На сколько оклады замов и главбуха должны быть ниже оклада руководителя

Обновлено: 30.06.2024

Соотношение заработной платы руководителя и работников считается на 1 год.

Проанализируем среднемесячную заработную плату сотрудников и руководителя, а затем рассчитаем соотношение их зарплат.

Среднемесячная заработная плата сотрудников

Для того чтобы правильно его рассчитать, нужно:

СЗС = (НЗС / СЧС) / 12 месяцев, где:

  • СЗС - Среднемесячная зарплата сотрудников
  • НЗС - Начисленная зарплата списочного состава сотрудников (без руководящих
  • СЧС - Среднесписочная численность Сотрудников (без руководящих).

Среднемесячная заработная плата руководителя

Чтобы определить среднемесячную зарплату руководителя, его заместителя и главбуха, нужно:

СЗР = НЗР / 12 месяцев, где:

  • СЗР - Среднемесячная зарплата соответствующего руководящего сотрудника.
  • НЗР - Начисленная зарплата руководящего сотрудника за календарный год.

В среднемесячную зарплату включают выплаты по зарплате, надбавки и доплаты за стаж, ежемесячная премия, работа в ночное время, работа в праздничные дни,выплаты за тяжелый труд и другое.

Не включают в расчет выплаты социального характера, материальную помощь и другие выплаты, которые не относятся к оплате труда.

Расчет соотношения зарплат

Чтобы определить соотношение зарплат, нужно:

ССЗР = СЗР / СЗС, где:

  • ССЗР - Соотношение среднемесячной зарплаты руководящего сотрудника.
  • СЗР - Среднемесячная зарплата соответствующего руководителя, зама, главбуха.
  • СЗС - Среднемесячная зарплата сотрудников.

Если руководитель учреждения установит зарплату своему заместителю или главбуху без учета предельного уровня соотношения зарплаты, его могут уволить на основании пункта 1части 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ.

Вся информация о среднемесячной заработной плате руководящего состава должна размещаться на сайте учреждений или учредителей.

Готовые работы на аналогичную тему

Отпускные в расчет включают, а больничное пособие нет.

Чтобы правильно определить соотношение зарплат в расчет нужно обязательно включать фактическую заработную плату и надбавки и доплата за стаж, ежемесячная премия, за вредность, за дополнительную нагрузку, за совмещение должностей, за замещение, за работу ночью, за работу в праздничные дни, премии, компенсационные выплаты, для педагогического состава – оплата за классное руководство, оплата за проверку тетрадей, оплата за предподготовку, за внеклассную работу, за интенсивность труда, за достижения в работе, за качество выполняемой работы и так далее.

Чтобы правильно рассчитать должностной оклад руководителя нужно проанализировать его управленческую нагрузку.

Пример расчета предельного соотношения зарплат

Начисленная зарплата списочного состава сотрудников (без руководящих) – 826 445 рублей.

Среднесписочная численность сотрудников (без руководящих) – 125 человек.

Определим среднюю зарплату сотрудников

СЗС = (НЗС / СЧС) / 12месяцев.

СЗС = (826 445 / 125) = 6 611,56 рублей.

Определить среднемесячную зарплату руководителя, его заместителя и главбуха.

Среднемесячная зарплата соответствующего руководящего сотрудника – 44 552 рублей.

Начисленная зарплата руководящего сотрудника за календарный год – 662 552 рублей.

СЗР = НЗР / 12 месяцев.

СЗР = 662 552 / 12 = 55 212,67 рублей.

Определим соотношение зарплат.

Среднемесячная зарплата соответствующего руководителя, зама, главбуха – 55 212,67 рублей.

Среднемесячная зарплата сотрудников – 6 611,56 рублей.

ССЗР = 55 212,67 / 6 611,56 = 8,4

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 17 05 2017

Елена Игоревна Комиссарова

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 347-ФЗ в ст. 145 ТК РФ внесены изменения, которые вступают в силу с 1 января 2017 г. Новая редакция ст. 145 устанавливает требование соблюдения уровня кратности соотношения среднемесячной заработной платы руководителя государственного (муниципального) учреждения (его заместителя) и главного бухгалтера. В целях реализации положений ст. 145 ТК РФ был разработан Минтрудом и одобрен Правительством РФ проект порядка расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников. О расчете соотношения кратности среднемесячной зарплаты работников административно-управленческого персонала и среднемесячной зарплаты работников учреждения мы поговорим в этой статье.

Одним из этапов проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений является проверка соблюдения в учреждении законодательства РФ при начислении и выплате зарплаты. При этом:

  1. Проверяется правильность формирования и планирования фонда оплаты труда.
  2. Проверяется соблюдение предельного уровня соотношения средней зарплаты руководителя и средней зарплаты работников учреждения.
  3. Делается анализ соблюдения действующего законодательства в части регулирования оплаты труда работников учреждения.
  4. Проводится проверка правильности начисления и выплаты зарплаты работникам учреждения.

К лицам, допустившим нарушение в виде несоблюдения установленного нормативно-правовыми актами соотношения средней зарплаты руководителя и работников учреждения, применяется дисциплинарное взыскание. Согласно положениям ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по основаниям, предусмотренным п. п. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81, п. 1 ст. 336 либо ст. 348.11 ТК РФ, а также п. п. 7, 7.1 или 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ч. 5 ст. 189 ТК РФ) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Таким образом, начиная со следующего года при проверке соблюдения в учреждении законодательства РФ при начислении и выплате зарплаты проверяющими будет проверяться соблюдение учреждениями соотношения среднемесячной зарплаты руководителя (заместителя руководителя) и главного бухгалтера учреждения и среднемесячной зарплаты работников учреждения.

Ниже предлагаем ознакомиться:

  • с изменениями, которые согласно разработанному сейчас проекту будут вноситься в Положение N 583 , Положение N 922 и Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 N 2627-р;
  • с порядком расчета соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников.

Система оплаты труда федеральных учреждений

Из текста проекта следует, что в Положение N 583 будут вноситься следующие изменения:

  1. Внесено условие о необходимости соблюдения соотношения среднемесячной заработной платы заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждения в пределах кратности от 1 до 8. Предполагается, что текст абз. 4 п. 9 Положения N 583 после внесенных в него изменений будет звучать так: "Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8".

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитывается за календарный год. Расчет соотношения среднемесячной заработной платы осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ.

  1. В абз. 4 и 5 п. 9 Положения N 583 словосочетание "средняя заработная плата" заменено на "среднемесячная заработная плата". В действующей сейчас редакции п. 9 Положения N 583 указано, что для определения соотношения зарплат руководителя и работников учреждения применяется средняя заработная плата. Ее размер определяется в соответствии с методикой, используемой при определении средней зарплаты работников для целей статистического наблюдения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета. Для статистического наблюдения применяется показатель "среднемесячная заработная плата". Так, Приказом Росстата от 14.04.2016 N 188 утверждена Методика расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности). До этого момента подобная Методика была утверждена Приказом Росстата от 16.09.2015 N 427. Таким образом, для расчета соотношения зарплат руководителя учреждения и работников применялась среднемесячная зарплата. После внесения в этот пункт изменений он будет содержать прямое указание на то, какая заработная плата применяется при расчете соотношения зарплат административно-управленческого персонала учреждения и работников учреждения.
  2. Планируется внести указание, устанавливающее, что расчет соотношения среднемесячной заработной платы административно-управленческого персонала и работников учреждения осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ (ниже будет рассмотрен порядок такого расчета). Сейчас нормативные акты, регулирующие деятельность федеральных бюджетных учреждений, такого расчета не содержат.
  3. Внесено уточнение о том, что федеральный орган исполнительной власти, устанавливающий условия оплаты труда руководителю учреждения, должен исходить из необходимости обеспечения непревышения предельного уровня соотношения, установленного в соответствии с п. 9 Положения N 583, при условии выполнения руководителем всех показателей эффективности деятельности федерального учреждения и получения премии по итогам работы в максимальном размере. Причем в новой редакции этого пункта будет установлено, что для поощрения руководителей федеральных учреждений устанавливаются выплаты стимулирующего характера, которые осуществляются по результатам достижения показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя, утверждаемых федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения, учреждением - главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, за соответствующий период. Сейчас абз. 1 п. 9 Положения N 583 звучит так: "Федеральные государственные органы, учреждения - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения, устанавливают руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера".
  4. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 N 2627-р утвержден Перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен. Рассматриваемым нами проектом п. 9 уточнен: пересмотр предельного уровня зарплат руководителя и работников осуществляется не реже одного раза в два года. В новой редакции этого пункта будет установлено, что предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя федерального бюджетного и казенного учреждения и средней зарплаты работников этого учреждения в кратности от 1 до 8 может быть увеличен по решению федерального государственного органа - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное бюджетное и (или) казенное учреждение, в отношении руководителя учреждения, которое включено в соответствующий Перечень, утверждаемый Распоряжением Правительства РФ N 2627-р. Предельный уровень соотношения заработных плат руководителя и работников учреждения подлежит пересмотру, но не реже одного раза в два года. Исключением из названного правила являются федеральные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ. Для них размер предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы и среднемесячной зарплаты работников этого учреждения устанавливается Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Полагаем, что увеличение предельного уровня соотношения зарплаты работников и руководителя учреждения возможно в пределах кратности, установленной для федеральных учреждений Положением N 583 (максимальный показатель кратности - 8). Выше максимального показателя кратности увеличивать разрыв между зарплатой работников и руководителя нельзя.

Определяем соотношение среднемесячной заработной платы административного персонала и работников учреждения

Из проекта расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) и работников учреждения следует, что расчет такого соотношения производится по итогам календарного года. При расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя организации и среднемесячной зарплаты работников руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер как не учитываются в списочном составе работников, так и не берутся в расчет фактически начисленной зарплаты работников организации.

Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации и среднемесячной зарплаты работников производится отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера организации.

В случаях выполнения работы руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером по совмещению профессий (должностей) при расчете соотношения фактически начисленная заработная плата учитывается как по основной работе, так и при совмещении профессий (должностей) в целом.

Если заместитель руководителя, главный бухгалтер работают по совместительству, то при расчете соотношения их среднемесячной заработной платы и среднемесячной зарплаты работников учреждения учитывается только фактически начисленная заработная плата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.

Для проверки соблюдения учреждением установленного соотношения между заработными платами руководителя (заместителя руководителя и главного бухгалтера) и работников учреждения производится расчет:

  1. Среднемесячной заработной платы работников - по формуле:
  1. Среднемесячной заработной платы руководителя учреждения (заместителя руководителя, главного бухгалтера), его заместителей и главного бухгалтера - по формуле:
  1. Соотношения зарплат - путем деления среднемесячной заработной платы руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) на среднемесячную зарплату работников этой организации.

Требование о соблюдении кратности средней заработной платы заместителя, главного бухгалтера к средней зарплате работников учреждения применяется с 01.01.2017 - это дата вступления в силу новой редакции ст. 145 ТК РФ. Из положений п. 2 проекта порядка расчета соотношения среднемесячной заработной платы, пп. "г" п. 1 проекта внесения изменений в Положение N 583 следует, что расчет соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников организаций производится по итогам календарного года. Для того чтобы в 2017 г. установленное законодательными актами соотношение уровня заработных плат административно-управленческого персонала и работников выполнялось, рекомендуем по итогам 2016 г. произвести расчет такого соответствия и в случае полученного отклонения скорректировать его.

Приведем пример расчета соответствия уровня среднемесячных заработных плат установленной кратности.

Пример 1. В казенном учреждении по итогам 2016 г. сформированы следующие данные:

  • фактически начисленная работникам списочного состава зарплата, включаемая в расчет среднемесячной зарплаты, - 28 000 000 руб. (показатель по кредиту счетов 1 302 11 730, 1 302 26 730);
  • средняя численность работников - 90 человек;
  • фактически начисленная заработная плата руководителя учреждения - 820 000 руб.;
  • фактически начисленная заработная плата заместителя руководителя - 672 000 руб.;
  • фактически начисленная заработная плата главного бухгалтера - 600 000 руб.

Руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер отработали в учреждении полный 2016 г. (12 месяцев).

Исходя из имеющихся данных производим расчет:

Наименование рассчитываемого показателя

Фактически начисленная по итогам года работникам учреждения зарплата (в расчет не берется заработная плата, начисленная руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру)

(28 000 000 - 820 000 - 672 000 - 600 000) руб.

Расчет среднемесячной заработной платы

25 908 000 руб. / 87 чел. / 12 мес.

820 000 руб. / 12 мес.

Заместителя руководителя учреждения

672 000 руб. / 12 мес.

600 000 руб. / 12 мес.

Расчет уровня кратности заработных плат

68 333,33 руб. / 24 816,09 руб.

56 000 руб. / 24 816,09 руб.

50 000 руб. / 24 816,09 руб.

Сравнение полученного уровня кратности заработной платы с уровнем кратности, установленным учредителем

2,75 Из средней численности работников исключаем три единицы (руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер).
В примере сравниваем полученное значение с максимальным показателем, установленным п. 9 Положения N 583.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Главный бухгалтер отработал в учреждении семь месяцев. Фактически начисленная зарплата главного бухгалтера за период работы составила 336 000 руб.

При неполной отработке финансового года в учреждении расчет соотношения среднемесячной зарплаты главного бухгалтера и среднемесячной зарплаты работников учреждения производится так:

  1. Определяется среднемесячная заработная плата главного бухгалтера, которая составит 48 000 руб. (336 000 руб. / 7 мес.).
  2. Рассчитывается уровень кратности заработной платы главного бухгалтера: 1,93 (48 000 руб. / 24 816,09 руб.). Уровень кратности зарплат главного бухгалтера и работников учреждения равен 1,93, что соответствует норме, установленной п. 9 Положения N 583.
  3. Сравнивается полученный уровень кратности с уровнем кратности, установленным учредителем.

Изменения порядка исчисления средней заработной платы

Проектом, о котором идет речь в этой статье, вносятся следующие изменения в Положение N 922:

  1. Скорректировано наименование Положения N 922. Предполагается, что оно будет звучать следующим образом: "Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы и о Порядке расчета соотношения среднемесячной заработной платы".
  2. Преамбула Положения N 922 дополнена информацией о том, что этот документ разработан в соответствии с требованиями не только ст. 139, но и ст. 145 ТК РФ.

Таким образом, полагаем, Постановление Правительства РФ N 922, которым утверждено Положение N 922, будет дополнено порядком расчета среднемесячной заработной платы, содержащимся в рассматриваемом нами проекте.

  1. В п. 3 Положения N 922 указаны выплаты, которые не учитываются при расчете среднего заработка. Перечень выплат проектом Правительства РФ дополнен выплатами к юбилейным датам, профессиональным праздничным дням. После внесения в этот пункт изменений не будут учитываться при исчислении среднего заработка выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха, выплаты к юбилейным датам, профессиональным праздничным дням).

Заключение

В завершение статьи кратко сформулируем все вышесказанное:

  1. С 1 января 2017 г. в связи со вступлением в силу новой редакции ст. 145 ТК РФ средняя заработная плата административно-управленческого персонала (руководителя учреждения, его заместителя и главного бухгалтера) и средняя зарплата работников учреждения, вне зависимости от источников выплаты не должна превышать установленного учредителем уровня кратности. Для федеральных государственных (муниципальных) учреждений Постановлением N 583 уровень кратности установлен в пределах от 1 до 8. Конкретный показатель уровня кратности устанавливается учредителем.
  2. В связи с изменениями, произошедшими в ст. 145 ТК РФ, подготовлен проект постановления, которым скорректированы Положения N N 583, 922. Кроме того, разработан порядок расчета среднемесячной заработной платы, которым, по нашему мнению, будет дополнено Постановление Правительства РФ N 922.
  3. Положение N 583 регулирует отношения, связанные с установлением системы оплаты труда в федеральных бюджетных, казенных и автономных учреждениях, и не применяется учреждениями субъектов РФ и муниципалитетов (за исключением случаев, когда нормативные акты субъектов, муниципалитетов содержат прямую ссылку на применение данного документа). Поскольку обычно нормативные акты субъектов РФ и муниципалитетов дублируют положения федеральных законодательных актов, в связи с изменением норм Положения N 583 соответствующие правки будут внесены и в нормативные акты субъектов, муниципалитетов, регулирующие вопросы оплаты труда работников учреждений этого уровня бюджета бюджетного системы РФ.

"Ревизии и проверки

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Кабмин определил, на сколько заработная плата начальника, может быть выше зарплаты подчиненных

В госучреждениях сотрудники, занимающие посты руководителей и главных бухгалтеров больше не будут получать зарплату в девять раз превышающую зарплату их подчиненных. Кабинет министров утвердил зависимость оплаты труда руководящего звена государственных учреждений от зарплат обычных работников.

К юридическим лицам, занимающимся коммерцией, такой принцип применяться не будет. Однако представители власти и депутаты могут принять закон, распространяющий зависимость зарплат в зависимости от зарплаты рядовых сотрудников на организации, которые принадлежат государству и их главных руководителей.


Об этом идет речь в принятом правительством РФ постановлении от 10.12.2016 № 1339. В документе говорится об установлении зависимости зарплат руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений всех уровней от размера зарплат работающих в них физических лиц.

В июле 2016 года главой страны Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон от 03.07.2016 N 347-ФЗ, который направлен на установления уровня соотношения средней зарплаты директоров и работников в государственных и муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях (включая казенные), а также в государственных внебюджетных фондах и территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Авторами законодательной инициативы является кабинет министров, которые предложил ввести административную ответственность для организаций, нарушивших порядок исчисления зарплат. Поправки были внесены в статью 145 Трудового кодекса РФ. Так, средняя зарплата руководителя не может превышать среднюю зарплату работников более чем в 8 раз. При этом должны учитываться особенности системы распределения персонала по уровням оплаты труда, уточняется в постановлении.

Ранее кабмин также принял постановление об ограничении заработка председателей ПФР, ФСС и ФОМС. В частности, в документе говорится, что заработная плата руководителей этих фондов не может быть выше зарплаты рядовых сотрудников более чем в 10 раз.

Предельное соотношение зарплат руководства и других работников в автономных учреждениях

В Федеральном законе от 03.07.2016 N 347-ФЗ также идет речь об установлении предельного соотношения заработной платы руководителя организации, его заместителя, бухгалтера и рядовых работников. С подготовленными изменениями для внесения в Положение об установлении систем оплаты труда, а также с постановлением правительства РФ можно ознакомится на портале для общественных обсуждений

Как устанавливается предельное соотношение зарплат

В ст. 145 ТК РФ (в ред. Федерального закона № 347-ФЗ) говорится, что предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений определяется государственным органом, органом местного самоуправления либо организацией, выполняющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, предприятий, в размере, который устанавливается:

для директоров, их замов, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства России;

для директоров, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов РФ – нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, их замов, главбухов муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Учет предельного соотношения зарплат руководителей и работников может не учитываться на предприятиях и в организациях, указанных в перечне и утвержденным Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления соответсвенно.

Как рассчитывается соотношение среднемесячной заработной платы?

В проекте о Единым порядке расчета соотношения среднемесячной заработной платы (далее – Единый порядок) говорится о следующем порядке рассчета соотношения зарплат.

Согласно документу этот показатель рассчитывается по итогам календарного года с учетом следующих факторов:

  1. отдельно рассчитывается зарплата работников;
  2. расчет соотношения должен быть составлен отдельно для руководителей, их заместителей и главного бухгалтера организации;
  3. учитывается выполнение работы на должности руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера, а также работ, совмещенных с профессией (должностью) в целом;
  4. учитывается только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.


Для вычисления среднемесячной зарплаты работников учреждения необходимо поделить фактически начисленные зарплаты сотрудников рабочего состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году) (согласно п. 4 Единого порядка). При этом необходимо учитывать:

Полученная работниками зарплата за отработанное время (в том числе стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;

выплаты, которые производились организациями в адрес работников для оплаты отпусков и для других случаев, установленных в ТК РФ.

Для вычисления среднемесячной зарплаты руководителя учреждения необходимо поделить фактически начисленную руководителю зарплату за календарный год на 12 (количество месяцев в году). Если руководитель отработал неполный год, то следует делить на число полностью отработанных календарных месяцев.

Показатель соотношения зарплат получается при делении среднемесячной зарплаты руководителя учреждения на среднемесячную зарплату работников этого учреждения. Таким же методом рассчитываются соотношения среднемесячной зарплаты замруководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной зарплаты работников учреждения.

Что делать если предельное соотношение зарплат не соблюдается

В федеральном законе № 347-ФЗ в ст. 278 ТК РФ говорится, нарушение установленного максимального соотношения зарплат руководящих должностей является основанием для прекращения трудового договора с руководителем учреждения.

Можно ли раскрывать информацию о среднемесячной зарплате


В ней говорится об обязательном размещении в Интернете сведений, касающихся среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений. Информация должна выставляться для публичного доступа на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, выполняющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений.

Также разрешается, по желанию учредителя, размещать данную информацию на официальных сайтах самих организаций.

При этом в выкладываемой в сеть информации, не должны быть данные, указывающие адрес, личный номер телефона, а также другие сведения, относящиеся к государственной тайне или категории конфиденциальных.

Порядок размещения информации о среднемесячной зарплате определяется правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, если иное не преду­смотрено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.



Труд оплачивается по ценности

Д ля ответа на вопрос о том, законно ли устанавливать разные оклады по одной должности (профессии), обратимся в первую очередь к нормам ТК РФ об оплате труда.

Особенность трудовых отношений – возмездность. Трудовая функция работником выполняется за плату, а принудительный, в т.ч. бесплатный, труд запрещен и допускается только в случаях, установленных законом (ст. 4, 15 ТК РФ).

Вознаграждение за труд – заработная плата (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). Не случайно один из принципов трудового законодательства – обеспечение прав каждого работника на заработную плату, которая (ст. 2 ТК РФ):

  • выплачивается своевременно и в полном размере;
  • справедливая, обеспечивающая достойное человека существование для него самого и его семьи;
  • не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату зарплаты в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ч. 1 ст. 21 ТК РФ). Работодатель обязан выплачивать в полном размере в установленные законом и системой оплаты труда сроки зарплату, обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 132 ТК РФ).

Таким образом, закон среди прочих требований выдвигает два важных условия:

а) никакой дискриминации при оплате труда;

б) труд равной ценности – равная оплата.

С дискриминацией все ясно – в трудовом законодательстве под ней понимают ущемление прав работника по любому признаку, не связанному с его деловыми качествами, – цвет кожи, раса, национальность, возраст и т.п. (ст. 3 ТК РФ). Фактически, чтобы не обвинили в дискриминации, условия и размер оплаты должны определяться только деловыми качествами работника и ценностью труда.

Деловые качества – способности выполнять определенную трудовую функцию:

1) из-за профессионально-квалификационных качеств (наличие определенной профессии, специальности, квалификации),

Сложность заключается в определении ценности труда. Что это такое, если четкого определения в ТК РФ нет?

Схожее толкование содержится и в словаре Ушакова Д.Н. Получается, словари понимают ценность как важность, значимость, полезность чего-либо.

Таким образом, ценность труда – его полезность, значимость, другими словами – это вклад в трудовой процесс, доля труда работника в общей деятельности работодателя и качество этой доли.

Схожий вывод можно сделать и при анализе определения заработной платы в ч. 1 ст. 129 ТК РФ: заработная плата – это не просто вознаграждение за труд, а плата в зависимости:

1) от квалификации работника;

2) выполняемой работы и ее:

  • сложности,
  • количества,
  • качества;

3) условий труда.

При этом заработная плата состоит из фиксированной части – тарифной ставки или оклада (должностного оклада) и плавающей – стимулирующих и компенсационных выплат (ст. 129 ТК РФ).

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4 ст. 129 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. А система оплаты труда, в свою очередь, – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законом (ст. 135 ТК РФ).

При этом в названных нормах ТК РФ нет ни слова об одинаковых должностях (профессиях) как критерии установления размера оклада и зарплаты в целом. Напротив, в ч. 1 ст. 132 ТК РФ указано, что заработная плата каждого работника максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, и зависит от:

  • его квалификации;
  • сложности выполняемой работы;
  • количества и качества затраченного труда.

Как видим, основные критерии – выполняемая работа и деловые качества работника, и если они более-менее равны, значит, работодатель должен обеспечить равную оплату.

Одинаковые должности ≠ равные работа и квалификация

При схожем образовании и длительности стажа работников их деловые качества могут различаться – скорость мышления, наполнение опыта, работоспособность, качество образования и пр. Могут отличаться и условия труда – площадь участка, отдаленность рабочего места и др. Потому законодатель и предусматривает возможность работодателю установить не только фиксированную часть зарплаты – оклад (тарифную ставку), но и доплаты (надбавки), при выплате которых учитываются и характеристика условий труда, и качество труда, и даже деловые качества работника (доплаты и надбавки за дополнительное образование, стаж работы, владение определенной техникой, программами и т.д.).

Несколько смягченная позиция содержится в письме Минтруда России от 25.10.2017 № 14-1/В-953. При введении системы оплаты труда работодатель обязан ориентироваться на установление равного размера должностного оклада по должностям с равной сложностью труда. Изменение дифференциации размеров окладов предполагает предварительное уточнение сложности труда по должностям и может быть осуществлено в порядке, определенном ТК РФ для утверждения локальных нормативных актов или коллективных договоров организации.

Логика чиновников вполне понятна – одинаковые должности подразумевают трудовую функцию более-менее одного направления, с преимущественно одинаковым содержанием. Потому фиксированная часть и должна отражать эту похожесть, а поощрить более высокую ценность труда и деловые качества работника, отклонения от нормальных условий труда и стандартного содержания обязанностей можно через систему премий и доплат. В то же время при установлении окладов надо учитывать специфику работы, сложность труда по должностям.

Позиция суда

1) содержание трудовой функции – должностные (трудовые) обязанности, условия труда и объем работы;

2) особенности системы оплаты труда;

3) добровольность согласования условий оплаты труда в трудовом договоре.

Рассмотрим позиции судов подробнее.

Содержание трудовой функции: важно не наименование должности, а ее наполнение

Суды вслед за законодателем исходят из того, что зарплата работника в соответствии со ст. 132 ТК РФ зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а за труд равной ценности устанавливается равная оплата (ст. 22 ТК РФ). Установление системы оплаты труда по смыслу норм гл. 20–21 ТК РФ – право работодателя. Именно он определяет условия оплаты – размер, порядок и условия выплаты: каков будет фиксированный размер и какие доплаты / надбавки. Главное – чтобы это не противоречило закону, не ущемляло законные права и не снижало гарантии работникам. Сотрудник может согласиться или отказаться от предложенных условий оплаты труда (в последнем случае – расстаться с работодателем или перенести спор в суд).

Работа по одной и той же должности (профессии) не означает ее одинаковый объем, сложность и количество, в связи с чем законодатель предоставляет право работодателю предусматривать любые условия оплаты труда, не ограничивая их максимальный размер и гарантируя минимальный размер оплаты труда.

Трудовое законодательство предполагает установление одинакового должностного оклада работникам, занимающим одну и ту же должность и имеющим одинаковые по объему трудовые обязанности, а работникам, занимающим одинаковые должности, но имеющим разные по объему и сложности трудовые обязанности, могут быть установлены разные оклады (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 26.03.2014 по делу № 33-2530/2014).

Схожий вывод встречается в апелляционном определении Верховного суда Удмуртской Республики от 22.07.2019 по делу № 33-3229/2019, определении Московского городского суда от 16.01.2019 № 4г-0219/2019, апелляционных определениях Красноярского краевого суда от 22.07.2013 по делу № 33-6699, Орловского областного суда от 21.09.2012 по делу № 33-1667, Иркутского областного суда от 24.07.2012 по делу № 33-5975/12.

Потому суды учитывают в первую очередь:

1. Содержание должностных (трудовых) обязанностей работников.

Двум работникам (К. и Д.) были установлены разные оклады по одинаковой должности (инженера). Один из них (К.) посчитал это дискриминацией и обратился в суд, просил взыскать с работодателя заработную плату в размере разницы окладов с Д. Суд отказал, поскольку должные обязанности Д. шире, чем у истца: по должностной инструкции Д. обязан сдавать дополнительные отчеты, в т.ч. по требованию руководства, управлять служебным автотранспортом при выезде на аварийно-восстановительные работы, вести учет оборудования запасных частей и др. В связи с этим признано допустимым установление большего оклада за больший объем работы (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 22.07.2013 по делу № 33-6699).

В другом споре суд также не признал дискриминацией установление большего оклада коллеге истца, поскольку в должностные обязанности того входили: блокировка средств, отслеживание заемщиков, расчет госпошлины, поиск и списание средств со счетов заемщиков, а также работа с заложенным имуществом, а истец этим по должностной инструкции и трудовому договору не занимался (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 26.03.2014 по делу № 33-2530/2014).

Таким образом, при различии должностных обязанностей у работников и разный вклад в трудовой процесс, следовательно, оклад тоже разный (см., например, аналогичный вывод в апелляционном определении Верховного суда Удмуртской Республики от 22.07.2019 по делу № 33-3229/2019).

2. Объем и условия работы, квалификацию и навыки работников, т.е. характеристики труда и деловые качества работника.

В суд обратился электромонтер, когда узнал, что у коллег на другой подстанции оклад выше. Суд отклонил доводы истца, т.к. группы подстанций имели различные количество и категории по сложности обслуживаемых подстанций и распределительных пунктов, количество единиц обслуживаемого оборудования, количество оперативных заявок по ним. То есть вклад работников в трудовой процесс являлся разным, а потому расцененено как обоснованное установление различного размера оплаты труда работникам разных групп подстанций (апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 15.02.2018 по делу № 33-2993/2018).

Читайте также: