Наблюдение командования воинской части как мера пресечения в уголовном процессе

Обновлено: 02.07.2024

Меры пресечения — один из механизмов обеспечения эффективного осуществления уголовного судопроизводства. Содержание этих мер состоит в возможном ограничении прав человека, провозглашённых Конституцией РФ высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Отсутствие должного правового регулирования может привести к необоснованному применению мер принуждения к обвиняемому/подозреваемому и нарушению его неотъемлемых прав, поэтому порядок применения таких ограничений нуждается в чёткой регламентации.

УПК РФ предусматривает исчерпывающий перечень мер пресечения. Их принято классифицировать по степени строгости, определяющейся количеством и характером ограничений, по содержанию применяемого принуждения, которое может быть психическим или физическим [1] . Также меры пресечения делятся на общие и специальные. Критерием для этого деления выступает субъект, к которому они применяются.

Мера пресечения — наблюдение командования воинской части, наряду с присмотром за несовершеннолетним обвиняемым, является специальной мерой, специфика которой порождает ряд проблемных вопросов, касающихся его правовой регламентации.

Согласно ст. 104 УПК РФ наблюдение командования воинской части представляет собой меру пресечения, сущность которой состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооружённых Сил РФ [2] , к обвиняемому/подозреваемому, который является военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, в целях обеспечения его явки по вызовам дознавателя, следователя и в суд и предотвращения с его стороны препятствования производству по уголовному делу.

Норма УПК РФ, в которой закреплено данное определение, носит бланкетный характер, что влечёт за собой необходимость обращаться к иным нормативным правовым актам, чтобы установить содержание ограничений, накладываемых мерой пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Но прежде чем рассматривать этот вопрос, следует установить круг субъектов, к которым применяется эта мера, и круг субъектов, осуществляющих наблюдение за обвиняемым/подозреваемым.

В первую очередь стоит уточнить круг лиц, к которым может быть применена данная мера пресечения. Эффективным её применение будет только в том случае, если обвиняемый/подозреваемый постоянно, неотлучно находится в воинской части, то есть на казарменном положении. В таких условиях проживают граждане, проходящие военные сборы, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Что же касается военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, то некоторые из них пребывают в части только в рабочее время. Это обстоятельство затрудняет фактическую реализацию наблюдения, поэтому оно к ним не может быть применимо, хотя прямого запрета на это закон не содержит.

И всё же главным вопросом остаётся вопрос о том, каким образом реализуется наблюдение командования. В ч. 1 ст. 104 УПК РФ даётся отсылка к уставам Вооружённых Сил РФ, состоящим из Устава внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарного устава ВС РФ, Устава гарнизонной и караульной службы ВС РФ, Строевого устава ВС РФ, в которых должны быть предусмотрены меры воздействия на обвиняемого/подозреваемого. Применение этих мер должно обеспечивать надлежащее поведение лица, то есть гарантировать его явку по вызовам в органы расследования и в суд, а также не давать возможности обвиняемому/подозреваемому каким‑либо образом воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Однако уставы не содержат положений, регламентирующих порядок осуществления наблюдения командования воинской части. Авторы учебников по уголовному процессу говорят о ряде ограничений, [4] которые могут быть наложены на обвиняемого/подозреваемого. Ими упоминаются, в частности, такие ограничения, как лишение права ношения оружия, постоянное пребывание под наблюдением своих начальников или суточного наряда, запреты на направление на работу вне части в одиночном порядке, на назначение в караул и в другие наряды, на увольнение из части и на отпуск.

Эти ограничения сформулированы, исходя из содержания деятельности, осуществляемой военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также из предоставленных им прав. Нормативно их перечень нигде не закреплён, несмотря на то, что ч. 1 ст. 104 УПК РФ предполагает его существование.

Помимо вопроса о том, каково должно быть содержание вводимых мер, следует поднять вопрос также и о месте их в законодательстве. Прежде, чем дать на него ответ, было бы полезно обратиться к уголовно-процессуальному праву других стан, близких России территориально и исторически, и посмотреть, как в них урегулирован этот аспект.

УПК Республики Беларусь содержит такую меру пресечения, как передача лица [5] , на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части. Она аналогична наблюдению командования воинской части, предусмотренному российским законодательством. В ст. 122 УПК РБ, посвящённой названной мере пресечения, не прописаны ограничения, которые применяются к обвиняемому/подозреваемому при её избрании. Так же, как и российский законодатель, законодатель Беларуси делает норму бланкетной. Отсылка делается к Дисциплинарному уставу ВС РБ. В нём, однако, отсутствуют конкретные меры, которые следует применять во исполнение меры пресечения. Очевидна схожесть с ситуацией, сложившейся в российском уголовно-процессуальном законодательстве относительно наблюдения командования воинской части.

Правовая норма ст. 143 УПК Республики Казахстан [6] , регулирующая наблюдение командования воинской части за военнослужащим, также отсылает к уставам Вооружённых сил, предлагая именно в них искать меры, которые следует применять командованию к обвиняемому/подозреваемому. Однако наряду с этой отсылкой в ч. 5 ст. 143 УПК РК содержится перечень обязательных ограничений: запрет привлечения к боевому дежурству, несению боевой или караульной службы, службы в составе гарнизонного наряда или суточного наряда. Это положение ст. 143 УПК РК делает порядок применения данной меры пресечения более определённым и ясным, поскольку в уставах опять же нет указаний на то, каким образом должно осуществляться наблюдение командования воинской части.

Наиболее чёткая регламентация меры пресечения, схожей с наблюдением командования воинской части, существует в УПК Республики Армения [7] . Так, в ч. 4 ст. 149 УПК РА приведён исчерпывающий перечень ограничений, накладываемых на обвиняемого/подозреваемого, подвергнутого передаче под наблюдение командования. В этот перечень входят: запрет на назначение в караул и для несения боевого дежурства, лишение права ношения оружия в мирное время, запрет на выход за пределы воинской части в одиночку. Отсутствие отсылок к другим нормативным правовым актам и включение непосредственно в текст статьи мер, применяемых к обвиняемому/подозреваемому при избрании данной меры пресечения, значительно упрощает её реализацию на практике.

После обращения к законодательству других стран стоит вновь вернуться к вопросам регламентации меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части в РФ и предложить решение существующих проблем.

Очевидно, что требуется законодательное закрепление мер, которые следует применять к обвиняемому/подозреваемому для реализации целей установления наблюдения командования воинской части. В настоящее время законодательство предполагает их наличие в общевоинских уставах ВС РФ. Баландюк О. В. соглашается с расположением мер именно в уставах, [8] но, изучив нормы уголовно-процессуальных кодексов стран ближнего зарубежья, можно предложить иное решения данного вопроса.

Положения, касающиеся ограничений, применяемых к обвиняемому/подозреваемому, будут носить исключительно уголовно-процессуальный характер и не впишутся в концепцию уставов ВС РФ. Поэтому, следуя примеру Республики Армения, статью 104 УПК РФ стоит дополнить следующими ограничениями: лишение права ношения оружия, запрет на назначение на работы в одиночном порядке, запрет на назначение в суточный наряд и в караул, запрет на увольнение из части и на отпуск. Их нахождение непосредственно в тексте статьи упростит порядок использования этой меры пресечения и сделает его однозначным и понятным.

Таким образом, наблюдение командования воинской части применяется к специальному субъекту — военнослужащему или гражданину, проходящему военные сборы, находящемся на казарменном положении. Обязанности по наблюдению могут быть возложены на любого из прямых начальников в зависимости от существующей обстановки. Нерешённым остаётся вопрос о мерах, которые должны применяться к обвиняемому/подозреваемому: их перечень не конкретизирован ни в одном из нормативно-правовых актов. Установление такого перечня ограничительных мер будет способствовать эффективному применению меры пресечения и достижению целей, для которых она избирается.

[3] Глухов Е. А. Как наблюдает командование // Военно-юридический журнал. 2007. № 9. С. 30–31.

[4] См.: Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс: учебник. М., 2018. С. 290; Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / Под ред. Лупинской П. А., Воскобитовой Л. А. М., 2019. С. 365–366; Уголовный процесс: учебник / Под ред. А. П. Кругликова. М., 2015. С. 253.

[8] Баландюк О. В. Применение специальной меры в отношении военнослужащих // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2. С. 77.

1. Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.

2. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.

3. Постановление об избрании меры пресечения, предусмотренной частью первой настоящей статьи, направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

4. В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.

Комментарий к Статье 104 Уголовно-процессуального кодекса

1. Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных законом.

Мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части применяется к специальным субъектам:

а) к военнослужащему;

б) к гражданину, проходящему военные сборы.

Цель избрания меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части - обеспечение явки в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, суда и непрепятствование производству по уголовному делу.

Наблюдение командования воинской части за обвиняемым (подозреваемым) заключается в применении к нему мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ и объявляемых приказом командира части. Обвиняемые и подозреваемые военнослужащие (лица, проходящие военные сборы) на время применения меры пресечения лишаются права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих непосредственных и прямых командиров (начальников), лиц суточного наряда, не направляются в караул, на боевые дежурства, не направляются на работу вне воинской части в одиночном порядке. Реализация данной меры пресечения состоит, кроме того, в принятии мер, предусмотренных Федеральными законами от 6 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" , от 6 марта 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" , для обеспечения надлежащего поведения.
--------------------------------
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. от 29 июня 2015 г.) // .

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 13 июля 2015 г.) // .

2. В случае отказа обвиняемого (подозреваемого) от избрания в отношении него меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части решается вопрос о применении иной меры пресечения. Если при этом избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы, следует учесть специфику обязательного нахождения обвиняемого военнослужащего срочной службы в расположении воинской части.

3. Согласия командования на избрание этой меры пресечения не требуется. Постановление следователя, дознавателя, судьи обязательно для командования воинской части. Командованию воинской части направляется постановление (определение) об избрании меры пресечения; командиру воинской части или его представителю разъясняется существо обвинения (подозрения) и другие основания, в связи с которыми избрана данная мера пресечения, а также обязанности командования по исполнению решения о мере пресечения, принятого органом расследования либо военным судом. Об установлении наблюдения командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, избравший данную меру пресечения. Наблюдать за обвиняемым должны ближайшие командиры отделения, взвода, роты.

4. В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру.

В законе не сказано об ответственности командования воинской части за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по наблюдению. Этот вопрос должен решаться исходя из положений воинских уставов и других нормативных актов, регламентирующих прохождение воинской службы. Если при осуществлении производства по уголовному делу будет доказано, что нарушению обвиняемым (подозреваемым) меры пресечения способствовало ненадлежащее наблюдение за ним соответствующих должностных лиц командования воинской части за военнослужащим, то военным судом к данным должностным лицам может быть применено денежное взыскание (ст. ст. 117, 118 УПК РФ). Для этого необходимо составить протокол о нарушении должностными лицами командования воинской части процессуальной обязанности по наблюдению командования воинской части .
--------------------------------
Трунов И.Л., Айвар Л.К. Применение мер пресечения в уголовном судопроизводстве: Практ. пособ. М.: Эксмо, 2007.

5. В соответствии с уставами Вооруженных Сил командование воинской части, другие непосредственные командиры и начальники военнослужащего несут личную ответственность за его воспитание, воинскую дисциплину и моральное состояние. При наличии вины указанных командиров и начальников в обеспечении надлежащего поведения и явки обвиняемого военнослужащего по вызовам на них могут быть наложены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности или воинском звании, предупреждение о неполном служебном соответствии.

Наблюдение командования воинской части - это специфическая мера пресечения в уголовном процессе РФ, не связанная с заключением под стражу, но имеющая специальный субъект применения - военнослужащего или гражданина, проходящего военные сборы. Ее уникальность состоит в ограничении категорий лиц, к которым она применима, и в способе ее применения.

Редкое явление

Мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части является одной из самых специфических и мало использующихся в уголовном процессе. Это связано прежде всего с тем, что использоваться она может только в отношении определенной ограниченной категории лиц. Причем специфика этой меры пресечения состоит и в способе ее применения.

Так, в соответствии со ст. 104 УПК РФ наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом следующих обязательств:

  • в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд;
  • иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Хотелось бы отметить следующий момент: поскольку в законе указано на возможность применения данной меры пресечения при наличии предположения, а не доказательства, это дает возможность применять ее неограниченно широко и в ряде случаев необоснованно.

Например, практика показывает, что и должностные лица, и защитники в ходатайстве о применении меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части в 17% случаев вообще не ссылались на обстоятельства, перечисленные в ст. 97 УПК РФ; в 26% случаев такая ссылка была сделана и при этом указывались конкретные обстоятельства, подтверждающие намерения обвиняемого; в остальных 57% изученных дел следователи хотя и ссылались в качестве основания на обстоятельства, перечисленные в ст. 97 УПК РФ, но каких-либо конкретных фактов, подтверждающих намерения обвиняемого, не приводили.

Как правило, следователи в своих постановлениях хоть и ссылаются на обстоятельства, перечисленные в ст. 97 УПК РФ, но при этом не располагают конкретными фактическими данными, подтверждающими намерения обвиняемого, а свое решение основывают на совершенно иных обстоятельствах дела: прежде всего на характере преступления, его тяжести, а также данных о личности обвиняемого.

При этом распространены случаи круговой поруки, когда судьи идут на поводу у следствия и принимают во внимание надуманные основания для применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Например, судьи указывают в качестве обстоятельства, свидетельствующего о намерении лица скрыться за границу, наличие у него заграничного паспорта либо, такое тоже бывает, ссылаются на приобщенный к делу рапорт оперуполномоченного о том, что, по оперативной информации, лицо высказывало намерение скрыться за границей.

Именно поэтому мы считаем, что очень важной мерой процессуальных гарантий является законодательное установление о том, что избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого. Кроме того, необходимо учитывать, что большое количество преступлений совершается военнослужащими в результате процветающих неуставных отношений, и в данной ситуации, когда преступление совершено именно по такой причине, дальнейшее нахождение подозреваемого или обвиняемого не только нежелательно, но и недопустимо. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что довольно часто защитники, обнаруживая основания для избрания рассматриваемой меры пресечения, в целях ограждения своего подзащитного от лишения свободы любой ценой не обращают должного внимания на указанное законодательное предписание, относятся к нему формально и убеждают своих подзащитных дать соответствующее согласие на применение к ним указанной меры пресечения.

Оформление

Решение об избрании наблюдения командования воинской части оформляется мотивированным постановлением лица, производящего дознание, следователя или прокурора либо мотивированным определением (постановлением) суда при наличии письменного согласия подозреваемого, обвиняемого. Постановление, составленное лицом, производящим дознание, утверждается начальником органа дознания. В нем указываются:

  • дата (число, месяц, год) и место его составления;
  • должностное положение, звание и фамилия лица, принимающего решение о мере пресечения;
  • преступление, в совершении которого обвиняется или подозревается лицо, к которому применяется наблюдение командования воинской части, и основания для избрания данной меры пресечения;
  • статьи УПК РФ, в соответствии с которыми применяется наблюдение командования воинской части;
  • анкетные данные обвиняемого (подозреваемого) и место нахождения, откуда он не должен отлучаться (воинская часть, место ее расположения);
  • мотивировка, изложение системы доводов, правовых и логических аргументов, показывающих необходимость применения рассматриваемой меры пресечения.

Постановление объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено, копия постановления или определения вручается этому лицу, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе. Одновременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, копия постановления направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

Ограниченные в правах

Следует обратить внимание на то, что в процессе рассмотрения вопроса об избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части, к сожалению, защитники находятся в худшем, нежели сторона обвинения, положении. Потому как защитник лишен возможности допросить свидетелей защиты и представить их показания суду. Он вправе лишь в порядке ч. 3 ст. 86 УПК РФ опросить каких-либо лиц с их согласия и составить протокол опроса. Однако защитник не вправе предупреждать данных лиц об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, в связи с чем суд может не доверять данным, содержащимся в протоколах опроса.

По приказу

Об установлении наблюдения командование воинской части издает приказ. Об этом в письменной форме уведомляется лицо, избравшее данную меру пресечения. С этого момента и действует (применяется) указанная мера пресечения.

Наблюдение командования воинской части является бессрочной мерой пресечения и действует в большинстве случаев в течение всего срока производства по уголовному делу до его окончательного разрешения.

Наблюдение командования воинской части за подозреваемым, обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, к которым относят следующие запреты:

  • обвиняемые лишаются на время применения к ним рассматриваемой меры пресечения права ношения оружия;
  • постоянно находятся под наблюдением своих непосредственных и прямых начальников, лиц суточного наряда;
  • не направляются на работу вне части в одиночном порядке;
  • не назначаются в караул;
  • не увольняются из расположения части;
  • не направляются в краткосрочный отпуск;
  • в необходимых случаях военнослужащий может быть отстранен командованием от занимаемой должности на время действия меры пресечения.

В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший эту меру пресечения.

Законодатель не устанавливает ответственности командования воинской части за нарушение обвиняемым, подозреваемым избранной меры пресечения. Однако в соответствии с уставами Вооруженных Сил РФ при наличии вины командиров и начальников в непринятии мер по обеспечению надлежащего поведения и явки обвиняемого по вызовам на них могут быть наложены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

Фигуранты

Лиц, к которым может быть применена "командная" мера пресечения, можно разделить на 3 основные группы. В отношении их срок действия наблюдения командования воинской части может быть различным. Такими группами являются:

  1. военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;
  2. военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
  3. граждане, проходящие военные сборы.

Но вне зависимости от принадлежности конкретного лица к одной из 3 групп на практике при применении данной меры пресечения возникают сложности. Так, в соответствии с подп. 1 п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда, например, в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.

Эта норма Закона касается военнослужащих, проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву. То есть военнослужащий, в отношении которого избрана мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части, не может уволиться из рядов Вооруженных Сил РФ до вынесения окончательного решения по уголовному делу или до изменения меры пресечения. Поскольку наблюдение командования воинской части как мера пресечения избирается до вынесения окончательного решения по делу, она может быть отменена, когда в ней отпадает необходимость или она изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

  • скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
  • может продолжать заниматься преступной деятельностью;
  • может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Учитывается также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

В соответствии со здравым смыслом

В соответствии с УПК РФ истечение срока военной службы не является основанием к отмене или изменению меры пресечения, а значит, военнослужащий вынужден продолжать службу до окончания избранной в отношении его меры пресечения. В этом случае, если действует мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части в отношении военнослужащего, проходящего военную службу, срок которой истек, военнослужащий не может быть исключен из списков личного состава воинской части, что ущемляет его конституционные права на:

  • равенство всех перед законом (ст. 19 Конституции РФ). Данная мера пресечения может быть избрана как в отношении подозреваемых или обвиняемых, являющихся военнослужащими, так и в отношении граждан, проходящих военные сборы, однако в соответствии с п. 3 ст. 54 Закона N 53-ФЗ "продолжительность военного сбора не может превышать 2 месяца" и продление сроков сборов не предусмотрено;
  • свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ), поскольку его действия ограничены наблюдением командования частью и местом расположения части;
  • свободный труд (ст. 37 Конституции РФ), так как военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не может свободно распоряжаться своим трудом после окончания контракта о прохождении военной службы.

А ведь в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ "в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Таким образом, защитник должен четко следить за истечением сроков и при наступлении срока увольнения подзащитного из рядов ВС РФ обратиться в соответствующий орган, избравший данную меру пресечения, с соответствующим ходатайством об изменении меры пресечения, дабы не допустить необоснованного нарушения или ограничения законных прав и интересов своего подзащитного.

Таким образом, к разным категориям лиц наблюдение командования части как мера пресечения должна применяться по-разному. Например, в отношении граждан, проходящих военные сборы, она не может длиться дольше, чем военные сборы, и должна быть изменена с их окончанием, иначе в отношении "сборников" в связи с применением меры пресечения в виде наблюдения командования части ограничиваются права граждан, в том числе и на исключение из списков личного состава воинской части в день истечения срока сборов.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Квалифицированная защита по обвинению в преступлениях:

  • против жизни и здоровья
  • против свободы чести и достоинства
  • против половой неприкосновенности и половой свободы личности
  • против семьи и несовершеннолетних
  • преступления в сфере экономики
  • против интересов службы
  • все виды преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
  • преступления против здоровья населения и общественной нравственности(незаконный оборот наркотических средств), экологические, против безопасности движения и иные виды преступлений предусмотренных уголовным законодательством
  • представление интересов потерпевших

Консультация с адвокатом по всем вопросам

Стоимость зависит от сложности вашей ситуации, звоните, мы поможем вам максимально эффективно и по самой низкой цене!

Юридические услуги с момента задержания:

  • Сопровождение доверителя при возбуждении уголовного дела;
  • Участие во всех следственных действиях и стадиях судебного разбирательства;
  • Обжалования судебных вердиктов во всех инстанциях в до судебном, судебном производстве, при подаче жалоб и ходатайств, избрании меры пресечения, при нарушении конституционных прав на всех стадиях уголовного судопроизводства.
  • Заявление и поддержание гражданского иска в уголовном процессе.


Наибольшая практика в работе с делами по убийствам и причинением вреда здоровью различной тяжести, незаконному обороту наркотических средств, преступления в половой сфере, преступления против собственности, экономическим преступлениям, по делам частного обвинения.

564.jpg

Меры пресечения, основания для выбора меры пресечения.

Одной из важных тем в уголовном процессе является вопрос об избрании меры пресечения, ее виды, и основания.

Меры пресечения – это меры воздействия на обвиняемых (подозреваемых), необходимые для предотвращения совершения ими новых преступлений, а так же для обеспечения успешного расследования дела.
Виды мер пресечения:

2.Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым.

Присмотр за несовершеннолетними обвиняемыми (подозреваемыми) родителей, опекунов, попечителей и других доверенных лиц.

При личном поручительстве, лицо, заслуживающее доверия, ручается в письменном виде за выполнение обвиняемым (подозреваемым) необходимых обязательств.

4.Наблюдение командования воинской части.

Наблюдение командования воинской части – мера пресечения для военнослужащих, выполнение обязательств которых контролируют военачальники.

Ограничение передвижения обвиняемого (подозреваемого), а также ограничение использования им средств связи/корреспонденции.

Внесение обвиняемым (подозреваемым) суммы денег, на счет того органа, который избрал эту меру пресечения.

7.Заключение под стражу.

Изоляция обвиняемого (подозреваемого) от общества. Наиболее строгая мера пресечения.


Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу, допускается только после проверки судом обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению, что подразумевает наличие достаточных данных о том, что лицо могло совершить преступление (лицо застигнуто при совершении преступления; потерпевший или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление; на данном лице или его вещах, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления и т.п.).
Заключение под стражу не может быть избрано в качестве меры пресечения, если отсутствуют предусмотренные статьей 97 УПК РФ основания, а именно: данные о том, что обвиняемый (подозреваемый) может скрыться от дознания (следствия, суда), либо продолжить заниматься преступной деятельностью, либо угрожать свидетелю, либо уничтожить доказательства.
Отсутствие у обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, постоянного места жительства на территории Российской Федерации при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ, не может являться единственным основанием, достаточным для избрания в отношение него меры пресечения в виде заключения под стражу.
При этом отсутствие у лица регистрации на территории Российской Федерации может являться лишь одним из доказательств отсутствия у него постоянного места жительства, но само по себе не является предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 108 УПК РФ обстоятельством, дающим основание для избрания в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу.
Отсутствие у подозреваемого или обвиняемого документов, удостоверяющих его личность, само по себе не свидетельствует о наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 108 УПК РФ.
Рассматривая вопросы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (продлении срока ее действия), суд обязан в каждом случае обсуждать возможность применения иной, более мягкой, меры пресечения. Суд обязан учитывать мнения участвующих лиц по поводу избрания меры пресечения (ее продлении), выслушивать доводы каждой стороны и указывать их в своем постановлении. Роль адвоката в данном случае носит немаловажный характер. Те, обоснования, которые адвокат приведет на данной стадии, будут учитываться при вынесении судом постановления.

Основания для избрания мер пресечения.

От правильности рассмотрения оснований зависит исход того, где будет находиться
обвиняемый (подозреваемый), до суда. Основанием для избрания мер пресечения является наличие различных доказательств, которые позволяют предполагать, что обвиняемый (подозреваемый):
1) может продолжить заниматься преступной деятельностью;
2) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
3) может угрожать свидетелю или иным участникам уголовного
судопроизводства, уничтожить доказательства, либо иным путем
воспрепятствовать производству по уголовному делу.

В частности, о том, что лицо может скрыться от дознания (следствия, суда) могут свидетельствовать:
- тяжесть предъявленного обвинения с наказанием в виде лишения свободы на длительный срок.
- факт продажи имущества на территории Российской Федерации.
- нарушение лицом предыдущей меры пресечения, не связанной с лишением свободы.
- наличие за рубежом источника дохода.
- наличие гражданства (подданства) иностранного государства.
- отсутствие у такого лица в Российской Федерации постоянного места жительства, работы, семьи.

Вывод суда о том, что лицо может продолжать заниматься преступной деятельностью, может быть сделан с учетом, в частности, совершения им ранее умышленного преступления, судимость за которое не снята и не погашена.

О том, что обвиняемый (подозреваемый) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, могут свидетельствовать:
- наличие угроз со стороны обвиняемого (подозреваемого)/его родственников.

- предложение участникам уголовного судопроизводства взяток, с целью фальсификации доказательств по делу.
- предъявление лицу обвинения в совершении преступления в составе организованной группы.

Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения:
- тяжесть преступления
- сведения о личности обвиняемого (подозреваемого)
- состояние здоровья
- его возраст
- род занятий
- семейное положение
- другие обстоятельства (например, совершение лицом преступления в отношении членов своей семьи при совместном проживании, поведение лица после совершения преступления, в частности явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию дела, заглаживание причиненного в результате преступления вреда).
Зачастую суд не учитывает такие обстоятельства, при избрании меры пресечения (ее продлении) как те, что подозреваемый (обвиняемый) имеет постоянное место работы, либо имеет на иждивении малолетних детей или родителей. Если следователь по каким-либо причинам не прилагает документы, подтверждающие такие немаловажные факты, адвокат имеет право запросить данную информацию, во избежание волокиты во времени и с целью своевременного предоставления в суд этих фактов.

Читайте также: