нарезных пирожных


В качестве основы используют пенопласт. Торт может быть любой формы (круглой, прямоугольной, овальной или в виде сердца, двухъярусный, трехъярусный и т.д.) Поверхность может быть отделана шпатлевкой АБС, бумагой. Для имитации бисквитной крошки можно использовать просеянные опилки. Крем (шпатлевку) отсаживают из корнетика или кондитерского мешка с различными насадками. Элементы украшений тортов и пирожных выполняют их натуральной сырцовой мостики или подкрашенной шпатлевки, пластилина, бус и т.д.






В начале необходимо выбрать тему, по которой будут снимать материал. Затем подготовить рабочее место, подготовить сырье, оборудование, материалы, инструменты, инвентарь, необходимые для выполнения выбранного технологического процесса. Затем крупным планом ведется съемка последовательности технологического процесса. Затем проводиться монтаж отснятого материала, и в последнюю очередь накладывается звук на отснятый материал.

III. Заключительная часть

Наглядность в обучении имеет подлинно научное обоснование. Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах веществ и ни о каких формах движения узнать не можем. Ощущения – это непосредственная связь сознания с внешним миром. Ощущения оставляются в психике человека в виде представлений, на основе которых затем вырабатываются понятия, суждения, умозаключения.

Правильно используемые на занятиях средства наглядности расширяют и углубляют знания учащихся, развивают практический смысл приобретенных знаний.

Большую роль в разработке принципа наглядности в обучении сыграл К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что благодаря использованию наглядных средств «возбуждается та самостоятельная работа головы учащегося, которая составляет единственное прочное основание всякого умения. Ушинский настойчиво и убедительно доказывал, что наглядность сильно воздействует на развитие мышления и является ни с чем не сравнимым источником получения и закрепления в памяти знаний, выработки прочных умений и навыков.

Эти убеждения великого ученого и педагога подтверждаются историей развития современной педагогики и самой жизнью.

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Наглядные методы обучения - Метод иллюстраций и метод демонстраций

Метод иллюстраций и метод демонстраций

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстрацийпредполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстрацийобычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.) Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования. В настоящее время решается задача создания в школах кабинетов электронно-вычислительной техники, внедрения в учебный процесс компьютеров. Они позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Условия эффективного применения наглядности

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Метод демонстрации.Назначение метода – передача информации путем показа конкретных объектов, процессов или их изображений. Демонстрируются: 1) натуральные объекты (коллекции, гербарии, чучела); 2) их изображения (фотографии, картины, рисунки, муляжи), если показ самих объектов невозможен, а без демонстрации учащимся трудно сформировать представление о них; 3) символы объектов (карты, чертежи, диаграммы, графики, схемы, таблицы); 4) опыты и эксперименты.

Совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений, событий или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков мы и называем демонстрацией.

● Все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый объект.

● Демонстрация должна позволить учащимся воспринимать объект по возможности разными органами чувств, а не только с помощью зрения.

Демонстрация предполагает воздействие как на зрение, так и на слух (например, прослушивание музыкальных произведений).

● Важнейшие компоненты и особенности объектов должны производить на учащихся наиболее сильное впечатление.

● Демонстрация должна правильно сочетаться со словесными пояснениями.

Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых объектов, явлений и процессов.

Метод демонстрации — картины, графики, карты, таблицы, коллекции.

Метод демонстрации обеспечивает восприятие как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статистике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.

Картины, графики, карты, таблицы, коллекции.

Метод демонстрации используется не только в классе, но и во время экскурсии в музей, на выставку, в природу или на производство.

Познакомить с образцами лучших сочинений – это тоже демонстрация.

При проведении демонстраций необходимо акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойства объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения. Возможно также дополнение демонстрации раздаточным материалом, сделав соответствующие комментарии.

Разделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к иллюстративным, так и к демонстрационным. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютера и др.) расширяет возможности наглядных методов обучения. В частности, применение компьютера позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше были абстрактными. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) отбор средств наглядности необходимо продумать, и показывать ее следует в умеренном темпе и только в соответствующий момент урока (демонстрационный материал до демонстрации обычно не показывается, чтобы не отвлекать учащихся);

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций. Детям легче воспринимать, усвоить наглядный материал, если ключевые детали его будут специально выделены;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Перед демонстрацией наглядных пособий учитель может раздать вопросники по теме для того, чтобы после демонстрации ученики дали ему в устном или письменном виде ответы на эти вопросы.

После демонстрации серии наглядных пособий обычно проводится закрепительная беседа.

Детские телепередачи имеют свои отличительные особенности, главная из них – быстрая смена событий, сопровождающаяся изменением визуальных методов (моментальный повтор, спецэффекты) и аудиохарактеристик (музыкальное и звуковое оформление), что позволяет привлечь внимание детей.

Схема анализа картины может выглядеть примерно так:

а) всмотреться в картину, охватив её взором цели
ком, и определить тему картины – о чем она;

б) выделить главное (фигуры, предметы), что выражает основную тему;

в) постепенно выделить детали картины и соотнести
их с главной темой – зачем они здесь, о чем говорят,
какое имеют значение для раскрытия главной темы;

г) подвести общие итоги – что можно извлечь из
этой картины, к каким мыслям она побуждает

Роль наглядных методов

Обстоятельства применения наглядных методов обучения носят противоречивый характер. Их основная задача – формирование мышления учеников на чувственно-наглядных ощущениях и приближение школы к жизни. С другой стороны, обучают детей в школе, а не в реальной жизни. До сих пор область использования наглядности в школьном обучении еще не определена.

Проведенные исследования показывают, что не все учителя имеют четкое представление об использовании наглядности, когда надо использовать ее и сколько, чтобы она была полезна, в каких случаях лучше от нее совсем отказаться, чтобы не навредить. В учебниках по педагогике говорится, что при всех достоинствах наглядности при неумелом ее использовании можно не достичь основной цели образования, а подменить ее ярким средством. Наглядные пособия, как правило, находится в соответствии с программами и содержанием учебников, методами обучения и приемами. Они должны удовлетворять научным и эстетическим требованиям и соответствовать возрасту учащихся.

Наглядные методы обучения всегда в той или иной степени связаны со словесными. Такое тесное единство наглядности, а также слова объясняется диалектическим пониманием реальности и предполагает в единстве использовать живое созерцание, практику и абстрактное мышление.

Опираясь на наблюдения школьников, учитель объединяет полученные ими сведения, делает обобщения и соответствующие выводы. Существуют разные формы обучения, которые связывают наглядность со словом. В зависимости от содержания темы, имеющихся знаний учащихся, наличия наглядных средств, следует рационально сочетать словесный и наглядный методы обучения в каждом определенном случае.

Приемы и наглядный метод

Показ картин, иллюстраций, таблиц, демонстрация видеофильмов, слайдов, диафильмов – все эти наглядные средства являются важным методом обучения детей, которые позволяют решить многие дидактические задачи. Метод иллюстраций формируют наглядные образы статического характера, а метод демонстраций используют для создания динамических наглядных примеров. Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, оказывают влияние на развитие мышления.

При обучении подрастающего поколения используют приемы наглядного метода обучения – показ образца и показ способов действий. Данные приемы основаны на подражании и дают возможность ребенку освоить новые знания и умения. Показ выполнения действий в определенном порядке используется на музыкальных и спортивных занятиях, на уроках по изобразительной деятельности и трудовому обучению. Этот прием ставит перед детьми задачу выполнять предстоящую работу, концентрирует их память и внимание. Показывать надо четко и точно, чтобы детям было понятно каждое движение и особенности его выполнения. Действия должны сопровождаться словом.

Наглядные пособия по русскому языку позволяют базироваться на зрительном и слуховом восприятии учащихся. Использование наглядности помогает активизировать внимание учащихся, что помогает им быстрее и основательней усвоить материал. При изучении русского языка используют следующие виды наглядных пособий:

Таблицы – это записи в виде текста или чисел, расположенные в установленном порядке. Данные часто размещены в колонки или сгруппированы вместе рисунки и схемы с текстом. По назначению они делятся на познавательные, тренировочные и инструктивные.

Иллюстрации – рисунки и схемы разных предметов, находящиеся в учебнике. К отдельным упражнениям иллюстрации делают на листах бумаги или используют диапозитивы.

Дидактический материал – специально разработанные пособия для самостоятельной работы учащимся. Они предназначены для формирования навыков написания.

Наглядные методы обучения применяют как при объяснении новых сведений, так и при их закреплении. Дидактический материал с использованием карточек иногда освобождает учащихся от переписывания упражнений, что позволяет выполнить больше заданий. Часть наглядных пособий учащиеся способны изготовить сами. Это помогает им лучше разобраться с изучаемым материалом, а иногда и вызывает заинтересованность.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В теории дидактики одним из главных принципов обучения выступает принцип наглядности. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я. А. Каменским и развита К. Д. Ушинским. Ими обоснована роль наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи и мышления учащихся.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применения принципа наглядности, в частности, запоминание ряда предметов, представленных в натуре, происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, форме, устной или письменной. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учеником.

В курсе биологии ученики должны непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии, однако в условиях классных занятий не всегда это возможно, так как изучение только на вербальном уровне не создает объективного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому одной из задач учителей биологии, наряду с использованием разнообразных средств обучения, является разумное применение также натуральной наглядности. Изучением данного вопроса в педагогике занимались И. П. Подласый, М. Н. Скаткин, П. И. Пидкасистый, Л. В. Занков, А. В. Хуторской и другие педагоги. Исследования о применении наглядности, о сочетании средств наглядности проводили Л. В. Занков, С. Г. Шаповаленко, В. Г. Болтянский, Л. П. Прессман. В области биологии изучением данного вопроса занимались Т. А. Бабакова, П. И. Боровицкий, Е. П. Бруновт, П. Ф. Винниченко, И. Д. Зверев, Г. Я. Малахова, А. Н. Мягков, Л. В. Реброва, Е. А. Соколова и другие методисты. Этими педагогами подчёркивается необходимость использования наглядности.

В школьной биологии наглядность, в тоже время остаётся основой обучения биологии и важнейшим элементом технологии обучения. Использование наглядности как средств обучения биологии служит важнейшим условием, во-первых, формирования биологических знаний, а во-вторых, обеспечивает овладение интеллектуальными и операционно - деятельностными умениями.

На уроке биологии, на котором используется наглядность, учитель может применять различные методы и приёмы обучения.

Связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, роликов, презентаций и т.д.

Предполагает показ иллюстрированных пособий по биологии: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок

Рис. 4. Наглядные методы

Рис. 1 Наглядные методы обучения

Иллюстрация помогает активизировать все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления. Возникает основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности учеников и педагога. В качестве иллюстрации по анатомии можно использовать натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; фрагменты фильмов, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм, а также современные интерактивные средства обучения.

Демонстрация применяется учеником при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала. Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем обучаемым; широкое вовлечение обучаемых в работу по подготовке и проведению демонстрации.

Демонстрация изобразительных средств наглядности (таблицы, картины, схемы, муляжи, модели) дает учащимся представление о строении, форме, размерах, изучаемых объектов. Методисты выделяют следующие требования к демонстрации изобразительных средств: все демонстрируемые изобразительные средства должны быть эстетически оформлены, довольно крупных размеров; если используется меловой рисунок на доске, то он должен быть четким, правильным, с подписями без сокращений; демонстрируемые таблицы вывешивают в тот момент, когда речь идет об изучаемом материале; перед показом таблицы необходимо дать возможность учащимся приглядеться к ней в течение нескольких секунд и только после этого задавать вопросы о ее содержании.

На уроках школьной биологии можно использовать наглядные интерактивные ресурсы по анатомии, котрые явялются незаменимыми при демонстрации опытов и их результатов, котрые сложно осуществлять в реальном режиме.

Демонстрация опыта или его результатов проводится во всех разделах школьной биологии, где есть физиологический материал. Требования к демонстрации опыта: до урока проведите опыт сами; перед демонстрацией опыта необходимо поставить познавательную задачу, которая была бы решена в ходе опыта; опыт должен быть хорошо виден всему классу; системой вопросов и заданий привлекайте учащихся к анализу результатов опыта; в конце демонстрации опыта должен быть сформулирован вывод.

Под описанием понимают элемент устного изложения материала, который можно производить и в повествовательной, и в вопросно-ответной форме. Описание применяется на уроках с анатомо-морфологическим, систематическим содержанием, при выполнении лабораторных работ, при проверке знаний учащихся. В основе описания лежит наблюдение в ходе, которого ученик осуществляют мысленное разделение целого на части. Описание без таблиц или другой предметной наглядности осуществить невозможно.

Наглядные мультимедийные ресурсы в

Название наглядного ресурса

Коллекция включает в себя цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства), предназначенные для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. В данной коллекции учитель анатомии и школьники могут найти и изучать электронные плакаты.

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.

Организованный в виде алфавитного рубрикатора онлайн словарь анатомических понятий и терминов, предназначенный для учащихся и преподавателей старших классов средних школ, техникумов и профессионально-технических училищ, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами биологии и медицины.

Человек в 3D- анимационный анатомо – морфологический атлас человеческого тела, дающий уникальную возможность собственными глазами увидеть происходящие в нашем организме процессы, как в норме, так и в патологии.

Позволяет учащимся проводить виртуальные эксперименты по физике, химии, биологии, экологии и другим предметам, в двух- и трехмерном пространстве.

Разработка и реализация доктора биологических наук профессора А. А. Александрова, где представлена информация углубленного уровня по анатомии, физиологии, генетике, геронтологии и др. отраслям знаний.

Таким образом, В соответствии с ФГОС, к оснащению образовательного процесса по биологии, предъявляются определённые требования. Разнообразие наглядных средств обучения обусловлено особенностями самого учебного предмета, спецификой биологических знаний и умений.

На уроке биологии, на котором используется наглядность, учитель может применять различные методы и приёмы обучения: иллюстрации, демонстрации, описание, наблюдение и другие. Степень усвоения учебного материала определяется применением ряда виртуальных и классических средств наглядности. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать уровню учеников; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все обучаемые могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстрацийи детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала и привлекать самих обучаемых к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Арбузова, Е. Н. Общая методика обучения биологии [Текст]: курс лекций / Е. Н. Арбузова. – Омск : ОмГПУ, 2010. – 516 с.

Пидкасистый, П. И. Педагогика [Текст] / П. И. Пидкасистый. - М.: 2010. -512с.

Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии [Текст] / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова. - М.: Академия, 2003. – 272 с.

Сапин М. Р. Биология 9 класс [Текст] / М. Р. Сапин, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2016. – 304 с.

Смелова, В. Г. Ресурсное обеспечение кабинета биологии в соответствии с ФГОС: на грани мечты и реальности [Текст] / В. Г. Смелова //Биология. - 2015. - № 10. - С. 44-54.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.

Читайте также: