Начало идеалистической линии в философии положено кем

Обновлено: 02.07.2024

Первым философом Эллады считают Фалеса Милетского (ок. 626 – 547 до н. э.), основателя первой философской школы в Древней Греции – Милетской (от названия полиса Милет). Сосредоточив всю силу мысли на природе (фюзис), Фалес и его последователи заложили основы материалистической традиции философствования.

Материалистические идеи представителей милетской школы получили дальнейшее развитие в натурфилософской системе Гераклита Эфесского (540–475 до н. э.). Он выдвинул идею вечности мироздания, его несотворенности. Для него Космос изначален. Он представляет собой вечно живой огонь. При этом превращение огня в вещи (угасание) и переход вещей в огонь (воспламенение) происходит согласно определенной мере, в определенных количественных пропорциях.

По Гераклиту, всякое изменение, движение вечного огня совершается согласно Логосу, который выражает порядок, или ритмичность, регулярность, закономерность. Источником движения огня и всех вещей является борьба противоположностей, которая носит абсолютный характер и рассматривается как универсальный фактор бытия.

Помимо существования объективного Логоса Гераклит признавал существование Логоса субъективного. Он полагал, что между ними есть определенная согласованность. Великий диалектик античности утверждал возможность выражения порядка вещей в определенном порядке слов, строе мышления.

Идея цельного механизма возникновения и развития мира, а также плюралистическая трактовка идеи субстанции приобретает максимально выраженный рациональный характер у Демокрита из Абдер (ок. 460 – ок. 370 до н. э.).

В этом пункте своей натурфилософии Демокрит развивает гераклитовское понимание движения (развития) как единства бытия и небытия и существенным образом конкретизирует его. Великий атомист древности учел логические аргументы элеатов против движения и предложил свое решение проблемы: посредством идеи о дискретности мира. Таким образом, существование атомов и пустоты оказывается логически обоснованным.

Идеалистическая традиция древнегреческой философии берет свое начало в натурфилософских построениях пифагорейской школы, названной так по имени ее легендарного основателя Пифагора (ок. 580 – ок. 500 до н. э.). В отличие от материалистических систем греков, рассмотренных выше, которые носили преимущественно качественный характер, пифагорейцы сосредоточивают свое внимание на количественных отношениях Космоса. Как и материалисты, пифагорейцы разделяли идею развития, что обусловлено все той же причиной: постановкой и решением проблемы архе, которая, в свою очередь, порождает вопрос о космогенезе.

Направив свое внимание на исследование количественных отношений, пифагорейцы пришли к выводу, что в астрономии, музыке, геометрии и арифметике существуют общие числовые пропорции, гармонические отношения, познание которых, согласно им, и есть познание сущности и устройства мироздания. Таким образом, пифагорейцы постулировали в качестве первоначала Космоса число.

Первоначальное состояние Космоса пифагорейцы мыслили как нечто беспредельное, которое отождествлялось ими с безграничной пустотой. Это беспредельное порождает Единицу, которая выступает в качестве семени будущего мира и образует собой точку. На следующем этапе космообразования эта первоединица (точка), притягивая к себе прилегающее к ней беспредельное, ограничивает его и определенным образом оформляет: сначала Единица (точка) вытягивается в длину, порождая линию, которой соответствует двойка; затем линия вытягивается в ширину, образуя плоскость и соответствующую ей тройку; после этого плоскость вытягивается в высоту, трансформируясь в объемное тело, которому соответствует четверка. Космогенез представляется пифагорейцам как процесс последовательного оформления беспредельного числами.

Важнейшей идеей, лежащей в основании пифагорейской онтологии и космологии, является идея гармонии, которая воплощает в себе закон Космоса.

Наметившаяся у пифагорейцев объективно-идеалистическая тенденция получила более ярко выраженный характер в философии представителей элейской школы – Ксенофана из Колофона (ок. 565 – после 478 до н.э.), Парменида (ок. 540 – 470 до н. э.) и Зенона (ок. 490 – 430 до н. э.) (оба из Элеи). Ксенофан отвергал народные представления о Богах, полагая, что люди сотворили их по своему образу и подобию. Бог – един, единичен, неподвижен, совершенен (т. е. шарообразен) и представляет собой мысль, а не тело. Чувства не могут дать истинного знания, а только лишь мнения, т. к. они ведут к убеждению, что мир многолик и изменчив.

Ученик Парменида Зенон прославился своими апориями (логически неразрешимыми рассуждениями), в которых анализировал противоречия между разумом и чувствами. Не смотря на то, что это противоречило чувственным данным, он утверждал, что летящая стрела в каждый момент покоится в определенной точке, а быстроногий Ахиллес не сможет догнать медлительную черепаху, так как каждому его шагу соответствует шаг черепахи (известно около 40 апорий). Зенон допускал возможность чувствовать движение, однако в своих апориях опровергал возможность его постижения разумом. Поэтому движение рассматривается здесь не как чувственная данность, а как попытка выяснить логическую, понятийную сторону движения.

Софисты сместили центр тяжести философских размышлений в область гносеологии и антропологии, обнаружив моменты неопределенности Космоса его и непознаваемости, а также относительности норм нравственности и общественных законов. Тем самым они обозначили субъективно-идеалистическую позицию.

Среди учеников Сократа особое место занимает Платон (427–347 гг. до н.э.), основавший в Афинах Академию – философскую школу. Свое учение Платон изложил в художественной форме в виде диалогов, в которых его точку зрения выражает Сократ.

Платон создает объективно-идеалистическую систему, основывающуюся на рационально обоснованных принципах.

Идеи представляют собой формообразующее начало, а материя есть возможность. Мировая душа обеспечивает их целесообразное соединение. Идея, материя и душа – причина предметного мира, упорядоченного демиургом, божественной силой. Именно демиург превратил хаос в космос, устроил ум в душе, душу в теле.

В гносеологии Платон отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное познание, направленное на материальный мир, выступает как вторичное, так как дает знание лишь о кажущемся бытии, но не о бытии подлинном. Истинное же познание – это познание мира идей, т. е. познание разумное. Ядром его учения о познании является теория припоминания. Бессмертная душа человека вспоминает идеи, с которыми она соприкасалась и которые она узнала в то время, когда свободно существовала в мире идей, когда еще не соединилась с телом. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от вещности, телесности. В этом познающему субъекту помогает знание геометрии, так как геометрические абстракции и их соотношения служат связующим звеном между несовершенными вещами и совершенной идеей, между чувствами и разумом.

Согласно Платону, сущность человека, определяется его душой, которая состоит из трех частей: идеально-разумной, вожделяюще-волевой, инстинктивно-аффективной. В зависимости от того, какая берет верх, зависит судьба человека.

Социальная философия Платона воплощена в его учении об идеальном государстве, которое представляет собой общество трех социальных групп. Философы (мудрецы) правят, стратеги (воины) защищают государство, и производители (земледельцы и ремесленники) обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось раньше. У философов преобладает разумная часть души, у воинов – воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев – чувственность и влечения.

Считается, что определенным обобщением и логическим завершением всей предшествующей древнегреческой философии является грандиозная философская система ученика Платона Аристотеля (384–322 гг. до н.э.) из города Стагиры. В Афинах он основал свою школу – Ликей (Лицей), в котором гармонично совмещались учебное заведение и научный союз.

Человека Аристотель определяет как политическое животное, которое стремится к приобретению материальных благ и знаний. В своей этике Аристотель ориентируется на самого человека, а не на божественную волю, поэтому сам человек ответственен за свою судьбу. Общество должно стремиться к счастью, способствуя приумножению добродетелей и мудрости. Государство же должно служить общему благу, обеспечивая соблюдение законов.

В эллинистический период (рубеж IV-III вв. – II в. до н.э.) в древнегреческой философии появляется ряд школ, каждая из которых разрабатывает достаточно сложную систему аргументации заимствованных от предшественников концепций, включая образы, понятийный аппарат, терминологию.

Кинизм.Основателем школы киников (одной из самых значительных малых сократических школ, прекратившей свое существование в IV в. н.э.), был Антисфен (ок. 446–366 до н.э.). Наиболее известным адептом кинической этики был Диоген из Синопа (ок. 404–323 до н.э.). Его жизнь (например, кровом ему служила бочка) – демонстрация кинических идеалов простой жизни, основной девиз которой – возврат к природе. Как следствие утверждается аскеза, т. е. минимализм во всем, и автаркия, т. е. независимая и самостоятельная жизнь индивида, для чего необходимо отстраниться от общества, семьи, государства. Поэтому высшим нравственным идеалом киников, которого можно достичь путем подавления страстей и ограничения до минимума потребностей, является полная апатия – безразличие к миру, обществу, почестям и другим ценностям.

Эпикуреизм. Выдающийся мыслитель эллинистического периода Эпикур с острова Самос (342–271 гг. до н.э.) в противовес платоновской Академии организовал в Афинах свою школу – Сад, отстаивая и оригинально дополняя материалистическое учение атомистов. В своем онтологическом учении он утверждал, что ничто не рождается из небытия, Космос как целое постоянен и бесконечен, также изящно преодолел ограниченность абсолютного детерминизма Демокрита, допустив спорадические отклонения атомов от прямолинейного движения.

В гносеологии Эпикур, также как и Демокрит стоял на позициях сенсуализма, которого последовательно придерживался и в своем антропологическом учении. Человек является существом чувствующим, поэтому чувства индивида и есть основной критерий морали. Высшим благом Эпикур полагал наслаждение (концепция гедонизма), которое заключается в умеренном удовлетворении естественных потребностей и в достижении спокойствия души (атараксии) посредством освобождения от многочисленных страхов. Это и есть счастье. Эти моральные требования он считал естественными, вытекающими из человеческой сущности.

Неоплатонизм. Последнее античное цельное философское учение, сформировавшееся в III–V столетиях нашей эры в атмосфере усиления монотеистической религиозной доктрины христианства. Его основателем был Аммоний Саккас (175–242 гг.), а наиболее видным представителем Плотин (205–270 гг.). В неоплатонизме нашли свое выражение недоверие к рациональному познанию мира и, как следствие, иррационализм и мистицизм.

Краткий экскурс в историю античной философии показывает, что:

1) в ней выкристаллизовались все основные философские проблемы (в том числе основной вопрос философии) и сформировались все основные разделы философского знания, соответствующие им;

2) античные мыслители сформулировали способы решения основного вопроса философии во всем многообразии его сторон и аспектов – материализм, объективный и субъективный идеализм, монизм и дуализм, агностицизм и плюрализм, диалектический и метафизический методы познания;

3) исходя из первых двух пунктов, можно утверждать, что античная философия – источник и первоначало философских систем, школ и направлений последующих эпох, вплоть до современности;

4) в разнообразии и противостоянии античных философских концепций воплощен единый принцип мышления – Космоцентризм.

Материализм и идеализм в философии

Есть не так много вопросов в философии, которые столь же фундаментальны и извечны, как вопрос о том, что первично – материя или сознание. Этот вопрос является одним из основных во всей философской науке, и он в значительной мере повлиял на ее развитие и углубление. Мыслители давно пытаются выяснить, что же произошло в самом начале и породило все многообразие жизни и мира. Другими словами, бытие ли определяет сознание или же наоборот? Последователей первой точки зрения называют материалистами, а тех, кто придерживается противоположных воззрений, – идеалистами.

Если суть этих двух философских направлений понять не так уж сложно, то разобраться во всех их нюансах, деталях и подтипах гораздо сложнее. Ориентироваться в теории как идеализма, так и материализма – дело не из легких, и обилие имен представителей обеих позиций, равно как и разнообразие терминов, может сбить с толку. В этой статье мы предлагаем вам вместе с нами попробовать разобраться в главных направлениях философской науки.

Давайте разберем суть обоих подходов к вопросу первичности сущего, их положения и предпосылки, а также познакомимся с их разновидностями и основными представителями. Начнем, пожалуй, с определений и прояснения сути отношения материи к сознанию.

В чем суть материализма и идеализма

Как было указано выше, материализм в корне отличается от идеализма в вопросе о том, что первично: бытие или сознание, материя или мышление. Поясним.

Материалисты убеждены, что материальное первично и объективно, в то время как сознание, мышление, духовное – суть производное этой формы бытия.Сознание зависит от материального и подчинено ему.

В противовес этому, идеалистическая направленность признает первичность мышления, сознания, идеи. Все материальное, все существующее явилось порождением, продуктом сознания, и, таким образом, внешний мир – суть отражение внутреннего. Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений. В обоих направлениях вопрос отношения мышления к бытию отличается в ряде моментов, и о них стоит поговорить отдельно.

Поскольку к данной теме неприменим строго научный принцип опровергаемости (фальсифицируемости), т.е. невозможно однозначно доказать или подтвердить одну из теорий и опровергнуть противоположную, сам вопрос тоже остается открытым. Споры о том, что было раньше, курица или яйцо, продолжаются по сей день и двигают познание вперед.

Теперь давайте познакомимся с основными представителями идеализма и его формами.

Идеализм

Внутри идеализма выделяют объективный и субъективный идеализм.Различаются эти две точки зрения своим взглядом на существующую материю. Объективный идеализм признает реальный, существующий мир, а наряду с ним и мир идей,некое мировое сознание. Последнее и является формирующим и определяющим все сущее. Те же, кто придерживается субъективного идеализма, считают, что реальность представляет собой лишь наши ощущения и восприятие, и все, что действительно есть, – это наш чувственный опыт, мысли и сознание. Таким образом, внешний мир существует лишь как отражение наших субъективных сенсорных восприятий и переживаний.

Идеализм уходит своими началами вглубь веков, в античную философию. Одним из первых апологетов такого подхода можно назвать Платона (V-IV вв. до н.э.), а среди философов Нового Времени — Лейбница (1646–1716) и Гегеля (1770–1831). Они представляли направление объективного идеализма и признавали наличие некоей души, которая все породила и господствует над всем материальным. Именно благодаря этому идеальному (= нематериалистическому), бестелесному, психическому началу человек способен понимать абстрактные и нематериальные явления, руководствоваться этикой и моралью, испытывать высокие чувства и переживать духовный опыт.

Те философы, которые стояли на позициях субъективного идеализма, настаивали на том, что окружающие нас предметы и мир являются не более чем производными от наших ощущений. К этим философам относились Джордж Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1786), Иммануил Кант (1724–1804) и другие.

Многое в теории идеализма роднит его с религией, и за это он часто подвергался критике. Религиозные и схоластические авторы Средневековья много писали о божественном происхождении всего сущего как творении мышления Бога. Так, идеалистические выкладки в очень большой степени использовались средневековыми схоластами и философами для подтверждения существования бога и религиозных догматов.

Кроме того, другим поводом для критики идеализма становился тот факт, что в нем можно найти продолжение примитивных воззрений мифологического общества. Так, тяготение к анимизму и антропоцентризму высмеивалось противниками идеализма как пережиток первобытного сознания. Напомним, что анимизмом называют представление о том, что все предметы и явления обладают душой, в то время как антропоцентризм – это мировоззренческая позиция о том, что человек является центром мироздания, и мир рассматривается как существующий, в первую очередь, для человеческого блага.

Материализм

Как ясно из названия, материализм стоит на позиции, что материя являет собой единственное существующее, первичное начало. Мир материален, вещественен – все сущее существует объективно, вне зависимости от сознания. Идеальное, психическое – вторично, и определяется материальной природой мира. Само сознание возникло и развивалось в процессе осознания и восприятия объективно существующей действительности, и является не более чем ее отражением. Таким образом, бытие определяет сознание, и никак иначе.

Подобно идеализму, материализм имеет долгую историю и был присущ ряду античных философов. Демокрит Абдерский (V-IV вв. до н.э.), один из ученых и умнейших мужей Древней Греции, был основоположником атомического материализма. Согласно ему, все состоит из атомов – неделимых частиц вещества, обладающих бытием. Движение этих самых частиц в пустоте и определяет многообразие форм существующих предметов и явлений. Как мы видим, Демокрит во многом предвосхитил современное научное понимание о природе вещей.

Среди других античных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I в. до н.э.). Помимо теорий этих философов, материалистические представления обнаруживаются и в других учениях, трактующих природу психического. Примером может служить дошедшая до нас идея о том, что темперамент человека определяется характером и соотношением материальных компонентов, таких как стихии или гуморальные жидкости.

Этот подтип материализма получил название стихийного. На следующем витке развития уже философы Нового Времени разрабатывали учение о материалистической природе всего сущего с другой позиции – механистического материализма. Ему не свойственна диалектика, а, наоборот, на первый план выступают такие характеристики материи как устойчивость, постоянство, неизменчивость. Материя – это вещь в себе, спорили материалисты, а сознание – ее атрибут. Таким образом, мир непознаваем.

Представители механистического материализма, также называемого метафизическим, – это Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Жюльен Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789). Они жили и творили в эпоху больших научных и индустриальных открытий и прогресса, и стремление познать мир с точки зрения точных наук и механики находит отражение в их философских концепциях.

Следующим важным этапом развития материализма явилось создание его диалектической разновидности. Это учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и впоследствии развитое Владимиром Лениным, легло в основу советской научной методологии. Оно соединяет в себе диалектику – учение о развитии через внутренние противоречия, и материализм – признание объективно существующей реальности, независимой от сознания или мышления. Те, кто придерживается этого направления философской мысли, стоят на том, что реальное, бытие принципиально познаваемо.

Сильными сторонами диалектического материализма являются всестороннее рассмотрение предмета, объективность и многосторонность, гибкость и научность подхода, признание внутренних противоречий и конфликтующих начал, а через них и постоянное развитие существующих явлений и вещей и переход на новые витки эволюции.

Таковы три основных варианта материализма. С развитием материалистического подхода к жизни казалось, что он способен объяснить устройство мира, но даже самый объективный и всеобъемлющий материализм не может дать ответы на многие вопросы, затрагивающие идеальное и неосязаемое. То, как охватить оба конца спектра жизни, не давало покоя думающим, размышляющим людям всех веков, и создавались новые концепции, призванные снять противоречие между ними. О некоторых из подобных воззрений в философской теории стоит поговорить отдельно.

Как совместить материализм и идеализм?

В стремлении примирить две противоречащие друг другу точки зрения на материю и сознание философская мысль рождала новые установки и направления познания. К примеру, такое философское учение как пантеизм объединяет все сущее с Богом. Таким образом, материя неотделима от сознания, и противоречие снимается.

Далее стоит упомянуть гилозоизм, согласно которому вся материя тем или иным образом одушевлена. Все тела в мире, природа и космос представляют собой живые организмы, в которых проявляется Мировая душа.

Однако же наибольшей степени гармоничности идея совмещения материализма и идеализма достигла в учении о дуализме. Суть его заключается в том, что оба начала – материальное и идеальное, бытие и сознание – признаются как равноправные и независимые друг от друга. К дуалистам относились такие мыслители как Рене Декарт (1596–1650), Вольтер (1694–1778), Исаак Ньютон (1642–1727) и другие.

Таким образом, философская мысль с древних времен стремилась найти точки соприкосновения идеализма и материализма и даже совместить их. В то же самое время однозначного ответа на основной вопрос философии о соотношении духа к материи, мышления к бытию по сей день нет. Философы продолжают искать ответы и на другую сторону вопроса: а познаваем ли мир вообще? Но это отдельная дискуссия, о которой мы, вполне возможно, поговорим в будущем.

А сейчас предлагаем проверить, насколько вам удалось разобраться в материале статьи, с помощью небольшого теста.

Теперь подведем итоги всему вышесказанному.

Резюме

Итак, главный вопрос, на который философия пытается ответить уже много веков, – это вопрос о том, что первично: материя или дух, бытие или сознание. Здесь существует две диаметрально противоположные точки зрения – материализм и идеализм.

Первый утверждает, что материальное начало первично и доминантно по отношению к идеальному, духовному, психическому. Сознание порождено бытием, которое отражает и стремится осмыслить. Три основные разновидности материализма включают:

  • стихийный материализм Античности;
  • механистический материализм Нового времени;
  • диалектический материализм отцов коммунистической мысли.

Идеализм же в свою очередь признает первенство за сознанием. Первичны и реальны именно наши субъективные ощущения и мышление, с помощью которых мы осваиваем мир, а предметы и прочее – лишь проявления этих ощущений, утверждают идеалисты. Это направление философии подразделяется на объективный и субъективный идеализм.

Оба мировоззрения резко противопоставлены друг другу и несовместимы. Тем не менее дуализм стремился примирить обе эти точки зрения, признавая равнозначность и равноправность обоих начал. Одно остается неизменным – тема, которой сотни лет, и поныне остается актуальной. Таков один из главных вопросов философского знания, который в своей диалектике способствовал развитию и углублению этой дисциплины.

Главное, продолжайте задаваться вопросами и искать на них ответы, углубляя свое понимание.

Идеали́зм (фр. idéalisme , через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму как сущность философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя их, всегда нужно учитывать ту историческую их окраску и, в частности, ту эстетическую значимость, которую они получают в связи с разными периодами исторического развития, в связи с отдельными философами и культурологами и в связи с бесконечно разнообразной пестротой результатов и произведений философов и культурологов. Абстрактный идеализм в чистом виде и абстрактный материализм в чистом виде являются крайними противоположностями философского мировоззрения, не отвергающими, но предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой [1] .

Выделяются две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Содержание

История использования термина [ | ]

У них, кажется, происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о бытии. … Одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы … и признают тела и бытие за одно и то же… Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба.

По словам Дидро, относящимся к Беркли: «Идеалистами называют философов, которые, признавая известным только свое существование и существование ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система [6] .

Все последователи Канта естественным образом рассматривали себя в качестве идеалистов. Представители школы абсолютного идеализма, сложившейся в британской философии во второй половине XIX века (Брэдли, Мак-Таггарт, Коллингвуд), рассматривали себя как последователей Гегеля.

Значения термина (согласно ЭСБЕ) [ | ]

Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия. В самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом разумеют наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности; так идеалистом называют, напр., человека, который верит в доброту и честность всех своих ближних и старается все их поступки объяснять достойными или, по крайней мере, невинными побуждениями; в этом значении идеализм есть почти синоним оптимизма. Далее идеализмом называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных — над материальными. Сходный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка. Указанные три вида принадлежат к идеализму психологическому, выражающему известное душевное настроение и субъективное отношение в действительности практической. Далее следуют различные типы идеализма собственно философского, представляющего некоторое теоретическое отношение ума к действительности, как мыслимой.

Философский идеализм [ | ]

Идеализм в понимании Платона [ | ]

Идеализм Платоновского или дуалистического типа, основан на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.

Идеализм в понимании Дж. Беркли [ | ]

Этот осадок реализма окончательно уничтожается в идеализме Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов — с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые, более яркие, определенные и сложные, — суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида идеализма (Платона и Беркли) обозначаются иногда как догматический идеализм, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей.

Идеализм английской школы [ | ]

Идеализм английской школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в XIX в. (Миллем), уже в XVIII в. (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием.

Немецкая школа [ | ]

Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал Идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений, определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новых вида трансцендентального идеализма:

Основное различие между этими четырьмя (включая идеализм Канта) видами трансцендентального идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском идеализме, сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, то есть все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философского идеализма есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания идеализма до́лжно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи, то есть истины, в человеческой и мировой жизни.

Исторический идеализм [ | ]

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.
На странице обсуждения могут быть пояснения.

Одна из главных проблем философии истории заключается в определении причин и движущих сил исторического развития. Первоначально в историософии и историографии господствовал идеализм. В трудах греческих античных историков двигателем развития выступали разум и воля, определявшие исторические действия великих людей [22] .

Объективно-идеалистический взгляд на историю [ | ]

В Новое время наиболее последовательно и тотально разумность истории прослеживается у Г.В.Ф. Гегеля. В его идеализме развитие идеи – абсолютного духа составляет подлинную историю, в ходе которой дух познает и раскрывает себя. Похожую роль идея играет и в религиозной историософии.

Субъективно-идеалистический взгляд на историю [ | ]

К субъективно-идеалистическому направлению в истории иногда относят отечественных мыслителей А.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, но они, как считает Ю.И. Семенов [25] скорее представители волютаристского направления, чем субъективно-идеалистического.

В ХХ веке Л. фон Мизес полагал индивидуума главным субъектом истории, а идеи, вырабатываемые человеческим сознанием, – движущей силой исторического процесса. По его мнению, история идей является настоящей человеческой историей, определяющей и технологические новшества, и экономику, и культуру в широком смысле этого понятия [26] .

В ХХI веке исторический идеализм практически не использовался в качестве теоретической основы конкретных исторических исследований, за исключением идеалистического подхода к истории [27] и религиозной истории [28] развиваемых в отечественной историографии.

Дискутируя о вечном, мировые умы стремятся понять, что первично, что главенствует над другим. Ради защиты позиций представителям знаний приходится выстраивать идеалы, от которых будет зависеть результат спора. Отсюда берет начало идеализм в философии, как образ мышления и одно из основополагающих направлений знаний, которое вызывает много споров и дискуссий.

Историческое предназначение

Позже Дидро дал определение понятию идеалистов. Французский деятель называл таких философов слепыми, признающими только собственное бытие, существование мира ощущений.

Кант воспринимал направление теорией существования предметов в пространстве отдельно от человека. Мыслитель не принимал материальный вид течения. Немецкий классик был автором трансцендентного (формального) идеализма, который противостоял предыдущему. Основываясь на невозможности происхождения вещей вне нашего сознания, Кант утверждал, что ничто не способно существовать вне человеческого разума.

1800 год стал открытием Шеллингом теории распространения формального принципа до масштаба системы знаний в целом.

Гегель полагал, что сущность учения сводится к непризнанию конечного неоспоримо действительным. Ученый полагал, что уважающая себя мыслительная наука подчиняется принципам конкретно этой направленности.

По Марксу динамическая действительность развивалась только идеалистическими действиями, но образно. Материализм отражал созерцание, отсутствие действий.

Энгельс в 1886 году утверждал, что сторонники теории первоначала духа над природой, невольно стали основателями идеалистической концепции. Противники, признающие главенство природы, становятся адептами материализма.

История использования термина приобрела широкое распространение в XIX и начале XX века особенно в странах Европы.

Сторонники Канта мнили себя идеалистами, представители британской школы абсолютного идеализма стали последователями Гегеля.

фото 578

Что подразумевает понятие?

Значение термина многогранно. В доступном для слоев населения с разным статусом и уровнем жизни, он подразумевает склонность к переоценке действительности. Вдумываясь в поступки другого человека, личность подразумевает, что индивидуум мотивировался исключительно благими побуждениями. Такой образ мысли есть проявление оптимизма. В ином случае, идеализм выступает преобладанием нравственных ценностей над материальными. Еще это — пренебрежение действительными обстоятельствами жизни в пользу торжества духовных сил. Идеалистическая психологическая философия, перечисленных ранее видов, отражает душевное состояние, субъективное отношение к действительности.

Субъективизм и его влияние

Философский объективизм

Взгляд Беркли на понятие

В течении взглядов берклиевского типа развеивается намек на реализм. Основополагающей догмой Беркли считает духовное естество и параллельное ему сосредоточение интеллектов. Ученый полагает, что все физические проявления являются фантазией разума, материя – заблуждение мыслителей о самостоятельности бытия.

Берклиевский и платоновский идеализмы объединены в догматический. Первостепенность принадлежит сущности предметов, а не сомнительности силы познания.

Трактовка направления по Платону

Древнегреческий мыслитель и ученый Платон, рассуждая о противодействии ума с чувствами, представляет дуалистическое (платоновское) течение взглядов. Понятие основано на противоборстве умозаключений (видимого бытия) с чувственными проявлениями (кажущееся бытие). Но видимое бытие основано на самостоятельной субстанции – материи, где она выступает посредником между бытием и небытием. Следуя таким суждениям, взгляды Платона приобретают оттенок реализма.

Английская школа

Разницу мировоззрений догматического идеализма представляют ученики и последователи английской школы. Философы отрицают духовные сущности, самостоятельность субъектов, отдают важность существования группам ассоциируемых идей и сознаний при отсутствии субъектов. Их взгляды пересекаются с эмпиризмом, сенсуализмом. Основал данную теорию бессознательности Милль, но Юм опроверг ее объективность, так как она была несовместима ни с одним доказанным познанием.

Немецкая школа

Немецкая школа мыслительных наук открыла уникальное направление – трансцендентальный идеализм. Кант выдвинул теорию, из которой следует, что мир явлений определяется неопровержимыми условиями познания – пространством, временем, категориями мышления. Философы этого учения, как субъективные идеалисты, полагали: физические тела доступны человеку только совершенным естеством, а действительное естество явлений находится за границами познания. Кантовскую теорию знаний воспринимают, как проявлением крайности и делят на разветвления:

  • Субъективный (основоположник Фихте);
  • Объективный (основатель Шеллинг);
  • Абсолютный (основатель Гегель).

фото 579

Течения, которые описаны выше, различаются восприятием действительности окружающего мира. Кант считает существование мира неоспоримым, полно содержательным. По Фихте реальность выступает неосмысленной гранью, стимулирующей личность к созиданию идеального мира. Шеллинг трансформирует внешнюю грань внутрь, считая ее первоначалом творческой сущности, которая есть нечто промежуточное между субъектом и объектом. У Гегеля реальность самоликвидируется, мировой прогресс воспринимается через самореализацию абсолютной идеи.

Основные виды идеализма

В зависимости от того, как понимается духовный принцип, различают два основных типа идеалистического мировоззрения:

  • объективный идеализм,
  • субъективный идеализм.

Представители объективного идеализма:

  • Платон,
  • Фома Аквинский,
  • Г.В.Ф. Гегель,
  • Г.В. Лейбниц,
  • Ф.В. Шеллинг.

Философы-идеалисты

Идеализм Платона (платонического или дуалистического типа) основывается на резком противопоставлении двух областей бытия: мира созерцаемых идей, представляющих вечные и истинные сущности, и мира чувственных явлений, как неуловимого потока, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей иллюзорности видимого бытия, однако, оно имеет в этой системе независимую основу, не зависящую от мира идей, а именно материю, которая представляет собой нечто среднее между бытием и небытием.

Готовые работы на аналогичную тему

У Дж. Беркли духовное существо, представленное с одной стороны божеством, а с другой – множеством тварных умов признается единственной основой всего; под воздействием божества на тварные умы возникают группы идей или представлений, некоторые из которых, более живые, более определенные и более сложные, являются тем, что мы называем тело или материальные объекты; то есть, физический мир может существовать только в идеях умов, а материя – лишь пустое отвлечение, которому независимая реальность приписывается только из-за непонимания философов. Эти два типа идеализма (Платон и Беркли) иногда называют догматическим идеализмом, поскольку он основан на хорошо известных положениях о сущности вещей.

Идеализм английской школы особым образом сочетается с сенсуализмом и эмпиризмом. Идеализм английской школы отличается от точки зрения Беркли тем, что не признает никакой духовной субстанции и какого-либо независимого субъекта или носителя ментальных феноменов; все, что существует, здесь сводится к серии идей или связанных состояний сознания без конкретных субъектов, как без реальных объектов. Эта точка зрения полностью сформировалась только в XIX веке Д.С. Миллем.

Идеализм немецкой школы представлен наиболее яркими философами. Чтобы избежать фатального для науки скептицизма Юма, Кант предпринимает свою критику разума и основывает трансцендентный идеализм, по которому доступный нам мир явлений определяется помимо его зависимости от эмпирического материала ощущений: в своем познаваемом качестве, априорными внутренними условиями всякого знания, а именно формами чувствительности (пространство и время), категориями разума и идеями разума. Все объекты доступны нам только их идеальной сущностью, которая определяется функциями нашего познающего субъекта, а независимая и реальная основа явлений лежит вне знания. Критический кантовский идеализм породил три новых типа трансцендентного идеализма:

  • Абсолютный идеализм Гегеля,
  • Субъективный идеализм Фихте,
  • Объективный идеализм Шеллинга.

Главное различие между четырьмя типами трансцендентного идеализма (три вышеперечисленных типа + идеализм Канта) может быть прояснено в отношении главного вопроса о реальности внешнего мира. Согласно Канту, мир обладает полнотой содержания, которое остается нам неизвестным. У Фихте внешняя реальность трансформируется в бессознательную границу, которая подталкивает трансцендентного субъекта к постепенному созданию своего собственного идеального мира. У Шеллинга эта внешняя граница воспринимается или понимается как неясный фундаментальный принцип творческой субстанции, которая не является ни субъектом, ни объектом, а их тождеством.

Наконец, Гегель упраздняет последний остаток внешней реальности, а универсальный процесс, вне которого нет ничего, понимается немецким философом как безусловно имманентное диалектическое саморазоблачение абсолютной идеи. Главную идею философского идеализма, последнее слово которого было высказано в гегельянстве, можно ограничить указанием на то, что противоречие между идеальным и реальным, между мышлением и бытием, между внутренним и внешним, и т.д. здесь устранено латерально, в сфере чистого мышления, то есть все согласовывается только в абстрактном мышлении, а не в действии. Однако эта неизменная граница философского идеализма является границей самой философии, которая в гегелевской системе тщетно стремилась все заменить. Для реального оправдания идеализма необходимо обратиться к активной и практической реализации абсолютной идеи или истины, как в жизни каждого человека, так и в контексте всего мироздания.

Читайте также: